Перейти к основному содержанию

16:41 22.08.2019

Когда Бог оставляет человека? И бывают ли такие моменты в нашей жизни? Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж», в студии протоиерей Александр Березовский.

23.06.2014 07:12:50

- Дорогие братья и сестры, мы с отцом Александром начинаем нашу передачу в прямом эфире радио «Радонеж» Вы можете позвонить нам по телефону и задать ваши вопросы. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.

- Добрый вечер, дорогие радиослушатели, напоминаю, что вы так же можете присылать ваши вопросы к нам в студию по СМС. Вопросы можно задать SMS сообщением по мобльному телефону. Пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Будем рады на него ответить.

- Стараюсь жить по заповедям, соблюдаю пост, хожу в храм, причащаюсь, но нет никакого ощущения, что душа становится чище. Почему?

 - На это может быть много причин. Ну, во – первых прелесть, человек находится в таком состоянии, когда думает о том, что он прав перед Богом и поэтому хочет от Него даров, как будто он их заслужил- такая может причина.

 Может быть причина другая. Например, человек имеет некий грех, может быть, даже смертный, который для него невидим, и этот грех, как черная дыра, поглощает всю силу души.

 Третье может быть, что человек, например, имеет какую – то привычку. Самая противная - это осуждать. Человек постится, старается соблюдать заповеди, но осуждает людей, не придавая этому значения. И в результате он приходит в состояние ложной праведности. Ну, это тоже, можно сказать, вид прелести. И тоже не только никаких даров, а просто мимо пролетишь царство небесное, потому что Евангелие нужно принимать все целиком. Если ты что – то принимаешь, пост, допустим, а «не судите, да не судимы будете» не принимаешь - результатом будет то, что царство небесное окажется недоступным.

 - То есть человек стоит на месте, как корабль на якоре.

 - Нет, не на месте, он падает в бездну, а свист в ушах столь велик, что человек не слышит этого падения. Потому что амплитуда колебаний так высока, что ухо души не может уловить сей звук. Только некоторая муторность на душе, о которой человек свидетельствует.

 - Батюшка, а если наоборот, человек вдруг начинает ощущать, что он становится лучше- это не есть ли тоже прелесть, какая – то?

 - Конечно. Это обольщение. Дело в том, что древние святые отцы говорили: «Чем человек ближе к Богу - тем более усиливается у него плач о грехах».

 - Ну, плач о грехах есть, а, вот, то, что человек все -таки видит, что он стал лучше: меньше ругается, меньше раздражается, меньше злится…

 - Ой, ну, как меньше? Он что, засекает секундомером, что ли?

 - Ну, может быть, и так.

 - Ну нет, ведь само продвижение по лестнице духовной, оно осуществляется только через покаяние. Не тем, что человек оценивает: так, я получше стал, еще получше, многие идут именно этим путем. Но это путь, ведущий от спасения в противоположную сторону. А путь к спасению идет только через покаяние, человек должен идти по лестнице покаяния.

 - То есть, если человек сдерживает себя в злых поступках, в проявлениях…

 - Если он это делает именно ради плодов покаяния- тогда это как раз искомый христианский подвиг. А если человек занимается самосовершенствованием- то, извините, ничего, кроме гордости у него не растет, и дьявол может ему такое кино показать по поводу того, какой он стал хороший, чистенький и пушистенький, и вообще.

 - То есть можно не делать ничего плохого и при этом двигаться к аду?

 - Ну, или быть в состоянии, при котором спасение не возможно. Например, телеграфный столб. Он не только ничего плохого не делает, но и приносит пользу: освещает в ночное время людям путь, однако царство небесное он унаследовать не может, потому что он просто мертв, так и бывает, что люди делают добрые дела, будучи абсолютно мертвыми.

 - А что сделало людей мертвыми, как столб?

 Все-таки человек изначально живое существо.

 - Нет, я имею в виду мертвость в духовном плане.

 - Но, вот, что убило человека?

 - Равнодушие ко Христу.

 - То есть Христос человеку не интересен, он…

 - Да…

 - Занимается самоутверждением.

 - Да, да, да. Желает не искусства в себе, а себя в искусстве.

 - Ну, да…

 - Ну, так это же давно даже нашими театральными деятелями было замечено, совершено противоположно задаче духовной жизни.

Еще вопрос:

 - Мой муж и я недавно поженились. Любим друг друга, верим в Бога, но есть одна проблема: мой муж социально и материально значительно менее успешен, чем я. Как мне быть, чтобы муж стал главой семьи, потому что я, действительно, на голову выше его во всех вопросах?

 - Ну, можно немножечко присесть, согнуть ножки, выровняться, чтобы голова была на уровне. Немножко неудобно ходить, но, если поставить такую задачу- со временем он станет выше.

 -То есть себя просто принижать, не…

 - Да нет, просто: социально, успешно- это все какая – то странная терминология, это для Бога совершенно неинтересно. Еще бы она сказала: «Вот, я брови выщипываю, а он нет. Или эпиляцию лодыжек делаю, а он нет» Не буду продолжать эту тему, на которую можно много чего рассказать. Эти достоинства, которые описывает эта счастливая молодая женщина, перед Богом ничтожны.

 - Но при этом человек, который, скажем так, не приносит в семью денег, как может заявлять о своем главенстве в семье?

 - Ну, всякое бывает. Это уже зависит от того, какой это человек. Неужели цена человека эквивалентна или даже адекватна…

 - Зарплате….

 - Его жалованию?

 - Чаще бывает наоборот.

 - Ну, как – то по - всякому. Ну, если это разумный человек, а еще плюс к этому духовный, то его присутствие в семье может быть центром жизни этой семьи.

 - То  есть зависит от того…

 - Как он это понимает, как он может этому служить. Представьте себе: был человек страшно богат, а потом его парализовало, но речь осталась. Получает пенсию, пожили лет десять на то, что он накопил, а дальше? Дальше его на помойку, потому что пенсия маленькая? Если исходить из этого социального успеха- тошнотворная такая формула- то тогда да, его надо уже списывать.

 - Есть мнение, что прощать нужно, не ожидая извинений и раскаяния обидчика, и приводят пример, что у Бога готово прощение для каждого из нас сразу, что Бог не ждет, пока человек раскается. Действительно ли Бог прощает каждого еще до его покаяния?

 - По - разному бывает. Зачастую так бывает: Бог как бы, пропускает это, но бывает и наказание. И мгновенно, бывает и с ожиданием. Что полезно для спасения, то орудие или рецепт мы от Бога и получаем.

 - Ну, а нам как в такой ситуации поступать? Уподобляться Богу и прощать всем и все сразу? Или опять же тут нужно рассуждение?

 - Рассуждение вообще нужно всегда, а нужно еще понимать, что такое прощать.

 - Ну, вот как вы сказали: «Не заметить того, что человек сделал тебе гадость».

 - Ну, при известном духовном развитии, это наилучший вариант.

 - Но, во всех ли ситуациях это полезно?

 - Кому? Самому прощающему? Безусловно. Смотря, какая мотивация, потому что простить можно и из трусости.

 - Ну, а для обидчика такое попустительство?

 - Это трудно сказать, тут нужно каждую конкретную ситуацию рассматривать. Вот, например, едешь ты на такси в пол – третьего ночи, и видишь: какой – то гражданин обижает на автобусной остановке молодую женщину, узбечку. Как должен действовать христианин?

 Он должен выйти, дать ему в зубы, вызвать милицию и сдать его. Это самый христианский поступок.

 - Защитить ближнего своего?

 - Ну, конечно.

 - А когда в отношении тебя?

 - Ну, пожалуйста, нырок влево… (Смеются)

 - И с большим смирением…

 - …и с большим смирением правым локтем под дых. И уже можно в милицию не сдавать. Но тут проблема, потому что, если нет свидетелей, То  как быть? И как таксист? Уедет или будет меня ждать? Тут надо все с рассуждением.

 - Когда Бог оставляет человека? И бывают ли такие моменты в нашей жизни?

 - В нашей не бывает, а в жизни таких высоких подвижников бывает, как некое такое испытание последнее…

 - Почему?

 - …самое трудное испытание.

 - То  есть пережить этот момент Богооставленности…

 - Это удел только очень близких к Богу людей.

 - И это для чего Господь попускает такое?

 - Ну, для огранки бриллианта души. Последние штрихи для небесного сияния.

 - Но, когда люди жалуются: «меня Бог оставил, Бог не слышит» Это, что?

 - Ну, это обычный ропот, самомнение.

 - То есть это перекладывание своей вины…

 - Гордость…

 - …на Бога?

 - Да нет, просто необразованность такая.

 - Даже если человек к Богу равнодушен или презрителен -Бог его не оставляет?

 - Конечно, нет.

 - Это же выбор самого человека!

 - Ну, и что же, Господь- Отец, Он любит всех лелеет.

 - То  есть Он как бы снисходит к человеческой необразованности?

 - Конечно.

 - Но вот, Он снисходит, снисходит, а потом…

 - Да, Он, Бог даже на Землю снизошел ради любви человека, но, представь, что за дурачье стояло в Иерусалиме, показывая пальцем и Пилату крича: «Распни, распни его»? Злое, упрямое, противное неблагодарное дурачье. Ну и что, Бог- Само совершенство, и Он с ними рядиться будет? А Я вам это, а Я вам то? Бесполезно.

 Так молился: «Боже, прости их, не ведают, что творят». А что тут еще сделаешь?

 - Батюшка, вся наша жизнь- это цепь, череда снисхождений Бога к нам, грешным.

 - Да, безусловно.

 - И человек, не вразумившись всеми благами Бога, приходит к своей смерти без покаяния. И, казалось бы, на этом прекращается милость Божия к человеку, и потом -ад?

 - Ну, ад- это тоже милость божия к человеку. Бог сделал все для человека, чтобы его спасти от ада преисподнего, но человек все же выбирает ад. Ну, s'il vous plait, ты сам выбрал, ты ничего не хотел, ты не услышал тех людей, которых Я тебе посылал- ты не принял, книжки, которые тебе давали читать умные люди- ты не читал, и так далее.

 Те испытания, которые Я тебе посылал для того, чтобы ты покаялся, тебя только озлобляли. Ну, Господь ведь каждому дает то лекарство, которое ему нужно. Бог- врач совершенный.

 - А человек это лекарство не принял, или оно не подействовало? Вот, почему оно не работает?

 - Ну, потому, что человек выплевывает и делает наоборот.

 - То  есть не признает себя вообще нуждающимся в этом лекарстве?

 - Не признает нуждающимся, вместо льда кладет грелку на живот, схватывает перитонит.

 - Говорит: мне казалось, так будет лучше.

 - Ну, опять.

 - Очень хочется, чтобы Господь не отступал от нас и миловал даже тогда, когда мы упорствуем.

 - Господь милует, потому что с каждым жителем Земли, ну, кроме совсем уж младенцев, как надо поступить? За наши грехи нужно кожу снять и солью сыпать, кода уже соль вошла в рану- еще палкой бить. Вот это будет адекватом, самым настоящим. Господь милостив и долготерпелив невозможно как. Десятки лет терпит.

 - Да, многие даже удивляются: ну почему Бог не приберет этого человека? Скольких он уже умучил вокруг себя!

 - Ну, каждый такой человек является испытанием и для ближних своих, то есть им тоже, значит, не бесполезно. Поэтому Господь и не говорит: «Так, надо истребить вот эту категорию, надо истребить эту категорию». Как у нас наша медицина. Сейчас, например, два депутата подали такой проект, что всех молодых женщин, которые забеременели, если они недееспособны- это обычно девочки из детских домов-их всех абортировать на любом сроке.

 - Принудительно?

 - Угу, практически принудительно. Как бы разрешать. Ну, понятно, им там по пятнадцать лет, это все делается под давлением. То  есть, Гитлер отдыхает в белой пушистой кроватке и лепечет: «Агу, агу». Все разговоры про фашизм- вот она, реальность: на полном основании ставят диагноз, проводят перинатальную диагностику, чтобы узнать, что там с плодом. Узнают с целью, чтобы его убить. Прямо Спарта, ребеночек родился хиленький- раз его в пропасть. Ну, и после этого мы хотим выжить как вид? Это никак невозможно. Может быть, и выживем как вид, но таких злобных, самопоедающих млекопитающих.

 - Ну, тут выжить невозможно, потому что за счет кого выживать – то? Того, кого убили в утробе эти нелюди?

 - Ну, человечество, пережив все страдания от фашизма, оно продолжает его линию, и, собственно, никто против этого не выступает. Ну, просто один в один фашистская технология. Одни не стесняются это предлагать, другие будут руки поднимать, не знаю, примется этот закон или нет? Но просто это, я не знаю…..

 - Но мотивация выдвижения этого закона какова?

 - Ну, мотивация- это ясное дело…

 - Нет, они же как – то обосновывают…

 - Эти дети, конкретно, как таковые, никому не нужны. Государство не хочет выделять на них деньги, не хочет с ними возиться, не хочет их устраивать в семьи. Не хочет сохранить им жизнь, проще убить.

 - Решить проблему…

 - Ну, вот, у нас это было в истории. Сначала продразверстка, собирается зерно у крестьян, потом приходит еще одна продразверстка, собираются все семена. На следующий год начинается голод страшный, потому что вывезли все. Вот- и что? В результате вместо того, чтобы пустить в те области, где есть еще еда, окружают войсками и никого не подпускают, и миллионы умирают с голоду. Для чего они умирают? Чтобы их не кормить. И это перед страшной войной- ну что это такое?

 Ну, я понимаю, там, Сталин- кавказский человек, разбойник, гангстер, абрек, шесть раз в тюрьме сидел, рецидивист. Это его вкус жизни, его понимание. Но сейчас – то, двадцать первый век, запускаем спутники- они падают в океан, каждый стоит по миллиардику. За миллиардик сколько можно таких детей воспитать, домов построить?

 - Но самое ужасное, что в душах людей ничего не изменяется.

 - Ну да, никто по этому поводу не дергается, все наши как бы придыхания по тому поводу, по этому- это крокодиловы слезы, вот что удивляет.

 - Но церковь давно уже определила причины бедствий народа, потому что…

 - А церковь говорит, вырабатывает документы, но ведь люди не слышат и не слушают. Ну, представь себе, по многим каналам утром каждые пол – часа, по радио, там, каждые пятнадцать минут рассказывают, какая погода-открой форточку да посмотри. Но, если бы столько же раз, четыре раза в час, потом каждые полчаса, потом каждый час рассказывали, что людей убивать нельзя. Вы не забыли? Сначала позвоните своим родителям, а потом: вы помните, что людей убивать нельзя? Такие простые вещи. Или допустим, вот, сегодня я пошел в парк погулять, целых сорок пять минут гулял. Парк находится в самом центре Москвы и там через каждые пятьдесят метров груды мусора: банки, бутылки полиэтиленовые и алюминиевые, остатки от кострищ, хотя при входе в парк написано: «Не разжигайте костров».

Ну, как, в течение года повторять каждые пятнадцать минут: не превращайте парки, где должна быть красота, общение с природой, в помойку! Ну, это же, как бы, очевидно. Ну что, трудно взять с собой черный мешок и отнести его в ближайший контейнер? Или взять маленькую саперную лопаточку и все закопать? Хотя всякая полиэтиленовая дрянь не гниет, но говорят- через сто пятьдесят лет разложится. Ну, будет ли парк, не будет, но сто пятьдесят лет подождать, ерунда.

 Но ведь нет, живем в помойке, детей убиваем, идет девушка -школьница, у нее первый звонок был, курит. Ну, этим должен кто – то заниматься?

 - Родители.

 - Родители- ну, дети в определенном возрасте, как раз десятый, одиннадцатый класс, уже не хотят слушать родителей. Ну, представьте себе, если бы, как погоду- уже эта погода надоела, ну, нету сил- вот, так же долбить про курево, про пьянство, про убийство… Ну, я думаю - продолбили бы. Но это неинтересно. Неинтересно ни здоровье граждан, ни духовное состояние детей, ни что. Это натуральный фашизм в действии. Он в нас победил. У нас ненависть к русскому народу, друг к дружке…

 - Вот, что – то в людях такое…

 - Грех, грех… Это же ясно, что это умопомрачение, но вместе с тем и сердечное помрачение.

 - Но вот, вместе с тем, останови любого десятиклассника, десятиклассницу и начни спрашивать: «Курить плохо? – плохо. Пить плохо? – плохо». И все расскажут. А почему, почему ты тогда этому служишь? Почему? А потому, что кроме этого ничего другого нет.

 - Нет, от «хочу» к практическим действиям тоже ведь не сразу переход. Никто не может сказать, что он затянулся- и сразу удовольствие.

 Большинство из них, вот, смотришь: они курить- то не умеют.

 - Но хочется быть взрослее. Выглядеть, выглядеть.

 - Ну, вот, получается: вместо настоящих дел- показуха.

Вопрос пришел:

 - У меня есть желание достичь чего – то в жизни, устроиться на хорошую работу.

 - Ну, достигни, устройся.

 - Правильный ли это настрой и желание?

 - Да, ничего в этом, так сказать, плохого нет, только цель какая – то убогая.

 - Такая незначительная.

 - Ну да, это все равно, что сказать: «Я бы хотел всю жизнь ходить в начищенных ботинках». Хорошая цель? Да, чего такого? Почисть- и ходи наутро опять. Ну, как – то мелко. Что же, мать в муках его рожала тут для того, чтобы он в чистых ботинках был? Но само по себе чистые ботинки- неплохо, и работа непыльная- тоже неплохо. Но должна быть цель. Это разве цель?

 - Алле, добрый вечер.

 - Алло. Христос воскресе. Благословите, батюшка.

 - Воистину воскресе Христос.

 - Батюшка, вот, Вы говорите много…

 - Я буду поменьше…

 - …хорошего- нет, не в этом плане. Я хотел спросить, вот, храмы открытые, не пустуют, к святыням очереди стоят, а люди все такие же, даже к уровню тринадцатого года никак не выйдем, дореволюционному. Вот, по Вашему мнению, это нам наказание такое?

 - Ну, при чем тут наказание? Мы же сами, тут никакого нам наказания. Наоборот, вот, мы с отцом Александром разглагольствовали по поводу долготерпения Божия. Какое же нам наказание? Нам одна лафа.

 - Что хочу, то и делаю.

 - Да. Такая жизнь- ну, нельзя сказать, что она уж такая шикарная…

 - Раньше построже было все -таки.

 - Фильм…

 - …не все можно было.

 - Я помню хрущевские времена, это я вообще умирать буду- не забуду. Ну, если уже только в маразме. Нет, большое русское спасибо.

 - Вот, казалось бы, все Бог дал современному человеку: и храмы открыты, и святыни открываются, и мощи святых доступны, и действительно же очереди стоят, и храмы не пустуют.

 - Нет, ну, в храмы, в основном, все -таки человек приходит в слезах. А пока жареный петух не проклюнул человека насквозь до самого сердца, как –то он…

 - Не очень, да?

 - Не очень, да.

 - Какова должна быть мера строгости при воспитании детей и можно ли их бить?

 - Ну, вообще битья как процесса не должно быть вообще. Что значит «бить»?

 - Тут цитируют слова одного батюшки: «Детей надо бить, быть строже. Сам Бог это говорит». И вот тут большой, большой вопрос, недоумение: как Бог может такое говорить?

 - Нигде в Библии не сказано, что нужно бить детей. Это клевета на Священное писание. Пусть точно цитирует. И потом, про это битье сказано в Ветхом завете. Там помимо этого сказано еще: побивать камнями. Поэтому, если девочка говорит, что она замужем гражданским браком, нужно тогда ее вывести во двор и кирпичами забить до смерти свою родную девочку, если уж Бог говорит. Раз такие умные – то именно так. Ну, а потом, если правый глаз соблазняет -нужно его вырвать, конечно, и левая нога тоже, отпилить ее к шутам. Вот, побить нельзя, наказывать можно, так сказать, физическое воздействие. Но это в определенный только период жизни, потому что, если все время бить, ребенок вырастет предателем и вруном. Как ребенок может избежать порки?

 - Соврать.

 - Только врать, поэтому ничего хорошего из этого не выйдет. Так в отдельных случаях, когда чТо то катастрофическое сотворил, ну, например, взял ушел, никому ничего не сказал. Одно дело -пятилетний, тут надо обнять, поцеловать, слава Богу, нашелся, а если десяти? За это вполне можно наподдать. Но это не значит, что бить, пока он уже сесть не сможет, но врезать разок, чтобы запомнил, это имеет смысл. А, когда тринадцать- это бесполезно, он просто озлобится и будет такой, всю жизнь потом будет вспоминать. То есть нужно не просто тупо бить детей, это и звучит как – то по садистски, а нужно воспитывать.

 - Ну, вот, ссылаются на то, что в дореволюционной России, вообще метод розог был очень распространен.

 - И, что? Чем закончился этот метод розог? Чем?

 - Революцией.

 - Да, не очень великой и не очень социалистической, но вполне Октябрьской. Вот, оно и закончилось. Где оно, христианское воспитание? А в ком – то оно осталось и засело, и были христиане, жизнь свою отдали за Христа. А другие что? Вот и все, а потом они сами, солдаты, стреляли в своих офицеров.

 - Батюшка, ну, а насколько полезна строгость к ребенку? Ребенок все время шалит, все время хочет своего и, здесь его держать в постоянной строгости, не жестокости, а именно строгости? Это полезно?

 - Дело в том, что очень многие люди слово «строгость» понимают по – своему.

 - Ну, не отпускать?

 - Некоторые так понимают эту строгость, что я бы таким руки отбивал деревянной киянкой. Ну, это нелепо, взрослый мужик или родная мать нещадным боем бьет своих детей. Медведица может наподдать медвежонку, но никто еще, никакой зоолог не наблюдал, чтобы медведица лупила своего медвежонка. Один раз наподдать ему по мягкому месту, причем она не лупит его по голове…

 Звери дикие знают, как воспитывать своего детеныша. Только безумный человек в гневе, иногда и пьяный бывает, чего там говорить…

 В воспитании главное: первое- это терпение, второе – любовь. Если этого нет, то бывает антивоспитание. Воспитывают уродов и садистов, и предателей, и подонков.

 - Чем больше каюсь, тем больше тщеславлюсь. Почему так происходит? Как быть?

 - Тщеславие находит себе лазейку, где угодно. Это очень полезно о тщеславии почитать у любого святого отца…

 - То  есть эта тема раскрыта хорошо?

 - Очень, очень.

 - То  есть с этим грехом боролись с самого начала…

 - Ну, конечно…

 - …христианской эпохи?

 - Да.

 - То есть даже…

 - Побеждаемый тщеславием себя лишает всех добродетелей. Если человек тщеславится даже каким – то настоящим подвигом, то он не получает никакой награды. Он получает уже свою награду здесь, когда начинает кому – то об этом вещать или делать, что – то напоказ, или делать так, чтобы люди заметили, оценили, что – то все время из себя изображает: то ученого, то старца, то там еще, ну, в общем цирк.

 - Но нет нетщеславного человека, мне кажется.

 - А есть разве несребролюбивый, а есть независтливый? Не бывает, все восемь страстей у каждого есть, только степень выражения разная. Или безгневный бывает?

 - Бывает, люди приходят, говорят: «Я никого не осуждаю и никогда не гневаюсь».

 - Можно протестировать…

 - Насчет гнева- да.

 - Это «на тебе, чего хочешь».

 - Батюшка, как укрощать вспыльчивых людей?

 - А зачем нам? Нет такой задачи укрощать вспыльчивых людей. Если ты начальник, а у тебя в твоем подчинении какой – то вспыльчивый человек, и дело страдает от его вспыльчивости- можно его поставить в угол, лишить премии.

 - Но, если в семье есть вспыльчивый такой?

 - Ну, вспыльчивый- надо раньше смотреть, прежде, чем замуж выйти. А если это ребенок, изолировать - посиди, подумай.

 - Но если это не твой родственник, а просто как бы человек сторонний. Что лучше его обойти стороной-или оставить как есть?

 - По – всякому, по – всякому. Начиная с вызова милиции, кончая- не буду говорить.

 - В Евангелии от Иоанна сказано: «Ибо тот, которого послал Бог, говорит слова Божии, ибо не мерою дает Бог духа».

 Что значат слова: «…ибо не мерою дает Бог духа»?

 - Ну, то, что они, несмотря на то, что некоторые наши прихожане имеют такой благодатный метр, которым измеряют, где благодатно, где не благодатно, где очень благодатно, на самом деле Бог благодать не дает кусочками, там, или килограммами. Вот о чем речь.

 - То есть, если Бог…

 - Не меряет.

 - Да, если уж Бог дает…

 - То дает.

 - …во всей полноте.

 - Ну, может быть, не во всей, потому что человек не может это все удержать. Он дает столько, сколько человек может удержать. И на столько, на сколько человек может по времени это удерживать в своем сердце.

 - А от чего зависит это время?

 - Ну, от способности человека предстоять перед Богом, не отвлекаясь.

 - То -есть мы получаем благодать на доли секунды, получается?

 - Ну, может не на доли, но на секунды…

 - Потому что так вот…

 - Бывает и на минуты.

 - Я встречаюсь с девушкой, я понимаю, что люблю ее и эти чувства взаимны. Возможно ли нам пару месяцев перед свадьбой пожить вместе без близких отношений, чтобы испытать наши чувства в быту?

 - Возможно, как возможно влить себе в горло вина, лечь на спину и так вот ждать.

 - А чего ждать?

 - Ну, утра. Потом, когда во сне проглотишь, сядешь за руль, получишь штраф или отъем прав, в зависимости от того сколько проглотил промилле.

 Все нам возможно, но не все полезно.

 - То есть такое испытание ничего не даст?

 - Если это рассматривать, как испытание, то вообще идиотизм.

 - Люди боятся бытовой несовместимости, но как узнать вообще…?

 - А чего, вот, раньше не боялись? Раньше, если молодой человек не собирался жениться на данной девице, он к ней в дом не ходил.

 Просто приходить в дом, где она живет- это уже жених, если уже сваты приходили, если пришли к соглашению, заключили устный или письменный брачный договор, если назначен день венчания, если уж знают, что он жених, он мог приходить в гости. Но, это как солнышко ближе к закату-ему домой. А тут, представляешь, они раз- и решили пожить месяца два. Пожили, пожили, потом он говорит: « Нет, нет, знаешь, что – то, вот, не то» . Это что значит? Это значит: он ее опозорил. Он ходил, он там ночевал, он с ней жил, а теперь ее бросил.

 - Ну, раньше в обществе это был позор, сейчас это уже не считается позором.

 - Ну, считается, не считается- грех, он и есть грех. В дебрях Амазонки люди ходят голые. У нас, если выйдешь на улицу голый, хотя сейчас у нас жара побольше чем, там, в Рио де Жанейро- посодют тебя как фулюгана-как бабки говорят.

 - Да, не походишь, как в дебрях Амазонки.

 - Да..

 - Отец Дмитрий, грех ли просить у Бога побыстрее умереть, чтобы освободить квартиру дочери? Очень хочется, чтобы у нее сложилась личная жизнь, но жить им пока негде.

 - Ну, что значит « негде»? Пошел в магазин «Сад и огород», выкопал земляночку, купил за тысячу двести рублей печечку- и все, и живи. Вот, сейчас Астахов Павел Алексеевич ездил с ребятами на Северный полюс, некоторые из них были инвалиды. Палаточку поставили на льдинке, в палаточке тепло, минус двадцать пять, ну, а за палаточкой пятьдесят. Вот, жили. Негде жить, Господи, какая проблема! Сколько к нам приезжает в Москву таджиков, всем есть, где жить.

 - Но вопрос в том, что мама, ради любви, готова умереть, чтобы дочери освободить квартиру. Вот такое желание матери. Оно насколько вообще нормально?

 - Ну, тут никаких нормальностей нет, чего же тут такого нормального? Сплошная ненормальность, норма в том, чтобы каждый человек должен жить отпущенный Богом срок. Сто десять, так сто десять, сто двадцать, так сто двадцать.

 - То есть просить у Бога о смерти- грех?

 - Бог, распоряжающийся жизнью и смертью, здоровьем человека, Он сам знает кому, когда по какой причине умирать, в это вмешиваться не годится.

 - Все понятно, батюшка, спасибо.

 - Моя родная мама постоянно меня морально унижает, называет глупой, некрасивой, постоянно сравнивает с кем – то, мне часто приходится уходить из дома, чтобы не слушать этого. Помогите, как мне быть? Практически с самого детства у нас с ней такие отношения.

 

 - Если с самого детства, то тогда с такой мамой надо развестись, а если дочка христианка, она может с помощью такой мамы достичь духовного совершенства, достичь терпения, долготерпения и смирения.

 - Ну, это, если она поставит такую цель…

 - Ну, да…

 - …перед собой.

 - Вот, как бы, два пути.

 - А развестись- это значит оставить маму без заботы, без…

 - Ну, что такое «развестись»- это понятно, развестись- это развестись. Как с мужьями разводятся, как с женами разводятся, так можно и с родителями развестись И с детьми можно развестись, и можно с братьями развестись, и с сестрами развестись, когда вообще не осталось отношений, ни капли любви и совместная жизнь только ради подвига во имя Христово, тогда имеет смысл, а просто так…

 - А, вот, из чувства долга? Ну, вот, мать, любви к ней нет, вот, вспомнить хорошее…

 - Это хорошая вещь, это тоже можно, но если просто терпеть из чувства долга- это недостаточно, нужно обязательно некая такая конструктивная цель: спасение души, например. Тогда это будет польза.

 - То  есть: Господи, ради Тебя терплю.

 - Да, вот это цель достаточная, если не ради Господа, не имеет смысла.

 - У меня погибла моя любимая младшая сестренка, это совсем молодая девушка, самый любимый мой человек. Я не могу справиться с болью утраты, жизнь без нее потеряла смысл. Как мне приказать душе смириться?

 - Нет, это не приказывается, только через терпение. Или молитвой за сестренку.

 - То есть, просто время какое – то нужно?

 - Нет, не просто время, нужно это время активно проводить.

 - Но, вот, чувство такой невозвратной утраты, как его можно утолить?

 - Ну, во – первых, она же не исчезла.

 - Перестала быть рядом.

 - Перестала быть рядом, да. Я не говорю, что это легко, но человек не исчез, мы всегда можем молиться за него. Это испытание веры. Потому что так привязан человек должен быть ко Христу, а не к собачке, не к попугайчику, не к бабушке. Должна быть привязанность, конечно, и к бабушке, и к маме, безусловно, и любовь, но все таки ко Христу должно быть больше.

 - Но, когда…

 - «А если любите сына или дочь больше Меня -вы Меня не достойны» Это кто сказал?

 - Господь наш.

 - Ну, вот, мы должны этому следовать, если хотим быть христианами.

 - То  есть, если любите, то именно речь идет об этой привязанности?

 - Конечно.

 - Но, когда у человека не хватает такой любви ко Господу?

 - Вот Господь и отбирает, чтобы человек вспомнил и о Нем, и к Нему же обратился за утешением, за упокоением души того человека, которого утратил.

 - То есть, это некоторый такой урок?

 - Да.

 - Потому что она дальше вопрошает, чем помочь, как поддержать маму и отчима, которые очень сильно страдают. - Ну, есть такое выражение: сплотиться. Но имеется в виду «сплотиться в любви».

 - Спасибо, батюшка. Наша передача подошла к концу.

 - Ну, что же, всего вам доброго. До свидания, будем живы, здоровы…

 - Постараемся сплотиться.

 Всего доброго. Спаси вас Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+