Перейти к основному содержанию

21:27 02.08.2021

Какую роль играет дух религиозного единства людей в сохранении целостности государства? На вопросы слушателей отвечает протоиерей Артемий Владимиров.

04.06.2014 07:22:21

Здравствуйте дорогие братья и сестры, слушатели православного радио «Радонеж». Наше общение с вами на волнах прямого эфира. Сегодня мы будем беседовать с протоиереем Артемием Владимировым. Он старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря.

 -Здравствуйте, батюшка. Благословите.

 -Приветствую вас, дорогие друзья.

 -У микрофона ведущая Елена Путинцева. За режиссерским пультом режиссер раба божия Галина. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Те, кто не сможет нам дозвониться, присылайте нам свои сообщения по смс.

 -Начать нашу передачу хотелось бы с поздравления вас, батюшка, как духовника всех сестер, новопоставленной игуменьи Ксении, а также всех прихожан древнейшей в Москве Алексеевской женской обители с прошедшим престольным праздником. Конечно, не все могли побывать на этом празднике. И было бы хорошо, если бы вы кратко поделились впечатлениями о том, как проходила служба, с каким словом обратился Святейший патриарх ко всем прихожанам и сестрам.

 -Начнем с того, что свершилось долгожданное событие великого освящения. Великое освящение храма Алексея Человека Божия, храма, который сейчас носит статус Патриаршего подворья. Мне хочется сказать добрые, теплые слова о его настоятеле протоиерее Валерии, который вместе со своей общиной вложил всю любовь своей души, привлек немало добрых людей. И храм действительно был достоин этого события. Он сияет изнутри особой красотой. Все иконы, обрамления, интерьер сделаны и подобраны с отменным вкусом. Патриарх, конечно, был доволен, и огромное количество людей из восьми чаш совершало причащение Святых Христовых Тайн, едва-едва народ мог перемещаться по храму.

И, как всегда, Патриарх утешил своим глубоким словом, вспомнив подвиг Алексея Человека Божия, который всю жизнь жертвовал собой ради исполнения воли божьей и стал сосудом благодати, и по сей день струящейся через него от Христа, чрез святого Алексея на всех, кто чтит его память.

Вот подлинный образчик и пример для христианина, ищущего абсолютного смысла жизни. В чем он? В том, чтобы стяжав благодать, делиться ею с ближними. Видим, что это дело не имеет конца. И по завершении вашего земного пути, вы остаетесь только если нашли путь к Богу и соединились со Христом золотым звеном единой цепи боголюбцев, являете светлую звездочку, через которую божественный свет струится в этот мир и согревает его, освещая души, тянущиеся к самому источнику света.

-И затем, после завершения божественной литургии, на ней еще был рукоположен в священство выпускник Свято-Тихоновского университета, нынче уже иерей Стахий, с редким именем, которое он получил в детстве. Выросший в семье благочестивых родителей и даровитый молодой человек, знаток античной культуры. Я помню его еще по нашей церковно-приходской школе. Мальчик порадовал в совсем нежные годы своим поэтическим даром. Сохранился еще изданный в начале девяностых годов альманах, где он пишет: динь-дон, динь-дон покаянный канон, Господи, даруй милость душе моей грешной мятежной…

Совсем не по-детски он писал, будучи начитан в классической литературе благодаря своей доброй маме, рабе божьей Нине. Которая, конечно, особенно переживала духовное рождение сына в этот воскресный день. Тем паче, что и отец семейства назван в честь Алексея Человека Божьего.

А затем Святейший Патриарх прибыл в Красное село собственно в Алексеевскую обитель, которая напряженно готовилась. Так уж повелось на Руси не жалеть ни времени, ни сил, ни средств, но встретить достойно Первосвятителя. Село и обитель оказались обновленными, территории прибраны. И Патриарх отметил изменения, которые за прошедшие годы открылись ему. После дружной трапезы, за которой, между прочим, присутствовали высокие представители власти, в том числе известный спикер, трибун, который отвечает за содружество наших государств- СНГ-

он говорил прекрасно слово о русском мире, который сегодня воскресает как птица феникс на наших глазах. Упраздняет пресловутую политическую однополярность, ведущую к угнетению народов в страхе перед политическим гегемоном, который считал себя вправе свершить и свершать судьбы народов путем революции, агрессии, интервенции. По существу подламывая становой хребет тех древних наций, которые сегодня напоминают собой развороченный муравейник и осиное гнездо на Ближнем Востоке, в частности.

Все вы, наверное, друзья скорбите о той трагедии, которая постигла сирийский город с армянским населением, где боевики совершили массовую резню, повергнув весь армянский народ в уже забытый, хотя забыть это нельзя, ужас геноцида, имевшего место в начале XX-го столетия. Практически в эти же годы повторяется. Хотя в меньшем объеме, но с не меньшей жестокостью.

И вот почему мы сегодня так внимательно слушаем речи наших политических вождей России, как гарантии мира. А Святейший Патриарх призывает нас горячо молиться. Любимое родное православие, объединяющее Россию, Украину, все континенты. Все мы догадываемся, что главные намерения князя века сего- именно поход против церкви. Отторгнуть людей друг от друга, отчуждить их. И таким образом выместить свою люциферианскую ненависть к Церкви Христовой, Телу Христову. С кровью нашего Спасителя, приобретенной Им Самим. Но давайте дадим место вопросу.

 -Мы слушаем вас, здравствуйте, говорите, пожалуйста.

 -Здравствуйте, я раба божия Маргарита. Моему правнуку четыре годика, он крещеный и один раз он причащался. А вот дальше, сколько водим он не причащается ни в какую. И даже боится святых образов, у меня дома календари большие висят, со святыми. А он боится их. Кричит: снимите, снимите!

 -Я думаю, что мы помолимся, дабы поскорее ребенок освободился от этих, каких-то непонятных для его возраста, фобий. Ведь речь идет не об умственном заблуждении, а об определенном сердечном состоянии. В чем дело? В ком дело? Может, в родителях? Ведь дитя и мать, родители и дети, отцы и дети –это, по существу, единое целое. Может, ваш сын или ваша дочь не вполне сообразовали свою жизнь с заповедями божьими? Может, семья еще не имеет покрова благодати божьей? И можно порекомендовать вашим молодым, исходя из внутренней потребности, конечно, освятить их союз таинством венчания? Прежде глубоко покаяться в грехах, которых никто не чужд.

Какие еще могут быть факторы, которые накладывают такую печать на ребенка, совершенно несвойственную возрасту? Надеюсь, что дитя не отдано на откуп каким-то агрессивным мультикам, которые могут перебаламутить внутренний мир ребенка? Во всяком случае, мы, дорогая бабушка, помолимся, чтобы мальчик мало- помалу расположился к делу. Здесь, безусловно, важна встреча со священником. Особенно- с педагогическим подходом. Потому что доброе обращение с ребенком, ласковое прикосновение руки пастыря, улыбка снимут эту психологическую преграду. Это проверено на опыте.

 -Батюшка, вы сейчас затронули очень важную тему церковного единства. Об этом сейчас прежде всего надо молиться. Еще хотелось бы обратиться к событиям последнего времени, к Тавриде, к Крыму. Среди ваших друзей прихожан немало и севастопольцев, и крымчан, и харьковчан. Наверное, вы с ними постоянно на связи? Какие поступают сообщения, и что бы вы хотели им сказать? Какое слово к ним обратить сегодня?

 -Да, сегодня Севастополь как город федерального значения по существу- третья столица России, переживает особые дни. Он, безусловно город русской славы. Город, каждый камень которого помнит своих героев.. Вот только что Дмитрий Анатольевич Медведев с кабинетом министров был в Тавриде, в Крыму. И отрадно, что очень быстро налаживаются новые связи, относящиеся не только к политической, а и к социальной, бытовой жизни. И крымчане чувствуют всю полноту заботы и попечения России, и их упование не посрамлено.

Мы понимаем насколько для кого-то этот вопрос болезненный. Учитывая, что сегодня эти земли стали землями контрастов. Там разруха, здесь созидание. Там беспорядочные выстрелы и группы вооруженных людей, бродящих бесцельно по матери русских городов. Здесь же полное спокойствие, самоорганизованность, созидательный труд. И сердце, согласитесь, друзья, обливается кровью. Потому что оно не может не любить, не может не сострадать. Мы чувствуем эту искусственность уже не оранжевого, а коричневого эксперимента, который совершается на родных нам землях.

Мы переживаем за людей, живущих в ином информационном пространстве. Народ очень легковерен, доверчив. Он напоминает собой посетителей детского сада и, подвергаясь 25-ти часовому промыванию умов, безусловно, реагирует на все по- своему. Сегодня, дорогие друзья, самое главное- наши молитвы. Молитвы сердечные, молитвы непрестанные. Молитвы о снятии озлобленности, ненависти, отчуждения от сердец простых людей.

Я не уполномочен сегодня глубоко обсуждать политический контекст. На это есть люди, профессионально разбирающиеся в этом. Но как пастырь я глубоко сопереживаю, сострадаю всем тем, кто сегодня оказался в зоне турбулентности. И мы верим, что Пресвятая Дева Мария вдохнет в них мужество, и правду, и силу, и смирение, и любовь в сердца православных людей. Не допустит того отчуждения, расчленения православия, на которое дух тьмы и рассчитывает, принося эту землю в жертву радикальным политическим группировкам с шовинистическими, откровенно нацистскими установками.

Очевидно, что замысел только один - славян столкнуть между собой и отторгнуть их от купели единого крещения, разобщить их с небом, с православием. О, если бы все крещеные люди на Украине понимали, как был использован их стихийный протест против всяких местечковых злоупотреблений законной властью! И как в этой мутной воде всплыли акулы из заморских стран, с тройным рядом зубов, загнутых вниз, дабы терзать плоть славянской нации.

И, конечно, очень горько за тех людей, кто сегодня и у нас здесь в нашей белокаменной легкомысленно тявкает и квакает против того, что свершилось несомненно по воле божьей, и свершилось ради ограждения крымчан независимо от их нации: русские, украинцы. Я не считаю их особой нацией. Это мы, славяне, братья татар, евреев, кого угодно.

И этим записным демагогам, которые сегодня прикрываются именем интеллигенции, я отказываю им в принадлежности к мыслящему сословию. Коль скоро они ведут себя по существу как инородное тело в России. Не слышат голоса народа.

Может быть, к ним обращены слова поэта Федора Ивановича Тютчева:

Напрасный труд — нет, их не вразумишь,—

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация для них- фетиш,

Но недоступна им ее идея.

 

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Май, 1867 год, Санкт-Петербург

 

И посмотрите, как прозорливо Федор Иванович Тютчев смотрит на XXI век из своего золотого XIX века, как характеризует самое Европу. Теперь никакой действительный прогресс,- пишет наш поэт и истинный слуга России, -не может быть достигнут без борьбы. Вот почему враждебность, проявляемая к нам Европой, есть, может быть, величайшая услуга, которую она в состоянии была нам оказать. Это положительно не без промысла божьего. Нужна была эта с каждым днем все более явная враждебность, чтобы принудить нас углубиться в самих себя. Чтобы заставить нас осознать себя. А для общества, так же как и для отдельной личности, первое условие всякого прогресса есть самопознание.

 Вот этим-то, я думаю, мы благодарны той смуте, тому путчу, который давно был выношен в недрах мирового сообщества. Подготовка началась раньше времени. Куплена была эта ужасная бесовская компания в Киеве за деньги местных прихватизаторов и их покровителей из-за океана, когда всколыхнулся русский мир. И этот мир действительно полярен всем словам с окончанием –ИЗМ. Троцкизм, коммунизм, сионизм, нацизм.

Потому что все эти учения, введенные в умы и сердца безбожного человечества дьяволом, помазаны злобой, ненавистью, отторжением от себя других народов. Служители этих уродливых учений. А я уже умолчу об анархизме, бандеровщине и прочих безобразных явлениях, недостойных существования в этом подлунном мире. Все их служители помазаны какой-то мрачной печатью. Посмотрите на лица тех, кто сегодня претендует на главный политический голос.

Посмотрите только в их сердца - и ваша душа невольно содрогнется и почувствует присутствие темного духа. Иное дело- русский мир. В нем нет и тени агрессии. Есть только ответственность за судьбы славянства, православия, за судьбы униженных и оскорбленных. Есть удивительное внутреннее единство, основа которого вертикаль, устремление к солнцу правды и любви. К воскресшему Христу. Благословляющему наши земли. А ведь это и древнее галичское княжество. Это и Волынь, это и киевское, владимирское, московское, освященные православной верой, населенные православными людьми.

Эти земли пришли к своему историческому единству. Однако, как вы знаете, вследствие политических пертурбаций, вследствие безбожных пасьянсов были перекроены, народы отторгнуты друг от друга. И последние двадцать с чем-то лет привели к тому, что бациллы и вирусы этнической ненависти пестовались, разводились искусственно в этой лаборатории падшего духа. И при использовании определенных политтехнологий, информационных диверсий, были распыляемы, рассредоточены по городам, где когда то цвело подлинное благочестие. И вот почему сегодня мы скорбим душою и страдаем сердцем, это как кровоточащая рана в православной душе. Но мы вместе с тем и ободрены удивительно. Мы в скорби еще и радуемся тому, что сегодня весь наш народ осознал себя самого как государствобразующую нацию. Как народ, обрученный Христу. Как народ, который провозглашает православный русский порядок.

Сегодня мне доносят мои друзья из Севастополя, что там преступность практически на нуле. Вот народные дружины самообороны привели к тому, что весь преступный мир сейчас переместился туда, где безвластие, где анархия, где есть возможность в мутной воде поживиться без боязни преследования. И напротив, там где созидают заново экономическое и политическое поле, где люди вновь чувствуют сладость созидательного труда, там преступный криминальный элемент сам собой распадается в прах.

Посмотрите сегодня, как прекрасна ушедшая советская эпоха, как Крым перенимает формы национализации. Как всем тяжела эта власть олигархии одиночек, неизвестно на чем разжившихся. И в русском менталитете, в строе нашей жизни действительно всегда была и всегда останется готовность предпочитать общее, жертвовать частным. Мы устали от этих скорохватов, которые сегодня ради своих политических амбиций, ради своих офшорных предприятий готовы на предательство собственного народа. Становятся душителями его нравственной и духовной свободы, политического определения.

И думаю, что это великая милость для великой России. И сегодня мы все поддерживаем нашего президента, его команду. Мужей разума и силы. Чувствуем себя спокойней за их спиной, покуда они представляют нас на политической арене. Потому что Россия оказалась сыта по горло распадающимся капитализмом. И по существу капитализм сегодня изживает самого себя. И мы присутствуем при какой-то таинственной, еще многим непонятной ломке, тектонических сдвигах финансового фундамента.

Ну, не буду уходить в вещи, в которых я не являюсь специалистом. Мы призываем вас, друзья, к прямому эфиру. И отдаем приоритет вашим звонкам.

 -Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, дорогой батюшка. Это Валентина.

 -Слушаем вас.

 -У меня вопрос и просьба к вам. Ну, во-первых, огромное вам спасибо. Мы все переживаем, конечно. У меня в Крыму дочь. Прошу помолиться за нее. Она поет в церкви. Я хочу вот такой вопрос вам задать. Еще в молодом возрасте я жила в Сибири и ездила туда лечиться. Жила у бабушки на квартире, и в Рождество Христово пригласили меня к столу. Я обратила внимание, что они кладут на стол сено под скатерть. Очень вкусная была кутья, все было вкусно. Но когда садились все за стол, бабушка сказала: призываю всех сродничков на вечерю: мамочка, папочка – ну, в общем, все умершие души, идите до нас на вечерю.

И вот я долго думала: брать ли мне ложку кутьи этой или воздержаться, но все-таки кушала. А когда приехала домой, у мамы спросила: что это? Язычество? Она говорит: не знаю. Я решила спросить у вас. Хоть прошло много-много времени, но меня это беспокоит.

 -Я думаю, что язычества в этом нет. При чем здесь язычество? Это милые местные обычаи. Обычаю уже несколько сот лет. О них просто забыли в советское время. Ну какое же может быть язычество в том, чтобы помянуть усопших родственников кутьей? Рождественский стол до революции в деревнях на милой Украине действительно во многом сохранил свой быт крестьянский, казаческий неповрежденным, в отличие от больших промышленных городов.

Действительно, сено кладется под скатерть, под ткань, украшающую стол. Это напоминание о вертепе, безусловно, о чистых пеленах Младенца, положенного в ясли. Был обычай возжигать свечи, для детей золотились грецкие орехи, свечи вставлялись в большие яблоки.

Все это милая старина, основательно позабытая современным человеком, но сохраненная в отдельных патриархальных деревеньках необъятной червонной Киевской, Владимирской, Московской Руси. Это все родное, это наше. Ничто не продается, не отчуждается. Сегодня всякий русский в самом широком смысле этого слова -независимо русские , белорусы, малороссы- он как будто бы находится на операционном столе. Вот, дорогие мои, источник нашей боли. Как будто бы режут по живому без наркоза.

Мы чувствуем, мягко говоря, ангажированность тех процессов, которые выдаются за изъявление народной воли, но являются на самом деле чем-то приближенным к иностранной агрессии, оккупации, вторжении в страну. Сегодня я не говорю много о политике. Для этого достаточно многочисленных сайтов информационных агентств, где вам дадут блестящий политический анализ ситуации.

 -Нам пришел вопрос в письменном виде. Спрашивают, какую роль играет дух религиозного единства людей в сохранении целостности государства?

 -Определяющую роль. То, чего не учли те зарубежные стратеги, которые хотели превратить Украину и до сих пор не оставили своих надежд, в плацдарм борьбы с Россией. Уже натренировавшись на проведении цветных революций, используя народные недовольства, используя провокации. Введением радикалов, то- есть террористов, достигая своих геополитических целей, они не учли самого главного. Таинственного слагаемого нашего исторического бытия: православный дух, который мгновенно воскресает и объединяет людей самых разных возрастов, сословий интеллектуального, имущественного ценза.

И мне сегодня, наверное, не нужно напоминать вам, какой дух царил в Георгиевском зале Кремля, в Совете Федерации, когда наш президент обращал к народу свое историческое слово, свершив краткий, но чрезвычайно глубокий анализ геополитической ситуации в XX веке, указав перспективы развития при распадении однополярной системы мира. Все возрастающей роли нашего государства как гаранта мира на нашей маленькой и хрупкой голубой планете.

Вот этот дух еще тогда соединил всю страну. И нам очень важно удержать в наших сердцах, в наших умах это глубинное единство, которое страшно для содомо-гоморрской цивилизации. Для извращенцев, для политических извращенцев. Для тех, кто живя в этой стране, питаясь сытно и вольготно, всю богодарованную свою энергию и силу обращает на созидание духовного майдана, духовной смуты. В надежде вновь свою тризну мрачную справить на обломках созидающей российской государственности.

 -Мы слушаем вопрос. Пожалуйста, говорите.

 -Добрый вечер. Благословите.

 -Приветствую вас.

 -С почтением Алексей Кириллович.

 -Я очень рад вас слышать. Ваш голос напоминает мне о том, что кто-то у нас еще говорит на чистом русском литературном языке.

 -Вы знаете, я с вами знаком уже четверть века. Вы меня благословляли когда-то в Красном селе. И поэтому как старый знакомый позволю себе один вопрос вам задать. Вы проходили процесс рукоположения- хиротонию?

 -Да.

 -Не могли бы вы поделиться ощущением, которое вы обрели в момент нисхождения благодати? В чем это выражалось? Как к проповеднику к вам обращаюсь.

 -Благодарю вас за вопрос. Это очень глубокое и дорогое для меня. Если бы вы спросили, какое событие для вас главное в вашей жизни? Я бы ответил: ночь Рождества Христова 1988 года, когда я был рукоположен во иерея в академическом Покровском храме Троице-Сергиевой лавры. Это действительно было рождение свыше. С одной стороны это ощущение своего полного недостоинства, неготовности, непригожести, неуклюжести.

Как земля не может стать небом, гадкий утенок -белой лебедью, как черепаха завидует птице. Вот примерно так чувствовал я себя тогда. А с другой стороны- шестое чувство лучшая часть моей души свидетельствовала мне что священство, которого я не искал, в том смысле что не опережал события, не предпринимал от себя никаких усилий для того, чтобы войти в сонм служителей Христа, священство представлялось мне и поныне представляется высокой горой, на которую взойти собственными силами невозможно.

Только Бог может поднять вас туда, как овечку, Отец Небесный на плечах возносит в горные обители. Когда сошла на меня благодать через руки архиерея, , при ночной молитве, я вспоминал святого Симеона Нового богослова. Он оставил в своем литературном наследии молитву и свидетельство о том, как его посетила благодать, изменившая его мысли, его чувства, его мироощущения, его восприятия жизни. Как сокровенной, так и внешней.

Я молился тогда, стоя на коленях, руками опираясь о край престола, о том, чтобы Бог даровал мне мудрость и силу, мужество и разум вести словесных овец так, чтобы ни одна из них не погибла, не канула во мглу. Но я делал бы все необходимое и достаточное для того, чтобы не принуждая, увлечь их за собой. Молился о даровании мне помощи свыше. Потому что душепопечение- дело тонкое, дело, превышающее наши способности.

И когда владыка Александр уже покойный, ректор академии, провозгласил: аксиос! И возложил последовательно на меня, недостойного епитрахиль, крест, фелонь- вот тогда я почувствовал, что свершилось то, что должно было свершиться. Оправдалось божье определение. Я, наконец, обрел силы подобно судну, которое будучи приковано на верфях, вдруг снисходит в тихие воды. А легкий бриз, наполняя паруса, сообщает судну поступательное движение.

Трудно описать, что чувствует новопоставленный иерей, если он с искренним сердцем взыскует служения Матери-церкви. В тот вечер, точнее это был уже не вечер, а утро, я долго не мог заснуть, и уже отдыхая в монастырской гостинице, смотрел на иерейский крестик, который блестел серебряным отсветом передо мною.

Примерно тоже сегодня чувствуют крымчане, мы начинали вопрос о Тавриде, вы спросили как мои знакомые делятся своими ощущениями. Это Пасха со слезами на глазах. Это распространение времени и пространства. Это вхождение в историческое бытие. Это импульс к созиданию. Это чистое творчество на благо родной земли. Крымчане- народ работоспособный, деятельный. Конечно, живя и в прежних исторических условиях, они не сидели, сложа руки.

Однако Крым, откровенно говоря, был заброшен. Все ветшало. Мне приходилось посещать и те здравницы, которые со времен СССР были перераспределены. И было видно, как они живут на старых запасах, выщербленные плитки, остатки былого великолепия. Конечно, природа все собой замещала. Но все-таки это была разруха. Это была оставленность. Глубокое забвение, зона влияния честолюбивых интересов.

Я не хочу никого обижать, но Владимир Владимирович Путин достаточно откровенно сказал в Совете Федерации, что принесли эти двадцать лет милой Украине. Ну, а сегодня действительно новое время, новое бытие. И кажется, что сегодня на Крым, на Тавриду смотрят не только Киев, Харьков, Донецк, Луганск, Мариуполь, но и Кишинев, но и Рига, и Техас, и Аляска…

 -Финляндия…

 -Финляндия. И какое движение пошло! Народы вспомнили о том, что они имеют право голоса. Что их самоопределение является решающим условием их исторического, политического бытия.

 -Батюшка, вы говорили сейчас о том импульсе духовном, который мы черпаем из Тавриды. И на этой волне, безусловно, всем нам надо стремиться к созиданию и в России, и в ее окрестностях. Вот сейчас много говорят о русском мире, о русской цивилизации, о русском порядке. Наверное, это должно коснуться всех сторон нашей жизни.

 -Вот поступил такой вопрос из Риги. Наш слушатель часто путешествует на самолетах, и он говорит, что ни одна авиакомпания российская не предлагает постное меню, хотя сейчас Великий пост. А вот кипрская авиакомпания предлагает. И есть у нас и для мусульман, и для евреев свои блюда на борту самолета. Но почему-то в русском мире, в православной стране у нас для верующих до сих пор нет ничего подобного…

 -Отзовись, любимый мной и родной «Аэрофлот»! Отзовись. Я являюсь патриотом «Аэрофлота», очень люблю эту компанию. И так как по патриаршему благословению, мне приходится немало пересекать воздушные просторы, бороздить эфирные моря. И очень хочется, чтобы наш «Аэрофлот» услышал сегодня тихий голос радиостанции «Радонеж» и не только ее, и ввел -но ведь рыбное- то меню предлагают?

 -Нет. Курицу и мясное.

 -Не всегда предлагают. Я вот к нашему разговору сейчас хотел бы посвятить «Аэрофлоту» кое -что. Вы знаете, когда взлетаешь над землей, всегда испытываешь легкое чувство тревоги: удастся ли сесть так же мягко, как взлетаешь? И поневоле мысль отрывается от земли, впрочем давайте -ка вновь отдадим приоритет вопросам.

 -Да, вот такой вопрос: когда врач греко-католик начинает лечить православного христианина со слов: начнем с Богом, а он ему вторит: с Богом- не считается ли это совместной молитвой с православными? И можно ли говорить людям, друзьям другого вероисповедания: Помоги вам Господи? Как правильно православному христианину общаться с инаковерующими христианами в быту в плане молитвы?

Как воспринимать их благословение, как молиться перед трапезой и так далее? Не призывается ли по их молитве нечистый дух? Спрашивает Наталья.

 -Я думаю, что здесь несколько педантично мы пытаемся прикладывать церковные правила к каким-то бытовым ситуациям. И если вас врач пользует, которому вы доверяете и которому вы отдаете свое тело для проведения хирургической операции, нужно только радоваться, что он произносит эти слова: начнем с Богом. Потому что он обращается к Христу- искупителю. Вспомним архиепископа Луку Войно-Ясенецкого, в день памяти которого свершилось историческое событие: вхождение Крыма в субъект федерации. И он, склоняясь над больным, которого собирался оперировать, спрашивал: вы верите в Бога? Тот по советскому времени мог сказать: нет, я неверующий- Ну, тогда не мешайте мне молиться о вас, чтобы Бог вам помог.

В этом смысле, я думаю, не время вам смущаться, но в душе нужно действительно просить Господа Бога, чтобы через руки доброго врача вам была оказана помощь. Что касается бытового общения, если вас смущают слова, которые вы привели в вашем письменном вопросе, обращайтесь к ним иначе. Ну, что же, всего вам доброго, или дай вам Бог здоровья. Я думаю, что здесь вы немножко впадаете в мелочность. Потому что православный христианин -это малое солнце.

Он всегда сердечно и с любовью обращается к людям независимо от их убеждений, часто вероисповедания, коль скоро вы с ними оказались связанными как соседи, как коллеги. И что касается трапезы, то вы, если хотите беречь вашу совесть, можете совершать отдельно вашу молитву, прежде чем выходить на какую-то корпоративную трапезу, здесь я вас не укорю. Но вот улыбка, радушие, свет, божья благодать на вашем челе пусть сияет по слову Христа. Да видя свет ваш, прославят Отца вашего на небесах.

 -Другой слушатель спрашивает: почему католиков присоединяют к православию через покаяние, а не погружением?

 -Вопрос, дорогие друзья, решается по- разному в разных поместных церквях и применительно к обстоятельствам. На Афоне и в Греции одна традиция. Там по первому чину, через повторение всего чинопоследования таинства крещения. В других местах иначе. Этот вопрос принадлежит ведению архиерея, с которым должен соотноситься приходской священник. Когда ему необходимо разрешать такие непростые вопросы, затрагивающие догматический, канонический строй нашей церкви.

 -Наши слушатели написали, что их родственница недавно скончалась, и сорок дней приходится на Страстную пятницу. Как поступить? Как собирать близких на поминки?

 -Дорогие друзья, ну, конечно же, на Пасху! На Пасху собраться, разговеться пасхальными снедями. Помянуть уже в радости о воскресшем Спасителе почившего. У Бога нет мертвых, но все живы. А на самый сороковой день, конечно, стоять у Распятия, верить милости божьей, прикасаясь к Плащанице. И с особенным вниманием в пятницу вечером на утрене Великой субботы слушать пророчества о воскресении из мертвых.

 -Еще вопрос нам передали. Пророк Исайя видел Бога. А почему в Новом завете никто уже не видел?

 -Потому что слово Божие воплотилось. Слово стало плотью. И как говорят апостолы, в частности Иоанн Богослов: мы видели его и осязали его, и ели, и пили с ним. И оно, Слово, пребывало с нами. Так что рекомендую вам почаще открывать Новый завет, и вдумываться в слова самого Господа: Филипп, как же ты говоришь: покажи нам Отца? Ибо видевший Меня, видит и Отца.

Мы с вами, дорогие друзья, мало -помалу приближаемся к завершению нашего эфира. Давайте с вами вознесем малую молитву о замирении православной земли:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, ниспосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего. И благослови чад Матери- церкви нашей, молящихся Тебе, призывающих воистину имя Твое святое. Господи, огради нас от языков хотящих брани, очисти нашу землю православную от разбойников. Положи преграду злу, исходящему от врагов Твоих. Но осени ясностью ум и миром сердце, мудростью и мужеством, смирением и кротостью людей твоих.

Соблюди церковь Твою в мире. Даждь нам, Господи, единомыслие, содружество и любовь. Умири наши города, да успокоится земля. Очистится от скверны, когда все мы единодушно единым сердцем и едиными устами прославляем Тебя, Единородного Сына Божия.

Молитвами Богородицы, святых Киево-Печерских, всех святых земли русской. Аминь.

Дорогие друзья, мы прощаемся с вами. Молитвенно вверяем Господу имена всех наших близких.

До скорых встреч. Да сохранит нас Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+