Перейти к основному содержанию

21:41 22.09.2019

Как отличить необходимый отдых от праздности, и усталость - от лени?

14.03.2016 08:30:38

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/02/28/19-00.html

Протоиерей Олег Стеняев: - Наша передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить в студию по телефону 959-59-39.

В.Носов: - Раб Божий Михаил спрашивает: как отличить необходимый отдых от праздности, и усталость - от лени? Особенно это актуально во время отпуска или каникул. Конечно, в эти дни появляется время для более частого посещения богослужения, для молитвы. Но ведь мирянин не может, к сожалению, даже в свободное от работы время жить только молитвами и чтением Священного  писания. Как понять, где заканчивается отдых, приносящий успокоение усталому уму, и начинается лень, мешающая духовному развитию?

О.Стенеяв: - Ну, что я могу сказать? Я любил раньше ездить в Египет на Красное море. Прекрасные дни для диабетика, чтобы  купаться в море, и сухой климат, полезный для легких. Но я, кстати, всегда брал с собой книги для чтения, в основном религиозные. Мне кажется, что отпуск должен быть активным и в смысле движения, и духовного роста. А леность напротив, это нежелание что -  либо делать. Она реально истощает силы человека и не приносит ему вдохновения. Самый страшный бес, как я часто говорю, это бес, который бесцельно пожирает наше время. Когда мы ничего не делаем, мы тратим время попусту. Скачиваем фильмы, которые не смотрим, скачиваем книги, которые не читаем, всё это печально. А отдых на природе -  это отлично. Неслучайно Христос выводил людей из душных городов и чаще проповедовал именно на природе. Кстати Каин первый градостроитель, как бы боится земли, той самой, от которой вопияла кровь брата его. Он отгораживается от природы камнями стен, мостовых и этим самым показывает, что он, Каин, взбунтовался против всего Божьего мира, мира природы. Оказывается урбанизация, наступательная жизнь города может означать нравственную проблему и для всего рода человеческого, этого нельзя не чувствовать. Роман граф Льва Николаевича Толстого «Воскресение» начинается с описания того, как весна пробуждается в городе, а люди выскребают свежие побеги земли, коптят всё, сопротивляются наступлению весны. Особенно это видно теперь, когда искусственный мир, как плод греховной мутации, вытесняет, разрушая мир естественный. Цивилизация Каина занималась строительством городов, цитаделей агрессии, скрещиванием животных видов, генным скотоводством, музыкой оккультно- ритуального характера  и кузнечным делом -  это военно-промышленный комплекс, военная технология. То обстоятельство, что эти достижения приписывается потомкам Каина, а не более праведной ветви Сифа, наталкивает на мысль, что в цивилизации падшего человечества заложено именно зло. Наш век уже сейчас называют веком нового мышления, новых генных технологий, нового информационного пространства. Новое мышление целиком построено на эгоистической культуре, на эгоистическом культе, точнее, религии человекобожия -  гуманизме. Главная задача этого культа -  объявить человека высшей ценностью и более того -  провозглашать приоритеты самых низменных инстинктов в человеке. Поэтому если есть возможность вырваться на природу, отдохнуть на берегу русской речки в Подмосковье или действительно съездить на море - ничего плохого в этом нет. И дай Бог, чтобы искусственный мир не очаровывал бы нас. Мы знаем, что апостолы попадали под очарование искусственного мира, когда они Христу показывали величественные здания Храма Иерусалимского: посмотри, Христос говорил, камня на камне здесь не останется. А вот мир природы сохраняется. И те же пески, какие были во  дни фараонов -  они и сейчас там, и наше Подмосковье оно тоже мало чем изменилось за тысячелетия, и т.д. А искусственный мир  - это мир, который насильственно выдирается из мира природы, отгораживаясь от естественного Божьего творения. Поэтому желание отдохнуть, побыть на природе ничего плохого в себе не содержит. Человек имеет право на отдых. Даже мы знаем, что когда Бог шесть дней созидал мир, а на седьмой день Он почил от дел своих. И этот день отдохновения, кстати, не только духовного, но и физического, был установлен Самим Богом. И заповедь была, что в этот день не должны трудиться не только люди, но и животные тоже не должны трудиться в этот день, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, сказано в Писании. Поэтому человек имеет право на заслуженный отдых, ничего предосудительного в этом нет. Другой вопрос, не превратится ли это в какую - то праздность, в леность, в то, что расхолаживает человека. А активный отдых всегда принесет именно Божье благословение. Кстати я, когда езжу куда-нибудь далеко, в тот же Египет, куда- то ещё - я беру с собой книг очень малое количество, но беру самые трудные, которые в обычных ситуациях читать тяжело, и ты их отодвигаешь и берешь что попроще. Поэтому я рекомендую, если в вашей библиотеке  есть  такие серьезные книги -  именно их и берите.  Во время отдыха можно прочитать такую литературу, которую в обычных ситуациях прочитать очень сложно.

- Добрый вечер, батюшка Олег! Раба Божья Нина. Вот была сплошная седмица, и будет это масленая  - сплошная седмица. Как готовиться перед причастием, если я буду причащаться на этой неделе, нужно ли соблюдать пост в пище?

О.Стеняев: - Лучше воздержаться от причастия, чтобы не выделяться из общего состояния, особенно когда будет масленица. Масленица - это время, когда мы ходим в гости к друзьям, они приходят к нам. Представьте себе, они к вам придут на блины во время масленицы, а вы скажете, что у вас пост. Причастие, конечно, совершается каждый день, за исключением некоторых постных дней, потому что люди могут быть при смерти, у кого-то острая необходимость причаститься. А самое благоприятное время для причастия  - это первая седмица поста и великая Страстная седмица. Такие периоды, которые более будут соответствовать.

В.Носов: - Батюшка, я бы хотел вернуться к предыдущему вопросу. Наверное, здесь очевидные вещи для меня, я думаю, можно  добавить, что очень полезно будет сопрягать такие поездки еще и с паломничеством, с посещением святых мест. Потому что я знаю, что когда вы готовили  книгу свою, вы как раз посещали Египет и гору Синай, и старались даже подняться на неё.

О.Стеняев: - Да, я стараюсь по возможности, если в Египте бываю - посещаю много святых мест, Санта-Пауло -  монастырь святого Павла, и Санта-Антонио  - монастырь святого Антония и  святой Екатерины, если есть возможность, на Синае.

В.Носов: - Сейчас это тяжело сделать.

О.Стеняев: - Сейчас вообще в Египет туристические самолеты от нас не летают.

В.Носов: - Можно в России посещать какие-то святые места, которых, к счастью, много.

О.Стеняев: - Конечно. Но отдых должен быть именно активный. Если так расслабляешься  - это не очень хорошо.

 - Батюшка, разрешите задать вам вопрос по Ветхому завету. 3-ая книга Ездры 5-ая глава, я читаю, и не понимаю, к какому это времени относится. Стих начинается сразу о знамениях: «вот,  настанут дни, в которые многие из живущих на земле, обладающие ведением, будут восхищены, и путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою. И умножится неправда, которую теперь ты видишь, и о которой издавна слышал. И будет, что страна, которую теперь ты видишь господствующею, подвергнется опустошению». А к какому это времени, батюшка, относится:  к будущему,  или это уже было?

О.Стеняев: - Начнем с того, что третья книга Ездры  отсутствует в греческой Библии, она имеется  у латинян. В нашей традиции мы включаем её в канон. Есть такое понятие «Канонические книги Библии», «Второканонические». Хотя такое деление, по-своему условно, но оно иногда используется. 3-тий реестр -  это книга, которая почти не комментировалась. Но если хотите знать, о чем именно здесь говорится -  давайте посмотрим «Толковую Библию» Лопухина. Здесь сказано:  « знамения, предшествующие концу», ссылка идет на Вульгату  - на латинский перевод Библии, точно передаваемый   славянским переводом, в том  числе  - знамения на первом месте указывается обременение жителей большой данью.  Русская Библия руководится поправкой Фабриция, сделанной  применительно к арабскому тексту. Она влагает сюда тот смысл, что в последние дни разумные люди будут взяты с лица земли. Но то, что разумные люди будут взяты с лица земли -  об этом говорится в Евангелии  (Мф 24, 40;  Лк17, 34 – 37) т.е. когда вы сталкиваетесь с такими сложными текстами -  смотрите на параллельные места, они могут вывести вас на более авторитетные тексты. И вы всегда сможете понять, о чём идет речь, потому что в противном случае самому человеку, будет трудно разобраться. Прежде всего, потому что практически отсутствуют комментарии, 3-я книга Ездры сохранилась в латинском изводе. И здесь действительно существует проблема понимания текста, но по параллельным местам вы  всегда можете понять, о чём идет речь. Вот такой совет я вам даю.

- Батюшка, у меня зять- эфиоп, как и где можно о нём молиться?

О.Стеняев: - У нас Александр Сергеевич Пушкин тоже был по происхождению эфиоп. Его дед был эфиоп, но Пушкин был православный человек. Конечно, жизнь складывалась по-разному. Если человек говорит о себе, что он эфиоп, надо понять христианин он или он мусульманин, или кто-то ещё. Конечно, в Эфиопии в основном христиане, это очень древнее христианское государство, которые корнями уходит в античные христианские времена, и вам надо понять, в какой Церкви он был крещен. Если он был крещен в греческой Церкви, то вообще никаких проблем нет, можно молиться. А если в какой-нибудь секте -  в Африке очень много действует разных сект, расколов разных -  т.е. имеются самые разные религиозные группы. Поэтому ваша задача разобраться, но дома вы вполне можете за него молиться. Собственно говоря, у нас запрещено молиться за инославных в храме. Хотя есть установление святых апостолов, что в некоторых случаях мы молимся за неправославных именно в храмах. Я имею в  виду правительство страны: император, царь -  не всегда цари, императоры были православного вероисповедования, однако установления апостола Петра -  молиться за царей, за правителей. А то время, когда прозвучал этот призыв молиться за царей, правителей – тогда  вообще император Рима был зверь на троне, кровожадный Нерон, полностью разложившийся человек, язычник, враг христианства. Есть категория людей, о которых мы молимся за службой, но это связано с тем, что мы желаем народу Божьему тихой, безмятежный жизни. За воинство, когда мы молимся,  мы можем допускать формулировку: « за православное воинство». Я когда молюсь, я молюсь за православное воинство, христолюбивое казачество, но чаще такие формулировки употребляю, когда я молюсь об упокоении. Я, когда читаю соответствующую молитву за литургией о упокоении, молюсь так: о православном воинстве, христолюбивом казачестве, за веру, царя и Отечество живот свой положившем. Потому что я считаю, что нормальные войны, скажем так -  в формате христианской этики  - велись в те времена, когда у нас были цари  - хранители веры и благочестия. А все последующие конфликты были непонятно, какого характера. И сейчас какие-то конфликты могут происходить, мы не знаем на самом деле, почему это происходит,  и для чего это происходит. 23 февраля что-то отмечали, а что вспоминали этого 23 февраля? Как Бронштейн - Троцкий создал Красную армию, что ль? Мы же знаем, откуда эта дата идет, от какого события. Нам, православным людям, этот Бронштейн -  Троцкий глубоко несимпатичен. И у нас есть свои традиции почитания воинов, память известных битв, Куликовская битва, и т.д., общее поминовение воинов. Есть такие дни, когда мы общее поминовение воинов совершаем или родительские службы, в смысле поминания -  здесь надо по календарю, конечно, уточнить.

В.Носов: - Батюшка, наступает 8 марта, как к нему относиться?

О.Стеняев: - Не наш, опять же, праздник. Наш,  скажем так, женский праздник - это день жен - мироносиц, вот это по- православному. И опять же День города Москвы они отмечают, какой-то непонятный праздник. На гербе города Москвы Георгий Победоносец, почему не сделать днём города день великомученика Победоносца Георгия? Он же красуется буквально на гербе города Москвы, он - небесный покровитель нашего города. Ну, кто- то скажет, что у Лондона тоже Георгий Победоносец покровитель.  Ну и пусть, наш Георгий православный, там своя интерпретация понимания всего этого.

В.Носов: - В том году, помнится, была лекция. На сорочинские встречи приезжал отец Валерьян Кречетов, мы как раз тоже эту тему обсуждали и в конце мы подарили его матушке цветы. Когда начал поздравлять -  батюшка сразу насторожился, говорю: батюшка, поздравляем вашу матушку с памятью блаженной Матроны Московской -  он  расцвел, улыбкой просиял.

О.Стеняев: - Очень хороший человек.

В.Носов: - Это хороший, кстати, повод отметить 8 марта днем памяти такой известной и почитаемой нами всеми святой.

О.Стеняев: - Да, придать какому-то не нашему празднику наш вектор. На самом деле мы тогда девальвируем чуждое идеологическое  наполнение этого дня и на передний план выставляем своё понимание. Например, когда я знаю в Италии после войны, там была проблема с коммунистическим движением. Коммунисты очень активно участвовали в борьбе с фашизмом, и авторитет у них был очень большой после войны. А  католические власти очень переживали, опасались, что если коммунисты придут к власти -  то начнутся гонения на Церковь. И они что сделали?  Они объявили 1 мая днём Святого Иосифа Труженика, Обручника Девы Марии, Иосифа -  плотника. И на 1 мая стали выходить крестные ходы со всех костёлов, когда шли эти карбонарии, эти итальянские неверующие. А тут из всех костёлов со статуями Святого Иосифа, с хоругвями  общества Труженика Иосифа, и они переломили ситуацию. Этот праздник превратился в настоящий День Труда. И эмблемой этого праздника стал не красный кровавый флаг с серпом и молотом, а именно образ Иосифа Труженика.

В.Носов: - Батюшка, это очень актуально.

О.Стеняев: - Христиане всегда старались языческие традиции наполнять своим содержанием. Например, когда-нибудь ломали какое-нибудь кладбище, там старались поставить поклонный крест или же храм. А как туда уже тропа была протоптана, люди уже охотно ходили  в новом качестве, уже как христиане к этому месту. И таких случаев вообще-то их достаточно много, и все-таки это исторический пример.

В.Носов: - Батюшка, это очень актуально, потому что Пасха в этом году как раз выпадает на 1-е Мая.

О.Стеняев: - Вот, собственно говоря, мы и переломим ситуацию с этим 1 Мая. Он перестанет быть днем только коммунистической идеологии, их виденья труда. Мы придадим другой вектор. И вот, поверьте мне, большая часть людей пойдет в храмы ночью, а не на демонстрацию, а утром они будут просто отсыпаться. И скорее всего на демонстрацию придет значительно меньше людей, чем, нежели Пасха не выпала бы на этот день.

- Добрый вечер! Отец Олег, поясните, пожалуйста, подробнее. Вот нас всех экуменизмом пугают. Подскажите, что он вообще означает? Это просто лобзание или это изменение сущности веры? И что вообще представляет собой вся эта организация?

О.Стеняев: - Экуменическое движение возникло  в начале ХХ века, в Шотландии, в Эдинбурге. Некто Джон Мотт, протестант, проводил свои конференции, и на этих конференциях собирались тогда только протестанты и неопротестанты, и они решали один вопрос. У них не было ощущения, что они принадлежат к Церкви. И они предложили искать подлинное церковное единство, которого они не достигали в рамках своих протестантских и неопротестантских течений. Т.е. причина зарождения экуменизма, исторического экуменизма была оправдана. Протестанты действительно не принадлежат никакой Церкви, неопротестанты разбились на огромное количество сект, и для них это действительно актуальный вопрос: найти историческую Церковь и присоединиться к ней. А когда после революции очень многие православные священники, интеллектуалы из России оказались в иммиграции - перед ними стал вопрос, включаться в это движение или нет. И они тогда единодушно решили: надо включиться в это движение, и этим мятущимся протестантам, неопротестантам объяснить, что та Церковь, которую они ищут, то христианское единство, к которому они стремятся, оно достигается только в формате православного исповедания. Ведь в чем принципиальное отличие православной веры от протестантской, или  той же католической? Церковь разделилась в 1054 году на Восточную и Западную. Но на самом деле произошло отпадение Западной Церкви от православия. А принципиальное отличие православных в том, что мы не вносим в догматику новые богословские понятия. Мы оберегаем веру единой Церкви, которая была до разделения, и в этом сила нашей традиции. Для нас семь вселенских соборов -  это соответствует библейскому Откровению из Апокалипсиса, что семь громов прозвучали на небе. И мы не ищем развития догматов, католики же  все время стремятся к какому-то развитию, к обновлению догматического богословия. Опять же, почему так у них происходит?  Когда люди впадают в дрейфующее состояние - они отходят от истинной  Церкви, начинают дрейфовать то в правильном направлении, то в неправильном. И первые православные, которые принимали в этом участие в экуменических собраниях, тот же отец Сергей Булгаков, другие -  они несли свидетельство  этим протестантам -  католики, кстати, меньше участвовали в экуменическом движении -  что есть Церковь, которая сохраняет веру единой древней Церкви. Эта Церковь православная, мы не признаем никакое догматическое обновление, мы не вносим новые понятия. Вот как на семи вселенских соборах была сформулирована догматика -  так мы и верим. И такое экуменическое свидетельство -  оно реально приносило плоды. А когда те же протестанты и неопротестанты -  да, из числа католиков такие находились, которые переходили в православие, становились православными священниками, епископами и т.д. Но вот мы знаем отца Серафима Роуза, он же родился не в русской, не в православной семье, а совсем в другом контексте. Но свидетельство православной веры коснулось его сердца, и он стал православным христианином. Другое дело  - спекулятивный экуменизм, политический экуменизм. Само слово «ойкумена» означает вселенная. Политический экуменизм -  это когда советская власть требовала от Церкви, чтобы она включалась в экуменические конференции, чтобы на каждой конференции затыкать рты тем англиканам, католикам, которые выступали, протестуя против гонений на православие в Советском Союзе. Ведь когда с Запада в советское время приезжал любой президент, любой представитель правительства Франции, США, Англии, чтоб поддержать Русскую Церковь -  первая встреча была с генеральным секретарем, а вторая  - с Патриархом. А советская власть для патриарха  - это вообще кто? Церковь отделена же от государства, таким образом, в западной политике усиливали роль Патриарха в советском обществе. А в экуменическом движении стали подталкивать, служителей Церкви ходить и  затыкать рты на этих экуменических площадках тем выступавшим, которые обвиняли советскую власть в преследовании Церкви. Здесь был элемент лицемерия, когда приезжали представители нашей Церкви, говорили: у нас нет проблем с советской властью, у нас все хорошо, у нас свобода, ну это же неправда, никакой свободы такой не было, у нас очень многое в советское время было запрещено. Например, в Уголовном кодексе была статья, насколько я помню, до, от года до 3-х лет лишения свободы за организацию детской воскресной школы. Когда я создавал воскресную школу на улице Герцена в Москве -  это было в советские времена -  я ходил под статьей, мне могли дать от года до 3-х. И дети, которые у нас ходили на занятия этой нелегальной школы -  это были дети в основном диссидентов, внуки Зои Крахмальниковой, других известных диссидентов. И мы проводили для них детские занятия, но при этом мы понимали, что такая статья в Уголовном кодексе существует. И были другие ограничения, например, Церковь не имела права заниматься миссионерским служением, это преследовалось по закону. И заниматься благотворительностью. Казалось бы, благотворительность -  это обязанность каждого христианина помогать нуждающимся. Так вот, Церковь как общественный институт она была лишена такого права. Но самый страшный экуменизм  - это спекулятивный экуменизм, когда православный человек приезжает на экуменическое сборище и говорит этим людям: у нас одна вера, у нас один Христос, у нас одна Троицы. Что он делает? На самом деле он губит этих людей, он их консервирует в их заблуждении. Ведь экуменизм начинается с того, что протестанты, неопротестанты поняли, что они не имеют церковный полноты и стали искать её. И когда первые православные входили в экуменическое движение -  они входили с целью свидетельствовать о православии. А третья волна после политического экуменизма  - спекулятивный экуменизм, это когда стали говорить: а у нас одна вера, спастись можно и у нас, и у вас. Таким образом,  они консервировали людей в их заблуждениях. А те же протестанты, неопротестанты думали: а зачем нам принимать православие, если православные говорят, что у нас такая же вера. Зачем нам переходить в историческое православное христианство, если сами православные заявляют, что спастись можно и у нас? Таким образом, последняя фаза экуменического движения наиболее опасна. Но если вспомнить о том, что мы можем, собственно говоря, на любой площадке свидетельствовать о нашей вере…. Особенно, в связи с тем, что Господь сходил в ад и облистал   его  сиянием Божества, то не может быть никаких ограничений в контакте между людьми. Если один человек встречается с другим человеком. Вот, например, возьмём встречу Патриарха и папы Римского. Будем исходить из самой тяжелой ситуации: папа Римский подлинный еретик. Можно ли  общаться с еретиком и еретиком подлинным? Необходимо. В Библии, в Новом завете сказано: «еретика после второго и третьего вразумления отвращайся». Что это значит? Это значит: как минимум я должен провести с ним две, три встречи, и только потом я могу отвращаться. А если я буду свою физиономию крутить в сторону от погибающего человека, то кровь этого человека ляжет на меня. Апостол Павел выразил эту мысль, когда он оканчивал миссионерские программы, то обратился к верующим и сказал: ничьей крови на мне нет, я проповедовал, где мог. Оказывается, если мы можем проповедовать и свидетельствовать нечестивым об их нечестии, еретикам об их заблуждениях, но не делаем этого, то кровь этих людей, конечно же, ложится на нас самих. Поэтому свидетельство православия всегда идет в двух направлениях. Мы ставим перед собой две задачи. Первая задача  - обратить людей в истинную Церковь, в православную веру. А вторая задача  - засвидетельствовать этим людям об истине православия. Если они после этого не принимают свидетельства, то вина всецело ложится на самих этих людей. Вот это очевидно. Кто-то  может спросить: а можно ли их называть братьями при встрече с ними? Златоуст, в слове «О статуе» так и пишет: проявите братскую заботу о них. Он пишет о еретиках, с которыми никто не хотел общаться и пишет очень резко: и не говори мне таких бессердечных слов, что у тебя нет с ними ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом. С каждым же человеком, живущим на земле, мы имеем очень много общего. Дальше их Златоуст сравнивает с ослами, и т.д. Но в целом он говорит: проявите братскую заботу об этих людях. Поэтому когда мы говорим об экуменизме, мы видим как минимум три этапа. Это, собственно говоря, неопротестантский экуменизм, который  встретила православным свидетельством прежде всего -  белая иммиграция, вобравшая в себя это движение, с единственной целью засвидетельствовать об истине православия. Дальше политический экуменизм, в котором было много лицемерия. И спекулятивный экуменизм, который реально подставляет людей, когда вместо свидетельства об истине нашей веры -  мы обнадеживаем этих людей, по сути, обманываем и губим их. Святитель Филарет Дроздов насколько я знаю, предложил несколько этапов возможного нашего диалога с инославными со своими обоснованиями. Но и в его схеме на главном месте, конечно, стоит свидетельство об истине православия, иначе не могло быть.

 - Здравствуйте! Отец Олег, я хотела как специалисту задать вам вопрос по поводу Каина. Как он закончил свою жизнь, были ли у него потомки, что с ними случилось дальше, какое продолжение они имели?

О.Стеняев: - Потомки Каина - это каиниты, его дети, его внуки, правнуки, они очень распространились в своё время. Это было время перед потопом. Авель был убит, но вместо праведного Авеля Бог дал Адаму и Еве Сифа. Благочестивый Сиф имел тоже потомка. И мир разделился на потомков Каина и потомков праведного Сифа, которые продолжали традицию праведного Авеля. Т.е. весь мир сосредоточился в двух группах: каиниты и сифиты. И причина, почему Господь послал всемирный потоп на землю  -  в том, что  Сыны Божии, потомки Сифа праведного,   стали брать за себя девиц – каиниток   из дочерей человеческих, так они называются в Писании. А Богу всегда не хочется, чтоб мы соединялись с нечестивыми,  ни в какой мере.  Бог всегда против того,  и Он решил наслать потоп именно за то, что эти две линии, сифиты и каиниты, стали смешиваться друг с другом, началось братание, как бы такая древняя ойкумена. На семейном уровне это были экуменические браки между сифитами и каинитами, и Бог решил погубить землю. Потому что Богу это было неугодно, Он это не одобрял. И есть такое объяснение, что все каиниты погибли в водах потопа, а выжили сифиты, потому что Ной был из сифитов, следовательно, его сыновья - родоначальники человеческих рас. Сим, Хам и Иафет  -  они тоже сифиты. Но совершенно непонятно, почему в линиях каинитов в Библии упоминается некая Нойма. Потому что каждый текст Библии, каждое имя в Библии должно чему-то нас научить.  И древние экзегеты считали, что, скорее всего, Нойма была каинитка. Она стала женой Ноя, а соотношение этих имен Ной и Нойма, Ноах Нойма как соотношение между именами Олег - Ольга, Олег - Ольгерд, Ольга-  Хельга -  т.е. это имена, которые очень близки одно к другому. Например, имя Ольга по отношению к Олегу может быть интерпретировано, как Олегова. И вот Нойма  - это имя связывает нас с Ноем, Ноахом. И есть очень древнее придание, что мир Каина проникает через экуменический брак, скажем так, Ноя с каиниткой Ноймой,   и эти бесовские крови, как бы проникают в мир после потопа. И поэтому в предании именно Нойма спаивала своего мужа Ноя, и она приучила его к винопитию, и всегда использовала эту слабость своего мужа.

В.Носов: - Батюшка, а мы получается, как вы раньше сказали о том, что Каин организатор города в этом смысле. То все мы горожане получатся тоже последователи отчасти Каина.

О.Стеняев: - В некотором смысле. Потому что есть как бы Богом данный мир, а есть искусственный мир, город -  это искусственный мир. Потом, не забывайте того, что город в древности  - это крепость, это готовность к сопротивлению, это вызов окружающей реальности. Ведь Каин боялся, что его могут убить. На него нападали не только люди, как ему казалось, могли напасть, но и звери стали на него нападать. Есть предание, что звери до убийства Авеля вообще боялись людей, пресмыкались перед людьми. А после того, как звери почуяли кровь первого человека Авеля, у них проснулся злобный инстинкт, они стали рычать на этого Каина. И он из владыки природы превратился в убегающего злодея, который прятался не только от людей, но и от зверей.

В.Носов: - Теперь понятно, почему на нас лают собаки.

О.Стеняев: - За нашу кровожадность, конечно.

- Добрый вечер, отец Олег! У меня такой вопрос. Как-то я читала статью, что православным нельзя поклоняться вечному огню у Кремля, что это, во  – первых, газ выходит, что  это сатанинский огонь, адский, и эта самая звезда - пентаграмма, православным нельзя поклоняться ей? Вот, смущение у меня такое. Объясните.

О.Стеняев: - Я не думаю, что кто-то приходит туда поклоняться звезде или вечному огню. Дело в том, что не все мы знаем, где захоронены наши предки, которые погибли во время Великой Отечественной войны. И такие символические захоронения Неизвестного солдата существуют в разных странах, в разных местах. Это связано с тем, что когда мы не знаем, где похоронен наш предок, который погиб в той или иной войны, мы приходим к таким символическим захоронениям, чтобы в лице Неизвестного воина отдать дань уважения нашему погибшему предку. Но, с другой стороны, у нас есть своя традиция почитания павших воинов. Мне кажется, более разумно было поставить часовню и там читать Неусыпаемую  Псалтирь  и поминать всех воинов. Кстати, такая часовня была построена на Китай-Городе. Это  часовня памяти героев Плевны, это у метро «Китай-город». Там есть такая часовня, и внутри имена многих погибших во время Балканских войн, на которых они  сложили свои головы за освобождение славян. И такие часовни были на Бородинском поле, на Куликовском поле. Сейчас на Куликовом поле есть храм. На Бородинском тоже есть храмы, которые привязаны к этому месту. Т.е. у нас есть своя традиция поминовения наших погибших воинов. Но так как во время войны погибали не только православные. Во время Великой Отечественной войны плечом к плечу воевали христиане и мусульмане, и коммунисты неверующие тоже совершали подвиги. Мой покойный духовник, отец Дмитрий Дудко в своих книгах писал: когда верующие жертвуют жизнью на войне -  они все- таки имеют в  виду награду в будущей жизни. А когда неверующий атеист, коммунист жертвует жизнью на войне -  он совершает подвиг больший, он не имеет в  виду никакой награды. Потому что он не верит в загробную жизнь, и он жертвует всем, для него и солнце гаснет, и звезды, и нет никакого продолжения, но все равно готов идти умереть. Поэтому мы вспоминаем всех этих людей, которые погибали на войне. Вне    зависимости от того,  были они православными, или не  были православными. И, конечно, исходя из такой логики, мы можем предположить, что может быть общее место для поминовения, куда могут приходить представители разных групп. Тем более, что мы не знаем, был ли крестик обнаружен на месте эксгумации останков, или там  вообще ничего не было. Не  знаем ничего, как это всё происходило. Поэтому тут ситуация двойственная, но в любом случае мы не должны, когда поминаем погибших солдат, пренебрегать православной процедурой, ей по возможности отдавать предпочтение. Поэтому у нас есть родительские поминальные дни, которые связаны с нашими солдатами, за которых мы молимся в течение года.

В.Носов: - Т.е. можно согласиться с сестрой, именно в том, что минимум это настораживает.

О.Стеняев: - Меня бы это насторожило, но в любом случае,  если там есть захоронение, я не могу игнорировать это место. Там захоронен солдат, имя которого не установлено, но установлено, что это наш солдат. Это можно легко установить, там ремень, но ремень  истлел, а бляха сохраняется. Или там другие моменты, по которым можно определить.

- Здравствуйте! Отец Олег, благословите.

О. Стеняев: - Господь благословит.

- Отец Олег, я знаю, вы толковали Апокалипсис. Мне удивительно, что две эти книги Ездра, вы не обратили внимания, что там, где говорится о знамениях  - надо было, чтобы текст прочитали полностью. Там как раз идет речь о третьей трубе, там написано, что «если Всевышней даст тебе дожить, то увидишь, что после третьей трубы внезапно воссияет среди ночи солнце и луна трижды в день, и с дерева будет капать кровь, камень даст голос свой, и народы поколеблются. Тогда будет царствовать тот, которого живущие на земле не ожидают, и птицы перелетят на другие места. Море Содомское извергнет рыб, будет издавать ночью голос, неведомый для многих». Так вот, дело в том, что Лопухин в «Толковой Библии», когда говорится о третьей трубе, он говорит – т.е.  не он, а   ссылается  на толкователей, что упоминание о третьей трубе неуместно, как бы перевод неточен. Как раз,  мне кажется, перевод точен, ибо она так переводится на латинском и на нашем,   церковнославянском,  текст этот есть 3-я  книга Ездры. Это говорит о том, что это нам, славянским народам,  дано. А третья труба, например, про неё говорил Паисий Святогорец, обратите внимание. Он говорил, что труба эта   есть Чернобыль, почему эта книга написана для славян. В первую очередь, потому что ещё Москва остается третьим Римом.

О.Стеняев: - Латинский текст связан со славянами, то, что мы называем Вульгата. Потому что,  по  Иерониму Блаженному, составитель Вульгаты был славянин. И,  по преданию,  славянскую глаголицу изобрел именно Блаженный Иероним Стридонский. И то, что этот текст был воспринят славянским миром, в отличие от греческого мира, может быть так же связано с именем великого святого Блаженного Иеронима. Когда мы читаем его житие, мы видим, что он был славянин. И есть буллы римских пап, которые были православными до разделения Церквей, они всегда подчеркивали в своей миссии славянское происхождение Блаженного Иеронима Стридонского. И возможно его авторитет и обеспечил вхождение Вульгаты в  славянский свод Библии. Я думаю, что когда непонятно что-то по этой книге, мы можем смотреть Лопухина, собственно говоря, других комментариев  нет под рукой. В «Толковой Библии» Лопухина даются объяснения сложных текстов этой книги. Там есть тексты, с которыми трудно согласиться, там сказано, что Христос будет жить 400 лет, потом Он умрет, и непонятно, что как, когда, какое время имеется в   виду. Но непонятно, о Ком речь, то ли о Христе, как о Сыне Божьем, то ли о каком-то помазаннике. Там слово Христос может означать и нашего Господа, и любого царя -помазанника. И таких текстов в этой книге очень много. Я помню, что покойный блаженной  памяти отец Даниил Сысоев, он даже, когда писал свой закон Божий, отказывался писать комментарии на эту книгу. Он как -  то игнорировал, даже не упоминал ее в своем законе Божьем. И он исходил из того, что греческая традиция, т.е. традиция вселенских православных патриархатов, не знает этой книги, если знает, то относительно. Поэтому вопросы как бы сохраняются, но в любом случаи, если наши предки включили этот текст, мы должны по крайне мере попытаться понять, почему они это сделали.

В.Носов: - Отец Олег, а мне, очень радостно всегда становится, когда я слышу такие комментарии, потому что они - свидетельство того, что люди исследуют буквально Писание, разбираются в нем.

О.Стеняев: - Да, люди читают, изучают, это очень важно. Но я бы никогда не привязывал какое-то пророчество к конкретному событию. Например, Чернобыль. Можно сказать: да, это очень похоже, но только привязывать к какому-то событию не стоит. Потому что любое пророчество всегда актуально для тех времен, когда оно возникает. Для последующих времен главное, что  оно всегда указывает на то основное событие, о котором это пророчество, собственно говоря, и возникло. В этом слово Божье универсально. Например, пророчество умирающего Иакова: колено Даново, Дан  - змей на дороге, судят народы. Посмотрите, как по-разному святые отцы это толкуют. Даже есть отцы, которые объединяют эти толкования. Отцы говорили так: кто такой Дан?-  Змей на дороге, антихрист, он выйдет из колена Данова. Почему сказано: будет судить народ, а вот у антихриста будут неправильные суды! И тут же дается другое истолкование: да, но из колена Данова вышел Самсон, Божий судья, воин, который был змеем на дороге для филистимлян  - язычников, нападал на них, совершал суды Божии. И церковная экзегеза допускает разные истолкования. В одном случае -  это Самсон, помазанник Духа святого. В другом  - это антихрист, сын дьявола. И таких экзегетических сложностей очень много, когда мы смотрим, как святые отцы истолковали этот текст, этот, этот.

 - Отец Олег, здравствуйте! С праздником вас. Простите, я вернусь к теме воинов. Вот недавно, буквально днями,  была передача по Народному радио, оно тоже православное. О погибших молодогвардейцах, как раз годовщина была их смерти. Они приняли тяжкую участь, они были детьми. Я посчитала, им было по 17-18 лет, значит, они родились в 20-х годах, непонятно крещены они были или нет. Они же тоже погибли за нашу Родину. О них тоже можно молиться, они же живот за нас положили, правда?

О.Стеняев: - Да, сказано: нет больше той любви, аще  кто душу свою положит за други своя.

 - Даже несмотря на то, что они были в такое время рождены, неизвестно, крещены ли.

О.Стеняев: - Вряд ли были крещены. Тогда были безбожные пятилетки.

 - Но всё - таки их надо поминать, правда?

О.Стеняев: - Вот как раз то, о  чём мы говорили.  Т.е. если мы будем ограничиваться поминовением только своих православных воинов, то мы не почтим подвига тех, которые не были православными. Но они также в принципе погибли за святую Русь. Ведь на Куликовом поле на стороне Руси были и татарские отряды. Точно так же, как на стороне Мамая были отряды русские. Бывают такие парадоксы. Поэтому мы должны чтить память всех, которые пролили свою кровь за спасение нашей Отчизны, что при этом не умаляет значение именно православной традиции поминовения усопших. И для этого у нас установлены специальные памятные дни, когда мы молимся только за усопших. И, как я цитировал отца Дмитрия Дудко, он действительно считал, что подвиг неверующего, который жертвует своей жизнью -  он в некотором смысле более значительный, чем подвиг верующего, который  - да,  погибает, но верующий знает, что он сразу войдет в свет Христов,  и ему будет награда за этот подвиг.   Т.е. тут элемент как бы бескорыстия в той ситуации, когда человек неверующий -  он теряет всё, тот же молодогвардеец,  мальчишка или девчонка совсем юная -  идут на смерть. Они любят свой народ, свою страну. Опять же важна мотивация, ты можешь иметь всю веру, ты можешь тело отдать на сожжение, но если при этом у тебя не было любви -  от тебя нет в этом никакой пользы сказано в 1-ом  послании Коринфянам,  13-я  глава. Следовательно, любовь здесь решающий момент, человек невоцерковленный,  может быть,  даже неверующий, но он проявляет любовь к своей стране, отчизне, гибнет -  конечно же, это ему как-нибудь зачтется.

 - Здравствуйте! Батюшка, как обращаться с армянами, которые не   воцерковлены?   Я   принимаю записки в Храме, и они обижаются, когда  я говорю, что у нас нет евхаристического общения. Они пришли в Церковь -  в свою они, видимо, не ходят -  и не ориентируются, как помягче с ними?

О.Стеняев: - Я бы подсказал им, куда они могут прийти в свою Церковь, у них в Москве построен большой храм, они могут прийти, подать там свои записки, таким образом, мы не оскорбим и не оттолкнем этих людей. А если на них вешать какие-то ярлыки….. Во -  первых, они не поймут, о чём идет речь. Я лет 15 назад,  в течение месяца общался с армянским священником. И я пытался обличить его в его заблуждениях монофизитства, но я так и не обнаружил этих заблуждений. Он мне говорил, что верит в Иисуса Христа как в Истинного Бога, в Истинного Человека, что он не смешивает Божественное  и человеческое, что он признает халкидонское определение, что он был настоятель церкви в Адлере, рядом с Сочи. И как я ни пытался найти монофизистские моменты в его позиции -  я их не нашел.

В.Носов: - Т.е. сегодня их практически нет.

О.Стеняев: - Он принимал как бы исповедание. А я спросил: почему вас до сих пор не признают? Он ответил: это греки очень не хотят, потому что если греки нас признают, им придется потесниться на Святой земле. И  они все делают для того, чтобы нас не признали. А мы, говорит,  давно уже никакие не монофизиты. Такое вполне может быть.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+