Перейти к основному содержанию

01:51 23.08.2019

КАКОЙ ВРЕД ДУШЕ ПРИНОСИТ ОТКЛАДЫВАНИЕ ДЕНЕГ? Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж», в студии священник Александр Березовский.

07.11.2013 09:20:29

- Многие православные считают, что нашей Земле всего восемь тысяч лет, не больше. А недавно выступал какой-то ученый и рассказывал про рыб, которые размножились несколько миллионов лет назад. Объясните, как это?

- Ну, конечно, наивно думать, что нашей Земле восемь тысяч лет. Идея этих вычислений возникла на Западе, потому что наши братья-католики такие дотошные и любят алгеброй поверять гармонию. Они решили, что число дней творения, в которые Господь создавал видимый мир, равно обыкновенной седьмице. На самом деле это совсем не так. То слово в Библии, которое переводят как день, то есть сутки, по-еврейски значит «эпоха», и она могла длиться от нескольких долей секунды до сотен миллионов лет. Точный возраст мира вообще невозможно назвать, только условные временные границы с погрешностью в десятки миллионов лет.

Понятно, что одно дело научные представления и совсем другое - подсчеты наивных монахов, которые не имели в своем арсенале таких достижений науки, которые стали доступны человечеству в XIX веке и позже. А уж о каком-то радиоуглеродном анализе вообще никто не мог подумать. Так что православие здесь вообще ни при чем, в этих расчетах ничего православного нет и быть не может. Всякая арифметика к православию имеет только то отношение, что все, что создано, создано Господом Богом.

- Отец Дмитрий, объясните, пожалуйста, что такое ад. Это место для наказания грешников и бесов силой Господа? Или там, у бесов есть власть, и они мучают грешников? Возможно, обе мои догадки далеки от действительности.

- Про ад нельзя сказать «близко к действительности» или «далеко от действительности». Потому что ад - это не действительность. Действительность - это то, что касается нашей земной жизни. И в нашей земной жизни очень много от ада, адские муки можно испытывать и здесь у нас, на земле. Теперь что касается существования души в загробном мире, как мы его именуем; в каком состоянии она пребывает, когда покидает тело. Нам по многим причинам это никак невозможно даже представить. И первая причина, что у нас нет соответствующего опыта. Во-вторых, даже если человек и оказывается в мире ином и возвращается назад, он может этот опыт только переложить в какие-то образы. Вот композитор все образы, которые теснят ему душу, переносит на ноты, на музыку, а художник свои открытия в области цвета перекладывает на холст. Скульптор в форме ищет ту красоту и гармонию, которая сложилась в его душе, архитектор - в объемах зданий, в их декоре, в цвете и так далее. Это все равно только лишь образы. Образы могут выражаться и в поэтических вещах. Вот Данте изобразил ад, и каждый образованный человек, живущий в Европе, обязательно это произведение читает. Но понятное дело, что это плод воображения самого Данте, и на самом деле все абсолютно иначе.

Более того, дерзну предположить, что у каждого человека свой ад. Это зависит от качеств его души. Поэтому опыт каждого человека, даже если он сможет об этом поведать, будет особенным. То, что испытала блаженная Феодора - это одно, а то, что было показано Василию Великому, когда он проходил мытарства - совсем другое. Поэтому если бы Господь захотел, если бы нам это было полезно, у Церкви было бы об этом учение, и в нем все бы указывалось: тут такая-то температурка, тут такая-то сковородочка, тут вот такие бесы, они вот так выглядят, вот так они действуют или вот так. На деле это все из области западных средневековых школьных догадок. Много таких идей перешло, к сожалению, и к нам. Но конечно, это все принципиально не может соответствовать тому, что мы будем переживать после нашей кончины.

- Все-таки мы знаем об адских мучениях, что грешники будут их претерпевать. Понятно, что не на сковородке. Ну, а с чем они связаны, с разными переживаниями, ведь тела уже нет?

- Конечно. А душевные переживания самые тяжелые. Например, мать в тот момент, когда ее ребенку делают сложную операцию, готова заменить те муки, которые она испытывает, на любую физическую боль. Она согласна испытать любую физическую боль,  лишь бы не беспокоиться за свое дитя. Хотя ей ничего не угрожает, врачи говорят: «Мы делаем все, что можем», но ее это не успокаивает. Это просто пример; конечно, адские муки другого рода, они связаны с нашими грехами в отношении Бога и ближних, в том числе и врагов.

- То есть у человека грешного вдруг проснется совесть и начнет его мучить?

- Ну, это неизбежно. Я где-то прочел про эксперимент: поместили шестьдесят три школьника в изолированном пространстве и сказали: «Ребята, вы должны здесь просидеть восемь часов, каждый в своем помещении, в полной тишине, нет телефона, нет мобильника, смартфона, телевизора. Вот любые книги, любые краски, карандаши, спортивные снаряды. Вот вода, вот еда». До конца смогли дотерпеть только трое из шестидесяти трех. Потому что современный человек совершенно не в состоянии быть наедине с самим собой. А представьте себе любого человека, который привык все время чем-то заниматься. Он должен либо читать, либо трепаться по телефону, либо смотреть телевизор, либо во что-то играть, либо обязательно курить. Он не может быть один. И вот он умер, и всего этого нет, никого нет и ничего нет. И Бога нет. Что остается? Воспоминания. И нельзя заснуть, отдохнуть. Только ты и перед твоими глазами твоя жизнь. И созерцание собственной жизни - это будет либо ад кромешный, либо это будет что-то прекрасное, благостное. Если человек знает о молитве, он будет молиться, и он всегда будет с Богом. А человек, который ничего не знает, кроме как покурить, похлопать по карманам? Ни карманов нет, ни бедер, где эти карманы предполагаются. Нет ничего. Что делать? Ад кромешный. Неудовлетворенные желания от похоти разной: вот это хочу, это хочу… А вокруг темень непролазная, и ты сидишь один и смотришь в зеркало своей души. Если в душе рай, то рай, если ад, то ад. Это похуже всяких сковородок.

- Батюшка, вы не раз говорили, что ад - это последняя милость Бога падшему нераскаявшемуся грешнику. Какая ж это милость?

- Милость в том, что человек познает истину.

- Почему люди задумываются о Боге и вечной жизни чаще всего только на одре болезни?

- Потому что болезнь - это репетиция кончины. Потом, человек находится в некоторой изоляции, он предоставлен своим мыслям, и мысли эти соответственные. И многие люди, не все, но многие, как-то призадумываются. Болезнь вообще настраивает на серьезный лад. Чем серьезнее болезнь, тем серьезнее человек.

- Батюшка, дайте совет, на какие качества стоит обращать внимание при выборе будущего мужа, чтобы построить хорошую семью.

- Первое, мне кажется, он должен быть хорошим христианином, а остальное уже все, что из этого вытекает. Хорошо бы, конечно, чтобы он обладал мужскими достоинствами: благородство, щедрость, выдержанность, ответственность. Я знаю про одного жениха, он сейчас уже стал мужем, хорошо работает, зарабатывает неплохо. Он сватался к девушке, говорит: «Ты мне нравишься, хочу с тобой дружить, в дальнейшем семью создать. Но вот ты знаешь, я сейчас не работаю, не учусь». Понятно? Но хочет жениться. Она ему отказала, разумеется, и очень правильно сделала, потому что человек, с которым предстоит строить семью, должен быть уже каким-то образом состоявшимся. Это не должен быть человек, который ничего не умеет делать, нигде не работает и только собирается на кого-то учиться, но еще не решил, на кого. Выходить за такого - это, конечно, безумие.

- Еще полезно взглянуть на семью будущего мужа. Если хочешь понять, какой он будет в твоей семье, посмотри на его семью. На маму, на папу.

- Это тоже очень важно, потому что часто взгляд на будущую тещу тебе расскажет о том, какая будет твоя жена через двадцать пять лет. Вот, тебя это устраивает? Это очень серьезное подспорье.

- Где в квартире лучше размещать иконы? Можно ли их ставить в шкафу или для них должно быть особое место?

- Может, вообще под матрац положить? Тогда никто не увидит, и сам забудешь. В советские времена некоторые люди, чтобы не отвечать на ненужные вопросы, устраивали киоты с закрывающимися дверями. С виду шкаф, открываешь - а там иконы. Но сейчас в этом нет нужды, никто не будет задавать ненужных вопросов. Даже ко многим министрам или крупным генералам войдешь в кабинет - а там икона, а иногда не одна и не пять, а гораздо больше. Иконы теперь принято дарить и ими благословлять. К ним всегда относятся как к святыням, либо отдают в храм этого учреждения, либо ставят в кабинете и говорят: «Это мне Святейший Патриарх подарил» или «Меня этим благословили на мой юбилей, сослуживцы преподнесли». Так что сейчас нет нужды скрывать.

- Батюшка, а если человек невоцерковлен, пусть и крещен, как подарить ему икону? Не будет ли это некое надругательство над святой иконой, потому что, скорее всего, он к ней будет относиться без благоговения?

- Я не думаю. У тех людей, которые невоцерковлены, бывает самое благоговейное отношение. Это как журналисты говорят: «Чиновник пришел в храм, он ни во что не верует». А они прямо насквозь его видят! Начинают говорить: вот, они там перекрасились, они то и это. Это все совсем не так.

- Не делай себе кумира из изображения: ни того, что внизу, ни того, что на небе вверху, и так далее. Вы говорили в прошлых выпусках, что речь идет не об иконах. Тогда что же Господь имел в виду?

- Не надо нам делать идолов. Не надо создавать клубы фанатов футбольных, волейбольных, баскетбольных, ручного мяча, гандбольных. Вот этого не надо. Не надо создавать клубы любителей Димы Билана и так далее. Нельзя, когда кумира делают, а иконы совсем не кумир. Не надо обожествлять то, что не является Божеством. Вот о чем речь. Этот текст относится к тому языческому миру, в котором жил народ Израиля. Тогда статуи богов были и в семье, и у руководителя племени, который обычно исполнял роль жреца.

- Одного причастия для спасения недостаточно, еще нужно взять свой крест, взойти на Голгофу, распять свои страсти и грехи. В монашестве путь ясен: выбираешь самую узкую дорогу и идешь по ней. А как достичь этого в семейной жизни?

- Точно так же. Вообще семейная жизнь - это очень трудная дорога. Любить трудно.

- Жертвенно любить.

- Друзья, любите своих жен! Как это вообще трудно, это не легче, чем монашество.

- Тот же крест, та же Голгофа и то же распятие. Просто кажется всегда, что монашеский путь более ясный и очевидный. Вот человек ради Бога трудится, молится…

- Ну хорошо, а семейный человек разве не молится, не трудится ради Бога? Вообще каждая семья христианская создается ради Бога. А для чего еще? Для того чтобы исполнять заповеди, строить домашнюю церковь, упражняться в любви. То же самое, никакого принципиального различия.

- Принципиальные различия - это искушения, которые каждый человек претерпевает.

- Ну и каждая семья претерпевает разные искушения. Бывает сходство: у одной наркоман, у другой алкоголик. Сходно? Сходно. Разница есть? Огромная.

- Почему все больше женщин хотят одного, максимум двух детей или вообще бездетны, не хотят строить семью и делают карьеру, живут для себя? Как убедить жену, что счастье в большой семье? Сейчас у нас всего один ребенок, и как-то на второго она не очень соглашается.

- Ну, потому, что основные тяготы жена вынуждена брать на себя, а мужчины - такие романтичные мечтатели.

- Большая семья. Я в окружении детей…

- Одна жена жаловалась на своего мужа. Он ей так говорит: «Твои дети болеют, ты что, не можешь что-то сделать?» - и забывает, что они в некотором роде и его. Он человек творческий, ему не до этого. Женщины в современной ситуации, наши, российские, не знаю, как там, в Бангладеш это происходит, но российские женщины более ответственные существа. Так не бывает, что женщина, например, с пятью или семью детьми вдруг бросает своего мужа. А мужчины сколько угодно. Как один муж объявил своей жене, у которой шесть детей: «Ты знаешь, наш брак - это была фальшь. Мы никогда друг друга не любили, и я сейчас это понял». А она показывает на детей: «А это наши заблуждения? Одно, второе, третье, шестое». Это как вообще? Но нет, он все равно был исполнен каких-то философских размышлений, ушел к другой, третьей, потом четвертой. Начал так вот перемещаться, как некий блуждающий астероид. Теперь платит огромные алименты на детей: целых пять тысяч рублей в месяц. Просто колоссальные деньги, меньше тысячи на ребенка. И ничего, неплохо себя чувствует. Все то, что раньше, была фальшь, а теперь вот уже не фальшь, теперь все искренне. Главное - искренность, а все остальное - шут с ним.

Поэтому на ваш вопрос можно ответить, что нынешние женщины более ответственны, чем нынешние мужчины в массе своей.

- Ну да, им приходится тянуть…

- Да если мужчина настоящий, она будет мечтать не родить ему, а нарожать ему. Чтобы таких, как ее любимый, было много- маленьких, побольше, еще больше. И девочки чтобы на него были похожи. Вот чего она желает, потому что она спокойна. Беспокоиться не надо: автомобиль будет, дом будет, дача будет, поездка на море будет, еда будет, одежда будет. Бриллиантов, может, не будет, ну бриллианты - они только для девушек. А для взрослой дамы, может, они и не обязательны.

- Отец Дмитрий, в одной радиопередаче пастор сказал, что младенцев крестить нельзя. И он приводил ваши изречения, что вроде вы тоже против того, чтобы крестить младенцев до того возраста, как они это осознают.

- Если кому интересно знать, я свою дочку крестил во младенчестве и ни о чем не жалею. Она у меня всю свою жизнь причащается каждое воскресенье; сейчас она уже совершенно взрослый человек. Так что он немножко передергивает либо слышал звон, да не знает, где он. Я говорил и сейчас могу повторить, если угодно: речь идет о том, что если человек не знает, зачем он крестит ребенка, то тогда непонятно, зачем он это делает. Лучше пусть ребенок вырастет и сам узнает, если захочет, что такое Символ веры, прочитает Евангелие, начнет ходить в храм, сам крестится. А то крестят, а потом приходят в следующий раз в храм уже отпевать. Это свойственно многим людям, которые о христианстве не имеют никакого понятия. Вот в этом случае, конечно, непонятно, зачем крестить ребенка, если ты сам не знаешь, зачем это делаешь. А когда папа и мама строят домашнюю церковь и не крестят ребенка- это дикость. Ребенок - член домашней церкви, поэтому он должен быть приобщен ко всем таинствам, кроме покаяния. Когда придет срок, ему будет семь-восемь-девять лет, он может начать исповедоваться. А при достаточной развитости ребеночка он может и в шесть лет начать исповедоваться, ничего в этом страшного нет. Поэтому вот о чем речь. Не просто соблюдать какие-то формальности, а все должно быть разумно и понятно.

- Батюшка, какой вред душе приносит откладывание денег?

- Ну, иногда это просто необходимо, потому что есть некоторые вещи, например вилла на Французской Ривьере, которые не могут стоить меньше полутора миллионов евро. Поэтому не каждый может с ходу взять и оплатить такой счет и получить ее в целлофане, надо месяца два-три копить, значит, приходится откладывать. А если просто откладывать на черный день, на синий день, на оранжевый день, то, конечно, этот день обязательно наступит. Это совершенно ни к чему, поэтому надо, чтобы от денег была какая-то польза. А когда деньги просто лежат, даже если под хороший процент, то все равно они тают, инфляция все съедает; это как-то глупо. Вот один человек спросил у жены: «Что сделать с деньгами?» А она говорит: «Отдай христианскому Богу». Он спрашивает: «Как это сделать?» - «Видишь там нищих, вот и раздай им». Он раздал, и ему сразу привалили огромные деньги. Поэтому на деньги надо обязательно что-то делать, они должны приносить пользу, а не просто так лежать, это совершенно бессмысленно. Например, копить на старость. Ну а если старости не будет? Поэтому надо думать о том, чтобы не делать бессмысленных вещей. Ничего, кроме жадности, от этого не получается.

- Многие на похороны откладывают, ведь сейчас похоронить человека стоит дорого.

- Мы сегодня ехали на студию кружным путем, потому что некоторые улицы в Москве перекрыты, но нигде не видели, чтобы усопшие валялись, значит, всех похоронили. По-моему, всегда есть, кому позаботиться об усопших, похоронить. Ну а если нет вообще родственников? Вот Нил Сорский сказал: «Бросьте мое тело собакам». Если уж Нил Сорский, такой совершенно удивительный русский святой, истинный монах и учитель нашей Церкви, так говорил, тогда вообще о чем нам беспокоиться? Да пусть хоть в морге двадцать тысяч лет пролежит. Какая нам разница? Это совершенно не наша забота.

- У людей больше забота о том, что будет с телом, а не о том, что будет с душой.

- Это неправильно. Об этом Господь сказал: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди благовествуй Царствие Божие». Это же не я сказал, это Он.

- Не волнуйтесь, погребут.

- Для многих людей похороны - важное событие, чуть ли не важней жизни. Есть даже особый разряд людей, которые любят хоронить, всем все объясняют: зеркало надо занавесить, столы перевернуть, покойника положить на бочок, чтобы улыбался. Ну, всякую чушь собачью насочиняли и нам советуют, ерунду всякую городят. Люди подавлены горем, а они изгаляются. Некоторые еще выпрашивают на помин души что-нибудь особо понравившееся: «Дай на память!»

Ну что ж, на этом закончим. Всего доброго, до свидания. Будем живы-здоровы, встретимся через неделю.

- Спасибо вам за вопросы. Всего доброго. До свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+