Перейти к основному содержанию

10:04 26.05.2019

Как правильно и как неправильно молиться? На вопросы слушателей отвечает протоиерей Олег Стеняев.

20.02.2014 13:44:42

Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс.

И некоторые вопросы я уже записал. Первый вопрос: как правильно и как неправильно молиться?

 -Молитва должна быть бесстрастной, потому что если чувства начинают преобладать на молитве, это может повредить человеку. В результате грехопадения чувственный аппарат был разрушен наиболее уязвимым способом. Поэтому мир человеческих чувств, мир человеческого сердца является источником греха. Христос прямо говорит, что из сердца исходит прелюбодеяние, воровство, убийство. Поэтому, когда мы молимся- мы должны отсекать чувственную страстность.

Как говорится в начале правила молитвенного: не надо начинать молиться до тех пор, пока не успокоятся наши чувствования. А те, которые считают, что во время молитвы должны доминировать как раз чувства- это люди неправославные. Чувственность в православной молитве отсекается за счет того, что мы погружаем свой разум в мир наших чувств. То- есть, разум погружается в сердце, чтобы его контролировать, этот наиболее поврежденный при грехопадении аппарат.

И апостол Павел писал об этом следующее: «Буду молиться духом, буду молиться умом. Буду петь духом, буду петь умом». То- есть, он понимал, что есть опасность, когда человек принимает что-либо без контроля разума, только чувственным образом. Поэтому когда на каком-нибудь мероприятии вам говорят: отключи разум. Или отключи сознание. Молись только сердцем- то это неопротестантский дешевый трюк, чтобы ввергнуть человека в чувственный мир, который как я уже сказал, был наиболее поврежден в результате грехопадения. И апостол Павел также пишет, что по внутреннему человеку мы находим удовольствие в Законе божьем, а вот в членах наших, то -есть там, где мир чувств, в основном, и гнездится наша поврежденность. Мы видим противоречия закону разума, закону ума. Так, что иногда делаем не то, что хотим.

Таким образом, собственную пылкость всегда надо останавливать сознанием. Иначе мы станем заложниками чувств. И молитва будет страстной. А бесстрастная молитва- это церковная. Как вот в храме читают бесстрастно. И эта церковная молитва, храмовая молитва, она должна как камертон настраивать нас на домашнюю молитву, чтобы мы также дома молились.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -Раба божия Татьяна, город Москва. Здоровья вам крепкого.

 -Спасибо.

 -Объясните, пожалуйста, что значит жить так, чтобы хоть раз в жизни увидеть Бога?

 - Бога надо видеть в каждом человеке, с которым мы соприкасаемся в этой жизни. И иногда Бога надо уметь рассмотреть в человеке, который может быть вам неприятен. Дело в том, что человек создан по образу и подобию Бога. И вот слово «образ» по-гречески – «иконос». То- есть, человек- это очень достоверная икона Бога. И мы должны научиться видеть Бога в каждом человеке, ведь человек- это икона Бога, любой человек. Конечно, святой человек это более достоверная икона Бога. Человек, который не идет путем святости- менее достоверная, но все равно икона Бога.

Как есть иконы, которые покрыты копотью, пылью. Они нуждаются в реставрации, в обновлении, так и люди разные, но каждый несет в себе частичку образа Бога. И универсальность христианской религии заключается в том, что служа любому человеку, мы служим Богу. Ведь Христос со всей достоверностью говорит, что когда мы навещаем больных, когда мы посещаем заключенных, когда мы одеваем людей, у которых нет одежды, даем напиться водой тому, кто жаждет, кормим того, кто алчет- мы это делаем для Бога.

Христос говорит, что в этом случае каждый сотворивший подобное, сотворил именно для Него. Или если не сотворил подобное, то не сотворил для Него. То- есть, наше соприкосновение с Богом- это когда серые будни мы наполняем божественным смыслом. И каждого человека, которого нам посылает Бог в этой жизни, мы воспринимаем как икону Бога. А не так, чтобы в каких-то глубоко субъективных мистических переживаниях человек пережил какую-то встречу. Нет. Это совершенно конкретно и совершенно реально.

И апостолы даже ставили под сомнение: а любит ли человек Бога, если он не любит ближнего? И апостолы предлагали такое логическое рассуждение: как ты можешь любить Бога, Которого не видишь, если ты не любишь брата, которого видишь? Поэтому мы часто соприкасаемся с Богом, когда соприкасаемся с людьми, которые созданы по образу и подобию Бога. И есть очень интересная схема Аввы Дорофея. Авва Дорофей говорил, что есть круг, а в центре круга Бог. А мы находимся на полюсах. Приближаясь к Богу, мы неизбежно начинаем приближаться друг к другу. И наоборот: приближаясь друг к другу, то- есть, проявляя любовь к ближнему, мы приближаемся к Богу, переживаем встречу с ним.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -Раба божия Наталья. Вы знаете, давно меня мучает один вопрос. Вот есть такая фраза: Бог есть любовь. Во-первых, как понять это? И второе, ведь мы же тоже любим сердцем. Через сердце проходит любовь к ближнему. Или как? Или это все-таки два разных понятия? Будьте добры, объясните.

 -Если мы говорим, что Бог есть любовь, то надо исходить из того, что в Библии так дается определение того, что есть любовь. Сказано, что любовь есть совокупность совершенств. И в библейском миропонимании любовь- это исполнение божьего закона. И когда мы говорим, что Бог есть любовь, мы этим самым признаем в Боге абсолютную святость, благостность, праведность. То- есть то, что называется совокупностью совершенств. Всех совершенств Бога, которые в нем присутствуют. Потому что совокупность свойств Бога- они все в той или иной степени обращены к роду человеческому, чтобы способствовать домостроительству нашего спасения.

Собственно говоря, Бог и создает мир из небытия в бытие, чтобы как бы поделиться радостью своего бытия с тварным миром, который творится Его словом, Логосом. То- есть, Бог -Отец творит мир Своим Сыном во имя любви, которая проявляется в действии Духа Святаго. И с другой стороны, когда мы рассуждаем о нашей любви, какое тут место должен иметь чувственный аппарат, который мы называем сердцем? Есть большая опасность, что любовь в чисто человеческом понимании этого слова может оказаться потворством ко греху. В том смысле, что в нашем мирском понимании любовь-это значит, что мы находим извинения для любого собственного поступка и для поступков других людей.

Но реально любовь, когда мы говорим о любви к ближнему, это- то, что регулируется божьими заповедями. Ведь вторая скрижаль помогает нам выстраивать отношения между человеком и человеком. А первая скрижаль помогает нам выстраивать отношения между человеком и Богом. И если мы в соответствии с законом Бога выстраиваем отношения с ближними- вот это любовь. Мы никогда не крадем ничего у человека. Мы не посягаем на его жизнь. Мы почитаем наших родителей. Мы не лжесвидетельствуем против человека, мы не завидуем человеку. А если кто-то считает, что любовь -это некое чувство восхищения и радости за какого-то человека, то здесь очень легко можно обмануться. Потому что если здесь замешано что-то греховное, то любой грех суицидален. Он несет в себе семена разрушения личности.

Поэтому тот, кто потворствует грехам человека, не любит человека. он даже ненавидит его. Как бы подталкивает его к могиле. А тот, кто иногда говорит что-то неприятное для человека, он мотивацией как раз может иметь помощь, которую оказывает человеку.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -Благословите раба божьего Сергия из Москвы.

 -Бог вас благословит.

 -Господь создал нас по образу и подобию своему. Ну, это еще как-то укладывается в голове. А в чем мы подобны Богу? Ведь мы ничего не можем делать -то, кроме греха.

 -Если говорить о том, какой образ божий в человеке, то тут отцы предлагают нам несколько истолкований. Святые отцы говорили, что образ -это то, что Бог триедин, и человек по- своему тоже триедин. Дух, душа и тело. Также некоторые отцы говорили, что человек является образом воплощенного Бога. Потому что в человеке есть внешняя, физическая сторона и внутренняя сторона, духовная. Как бы Бог творил уже человека, исходя из того, что Бог уже воплотится на земле. И будет во всем подобен нам кроме греха.

А если говорить о подобии, то здесь уже сложнее. Отцы говорят, что человек создан по подобию божию. Что значит подобию? Как человек подобен Богу? Имеется в виду то, что как Бог абсолютно свободен в своих действиях, так и человек, созданный Богом. И только по образу и подобию своему человек наделен свободной волей. Ни одно животное не имеет свободной воли. Животное подчиняется инстинкту. Каждый камень, который летит в космосе, он летит по определенной траектории, которая для него предначертана. И только человек, это существо может отклониться от той траектории, от которой Господь не хочет, чтобы мы отклонялись. Поэтому дар свободной воли, при всей своей опасности, наиболее способен сделать нас подобными Богу, который абсолютно свободен в Своем волеизъявлении. Он ничем не ограничен. Действие Бога не ограничено даже Его законом. Потому что Он выше собственного закона. Тем более- выше мира природы, потому что Он творец пространства и времени, и вообще небеса небесные могут вместить его.

 Поэтому когда мы говорим о человеке, как о подобном Богу, мы здесь предлагаем несколько истолкований вместе со святыми отцами. Есть другое объяснение. На I Вселенском соборе отцы предложили такое объяснение, что человек создан по подобию божьему, в том смысле, что Бог является Царем Царей. И человек, созданный на земле, был создан, чтобы владычествовать и господствовать над миром. Поэтому определение, что человек- царь природы, не лишено смысла, потому что Бог создал человека. И поставил его владыкой над этой землей, чтобы человек господствовал. Как мы видим, есть несколько объяснений тому, что такое образ божий, что такое подобие Богу. Я думаю, что они не взаимоисключающие, а взаимодополняющие объяснения.

 -Вот еще вопрос, который я получил по почте. Летающие тарелки- что это?

 -Вы знаете, любое явление ставит нас перед неким нравственным решением, если это какое-то явление, проистекающее от Бога. Потому что Бог всегда хочет, чтобы мы делали какие-то нравственные выводы из того, что по Его воле происходит в нашей жизни. А такие явления, как летающие тарелки, паранормальные явления, они не ставят человека перед нравственным выбором. Они могут ошарашить человека, озадачить, удивить. Но по своей сути они праздные явления, потому что они не ставят человека перед нравственным решением. И в этом смысле это, скорее, бесовские попытки отвлечь нас от того самого главного, что мы должны реализовать в этой жизни.

Главное в жизни человека -это примириться с Богом. И не только примириться с Богом, но и восстановить потерянное грехопадением достоинство человека. Когда он действительно был по образу и подобию Бога сотворен. Грехопадением люди утратили божественный образ и божественное подобие, хотя в некоем рудиментарном виде, это еще в нас присутствует. Но реально в 9 главе книги Бытия сказано, что Адам рождал детей уже по образу и подобию своему. Хотя он сам был создан по образу и подобию Бога, но совершив грехопадение, он утратил всю полноту этого образа и подобия, и рождал своих потомков уже по своему падшему образу и подобию.

И мы должны стремиться к тому, чтобы восстановить утерянное при грехопадении. Это главное направление нашей жизнедеятельности. В себе самих надо восстанавливать подобие Богу, и в наших ближних, и в наших детях. Что называется образование? То, что мы образовываем наших детей, то- есть восстанавливаем в них образ божий. А эти летающие тарелки, паранормальные явления- это бесовская суета, которая нас отвлекает от себя невероятностью. Ошарашивает нас происходящим. Но какие нравственные выводы мы можем из этого сделать? Какую пользу, кроме нелепых суеверий?

Отец Серафим Роуз в своей книге «Грядущие лики антихриста» дает такую оценку этим явлениям: летающие тарелки- бесовская интервенция в нашу жизнь. И отец Серафим Роуз обращает наше внимание на то, что все это настолько нелепо, что попахивает бесовщиной. Отец Серафим Роуз приводит пример, как к одному американцу на тарелке прилетели маленькие человечки и стали его обучать, как правильно кормить кур. И совершенно непонятно, как они пролетели столько световых лет, чтобы научить американца правильно кормить кур.

То- есть, это бес, и он издевается над человеком. Бесы любят посмеяться. И когда люди ко всем этим бесовским советам прислушиваются- это очень опасно. Ведь вера в НЛО уже превратилась в некую религию для многих людей, которые с надеждой ожидают, что какая-то цивилизация проникнет к нам и наведет у нас порядок. Уже не Второго Пришествия ожидают люди, когда Христос придет в этот мир и установит теократический порядок, а каких-то зеленых человечков. Это просто оскорбительно для серьезного человека.

От этой суеверной ситуации, когда НЛО становится объектом изучения, возникает интеллектуальная суета. Люди всю жизнь посвящают этим явлениям. Это дикость и пустая трата времени.

 -И еще вопрос, который я записал, который мы получили по почте. Как отличить православную икону от неправославной?

 -Православная икона дает нам бесстрастное видение духовной реальности. Если мы молимся перед иконой, которая не православная, то можно повредиться умом. Человек духовно может пострадать от этого. Почему? Потому что сила иконы, настоящей иконы, заключается в том, что она дает бесстрастное видение духовного мира. А картина, которая иногда претендует на роль иконы, передает страстность художника, который сфантазировал, что-то придумал.

Иконописец ничего не придумывает. Он делает список с иконы. Изначально икона -это духовное явление, которое пережил святой человек. Или этот святой человек не просто пережил духовное явление, он его запечатлел в красках. Или руководил иконописцем, который создавал икону по его свидетельству. То –есть, это всегда то, что более достоверно. Поэтому, когда мы смотрим на икону, мы видим обратную перспективу. И нам кажется, что перспектива, и не только перспектива, но и образы на иконе немножко как бы деформированы. Человеческое тело изображается иначе, чем мы видим в зеркало. Но тут сразу возникает вопрос: а насколько вообще объективно человек воспринимает свое отражение в зеркале?

Каково строение глаза? И как свет падает в данной ситуации? Поэтому в действительности икона дает правильное видение духовной реальности. Более истинное, нежели даже наш глаз может воспринять что-либо. Поэтому икона со всей достоверностью помогает нам осознать ощущение той, другой реальности. И спасает нас от чувственного восприятия, которое может нанести вред человеку, если он будет молиться перед иконой, которая не написана по канонам церкви.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -Благословите рабу божию Клавдию.

 -Бог вас благословит.

 -Батюшка скажите, пожалуйста, вот когда хоронят человека и бросают в могилу деньги. Это православный обычай или языческий?

 -Я думаю, что это языческий обычай бросать в могилу денежки. Древние считали, что мертвому человеку очень многое понадобится из того, что у него было на земле. И в старину людей хоронили вместе с оружием, с домашней посудой. Ну, достаточно вспомнить этих египетских фараонов. Там буквально старались все как можно в большем количестве отправить с ними на тот свет. Ну и как же там без денег, если в этой жизни мы без них не можем? Язычники считали, что и в той жизни деньги нужны.

Это отголосок языческого прошлого. Но когда мы делаем замечания язычникам, не надо проявлять агрессию. Резко их одергивать не надо. Потому что этот обычай у них укоренился в сознании людей. То, что мы не соглашаемся, ничего не значит для тех людей, которые исповедуют этот обычай, за него держатся. Мы должны предложить человеку сначала здоровую альтернативу. То- есть, объяснить, в чем реально нуждается мертвый человек. Что он нуждается в молитвах. Что он не может за себя молиться. Что он не просто нуждается в наших молитвах, но и в наших благодеяниях, которые мы будем делать от его имени. О чем говорится в Библии, что милостыня и молитва за усопшего-это то, что ему приносится в виде облегчения.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -С большим почтением Алексей Кириллович.

 -Меня давно интересует вопрос природы Вифлеемской звезды. Ответа однозначного я никогда ни от кого не получал. Ну, вы, наверное, представляете, все-таки прошло две тысячи лет, пора бы уже и получить этот ответ.

 -Уважаемый Алексей Кириллович! Я думаю, что вам надо купить книгу. Она называется «Толкование на евангелие блаженного Феофилакта». И там очень подробно объясняют Златоуст и Иероним Стридонский, и многие другие святые отцы, что под видом Вифлеемской звезды по небу двигался ангел. И логика святых отцов такая: звезда не может перемещаться по небу так, как перемещалась Вифлеемская звезда. Она то идет, то останавливается над каким-то местом, то пропадает, то появляется, то есть это ангел божий в виде звезды. Он указывал дорогу, в частности, волхвам.

Если вы посмотрите на старинные иконы, где изображается Вифлеемская звезда, вы прямо внутри этой звезды, увидите фигуру ангела. Как я смотрел один фильм по телевизору, там ведущий сказал: на самом деле Вифлеемская звезда- это космический корабль, внутри которого сидел инопланетянин. Показали изображение старинной иконы: внутри звезды- как человеческая фигура. Но это смешно, потому что я знал истолкование отцов. Это именно ангел Божий. А ангелы божьи связаны с природными стихиями мира.

То, что называется ветер, огонь, даже землетрясение, и там какие-то катаклизмы, смерчи. В Писании говорится, что ангелы божьи имеют поручение от Бога контролировать эти процессы, поправлять их в нужную сторону. А конкретно Вифлеемская звезда -это ангел, который шествовал по небу и указывал дорогу волхвам. Он как раз скрылся, когда они приближались к Иерусалиму, где был нечестивый Ирод. Потом, когда они отправляются в Вифлеем, звезда опять появилась, потом остановилась над тем местом, где родился Христос. Как звезда может остановиться? Звезда, если она высоко в небе, то всем кажется, что она над ними. Значит, эта звезда остановилась над местом, где родился Христос.

Она приблизилась максимально к этому месту, к пещере, где Христос родился, которая являлась загоном для скота. Звезды естественно не приближаются таким образом, и вообще звезды, которые двигаются в разных направлениях- это планеты. Но планеты имеют свою траекторию. А это был именно ангел, который чудесным образом в течение двух лет вел этих волхвов. И Ирод поэтому выведывал у них время появления звезды. И когда они сказали, что два года они уже шли, то Ирод пытался определиться, то ли Христос родился, когда звезда появилась два года назад, то ли в тот момент, когда они пришли в Иерусалим.

Поэтому когда он приказывал убивать младенцев, то всех от двух лет и ниже. Чтобы не ошибиться, потому что он не знал, то ли когда звезда появилась, он уже родился, то ли в тот момент, когда они пришли в Иерусалим. То есть предварила его рождение, и они два года добирались до этого места, где Он родился.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -Простите, у меня вопрос житейский. На меня в течение двух лет уже семь раз нападает собака бойцовая из соседнего дома. Дома соединены торцами. А полицейские не реагируют, какие-то отписки дают. Что мне делать? У меня и физические травмы, и стрессы все время.

 -Я думаю, что надо в суд подать. Подайте в суд на этого человека, который эту собаку, тем более бойцовской породы, выпускает без намордника, так что она страх на вас наводит. Это нарушение закона из книги «Исход» о бодливом быке. Там сказано, что если у человека есть бык, и хозяин знает, что он бодливый, и он его выпускает, и тот наносит ущерб людям, то хозяин несет полную ответственность. И вот закон о быке- это в нашей ситуации закон о собаке, которая агрессивная. Без намордника, без поводка, если она оказывается на улице, она себя ведет неадекватно. Тем более та порода, которую вы имеете в виду, это очень большая собака.

И я думаю, что это основание для того, чтобы подать на хозяина собаки в суд. И что значит «полиция никак не реагирует»? Они должны реагировать. А если не реагируют- то обращайтесь в вышестоящую организацию, которая должна надзирать над ними.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -Благословите рабу божию Людмилу из Москвы.

 -Бог вас благословит.

 -У меня такая ситуация. Когда я была маленькая, мне мама моя очень часто в сердцах говорила, чтоб ты сдохла, чтоб ты утонула, чтоб тебя машина сбила. И у меня вот с самого детства и до настоящего времени мучают болезни. И конца этому не видно. Можно это как-то изменить? Я молюсь за маму. Ее уже нет. Я исповедуюсь, причащаюсь. И обиды у меня на нее нет. Как мне быть в этой ситуации? Что-то можно изменить? Или нет?

 -Ну, я думаю, то, что вы могли сделать, вы сделали. У вас нет обиды на маму. Вот это очень важно. Если бы вы сохраняли бы обиду, то это надо было бы как-то исправить, тогда ситуация стала бы лучше. Поэтому я думаю, что если вы молитесь за маму, не держите обиду на нее, то ситуация может измениться к лучшему. А потом физические недуги не обязательно связаны с каким-то проклятиями. Что такое проклятие? В Писании сказано, что незаслуженное проклятие - как воробей: вспорхнул и улетел.

То есть если в каком-то аффекте ваша мама позволяла себе говорить такие вещи, что конечно совершенно недопустимо, это не значит, что все это оказалось действенно. Нет. Наша судьба зависит от нашей жизнедеятельности. То, как мы живем, пытаемся ли мы бороться с нашими грехами, изживать в себе какие-то проблемы. Если это так, то Бог благословляет нас, оберегает. Но иногда болезни даются человеку как что-то необходимое для него. Болезнь- это лучшая пора в жизни человека.

В Писании сказано: труд и болезнь- лучшая пора. Почему? Потому что когда мы трудимся, работаем- у нас нет времени грешить. А когда мы болеем- почему болезнь тоже называется лучшая пора в жизни человека- мы имеем покаянное чувство, мы молимся более усердно. Ну, вспомните свои молитвы самые горячие. Наверное, тогда, когда нам ставили какой-то плохой диагноз. И нам становилось страшно за себя. И недуг усиливался. И мы тогда исповедовались более деятельным образом. И читали молитвы с большим сердечным вниманием. Потому что все трудности, которые Бог нам посылает в этой жизни, Он посылает не для того, чтобы искушать через них, перепроверять. В глазах Бога мы абсолютно прозрачны.

Единственная причина, по которой нам Бог посылает какие-то трудности, это- усовершенствовать нас. Поэтому если говорить о болезнях, то болезни иногда действительно даются человеку по его грехам. Они являются неким индикатором, который может сказать человеку, что он что-то не так делает. Или болезнь дается к смерти. Все мы обречены на смерть. Или же болезнь дается к славе божьей. Вот к славе божьей, когда мы с терпением переносим болезни и не пытаемся переложить вину на кого-то другого. На маму или на папу, или на дедушку, а в себе видим источник того или иного недуга. Часто это связано с тем образом жизни, который мы ведем. Я, конечно, не имею в виду ваш случай. Но в любом случае надо задаться вопросом, почему мне это Господь послал. Как сказано, без воли отца небесного ни один волос не упадет с нашей головы. А если Господь посылает какие-то недуги, то, скорее всего, он через это хочет нас как-то совершенствовать.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -Благословите рабу божию Зою из Москвы.

 -Бог вас благословит.

 -Отец Олег, скажите, пожалуйста, действительно ли существует пятое евангелие от Иуды? Вот такая информация прошла в средствах массовой информации.

 -Нет никакого Евангелия от Иуды, которое было бы известно церкви с древних времен. Мы имеем датировку четырех Евангелий. Были апокрифические Евангелия, которые писали древние еретики, чтобы придать авторитет своим заблуждениям. Они искажали слова Христа. Мы имеем четыре канонических Евангелия: от Матфея, Иоанна, от Луки и от Марка. А если говорить о других Евангелиях, то их очень много: не пять, не шесть. Их десятки, других Евангелий. Это Евангелие от Никодима, Евангелие от Фомы, Евангелие от Иуды, Евангелие от Петра…

Есть несколько Апокалипсисов. Но церковь на Вселенских соборах, отвергла эти тексты. Почему? Потому что они не были известны церкви с древнейших времен. Они возникли во времени после смерти апостолов. И они не имели широкого распространения. А для того, чтобы установить истинные тексты или нет, очень важны эти два положения. То- есть, имела ли церковь всегда этот текст? И имел ли он распространение во всех крестьянских общинах? То- есть, всегда и везде? Вот это такой принцип, без которого мы не сможем установить, достоверный перед нами текст или апокрифические, то есть подложные тексты.

А то, что там по телевидению говорят, по радио, в газетах пишут. Это для них что-то новое- Евангелие от Иуды. Да есть целые сборники апокрифических евангелий, где несколько десятков текстов, но мы знаем их приблизительное происхождение. Они без сомнения не восходят к апостольской традиции.

У нас сегодня в гостях координатор движения «Сорок сороков» уже известный вам Владимир Носов. Я попросил Владимира рассказать о ситуации в Киеве. Все вы знаете, что дары волхвов после того, как они были в Москве, отправили в Киев. Брат Владимир помогал обеспечивать порядок в Москве в храме Христа Спасителя. И грекам очень понравилось, как он вместе со своими друзьями делал это. И его попросили поехать в Киев.

 -Сколько человек вместе с вами поехали?

 -Добрый вечер батюшка, добрый вечер братья и сестры! В Киев отправилось наших братьев и сестер, соратников нашего движения восемнадцать человек. Из Москвы, как все знают, дары отправились в Питер. Огромное количество людей в Питере поклонилось дарам.

 -Сначала в Питер, а потом уже в ….

 -Потом дары отправились в Минск. Где тоже огромное количество людей приложилось. Мы в Минске не были, но кто был- говорят, что количество людей было соразмерно московскому. То- есть, около 400 тысяч людей приложились. А потом уже дары отправились в Киев.

 -И вы поехали туда. Мы их и встречали. Ну, надо сказать, что, конечно, тревожное было состояние, когда мы туда отправились, зная все новости, которые показывают с утра до вечера про Киев.

 -Я поясню, почему я захотел, чтобы вы рассказали про Киев. Потому что все последние дни мы видим, что только Крещатик по телевизору показывают. Пылающие милиционеры, бунтующие люди. Катапульты там делают, чтобы стрелять в людей. Разгон демонстрантов, агрессия демонстрантов. И, конечно, была надежда, что когда дары волхвов прибудут в Киев- это немножко как-то изменит ситуацию. Где находились дары в Киеве? Как люди приходили туда? В каком состоянии были люди?

 -Прилетев в Киев, из аэропорта мы поехали в сторону Киево-Печерской лавры. Дары должны были привезти туда. И по дороге мы проезжали центр, проезжали город- и на удивление, я должен сказать, там была обычная жизнь. Люди шли на работу, люди шли учиться. Гуляли с собаками, с детьми. Внешне никаких признаков революционных действий там не было вообще. И мы общались с людьми, которые нас встречали. И они говорили, что большинству людей, особенно автолюбителям, которые вынуждены страдать из-за того, что центр перекрыт постоянно, огромные пробки-все это надоело. Не хотел бы вдаваться в политику, но есть определенные технологии. Мы сейчас видим, что отдельно взятый участок территории просто накрыт увеличительным стеклом. И показывают по всему миру какие-то события, которые проходят в отдельно взятом месте.

 -На отдельно взятой улице.

 -Да. Причем что может быть здесь - мне еще не ясно до конца. То ли это было предательское поведение каких-то людей…..

 -Ну, мы не будем давать политическую оценку события. Просто интересно, как соотносилось одно с другим.

 -Я хотел сказать о новостях. Именно о том, что средства массовой информации умолчали, не знаю сознательно или нет, но очень скромные новости были в самой Украине.

 -То- есть, не было оповещения, что прибудут дары волхвов?

 -В момент встречи было огромное количество фото- и видеокамер, представителей различных телеканалов, журналистов. Был торжественный молебен. Приезжали владыки. Храм был наполнен отцами, верующими, тележурналистами. Но новости прошлись очень мало и скромно. Очереди не было. Как, к примеру, в Москве. Люди вначале просто шли без остановки. Мы мониторили очередь. Порядка 70 человек в минуту проходило. То- есть, очень большое количество людей прикладывалось, и при этом очередь не выходила даже за пределы Лавры.

 -Но все равно люди шли без перерыва?

 -Ну, действительно ситуация была очень накаленная. Были морозы. В этот момент захватывались областные организации в городах. И помещения мэрии в самом Киеве. И люди многие из-за страха не ездили в Лавру, не поехали в Киев. Это мы тоже знаем. Потому что были угрозы, что автобусы будут останавливать по пути и по приезде в Киев. И постоянно ожидались провокации. Мы были информированы, что готовятся какие-то провокации. Поэтому была настороженная обстановка. Приходили какие-то люди.

Из толпы видно, что некоторые люди реально выделялись. Это из того разговора в прошлый раз, что все верующие- как одна большая семья. Тут было видно, что люди посторонние.

 -Приходили только православные? Или вы видели людей других христианских направлений?

 -Я, если честно, очень удивился. Очень много было греко-католиков, людей, которые крестились слева направо.

 -Слева направо- это не греко-католики. Это католики.

 -Таких людей очень много было. На удивление. И детей тоже.

 -То- есть, католики приходили вместе с православными поклониться дарам волхвов?

 -Да.

 -А много ли было молодежи?

 -Молодежи было очень много. И вот в продолжение разговора опять же о Москве, когда на удивление было много молодежи. Но мы помним, что в Москве произошло чудо. В Москве погода в середине января в преддверии крещенских морозов была плюсовой. Плюс четыре, плюс пять. В Киеве была другая ситуация. Там морозы были больше 20 градусов.

 -Господь хотел остудить страсти, которые там накалялись.

 -Да. Мы туда ехали и вспомнили, что как раз мороз останавливал грядущие на Россию, на святую Русь проблемы в лице Гитлера.

 -Да. Наполеона, Гитлера.

 -Поэтому когда мы прилетели, думали, что это- хороший признак.

 -Наполеон даже говорил: у России есть два великих генерала. Это дороги и мороз. Расскажите, какой был режим у тех людей, которые оберегали дары волхвов.

 -Людей было не очень много. Потому что понятно было, что задействованы были люди из структур. Те люди, которые были в непосредственной близости, не жалея себя, работали, помогали, трудились во славу божию. И какие-то чудеса происходили. Потому что я до конца не могу понять, но было полное ощущение того, что в храме с нахождением даров время будто останавливалось.

Странные вещи происходили. Люди, и в частности, я тоже, забывали про сон, про еду, про усталость. Просто поток верующих людей, поток одухотворенных лиц, которые испытывали глубокие чувства. Слезы радости. Потому что в первый день я если честно не был на Украине достаточно долго, и я не знал, как будут относиться. Но мы все-таки там говорили, поздравляли людей с праздником. Просили их проходить побыстрее. Напоминали о том, что люди мерзнут на улице.

То есть задача была, чтобы люди как можно быстрее прикладывались к святыне. Так вот люди ни больше -ни меньше просто бросались на шею, обнимались. В нашем лице благодарили всех организаторов, говорили даже, в слезах, такие обращения: «Не бросайте нас! Вы наши родненькие!» То- есть, вот такие слова, и это сильно трогало.

 -А вот скажите, был ли молебен перед дарами волхвов?

 -Да. Был молебен в то время, когда святыню везли с аэропорта. И я бы хотел отметить очень сильный молебен, который состоялся уже позже благословения митрополита Владимира. Был молебен детский. То есть по всем храмам Украины было принято решение отслужить детские молебны.

 -Это что значит? Собирали перед дарами много детей?

 -Да батюшка. Вот в центральном храме, в центральном приделе Успенского собора, храм был просто наполнен детьми. От школьного возраста и буквально до грудничков.

 -А хор там был монастырский?

 -Хор был тоже детский.

 -Тоже детский?

 -Да. Это придавало такое неописуемое чувство! Через одного, через двух у людей просто текли слезы по лицу. И слова владыки, когда он говорил, что мы собрались здесь, и эти дети будут молиться за благополучие и здоровье своих родителей. Отцов, матерей. И вот вы знаете, в какой-то миг мы действительно оказались в аудитории святых. Такое ощущение было….

 -Да. Христос даже ставил детей всегда в пример. Однажды он взял ребенка, поставил среди апостолов и сказал: не будете как это дитя- не войдете в царство небесное. А вот этот молебен, когда дети молились, пели -это было как-то заснято на камеру?

 -Да. Мы не успевали это сделать сами, но очень многие снимали. Не знаю, по каким причинам, но крайне мало было информации. Я помню, как в Москве освящались эти события.

 -То -есть, как бы не показывались они?

 -Я не видел, не могу говорить. Мониторинга никакого не было по новостям. Но все-таки да, я знаю, что очень мало было информации.

 -А как шла такая масса детей? Потом они прикладывались к дарам?

 -Да. Потом, в общей очереди. Сначала пропускали самых маленьких. Детишки прикладывались. Знаете, такие были моменты очень трогательные, когда детишек прикладывали. Брали на руки, поднимали, потому что ковчег стоял на небольшой возвышенности. Но когда несли грудничков- они в комбинезончиках таких маленьких- их просто возлагали на ковчег с дарами. И они знаете, возлегали как цари. То есть все обращали внимание, сразу множество вспышек фотокамер происходило. Все это было очень радостно. И конечно, торжественно.

 -Все что связано с Рождеством, оно связано и с младенчеством. Ведь мы прославляем Бога в эти дни как отроча младо. То есть маленький младенец. Отроча младо и предвечный Бог одновременно.

 -А вот скажите, инвалидов много было? Болящих? И была ли для них особая очередь?

 Да. И практически параллельно шла очередь с детьми, с инвалидами, с людьми на каталках, на колясках. Для них был специальный подход. Ковчег снимали, прилагали инвалидов те, кто не мог приложиться. Ставили на колени, чтобы, чтобы люди в таком положении тоже смогли помолиться, приложиться к святыне. И вы знаете, приходилось слышать в Москве от людей. Скажем так, не очень церковных: что же вы делаете? Ведь у вас же написано: не поклоняйтесь идолам. То- есть, они пытаются с точки зрения Библии критиковать наше почитание святынь.

И я ни одного раза не слышал, чтобы люди говорили: «Дары, исцелите нас», или «Дары, помогите мне». Читалось на губах и было слышно часто, когда люди подходили и со слезами из глубины сердца вопили Богу: Господи помилуй! Господи исцели!

 -Это очевидно конечно. Любой православный перед какой бы иконой Божьей Матери он не молился, он же не скажет: Казанская икона, помоги мне. Он скажет: Божья Матерь, помоги мне. Это очевидно. Так же как и какие-то святыни, Пояс Богородицы, например. Ведь никто не будет молиться Поясу. Будут молиться Богородице. Ведь в книге деяний святых апостолов в 19 главе говорится о том, как пояс апостола Павла исцелял болезни. А злых духов изгоняли из людей как? Пояс Павла или его плат клали на этих бесноватых людей. И из них злые духи выходили.

 -Про духов тоже батюшка важная тема, конечно…

 -Реакция бесноватых людей на святыни -это один из признаков подлинности святыни.

 -Это отдельная история. Потому что я рассказывал, что было в храме Христа Спасителя, и то, что произошло в Киеве. Там тоже было много людей одержимых. Но у меня поменялось отношение к этому, потому что мы общались с этими людьми. Многие люди приходили не раз, приходили многие дни… -Это которые одержимые?

 -Да. То –есть, люди знают это о себе долгое время. Одна бабушка приходила, зная, что у нее этот недуг уже 20 лет. Перед нами был реальный пример подвига. Эти люди претерпевали серьезные страдания. Во-первых, пренебрежение окружающих. Потому что когда ты видишь со стороны- просто шарахаешься, как от чумы. Это не передать, этот ужас…

 -То- есть, начинаешь видеть, что за этим человеком стоит другая сущность.

 -Даже внутри этого человека, молодой девушки. Я видел, как молодые девушки, хрупкие, скромные, смиренные вдруг начинали трястись, басить мужским голосом, изрыгать такие страшные, грязные слова, что…Но мы общались со многими, и я что заметил, что в большинстве своем это глубоко верующие люди. Глубоко хорошие, добрые люди.

 -Господь иногда попускает добрым, хорошим людям и такие испытания. Известно, что святитель Иоанн Златоуст писал письма некоему боярину Федорову, который был бесноватый. И он ему говорил: да, эта проблема у тебя есть, но ты любишь Господа и продолжай любить Господа. Эти люди несут такой тяжелый крест! Мы знаем, что Мотовилов, близкий к преподобному Серафиму Саровскому, тоже был длительное время в состоянии бесноватости. Я думаю, что в мире политики много бесноватых людей. Но в отличие от верующих бесноватых, скажем так, политически одержимые этого не понимают и не замечают.

Если бы участников событий на Крещатике провели бы рядом с дарами, они бы, наверное, тоже проявили бы свою подлинную сущность.

 -Эти люди прямо шарахались. Это было видно. Это были люди совершенно чужие, они зашли туда не для того, чтобы поклониться или помолиться Господу. Они пренебрежительно себя вели. Мы знаем, что люди стояли на морозе по три-четыре часа, и даже больше. И вот те люди, которые проходили, они с презрением свысока смотрели, пытались что-то разглядеть. Проходили, сузив глаза, прищурившись, быстро мимо.

 -А представители украинской власти были?

 -Да. Даже самых высоких рангов люди приходили.

 -Президент был?

 -Был. И это очень было радостно. Потому что, наконец-то, слава Богу, все-таки приходит понимание, к Кому нужно обращаться.

 -Я думаю, что когда такие святыни, как дары волхвов прибывают в любую страну, и, тем более, когда служится детский молебен, когда столько детей молится- это может вообще переломить политическую ситуацию в стране в лучшую сторону. Потому что Господь слышит молитвы детей. Дары волхвов могли усилить молитвы детей, потому что это достоверная святыня, которая дает им возможность соприкоснуться с временами рождения Христа Иисуса, это само по себе чудо.

 -Мы были, батюшка свидетелями того, как в дни нахождения даров в Лавре, в Киеве, именно в это время произошло примирение. Один из первых дней примирения, когда восстановилась полная тишина. Стороны садились за стол переговоров. Это происходило во время нахождения даров. Неверующие опять увидят в этом какое-то совпадение, слепой случай. Но мы понимаем, что все это не просто так…

 -Я когда в семинарии учился, там был такой анекдот: встречается верующий и неверующий. Верующий говорит: есть чудеса, неверующий говорит: нет чудес. Верующий говорит: как же нет чудес? Вот у нас дьякон полез на колокольню, поскользнулся, упал, остался жив. Разве это не чудо? А неверующий говорит: это случайность. Верующий ему говорит: да, это была бы случайность, но он потом опять полез на колокольню и опять поскользнулся, упал, остался жив. А это что? Разве не чудо? Неверующий говорит: это совпадение. Верующий говорит: я бы с тобой согласился, но сегодня он опять полез на колокольню, поскользнулся, упал, остался жив. А это что тогда? Неверующий говорит: привычка.

То- есть, те люди, которые готовы отвергать любое чудо, они с точки зрения рациональной логики всегда могут найти всему объяснение. Там подвох какой-то рассмотреть, но чудо той или иной святыни, оно и есть чудо, которое созерцается только очами веры. И только верующий человек может воспринимать чудо. Некоторые задаются вопросом, почему сейчас так мало чудес мы видим в жизни? Чудо - это всегда ответ на веру человека.

 -И батюшка, самое большое чудо, которому мы стали свидетелями все, это единение всех верующих. Это единение людей в едином соборном гласе, крике к Богу. Это единение в молитве. Это скопление людей, это что люди не различаются, люди одни и те же. Москва, Питер, Беларусь, Минск, Украина. И радостно чувствовать себя частью этого народа. Большого, верующего, доброго, любвеобильного. Очень приятно мне было находиться там.

 -Я благодарю вас за то, что вы нашли возможность прийти к нам, потому что вы показали нам Киев немного с другой стороны. Мы увидели не страстную картинку с телеэкрана, мы как бы прикоснулись к верующим.

 -Я хотел бы еще сказать, что ковчег завтра будет находиться в Волгограде. Тоже очень знаковое событие. Потому что на днях будет отмечаться сороковой день трагедии теракта. Мы тоже отправимся в Волгоград. Будем там помогать во славу божию. И хотел попросить тоже молитв ваших и радиослушателей.

 -Я прошу наших радиоприхожан помолиться за раба божьего Владимира.

 -Спасибо.

 -И пока у нас есть еще время, мы помолимся о здравии наших братьев и сестер.

 -И как всегда я спрашиваю ваших молитв за себя, за то служение Слову, евхаристии, которую я совершаю.

 -Храни вас всех Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+