07.12.2016 09:15:21
Протоиерей Олег Стеняев
Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/11/13/21-00.html
Отец Олег: - Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона Олег Стеняев и Владимир Носов. Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы.
Владимир Носов: - Вопрос от Светланы из Донецкой области. «Здравствуйте! Помогите правильно понять текст из Священного Писания пророка Иезекииля: «По всему так говорит Господь Бог: Вот я на ваши чародейные мешочки, которыми вы там уловляете души, чтобы они прилетали, и вырву их из-под мышц ваших, и пущу на свободу души, которые вы уловляете, чтобы прилетали к вам. И раздеру покрывала ваши, и избавлю народ мой от рук ваших, и не будут уже в ваших руках добычею, и узнаете, что Я Господь. За то, что вы ложью опечаливаете сердце праведника, которое я не хотел опечаливать, и поддерживаете руки беззаконника, чтобы он не обратился от порочного пути своего и не сохранил жизни своей». Это из книги пророка Иезекииля, 13 глава. Вопрос: разве не в руках Бога и жизнь, и смерть человека, несмотря на лукавое слово лукавого языка лукавых пророков? С уважением, Светлана.
Отец Олег: - Что можно сказать? Я подобрал цитату из Андрея Кесарийского, но, прежде всего, надо понять: в Ветхозаветные времена дьявол мог непосредственно проявлять насильство над родом человеческим через идолопоклонство, колдовство и другие меры воздействия. Так как в лице наших прародителей Адама и Евы, в их грехопадении через свободное произволение, их зло обрело некую легитимность. Сказали: сорвали от древа, они поверили змею древнему больше, чем Богу, своему Создателю. Эта легитимность была утрачена дьяволом во время голгофских страданий Сына Божия. Например, в Первом Послании коринфянам( 1 Кор. 15, 21-22) стих, мы находим такие слова: «Ибо как смерть через человека, так через человека, т.е. второго Адама, Христа Иисуса, и воскресение мертвых. Как в Адаме, т.е. в первом Адаме, все умирают, так во Христе, во втором Адаме, все оживут». И ещё текст, книга Откровения Иоанна Богослова (Откр. 20, 1-3): «И увидел я Ангела, (в данном случае - Иисуса Христа, сходящего с неба, т.е. в Своем первом пришествии Боговоплощения – О.С.), который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет, т.е. Царство благодати, после же сего ему должно быть освобожденным на малое время (т.е. на три с половиной года до дня антихриста- О.С)». В Толковании Андрея Кесарийского, о котором я уже сказал, было такое объяснение: здесь рассказывается о низвержении дьявола, бывшем во время страданий Владыки Христа. Когда его, т.е. дьявола, считавшего себя сильным, связал Всемогущий Христос, Бог наш, и, избавив от его власти нас, его добычу, осудил ввергнуть его в бездну. Это видно из того, что демоны просили его, т.е. Христа, не посылать их в бездну. А что он, т.е. дьявол, был связан, об этом свидетельствует уничтожение идолослужения, разрушение идольских капищ, оскудение жертвенных кровей и всемирное распространение и познание божественной воли. Смотрите, сейчас идолопоклонство начинает возвращаться. И когда оно возвратится через нью - эйдж или неоязычество - вот тогда для дьявола опять будет свобода. Это период апостасии, три с половиной года царства антихриста, т.е. неоязычники, конечно, этого не понимают, они ускоряют пришествие сына дьявола. Так же Андрей Кесарийский объясняет, что такое тысяча лет. Таким образом, тысяча лет называется время от воплощения Христа до пришествия антихриста, когда Христос на Голгофском кресте сказал: свершилось пленение дьявола и освобождение рода человеческого. Мы сейчас живем в период Царства благодати. Потом будет апостасия, всемирное отступление, Царство антихриста - три с половиной года. Сейчас период апостасии, скорее всего. Потом второе пришествие, Страшный суд, и когда Христос всё передает Отцу, как сказано в Писании, начинается уже Царство славы. Таким образом, не надо удивляться, что действительно у Иезекииля в 13 главе сказано, что колдуны брали души людей и связывали, потому что это время тотального пленения всего рода человеческого. Потому что люди добровольно в лице наших прародителей избрали путь зла и отвергли путь добра и истины.
Телефонный звонок: - Здравствуйте! Вы знаете, может быть, я своим вопросом выскажу свою духовную тупость, но мне нужно знать, что скажет священнослужитель. Я никак не могу понять. После того, как Господь Христос воскрес, написано, что восстали цветы и воскресли. И они ходили к своим, и те ужасались, в хорошем смысле - ужасались. Меня всё мучает вопрос, а куда они потом делись эти цветы? И ещё вопрос. Я никак не могу понять: ангелы являлись Гавриилу - они же не могли являться в образе человека? Ведь ангел - это же не человек?
Отец Олег: - Хорошо, давайте ответим на первый вопрос, потом на второй. Действительно, вы задали вопрос интересный. В Писании сказано, что многие тела усопших воскресли. Давайте посмотрим некоторые толкования, которое есть на этот счет. Иларий Пиктавийский, комментарий на Евангелие от Матфея. Он пишет: «И многие тела усопших святых воскресли. Он рассеял, т.е. Христос, тень смерти, освятил мрак ада, разрушив жало самой смерти воскресением святых, которые незамедлительно узрели Его. Сотники и стражники, бывшие свидетелями того, как смешалось всё естественное, весь естественный порядок вещей, исповедали Его как Сына Божьего». Что значит: смешался всеестественный порядок вещей? Мертвые ожили, а живые были как мертвые. И вот другой комментатор Аполлинарий Лаодикийский пишет: «Воскресение тел святых означает, что смерть Христа есть причина жизни. Они явились не прежде, чем Господь воскрес, т.е. по хронологии это надо связывать с воскресением Христовым. Они явились не прежде, чем Господь воскрес, потому что прежде было необходимо, чтобы стало известно о Воскресении Спасителя, а потом увидели воскресших через него». Далее ответ на ваш вопрос: «И ясно, что воскресшие ради знамения вновь умерли. Ведь было невозможно, чтоб первенцы из мертвых воскресли для вечной жизни не так, как и прочие». Лука говорит, что пришедшие толпы возвращались, бия себя в грудь, т.е. потрясенные этим чудом. Таким образом, и от иудеев не скрылось божественное превосходство в самом страдании и бесславии Спасителя. Но привычное для людей забвение охватило их, и обман учителей смутил многих. Т.е., это реально было чудо, которое имело цель как раз обличить сомневающихся и засвидетельствовать, что действительно в воскресении Христовом мы имеем надежду на вечную жизнь. Но формат воскресения был немножко не такой, как формат воскресения Христова. Мы знаем, что был воскрешён Лазарь четырехдневный, сын Наинской вдовы. Однако о Христе апостолы пишут, что он первенец из мертвых. В каком смысле? Имеется в виду, что да, воскресли люди, когда воскрес Христос, святые. Но потом они опять ушли в могилу. Да, Лазарь воскрес, но потом опять умер. Да, сын Наинской вдовы воскрес, но он жил, как живут люди и потом он умер. А вот Христос называется первенец из мертвых, имеется в виду, что он показал другой формат воскресения, когда воскрес, но человек уже не будет умирать. Поэтому это для нас образ будущего воскресения, когда пережив его, мы уже не будем иметь никакого отношения к смерти. Но, чтобы нам войти в это воскресение, должно пройти достаточное количество времени. Мы умрем, вернемся в состояние праха, потом мы воскреснем - и после этого будет для нас уже непрекращающаяся жизнь. Вопрос о святых ангелах, которые являлись в образе людей. Мы видим в книге Иисуса Навина, что когда Иисус Навин увидел ангела - он даже не понял, что это ангел. Он спросил: ты кто? Из наших неприятелей (Т.е. из другой армии – О.С.)? Тот ему сказал: «я вождь воинства Господня, т.е. это был Божий ангел. Когда в Содоме и Гоморре появились, два ангела, они были в образе молодых людей, юношей, что взволновало жителей Содома. Они хотели над ними надругаться, а Лот спрятал их у себя в доме. Действительно, ангелы Божии являются в образах людей. Например, в явлении Аврааму мы видим, что они даже вкушали пищу под Мамврийским дубом. Т.е. люди не смогли бы воспринимать явление ангела, этого бесплодного существа, если бы это явление не облекалось в форму, понятную для человека. Само боговоплощение Иисуса Христа доказывает это. Бог есть дух, в Боге нет никакой телесности, никакой плотскости. Он воплощается, принимает на Себя человеческую природу, но не смешивается при этом с материей ни в коей мере, чтобы научить нас в Своем воплощении подлинной человеческой жизни. Поэтому явление ангелов именно в виде людей было обусловлено тем, что такое явление воспринималось более адекватно. В книге Судей мы читаем, что там тоже ангел являлся одной семье, и они не сразу поняли, что это ангел, пока не увидели, как он вознесся в дыме жертвенного костра. Таких примеров мы находим много. В книге Товия рассказывается о том, как ангел путешествовал с человеком длительное время, а потом человек узнал, что это архангел Рафаил, а не какой-то его приятель. Павел и другие апостолы пишут в Новом завете, что оказывая гостеприимство, некоторые, не зная об этом, принимали у себя ангелов. Оказывается, ангелы принимают вид бомжей, скитальцев, которые просят помощи. И помогая этим людям, иногда мы не догадываемся, что это были ангелы, которые нам предъявляли вот такие тесты. Вот так они нас проверяли, насколько мы милосердны или давали нам возможность сотворить добро, чтоб быть праведными.
Владимир Носов: - Так же очень часто поступали святые. Святые показывали путь, как-то помогали. И люди впоследствии видели и узнавали тех людей, своих помощников, уже на иконах.
Отец Олег: - Да. Таких тоже случаев много, хотя человек как-бы телом лег в могилу, но в видении он является именно как человек. Поэтому это надо воспринимать, как видение, которое могло иметь форму осязаемости. Они не были осязаемы на самом деле. А воплощение Христа было вполне осязаемо, т.е. Он принял на себя настоящую человеческую природу. Он был человек в полном смысле этого слова, он уподобился нам во всем, как пишет апостол Павел, кроме греха. Сегодня мы вспоминали, что ангелы ели пищу. А зачем они ели, если они бесплодные существа? Оказывается, это был урок гостеприимства с одной стороны, чтобы не оттолкнуть добросердечие Авраама. А с другой стороны - это был урок того, что если ты оказался в другой - ты должен вести себя так, как там ведут себя люди. Вот они пришли в дом Авраама, а люди, приходящие в гости едят, и ангелы едят. Когда я был в Индии, я старался вести себя так, как может быть, для меня не очень естественно, но в этой ситуации было уместно. Да, ангелам вообще неестественно есть, это бесплотные существа. Но, чтобы научить нас миссионерской толерантности, они ведут себя как люди, хотя людьми не являются. Такое истолкование тоже есть.
Телефонный звонок: - Добрый вечер отец Олег! Беспокоит вас раба Божия Тамара из Новгородской губернии. Вопрос к вам о крещении. Сам Спаситель сказал Своим ученикам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Но крещение в точном смысле значит погружение. Пятидесятое апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения, да извержется таковой». Конкретный вопрос: получаем ли мы всю полноту благодати при обливательном крещении младенцев и окропительном крещении взрослых? Отсекается ли у нас при таком крещении падшее естество, омываемся ли банею пакибытия, и не является ли причиной именно обливательного крещения низкий уровень церковной жизни, переставший сообщать силу обновленной святости?
Отец Олег: - Спасибо за интересный вопрос. Действительно, в Новом завете есть уточнение, когда говорится об Иоанне Крестителе, который совершал крещение, там сказано: было много воды. А для чего это сказано? Чтоб показать, что это было не обливательное крещение, а там было много воды, т.е. много для чего? Для полного погружения. Потом надо понять такую очевидную вещь, что крещение, которое совершает Иоанн Креститель, это, в общем-то, нехристианское крещение, но оно преобразуется в христианское крещение. А что это было? Это был обряд миквы - еврейский, иудейский обряд, который был принят Ветхозаветной Церковью на основании Священного писания, в частности, в книге Левит сказано: если человек осквернился - он должен омыться с головы до ног. Ветхозаветная традиция до сих пор считает у тех же иудеев, что если хотя бы часть тела не погрузилась в микву, в момент омовения, то скверность как бы остается. Такое понимание присутствует до сих пор. Когда Святейший Патриарх Алексий II собирал нас на епархиальных собраниях - он часто подчеркивал, что при крещении взрослых необходимо совершать полное погружение. Имея в виду, что для младенцев и так купели достаточно, чтоб погрузить целиком. А не в каждом храме есть баптистерий для погружения взрослых. И Патриарх покойный давал такой совет: если в вашем храме нет возможности крестить полным погружением - отправляйте в другой храм, где есть баптистерий. Например, в храме, где я служу, храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках - у нас есть специальная бочка на этот случай. Когда мы крестим взрослого человека, мы наливаем воду в эту бочку и совершаем полное погружение. Кстати, когда я сам крещу младенцев, я наливаю воды, чтоб было полное погружение и в свидетельстве о крещении я делаю приписку: крещен полным погружением. Потому что сейчас люди задумываются над этим вопросом: а кто знает, как вы крестились? – не знаю, маленьким крестили. А так они откроют своё свидетельство о крещении, прочитают там мою приписку: протоиерей Олег Стеняев, мы там подпись делаем, и приписка: крещен полным погружением, т.е. для человека это будет утешительный момент. Священноначалие от нас постоянно требует, чтобы практика обливания уходила бы в прошлое. Практика обливания допускается только ради нужды. Например, нет возможности совершить полное погружение, или угроза жизни человека.
Владимир Носов: - В больнице или тюрьме.
Отец Олег: - На войне мне приходилось под Гудермесом совершать крещение таким образом, потому что не было возможности добраться до какого-то водоема без угрозы для жизни. Я покидал это расположение воинов, мне надо было их крестить. Известен случай из христианской истории, когда песком крестили в пустыне, за неимением воды, но была острая необходимость, угроза жизни человека. В то же время то, что является исключением, не может считаться правилом. Вот это тоже надо понять. Поэтому в идеале, если в храме есть возможность совершить полное погружение - надо совершать. Нет, как бы вы ни хотели получать доход от крещения - отправляйте в тот храм, где есть такая возможность.
Владимир Носов: - Батюшка, сейчас, может, предугадывая следующий вопрос многих радиослушателей, сам хочу поинтересоваться. Мне было полгода, я не помню, как меня окрестили, что мне делать?
Отец Олег: - Мы верим в единое крещение во оставление грехов. Когда Христос пришел креститься, Иоанн Его стал отговаривать: зачем Тебе креститься? Мне надо креститься у Тебя. Ведь он крестил в покаянии, а Сыну Божию зачем креститься, в чем Он будет каяться? А Христос говорит: надлежит исполнить всякую правду. Когда возникает вопрос, как крестить человека - обливать или полным погружением, Христос говорит: надо всякую правду исполнить, так и правда учит нас, что надо совершать полное погружение, и священноначалие тоже настаивает на этом. Кстати, где есть открытые водоемы, там можно совершать полное погружение. Церковь настаивает на длительной подготовке людей ко крещению. Например, человек пришел осенью, а у нас нет баптистерия, нет храма рядом, люди служат в разных местах. Надо готовить человека к летнему периоду: пусть ходит, учится как оглашенный. Объяснить, когда ему выходить из храма, когда говорят: оглашенные, изыдите. Потом, когда будет возможность его окрестить. Крестить можно на Крещение Господне, когда прыгают люди в прорубь, почему б священнику не воспользоваться и не окрестить людей, тем более, что люди толпами собираются? Можно всегда выяснить кто некрещен. Но, конечно, желательно подготовить людей к этому событию. Наш народ особо не боится таких моментов, как прыгать в прорубь, и т.д. Мне однажды приходилось крестить одного человека, Вадим его звали, как сейчас помню, в озере, поселок Новокосино - и там нам лед пришлось ногами отталкивать. Но это такое впечатление было для этого человека! Я видел настоящее потрясение, что именно такое было принято решение. Поэтому мы священники должны проявлять рвение о том, чтобы исполнить всякую правду соблюдения обряда. Небрежное отношение к обряду - это разруха церковной жизни. Об этом писал отец Павел Флоренский. Он писал, что вся разруха церковной жизни - от невнимания к культу. Это у него есть такая работа о страхе Божьем.
Телефонный звонок: - Батюшка, хотела спросить, что вы думаете о везении? Потому что есть люди, которым совсем не везет, а есть люди, которым везет во всех случаях, даже в смысле духовной жизни. Нашли духовника, смогли найти себе место в храме, такие не мечутся, не мучаются. Ещё хотела спросить: как вы думаете, это связано с тем, что у человека стоят за спиной какие-то невидимые родовые связи? Потому что я знаю человека, который один раз в жизни ошибся и потом погиб, моя одноклассница. Хорошая девочка, очень её жалко. Есть люди, которым как бы всё сходит с рук. С чем это связано и не об этом ли большинство наших просьб, когда мы просим о здравии, о спасении, даже на великой ектенье, есть ли это вообще, то не о везении ли все эти просьбы? Спасибо.
Отец Олег: - Если под везением понимать духовную защищенность, нравственную чистоту - то на самом деле таких людей нет, и никогда не было. За исключением нашим прародителей Адама и Евы до их грехопадения. Читаем: ибо нет различия между людьми, потому что все согрешили и все лишены славы Божьей (Рим.3, 22-23). И ещё книга Иова: «Вот Он - т.е. Господь - и слугам Своим не доверяет, и в ангелах Своих усматривает недостатки, тем более - в обитающих в храминах из брения, которых основание - прах, которые истребляются скорее молью». Поэтому предполагать, что кому-то везет, а кому-то не везет... Собственно говоря, везение в христианском понимание - это избавление от греха. Но реальность наша такая, так что все находятся в тяжелом состоянии. И в тоже время, если Господь нам посылает какие-то искушения - то надо, может быть, чаще вспоминать известные слова апостола: И верен Бог, который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор, 10-13) Чтоб преодолевать невезение - нам надо облечься во всеоружие Божье. Это тоже важно понять. Нам сказано, каким оружием надо защищаться: «Облекитесь во всеоружие Божие, дабы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности и обув ноги в готовность благовествовать мир, а паче всего возьмите щит веры, которым возможет угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6,11-17). На самом деле надо понять, что нет таких людей, у которых бесконечное везенье. Такого просто не бывает, потому что если мы под везеньем понимаем праведность, под невезеньем - грех, то реальность очень печальная. Все согрешили, все лишены славы Божией, нет праведного ни одного, гласит Послание к римлянам. В этой ситуации мы должны понять, что со стороны Бога нам предлагается помощь. Во - первых мы прочитали 1-ое Послание к Коринфянам, 10-13, что Бог не посылает испытание сверх сил, скажем так: не посылает невезение сверх сил. А с другой стороны нам предлагаются способы преодолевать эти греховные невезения, чтобы у нас был меч духовный, слово Божие, шлем спасения, чтобы щит веры у нас был, чтобы мы могли угасить все раскаленные стрелы лукавого, т.е. все люди пребывают в одинаковом состоянии. Поэтому сказать, что этим везет больше, чем другим это очень наивно. Иногда мы делим людей на благочестивых, неблагочестивых, и т.д. - но это могут позволить себе только те люди, которые никогда никого не исповедовали. Любой священник, который исповедовал верующих хотя бы в течение полугода, перестает чему-то удивляться. Мы видим, что люди в одинаковом состоянии находятся. Те, которые осуждают других людей, особенно за грехи, имеют такую проблему: они никогда никого не исповедуют. Например, когда я был дьяконом 8 лет, очень долго у меня существовала эта иллюзия, что есть счастливчики, у них духовное везенье, а есть неудачники, у которых нет духовного везенья. Себя я относил к неудачникам. А когда меня рукоположили в священники - то я понял, что люди в одном состоянии: все согрешили, все лишены славы Божией. А если б я остался дьяконом и не стал священником, который исповедует людей и видит реальную жизнь людей, то у меня эта иллюзия осталась бы. Я бы делил мир на черное и белое, и всё. А когда перед тобой люди открывают души, рассказывают о том, что внутри и ты исповедуешь детей, взрослых, женщин, мужчин, стариков, пожилых женщин и т.д. - вот здесь будет немножко другое восприятие жизни. Поэтому не будем делить мир на везунчиков и не везунчиков. Все на самом деле сложнее, и в тоже время Господь, как мы прочитали, не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы мы могли перенести.
Владимир Носов: - Батюшка, я часто забываю, может быть, кто-то ещё часто забывает, что самое большое везенье - мы в Церкви Божией, мы призваны.
Отец Олег: - Да. И в Церкви есть все необходимые средства для того, чтобы обрести дар спасения, потому что все таинства Церкви - возьмите любое - они связаны с человеческим несовершенством. У нас крещение во оставление грехов. У нас причастие во оставление грехов. У нас исповедь тоже связана с человеческими грехами.
Владимир Носов: - Всем, кому не везет - всем в Церковь!
Отец Олег: - У нас венчание попаляет блудную страсть, организует семейную жизнь человека. У нас даже поставление в священство, хиротония - это какая-то духовная реанимация. Благодать немощная врачует, оскудевающая восполняет. Поэтому прямо надо сказать, что все таинства Церкви связаны с человеческим несовершенством, включая таинства святого причастия, которое не является призом за хорошее поведение, как некоторые думают, а это самое радикальное средство в борьбе с грехом. Потому что причастие в отличие от исповеди, на который снимается ответственность за грех как за поступок, причастие попаляет саму склонность ко греху, то, что мы называем тернии прегрешения.
Телефонный звонок: - Добрый вечер! Батюшка, ещё раз о крещении. Дело в том, что я крестилась в 1994 году, но мне было уже 62, и крещение было окроплением. С тех пор - мне уже 84 - я виду регулярный образ церковной жизни, причащаюсь и вникаю в православную веру, и т.д. Что же теперь делать, крещение-то было окроплением?
Отец Олег: - Ничего вам делать не надо, потому что мы веруем в единое крещение. Ответственность возлагается всегда на священника, который, может быть, исполнил всю правду, о чем мы сегодня говорили, что важно исполнить всякую правду при совершении ритуальных действий, тем более - таинства. Любое таинство имеет обрядовую сторону, и здесь надо проявлять точность. Ваш возраст, ваше состояние могли стать основанием для того, чтобы вас крестили так, как вас крестили. Но мы действительно веруем в единое крещение, и вопрос о перекрещивании вообще не может стоять в Церкви. Однако, при всем при этом мы, священники, ратуем за полное погружение. Но это не значит, что вам был сообщен некий дефект. Потому что вы пришли к Господу, вы пришли в Церковь, и над вами совершено это таинство, никто не может это оспаривать. После этого таинства было миропомазанье, которое тоже никто не может оспаривать. Потом вы причащались не однократно Тела и Крови Иисуса Христа. Поэтому продолжайте жить нормальной, полноценной церковной жизнью. Как мы говорили, в Церкви действительно есть все необходимые средства для спасения человека. А какие-то сомнения по поводу этого вопроса - это недоумение, которое вас не должно касаться напрямую. Потому что это вопрос, который мы, священники, решаем с нашими епископами. Епископы нам всё время рекомендуют совершать крещение так, как это соответствует обрядовой букве закона.
Владимир Носов: - Батюшка, может быть, важно вспомнить, что крестит человека Сам Бог?
Отец Олег: - Совершитель таинства действительно Христос. Все таинства совершаются Духом Святым. Например, на таинстве исповеди, мы прямо говорим: здесь, чадо, Христос невидимо стоит и приемлет твою исповедь. Если речь идет о божественной евхаристии, то Златоуст писал: неважно, где совершается литургия - в городе или в селе. Это всё та же служба, неважно, кто её служит Пётр или Павел из апостолов. Это всё та же Тайная Вечеря, на которой Христос говорит: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя. Так как Бог неизменяем, любые действия божества имеют вечное непреходящее значение. Как о Христе сказано, что Христос всегда и во веки один и тот же. Поэтому что действительно совершает таинство Христос, и они совершаются Духом Святым. И здесь как раз немощь человеческая может преодолеваться благодатью Божией. Есть такой классический пример, когда один старец пришел в храм. Огромный храм построили - а он говорит: а чего это в храме никого нет? Ему говорят: ну, как никого нет, тут такая толпа! А он говорит: да нет никого в храме, этот уже на рынке, этот уже дома, сидит за столом, кушает, этот с женой ругается. Старца завели в алтарь, я помню, не раз эту историю рассказывал, там двое непутевых священников служили, он посмотрел на них и улыбнулся. Они говорят: чего ты улыбаешься, ты же в алтарь зашел, мы тут службу служим. А он говорит им: вы служите? Вы веревкой толще трех пальцев связанные лежите под жертвенником, а вместо вас, ради трех молящихся в храме ангелы Божии службу совершают. Я помню в Советское время ходила по рукам такая история, повесть о видении Иоанну Кронштадтскому будущих событий. Иоанн Кронштадтский шел в этом видении по огромному количеству записок, и он спросил сопровождающего ангела: что это за записки? Ангел говорит, это записки, которые не читают в храмах, их принимают, но не читают. Батюшка Иоанн заплакал и спросил: а кто ж тогда их читает? И ему ответили: ангелы Божьи читают. Ангелы Божьи слетаются на службу - херувимы, серафимы - и читают дружным ангельским хором. Поэтому если человек идет в Церковь, чтобы получить благодать таинства, и кто-то совершает что-то не так, как положено - здесь благодать немощная врачующая и оскудевающая восполняет. Потому что представить идеальное совершение любого таинства только человеческими усилиями невозможно. Их Совершитель Христос, а человек только свидетель или символический участник. Если все совершается Духом Святым - то, действительно, личность священнослужителя не суть важна в этот момент. Здесь, действительно, действует эта благодать. Но так как священник обязан выполнять всякую правду, он должен проявлять строгость по отношению к культовым особенностям и стараться ничего не нарушать, т.е. со своей стороны мы делаем всё, что можем, но всё совершается Христом.
Владимир Носов: - Мне эта тема запомнилась, случай прошлого года, когда мы, будучи на Патриаршей пасхальной службе, на следующий день на Светлой седмице отправились в следственный изолятор №2, это Бутырка, в Москве. Вот, знаете, то, о чем вы сейчас говорите - это было в полноте нами ощущаемо, потому что по благодати, действительно, не было практически никаких различий, было радостное состояние у многих людей. Можно сказать, Патриаршая служба - спуститься буквально в тюрьму, молиться рядом с заключенными - и, тем не менее, была Пасхальная радость, конечно.
Отец Олег: - Один западный богослов, не помню, по-моему, Фома Аквинский однажды произнес интересную фразу, она меня поразила. «Действуй в Церкви так, как будто все зависит от тебя, но при этом знай, что всё совершает только Бог». Мы употребляем максимум усилий: ставим свечку, проявляем благоговение, читаем Псалмы, т.е. прилагаем максимум усилий. Как будто всё зависит от нас. Если ты что - то не так сделаешь - вселенная не разрушится, но при этом помни, что всё совершается только Богом.
Телефонный звонок: - Добрый вечер добрым людям! В Евангелии от Иоанна, 9 глава, написано: «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики его спросили у него, Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Вопрос: как слепорожденный может согрешить до рождения?
Отец Олег: - Давайте вспомним, там решение было такое: не по грехам родителей, не по собственным грехам это произошло с ним, а это все к славе Божьей. Т.е. тут предлагается три варианта: человек может по грехам родителей нести наказание, или за свои собственные грехи, или это к славе Божьей. Что значит: по грехам родителей? Это реальность, в которой мы живем. Однажды меня пригласили в дом для детей-инвалидов, и когда я увидел этих детей, это совсем маленькие дети, ясельный вариант. Часть из них сидели и просто головой крутили в одну сторону, в другую. Часть детей шатались туда-сюда. Некоторые ползали, они не могли ходить. Они ползли ко мне, они любили гостей. Я спросил, чьи это дети. Что с ними. Мне сказали: это дети наркоманов, хронических алкоголиков, сифилитиков, и т.д. Действительно, наши действия сказываются на нашем потомстве. Как в Писании сказано, что Бог наказывает звено отцов до III-IV колена. Это субъективная реальность, на которую мы не можем закрывать глаза. Действительно, наркоман или алкоголик, который губит себя - губит и свое предполагаемое потомство. Поэтому мы не можем исключать этот момент. С другой стороны человек не отвечает сам за грехи своих родителей, т.е. он может родиться инвалидом из-за того, что они так себя повели, но личной ответственности перед Богом он не несет, потому что он не делал нравственного выбора за своих родителей, тем более, он вообще не жил. Скажем так, они познакомились, стали жить вместе, потом происходит зачатие. На нем какая вина? Венчались они - не венчались, он за это не отвечает, они отвечают за это. Они должны были позаботиться о своем потомстве, чтобы ребенок родился законнорожденным, от венчанного брака. Я благодарю свою бабушку Матрену Федоровну Журавлеву, все мои братья двоюродные родились от венчанных браков. Я родился от венчанного брака. Всех нас крестили в детстве. Это делала бабушка Матрена Федоровна, она, когда видела, что её дочки хотят выйти замуж - она сразу решала этот вопрос: должно быть венчание вначале, иначе нельзя. Ребенок рождался - надо крестить. Вот такое рвение, чтоб исполнять всякую правду, должны проявлять родители тех детей, которые еще только думают о создании семьи, чтоб всё было правильно. И вы это делайте, может с нажимом даже, ради ваших внуков, которые родятся от этих отношений. Даже в Писании есть такой текст у Павла: «Настой вовремя и не вовремя». Можно настоять на своей христианской позиции вовремя, когда все рукоплещут и с тобой соглашаются. А иногда не вовремя, когда не хотят слушать, но ты все равно скажи.
Владимир Носов: - Стой на своем.
Отец Олег: - Потому что слово Божие проповедуется в двух плоскостях. Одним людям во спасение, они услышали, приняли, уверовали, спаслись. А другим во свидетельство, ты слышал, видел, но сам не принял, чтоб в день Суда не было оправдания для таких людей. Чтоб никто в день Суда не сказал: Господи, а я никогда не слышал, что надо креститься, я никогда не слышал, что надо венчаться, я никогда не слышал, что надо Библию читать. Да слышали, многие слышали. Поэтому, когда нас, священников, спрашивают: а зачем вы проповедуете людям, до которых, как вы догадываетесь, ничего не дойдет? А эта проповедь - свидетельство. И, более того, в Писании, в Ветхом завете сказано: если человек погибает, а ты ему не скажешь об этом, что он погибает, то ты будешь нести ответственность за его душу перед Богом. И апостол Павел, когда он однажды окончил миссионерское путешествие и собирался покинуть некую местность, он сказал: ничьей крови на моих руках нет, я проповедовал, где только мог. Оказывается, даже кровь на наших руках свидетельствует: если бы мы имели возможность людям засвидетельствовать о Божьей правде и этого не сделали, кто- по стыдливости, кто-то решил никого не расстраивать, кто-то решил: не вовремя. А Павел говорит: настой вовремя и не вовремя.
Владимир Носов: - Очень серьезный аргумент. Батюшка, я очень хочу поблагодарить вас, поблагодарить свою бабушку. Я хочу поблагодарить вас за то, что вы настаивали и обвенчали моих родителей, Александра и Зинаиду, дай Бог вам здоровья. Через сорок лет после брака они все-таки повенчались, спаси вас Господи.
Отец Олег: - Да, и отец потом умер, это моё соболезнование вам. И я думаю, это очень важно, что успели ваши родители повенчаться. Он действительно ушел в вечность, ваш отец, в законном союзе с женой, и вы обрели законность.
Владимир Носов: - Спаси вас, Господи.
Телефонный звонок: - Здравствуйте! Александр, Москва. В нашем храме такой порядок: во время панихиды, если записок очень много - то читают сами прихожане записки, потому что священник в алтаре не успевает всё прочесть. Некоторые записки написаны очень неразборчиво, и имена некоторых разобрать очень трудно. Я, когда читаю, если 3-4 секунды не могу разобрать имя, я пропускаю. Правильно я делаю, или же мне нужно кого-то ещё позвать, чтоб помог разобрать?
Отец Олег: - Во-первых, давайте начнем с того, что действительно, когда много записок - миряне могут помогать, но в этом случае их благословляет священник. Я помню, в Орехово-Зуевском храме, где я служил, храме Рождества Иоанна Предтечи служил чтецом. Нам давали записки, священник благословлял - и мы действительно читали. Я был подростком, там были еще пожилые женщины, мы читали записки. Часто встречаются имена, действительно написанные неразборчивым подчерком. Когда я спрашивал у покойного отца Сергия, настоятеля, что делать в таком случае? Он мне: а ты сразу в голове своей скажи Богу: его же имя Ты, Господи, веси. Т.е. его имя ты, Господи, знаешь. Это у меня до автоматизма дошло. Всякий раз, когда я и теперь читаю записки, только вижу, что неразборчивым подчерком - у меня как бы сразу голос внутри срабатывает упокоенного отца Сергия. Нечаев, по-моему, его фамилия была. Да, «его же имя ты, Господи, веси. Действительно Бог, только сердцеведец. Бог может прочитать любую записку. Он видит, кто её писал, как писал, о ком писал. Мы должны, со своей стороны, приложить усердие. Вот что-то у нас не получается, здесь действительно благодать немощная врачующая и оскудевающая восполняющая.
Владимир Носов: - Пользуясь случаем, как человек, тоже читающий записки, хочу обратиться к радиослушателям и попросить писать их как можно понятней, потому что не спешите, потому что это уверенность в том, что их всё-таки обязательно прочитают. И для алтарников, для людей, которые читают записки, это некое облегчение, приятный момент.
Отец Олег: - Ещё такой совет дам. Моя бабушка, у неё был сложный подчерк, а я был школьник, и она мне говорила: пиши имена. Вот, поручайте своим внукам, пусть они пишут, потому что дети сейчас, вроде, не занимаются правописанием. Но мы-то, советские дети, занимались! Мы хорошо выводили буквы. Сейчас система образования какая-то искореженная. Действительно, если кто-то в семье может хорошо писать понятно, пусть они пишут, а вы им диктуйте. Сейчас во многих домах компьютеры есть, можно набить на клавиатуре. Действительно, это очень важно, когда чтицы, священники, дьяконы читают записки, чтобы действительно они не запинались и ясно видели имя того, за кого просите.
Телефонный звонок: - Здравствуйте! Батюшка Олег, вам, прежде всего, крепкого здоровья, благодарность за все ваши передачи. А вопрос такой, в предыдущем вопросе вы отвечали и сказали, что грех этот ложится на того, кто не настаивает - это имеется в виду миссионерская обязаннность. Какова миссионерская часть нашего мирского деланья в храме и вообще - в христианстве.
Отец Олег: - Апостолат мирян заключается, прежде всего, в воспитании детей. Сказал апостол Павел: «кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Собственно говоря, миссионерство в том виде, в каком сейчас мы понимаем это служение - это вообще придумали англикане. На Руси вообще не было такого слова «миссионер», никто из святых отцов не использует эту терминологию: миссия, миссионеры. Было наименование «христианин», т.е. христов. Скажем так, свидетельство о вере - это естественный процесс, когда старшее поколение обучало младшее поколение. В своё время - я много раз это говорил на радио «Радонеж» - но для вас повторюсь, когда я учился в семинарии, я делал опрос нескольких потоков, кто через кого уверовал. Да не было почти семинаристов, которые уверовали через священника! Просто не помню ни одного случая. Почти не было, которые уверовали через родителей, но масса была семинаристов, которые уверовали через своих бабушек. Вот я не знаю, почему именно через бабушек - про дедушек почему-то никто не говорил - а вот про бабушек говорили. Поэтому я считаю, глубоко убежденный, что самые серьезные миссионеры, хотя это чужое для нас слово - это наши русские бабушки, которые формируют сознание ребенка в дошкольный период. А человек реально формируется именно в этот период, потом уже немножко поздно. Во-первых, бабушки хотят обеспечить венчание для наших родителей, и обеспечивают. Потом бабушки следят, чтоб нас крестили вовремя и первые молитвы мы получаем от них, и первую информацию о Боге. Конечно, сейчас есть люди, которые уверовали в 17, 20, 30 лет и т.д. Такое тоже бывает. Но более органично, естественно, когда мы получаем наставление в семье. Тем более, про мужчин хочу сказать, в Законе Божием неоднократно говорится, что отец обязан обучать своего ребенка заповедям, причем несколько раз говорится, что он обязан это делать. Это Божья заповедь, что отец должен учить своего сына. Причем вставая, ложась и идя дорогой, сидя за столом, он должен обучать своего ребенка. Что значит: вставая? Читая утренние молитвы, он приучает ребенка к утренним молитвам. Что значит: он учит свое дитя, ложась? Вечерняя молитва. За столом - правильно благодарить за трапезу, что-то не есть, что запрещено во время поста. Идя дорогой, т.е. на любом поприще. Наши дети по разным дорогам ходят, мы должны настаивать им, подсказать, может быть по этому пути не надо идти. Поэтому на всех нас лежит ответственность, и все совершают свой апостолат. Великий апостолат совершают русские бабушки, Русь бы не была крещена, если бы у князя Владимира не было бы бабки по имени Ольга. Он сам потом сказал: и бабка моя Ольга, мудрейшая женщина, эту веру избрала. Отцы совершают свой апостолат, собеседуя со своими чадами. Каждый член семьи может найти применение для своего апостолата. Но свидетельство мирян - это больше свидетельство самой жизни. Здесь важно вспомнить слова из Нагорной проповеди: «так да светит свет ваш перед людьми с тем, чтоб они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Добавить комментарий