Перейти к основному содержанию

04:08 22.07.2019

Как может один человек, пусть даже священник, отпускать грехи другому человеку? Ведь священник и сам грешник. На вопросы слушателей отвечает протоиерей Олег Стеняев.

16.09.2013 07:48:16

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

 Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы.

 -У нас уже есть вопрос, который я получил по почте. Исповедь в храме. Как может один человек, пусть даже священник, отпускать грехи другому человеку? Ведь священник и сам грешник.

-Ну, что можно ответить на этот вопрос? Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие от Матфея, 9 гл. с 1 ст. и ниже. И здесь мы слышали следующие слова: «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф.9:2). При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам».

 Здесь, братья и сестры, в этом тексте поражает то, что о Христе сказано: «Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? То- есть, Христос действует именно как Бог, созерцая помышления людей. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех» (Ин. 2, 24). «Но если ты сам и подобные тебе не знаете этого, почему же не верите Мне? Ведь Я говорю вам о том, что знаю от Бога и что видел у Него, ибо никто не восходил к Нему, кроме Сына Человеческого».

 Богохульством иудеи как раз и почитали то, что Он отпускал грехи, что, по их мнению, мог делать только Бог. Но Христос потому и пришел от Отца, чтобы прощать грехи. «Если бы Бог был Отцом вашим, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня».

 Когда Сын Божий готовился оставить этот мир, незадолго перед Его славным Вознесением, Он передал эту власть прощать грехи своим ученикам. Читаем: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20-21-23). И мы видим, как впоследствии апостол Павел пользовался этой властью, хотя он был христианином второго поколения. Но он был законно рукоположенный служитель церкви, и мог пользоваться этой властью. Вот пример, как он оставляет человека один на один с его грехами. Павел пишет: «А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. (1 Кор. 5, 3-5).

 Но потом, узнав о раскаянии этого же человека, которого он отлучил от церкви в состоянии изнеможения, то- есть оставил его один на один с его грехами, узнав о раскаянии этого человека, он прощает его от лица Христова. Во 2-м Послании к коринфянам он пишет: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь. Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны. А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам небезызвестны его умыслы».

 Здесь мы видим, что таинство, хотя и совершается человеком, но от имени Господа Иисуса Христа, как и пишет Павел. «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана; ибо нам небезызвестны его умыслы». Точно также поступают в церкви Божьей епископы и пресвитеры. Они совершают это таинство примирения не силой своего благочестия, но как некое поручение от Господа Иисуса Христа, и тот грех, который священник или епископ отпускает на земле, прощается человеку и на небесах,- сказано было некогда апостолом Петром. «И я говорю тебе: ты Петр камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос».

 И эти ключи царства небесного имеет не только Петр, но и другие апостолы. Сказано: «Истинно говорю вам, -здесь множественное число, что говорит о Его обращении и к другим своим ученикам,- истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

 Таким образом , братья и сестры, мы и устанавливаем, что это уникальная миссия Христа, миссия примирения, от Его имени совершается закон рукоположенными епископами и пресвитерами. А о том, что человек на исповеди должен открыто назвать свои грехи, сказано «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19-18). И еще: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». То- есть, тем порядком, который Он сам и установил»(1 Ин. 1-9).

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите. Мы вас слушаем.

 -Батюшка Олег, простите за такие вопросы, может быть наивные. Благословите раба Божьего Сергея.

 -Бог благословит.

 - И еще просьба. Помолитесь об отроковице Ксении. Там сложная ситуация.

 -Дай Бог здоровья.

 -Вопрос такой: у иудеев есть вообще покаяние? И в чем оно, это очищение, заключается? И второй вопрос. Вот я слышал, что Папа Римский просил прощения у иудеев. Вот за что? Если это было.

 -У иудеев есть такое понятие как «тшува». Это покаяние. И есть такой день, «судный день», когда они каются перед Богом. Я видел перечень, где перечисляются все грехи, в которых они каются. Надо сказать, что получается подробная публичная исповедь. Они это делают открыто. Эта традиция восходит ко временам Второго храма. Если говорить о Папе Римском, я думаю, что вам надо обратиться к представителям римской католической церкви и, может быть, они лучше это объяснят. Но насколько я представляю себе ситуацию, во время крестовых походов, которые благословляла римско-католическая церковь, уничтожались не только селения агарян, но часто уничтожались и селения иудеев. Причем для мало образованных крестоносцев не было разницы между иудеями и мусульманами, они не могли отличить одних от других. Может быть это имел ввиду Иоанн Павел II и теперешний Папа, когда они совершали подобные акты. Но опять же говорю: это не наши проблемы. Православие распространялось без насилия. Православие распространялось именно открытым путем, без какого-то лукавства, иезуитского ухищрения. И мы тем должны дорожить. Для нас покаяние означает по-гречески «перемена образа мышления». В православии это термин радикальный: четкая перемена образа мышления. Например, ты шел в одном направлении и вдруг понял, что надо идти совсем в противоположном. Ты разворачиваешься и все, что было справа, стало слева. Все, что было слева, стало справа. Вот это и есть покаяние. Подлинное покаяние. Но, идя по этому пути, ты с каждым шагом будешь убеждаться, что принял правильное решение оставить грех. Есть такой пример. Представьте себе: человек сидит перед грудой мраморных кусков и думает, что это разбитая статуя Пегаса. Он пытается собрать этого Пегаса и вдруг по одному осколку понимает, что это не Пегас, а Венера Милосская. И теперь нужно собирать другую статую. С каждым куском он убеждается, что он сделал правильный выбор. Так вот и подлинное покаяние. Это такое состояние души человека, когда отвергнув грех, человек не просто поступил праведно, он вожделеет праведность. Помните, как в молитвах сказано? Как прежде служили сатане льстивому, наипаче послужим тебе, Господи.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, отец Олег. С почтением Алексей Кириллович.

 -Добрый вечер.

 -Имена Петра и Павла сочетаются часто вместе, и даже есть города с этим именем. Петропавловск, например. День12 июля особенно отмечен нашей историей. Отец Олег, где они в Библии- я имею в виду в Евангелии- вместе взаимодействуют? Потому что я не очень знаю, и, наверное, многие слушатели заинтересованы. Ведь они же жили в разные времена, в принципе. Объясните, пожалуйста.

 -Ну, они жили в одно время. Павел был значительно моложе Петра, но они встречались. И встречались несколько раз. Отношения между Петром и Павлом, мягко говоря, были сложными. Во 2-м Послании Петра, гл.3, ст. 15-16 Петр пишет о Павле: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам». В свою очередь апостол Павел в Послании к Галатам, гл.2, ст.11стих и ниже пишет: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангелия, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верой в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верой во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть»

 ( Деян.13,38; Гал.3,11; Тит.3,7). Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак!

 Однако проблема заключается в том, что были две религиозных партии в Древней христианской церкви. Это партия уверовавших в Иисуса Христа из иудеев и партия уверовавших в Иисуса Христа из язычников. И проблемы существовали, конечно. Но апостол Павел придерживался такой позиции. Он писал о себе: как мне принадлежит апостольское служение среди язычников необрезанных, так Петру принадлежит служение среди обрезанных. То- есть, апостол Павел считал, что их служения взаимодополняющие. И что интересно, в смерти они были едины. Потому что оказались в Риме во времена гонений императора Нерона. И Петр был главою римской церкви, он был первый Римский Папа. В окончании Послания к римлянам апостол Павел пишет, что он не хочет созидать на чужом основании, придя в Рим, дабы не повредить проповеди Евангелия. То- есть, он понимал, что это каноническая территория Петра. И когда он писал Послание в Рим и говорил, что я хочу прийти, он расставлял как бы все точки над И, и говорил, что он не будет опровергать Богоповествование. И действительно, они были схвачены- и Петр, и Павел -во время гонений императора Нерона. Петр как иудей был приговорен к очень жестокой казни, к распятию, но когда его хотели распинать, он сказал, что недостоин быть распятым, как его Учитель. И Петра распяли вниз головой. Римских центурионов это, наверное, позабавило.

 А Павел был римский гражданин, поэтому ему отрубили голову. Тогда это считалось почетной и безболезненной казнью. То есть отношения были разные, но они совершали одно и то же служение. Петр совершал служение среди обрезанных, Павел среди необрезанных. То- есть, очень важно, когда между христианами возникают конфликты, мы понимаем, как пишет апостол Павел, рука не скажет же ноге: ты мне не нужна. Или не скажет там нога руке: ты мне не нужна. Каждый служитель церкви вносил свою необходимую лепту в домостроительство Божьего спасения всего народа Божьего, как иудеев, так и язычников, обращенных к Иисусу Христу. И мы чествуем их как верховных апостолов Петра и Павла. И иконографически засвидетельствовано, что между ними была любовь.

 Ведь Павел, когда он писал о Петре, он всегда находил оправдание для Петра. И в то же время Петр, когда говорит, что у Павла есть нечто неудобовразумительное, вначале произносит слова, что это возлюбленный брат наш Павле. То- есть, несмотря на полемику, они осознавали, что они члены одной церкви, одной большой христианской семьи, и нам надо учиться у них. Потому что многие православные, которые придерживаются разных позиций,- в этом богатство, кстати церковной традиции, что у нас разный подход к тем или иным вопросам, -но когда мы превращаем это в нападки, переходим на личности тех или иных православных христиан, это совершенно недопустимо.

 Христианская полемика предполагает определенный регламент, как в Евангелии сказано: если ты имеешь брата, обличи его один на один. Если послушается, приобрел брата, если не послушается, обличи среди двоих-троих. А то иногда я вот читаю в интернете, там странные какие-то вещи пишут. Ну, люди болящие есть. Некоторые какие-то претензии предъявляют к священникам. Но что меня удивляет, когда в свой адрес я читаю, я думаю, а почему этот человек со мной не поговорил один на один? Почему он сразу обратился к интернету? Потому что это какая-то дикость. Это все равно, что писать на заборе про того или иного человека какое-то послание ему. Если ты христианин, приди и один на один поговори. И человек будет иметь возможность тебе ответить. И тогда ты, может быть, поймешь, что он был прав. Может, ты просто не так понял те или иные его высказывания. Поэтому вот союз Петра и Павла, этих первоверховных апостолов поучает нас поиску единства даже тогда, когда нам кажется, что подходы разные.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите. Мы вас слушаем.

 -Алле. Это Владимир вас беспокоит.

 -Да-да. Я слушаю.

- Отец Олег у меня три вопроса. Вот в Евангелии встречаются противоречия. В одном случае, когда ученики не постятся, Господь говорит: не время поститься. И в тоже время Он говорит, что бесы изгоняются молитвой и постом. Второе-это когда пришли женщины- мироносицы помазать тело Иисуса Христа. И Он был помазан алое. И третье противоречие- это когда Иисус Христос не разрешил прикасаться Марии Магдалине к Своему телу. В другом случае Он говорит: можете прикоснуться.

 -Вы знаете, я вам отвечу так. В Священном Писании нет никаких противоречий. Если говорить по первому вопросу, Христос имел в виду, что когда апостолы были вместе с Ним, то они чувствуют себя как друзья Жениха, а на брачном пире, как известно, не постятся. А та ситуация, когда Он говорит им, что все ироды изгоняются постом и молитвой, это когда Он их отослал от себя по двое идти проповедовать, исцелять, изгонять бесов, творить чудеса. И когда они были без Учителя, Он же сам сказал, что когда Жених оставит друзей - то они будут поститься. Вот здесь -то и надо было поститься. Потому что когда они находились рядом с Ним, Он проявлял такую заботу о них. Следующая позиция- помазание Христа. Во-первых, не говорится, сколько миро было использовано для его помазания. Ради субботнего покоя они остались дома с пятницы на субботу. И только под утро, в первый день недели, они, взяв миро в сосудах, сколько женщины могли унести, пошли к это пещере, чтобы исполнить этот ритуал, этот обряд, который был у иудеев древних времен, помазать его вот этим миро.

 И тут я никакого противоречия не вижу. В случае с Марией Египетской почему Он не разрешил ей прикоснуться к Нему, а потом сказал апостолу Фоме: «вложи персты в ребра Мои, в раны Мои»-во-первых, мы не видим, чтобы Фома ткнул пальцем в раны Христа или сунул руку Ему в ребро. Это было приглашение для Фомы, потому что он сомневался в том, что Христос воскрес. И когда Христос воскресший предстал перед ним со Своими ранами, то это было очевидно для апостола Фомы, и ему не требовались какие-то прикосновения к Его телу. Почему Марии Египетской Он не разрешил этого сделать? Это некая тайна. Мы не знаем, почему это произошло, и поэтому считать, что в одной ситуации Он так поступил бы , в другой иначе - это не всегда так.

 Посмотрите, как по разному Господь исцелял слепых людей. На одного только руку возложил -и он исцелился. На расслабленного тоже руки возложил, произнес слова и тот встал и пошел домой. А был слепой, которому потребовалось, чтобы его исцелить, Христу плюнуть на землю, сделать брение, намазать ему все лицо и отправить его в паломничество к Силоамской купели. Почему Христос по- разному действует по отношению к разным людям? Потому что у самих этих людей была разная мера веры. Вспомните случай с сотником, который сказал: нет, когда Христос хотел зайти к нему в дом и исцелить отрока. Сотник сказал: Господи, нет, скажи только слово и исцелится отрок в тот час. И Христос тогда сказал: даже в Израиле Я не нашел такой веры. Потому что для кого- то требовалось возложение рук, для кого- то требовалось сделать брение, для кого- то требовалось сказать: не прикасайся ко Мне, а кому- то сказать наоборот: вложи персты в раны Мои.

 Как говорили отцы, я тут читал Григория Нисского, по поводу каждой болезни бывает и соответствующее лекарство.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте отец Олег. Валентина вас беспокоит. Вот я хотела спросить, вот в Библии некоторые слова идут курсивом, а есть эти же слова не курсивом. И когда курсивом, то я замираю, напрягаюсь. Я чувствую что-то очень-очень серьезное. Что на самом деле? Объясните, пожалуйста.

 -В русском тексте библии, в православной библии те слова, которые курсивом, этих слов нет в оригинале. Они даются для лучшего понимания текста. Потому что адекватно не всегда можно перевести какое-то еврейское слово одним словом, иногда требуется два-три слова. Или же там греческое сложное слово, чтобы перевести одним словом требуется два-три слова. Поэтому курсивом вносится все то, что не является текстом, но является пояснением к тексту. Если говорить о квадратных скобках, которые вы видите в своей Библии, то в Ветхом Завете без квадратных скобок дается перевод с еврейского текста с Масоретского, а в квадратных скобках дается то, чего нет в Масоретском тексте, но есть в греческом тексте Ветхого Завета, Септуагинте. Поэтому когда вы читаете Писание, вы читаете обычный текст, например, Ветхого Завета, это масора. Масора по-еврейски Предание. А когда в скобках вы видите в прямых скобках квадратных, то это из Септуагинты. Причем что интересно, Септуагинта более точна, чем масоретский текст. И это было установлено, когда были обнаружены кумранские древнейшие еврейские рукописи, которые датировались временем до нашей эры, до рождества Христова.

 И когда сличали кумранские тексты с масоретскими, то было много разночтений. Но во всех случаях, где в кумранских были разночтения с масоретсткими, не было этих разночтений с септуагинтой. Потому что септуагинта делалась в III веке до рождества Христова. И составители септуагинты естественно пользовались более древними списками закона, пророков и писаний Ветхого Завета.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, дорогой отец Олег.

 -Добрый вечер.

 -Поздравляю вас со всеми праздниками, которые были и вот с сегодняшним. Вас беспокоит Галина.

 -Очень приятно.

 -Отец Олег. У меня вопрос не научный, если так можно выразиться, а практический. Вот я хочу узнать ваше мнение, что вы скажете. На радио Радонеж я много раз слышала от священников, от монахов, от монашек вот такое значит положение. Если приходит какая-то беда, кто-то заболел или что-то еще, хочется сразу обратиться к Богу за помощью. А вот говорят, что они так говорили, я слышала, что вперед лучше всего заказать благодарственный молебен Господу. И его всегда хорошо заказать, ну вот например, человек начал слепнуть, можно заказать благодарственный молебен за то, что человек пока еще видит. И вот говорят: закажите благодарственный молебен, отслужите его, а потом уже можно просить Бога. И это как бы получается уже лучше. Вот как вы считаете?

 -На Руси был такой обычай, когда у человека случалась беда, там дом сгорел, жена заболела, человек обычно говорил: меня посетил Господь. То есть, когда мы сталкиваемся с какими-то проблемами, мы не должны спрашивать ПОЧЕМУ? Почему это произошло с нами? А мы должны спрашивать даже не ЗАЧЕМ это произошло с нами? А надо спросить себя ДЛЯ ЧЕГО нам это Бог послал? Ведь мы христиане знаем, что без воли Отца Небесного ни один волос не упадет с нашей головы. И если Господь посылает нам какие-то проблемы, он это делает не для того, чтобы нас испытать, проверить, искусить. Потому что в писании сказано, что Бог никого не искушает и сам не искушается, но каждый искушается, обольщаясь собственной похотью. Бог посылает любую трудность, любое испытание и переживание для того, запомните это братья и сестры, для того, чтобы усовершенствовать нас. Как в писании сказано: как золото, огнем очищенное. И поэтому мы должны за все благодарить Бога.

 Когда святитель Иоанн Златоуст умирал в местечке Команы на Кавказе, то казалось, он был лишен сана, предан церковному проклятью, был сослан в ссылку византийским императором, был в окружении врагов, которые конвоировали его. Но когда он понял, что все, он умирает, то он лег на землю и произнес прекрасные слова: слава Богу за все! И умер. И вот умение благодарить Бога за все, если у кого оно есть. Это великое счастье. Если мы благодарим Бога только за радости какие-то, за какие-то подарки, которые он нам посылает в этой жизни- то это одна ситуация. Но мы должны учиться благодарить Бога именно за все. И когда все мы принимаем из рук Божьих, то все наполняется смыслом. Тогда оказывается, что болезнь небессмысленна, когда мы ее принимаем как из рук Божьих, даже сама смерть небессмысленна, если мы принимаем ее как из рук Божьих. И там, где атеисты видят за порогом смерти небытие и тьму, мы видим свет и Христа. То есть наша религия православная, эта религия наполняет смыслом все: и страдания, и болезнь, и переживания, и скорби. Все наполняется смыслом, когда мы все принимаем как из рук Божьих. А если вы считаете, что вы заболели потому, что на вас кто-то чихнул в транспорте, тогда, конечно, за что тут благодарить?

 Но мы должны понять, что все в руках Бога. Даже волос не падает с головы нашей без воли Бога. Тем более, когда такие ситуации, как болезнь, переживания, скорби. Надо смириться и при знать, что Бог лучше нас знает, в чем мы реально нуждаемся.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите. Мы вас слушаем.

 -Алле, к сожалению, сорвался телефонный звонок.

 -У нас сейчас, братья и сестры, проходят торжества по поводу 1025-летия крещения Руси. И многие спрашивали, был ли процесс крещения Руси каким-то одноразовым событием? То, что произошло во дни князя Владимира в 988-ом году? Отвечая на этот вопрос, можно сказать однозначно, что крещение Руси имело несколько этапов. Это крещение Руси, которое было при Аскольде и Дире в Киевской Руси. Они княжили в Киеве в 60-70-е годы IX века. Второе крещение Руси было при княгине Ольге. Потому что о ней мы точно знаем, что она перемещалась по святой Руси и строила храмы. Я в Витебске наблюдал фундамент древнейшего храма, который был, по преданию, построен княгиней Ольгой. Храмы строятся для верующих. Это значит, что их было уже достаточное количество на Руси.

 Следующее крещение Руси было при князе Ярополке. Это брат князя Владимира. Его княжение -это 972-980 гг. И потом уже было крещение в дни князя Владимира, это 988 год. В каждом из этих случаев, когда крестилась Русь, было достаточно массовое обращение людей. Тому подтверждением можно считать договор, который в 907 году князь Олег заключил с Византией. По этому договору дружинники Олега, если они язычники, то клялись на оружии, а если они христиане, то они клялись на кресте и Евангелии. Если даже в дружине Олега были христиане, тем более было значительно больше простых жителей киевской Руси.

 Так же был договор князя Игоря. Договор Олега -это 907 год, а договор князя Игоря- это 941 год. Когда заключают мир с Византией, по этому договору опять же воины Игоря Рюриковича давали клятву -язычники на оружии, а христиане целовали крест и Евангелие. Или шли в церковь. Уже уточняется, что шли в церковь. Там давали присягу. То есть как минимум и до крещения Ольги уже существовали храмы. Известен путь из варягов в греки. Это был путь, по которому христианство проникало на нашу землю. И на этом пути находят варяжские кресты. Я в Витебске видел такой варяжский крест. Он датировался VII-VIII веком. Это такое очень грубое изображение Христа с огромными руками. Называется «варяжский крест». Варяги принимали православие, когда нанимались к грекам на военную службу. Пораженные красотой православного богослужения, они принимали эту веру. И потом, возвращаясь на Русь, если они с Руси приходили в Византию, они эту веру передавали другим. Или когда они шли в свои земли, в Скандинавию, они тоже эту веру туда приносили.

 Первомученики, возможно, это были Аскольд и Дир. Потому что Аскольдова могила -это место, на котором был построен православный храм. А это традиция древняя: на костях мучеников строить храм. Аскольд и Дир, возможно, возглавляли христианскую партию в Киеве. И были убиты Олегом, который возглавлял языческую партию, когда вступил в Киев. Братья князя Владимира, Ярополк и Олег Святославичи. Вполне возможно, что они были оглашенные, только некрещеные. Откуда мы можем это предположить? Ярослав Владимирович, сын Крестителя Руси, нашел кости Ярополка и Олега и повелел их крестить. Исходя из того, что они были оглашенные, но по независящим от них обстоятельствам, были убиты. Олег был убит в древлянской земле, когда Ярополк пошел войной на древлян, а сам Ярополк, князь киевский был убит, когда Владимир входил в Киев.

 Поэтому, друзья, если вспомнить приход апостола Андрея на Русь, наверняка этот проникновенный служитель Божий тоже крестил людей. Это был очень длительный процесс. Поэтому, когда Владимир крестил Русь, на самом деле это была констатация того, что Русь уже обратила свой лик ко Христу. Можно предположить, некоторые историки это допускают, что до крещения Руси Владимиром и накануне крещения Руси, треть населения России были христиане. Причем какие это были люди: воины, варяги- это княжеская гвардия, не просто какие-то поселяне. А в деревнях, конечно, язычество было. А вот городское население было более склонно к христианству, потому что вступать в Христову веру- это обретать книжную вменяемость, входить в семью европейских христианских народов, которые в то время тоже были православные. И по крещении Руси это произошло до 1054 года, когда и произошло разделение церквей на Западную и Восточную.

 Поэтому когда нам говорят, что Владимир крестил Русь- да-да, это так. Но этот процесс был очень длительный. Поэтому не надо удивляться, что киевляне с радостью пошли креститься, потому что перед их глазами были верующие православные, их соседи. И давайте вспомним, что крещение во дни Владимира было следствием того, ч о язычниками был умерщвлен варяг Федор и его сын отрок Иоанн. У этих людей христианские имена. И в повести временных лет Нестора Летописца говорится о том, что варяг Федор православный. И когда язычники пришли и стали требовать в жертву своим богам ложным его сына, он сказал: в кого вы верите? Вашим богам нужен мой сын? Пусть они сами за ним придут. А я верю в Бога греков.

 А потом вспомните, когда князь Владимир принимает решение стать христианином, выбор веры был в 986 году, ему предлагают католики - латиняне принять их обряд, он говорит: и предки наши эту веру отвергли. И действительно, в латинских хрониках, связанных с деятельностью известного католического миссионера, который подвизался в прибалтийских землях, говорится о том, что они посылали свои делегации на Русь. И такие делегации была и при Ярополке, и при Ольге. Но наши предки отвергали западный путь, хотя тогда церковь была еще единой. Не только был сделан выбор, но он был сделан в пользу восточного христианства. То есть православия.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите. Мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, батюшка Олег.

 -Здравствуйте.

 -Меня Андрей зовут.

 -Очень приятно.

 -Хотелось бы такой вопрос задать. Скажите, пожалуйста, кто является ближним к нам?

 -Ближним может иногда оказаться человек другой веры. В притча о добром самарянине Христос как раз рассказал, кто наш ближний. В этой притче повествуется, что разбойниками был избит один человек, и священник, правоверный иудейский священник пробежал мимо избитого, наверное- на требу шел. Потом появился левит- певчий, который тоже пробежал мимо избитого, наверное, на спевку хора торопился в храм. А остановился самарянин. Кто такие самаряне? Самаряне- это классическая секта внутри иудаизма. У них было альтернативное пятикнижие, известное, самарянское пятикнижие, которое имело до семи тысяч разночтений с основным текстом. У них было альтернативное место поклонения, не в Иерусалиме, а на горе Гаризим, альтернативное духовенство. То- есть, классическая секта внутри иудаизма.

 И вот этот сектант останавливается и перевязывает этого избитого, обезображенного, окровавленного человека. Самарянин изливает масло и вино на его раны, привозит его в гостиницу, платит за его проживание и говорит, что если еще что-то он издержит на себя, то он готов оплатить. Христос рассказывал эту притчу, отвечая на ваш вопрос, кто такой ближний. И когда евреи услышали такой ответ, они заскрежетали зубами. То- есть, иногда ближним может оказаться человек другой веры. Смотрите, какое отношение у Христа к самарянам! Кстати, вся история взаимоотношений Иисуса Христа с самарянами - это и есть евангельское учение в отношении к людям другой веры. Во-первых, Христос не разделяет их веру. Беседуя с самарянкой, Он говорит: вы не знаете, чему кланяться, а мы знаем. Во-вторых, в некотором смысле Он ставит их выше правоверных иудеев. Евангелие показывает, что самаряне были более благодарны по отношению в Богу. Десять прокаженных Господь исцелил. И только один явился назад к Христу поблагодарить Его. И Матфей евангелист, который писал свое евангелие для лиц еврейской национальности, как бы с досадой восклицает: И тот был самарянин!

 Христос так часто хорошо отзывался о самарянах, о людях другой веры, что его противники говорили ему: Ты сам как самарянин. То –есть, если мы видим какие-то нравственные начала людей другой веры, почему мы должны отказывать им, слава Богу, если они ведут себя нравственно? Хуже, если они ведут себя безобразно. Например, могут проломить голову нашему полицейскому, или что-то еще. В таких случаях, конечно, надо останавливать такие действия. Но когда люди, даже не нашей веры проявляют бескорыстие, как этот добрый самарянин, такой человек может стать нам ближе, чем тот, который бьет себя в грудь, что он православный, но при этом он -хронический алкоголик, курит, блудит и в храм не ходит. Поэтому тут вопрос достаточно сложный. Отвечая на него, мы не можем не обратиться к тем притчам, которые нам оставил Христос.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите. Мы вас слушаем.

 -Благословите, отец Олег.

 -Бог благословит.

 -Евгений из Москвы. Скажите пожалуйста, а можно ли обсуждать себя самого?

 -Себя самого можно разоблачить. Вот приходите на исповедь и рассказываете о себе все. Но судить себя нельзя. Ведь не вы же будете решать после исповеди, можно вам причащаться или нет? Это решает священник. Права суда у человека над самим собой нет. Он может прийти и все рассказать о себе, а решение выносит священнослужитель. Если у человека нет права судить самого себя. А что такое: суд самого себя? Это самоедство. Вспомним два типа покаяния. Покаяние апостола Петра и покаяние Иуды. О Петре сказано, что он услышал крик петуха и горько заплакал. Он раскаялся и горько заплакал. А покаяние Иуды что сказано? Раскаялся. Пошел и удавился. Ничего себе раскаяние! Вот у него как раз было раскаяние и суд над самим собой. Раскаяние перед самим собой и суд самого себя. И он приговорил себя к смерти. Поэтому мы должны помнить, что нам не дано право судить самих себя. Мы можем разоблачить самих себя, но только священник будет решать, можем ли мы приступить к святым дарам или нет. Отпускать нам наши грехи или нет. Наложить на нас епитимью или нет. Если мы, повторяюсь, себя не можем судить, как мы можем осуждать других?

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, батюшка.

 -Добрый вечер.

 -У меня вопрос следующий. Вы только что сказали, не первый раз я уже слышу. Что волос не упадет с головы человека без воли Господа. В связи с этим у меня два вопроса. Насколько я помню, в Евангелии сказано, что Господь Иисус Христос говорил: многих из вас умертвят, но и волос не упадет с головы вашей. Я так понимаю, что он говорит о мощах. И вот в связи с этим вопрос: это ли место вы имеете в виду, когда цитируете Евангелие? И другой вопрос. Господь сказал: многих из вас умертвят. Что это? Воля Божия или воля дьявола? Спасибо.

 -Святые отцы говорили: почему Господь попустил Вифлеемским младенцам стать первыми христианскими мучениками? И отвечали так: для того, чтобы показать высоту и чистоту мученического служения. Это действительно великая милость Божия, если Господь позволяет кому-то быть умерщвленным за веру Христову. У меня был друг, которого не стало, когда в храме на Кантемировской он был расстрелян агарянином. Это блаженный памяти отец Даниил Сысоев. И я часто говорил отцу Даниилу: неужели ты не боишься? Ты так обличаешь этих агарян. Они же могут тебя убить. И вы знаете, что он всегда отвечал? Его лицо становилось очень серьезным, и он говорил: я этого недостоин. То- есть, его мужество заключалось в том, что он считал себя недостойным такого служения. Мне кажется, служение мученика Господь посылает именно тем, которые чисты, как младенцы. Поэтому отцы говорили, что Вифлеемские младенцы первомученики, чтобы подчеркнуть чистоту этого служения. То- есть, это особое состояние.

 Если говорить о мощах, то мощи- это не всегда волосы и это не всегда даже кожа и плоть. Мощи в православном понимании -это останки умершего человека. О мощах пророка Божьего Елисея в 4-ой книге Царств сказано: «и, видя сие великое полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». В этом случае мы видим, что мощи-это не обязательно волосы, кожа, плоть. Это могут быть кости, которые встречают благодать божию и даже человек мертвый воскрес. Поэтому, когда мы говорим, что ни один волос не упадет с нашей головы просто так, это слова Христа, которые вселяют в нас мужество. Слыша эти слова, мы понимаем, что Он заботится о нас. Христианин, любой православный христианин это мученик в этом мире. Мученичество -это не только, когда кровь проливают, это когда от домашних постоянно слышится богохульный визг, и при этом христианин не смущается.

 Или когда на работе человека преследуют за то, что он православный. Или когда подростка преследуют, смеются над ним за то, что он крестик носит. Это тоже исповедничество. Собственно говоря, мученик по-гречески «мартирос», это исповедник. Человек, который своим переживаниями и страданиями показывает значимость для него той веры, которую он исповедует.

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите. Мы вас слушаем.

 -Добрый вечер батюшка.

 -Добрый вечер.

 -Батюшка, благословите, это раба Божия Валентина.

 -Бог благословит.

 -Скажите пожалуйста, вот между нами идет иногда спор. Можно ли есть яблоки до Спаса?

 -Вы знаете, это такая традиция, которая утвердилась в славянских землях. Я не могу говорить за греческую церковь. Я не знаком с ее отношением к этому вопросу, Но…есть интересное «но». В Священном Писании есть такое понятие «пэо». Пэо по-еврейски край. Имеется в виду край поля. В законе Божьем сказано, что когда собирают урожай, то край поля надо оставлять для малоимущих. И пользоваться урожаем можно только тогда, когда этот край поля оставили для малоимущих и отделили еще десятину на Божий храм.

А до этого люди ничего не вкушали из урожая, потому что это считалось неправильным.

 То –есть, сначала люди жертвовали что-то малоимущим от своего урожая. Потом на храм Божий они жертвовали, и потом только они вкушали. Поэтому свой смысл в этом есть. Ведь в России как раз к этому времени созревают и яблоки, и груши. Я не имею в виду те яблоки и груши, которые нам привозят из южных стран. А то, что выросло здесь как раз в это время. И если человек ест недозрелые яблоки, недозрелые груши, которые растут здесь, значит, он не отделяет от них ничего на нужды нищих, на церковь Божию. Поэтому, может быть, было принято такое решение делать это именно в этот день, после праздника Преображения. Исходя из того, что у евреев был этот праздник жатвы, и он был установлен Божьим законом, потому что мы должны за все благодарить Бога и, конечно, за урожай, который мы собираем. А как закон Божий устанавливает, вкушать от урожая, от плодов земли можно тогда, когда что-то отделили нуждающимся и отдали десятину от этого. Если мы этого не сделали, то мы как бы оскверненный урожай имеем у себя. Когда мы в житницы свои собираем все как неразумный багаж. Я собрал все. Ешь, пей, веселись. На много дней хватит. Нет. Человек всегда должен отделять на нищих и на духовные нужды. Если он этого не делает, то его доход нечистый, деньги очищаются только десятиной и его урожай как бы осквернен, потому что там где нет благотворительности, человек не может ожидать Божьего благословения на дело своих рук.

 Итак, у нас просьба помолиться о рабе Божьем Константине, который утерял паспорт. Давайте помолимся мученику Трифону, чтобы он помог рабу Божьему Константину найти паспорт. А также помолимся о здравии и об упокоении наших православных.

 И как обычно, я испрашиваю ваших молитв за то служение Господу и евхаристии, которое я совершаю. Наша передача закончилась. Если мы будем живы, и Господь позволит, в следующее воскресенье мы встречаемся с вами на радио Радонеж в библейском лектории. Он у нас проходит каждое воскресенье вечером с 7 до 8 часов, а с 9 часов вопросы и ответы.

 Спаси вас всех Христос!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+