Перейти к основному содержанию

01:38 23.05.2019

Какие жизненные тяготы - крест божий? У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов, в студии протоиерей Александр Березовский.

14.04.2014 07:06:04

 -Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы вновь с вами в прямом эфире радио «Радонеж». Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Мы начинаем с отцом Александром нашу обычную программу. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.

 -Добрый вечер, дорогие слушатели, напоминаю, что вы также можете присылать свои вопросы по смс к нам в студию. Будем рады ответить.

 -Зайдя на украинские и белорусские сайты, обнаружила, что очень многие украинцы и вообще славяне употребляют сплошь враждебные высказывания в адрес России. Почему русских ненавидят даже наши братья славяне?

 -Тут это связано не столько с тем, что люди ненавидят, хотя, безусловно, такие есть. Это явление оно было замечено и Пушкиным, и Достоевским. В этом нет ничего нового и удивительного. Но это не большинство. А вот почему интернет полон таких высказываний- потому что этим занимаются специально организованные бригады, которые получают за это деньги.

 -То- есть, это создание определенного мнения.

 -Да, вот говорят: интернет взорвался. Какая-то вещь обсуждается. Это люди, которые именуются троллями. И они подвергают такому остракизму и Россию, и русских. Тех, которые встали на защиту пути, которого придерживается Путин.

-То есть, это просто элемент информационной войны.

 -Да, конечно.

 -Такой проплаченный, целенаправленный…

 -Да. Иначе такого потока просто не было бы. И это можно даже отследить.

 -Спасибо, батюшка, у нас есть вопрос.

 

 -Здравствуйте, отец Дмитрий. Это раба  Божия Лидия из Боголюбского храма города Пушкино.

 -Здравствуйте.

 -Скажите, пожалуйста, я являюсь инсулинозависимой, у меня сахарный диабет. Но стараюсь придерживаться поста без рыбы, без мяса, без молочки. Но мне очень сложно. Как? Можно мне его немного смягчить?

 -Странный вопрос. Что же, вам в храме никто не объяснил? Все, и пожилые, и болящие, и дети, и беременные, и кормящие, и находящиеся на тяжелых работах, в тюрьме, на службах они имеют по уставу послабление в посте. Что тут нового? И я сам об этом сто раз говорил на радио «Радонеж» за 20 лет.

 -Мне не всегда хочется молиться и соблюдать посты. Я себя заставляю. Что делать, чтобы это стало моим естественным желанием?

 -Нужно достичь благодатной жизни. Тогда дом  Божий будет молиться в нас сам.

 -Но это говорит о том, что человек что-то неправильно делает? Или просто рано ему?

 -Конечно, рано. А то, что неправильно- так это наверняка. Но это выясняется обычно на исповеди.

 -То- есть, хочется несколько ускорить процесс получения благодати  Божьей?

 -Но есть вещи, которые не ускоришь. Например, нужно вырастить нам сосну толщиной в диаметре 40 сантиметров. Как ни ускоряй процесс, как ты ее ни поливай - ну, может на пять лет раньше ее вырастишь. Но она будет расти и расти.

 -Все равно лет пятьдесят-шестьдесят.

 -Да. Так же и в духовной жизни. Во-первых, благодать -это дар  Божий. Даже если все делаешь правильно, то совершенно не факт, что Господь тебя наградит Своей благодатью. Он сам знает кого, когда, сколько.

 

 -Добрый вечер, батюшка. Первая слушательница сказала про русских, что их не любят белорусы и украинцы. Но если подумать, то мы все смешанных кровей. У нас много семей, где отец русский, мать украинка или белоруска, и так далее. И их тысячи. Почему мы об этом не вспоминаем?

 -Кто МЫ? Я вспоминаю, а вы вспоминаете?

 -Ну, мы же слышим отдельные названия нации: русские, украинцы.

 -Ну, это изобретение последнего времени. Мы все русские. Просто есть русские, которые живут на западе, есть, кто живет на юге, а великорусы живут в центре. А как русские, великорусы появились там, где Москва? Нас же вытеснили монгольские орды из Киева. Как мы здесь очутились? Так что мы здесь естественно, никакие крови здесь нельзя смешать. Это невозможно. Берем две бутылки воды и смешиваем. Что будет? А будет вода. Это если турецкая кровь и русская, ну это понятно: можно смешать. А русский с украинцем -это не получится. Он все равно будет русским. У нас геном один и тот же.

 

 -Добрый вечер батюшка. Это раба  Божия Людмила. Моему внуку 17 лет. Он до 7 класса учился в православной школе. С 8-го класса учится в светской школе. И его понесло: снял крестик, гуляет, плохо учится. Что делать?

 -Что делать? Ну тут миллион вариантов. Вообще об этих проблемах должен заботиться его папа. Это вопрос не ко мне, а к его папе. А так, не видя мальчика, давать какие-то рекомендации- это невозможно. Ну, переходный возраст- это понятно. Надо с ним, не теряя контакта, как-то постараться договориться. Выяснить, что за этим стоит, как он рассуждает. Вообще вы немножко поздно начали. Ребенка надо держать под наблюдением, нельзя его развитие выпускать из виду. Когда он уже крестик снял, вы уже поздно спохватились.

К сожалению, современные русские люди своих детей вообще не воспитывают и находят этому всяческие оправдания.

 -Поместили его в православную школу? Теперь его научат православию.

 -Это неправильно. Школа, если очень хорошая школа, она может служить только подспорьем. А вообще -воспитание человек получает в семье. Как это школа может воспитывать? Школа может только придерживаться тех же взглядов, что и родители. На мир, на взаимоотношения людей, на Бога, на Священное Писание.

 -Но даже если в семье правильные отношения и к церкви, и к друг другу, и вообще семья хорошая? Родители весь день на работе. Они вынуждены там быть. А ребенок именно в школе.

 -Ну, это наше устроение оно неправильное. Потому что кто-то из взрослых должен заниматься детьми. Нужно обязательно следить: что он слушает, что он смотрит, с кем он дружит, что читает, и так далее.

 -То- есть, один из членов семьи должен…

 -Вообще в семье должен руководить отец. Если он ограничивает себя только зарабатыванием денег, то тогда он должен нанять человека, который будет заниматься воспитанием его сына или дочери. Он должен заниматься воспитанием души. А так душа ребенка предоставлена интернету, телевизору, друзьям и так далее, то ребеночек, особенно в переходный возраст, заражается всеми инфекциями, которые носятся в воздухе.

 -Батюшка, как бороться с духовной расслабленностью? 22 года человеку.

 -Бороться не надо, надо просто трудиться.

 -То есть превозмогать свое «не хочу», «не понимаю», «не нравится»?

 -Нет, ну в 22 года «не хочу»- это уже несерьезно. Это в пять лет не хочу - еще как-то терпимо. Но и то нужно находить такие приемы, чтобы дитя захотело подчиниться.

 -Ну, когда ребенок именно подчиняется воле взрослого, это же не становится его…

 -Постепенно становится. Если это подчинение не вызвано насилием.

 -То есть, если это подчинение из любви к родителям.

 -Да. Конечно. И дальше это органично переходит и на Бога. Если человек выполняет какие-то церковные предписания из-под палки, грош цена такому. Это вообще ничего не стоит.

 -Какие жизненные тяготы- крест  Божий? А какие таковыми не являются?

 -Все.

 -То- есть, любая тягота…

 -Это крест. Конечно.

 -Ну вот…

 -Крест даже сам человек для самого себя. Вот он говорит: я вспыльчивый. Ну, это крест. Вот неси свой крест.

 -Но люди различают то, что от Бога было дано, и то, что человек приобрел сам.

 -Все равно крест. Глупость -то твоя.

 -То есть ты к этому кресту, который был, добавил.

 -Добавил. Потому что человек добавляет обязательно.

 -Как победить такую страсть, как ревность?

 -Многие страсти побеждаются тем, что если невозможно вырвать корень, то все время отрывают верхушку.

 -Чтобы не росла.

 -Чтобы не росла. А потом и корень увянет. Не так скоро, если вынешь с корнем.

 -Ревность рождает подозрительность. Такую, причем, махровую.

 -Наоборот. Подозрительность рождает ревность.

 -Ну, это уже патологическое состояние души человека, когда он подозревает….

 -Страсть- это патологическое состояние, оно приводит к страшным эксцессам. Из-за ревности даже убивают. Это очень мотив, очень распространенный для убийства.

 -Вот вы говорите, что подозрительность рождает ревность. Вот я подозрительный человек. Как я могу ее в себе унять?

 -Сам человек не может унять никакую страсть в себе. Чтобы избавить человека от страстей, Сын  Божий пришел, родился в Вифлееме иудейском, в пещере. Потом когда Он вырос, Он основал церковь, которая продолжает две тысячи лет на земле Его дело. Каждый человек, который хочет избавиться от своих страстей, должен обращаться к Иисусу Христу, который есть Спаситель. И только Он один благодатью, которая исходит от Отца небесного, может очистить человека от страстей. При условии покаяния человека и молитвы к Иисусу Христу. Видишь, я без запинки повторяю это 800732 раза.

 -И на это люди отвечают: молюсь, борюсь, прошу…И страсть во мне остается.

 -Молодец. После этого можешь сказать так: напомни мне, пожалуйста, что сказано о молитве в Евангелии.

 -Непрестанно молитесь.

 -Так. Еще…

 -Все что ни попросите в молитве с верою, дастся вам от Отца небесного.

 -Правильно. Еще…

 -Молитесь друг за друга, да исцелите.

 -Так. Очень хорошо. Еще…

 -Будем все вспоминать, что есть в Евангелии?

 -Нет, я жду того, что мне представляется очень важным.

 -Напомните, батюшка.

 -Ну, вот на молитве. Что нужно? С чего начинается молитва?

 -Отче наш…

 -Чтобы всем все оставить.

 -Да. Когда молитесь, прощайте все друг другу.

 -Да. Потому что если вы не прощаете людям прегрешения их, то и Отец ваш небесный не простит вам ваши прегрешения. И еще про судью, которого вдова донимала. Вот и все. Вот эти все тексты. Надо в них вникнуть, понять и молиться так. А не просто там правила читать.

 

 -Добрый вечер, батюшка. Вот наш батюшка говорит, что одни и те же грехи два раза исповедовать не надо. Вот исповедовалась я у батюшки, да?

 -Да. Исповедовалась.

 -А вы знаете, как тяжело жить в семье, где есть пьяница?

 -Знаю.

 -Прихожу домой и опять начинаю грешить. Опять начинаю ругаться с этими алкоголиками. И на следующий день мне опять идти исповедоваться? Я опять в грех впадаю.

 -Ну да. А то ведь надо покаяться. А покаяться -это что значит? Больше не впадать. Пусть обопьются, а я слова не скажу. Вот и все. А ругаться бесполезно. Лучше энергию, которую мы тратим на бесполезную ругань, потратить на молитву. Дай, Господи, мне терпения. Вот и все.

 -Я в грехах сокрушаюсь, раскаиваюсь, но ненависть к греху у меня не возникает. Как возненавидеть грех?

 -Не надо черпать из себя. Нужно обращаться к Богу. Еще раз повторить?

 -Не надо.

 - Ну вот. Для чего Христос приходил? Только Он может спасти человека. Только Он. Если человек будет бороться, если человек будет стараться, то ничего у него не выйдет. Это не возможно. Мы погружены в грех, как в болото. По горло. И у каждого на шее еще тяжелый камень, который тянет, чтобы с головой ушел. Вот мы в каком состоянии, как Авва Пимен сказал полторы тысячи лет назад. Вот это надо осознать. В этом случае человек не может плыть, он не может кричать, он не может делать какие-то движения.

Он по горло стоит в тине густой греха. И на шее у него камень. Он может только обратиться к Богу. И если он сумеет, как поется: «из глубины воззвав к тебе, Господи»- Господь Спаситель придет и спасет. Человек должен осознать. А у нас все борются, борются. То за урожай борются, то за чистоту. Это бесполезно.

 -В Евангелии многие заповеди звучат как повеление. Чтобы человек исполнил их.

 -Конечно. Звучат.

 -Поэтому люди и стараются исполнить как повеление  Божие то, что написано.

 -Стараются. Но дело в том, что заповеди даны человеку для того, чтобы он познал свою немощь. Заповеди можно исполнить человеку только ветхозаветные. Вот- не убивать. Это человек может. Еще не воровать- тоже может.

 -Кстати по поводу ветхозаветных заповедей. Такой вопрос к нам пришел. Когда юноша подошел ко Христу с вопросом: что мне надо сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Господь ему перечислил ветхозаветные заповеди. Это что? Действительно достаточно их выполнить, чтобы наследовать жизнь вечную? Ведь следующее обращение уже было…

 -Дело в том, что этот диалог состоялся в Ветхом завете. Тогда этого было достаточно для того, чтобы, когда Господь сойдет в Ад, вывести душу этого юноши из Ада преисподней. Но он все равно с этими добродетелями сошел бы в Ад. Поэтому Христос ему предложил: продай имение свое и следуй за Мной. Будь Моим учеником.

 -Тогда минуешь Ад.

 Да.

 -То- есть, это не только некая степень совершенства, а это необходимое условие спасения души.

 -Ну да. Так, как его понимает христианская вера.

 -Спасибо.

 -Пожалуйста.

 

 -Добрый вечер, батюшка. Скажите, пожалуйста, как понять слова в молитве о Христе: «Непреложно вочеловечивыйся»?

 -Отец Александр, ответьте.

 -Батюшка, простите, я просто…

 -Непреложно вочеловечиайся. Женщина не может понять, что это значит.

 -Воистину. Мне кажется, что это истина.

 -Мне тоже так кажется.

 -Истина. Это вне всякого сомнения.

 -Для чего нужен пост? Неужели человек не может угодить Богу без поста?

 -Может. Пост нужен для самодисциплины. Пост нужен как начало борьбы человека с грехом. Это есть начальные усилия. А так человек…С чего вообще начинать жизнь духовную? Надо начинать с поста. Как самое простое дело. Человек не может еще ограничить свои мысли, свои чувства, свою речь. Молотит- сам не знает что. Так привык. Не контролирует себя. А тут элементарная вещь. Вот кусок хлеба с маслом. Но я его не ем. А ем тот, что рядом лежит без масла. Вот все наглядно, как в первом классе. Но это уже религиозный поступок.

 -Это когда человек отказывает себе в том, что ему хочется?

 -Да. И причем именно в своем животном плане. Обуздывает чрево.

 -Многие люди, сейчас мне рассказывали, постятся, но при этом ведут совершенно нехристианский образ жизни. Тогда это пост у них или некая такая форма диеты?

 -А в чем выражается этот нехристианский образ жизни, надо посмотреть. Так вот обо всех сказать нельзя.

 -Есть вопрос у нас, батюшка.

 

 -Добрый вечер, батюшка. Вас беспокоит Василий из Москвы. У меня следующий вопрос. Самая важная часть литургии, как известно, это анафора или евхаристический канон. Когда служит наш Святейший Патриарх Кирилл, то он часто эту анафору произносит вслух, чтобы все хорошо слышали и понимали, что сейчас происходит. Но в наших приходах эту молитву читает священник тайно, и мы слышим только отдельные возгласы, когда соответствующие места на службе…

 -А Волга впадает в Каспийское море.

 -Ну, а как вы считаете? А нужно ли нам ввести такую практику, чтобы…

 -Ну, так кто вам мешает купить служебник и читать эти молитвы? Если денег нет, приезжайте я вам дам на служебник.

 -Почему сейчас так модно послаблять телесный пост, все время говоря о посте духовном? Разве постясь, не умерщвляя свою плоть, можно побороть свои грехи?

 -Дело в том, что современный нам человек очень больной.

 -А та мера поста, которую мы всегда слышим, это у нас монастырская мера.

 -Монастырская, причем древнего монастыря. Такая мера совсем не для всех доступна.

 -Батюшка, а существует ли какое-то правило поста именно для мирского человека?

 -Да нет, конечно.

 -Или это просто…

 -Нет. Мирской человек тут совсем ни при чем. Если у него хорошее здоровье, и он не старый, то вполне, пожалуйста.

 -Как здоровье позволяет.

 -Как служить другим людям, имея семью и детей, которые занимают все мое время? Или достаточно служения лишь своей семье?

 -По дороге на работу. Поднес сумочку, пропустил в дверь, уступил место. Сдержался, когда тебя что-то раздражает. Это и называется послужить. Отнесись к ближнему с любовью.

 -Ну, это можно на каждом шагу.

 -Ну я уж так, чтобы не нагружать человека. А то он бедный согнется. Станет горбатым. А так вот на работу и с работы. А если на автомобильчике ездит, то…

 -Ой. На дороге столько возможностей.

 -Да. Он может и пропустить пешехода, и не выругаться…В общем сплошное упражнение в благочестии.

 -Есть вопрос у нас, батюшка.

 

 -Дорогой батюшка Дмитрий, добрый вечер. Всех с воскресным днем. Ради Бога, помогите. Надеюсь только на вашу помощь. Вы можете и с юмором ответить, и строго. Не могу, умираю, целыми днями думаю только о еде. Вот только поела - и опять есть, есть, есть. Даже жилище не могу убрать. Помогите, ради Бога.

 -Ну, а как я могу помочь? Тут уж скорее врачи -диетологи помогут.

 -Ну вот это признак того, что человек взял на себя непосильную меру. Так?

 -Нет. Ну почему? Тут может быть и что-то болезненное.

 -Ну, по любому. Даже если это из-за болезни, ведь такое состояние- оно же ненормально для постящегося человека? Пост время радостное. А когда человек испытывает болезненность…

 -Мы не знаем, в чем причина у этой замечательной женщины, которая так меня любит до смерти, в чем причина этого огромного желания есть. Ведь есть тоже можно по- разному. Можно съесть там три ореха и уже такую остроту голода снять. А если еще запить полстаканом воды, то этого хватит на ближайшие два-три часа. А потом съесть половину яблока. Но ведь они же: первое, второе, третье…

 -И компот.

 -И булочка…Так что вот.

 -Что такое лицемерие, и как его изжить? Какое у нас православных должно быть отношение к лицемерию других людей?

 -Нас вообще- то, что происходит с другими людьми, не должно интересовать. Мы должны заниматься спасением собственной души. А другие люди, глядя на то, как Господь нам помогает в этом, захотят этому подражать.

 -Но когда вот человек явно грешит на наших глазах! Мы должны наши глаза просто закрыть?

 -Нет. Мы должны этого не видеть. Потому что наш взор должен быть направлен внутрь самих себя. Бог сказал Антонию Великому: Антоний! Себе внимай. Ты слушай, что внутри с тобой происходит, что с твоим сердцем происходит. Потому что другому человеку мы не можем помочь. Другому человеку может помочь только Господь Иисус Христос. Больше никто.

 -То есть когда я вижу человека грешащего, я…

 -Ну как ты можешь избавить его от страсти? Ну как? Расскажи мне. Где у тебя благодать Святаго Духа, которую ты мог бы понудить, чтобы она вошла в его сердце?

 -Я могу ему как-то помочь увидеть этот грех.

 -А он тебя просил?

 -Нет.

 -Ну, и все. А ведь нельзя метать бисер перед свиньями. Это же запрещено для твоего же блага. Чтобы свиньи тебя не растоптали.

 -То- есть, любое желание помочь человеку избавиться от его греха?

 -Если он встанет на колени, и три недели и еще начало четвертой будет молить тебя: ради Бога, сделаю все, что скажешь- ну тогда можешь. Ну ладно, на вот, книжечку почитай.

 -Есть вопрос у нас, батюшка.

 

 -Добрый вечер, батюшка. Простите, пожалуйста, Елена. Вот у меня странная немощь: я не вижу в людях плохое. И поэтому меня все считают странной. И когда человек, допустим, делает мне зло - я никогда на него не обижаюсь. Всегда стараюсь поставить положительную точку в наших отношениях. И даже в доме, где я живу, меня считают чокнутой, потому что я хожу в храм. А я даже в храм стала ходить, и я не мудрствую, я не читаю заумных книг, но я вот люблю Бога, хожу на службы. Ну, что мне делать с этими людьми? Может, мне за них начать молиться? Канон за болящих, или еще что. Я же не могу всем говорить, что я не чокнутая…

 -А зачем это говорить? Ведь христианин - он и есть чокнутый. Мы безумны ради Христа. Юродивые ради него. Юродивый по-славянски значит безумец. Так что они все правильно говорят. Но не надо на это обижаться. Просто они действительно замечают в вас христианское поведение. С точки зрения обычного человека нехристианина, так ведет себя только сумасшедший. Потому что ваше поведение необычно. Потому что люди, даже ходящие в церковь, они готовы друг друга сгрызть. Они всякие сплетни распускают, они готовы там залезть в разные места, их очень интересует чужая жизнь. Особенно грехи.

Они это постоянно обсуждают. Они не хотят жить своей жизнью, а они живут жизнью чужой. Поэтому они всех и учат, всех и наставляют, всем говорят про грехи. Вся жизнь направлена во вне. А у христианина вся жизнь направлена внутрь. Потому что он живет покаянием. Поэтому я уж не знаю как, но вы, как вы описали, делаете все совершенно правильно. И они себя ведут совершенно правильно. Потому что они должны вас гнать, ненавидеть, крутить пальцем у виска. А дальше они начнут строить вам всякие козни. Возненавидят, как сказано в Евангелии, будут вас гнать отовсюду. О вас предупреждать обязательно каждого встречного поперечного, говорить, хотя никто не будет спрашивать: вы вот к этой не подходите, она чокнутая.

 -Говорят: фанатичка.

 -Нет. Ну, можно же вести себя спокойно, доброжелательно….

 -Когда человек каждую неделю ходит в церковь, никого не тащит- все, фанатичка.

 -Есть вопрос у нас, батюшка.

 

 -Добрый вечер, батюшка. Сергей Павлович из Москвы вас беспокоит. Обычно внимательно вас слушаю, вот и начну с благодарности. Потому что еще в начале 80-х годов, когда я учился в институте и сделал перевод книги. Потом мне люди сказали, что изданию этой книги поспособствовали некоторые священники, в том числе и иерей Димитрий Смирнов. Так что благодарю вас. Но меня несколько задевают эти толкования Священного писания и богослужения, которые я слышу из ваших уст и из уст отца Александра. Вот, сегодня был вопрос о том, что такое «непреложно», так вот смею вас заверить, что с ложью это никакого отношения не имеет. Это буквально в греческом означает «вочеловечил, не потерпев никакого поворота». То- есть, Бог остался Богом, человек остался человеком. То - есть император Юстиниан, составляя это песнопение, просто вкратце изложил нам догмат.

Но я бы это пропустил, но в прошлый раз я услышал совершенно такое странное толкование 50-го псалма. Вы еще раз прослушайте его. То есть у вас вышло, что тогда все стены Иерусалима были все разрушены, и царь Давид как бы их обновил…

 -Нет, не царь Давид…

 -А это пророческое значение. И как говорят святые отцы: от лица пленников вавилонских Давид пророчествует. А так буквально выходит, что он жил в эпоху после плена. Поэтому простите меня, я, наверное, все-таки…

 -Нет. Я прощаю. Но речь- то конечно шла о его пророчестве. Конечно же, это восстановление храма. Конечно, было не при царе Давиде. Это мы проходили в семинарии.

 -Он только построил его.

 -Да. Поэтому здесь все очевидно. Просто человек, который задавал вопрос, как бы не понимает, почему нужно восстанавливать стены Иерусалима. Да у поэтов так бывает, что они пророчествуют о будущих временах. Но я полностью принимаю ваши замечания, более того, если вы оставите свой телефон, мы каждый раз будем обращаться к вам за толкованием, раз вы так хорошо знаете греческий язык. И можете еще раз сюда к нам перезвонить, и мы с удовольствием будем к вам обращаться.

 -Я ушла от мужа, который изменял мне и всячески издевался надо мной. Теперь он женат на своей бывшей любовнице, и у них дети. Он счастлив. А у меня ничего не сложилось. Почему же Господь дает ему счастье в такой ситуации?

 -Ну, чтобы, например, вам исцелиться от зависти. Во-вторых, каждый человек несет всегда последствия своих поступков. Ну, например: сел пьяный за руль и врезался в столб, и сломал ногу. Что ж делать? Ведь надо же прежде, чем замуж выходить, как-то человека изучить.

 -То есть это как некое следствие…

 -Это неизбежное следствие…

 -Необдуманного поступка.

 -Некоторой очень важной ошибки в жизни. Потому что с ужасом смотрел на молодых девиц. И не только девиц, женщина в возрасте недавно пришла и говорит, что сбежала из дома, надо ей где-то жить. Сбежала от мужа, который по отношению к ней плохо ведет себя. Я ее спрашиваю: а вы долго до свадьбы были с ним знакомы? Месяц! Ну, как так можно? Это просто рассчитывать на авось. Авось мне повезет. Ну, вот не повезло. Вот и что теперь? Человек поставил себя в очень сложную жизненную ситуацию. Ну, так же нельзя. Месяц знать человека- и сразу уже на такую серьезную вещь решиться, как вступление в брак.

 -Многим кажется, что Бог, который есть любовь…Ну, наказан человек…

 -Хорошо. Бог есть любовь. Это абсолютно непреложная истина. Никто из христиан в этом даже не сомневается. Мы можем спросить, если Бог есть любовь, что же Он невинного Христа попустил прибить к кресту и повесил умирать на палящем иерусалимском солнце? Что же это такая за любовь, когда все апостолы умерли, как у нас, у русских, говорят, не своей смертью? Кроме Иоанна Богослова. Ну, и так далее. Когда человек задает такие вопросы, он не понимает, в чем спасение, не понимает, в чем любовь  Божия.

Ну, я в своей жизни перенес несколько операций. Некоторые были весьма болезненны. То –есть, некий человек по профессии хирург меня резал. Делал мне больно, когда уже закончилась операция, я перед докторами извинился: ну, наверное, я вам мешал, потому что ворочался, стискивал зубы. Они говорят: да ну что вы! Нас тут и эсэсовцами называют, и таким матом кроют. А вы даже не выругались ни разу. Как это вот так? Я сейчас даже когда вспоминаю об этой боли, у меня спина покрывается потом. И то что? Да они мне благо делали. Они спасали меня. Ну, просто закончилось действие наркоза, потому что операция шла два часа.

Но я же не могу подумать, что они это со зла делали: мол, пусть помучается! Нет. Они все хорошо сделали. Я всем доволен. Вот поэтому, то, что с нами происходит, Господь попускает для нашего блага и спасения. Поэтому не надо мучиться от того, что у других людей наших врагов счастье. Мы должны к врагам, а в данном случае муж является врагом, испытывать не зависть, а должны испытывать любовь. Сказано: любите врагов ваших.

 -Батюшка, подскажите про причастие во время поста. В среду и пятницу служится литургия для освящения святых даров. Мне сказали, что в эти дни причащаются только немощные. Или можно всем желающим? Вот наш батюшка, например, сказал, что вы здоровые, приходите причащаться в субботу или в воскресенье. А эти дни для болящих.

 -Это не так. Батюшку либо кто-то не так научил, либо он сам плохо учился. Или он, может, это сочинил. Об этом нигде в церковных книгах не сказано. Мы не различаем причастия для болящих, для здоровых, для больных на голову, для ученых, для неученых. Такого нет. Тело Христово есть тело Христово.

 -Каждый человек желающий приобщиться тела Христова может прийти и в среду, и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье.

 -Да. Утром или вечером, всегда, когда предлагается Чаша, она предлагается для христиан. К сожалению, не причащаем людей, не являющихся православными христианами. Но если человек просвещен, мы его можем крестить, а если он христианин, но принадлежит к другой конфессии, мы можем его соединить с православием. И в этом пойти навстречу.

 -Есть вопрос у нас, батюшка.

 

 -Добрый вечер, батюшка. Раба  Божия Галина. Сегодня я слушала передачу радио «Радонеж», главы из священного писания Никодима о причащении во храме. И там говорилось, что в каждую литургию христианин должен обязательно причащаться. А можно ли приходить в храм, если я уже причастилась в эту субботу, а завтра могу, не причащаясь, прийти постоять на литургии?

 -Да, конечно, никто вас не выгонит. Так что милости просим.

 -Отец Димитрий, дала обет от раздражения и сквернословия сроком на неделю. Но не смогла выдержать этот обет, и уже на следующий день гневалась, раздражалась, сквернословила. Сказано ли в Евангелии о том, что будет с тем, кто не исполнил данный обет?

 -Нет, не сказано.

 -То -есть человеку надо опять вернуться к этому обету…

 -Надо отказаться от несусветной глупости сочинять какие-то приемы для духовной жизни.

 -То- есть вообще давать обеты неполезно?

 -Ну, это просто глупо. Обеты можно давать- ну, например, бросить курить. Или не сквернословить. Это вещи простые.

 -Но вот она и хотела дать такой обет.

 -Обеты дают, отрекаясь от сатаны при крещении, или обеты монашеские. Человек поступает в монашеское братство, собирается жить по- ангельски. То- есть избирает совершенно другой путь. Или обет мужчина дает перед венчанием. Он соединяется с женой и начинает строить семейную жизнь. Он выбирает для себя образ жизни семейного человека. А то как получается? Человек дает обет: завтра к обеду я исцелюсь от страсти такой-то. А как это можно? Это только благодатью можно.

 -Нет. Тут речь идет не об исцелении, а о сдержанности. То- есть, о борьбе с этой страстью. Ведь человек имеет данную Богом силу сопротивляться проявлению страсти.

 -Да. Он может сопротивляться, но этого недостаточно. Это изгоняется молитвой и постом. То- есть, воздержание должно быть и наблюдение за собой. Но еще и молиться Богу. Если Бог не избавит тебя, то ничего не получится. Все равно в тебе будет кипеть зло.

 

 

 -Здравствуйте, батюшка, это Александра звонит. Вот я хотела бы узнать: в молитве Василия Великого: «Владыко Господи Иисусе Христе,  Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Создателю, безначальннго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный»... А невидимые это кто? Ангелы?

 -Конечно. Конечно.

 -А почему они…

 -Невидимые твари- это ангелы. Правильно.

 -А ангел- тварь?

 -Ну а как же? Все во вселенной есть тварь. Кроме самого Бога, который есть безначальный. Вы геометрию в школе проходили? Каждое творение оно либо является отрезком, у которого есть начало и конец, либо это есть луч. Вот как человек. Он имеет начало, но не имеет конца. Начало также имеют и ангелы. Они имеют начало, но не имеют конца. А вот Бог это не отрезок и не луч. Это бесконечная прямая. То –есть, у нее нет начала и нет конца.

 

 -Здравствуйте батюшка. Пожалуйста, помогите разобраться. Неоднократно замечала, что когда передаю записки в церкви о здравии других чужих людей, то плохо себя чувствую. Мне это кажется? Или такое действительно бывает? Перестала брать записки. Это грех или нет?

 -Даже если это действительно так, вообще- то только навеваться такие мысли могут от дьявола, которому неугодно, чтобы люди молились друг за друга. Это только сатана может внушать такие мысли. Наводя порчу на человека, смущать его, заставлять прислушиваться к своему самочувствию. И находить в себе какие-то ухудшения своего состояния. Это работа дьявольская, чтобы не молились друг за друга. Поэтому я вас поздравляю: он вас победил. Потому что вы теперь перестали записки брать. Он доволен. За тех людей, за которых вы брали записки, теперь не молятся. Ваш поступок нехристианский. Потому что христианин должен жертвовать собой ради любви к ближнему. А вы жертвуете любовью к ближнему ради своего самочувствия.

 -Есть ли люди, которым невозможно спастись?

 -Пока человек жив, всегда есть возможность для покаяния.

 -Даже если человек упорствует в грехах и объявляет себя служителем сатаны?

 -Человек может заблуждаться. Может быть, совсем как сумасшедший. Но мы видим на примере бесноватых, которые встречались Христу, которые несмотря на бесов, скрытых в них, подходили к Нему, бросались на колени и просили Его. Вот кто это сможет, тот сможет спастись, что мы и наблюдаем в Евангелии. Поэтому это крайняя степень греховного поражения. И все-таки мы видим пример. Это для чего остались примеры в евангельской истории? Для нашего вдохновения.

 -Почему Бог попускает бесам внушать мысли? И как отличить собственные мысли от внушаемых бесами?

 -Все мысли внушаемы бесами. Не надо ничего отличать.

 -А для чего Бог это попускает? Для испытания его веры?

 -Да.

 -Кому он поверит.

 -А потом мы же грешные, поэтому для нас это естественная среда обитания.

 -Среди бесов…

 -Да.

 

 -Здравствуйте батюшка. Скажите, пожалуйста, вот я сегодня исповедовалась в том, что говорю за глаза об одной женщине на работе, которая сделала мне много гадостей и продолжает делать. Священник говорит, что я должна перед тем, как причащаться, извиниться перед ней и сказать, что я говорила о ней за глаза. Вот я не знаю, как я это буду делать. Что вы скажете?

 -Да ничего не скажу.

 -Если человек еще не имеет крепкой веры в Бога, может ли он причащаться? Ведь священник, вынося Чашу, говорит: с верою и любовью приступите.

 -Нет. Все что в церкви происходит- это для верующих. Интересующийся человек или какой-то любопытствующий, зайти никому не мешает. Постоять, послушать- пожалуйста. Если он прилично себя ведет, его никто не выгонит. Но конечно он ни причащаться не может, ни осенять себя крестным знаменем. Это все уже кощунство.

 -Даже перекреститься будет для него кощунством?

 -Ну, разумеется. Он же не верует. Значит это делается на показ. Как будто он артист на сцене захудалого театра. Есть специальное постановление Святейшего синода еще в XIX веке о запрещении по ходу театральных действий осенять себя крестным знаменем. Я думаю, если артист во время какого-то кино пусть на очень даже православные темы крестится- это, с точки зрения церковной, просто недопустимо. Это нарушение церковных правил. Даже если он играет священника, то все равно не должен.

 -То- есть это не молитвенное обращение к Богу…

 -Ну да. Это по ходу спектакля он изображает, это кощунство.

 

 -Здравствуйте, батюшка. Это раба  Божия Галина. Скажите, пожалуйста, почему младенцев не причащают на литургии Прежде освященных даров?

 -Это очень просто. А почему младенцев не кормят семечками подсолнуха? Вот от груди оторвала и ему в ладошку насыпала семечек или фундука. Пусть ест.

 -Батюшка, пора прощаться.

 -Ну, вот на этом мы закончим. Всего вам доброго. Так что старайтесь дорогие братья и сестры размышлять, прежде чем задать вопрос. Ну, хоть чуть-чуть сами подумайте. И ответ к вам придет сам. До свидания.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+