Перейти к основному содержанию

09:53 16.10.2019

Каковы, по Вашему мнению, истинные признаки настоящего миссионера? Чем православный миссионер отличается от сектантов, подходящим к людям на улице? Что должен знать миссионер?

12.01.2016 07:57:52

- Отец Олег, можно ли подавать записки на проскомидию и сорокоуст о здравии, если человек крещеный, но в храм не ходит и ни разу не причащался?

- Подавать записки мы можем, если есть уважительные причины, по которым человек не ходит в храм, например, он болен или ему не позволяют обстоятельства семейной жизни. Но тот факт, что человек крещеный и не отрицает веру, позволяет нам молиться за него, подавать все необходимые  записки о том, чтобы Церковь приняла участие в нашей молитве за этого человека.

- А если человек не хочет ходить в храм, когда у него все есть – здоровье, руки, ноги, но он не считает нужным?

- Если у человека все есть, ему тем более надо ходить в храм, чтобы, во-первых, отблагодарить Бога за то, что он имеет. А потом просить Бога о том, чтобы не потерять и руки, и ноги, потому что у тех людей, которые неблагодарно воспринимают то, что имеют в этой жизни, Господь отбирает все это.  Чтобы они осознали значимость тех благ, которые Он посылает им.

- Батюшка, если все-таки, как мы поняли из вопроса, причина в том, что человек крещеный, но неверующий или невоцерковленный...

- Скажем так - маловерующий.

- Да, т.е. в храм не ходит, можно ли за него подавать сорокоусты и записки о здравии?

- Я не думаю, что это  личная вина россиян, что они маловерующие.  Это вина той безбожной власти, которая запрещала обучение детей, и многие россияне контужены безбожием коммунистической эпохи. Они вышли контуженными атеизмом из постсоветского пространства, некоторые пребывают в нем до сих пор как в некоей иллюзии. И мы должны смотреть на них, как на людей, которые пострадали от агрессивной госатеистической политики, когда их сознательно отводили от Церкви.  Были времена, когда детям не разрешали посещать храмы, я и люди  моего  поколения помнят эти времена. Поэтому всегда очень важно понять, какие личные убеждения человеку мешают прийти в храм, и откуда они у него взялись. Одно дело -  если  человек сознательно искажает истину, зная ее (но такое очень редко бывает), и другое, что бывает чаще - он жил в окружении не очень религиозном.   Если при всем  этом он не против, чтобы за него подавали записки -  то  почему бы не подать? Он считается как душевнобольной, потому что травмы атеистического воспитания – это травмы очень тяжелые.

- Наверное, только не надо человеку говорить, что он душевно больной?

- Ну да, он может резко отреагировать на такие слова, но Библия вообще  относит неверие к разновидности безумия.  Сказано же  в Псалтири: «Рече безумен в сердце своем - несть Бог».

- Относится ли к смягчающим вину обстоятельствам тот факт, что наши родственники не ходят в храм?

- Постсоветское прошлое, без сомнения, относится к смягчающим вину обстоятельствам, потому что людям навязывали неверие, которое  несвойственно славянам.

- Я вчера и сегодня читал в храме записки об усопших и подумал, насколько важна эта молитва. Скажите, если Господь снимает с них грехи, то они впрямую ложатся на меня?

- Т.е. когда вы хотите сказать, что когда молитесь за усопших -  вы подставляете им плечо, чтобы поддержать их?

- Да, можно ли думать, что  наследственность греха частью с меня снимается, если прощены мои прадеды, деды, отцы?

- Нет, здесь надо понять сам факт, что если вы за кого-то молитесь -  то этот усопший оказал на вас положительное  нравственное влияние. Потому что желание помолиться за мертвого не может возникнуть спонтанно. Оно является результатом того, что этот человек на вас хорошо повлиял. И своей молитвой вы как бы констатируете, что это был неплохой человек.

- Здравствуйте. Это раб Божий Александр. Батюшка, что пишут святые отцы относительно того, знают ли наши усопшие родственники, как мы живем здесь на земле?

- Святые отцы такие детали не исследуют. И апостол Павел  в 13 главе Первого Послания к Коринфянам пишет: «Сейчас мы видим всё, даже в этой жизни, как сквозь тусклое стекло гадательно, а тогда познаем так, как мы познаны». Но без сомнения, если речь идет о членах Церкви, то существует некая органическая связь в духовном понимании между усопшими и живыми, потому что в Писании сказано, что Церковь есть тело Христово, Христос – глава Церкви, а мы - члены этого тела. И болит ли один член - страдает все тело, такая духовная, почти органическая связь, конечно, существует. Мы чувствуем торжество святых, когда совершаем праздники, посвященные этим святым, торжество, которые они обрели на небесах. Например, недавно был день святителя Николая, и когда мы собираемся на такие службы -  мы чувствуем, в какое небесное торжество вошли эти люди. Ведь богослужение – это как бы отражение Неба на Земле, и когда мы читаем славословие этим святым, то это как бы возможность рассмотреть то, что не видно физическими очами.  

А принимают ли они участие в наших проблемах? Во-первых, есть притча о богаче и Лазаре - мы видим, что богач, находясь в аду, переживал о своих родственниках, оставшихся на земле.  Он там даже хлопотал, просил Авраама помочь им. Если даже у такого человека, который оказался в аду и не хотел, чтобы его близкие тоже пришли в такое место, были мысли помочь им, то, конечно, благочестивые усопшие тоже стремятся помочь нам. Их помощь нам – это их молитвы о нас. Святой не может молиться за себя - потому что у усопшего нет инструмента исправления, а инструмент исправления – это тело. Но мы-то в теле, значит, наши усопшие могут молиться за нас - это реальность. Они молятся за нас, мы молимся за них, мы действительно находимся в одном теле – в Церкви. Если земная Церковь – странствующая, воинствующая, то Небесная – торжествующая, и это торжество через их молитвы может передаваться и нам.

- Благословите, батюшка. Вы когда-то в эфире читали молитву «Отче наш» на арамейском языке, не могли бы прочитать ее еще раз, там всего два – три слова?

- Ну, во-первых, я брал текст, чтобы прочитать, а во-вторых, там не два-три слова, а столько,  сколько их есть. Если есть у вас интерес к этому, я принесу в следующий раз книгу, где есть эта молитва, и могу специально для вас прочитать.

- Наверное, полезно человеку знать молитву на разных языках?

- Апостол Павел сказал: «Лучше пять слов сказать на понятном языке, чем тьму слов на непонятном языке». Но, насколько я помню, я читал молитву не на арамейском, а на еврейском.

- Батюшка, каковы,    по Вашему мнению, истинные признаки настоящего миссионера? Чем православный миссионер отличается от сектантов, подходящим к людям на улице? И самое главное: что должен знать миссионер?

- Проповедь православия идет не от отрицания чего-либо. Если человек, который считает себя православным миссионером, будет собирать компромат на разных сектантов, писать какие-то обличительные статьи, то он такой же сектант. Ведь почему многие сектанты называют себя протестантами (хотя это тоже сомнительно)?  Потому что   они идут от протеста, от неприятия чего-либо.

А православный миссионер строит свою проповедь не на критике  заблуждений других людей, а на утверждении  положительного учения Церкви.  Вот в этом  принципиальное отличие православной проповеди от сектантской. Поэтому сектантом может оказаться и человек, который считает себя православным миссионером, потому что если он будет все время искать компромат на баптистов, на свидетелей Иеговы,  кто что делает плохого… Плохое надо в себе находить. А проповедь Евангелия - это проповедь положительного учения Церкви. И если мы осуществляем такую проповедь – тогда это миссия. А если мы занимаемся контр-миссией, то я сомневаюсь, что это можно назвать по-настоящему православным миссионерским служением.

- А, по-вашему, что самое главное должен знать миссионер?

- Миссионер должен знать, зачем он это делает. Тут очень важна мотивация. Если я хочу привлечь в Церковь группу людей, чтоб меня заметили, дали какую-то церковную награду, повышение по службе – это будет дурная миссия и совсем плохая мотивация. А если мы это делаем из любви к этим людям, из глубокого сожаления, что они оказались в заблуждениях, из желания пережить радость обращения этих людей к Богу - это  совсем другое.  Ведь в Евангелии сказано, что об одном кающемся грешнике ангелы на Небесах радуются больше, чем о девяноста девяти праведниках. Поэтому великая награда для настоящего миссионера - видеть обращение этих людей ко Христу, когда они соединяются с Церковью, а Церковь – это тело Христово.

- Батюшка, в «Деяниях апостолов» мы читаем про апостола Аполлоса, который был только наставлен в начатках веры и уже стал одним из 70-ти апостолов Христовых. Означает ли это, что любой человек, который знает начатки нашей веры, прошел огласительные беседы, при желании может сам стать миссионером?

- Слово «миссионер» не очень православное, оно пришло к нам с Запада.  А вообще,  любой человек может свидетельствовать  о том, что Христос сотворил с ним в его жизни. Вот самарянка, она побеседовала у колодца со Христом и побежала в свое селение рассказать о том, что видела. И толпа самарян встретилась со Христом, и они говорили потом: «Вот теперь мы уже верим не по твоим словам, а сами убедились, всё видели и слышали». Настоящая миссия – это когда человек рассказывает,  что Христос сотворил с ним. Поэтому задача миссионера -  не противопоставлять свою правду чьей-то неправде, а  сказать: «Я был грешник, я был пьяница, я был блудник, я был злоречив,  а вот Христос меня исправил, с помощью Святых Таинств я обрел дорогу к исправлению».

- На вечернем богослужении при перечислении святых всегда поминают преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, а почему никогда не упоминают преподобного Александра Свирского, ведь он сподобился при жизни увидеть Пресвятую Троицу?

- Вы можете обратиться в Литургическую комиссию, она может вносить изменения, дополнения в тексты, и попросить, чтобы они внесли во всенощную  прошение этого святого. Но, вы знаете, все-таки значение преподобного Сергия и значение Серафима Саровского более явлено всем. И здесь вопрос не в том, кто какого видения сподобился, между святыми нет соревнования. А здесь важно значение для Севера, преподобный  Александр Свирский - это величайший светильник, это апостол русского Севера. Для центральной России, Московской, конечно, преподобный Сергий – это очень значимая фигура. А влияние преподобного Серафима Саровского – оно общероссийское, оно распространилось и на украинские земли, и на белорусские. И вообще духовное наследие преподобного  Серафима, его беседу с Мотовиловым перевели на многие языки.   Это изучают и католики, и протестанты интересуются. Каждому из нас может быть дорог какой-то святой, но не обязательно, чтобы его имя произносилось за каждой службой.

- Кровь животных нельзя употреблять в пищу – это известно, а вот когда лекарственные препараты изготавливают из человеческой крови, такие как всевозможные интерфероны (из лейкоцитов крови человека), наверное, такие лекарства тоже нельзя принимать?

- Я бы не решился принимать лекарства из человеческой крови, это какое-то людоедство. Переливание крови – это еще можно понять, а препараты из человеческой крови… Может быть, там имеется в виду переливание жидкости? Потому что если меня заставят жевать истолчённую кровь, я бы не стал этого делать ни в коем случае. А если это препарат, который вливается в нашу кровь, если это делается для спасения жизни человека, как результат донорства конкретных людей, желающих помочь другим людям, то ничего плохого в этом нет.

- Я больной человек, я лежу  в постели. Когда утром просыпаюсь -  я молюсь, не ем, но потом мне надо поесть и  выпить лекарства, а после я опять читаю молитвы.  Это грех?

- Вы можете вкушать пищу тогда, когда установили врачи. А если человек больной, то ему разрешается вкушать пищу даже до службы. Недавно, около года назад, по всем приходам распространялась брошюрка о евхаристии, как правильно причащаться. И Церковью принято решение, которое озвучено, что, например, диабетчики, если у них тяжелое состояние, могут вкушать пищу даже до Божественной литургии, когда диабетчик готовится приступать к Святым Дарам.  Потому что больной диабетом не может сделать себе укол, если не примет какую-то пищу, а без этого у него может начаться гипогликемия, судорога, т.е. человек может вообще потерять сознание. Поэтому Церковь учитывает состояние человека, идет ему  навстречу. Поэтому не создавайте для себя неудобств. Проснулись, если вам надо с утра принять какие-то медикаменты вместе с пищей – принимайте, прочитали «Отче наш», благословили эти медикаменты, еду, поели, а потом читайте правило. Не надо себя строго нудить в таких вопросах. Даже в самых строгих апостольских правилах говорится, что для больных людей есть послабление в посте.

-Я люблю наших артистов, которые умерли, например, Вячеслава Тихонова. Как за них молиться?  Когда смотришь советские фильмы, то возникают добрые чувства. Что Вы скажете, как можно молиться за артистов?

- Во-первых, мы молимся за этих людей как за православных  христиан. Если мы знаем, что человек крещеный, тем более нам известно, что он часто посещал храм, сам факт, что он крещеный,  уже позволяет нам молиться за этого человека. Действительно, если затронуть советский период -  времена были, конечно, жестокие, особенно когда была революция -  но позже, когда мир все-таки наступил, очень развивалась культура, связанная с театром и кино. Писали прекрасные пьесы, снимали нравственные фильмы. Во-первых, это связано с тем, что все старые режиссеры – это люди, которые были гимназистами в Российской Империи, говорили на нескольких языках, получили хорошее приходское образование, учились в воскресных школах. И это поколение, пока они еще были живы -  они задавали тон в культуре, и нравственное начало у них доминировало. Поэтому это не связано с советской идеологией. А то, что советские фильмы были нравственными, учили нас   хорошему -  просто еще не была разорвана связь поколений. А сейчас у нас образовался вакуум в результате разрыва связи поколений. Сейчас молодое поколение – это поколение смартфона, а старшее -   проводит свою жизнь между телевизором и холодильником. Осталось мало людей, которые могут передать дух великой русской традиции -  духовной, культурной, патриотически значимой. Поэтому надо читать хорошие книги. Что еще я могу посоветовать? Мы с благодарностью вспоминаем этих людей, мы молимся за них, и когда умирают эти люди -  то  обычно объявляют, в каком храме будет отпевание, и мы приходим и выражаем почтение тому труду, который они совершали.

Если брать древние каноны Церкви, там запрещалось лицедейство, но лицедейство античных времен было очень похабное, не сравнишь ни с советским кино, ни с театром. Поэтому Церковь не могла это одобрять. А в киноискусстве 50-60х годов XX века доминировало нравственное начало, никакой похабщины там не обнаруживалось. И только с 90-х годов пошел самый низкий образец голливудской продукции. В советское время тоже показывали голливудские фильмы, но показывали лучшие фильмы, те, которые могли нас чему-то научить, преподать нам нравственные уроки.

Благодарю  за  внимание.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+