Перейти к основному содержанию

09:14 19.04.2024

Как Николай Чудотворец одновременно всех слышит и всем помогает? Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, в студии священник Александр Березовский.

20.03.2013 11:20:35

- Батюшка, первый вопрос. Господь, когда творил чудеса, старался это делать незаметно. И даже исцеленным велел: смотри, никому не сказывай об этом. Но вход в Иерусалим накануне воскрешения Лазаря Господь совершает открыто, при большом стечении народа. Что это, какое-то особенное обращение к людям?

- Ну, да. Он не мог это изменить, потому что это было пророчество. Мессия должен въехать в Иерусалим на осле. И Он это совершил.

- Чтобы те, кто знает Писание, удостоверились.

- Да. Должен был засвидетельствовать, что Он  - Мессия. Да, действительно, правильно сказал, это из послания. Мы видим в Евангелии, что Господь гораздо больше сотворил описанных евангелистами дел, нежели они передали нам с Его слов. Это тоже послание  о том, что дела важнее слов. И вот это одно из таких дел. Это дело великое, потому что мы празднуем такой двунадесятый праздник. Это последняя черта, которую Господь подвел. Он готовил всех к Своей смерти и к Своему Воскресению. В зеркальном порядке - сначала воскресение Лазаря, потом вход Господень в Иерусалим. Вот, Он шествует на муку. А потом мука и, собственно, воскресение. Поэтому, в этом смысле, очень важная веха.

- Батюшка, но такое в течение одной недели, даже меньше, изменение в настроении людей! То они все восклицают от удивления, видя воскресшего мертвеца, то встречают, постилая свои одежды под ноги осла с криками «Осанна в вышних!» И, буквально, несколько дней спустя, «Распни, распни его!».

- Человек -  существо грешное. Поэтому тут нет ничего удивительного. Ну, вот, кошку гладишь по шерсти, ей нравится, она мурчит. А дунь ей в ухо -  она встряхнет головой и с колен сойдет. Она не собирается ничего терпеть. Также и люди. Они очень легко настраиваются. Их можно настроить на что угодно. Это используется, например, в выборных технологиях.

- Нет, но одно дело, когда человек слышал о чем-то, а они-то видели. Видели то, что делал, те чудеса, которые  он творил, это же перед ними было!

- Чудо на самом деле никого ни в чем не убеждает. Все люди, которые наполняют храмы по всему лику Земли, это люди верующие. То есть, их не надо убеждать в том, что Бог есть. Но ты дай этому человеку много денег, и очень многие заколеблются. Очень же мало людей, которые согласны вслух что-то сказать, если им в результате этого будет некая, я не говорю тюрьма, смерть, а просто какая-то шероховатость в жизни. Это я не к тому, что обязательно надо говорить. Я считаю, что говорить нужно только тогда, когда в этом есть какой-то смысл. Часто в семье бывают конфликт. Вот, я ему говорю, говорю, а он только хуже. Ну, тогда замолчи, зачем говорить. Будет лучше, по крайней мере, потише.  Еще Николай Васильевич Гоголь заметил: человек готов  примириться с чем угодно, только не с тем, что про него подумают, будто он дурак. И чем человек глупее, тем больше он настаивает на собственной значимости. Многие  глупые люди обычно даже, когда тост говорят в честь юбиляра, начинают с себя. Я такой-то, я такой-то, я там-то, я здесь-то, я вот это. Все уже устают просто, когда человек занимается самопрославлением. Потому что умный человек же не будет этого делать. Человеку кажется, что, чем больше он перечислит заслуг, тем больше он будет величественней. А на самом деле, он смотрится величественно только перед самим собой. А перед другими людьми полный дурак. Вообще, человек, когда хвалится, выглядит полным дураком. Чем больше хвалится, тем больше дурак. Даже Лев Николаевич Толстой сказал, что человек дробь: числитель-то, что он есть на самом деле, знаменатель  - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. А потом, у людей есть такое свойство - чинопочитание, человекоугодие, которое чаще всего выражается в бескорыстной любви к начальству. Вот, начальство мне сказало то-то и то-то. А если то, что тебе сказали сделать, есть подлость? А человек все равно делает. А что же, мол, не сделаю  - меня тогда будут ругать. Ну и что, тебя поругают, а ты готов человека сгноить за это. Уж лучше, тебя поругают, но ты не сгноишь. И много на этом держится, и очень много бед от этого. Ведь тогда как было? Увидели, Понтий Пилат - против. Первосвященники - против, фарисеи - против, садукеи - против. И не захотели идти против них. Ну и, наверняка, были  какие-то подстрекатели в толпе, которые кричали "распни, распни". К тому же они осерчали.

- Не того ждали.

- Они думали, что Он сейчас войдет в Иерусалим, Понтия Пилата сбросит, объявит себя царем. Он же умел хлеб добывать и рыбу из ничего. Думают, сейчас поесть всем даст, выпить, закусить. А Он  - ничего. Отдал себя арестовать. Они были глубоко разочарованы, и это тоже сыграло свою роль. Тут многофигурная композиция такая.

- Вообще, когда человек разочаровывается  в своих ожиданиях -  это страшно.

- А недаром говорят, от любви до ненависти один шаг. Сколько угодно примеров. Вот, любили, жить друг без  друга не могли. И вдруг какая-то размолвка, и человек становится способен на любую подлость, даже не человеческую, а какую-то сатанинскую. Не остается ни благородства, ничего. Только желание уязвить. А потом люди спрашивают: слушай, как же они могли любить друг друга? Есть ли там какие-то человеческие качества? Нет, ничего нет. Все исчезло.

- Батюшка, но на суде у Пилата ни один человек не возвысил голос в защиту Христа. Ведь огромная же толпа стояла! Это что, настолько страх сковал всех?

- Ну и что? Если апостолы убежали, что об остальных-то говорить? Я знал одного человека, который в 37-м году был сотрудником НКВД. Он пришел и подал заявление об уходе: я, говорит, не буду тут работать. И ему ничего за это не было. Потому что там его завербовали: ну что, молодой человек, давай родине служить, революция, то-се. А когда увидел, что творят….. Тут еще элемент влияния толпы, как другие посмотрят. Вот, в компании один сказал похабень, а все смеются, даже тот, кому неприятно. Так и дети. Один закурил в классе -  на, закури, что ты боишься, стесняешься, маменькин сынок? И он тут же забывает и про маму, и про папу, и сует себе эту соску в рот. Потом у него слезятся глаза, он кашляет, и все еще больше смеются. За компанию человек готов даже удавиться. Вот какая ситуация. Опять-таки, человекоугодие. Человек знает, что это нехорошо, но все равно делает.

- Когда люди уже уходили от Креста, многие же били себя в грудь и раскаивались, потому что оказались и свидетелями, и участниками этого.

- Побить себя в грудь -  это малочувствительно. Если взять этот кулак и обмотать колючей проволокой и побить – тогда да. Или взять в мешок в холщевый и туда положить булыжник килограмма на четыре, тогда да. А так, Господи, помилуй окаянного. Ну, ты сам знаешь. Приходят на исповедь обычно великие грешники, но что-то ничего не происходит. Мы вас слушаем.

- Добрый вечер. Сегодняшний день - воскрешение Лазаря. Понимать, что это отодвинуты врата смерти Лазаря. Или  надо было быть чуду? И можно ли сегодня отодвинуть день смерти молитвами и исправлением своей жизни?

- Конечно, можем. Это очень важный вопрос. Древние отцы преподобные жили в пустыне, питались одним хлебом и водой. Причем хлебом сухим, сухарями. И в среднем жили около сотни лет. А почему так. Потому что их жизнь была очень нужна Богу. Господь часто продлевает жизнь человеку, который ему нужен, хотя он уже исполнил на Земле все то, что послужило к его спасению. Поэтому, если у нас будет какое-то в жизни делание, Господь может ее продлить. Не только, если мы будем молиться о христианской кончине безболезненной, непостыдной, мирной, но и обязательно если у нас какое-то будет дело. Ну, а тут в случае Лазаря Господь, если можно так выразиться, специально дать ему умереть, чтобы через его воскресение облегчить возможность веры, во-первых, его сестрам и другим ученикам и ученицам. Это было важно, как некое назидание. Сына наинской вдовы он воскрешал, но тот парень только умер. А тут уже четыре дня прошло! Дал возможность разложиться самому телу, чтобы восставить эту плоть. Это как бы следующий этап. А Бог, как сказано в песнопениях церковных: Бог идеже хочет, побеждает естества чин. По воде ходил? Ходил. Это же вопреки закону Архимеда. А закон Архимеда, он же Богом установлен. Богу угодно. Или апостолы в «Деяниях» за какие-то мгновения перемещались на сотни миль. Как это? Никто не знает, как это. Господь не связан теми законами, которые создал для нас. Бог только не нарушает тех законов, которые меняют саму сущность. Вот, Он не дает разум животным. Или, например, Господь не отнимает свободу человека. Некоторые говорят, почему Бог войны не запретит. Ну, если Бог будет ограничивать человека в его свободе, тогда человек перестает быть человеком. Поэтому, Господь так не делает. Чтобы продлить жизнь, сколько угодно бывает. Этому свидетельств сотни.

- Надежда вопрос прислала. Уважаемый отец Дмитрий, помогите разобраться, что есть равнодушие, а что смирение? Как различить, на что оно похоже? Я думаю, что раз что-то происходит, значит, есть на то воля Божия. А моя близкая духовная сестра убеждает, что я проявляю поверхностное равнодушие. А, может быть, это смирение? Как разобраться?

- Да тут и разбираться нечего. Смирение - это есть настолько вещь прекрасная и такая ощутимая и умилительная, благодатная, что спутать нельзя. Ну, просто невозможно спутать.  Ну, как, вот натуральное вино и марганцовокислый калий, который продают в магазинах с сахаром. Ну, как это возможно спутать, даже не представляю. Если есть такие-то сомнения -  то это уже не смирение. Смирение, сказал один преподобный, это одеяние божества. Представьте себе, что вы в ризу Господню оденетесь, ну, и что вы не заметите, что вы не в половой тряпке, а в Свете Божественном? Слушаем вас.

- Почему история воскрешения Лазаря говорится только в Евангелии от Иоанна?

- Очень просто. В Евангелии от Иоанна говорится об очень многих вещах,  коих нет в трех других синоптических Евангелиях, потому что оно было написано много позже. И специально он туда вписал то, что туда по каким-то причинам не попало. Вот и все. Специально над этим трудился, что считал важным помянуть.

- Вообще такое значимое событие. Другие евангелисты о нем даже не  упоминают.

- Ну и что ж? Во-первых, они, может быть, не были свидетелями. Может быть, для них это не было таким важным. Мы не знаем. Нам открыто только то, что евангелист Иоанн именно свое Евангелие написал после того, как уже были известны другие.

-То есть, он был знаком с предыдущими.

- Безусловно. Там очень много того, что не вошло в первые три. Есть вещи, которые есть во всех трех Евангелиях, есть, которые в двух. А у евангелиста Иоанна больше половины текста уникальные.

- Скажите, пожалуйста, почему в Библии все зашифровано, а не сказано прямо, в открытую?

- Нет, ничего не зашифровано. Просто у Библии особенный язык, и нам это немножко не привычно. Мы уже люди 20-21 веков, такие рациональные, очень поверхностные. С этим библейским языком мы не знакомы. И тут такая же проблема, как в изучении китайского языка. Как иероглиф он имеет много значений, много прочтений, и так далее, и так далее. И Библия на этом языке написана, очень многое, что в ней есть. Есть определенная символика, определенное понимание. Но Библию нельзя читать так, как читают наши братья баптисты, в лоб. Чтобы освоить Библию, нужна определенная долгая культура. Нужно очень хорошо знать реалии той жизни. Библию нужно обязательно изучать вместе с церковной и древней археологией, желательно еще вообще язык знать еврейский, чтобы хорошо в этом разбираться. Или уже читать специалистов, которые это все исследовали. Чтобы Библию читать с большим толком, нужно иметь довольно серьезное образование.

- А нам простым, кто не имеет такое образование, не читать ее, ограничиться Новым Заветом?

- Ну, Новый Завет мы должны знать наизусть. А Ветхий Завет мы должны в тех ссылках, которые есть, мы должны в общих чертах. МЫ должны знать хотя бы священную историю Ветхого Завета, этого достаточно. А чтобы так глубоко проникнуть, надо потратить лет десять.

- Насколько иная эпоха была, потому что поступки людей того времени никак не вписываются в наше понимание. Поэтому возникает часто осуждение, как такое могло твориться.

- Вот именно, чтобы не был таких глупостей, потому нужно изучать фон.  Пусть мы в коммунистическую эпоху живем, но все равно нашим фоном была христианская культура, в которой мы жили. Редко встречается такой дубовый, железобетонный коммунист, у которого при словах "крест", "церковь", "купол", "колокол" не возникает никаких ассоциаций, как будто он с Луны упал. Нет такого у нас в стране. Все комунняне связаны с церковной культурой. И вот, представим себе, весь мир погружен в язычество, в кровавые жертвы, в людские жертвы. И вдруг находится человек, Авраам, который верует, что Бог един, и это есть Отец и  Дух. То есть один Авраам идет против всего мира.  Это вообще невозможно себе представить. Люди они все конформисты. Они ради какой-то выгоды готовы пойти, вообще, на любые компромиссы. Ну, взять хотя бы нашу сталинскую эпоху. Сталин арестовывает жену Молотова, а наутро его вызывает и в глазки смотрит, как его преданный пес дрогнет, или не дрогнет. Такие устраивал психологические тренинги. Или одного Вавилова сожрал, а другого сделал президентом Академии наук. И смотрит своими тигриными глазами. Также и здесь, трудно себе представить, как маленький народишко сохранил веру в единого Бога в окружении язычества. Это, ну, просто фантастика. Вот, сейчас, взять наш народ, то, у него представления о христианстве самые дичайшие. Иногда священники, которые даже учились где-то, ну, такое говорят, что просто волосы не седеют, а вылезают. И это выдают за православную веру. Дикость. Взять хотя бы с этим экуменизмом. Тоже тут трое обострились - полная тундра. Люди совершенно ничего не понимают. Если не понимаешь -  сиди, молчи, за умного сойдешь. Нет, вот, гордыня им не дает возможность, надо обязательно заявиться самым глупым образом. Ну, что делать. Такая наша жизнь. Поэтому судить людей древности нашими мерками не представляется никакой возможности. Але, мы вас слушаем.

- Здравствуйте, батюшки. С праздниками вас с обоими.  Я все время задумываюсь, как все святые, ну, например, Николай Чудотворец -  к нему одновременно обращаются миллион людей. Как он одновременно всех слышит и всем помогает? Я понимаю, когда Господь это делает, Он Духом Святым все пронизывает. А вот святой человек, даже является в облике человечьем одновременно. Вот, как вы мне поясните?

- Через ангелов.  Ангелы этому процессу очень помогают. Когда человек обращается с молитвой к Святому Угоднику или к самому Господу Богу, ему помогают ангелы. И они в этом деле наводят порядок. Это, во-первых. А, во-вторых, у вас такое несколько механистическое восприятие.  Что, вот, мол, должны быть провода какие-то от одного к другому, и должна быть очередь. Это выше нашего ума. 99 процентов людей пользуются компьютерами, а как он устроен -  не знают.  Прямо в экран тыкает палец и проводит по нему, и там убегает в стороны картинка, и появляется другая. А как это сделано? Они могут сказать: жидкие кристаллы. Хорошо. Но ты мне расскажи, что такое жидкие кристаллы. Никто ничего не знает. Также и здесь. Ну, если компьютер такая вещь, в общем, простая, Билл Гейтс, который этими вещами занимался и занимается, даже высшего образования не имеет. Тут не надо быть каким-то 16 пядей во лбу. А здесь нужен  определенный опыт. Поэтому, как работает этот механизм -  ответа нет. Просто мы знаем из опыта, что процессу молитвы помогают ангелы. А  они бесплотные духи, очень быстрые, быстрее мысли. Так что не волнуйте, молитесь на здоровье, все будет в порядке.

- Мы называем некоторых святых "чудотворцы". Но ведь не он творит чудо, а Господь все равно.

- Конечно.  Мы, например, храм называем церковь. Это же тоже не правильно. Храм - это здание, в котором собирается церковь. Ну, условно же мы говорим. Так же и здесь Николай Чудотворец. Это просто по его молитве, конечно, Господь творит чудеса. Ни один человек не может чудо сотворить, только по милости Божьей.

- По СМС пришел вопрос. Ребенок трех с половиной лет стал неуправляем и зловредничает. Как помочь ему?

- Ему не надо помогать. Значит он здоровый ребенок. Если ребенок в три года не такой, то надо обратиться к психиатру, значит, он неправильно развивается. Просто в три года человек по своей психологии, физиологии, осваивает мир. Он начинает осознавать себя как личность, он все хочет сам. С ним надо договариваться. Почитайте книги, или обратитесь к психологу, он вам даст соответствующие  рекомендации. Этот период трудный для общения с ребенком, но он очень важный. Поэтому, его нельзя  забивать, наоборот, надо уважать, нужно с ним как-то по-серьезному иметь дело. К сожалению, наши дома, в которых мы живем, и наша жизнь к этому не приспособлена. Вообще, ребенку трехлетнему  очень тесно в пятикомнатной квартире. Ему нужно, минимум, два гектара земли, чтобы он нормально развивался, ходил, интересовался всякими букашками, травинками, большими, может быть, животными, птицами домашними, лесом, полем. Ему  нужно много. В своем доме он быстро все осваивает, трогает руками. А там же половину трогать ничего нельзя. А ребенку невозможно объяснить, почему. Он должен взять, он должен, если есть трещинка, обязательно разломать, он должен поглядеть. Он осваивает мир. Ну, некоторые выходят из положения, устраивают детскую комнату. Вообще, желательно, чтобы это была не самая маленькая комната, а самая большая комната, и там должно быть много всего.  Ну, и есть всякие игры, есть и всякие уголки спортивные. Это немножко ослабит ситуацию. Но надо быть готовым, что ребенок, один из важнейших периодов его жизни - с трех до пяти, иногда до шести лет. А потом он опять будет потише, уже будет прислушиваться. Он, так сказать, приглядится к взрослым, и уже будет проявлять признаки такой взрослости. С ним уже можно будет диалог какой-то вести. А здесь пока только хочу, или не хочу. И вот, извольте, крутиться.  Але, слушаем вас.

- У меня вопрос возник. Как избавиться от мата? Иногда просто вылетает от злости или чего-то еще.

- Это, вообще-то, очень просто. Первый, самый простой способ, подойти к папе и попросить дать ремня как следует. И каждый раз. И пройдет уже после второй порки. Есть еще другой способ, но он сложнее. Держать в кармане кусочек бумажки  и карандаш. И как только вырвалось, поставить галочку. И сколько галочек за день накопилось, столько вечером земных поклонов, Господи, помилуй меня, грешного. Это уже дольше.  Обычно, кто это лекарство употребляет, уходит на это полтора-два месяца.

- Судя, по голосу, это ребенок спрашивает. А если взрослый, он говорит на мате и другого как бы языка не знает. Как окружающим быть?

- Я рекомендовал так, и кто следовал обычно, потом благодарили. Бить посуду. Слово матом, тарелка об батарею, слово матом, тарелка об батарею. И все, и человек жалеет же. Хоть фарфор, фаянс у нас не такой дорогой. И он начинает понимать. Как Павлов, великий наш ученый с собакой, условный рефлекс. Сначала перебить всю посуду, потом перебить плафоны на люстре, а потом уже и к окнам перейти. Но человек должен знать, как только будет одно слово матом, в доме разобьется что-то стеклянное. И это, я уверен, что тот, кто это будет делать победит. Исключение составляет, когда человек пьяный. Пьяный, он психически нездоровом состоянии, это не эффективно. Это только с трезвым. С пьяным лучше ждать, пока протрезвеет.

- Батюшка, а матерящийся человек психически здоров?

- Может быть, и здоров. Он духовно нездоров, а психически может быть вполне здоров. И для него эти слова просто его язык. Но, на самом деле, с помощью битья посуды можно активизировать его и такие лингвистические способности, и он перейдет на другой.

- Я одной женщине ваш совет передал. Она в ужасе сказал, да он меня убьет после первой тарелки.

- Нет, не убьет. А потом бить надо не с вызовом, а просто взял так спокойненько, бам. Он опять, ты что там? А ты -  БАМ. Только надо абсолютно спокойно, без какого-то злого выражения, без какого-то вызова просто колотить посуду. Жалко посуду. Я даже такое рекомендовал бы. Ну, пойди, купи на рынок, бракованные, они совсем дешевые. Поставь их куда-нибудь в сервант. Он не будет знать, что мы бьем. Начать с того, чтобы подешевле. Очень многие не доходили даже до сервизов, колотили именно эту рыночную дешевую посуду.

- И помогало?

- Ну, многим помогало. Ну, по крайней мере, многие приходили и говорили, вот, хороший метод. Обычно начинают нотации читать, кричать, это неэффективно.

- То есть, человек надо в шок ввести.

- Это не шок, конечно. Но это заостряет его внимание. Тебе неприятно? Да, я буду делать это. Але, слушаем вас.

- Добрый вечер, батюшка. Раб Божий Александр.  Смысл жизни каждого православного христианина является спасение души. Вы не могли бы объяснить слово "спасение". Спасение от греха, или от геенны огненной. Что такое слово "спасение".

- Именно от греха, как вы изволили выразиться. Геенна огненная, собственно, это и есть состояние греха. Поэтому именно от греха. Вот, человек  ругается матом, и перестал, во т спасение от этого.

- Пост заканчивается 23 апреля, а вы сказали, что он уже закончился, почему?

- Потому что у нас начинается Страстная седмица. Это совершенно особое время, когда мы переживаем последние дни на земле Христа Спасителя. А Святая четыредесятница кончается Лазаревой субботой.

- Но Великий Пост включает в себя четыредесятницу, два праздника и страстную. То есть, Великий Пост продолжается.

- Нет. В Великий Пост даже поклоны отменяются. Святая четыредесятница закончилась. Святая четыредесятница -  это когда мы уподобляемся Господу Нашему Иисусу Христу, который 40 дней постился в пустыне. А теперь особое время. Понятно, что в  это время, время переживания святых дней для всех христиан, гулять и веселиться, есть и пить даже неуместно. Поэтому телесный пост органично продолжается. Но, чтобы его отделить, вот, допустим, завтра будем рыбу вкушать. То есть, это уже как бы такая точка отсчета.

- Ну,  такое утешение небольшое перед Страстной. Многие просто постятся первую, последнюю неделю. А те, кто, может быть, какую-то слабину дали в середине поста, собираются как-то.

- Любые усилия всегда полезны, если они разумны, конечно. Але, слушаем вас.

-  Добрый вечер, батюшки, с праздником вас. А как быть преподавателю на уроке, если ученики часто используют слово "блин" или еще как-то ругаются? Что тут можно бить?

- С детьми это неэффективно, потому что они это будут воспринимать, как игру. Им трудно понять, как оценка связана с тем, что у них в голове. Они очень любят получать пятерки, и не любят получать колы. Поэтому, как "блин" -  так кол. Как "блин" -  так кол, и все. А потом в четверти уже, помимо кола, будут уже четверки, тройки, а в целом  выйдет два. И все. Только им надо сначала объяснить правила игры. Ребята, здравствуйте, очень рада вас видеть после каникул. Напоминаю вам, что за каждый "блин" у вас будет в журнале стоять кол. И выбирайте: "блин" - кол, "блин" - кол, "блин" - кол. Каждый "блин" будет колом, вот и все. Я думаю, очень  многие исправятся. Не все, не все, конечно. Но многие исправятся.

- Но, батюшка, вырастет частокол в журнале. И ни одна администрация школы не позволит учителю это. Журнал -  документ, и его портить нельзя.

- А это не портить. Почему? Кол -  разве это портить?

- Оценка все-таки должна отражать знания, а это же, как за поведение….

- Нет, оценка многофункциональна. А так, конечно, с администрацией... Но, если ты педагог, и хочешь достигнуть в воспитании успеха - можно взять себе в союзники родителей. Устроить собрание и сказать: я хочу, чтобы наши детки не употребляли таких слов, вы будете моими союзниками? Вот и все. А бывают родители - союзники детей. Тогда, наоборот, я советую так. Если родители приходят, говорят: почему вы моему ребенку поставили кол? – все, больше никогда его не вызывай и ставь "пять". Потом на ЕГЭ все выяснится. Пять, пять, пять, пять, и не вызывай. Вы хотели пятерки, нате вам пятерки, а в голове пусто. Потому что у многих родителей так, им как бы неважно, ребенок хороший ли, скотина, чего-нибудь знает или полный болван, им главное "пять". Ну, дайте им эту "пять". И все.

- Батюшка, даже не побороться за ребенка?

- Если родители такие, что за ребенка бороться бессмысленно.   Конечно, попытку сделать нужно. Я учился в школе, это был, вообще, кошмар. Но у нас был такой  Семен Яковлевич Либкин по истории. Ну, просто гениальный педагог. И сколько уже лет прошло -  и я все помню, и он как живой передо мной стоит. Он был такой педагог, что хотелось его и слушать. И если у педагога окажется столько любви, знаний, педагогической энергии на то, чтобы ребенка как-то заинтересовать, тогда он может этого ребенка вытянуть. То, что назвал термином "побороться". А если педагог обычный -  то у него ничего не выйдет. Потому что главное - это семья.

- Батюшка, у нас есть такая семья в храме, где мама проявляет к детям полное безразличие. Бабушка переживает. Ну, а детям нравится, конечно, мама все позволяет, мама ничего не требует. И они, конечно, от бабушки бегают. Она говорит: с одной стороны, кажется, ну что я могу,  бросить все это. А так на совести не хорошо. Бороться, или не бороться?

- Я не уверен, что это на совести. Совесть тут ни при чем. Обычно бабушки хотят, чтобы все было по ее. И бабушке кажется, что мама делает не так. Просто у бабушки была одна  дочка, или полторы, и с одной у нее был полный порядок. А детей побольше -  там уже такого порядка, как на подводной лодке не достигнешь. Нужно очень тонко себя вести. Не нужно лезть в бутылку по каждому пустяку, а говорить о вещах крупных. А если устраивать такой порядок, то ускользает самое главное - человеческие отношения. Порядок, порядок, ну, на, чтобы ты отвязалась, я уберу свои игрушки, а жизни в этом нет. Самое главное - это человеческие отношения. Этому нужно учиться. А так можно и в многодетной семье, или в детском доме, каждый сам за себя. Педагоги сами за себя, не знают, что делает другой. Дети каждый за себя, все абсолютно, нет ни дружбы, ни команды, ни семьи, зато порядок. А после этого порядка все идем в тюрьму. Потому что человек не понимает ни дружбы, ни любви, ни ответственности, ни сострадания. Не понимает ответственности. Вот этого надо научить. На эти все географии с алгебрами, это вообще, дело трех месяцев. Если, кто хочет выучить географию -  Господи  помилуй, да, все, да, выучил.

- Татьяна спрашивает: как не осудить человека, который явно тобой пренебрегает, или даже творит подлость?

- Никак. Надо его осудить, и вместе с ним пойти в преисподнюю. Никак тут нельзя не осудить, надо обязательно осудить, и на том успокоиться. А тем, что Господь сказал: не судите -  не судимы будете, этим надо пренебречь. Вот такой ответ.

- Батюшка, осуждение нередко возникает в глубине души помимо нашей воли.

- Сегодня одна девочка ко мне подошла, маленькая такая, по-моему, лет 11,  наверное. И она уже матом ругается. Она говорит: это как бы помимо меня. Ну, все вокруг ругаются. Родители, вроде, у нее приличные, а в школе, на улице она осваивает это. Что значит «помимо меня»? Надо учиться это контролировать. У некоторых, помимо их воли, возникает желание чего-нибудь спереть в универсаме, называется клептомания. А у некоторых помимо воли рука тянется к водке. Прямо помимо воли. И так и говорят, пьет, потому что безвольный. Петр Николаевич Мамонов даже изобрел такой способ преодоления алкогольной зависимости. Ставишь перед собой стакан и наливаешь 200 граммов.  Вот, смотришь и не пьешь. Вот, сколько можешь не выпить. Потому что раньше в голову даже не приходило, чтобы не выпить. А здесь, оказывается, можно.  И так вот,  из этого пустяка развивается волевое усилие, элементы контроля, который может потом привести к тому, что человек и вправду перестанет пить. Але, слушаем вас.

- Добрый вечер, батюшки. Это вам раб Божий Сергий звонит. У меня ест брат старший, ему 16 лет, зову его Дима, и он курит. Я бы хотел бы с вами посоветоваться, как помочь ему завязать курить. От этой вредной привычки чтобы он избавился.

- Ты знаешь, у нас с тобой ничего не выйдет. Ты, вот, сам не закури, вот это главное. Тогда, может быть, в дальнейшем он увидит, что у младшего сила воли гораздо больше, что ты больше похож на мужчину, чем он. И, может быть, твой пример, поможет. А так, кто же будет слушать младшего брата? Ты лучше за него помолись. Ну, ясно дело, если он с 16 лет курит, значит, у него и здоровье будет хуже, чем твое. И, вообще, проблем будет в дальнейшем больше. Потому что это признак очень серьезной слабости. Не только волевой, но и социальной даже. Значит, он такой человек, который приспосабливается. Есть такая мерзость, которая называется "коллектив". И он, видимо, поддается. Потому что дети начинают курить вроде бы вопреки всему. Курево  - оно такое противное, вредное и вонючее. А почему они курят? А из гордости, что хотят быть кем-то, не будучи никем. Если ты останешься мужчиной, то ты никогда не закуришь, и если будешь за него молиться, то, я думаю,  он обратит внимание на то, что ты не куришь. А если ты будешь на него как-то воздействовать, пытаться что-то говорить, это уже бесполезно.

- У людей, как правило, аргумент: я хочу. Я знаю, что будет плохо, но я хочу. И с этим "хочу" невозможно бороться.

- Другое дело, что сейчас, слава Богу, у нас, как в Европе принимать стали законы.

- Хотя бы не трави окружающих

- "Хочу" - в специально отведенных местах, где не будет вонять. Пусть они там собираются и воняют. А если это будет выполняться. Чтобы в лифтах не курили, на остановках, в общественном питании и так далее. На самолете не курят. А есть рейсики, там, по 8, по 9 часов. Спокойно не курят, никуда не денутся.

- Когда лететь надо, куда денешься?

- Михаил спрашивает. Почему Иисус Христос после воскресения явился только женам-мироносицам и своим ученикам, но не всему народу?

- А дело в том, что это его воскресение  было в духовном теле. И это было открыто только людям, которые веруют в воскресение. А остальным - нет. Остальным только в притчах.

- То есть, они Его и увидеть не смогли бы?

- Нет. Исключено совершенно. Потому что видели его очами веры. Это было духовное зрение.

- Но это тело было осязаемо. Он даже ел перед ними. Ну, а другие люди не могли бы это тело увидеть?

- Нет. Есть вещи преждевременные. У веры есть этапы. Сначала - обращение, потом - просвещение, а потом  зрение, созерцание. Без обращения невозможно просвещение. И созерцание невозможно без просвещения. Очень многие говорят: вот, мне явилась Богородица. Пелагея Захаровна тебе явилась, а не Богородица. А человек непросвещенный, он принимает это за Богородицу и какую-то секту организует, что он такой просвещенный. А сам баран бараном. Ну, а каждый баран обязательно себе овец соберет. Что, все, заканчиваем? Заранее поздравляем и со Страстной седмицей, и с наступающим Днем Светлого Христова Воскресения.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 3 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+