Перейти к основному содержанию

17:40 20.05.2019

Как критиковать подчиненных, чтобы не скатываться в грех осуждения? В эфире. протоиерей Олег Стеняев. Помощник в студии брат Владимир Носов.

08.01.2014 09:23:41

Говорит радиостанция Радонеж. Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

 Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно, по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс.

 Сегодня у меня помощник в студии брат Владимир Носов. И у нас уже есть некоторые вопросы, которые мы получили от наших радиослушателей. Владимир, пожалуйста.

 -Вопрос задает брат Андрей из города Подольска.

 -По своей работе я являюсь руководителем и часто критикую подчиненных. Как это делать, чтобы не скатываться в грех осуждения?

 -Разница между констатацией какой-то проблемы и осуждением та, что никогда нельзя отождествлять человека с его грехом. Вот можно сказать: мужчина выпивает. Женщина позволяет себе выражаться как-то не очень правильно. А если мы скажем о человеке: мужчина пьяница, женщина скандалистка? Тогда мы человека отождествим с его грехом.

Поэтому замечания делать можно, даже нужно. В Писании есть такой текст, где сказано, если кто согрешит, и будет идти путем греха, и его не предупредят об этом, то вина ляжет на того, кто его не предупредил. Но разница между осуждением и замечанием именно та, о которой я сказал. Нельзя отождествлять человека с его грехом. Грех фрагментарен в жизни человека. Человек не может пить 24 часа в сутки, не может блудом заниматься 24 часа в сутки. Человек спит, ест, кается, молится. И мы должны в человеке, особенно общаясь с ним самим, найти всегда что-то хорошее. Потому что это хорошее может помочь ему исправиться.

 -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер отец Олег. Благословите.

 -Бог вас благословит.

 -Мы с женой живем семь лет. У нас нет детей. И жена за это время раза три потеряла. Мы ходим в церковь, причащаемся. Может, это божие наказание? Нам недавно одна православная верующая женщина сказала, чтобы жена подошла к ней, и она что-то ей прочтет. Что нам нужно сделать? Или все-таки смириться и жить дальше?

 -Вы знаете, лучше в таких ситуациях посоветоваться со священником, а не с женщиной, которую вы не знаете. У меня, например, есть знакомый, который десять лет не имел детей. И он очень переживал со своей супругой. А потом у них один за другим с разницей в два года родились два мальчика. И сейчас эта семья счастлива, потому что у них прекрасные дети, и божие благословение пришло к ним. И они тоже очень переживали и молились. И мне иногда казалось, что они в отчаяние впадали, но вера их не покидала- и результат на лицо.

 -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, отец Олег. Благословите.

 -Бог вас благословит.

 -У меня вопрос по Евангелию от Матфея, 10, ст. 23. «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий». О каком пришествии здесь говорится? Поясните мне, пожалуйста.

 -Есть истолкование, что речь идет о дне Пятидесятницы. Сказано: верую вселиться Христу в сердца ваши. И так же сказано: Дух Христов издревле говорил пророкам. И так же сказано: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые божии люди, будучи движимы Духом Святым. И также сказано: любовь божия вселилась в сердца наши Духом святым.

Таким образом, явление Христа во славе связывается с днем Пятидесятницы. Потому что Сам Христос говорил: лучше будет для вас, если Я пойду к Отцу, умолю Отца, и Он пошлет Духа Святаго, Который научит и наставит вас на всякую правду и напомнит вам все слова, которые Я вам говорил.

Таким образом, Христос считал это за лучшее. То- есть, это будет более славное свидетельство о нем. Потому что во время земной жизни Он находился на ограниченной территории. И общался с ограниченным количеством людей. А когда он пошел к Отцу, умолил Отца, и тот послал Духа Святаго, то Дух Святой, сказано в Писании, дышит там, где хочет. Голос Его слышишь. А откуда приходит, куда уходит- не знаешь. Так бывает со всяким, рожденным от Духа Святаго.

Поэтому Христос и святое Евангелие повествуется в силе Духа Святаго. И если апостолы проявляли слабости какие-то, вот и Петр трижды отрекся от Христа, и честолюбие у сыновей Зеведеевых было: кто справа, кто слева от Господа. То когда в день Святой Пятидесятницы они столкнулись с благодатью Духа Святаго, их свидетельство о Христе уже было более решительным, смелым, выверенным и точным. Поэтому Христос когда был во славе - они не успели обойти все города, а вот в день Пятидесятницы Дух Святой сошел, и они всю вселенную охватили своей проповедью. Как святитель Иоанн Златоуст пишет: кто вышел на проповедь? Рыбаки вышли на проповедь. Они закинули сети евангельской проповеди, и скоро вся римская империя была уловлена в эти сети.

Поэтому надо понимать, что речь идет именно о дне Пятидесятницы. Но есть другое истолкование. Надо понять, что термин «Израиль» в Библии имеет несколько смыслов. Имеется ввиду Ветхий Израиль- это Израиль во плоти. И новый Израиль. Новый Израиль -это уверовавшие во Христа бывшие язычники. И тогда эти слова мы можем отнести ко Второму Пришествию. Тем более что одна из примет Второго Пришествия - это слова о том, что будет проповедано Евангелие Царствия и свидетельство всем народам- и тогда придет конец. То- есть, по всей вселенной будет последняя проповедь всем народам, в каждом городе прозвучит. И тогда Христос во славе явится в этот мир.

Одно толкование не исключает другого. Очень часто в священном Писании один и тот же текст может указывать на два, три, четыре события. В этом особенность, универсальность библейского слова.

 -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер отец Олег. Благословите. Раб божий Сергий.

 -Бог вас благословит.

 -Батюшка, у меня два вопроса. Первый вопрос: есть Олег Брянский и Олег Рязанский. И откуда- то взялось -сильный святой и слабый святой. Мы смотрели в интернете, Олег Рязанский чуть ли не предателем был. Но это же интернет! А он- то все-таки святой. Хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу. И еще: когда удобно задавать вопросы священнику? Я сказал, что на исповеди и при кресте. И еще, если можно, объявите когда вы бываете в храме, чтобы этому Олегу несчастному у вас причаститься.

 -Олег Брянский- это святой преподобный, и Олег Рязанский- это тоже святой. А когда мы говорим, что человек святой, это не значит, что в его жизни не было ошибок. Многие святые совершали ошибки и до обретения дара святости, и после. Вот, например, возьмите ситуацию в связи с апостолом Петром. До принятия Духа Святаго он трижды отрекся от Господа. А после принятия Духа Святаго у него была конфликтная ситуация с апостолом Павлом. Смотрите 2-е послание Петра, 3 глава, 15-16 стих. И послание к Галатам, где апостол Павел решительно высказывается по поводу поведения Петра. О котором он пишет, что Петр поступал не по- евангельски, то есть неточно.

Таким образом, мы устанавливаем, что святой человек и до обретения дара святости может совершать какие-то ошибки. Человек остается человеком и после обретения дара святости. Но мы прославляем этих людей, потому что их, что называется, окончательное решение- это что они свои души предали Господу. Как сказано: кого в чем застану, так и буду судить. Поэтому тут вся жизнь должна браться в рассмотрение. Да, у князя Олега Рязанского были проблемы. Он не поддержал единство русских князей, прежде всего Великого князя Московского против нашествия татаро-монголов. Он считал, что Рязань- его вотчина. Это была длительная борьба. И она продолжалась где-то до времен Иоанна IV Грозного, который прекратил междоусобицы.

Но мы -то почитаем Олега Брянского не за то, что у него сложные отношения с Московским правительством, а за то что он стяжал через смирение, самоуничижение благодать божию и чудесами, знамениями и церковной канонизацией засвидетельствовано его достоинство. А если вы хотите вместе со мной порадоваться о преподобном князе Олеге Брянском, то это надо делать 3 октября. Потому что 3 октября по новому стилю как раз день памяти Олега Брянского. Я привожу большую икону князя Олега в житиях. И также у меня есть частичка мощей князя Олега Брянского. И мы совершаем службу, я приглашаю хор, который поет всю литургию древними распевами, какие были во дни жизни князя Олега Брянского, чтобы духом проникнуться и приблизиться к тем временам. И система чтения та же самая, как это было в те времена.

А вот второй ваш вопрос, когда задавать вопрос священнику: на исповеди, при кресте или когда? Ну, при кресте, конечно, не надо задавать вопросы. Потому что когда батюшка дает крест для целования, вы просто будете задерживать людей. Которые сзади стоят и вы перед ними. Надо дождаться, когда священник выйдет из алтаря, уже потребив святые дары, сняв облачение и задать свой вопрос.

Вот когда я был молодым священнослужителем, мне казалось, что можно каждый день общаться с верующими людьми, отвечать на разные вопросы. А потом я заметил, что так невозможно. Потому что человек есть человек, и он устает, потом у него какие-то дела, человек подходит поговорить, а ты едешь на требу. Человек подходит, хочет поговорить, а ты устал. И тогда я решил сразу выделить один день в неделю, и все будут знать, что в этот день я нахожусь в таком-то храме, в таком-то месте. И если ко мне подходит человек, предположим в среду, я ему говорю: если у вас есть ко мне вопросы -приезжайте в понедельник туда-то и туда-то. Я с такого-то по такое-то время нахожусь там и отвечаю на ваши вопросы.

И таким образом я не оттолкнул человека, а подсказал ему, когда он может прийти, и это время будет выделено специально для него. Очень важно, когда священник один день посвящает общению с верующими. Потому что реально каждый день не получится. Это очень сложно. Потому что мы и больных навещаем, и участвуем в каких-то программах. И поездки всякие бывают. И вот здесь очень важно, чтобы верующие знали в какой день, в какое время, придя в храм, они могут застать вас, подойти к вам и задать свои вопросы.

 -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер отец Олег. Благословите.

 -Бог вас благословит.

 -Батюшка, я несколько передач назад задавала вам вопрос, почему Господь первый раз не разрешил Марии Магдалине приложиться к Его ногам, а потом в конце через некоторое время, когда их было несколько женщин, Он разрешил, и они прикоснулись. Вы сказали: хорошо, что задают трудный вопрос, и что вы в следующий раз ответите.

 -Вы знаете, вопрос оказался действительно трудным, и я не нашел объяснения. Я смотрел толкования святых отцов на Библию разных издательств- и ничего не нашел. Смотрел Феофилакта, ничего не нашел, смотрел Златоуста тоже ничего не нашел. Но давайте вспомним слова Христа, Который говорил, что Ему надо идти к Отцу. Он говорил: не прикасайтесь, ибо Я иду к Отцу, Моему Отцу, вашему…Может, это было связано с тем, что прежде всего Сын божий должен был пережить мистическую встречу с божеством Отца своего? Здесь могут быть гипотезы. Но я считаю за верный ответ тот, который я могу подтвердить цитатами из святых отцов. Вот по этому вопросу я пока ничего не нашел. Я даже заглянул в Библию Лопухина. И там тоже ничего не нашел. Поэтому вопрос оказался действительно трудный. Но я люблю трудные вопросы. Они заставляют думать и смотреть, перепроверять свои гипотезы.

Но очень важно, когда мы не с потолка даем какие-то ответы, от писания святых отцов. А если не знаем, то и говорим: не знаем. Очень трудный вопрос.

 -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. -Добрый вечер, отец Олег. Благословите. Раба божия Наталья.

 -Бог вас благословит.

 -Вы только что сказали, что с вами можно встретиться. Может, вы уточните, в какой день и время?

 -Я подскажу вам. В конце этой недели я буду ложиться в больницу. У меня сахарный диабет. Ну, наверное, многие знают, что это, и сейчас у меня сахар поднялся, и язвы на ногах, поэтому я займусь лечением. Это продлится несколько недель. Поэтому занятия на Чешском подворье, занятия на Кантемировской, библейские занятия в храме Рождества в Сокольниках не будут проходить, пока не окончится курс лечения. Я думаю, где- то к Рождеству. Крайний сро к- после Рождества. Я закончу лечение диабетических язв на ногах, и тогда уже если Господь позволит, то я вернусь. И вот здесь могу подсказать, в каком формате я работаю. Прежде всего, в своем храме. Храм Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Я бываю там каждую пятницу, вечером я там служу. Служба в пять часов вечера, и после службы ко мне приезжают люди, и я им уделяю внимание. Вечером в пятницу прихожан мало, и всегда есть время поговорить с теми, кто пришел за советом.

Также в воскресенье я исповедую в этом же храме. И прямо на исповеди ко мне подходят люди, которые задают вопросы. И я по мере сил на них отвечаю. 1-ый Котельнический переулок, храм святителя Николая. По понедельникам в пять часов вечера я здесь служу молебен о болящих, о заблудших, о тех, которые возвращаются в церковь. Об оглашенных молимся. И потом, после этого молебна до семи часов опять же я принимаю людей, которые приходят по личным вопросам, и отвечаю на эти вопросы. А в семь часов уже начало библейской школы. В храме святителя Николая в

 1-м Котельническом переулке мы изучаем евангелие от Марка. Мы изучили уже две главы.

В храме на Кантемировской мы изучаем послание апостола Павла. И уже мы подходим к последнему посланию. Это Послание к евреям. И в храме, где я служу, где я приписан, библейская школа в воскресенье, общая проповедь. Мы изучаем сейчас книгу Бытие. Сегодня говорили о причинах, породивших всемирный потоп. Вот в таком формате совершается служение. И на радио «Радонеж» можно слушать мои беседы. Каждое воскресенье, с семи до восьми вечера библейский лекторий. Мы проходим книгу Исход. Вот сегодня изучали 22 главу. А с девяти до десяти вопросы и ответы. Вы звоните - я отвечаю.

 -Владимир, еще какие вопросы записаны?

 -Следующий вопрос пришел из города Астрахани. Его задает раб божий Валерий. 19 декабря полгода после смерти моей мамы. Большой праздник, мы собрались делать поминки в это день. Но в православной церкви не поминают эту дату. Я им объясняю, что полгода не поминают, да еще и пост сейчас. На русских поминках без алкоголя и мяса не обходятся. Говорят, что людей пригласили на поминки. А у меня душа к проведению поминок не лежит. Что мне делать?

 -Ну, я думаю, что мир с родственниками является очень важным. Потому что когда наступает конфликт с близкими людьми, то это не есть хорошо. Поэтому надо избегать таких конфликтов. А поминать человека теоретически мы можем хоть каждый день. Можем отмечать восемнадцатый день, сорок четвертый. А кто может запретить молиться за мертвого? Мы обязаны каждый день молиться за живых и за мертвых. И в молитвенном правиле утреннем у нас есть молитвы и за живых и за мертвых. Поэтому теоретически можно совершать поминовения хоть каждый день.

Но тут надо понять, что поминки на Руси - это когда кормили посторонних людей. Не родственники садились за стол, не близкие, а именно посторонние. И я вот помню, когда была жива моя бабушка Матрена Федоровна Журавлева, она работала уборщицей в церкви города Орехово-Зуево. Следила за порядком, дежурила в храме. Это было в советские времена. Храм Рождества Пресвятой Богородицы. И вот когда кто-то умирал из наших родных и близких, то все родственники стояли на улице. Первый стол был для людей, которых бабушка приводила из храма. Это там какой-то юродивый приходил, я помню, потом певчие обязательно приходили. Потом какие-то бедные бабушки приходили. Вот для них накрывали первый стол. Они пели вечную память, пели молитвы, потом сидели ели. А все родственники, все близкие мужчины, женщины, мы, дети, стояли на улице. Бабушка нас не пускала. Разрешала только тарелки приносить. И это считался главный помин.

 А когда они уже уходили, тогда запускались родственники. Они садились и поминали усопшего или усопшую. И вот так было заведено в старину, именно вот помин делался, прежде всего, как благотворительный акт от лица усопшего. Как бы в память о нем делалось что-то хорошее для людей, которые никогда не смогут вернуть нам это хорошее. Это то, что называется благотворительность. На языке библейском это называется хешет, благодать. То есть когда оказывают милость, не надеясь ничего получить взамен.

И вот такое поминовение, мне кажется, оно более разумно, чем когда люди устраивают какие-то попойки. Был случай, я наблюдал в одной семье, так упились, что группа мужчин начали плясать. К ним подходят и говорят: да вы что же? Это же поминки! А они до того пьяные, что спрашивают: а кто умер - то? Да как «кто»? Вот, хозяин дома. Как умер? И вот когда до них дошло, что действительно умер, они начали плакать. Конечно, до такого состояния доводить никого не надо. И вообще со спиртным надо быть осторожнее. И поминки это все-таки…Что это такое? Это воспоминания о человеке. Принято молитвенно вспоминать его. Может быть, что-то рассказать о нем доброе, хорошее. О мертвых на Руси принято говорить только хорошее. Или ничего. Сейчас многие традиции правильного помина утеряны. Но молитвенный помин можно совершать ежедневно. И если ваши родственники собираются устроить какой-то банкет в честь усопшей, и вас это тяготит- это не повод для ссоры с ними.

В Писании есть такой текст: кто ест -для Господа ест, кто не ест- для Господа не ест. Кто не ест- не осуждай того, кто ест. И тот, кто ест- не осуждай того, кто не ест. То есть пища- это не повод для конфликта. Вы можете дома остаться, помолиться, в храм сходить в этот день. Потому что каждый день возможно это делать.

 -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, отец Олег. Благословите. Раб божий Александр.

 -Бог вас благословит.

 -Батюшка я хотел бы узнать. Вот если человека после смерти сжигают, а прах не захоранивают, а хранят в ячейках или в специальных стенах. Вот, к примеру, Георгия Жукова. Это как-то сказывается на душах? И как православные могут к этому относиться?

 -Я думаю, что здесь проблема с теми людьми, которые не сумели организовать для своего усопшего нормального погребения. Эти проблемы касаются больше живых. Мертвому как уже можно повредить? Сожгли его или в воде растворили? Или что-то там еще сделали? Взорвали, например? По- разному бывает. Особенно на войне. Здесь вопрос заключается в следующем: в каком состоянии была его душа? Он же сам не может распоряжаться своим погребением после смерти! Но священники дают такие советы. Вот я со старыми священниками беседую, мне всегда нравится с ними говорить, они намного более продвинуты, чем наша такая борзая молодежь.

И вот один пожилой священник мне такой пример привел интересный. Он сказал: если нельзя остановить кремацию, то надо сделать все, пока есть доступ к телу. То-есть, предать земле прямо в гробу и закрыть гроб. А там уже как родственники поступают. Это уже их решение. Но мы можем все положить туда- и венчик, и грамотку. Предать земле, когда накроем покрывалом. Вот это будет разумно. То есть мы со своей стороны сделали все, что могли, а что там дальше потом происходит- мы же не можем заставить людей все сделать как положено. Но что мы можем сделать для мертвого, это очень важно.

В книге Руфи, например, когда перечисляются достоинства Руфи, Вооз благодарит ее за то, что она оказала благотворение и живым, и мертвым. Вот так подчеркивались ее благочестивые качества. Это значит, что она живым помогала. А мертвым обеспечивала нормальное погребение.

 -И какие еще у нас вопросы?

 -Раб божий Владимир задает вопрос: до своего обращения к Богу я часто общался с ясновидящим. Как сейчас модно говорить, с экстрасенсом. Принимал от этого человека лекарства, читал заговоры, совершал различные обряды. Недавно услышал, что после подобных грехов нужно проходить чин присоединения к церкви. Как узнать, батюшка, тяжесть грехов, за которые нужно проходить этот чин, и где это можно сделать?

 -Чин присоединения проводят над человеком, если человек прошел какие-то инициации. Не просто общался с кем-то из любопытства, а прошел инициации. Например, он перекрестился в другую веру. Вот тогда ему надо проходить чин присоединения. Или, например, человек прошел языческую инициацию раскрещивания. Есть такая у язычников, когда как бы смывают христианское крещение.

У всяких там индусов, неоиндусов, необуддистов есть инициации имен. Убирают христианские имена и дают языческое имя мантрического характера. Вот в таких случаях, конечно, человек должен проходить чин присоединения. Такой чин совершается в храме Всех Скорбящих Радости и Преображения Господня на Большой Ордынке. Его совершает митрополит Иларион. Вы можете обратиться в этот храм. По-моему, каждый вторник там проводит прием отец Евгений Тремаскин, который занимается там миссионерской работой, и записаться на присоединение. Но надо проходить подготовку.

Лучшая подготовка для присоединения- это посещение какой-нибудь библейской школы для взрослых. Я вот рассказал, какие школы я веду. Отец Евгений может рассказать, какая система подготовки сейчас на Ордынке. Я когда-то там служил. И тогда я начал совершать эти чины, и они состоялись уже как традиция этого храма. Это чудесный, удивительный храм со многими традициями. И это дело продолжается. Чины присоединения служатся разные, исходя из меры того или иного заблуждения. Где человек находился. И присоединяются, как правило, сразу несколько человек. То- есть, человек не один будет присоединяться, а с другими. И этот обряд очень трогательный. Это делается перед литургией. Потом епископ поздравляет с тем, что вы вернулись в церковь. И обычно там говорят, что церковь вас прощает и оказывает вам доверие. И теперь вы опять можете приступать к божественным таинствам. И, конечно, это великая радость для прихожан этого прекрасного храма. И для самих присоединяемых, и для многих-многих ангелов на небесах. Как сказано: об одном грешнике ангелы на небесах радуются более, чем за 99 праведных. А когда присоединяется целая группа людей, то храм наполняется радостным шелестом ангельских голосов.

 -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем. -Добрый вечер, отец Олег. Это Сергей Павлович из Москвы. Я с благодарностью к вам. Потому что фактически на всем вещании Радонежа только из ваших этих передач я слышу отдельные цитаты святых отцов. Причем не часто цитируемых авторов. Таких, как святитель Амвросий Медиоланский и блаженный Августин. А вопрос у меня общий. Например, по книге Бытие. Вот, когда вы говорите, что ваши проповеди на первый день творения….и ставите на этом точку.

А фактически, ну я не дерзаю вас критиковать, но для меня этого определения очень мало. Потому что нетварный свет, его сияние вы говорили что-то о вечности. И тот свет, который воссиял после слов: да будет свет, конечно же, нетварным не был. Поэтому здесь нужно вводить некое пояснение. Равно как и о душе. Как-то все сводится к нетварным энергиям или к благодати. И за этим теряется само существо души. Есть у души существо, или она вся состоит из благодати и нетварных энергий? Конечно же, оно есть. Не случайно же я говорил руководству Радонеж, чтобы они все же наладили чтение книги «Точное изложение православной веры». Так что эти мелкие погрешности - я все-таки прошу как-то их учесть и более подробно говорить о тех вещах, которые относятся к догматике.

 -Вы знаете, я догматическое богословие не веду на радио Радонеж. У меня, вообще-то говоря, другие задачи. И это то, что связано с экзегетикой, я даю истолкование Писания. Если бы в каждом случае я вдавался бы в догматические подробности, то каждая беседа предполагала бы еще несколько дополнительных бесед. На первую главу было бы шесть бесед как минимум. Поэтому дается общая схема. Моя задача- заинтересовать людей библейским текстом. Подсказать, как можно с помощью святых отцов самостоятельно изучать текст.

Конечно, когда мы говорим о божественном свете, о нетварном свете, словами божиими: «Да будет свет!», но надо понять, что есть такое выражение: «Во свете Твоем узрим свет!», «Сице и мене темныя зеницы душевныя просвети...». Так молимся мы Господу, чтобы Он просветил нашу тьму и даровал нам способность видеть в Своём Свете тот свет, который приводит ко Христу. Даже свет солнца для христиан всегда был напоминанием о Христе, который есть Солнце правды.

Святые отцы даже видели в солнце, в физическом солнце свидетельство существования Святой Троицы. Они говорили: само солнце- это как бы Бог отец. Видимые лучи- это как бы Сын, а тепло от этих лучей- это как бы Дух святой. Это именно образы. Такое упоминание о свете, тем более первое упоминание в библии о свете, оно уже вводит нас как бы уже в эту тайну тварности света. Нетварный свет, первозданный свет, который открывается для праведных и благочестивых. И светила, которые возникают в четвертый день- это солнце, луна, звезды, здесь уже как бы другая предлагается тема.

Если говорить о том изложении Дамаскина, так вот он считал, что первым творением являлся именно свет. А вот эти слова: «Сначала сотворил Бог небо и землю» многие древние считали, что это как бы оглавлением того, о чем будет говориться дальше. И первым творением Дамаскин считал свет. Когда Бог сказал: «Да будет свет!». И если мы берем разные догматические системы святых отцов, мы можем видеть несовпадения. И на самом деле это не есть какие-то противоречия. Это то, что составляет богатство нашей страны. Это взаимодополняющие истины. Только в православии человек имеет такую духовную свободу, какую христианин не может иметь нигде.

Поэтому богатство разных подходов святых отцов к одним и тем же вопросам для нас очень радостно. А когда мы говорим о душе, о разных измерениях души- то, действительно, есть разные термины в Писании, которые переводятся по крайней мере в Библии одним и тем же словом: душа или дух. А за этими переводами скрываются совершенно конкретные еврейские слова. Или это ишамма, или это руах, или это нафеш. Ну, например, в книге Притч сказано, что дух в человеке- это божий светильник. А там стоит слово как раз Ишама. То- есть, получается то, что называется ишама, то, что просвещает наш внутренний мир. А что может просвещать наш внутренний мир, призывающий благодать Духа святаго? То, что называется нетварной божественной энергией. В которой Бог являет Себя, Свое милосердие по отношению к нам. Потому что благодать- это всегда то, что не заслужено.

Павел так и пишет: если по делам, то это не благодать. Иначе дело не было бы делом. Но опять же если вы хотите подробнее разобраться в каком-то толковании, то лучше, наверное, взять мои книги, где я могу более подробно рассуждать на какие-то темы, чем нежели в аудиозаписях, где время естественно ограничено, где есть некий регламент. И там, конечно, будет сложнее все раскрыть так, чтобы не осталось ответов. Но что мы должны знать? До конца мы никогда всех истин писания не постигнем. Вот сегодня на библейском лектории я цитировал сирийского епископа-мученика Ш века Афраата, который писал буквально следующее. Вслушайтесь в эти слова.

«Если бы дни человека стали столь же многочисленны, как и дни мира от Адама и до конца времен, и он сидел бы и размышлял о священном Писании, то и тогда глубокого смысла его слов он не понял бы. И премудрости божией никто не может понять во всей полноте». Вот эта цитата древнехристианского автора, мученика, который говорит, что если бы человек просто сидел бы и читал от сотворения мира до конца света, он все равно не понял бы всех глубин этого слова.

Поэтому мы как бы прикасаемся к этому слову. А находит ли отзыв в нашей душе прикосновение или нет -те же святые отцы писали, что одного раза недостаточно для изучения Библии. Это должно быть делом всей жизни. Как псалмопевец Давид в первом псалме рассуждает об этом. Поэтому я благодарю вас за вопросы. Они порадовали, что вы внимательный слушатель. Но, опять же, нам и вечности не хватит, чтобы постигнуть все истины Библии, потому что слово божие многоразлично, многообразно являет нам тайны духовного мира. Они не могут быть постигнуты всецело ни в этой, ни в будущей жизни. Это очевидно. Однажды Христос даже сказал: Я вам говорю о земном – вы не понимаете. Что же будет, если Я буду говорить о небесном?

 

 -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем.

 -Добрый вечер, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -Благословите рабу божию Любовь.

 -Бог вас благословит.

 -Спаси, Господи! У меня вот такой вопрос. Я уже год болею. У меня онкологическое заболевание. Как- то так получилось, что заболела, и вот в церкви Всех святых у метро Красносельская, там есть молебен специальный, акафист читается Богородице. И во время чтения акафиста такое впечатление, что во мне что-то шевелится и ходит-бродит. Понимаете? Внутри. И начинаем меня содрогать. Это было шесть лет назад. Но потом прошла одна операция, другая. Сделали мне и лучевую терапию, и химиотерапию. Вроде бы заглушают, так метастазы в другое место идут. Там заглушат- они в третье идут, в четвертое, в пятое. И так уже много лет. Одно вроде бы проходит, так другой орган заболевает. Этот орган подлечат, так третий заболевает.

Я тут случайно услышала на той неделе, женщина задавала вопрос по поводу мальчика. Что болеет ребенок, и то у него одно, то другое. И священник сказал, что возможно, вселяется дьявол и начинает человека мучить. Понимаете, я вроде и исповедуюсь, и причащаюсь, стараюсь вспомнить все свои грешные мысли, слова, дела. Соборуюсь, стараюсь доброе делать. И я про себя думаю, может у меня какой-то грех есть нераскаянный? Может, что-то я могла забыть? Или порча… Я нечеловеческим кашлем мучаюсь. Меня кашель бьет по несколько часов. Люди просто так кашлять не могут. Такое впечатление, что кто-то кашляет вместе со мной. И что самое интересное. Люди удивляются: неужели у вас онкология? Я так хорошо выгляжу. Такая румяная, хорошая, но очень сильно мучаюсь. Я не знаю, как быть.

 -Сестра, попробую ответить на ваш вопрос. В священном Писании показано, что болезни даются по разным причинам. Есть болезни к смерти, человек умирает. Есть болезни за грехи, личные грехи человека. Иногда эта болезнь является прямым последствием грехов родителей. Я однажды навещал детский приют, где были дети, которые не умели ходить. Они ползали, хотя им было по 8, по 10 лет. Они не могли говорить, и когда я спросил: чьи это дети?-мне сказали : это дети наркоманов, алкоголиков. Они родились такими в результате грехов родителей. Но бывают болезни во славу божию. Вот в вашем случае мы видим как бы затяжную болезнь.

Может быть то, что это очень долго длится, это проявление божьего долготерпения? Чтобы все-таки вы поняли, что эта болезнь может возвысить вашу душу? Потому что если мы примем болезнь как волю божию- а в Писании сказано, что без воли божьей волос не упадет с нашей головы- то тогда мы посвящаем эти страдания Богу. Принимая из Его рук Его решения, ту или иную болезнь, мы посвящаем свои страдания страдающему Христу. Вы страдаете с Ним. И религия в такой ситуации наполняет смыслом и болезнь, тот или иной недуг, и даже саму смерть религия наполняет смыслом. И там, где неверующий видит тьму, мы видим свет, видим Христа.

Поэтому сделайте правильный вывод из того, что вы имеете. Вот я вам могу сказать о себе, что если у меня какие-то проблемы со здоровьем, я всегда знаю почему. И я знаю очень многих христиан, которые всегда знают, за что они получают. Это милость божия. Сказано: кого Бог любит, того наказывает. И надо бояться, как я часто говорю, равнодушия небес. Когда человек грешит- и ничего не происходит в его жизни. Все нормально, все хорошо. Это значит, что приговор ему вынесен, и надежды на исправление нет. А труд и болезнь- лучшая пора. Почему? Потому что во время болезни можно задуматься о своей душе. Чтобы люди стали подробно исповедоваться, когда узнали о своих недугах. Даже о мыслях своих стали рассказывать на исповеди.

Может быть, такой исповеди и не было бы без болезни. И многое из прошлого было бы упущено для исповеди. А этот недуг - он способствует вашему самоуглубленному анализу, если хотите. Но вам необходимо еще принять это как из рук божиих. Мы не должны пренебрегать искусством врача. Это очевидно. Вы обязаны бороться за свое здоровье, сделать все возможное с вашей стороны. Но в тоже время принимать все как из рук божиих. Тогда то, что кажется бессмысленным, обретет смысл.

Я неоднократно рассказывал историю про одного человека, который…ну это был московский мальчишка, который не отличался ничем от других московских мальчиков. Это были советские времена. И вдруг он заболел. Что у него- то ли рак крови, то ли еще что-то серьезное, я не очень разбираюсь в стадиях рака- но на глазах у верующих знакомых за некоторое незначительное время из дворового мальчишки он превратился почти в монаха. Он как святой стал. Он принял эту болезнь как из рук божьих. И когда он уже знал, что он умирает, и ему задали вопрос: а ты хотел бы получить исцеление? Так он, говорят, от страха вздрогнул и говорит: как? Я тогда опять забуду Бога? Я опять буду бегать и не заходить в церковь? И не буду причащаться? А его причащали, старались чаще это делать особенно перед смертью. Так он в такой ужас пришел, вспомнив, какая была у него жизнь до этой болезни. Так эта болезнь была для него исцелением, для его души. Не каким-то недугом, а настоящим прозрением. Поэтому тут еще надо понять, для чего Господь вам это посылает. Если даже к смерти, вы должны принять и саму болезнь, и сам факт смерти как епитимью из рук Бога. Как апостол Павел говорил: Для меня жизнь Христос, а смерть приобретение. И если мы все посвящаем Богу, тогда и труд тяжелый, и болезни, и смерть- все становится лучшей порою. Но для этого надо жить Христом. Поэтому Павел и сказал: Для меня жизнь Христос, а смерть приобретение. То есть, кто живет Христом, для того и болезнь приобретение, и страдания приобретение. И сама смерть приобретение, и все наполнено высоким смыслом.

 -У нас телефонный звонок. Говорите, мы вас слушаем.

 -Здравствуйте, отец Олег.

 -Здравствуйте.

 -Благословите.

 -Бог вас благословит.

 -Я хотела спросить: Евангелие от Матфея, четвертая глава. Там написано, что мать Иоанна Крестителя и Пресвятая Дева Мария были родными сестрами. А почему?

 -Да-да. Я знаю. Это ошибка редактора. В последующих изданиях это было исправлено. Если вы возьмете последнее издание, которое в трех томах вышло, там это исправлено. Потому что редактор, который делал работу, почему-то с полной уверенностью утверждал, что Иоанн Креститель и Иисус Христос- двоюродные братья. Но это не так. Потому что мы знаем родителей Пресвятой Девы и родителей Елисаветы. Это совершенно разные люди. Эта ошибка была исправлена в двух последующих изданиях. Поэтому если вы возьмете другие издания, то там уже этого нет. Ошибки случаются в больших работах. Когда большой материал, и тем более несколько корректоров -это неизбежно происходит. И когда мне указывают на такие неточности, то мы сразу вносим исправления в текст.

Помню, один мужчина приехал в храм и говорит: я нигде не нашел, что Елисавета и Мария- родные сестры. Я все перекопал. А я говорю: а что, они разве родные сестры? А он мне показывает: вот смотрите. Тут вот так написано. Я был очень удивлен и сказал сразу корректору, чтобы он внес изменения. Потому что совершенно очевидно, что у них были разные родители. Хотя они были родственники. С точки зрения священного Писания установить степень их родства достаточно сложно. Мы устанавливаем степень их родства, я имею в виду Марию и Елисавету, только с помощью священного предания. Поэтому в новых изданиях вы увидите, что уже все исправлено.

 -Владимир, у нас есть еще вопрос?

 -Да, есть вопрос. Это вопрос от верующих родителей, которые беспокоятся за своего сына.

 -Да-да, пожалуйста.

 - Мой сын верующий и недавно его призвали на службу в армию. И он не может найти общий язык с сослуживцами. Какие советы можно дать христианину в подобной ситуации?

 -Не скрывать свою веру. Вот я служил в советское время в армии. И меня специально сослали в Сибирь из Москвы. Хотя я должен был служить в Москве, на Преображенке. Но так как я был верующим, не был комсомольцем, носил крест- меня сослали служить в Сибирь в Кемеровскую область, деревня Федоровка. И там такая рота была, ни одного русского, одни мусульмане. Меня специально туда заслали, потому что думали, что меня мусульмане будут там прессовать и я стану комсомольцем, и все такое…Но мусульмане увидели, что я молюсь утром, молюсь вечером. Особенно их поразило, что я постился в армии. Они резко изменили ко мне отношение. Они стали махать кулаками и заявлять друг другу: смотри, если тронешь Олега…И я их спросил однажды: а ведь существует мнение, что вы плохо относитесь к русским ребятам в армии? И они мне ответили: да мы первый раз видим русского человека, у которого книга божия, молитвенник и евангелие с собой. Который молится, который отказывается от мясной еды. Мы других русских ребят знаем, это те, кто за бутылку водки свою девушку отдаст. Вот таких мы знаем.

Там были в основном чеченцы. Они очень по- доброму ко мне относились. И когда начальство на меня в очередной раз обозлилось из-за моей религиозности и меня ссылали в полк в Кемерово- а в армии больше всего боишься когда тебя переводят из одного места в другое- они окружили меня и говорят: надо помолиться всем на дорогу. Они за меня помолились и говорят: ну, теперь ты по-своему помолись. Мы тебе желаем всего хорошего. Я прочел «Отче наш», они все сказали: «Аминь».

То- есть, если человек ведет себя искренне, даже в таком окружении, которое считается некомфортным, если до конца быть искренним, то Господь благословит.

Наша передача подошла к концу. Мы помолимся о здравии тяжко болящих прихожан. Братья и сестры! Подписывайтесь на газету «Радонеж»! Поддерживайте газету. И, как всегда, я испрашиваю ваших молитв за то служение Слову, евхаристии, которую я совершаю.

 Храни вас всех Господь!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+