Перейти к основному содержанию

00:59 23.08.2019

Как православный юноша может сделать предложение православной девушке? У микрофона протоиерей Олег Стеняев. В гостях Владимир Александрович Носов, куратор движения «Сорок сороков».

02.08.2014 06:14:42

Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. Сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. В студии вместе со мной Владимир Александрович Носов, представитель движения «Сорок сороков».

- У нас уже есть вопросы?

- Да, есть вопрос из Московской области. Чем любовь к Богу-Отцу отличается от любви к жизни вообще?

- Философский вопрос. С точки зрения религии человек, который не любит Бога - не любит жизнь. Потому что Бог дает нам жизнь. В Писании сказано о Боге, что мы Им живем, движемся и существуем. И жизнь, полная человеческого счастья - это жизнь, посвященная Богу, и настоящее счастье человеческой жизни - распознать намерение божие относительно самого себя.

Занимаешься ли ты своим делом, или тебе лучше было бы чем-то другим заняться? Поэтому жить с гармонией по воле божией - это и есть настоящее человеческое счастье. Особенно важно, когда семья обретает духовную устойчивость, исповедует одни и те же убеждения и воспитывает будущее поколение в этих убеждениях. Настоящее счастье - это жить в соответствии с заповедями Бога, потому что сказано, что исполнившие их будут жить ими.

И напротив, любой грех суицидален. Он несет в себе семена саморазрушения личности, хотя грешник может какое-то время наслаждаться тем или иным грехом. Последствия бывают ужасные, они калечат жизнь человека. Есть много талантливых людей, которым Господь дал удивительные дары. Но однажды оступившись, они всю жизнь несут на себе позор греха. Им тяжело изжить в себе свои комплексы.

Но мы верим в то, что пока человек жив, раз есть какое-то намерение божие относительно этого человека - значит, есть возможность исправиться, начать все с начала.

-Батюшка, можно сказать, что атеизм - это некое самоубийство?

-Конечно, это самоубийство и убийство. Ведь тот человек, который верит, если у него умерла мать или бабушка, или отец - те добрые чувства, которые эти люди испытывали к нему, разложились в земле под воздействием бактерий и
микробов - он верит в смерть вообще.

Диалектика представляет: у кого есть начало, у того есть конец. И с точки зрения диалектики это философия черной крышки гроба. Солнце рано или поздно погаснет, и земля упадет на солнце, пока оно еще не успеет погаснуть. И род человеческий прекратится. И вселенная прекратится, и наша галактика. Это философия смерти. И как философия смерти, атеизм порождает ужасные преступления.

Вот сейчас по телевидению прошла экранизация романа Федора Михайловича Достоевского «Бесы». И там один из героев выдвигает утверждение, что если Бога нет - значит, все можно. Но это жизнь без тормозов, жизнь, лишенная смысла. И напротив, религия наполняет смыслом не только саму жизнь, но и разные формы жизни.

Например, человек больной, с безрелигиозной точки зрения жизни - это нелепость, случайность. Или если человек умирает молодым. А религия наполняет все смыслом - болезни, страдания, и переживания. Наполняет смыслом саму смерть. И там, где атеисты видят небытие и мрак - мы видим свет и Христа.

- Мне запомнилось такое изречение: «Жизнь без Христа - растянутая смерть».

- Можно и так. Что еще?

- Почему язычество не смогло объединить разрозненные славянские племена в единую нацию?

- Потому что в язычестве содержались такие суеверия, которые мешали этим племенам объединиться. Само их вероучение имело такие элементы, при наличии которых невозможно было создать единую страну. Чем вызваны были княжеские междоусобицы? Языческими суевериями. Уже после принятия христианства существовало несколько веков убеждение о том, что вопрос, кто прав, кто виноват - нужно решать с помощью меча.

Язычники обожествляли оружие. Славянские язычники клялись на мечах. И когда между одним и другим возникал спор, то судебное разбирательство было простое: вы деритесь, кто победит-тот прав.

- Это языческое восприятие жизни. Но одно дело – когда это уровень двух людей, а другое - уровень племен. Языческий князь Игорь был убит древлянами. Они рассудили: если мы его убьем - значит, мы правы. Если он нас убьет - он прав. И это продолжалось после принятия христианства. Инерция языческих суеверий очень живуча.

Известно, что преподобная Ефросинья Полоцкая стремилась изжить это суеверие, которое упоминается даже в «Русской правде», в законодательном документе. И когда было изжито суеверие, что право меча и право сильного должно доминировать - тогда страна реально смогла объединиться.

- Скажите, пожалуйста, каковы признаки бесноватости? И как вылечить таких людей?

- Бесноватость не лечится. Лечатся психические заболевания. А бесноватость - это одержимость духа бесом, и есть специальная система отчитки таких людей. Над ними читают специальные молитвы. Но в то же время бесноватость - это не настолько такая серьезная проблема, как многие думают. Она не может явиться препятствием для спасения, если человек правильно организован духовно.

Например, у святителя Иоанна Златоуста была переписка с одним бесноватым. Его звали боярин Феодор. И святитель Иоанн часто писал ему письма утешения. Этот бесноватый человек был верующий, православный. Он занимал высокое положение в византийском обществе. Но при этом у него была бесноватость. Святитель Иоанн Златоуст ему писал: «Ты бесноватый. Ну и что? Ты же любишь Христа? Ты любишь церковь, ты молишься, ты постишься, ты делаешь все что можешь. Тебя смущает, что дьявол тебя бросает в церкви на пол? И ты бьешься на полу?»

Иоанн Златоуст приводит вот такой пример: если по улице идут два человека, один толкнет другого, и другой упадет. Кто виноват? Это не твоя вина. Ты не виноват в том, что упал. Это дьявол по зависти к тебе дал тебе такое испытание. Он не может перенести спокойно твоей религиозности.

- Батюшка! Зимой привозили великую святыню с Афона, Дары Волхвов. И вот что меня поразило: принято считать, что одержимые люди - это страшные грешники. Сразу представляется некто ужаснейшего вида. Я был свидетелем. А на самом деле это верующие люди, которые живут нравственно…

- Есть бесноватые дети.

- Да-да. Господь попускает духовную борьбу для очищения, для подвига. Потому что некоторые люди, которые шли к Дарам, по 20 лет были одержимы. Но шли намеренно. Многие теряли сознание, у них раскалывались головы от боли. На глазах шла реальная брань.

- Это действительно попущение - правильно вы сказали. Вот в книге Иова (Иов 1, 6 и ниже) мы читаем: «Был день, когда пришли сыны божии предстать перед Господом. Между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание на раба Моего Иова, ибо нет на земле другого такого человека: непорочный, справедливый, богобоязненный, удаляющийся от зла.

И отвечал сатана Господу: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли округом оградил его, его дом и все что у него? Дело рук его Ты благословил. И стада его распространяются на земле.

Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли Он тебя?

И сказал Господь сатане: вот все, что у него в руке твоей, только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня».

То - есть на самом деле Господь попускает даже бесноватости, сатанинские атаки против нас. И дьявол не может действовать помимо воли Божией, игнорируя те божественные рамки, в пределах которых он может что-то сделать, а за пределами их не может сделать ничего. Потому что взаимоотношения между Богом и дьяволом - это не перетягивание каната. Это отношения подчинения. Дьявол, сатана боится Бога. Само слово «Сатан», еврейское слово, означает противник.

Но противник не Бога, а человека. Потому что у него к человеку глубокая зависть. В творении преподобного Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», в разделе «Ангелы» говорится, что именно сатана был ангелом – хранителем планеты. Земля была вверена его попечению, пишет Иоанн Дамаскин. Но когда ангел выпал из духовного мира - Бог создал человека.

И человеку Бог передал права, которыми обладал дьявол. Теперь человек имел попечение над землей. А здесь Бог уже обращается к людям: «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею. Владычествуйте над рыбами морскими, над птицами небесными, над всяким животным пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28).

Зависть дьявола происходит оттого, что он, ангел, созданный из света, потерял землю и попечение над нею. А человек, созданный из праха, оказался наместником на земле.

- Благословите, это раба божия Галина. Батюшка, объясните, пожалуйста. Идет большая служба. Батюшка ладаном окуривает храм. А бабушка с внуком опрометью выскочили. Это что? Она просто не выдержала? Или что-то не то?

- Это может быть бесноватость, о которой мы говорили. Владимир, наверняка, вы помните случай, когда не мог подойти человек к святыне. Его подтаскивали.

- Надо сказать, что люди сознательно ехали из других городов. И на глазах ужасным образом менялись.

- Когда они входили в храм и оказывались лицом к лицу со святыней?

- В Москве, в храме Христа Спасителя мы стояли на входе, и маленький мальчик девяти лет, сделав два шага в храм, упал, начал кататься на спине и кричать. Отец побледнел, он не понимал, что с ребенком.

- Но, в случае с этой бабушкой - может, у нее телефон зазвонил? Некоторые приходят в храм, ставят телефон на вибратор, и бабушка могла почувствовать, что начался звонок. В таких случаях верующие действительно быстро выходят. Не хотят в храме разговаривать.

- Батюшка, как себя вести, если в твоем присутствии происходит такое?

- Ну, если, например, человек одержимый пытается опрокинуть святыню - мы должны защитить, но и бережно отнестись к одержимому. Бесноватый - это плененный человек, который делает то, что не хочет. И он понимает это, но не может справиться с воздействием на него.

- У друзей ожидается прибавление семейства. Что предполагаемый крестный может предпринять?

- Есть старинная традиция. Вы знаете, что в семье должен родиться ребенок. Не знаете, мальчик или девочка, но вас уже прочат на положение крестного родителя. Сделайте вот что. Когда ребенок рождается, у него замеряют рост и его взвешивают. И вы должны узнать в роддоме, какой у него рост и заказать мерную икону. Мерная икона - это в тот рост, с каким ребенок родился. Неважно кто - мальчик или девочка. Потом родители дают ему имя, а вы сначала заказывайте мерную доску, а потом - чтобы на ней написали образ святого, имя которого будет носить ребенок, ваш крестник. Так, чтобы к моменту крещения ребенка икона была уже готова. И когда вы придете в храм и будете выполнять функции крестного, священник освятит эту икону и вручит ее родителям. Это будет для них память. Вот если кто-то был в Петропавловской крепости - там, в храме гробница русских императоров. Рядом с гробницей императора Петра I вся живопись в западной католической манере XVIII века. А мерная икона - в традиции русской живописи. И по этой иконе видно, какой был рост у Петра I, когда он родился. Там изображен святой, имя которого получил император, первоверховный апостол Петр. Это старая забытая, но интересная традиция. Человек, когда вырастет, будет знать, что это его мерная икона. Он будет видеть, каким он был маленьким…

- И понимать, как Господь помог ему окрепнуть, состояться в этой жизни.

- Наверное, крестному хорошо будет купить нательный крестик и рубашечку?

- Да-да. Крестный отвечает за приобретение всего необходимого для крещения.

- А что крестный должен сделать?

- Он договаривается в храме, он покупает крест и рубашку для ребенка. Выбирая крест, он должен иметь представление, какой крест подойдет для мальчика, для девочки. Это тоже надо узнать.

- Батюшка, а у крестного происходит собеседование со священником?

- Необходимо, чтобы родители, выбирая крестного, взяли хорошего человека, религиозного. Дело в том, что назначение крестного - это духовное окормление, духовное воспитание этого ребенка. Назначение крестного - это не встречать Новый год с родителями, отмечать все праздники их. Нет, его главная функция - это окормление ребенка.

Поэтому в крестные выбирают людей, во-первых - крещеных. Это необходимое условие. Православных, имеющих духовное воспитание. Чтобы у них были религиозные знания, и чтобы эти знания они смогли передать ребенку. И крестный должен знать, как часто причащают ребенка. Может, это делают редко, и тогда он должен взять на себя эту обязанность, чтобы ребенка причащали как минимум раз в сорок дней.

Ну, отсчитывать сорок дней сложно, как минимум- раз в месяц. Когда ребенок подрастет, крестный должен обучать его первым молитвам. Он должен знать «Отче наш», молитву «Богородица, Дева, радуйся», и третья молитва – « Символ веры».

- Батюшка, а сколько крестников может иметь человек?

- Чем меньше крестников - тем лучше. Потому что за каждого крестника нужно будет отвечать на Страшном суде. И никогда не соглашайтесь быть крестным родителем для людей, в которых вы не уверены. Например, какие-то случайные люди узнали, что вы ходите в храм, просят в крестные. Вы должны быть уверены, что справитесь с этой задачей. Есть упование, что если ребенка приучают с ранних лет к вере, то он не уклонится от нее. Это известный текст из библии: Наставь юношу в начале пути, и он не уклонится в старости. Что у нас еще?

- Как православный юноша может сделать предложение православной девушке?

-Хороший вопрос. Вы знаете, если юноша проявляет интерес к девушке, важно, чтобы этим все не ограничивалось. Совершенно необходимо, чтобы он познакомился с ее родителями. И, прежде всего, он должен понять, что это за семья. В древности - мы это видим из Библии - выбирали не девушку, а семью девушки. И это было разумно. Потому что, в Писании говорится: если ты хочешь понять, какие у тебя будут дети - посмотри на братьев твоей предполагаемой жены.

Это когда в некоторых родословных говорится: такая-то сестра такого-то. А какое истолкование могут дать экзегеты? Только такое. Какой ее брат, такие и дети от нее будут. Иначе непонятно, зачем в Писании, в родословных упоминаются женщины в контексте с каким-то братом, а о нем никакой сюжетной линии нет.

Блаженный Августин говорил, что надо встретиться и с духовным отцом этой девушки. С ним поговорить. И когда увидите, что нет препятствий для брака, то сделаете ей предложение. Но делать предложение надо с глубокой ответственностью. Возможно, что девушка согласится, а вы через какое-то время передумаете. В некоторых странах считается уголовным преступлением сделать предложение девушке, а потом отказаться.

Потому что более страшного оскорбления в добрачных отношениях девушке нанести нельзя. Но сама девушка может вам отказать. Она имеет на это право.

Когда Авраам сватал своего сына Исаака за Ревеку, он послал Елеазара, своего слугу. Тот прибыл в дом к Ревеке и общался с родственниками Ревеки. Рассказал про Авраама, про его сына Исаака. И когда уже все решили, все обговорили, родственники позвали Ревеку и спрашивают: ты поедешь с этим человеком? И она говорит: да, я поеду. Для нас это как юридический прецедент.

В Библии говорится, что надо спрашивать девушку хочет ли она выходить за такого-то, или не хочет. Это прецедент, это закон. Потому что сказанное в Писании имеет законную силу.

-Батюшка, а если после отказа девушки парень сохраняет свое намерение?

-Я думаю, что юноша может попросить дать ему время, чтобы она могла познакомиться с ним, с его семьей, с его окружением. Она тоже имеет на это право. Если юноша забирает девушку, и она уходит в чужую семью - она должна понять куда уходит, что ее там ждет. И я думаю, что если девушка отказала юноше, то, может, из-за недостатка информации о его семье, о нем самом, о его близких.

-Старец Иоанн Крестьянкин советует, что у юноши с девушкой должен быть год святой дружбы…

-Да, я думаю, что с таким вопросом спешить не надо. И если мы будем относиться бережно друг к другу, решая такие вопросы, то это будет очень разумно.

-Батюшка, может ли открыто подаваемая милостыня спровоцировать усиление гордости?

-Да, может. Если вы подаете милостыню, то должны это делать так, чтобы ваша левая рука не знала то, что делает правая. Так учит Господь Иисус Христос. Поэтому самая лучшая форма милостыни - это анонимная. Конечно, к нам иногда обращаются за помощью люди, которых мы знаем, и которые знают нас. И просящему дай - сказано в Священном писании.

Если мы узнали о каком-то человеке, что он нуждается в милостыне, и он мало знаком нам и нас не знает, и мы передадим ему милостыню – это идеальная ситуация. А если мы вообще передадим через кого-то, то еще лучше. А если человек жертвует на храм - лучше в кружку положить хорошую сумму и быстро отбежать, чтобы никто не заметил.

На поднос тоже надо давать, но здесь люди видят, кто сколько дает. Может быть элемент гордыни, хотя я не отговариваю вас от того, что и в кружку надо положить, и на поднос. Потому что у любого храма есть нужды - особенно, если храм недавно открылся. Вообще старайтесь помогать храмам, которые еще не обустроены. Потому что какой смысл жертвовать, тем более - солидные суммы храму, где все уже обустроено?

Лучше выбрать сельский храм, где все не достроено и священник никакую зарплату не получает, потому что мало прихожан. Взять шефство над таким храмом. Сейчас в летний период вы можете это сделать. Ведь многие горожане, люди с достатком оказались сейчас на дачах. И вы можете легко выяснить, какой ближайший храм к вашей даче. И наверняка если это сельский храм, он не так обустроен и не так обеспечен, как городской.

И более разумно проявлять заботу в летний период о сельских православных храмах. Потому что некоторые священники ждут, когда будут заезжать дачники, потому что в обычное время ходит очень мало людей. Есть приходы, где батюшка служит, а матушка поет на клиросе. А ребенок, если это подросток - мальчик, в алтаре прислуживает, и какая-нибудь бабушка, может, зайдет. Поэтому давайте совмещать отдых на даче с посещением храмов, мало посещаемых. Если вы имеете духовного отца - ничего плохого нет в том, что вы хотите быть у него на службе. Но при этом проявить заботу и о другом храме и о другом священнике тоже неплохо.

- Батюшка, можно ли молиться за кремированных родственников?

-Кремация едва ли наносит вред самому человеку, если он не распорядился, чтобы его кремировали. Если человек попросил, чтобы его кремировали - это уже плохо. Он поступил не по - православному. А если человек просто умер, и родственники за неимением средств взяли и кремировали его, то вряд ли они мертвому нанесут вред. Это их распоряжение - но для них это грех. Они не исполнили традицию, что прах возвращается.

Они проявили недопустимый волюнтаризм. Вместо того чтобы похоронить человека, как принято хоронить православных христиан – они его сожгли. Кто сжигает своих мертвых? Язычники. В монотеистических религиях мертвых зарывают в землю. Монотеистическая религия - это вера в одного Бога, единобожие. Иудеи зарывают своих мертвых в землю, христиане зарывают, мусульмане зарывают. И только язычники сжигают своих.

-Батюшка, многие люди сравнивают политику Путина с политикой Адольфа Гитлера.

-Путин и Гитлер…. Думаю, что эти люди живут в Киеве.

-И много времени проводят в интернете.

-И большую часть времени проводят на майдане. В законе божьем сказано: не злословь начальствующего в народе твоем. Начальник - это божье попущение, если он нам в тягость. Или божье благословение, если он нам дается как награда. Поэтому в любом случае этот закон действует. В каком контексте появляется эта заповедь в книге «Деяния святых апостолов»?

Когда апостол Павел долгое время не был в Иерусалиме и потом прибыл туда, там очень часто меняли первосвященников. Хотя по закону божию первосвященник должен был до смерти служить, а там эту должность перекупали, перепродавали. И вот Павла арестовали как христианина и апостола Христа. Среди людей, которые допрашивали его, был первосвященник, но Павел его не знал. И этот первосвященник был одет, как и другие, и он сказал: «Бейте его по лицу. И Павла стали бить по лицу.

Павел обращается к этому человеку, он не знает, что это первосвященник и говорит: ты, стена подбеленная. А окружающие говорят: ты кого злословишь? Это первосвященник. И Павел испугался. Чего он испугался? Это же не христианский первосвященник, а иудейский. А Павел православный апостол. Чего ему бояться? Но Павел еврей. И начальствующий в его народе - это первосвященник.

Да. Этот священник наверняка входил в синедрион, когда приговаривали к смерти Христа. Да. Этот первосвященник относится плохо к христианину и велел Павла бить по лицу. Но когда Павел услышал, что это первосвященник, он вспомнил божью заповедь: не злословь начальствующего в народе своем. И испугался. И сказал: я не знал, что он первосвященник. Потому что их тогда часто меняли, что он действительно мог в лицо его не знать.

Так что, матушка, пойдете на исповедь - обязательно скажите, что вы допустили оскорбительное для президента Российской Федерации сравнение. И по заповеди божьей: не злословь начальствующего в народе своем, приносите покаяние в храме. И, может быть, вам отпустят этот грех.

- Анна из Москвы. Благословите.

- Господь благословит.

- Батюшка, я очень жду всегда ваших передач, очень уважаю ваше мнение. И мне очень бы хотелось услышать ваше мнение по поводу ситуации на Украине. Потому что я слышала в интернете вашу беседу. Вы начали рассказывать ситуацию со святителем Николаем Касаткиным из Японии. И не поняла, почему вы об этом вспомнили, ведь наши на Украине, Донбасс же стоит за Россию. Это борьба против России.

- Границы церкви и границы государства не всегда совпадают. Это очевидная истина. То, что мы называем каноническими границами церкви, и политические границы разных государств. А как они могут совпадать, если те границы, которые сейчас существуют между Украиной и Россией, Россией и Белоруссией, Россией и Казахстаном просто Ульянов - Ленин вместе с Троцким взяли и красным карандашом расчертили по карте Российской империи. Вот это Украина, вот это Белоруссия, вот это Казахстан, вот это Грузия, вот это еще что - то.

Они решили сработать на местничковом сепаратизме. Потому что тогда на Украине было сепаратистское движение Петлюры. В других местах тоже были сепаратистские группировки. А коммунисты вообще не предавали значение нациям. Они верили, что в коммунистическом обществе, да даже в социалистическом обществе нации отомрут очень быстро. И будет новый тип человека: гомо советикус, человек советский.

Они использовали этот момент. Но современная Россия страдает именно там, где их карандаш, движимый бесами, резанул по территории Российской империи. До революции было гибкое в национальном вопросе губернское деление страны. Не было Украины, не было Грузии, не было, собственно говоря, России. Была Российская империя.

И были губернии. Там Тифлисская губерния, там - Киевская губерния, там - Московская губерния. И каждый человек любой нации чувствовал себя нормально и спокойно. Потому что империя - это согласие разных религиозных групп. Мы, когда касаемся украинского вопроса, должны понять, в каком сложном положении оказалась церковь на Украине. А как им себя вести? Вы когда-нибудь думаете об этом, когда делаете вот такие заявления? И пример с Николаем Касаткиным это на самом деле прецедент.

Действительно, Николай Касаткин создал в Японии целую православную церковь. И вдруг начинается русско-японская война. И что делать? Создавать православные отряды из православных японцев? Чтобы они боролись с собственным народом? Со своим императором? И когда японцы собрались в храм к святителю Николаю, он сказал: я благословляю вас служить в армии. Идите, воюйте с Россией. Я буду молиться за победу вашего японского императора. А так как я русский, то на время войны я ухожу в затвор, и буду молиться о мире между великим русским и великим японским народом.

И вот такая позиция святителя Николая спасла православие в Японии. Потому что на столе японского императора уже лежали бумаги, которые надо было подписать, о полном уничтожении православия в Японии как вражеской религии. А когда императору доложили о такой позиции святителя Николая, он понял, что это человек принципиальный. И этот человек не путает политику с религией, и религию с политикой.

-Отец Олег, скажите, вот есть люди, которые пытаются найти старца для того, чтобы решить свои вопросы. На мой взгляд, это недоверие Богу. И можно ли таких людей остановить? Потому что они считают, что их вопрос может решить и разрешить только старец.

-А как можно остановить человека, если у него есть свое намерение? Насилие совершить над этим человеком? Я думаю, что вы не захотите этого сделать. А человек поступает, как поступает или стремится поступать, как он хочет поступать. Человек вообще наделен свободной волей от Бога. Бог создал человека, наделив его этим даром. Если бы человек не был свободным существом, о человеке нельзя было бы сказать, что человек создан по образу и подобию Бога, тем более предназначен, чтобы стяжать подобие Богу.

Но Бог создал нас свободными людьми, точно так же как и сам Бог свободен абсолютно во всех волеизъявлениях. И как мы воспользуемся этой свободой - зависит от нас. Мы можем другому человеку дать совет. Я обычно даю такой совет: если кто-то ищет духовника где-то далеко, старца в дальнем-дальнем монастыре, то это никакое не духовничество, на самом деле.

Этот человек хочет пасти сам себя. Вот для чего он ищет старца в дальнем монастыре. Он не хочет быть дисциплинированным православным христианином. Ну, представьте себе - до старца ехать пятьсот километров. Один раз в году съездите, два раза, а большую часть времени человек сам себя пасет.

Поэтому я считаю, что более разумно находить для себя духовника в том храме, который ближайший к вашему дому. И здесь надо действовать, как написано в Евангелии. Прими пророка во имя пророка, получишь награду пророка. Прими праведника во имя праведника и получишь награду праведника. Не смотри на священника, какой он собой: рыжий, толстый, заикается, говорит хорошо или плохо. А помолись: Господи, вот приду в храм, и кто служит там - пусть он меня упасет в жизнь вечную.

И в этом больше будет резона, нежели где-то далеко искать наставника. Духовником может стать любой священник, который не запрещен и который имеет право совершать божественную литургию. Неужели он не может дать вам житейский совет? И, тем более, что вы будете иметь к нему доступ свободный. Можно каждое воскресенье получать советы такого священника. Правда у Игнатия Брянчанинова есть печальный прогноз. Он говорил, что в последние времена практически духовников не будет. И он давал совет: спасайтесь по книгам.

Я думаю, что он имел в виду, что в такой ситуации каждый священник, который служит в храме, может ответить. Вы к нему подходите смело на исповеди, а в вопросах сугубо личных, сложных, на которые может даже священник не ответить, поможет чтение святых отцов. Вы же имеете труды Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова.

Опять же тут совет: читайте святых отцов, которые проповедовали для людей, живущих в миру. Если вы начитаетесь «Добротолюбия» и начнете разруливать конфликтные ситуации в собственной семье, с женой, с детьми - у вас вряд ли что-то получится. Потому что «Добротолюбие» - это наставление для монашествующих.

А вы читайте святых отцов, которые проповедовали для людей, живущих в миру. Это все труды святого и праведного отца Иоанна Кронштадтского, святителя Иоанна Златоуста. У Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова была прекрасная переписка с мирянами. В творениях Василия Великого мы можем прочитать его наставления для монашествующих и для мирян.

И тогда мы уже будем соизмерять тексты, которые будут нас наставлять - и спрашивать у священников. Слава Богу, если говорить о городских храмах, почти все священники с семинарским, а в Москве и с академическим образованием. И если священник в возрасте, тем более - имеет опыт частых исповедей, это поможет ему дать правильный совет.

А если вы будете куда-то бегать, искать виртуозов исповеди - вы можете добегаться, впадете в прелесть и в результате сами себя будете пасти.

-Батюшка, я прочитала ужасное сообщение о том, как ведет себя митрополит Драбинко. Они, видимо, замутили полнейший переход в униатство. Текст соответствует тому, что они отделяются от Московского патриархата. Это ужасно. Объясните, что происходит?

-Я думаю, что по всем таким вопросам мы должны прислушиваться к официальному мнению нашей церкви. Есть официальные сайты Русской Православной церкви Московского патриархата, сайты. Вы можете заходить на эти сайты и смотреть реакцию нашего священноначалия по злободневным вопросам. Церковные сайты работают достаточно оперативно, задействовано много священников. У официальных источников церковной информации наверняка постоянные контакты со Святейшим Патриархом.

Поэтому здесь выносить решения, сидя в студии радио «Радонеж», я бы не взялся. Тем более, что вы называете чьи-то имена. А здесь важно церковное решение. И в целом я говорю, давайте на какое-то время перестанем говорить об Украине. Давайте лучше молиться об Украине. Я помню, страшно испугался, когда начался конфликт с Грузией из-за Абхазии. Потому что Грузия - это земля Божьей Матери.

Каждая земля говорит о себе - Польша, Россия, Украина, что они удел Божьей Матери. Нет, у Божьей Матери удел, известно какой. Когда апостолы бросали жребий, куда кому идти проповедовать, Божья Матерь сказала: я тоже брошу жребий. Она бросила жребий, и ей выпала Иверия. Иверия - это Грузия. Красная площадь с чего начинается? С Иверской часовни.

И когда конфликт был с Грузией, я испугался конфликта с землей Божьей Матери. И я был поражен, тогда был жив патриарх Алексей II, царство ему небесное, в Москву приехал пожилой грузинский патриарх Илия. Старейший архиерей во вселенском православии. И вместо того, чтобы делать политические демарши, они служили литургию вместе. Это был ответ конфликтующим деятелям с той и с другой стороны. Вот, конфликт разжигается между Россией и Грузией, а церковный глава Грузии, настоящий патриарх грузинского народа и по возрасту, и по положению и наш патриарх вместе служили литургию. И об этом сообщили даже зарубежные средства массовой информации.

Очень важно, когда мы не принимаем участия в политических интригах, а проявляем молитвенную заботу о своем отечестве. Это всегда беда, если одно православное государство воюет с другим православным государством. Это же не между языческим государствами схватка идет! А если это православные государства, единокровные славянские, тут надо не одну молитву прочитать, чтобы суждение составить.

Поэтому мы должны молиться о том, чтобы был мир. Здравый смысл победит. И вот эти националистические настроения, которые имеют место быть в западной Украине, они все-таки прекратятся. Проблема Украины - а я очень люблю Украину - заключается в том, что нет одной Украины. И даже не две Украины, три Украины. Это Западная Украина и Восточная Украина, и еще Киев.

А Киев - это такой котел, где всякой твари по паре. Как у нас есть Москва, и есть периферия. И приходится миссионеру ездить особенно по периферии. И я вижу, что это далеко не Москва, и как люди там живут. И у меня тоже всегда появляется желание молиться за них, и призывать других к этому. Давайте чаще вспоминать слова Иоанна Златоуста, который однажды сказал, почему в Евангелии от Матфея родословие разделено на три части. От Авраама до Давида 14 родов, от Давида до Вавилона 14 родов, от Вавилона до Христа 14 родов.

Златоуст говорит, чтобы мы раз и навсегда поняли: с переменой правления люди лучше не становятся.

-Есть вопрос батюшка, он, скорее всего, связан с погодой. Как сделать замечание курящей и нецеломудренно одетой женщине?

-Курящая нецеломудренно одетая женщина… я бы сказал так: вам не достает курительной трубки и бороды. На фоне этого анекдотического скандала на Евровидении. Любая нормальная русская женщина, даже курящая, задумается: еще трубка - и на кого она будет похожа? Вообще перестанет быть ею и станет некое «оно».

-И как всегда я спрашиваю ваших молитв за себя, за то служение слову евхаристии, которую я совершаю.

-Храни вас всех Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+