20.03.2013 11:20:32
Протоиерей Олег Стеняев
Сегодня мы читаем Евангелие от Матфея. Рассмотрим в данном отрывке две темы: благословение детей и встреча Господа с богатым юношей. Сначала апостол Матфей рассказал об отношении Христа к браку и безбрачию, затем он переходит к истории о благословении детей, ведь главная цель брака - чадородие, о чем говорится в книге Бытия, 1 глава, 27-28 стих.
Но, конечно же, счастье совместной, семейной жизни мужчины и женщины тоже является целью и назначением брака. Сказано: кто нашел добрую жену - тот нашел благо и получил благодать от Господа (Притч. 18, 23). И еще: дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена от Господа (Притч. 19, 14).
И вот мы читаем 13 стих 19 главы Евангелия от Матфея: «Тогда были приведены к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал подобное поведение: ученики делали так не потому, что не хотели, чтобы они были благословлены словами и рукой Спасителя, но потому что, не имея вполне совершенной веры, думали, что Он, подобно другим людям будет утомлен надоедливостью, несвоевременностью приносивших. Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: матери приносили детей, чтобы дети их получили благословение через прикосновение рук Его. Но женщины с детьми подходили в беспорядке, с шумом, потому ученики и не допускали их. Объясняя, почему такой шум был от детей, Евфимий Зегобен, ученый монах- византиец, пишет: Лука назвал их младенцами, которые приносилися по вере родителей. То есть среди детей, которых приводили к Нему, были и младенцы, которых приносили к Нему, об этом свидетельствует Евангелие (Лк. 18, 15).
Греческий глагол «привели» может также иметь значение «принесли». Можно сказать, что это самый прекрасный момент во всей евангельской истории - все действующие лица видны ясно и отчетливо, хотя рассказ занимает всего два стиха. Это действительно очень красиво - Христос, благословляющий детей, матери, которые смотрят на это событие и тут же стоящие апостолы со своим недоумением.
Обратившись в христианство, индус Премонанда приводит рассказ своей матери. Когда он принял христианство, семья прогнала его, и двери дома были для него закрыты. Но иногда он все - таки приходил украдкой, чтобы повидать свою мать. Принятие им христианства разбило ее сердце, но она не переставала любить его. Она рассказала Премонанде, что когда она носила его во чреве, один миссионер дал ей книгу Евангелие. Она прочитала ее, эта книга даже все еще была у нее. Она сказала сыну, что у нее не было желания стать христианкой, но в предшествующие его рождению дни она мечтала, будучи беременной, чтобы он стал таким человеком, как Иисус Христос.
Связь, которая существует между ребенком и его матерью, представляет собой нечто более возвышенное, чем прекрасное. Сказано: кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы (Притч. 20, 20). Тогда как особо почтительное отношение к матери и отцу, напротив, усиливает свет в душе человека. Мудрый Бен Сирах писал: и уважающий мать свою, как приобретающий сокровище (Сир.3 , 4). Очевидно, что между детьми и родителями существует некая мистическая связь, когда они чувствуют друг друга и оказывают друг на друга влияние даже на расстоянии.
Жена одного сельского дьякона из Подмосковья, некая Варвара Ивановна Знаменская, по ее словам, собиралась отвести в Волоколамское духовное училище своего сына Сергия. Накануне отъезда она отправилась с ним в церковь, и здесь, в течение всей литургии и молебна перед образом Божьей Матери усердно, со слезами молила Царицу Небесную, чтобы Она взяла ее сына под свое небесное покровительство и устроила бы жизнь его во спасение души. Когда она вернулась домой, то мальчик сказал: мама у меня болит голова. «Иди, отдохни» - отвечала ему мать. На другое утро, когда настало время вести его в училище, он уже был мертв. Когда его отпевали, мать сильным плачем выражала свои душевные чувства. Священник, видя ее плачущей, сказал ей: «Варвара Ивановна, у вас ведь есть еще другие дети, что вы так плачете?» А она отвечала –«Я плачу не от горя, а от благодарности Царице Небесной, что Она услышала мою молитву и взяла моего сына под свое покровительство» - так могуча молитва матери, отверзающая небеса и устрояющая вечное счастье ее детей.
Великий российский ученый, поэт, художник Михаил Васильевич Ломоносов в юности предвидел смерть своего отца. Возвращаясь на судне из России в Германию, где он учился, увидел во сне своего отца, выброшенного на необитаемый остров в Ледовитом океане в результате крушения корабля. Остров оказался знакомым, к нему как - то прибило судно с рыбаками, на котором находились молодой Ломоносов и его отец. Сон встревожил Михаила Васильевича. Прибыв в Петербург, юноша сразу бросился наводить справки о местонахождении родителя и услышал от родного брата страшный рассказ. По обыкновению своему, как только вскрылись воды, отец отправился на рыбный промысел, прошло уже 4 месяца - а он все не возвращался. Услышанная история и увиденный сон повергли Ломоносова в крайнее беспокойство. Он просил об отпуске, чтобы отправиться к тому злополучному острову и найти там тело отца. Однако обстоятельства не позволяли ему этого сделать. Тогда Ломоносов обратился с письмом к артели холмогорских рыбаков, в послании детально описал остров и дорогу к нему. Вскоре просьба была исполнена, тело отца нашли и погребли в указанном месте и положили огромный камень на могилу.
И далее мы читаем: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19-14). Блаженный Феофилакт так истолковал данный стих: ученики полагали, что достоинство их учителя может унизиться, если будут подносить детей. Но Христос, показывая, что ему приятнее те, в ком нет лукавства, говорил: пустите детей, ибо таковых есть Царство Небесное. Он не сказал «этих», но таковых, то есть простых, невинных, незлобных. По сему и ныне, если какому учителю приходят христиане, предлагая детские вопросы, то учитель не должен отдалять их от себя, но должен принять их. То есть братья и сестры, мы не можем быть как дети умом, но должны быть чисты как дети душой. Сказано: «Братья, не будьте дети умом, на злое будьте младенцами, а по уму будьте совершеннолетние» (1 Кор., 14-20); «Истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10-15). Но есть и аллегорическое обоснование данного стиха. Латинский учитель церкви Иларий пишет: Итак, дети были приведены, но им и препятствовали. Дети - прообраз язычников, которым спасение даровано через веру и проповедь. Но поскольку цель была сначала спасти Израиль, то поначалу ученики препятствовали детям приближаться к Нему. Действия апостолов объясняются не их собственными намерениями, а скорее тем, что они прообразовывают будущую проповедь язычникам.
Господь говорит, что детям нельзя мешать, ибо таковых есть Царство Небесное. Язычникам же предстояло через возложение рук обрести благодать и дар Святаго Духа. Слова «пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне», в древней церкви приводились в обоснование крещения младенцев. И далее мы читаем: «и возложив на них руки, пошел оттуда» (Мф. 19, 15). Родители имеют право благословлять детей, подобно пророкам и священникам. Причем благословение, полученное от отца, может в корне поменять жизнь ребенка. Достаточно вспомнить благословение Исааком Иакова, которого сначала он не хотел благословлять, равно, как и проклятье родителей может полностью изменить жизнь не только ребенка, но и всех его потомков. В случае с Ноем и Ханааном, сыном Хама, описанном в книге Бытия ( Быт. 9, 25), благословение Иаковом Манассии и Ефрема даже изменило степень их родства ( Быт. 48, 5). Формула этого благословения гласящая: «Бог да сотворит тебя как и Ефрема, и Манассию», сохранилась до настоящего времени в еврейском народе. Ею благословляют родители детей накануне Иом кипура - судного дня.
На Руси родительскому благословению предавали особое, сакральное значение и принимали в особо значимых и судьбоносных случаях. В «Троицком листке» позапрошлого века мы находим следующее повествование: по словам благочинного церквей Волоколамского уезда, протоиерея Михаила Николаевича Рождественского, в одной деревне прихода села Середы, близ города Волоколамска, жили молодые супруги у которых родился ребенок. В один из весенних дней супруги поехали в поле, где муж сеял яровое, а жена боронила. По окончании дневного труда они усталые возвратились домой. Поужинав, муж лег спать, а жена никак не могла успокоить малютку сына, который плакал и нестерпимо кричал. Мать долго успокаивала его, и, наконец, не вытерпев, прокричала в гневе: «Хоть бы тебе нечистый глотку завалил, хоть бы тебя нечистая сила взяла!» Малютка после этого безумного пожелания моментально умолк. Мать очень обрадовалась успокоению младенца, положила его в люльку, а сама погрузилась в глубокий сон. Прошло 3-4 часа, мать проснулась и, не слыша плача, подошла к люльке, чтобы покормить ребенка. К своему ужасу, сына она не нашла, полагая, что спросонья положила его на кровать, мать стала усиленно искать его на постели, шаря руками. Разбуженный муж спросил ее: «Что ты здесь ищешь, спать не даешь?»
Жена с воплем отвечала: «Николай, ребенок пропал!».
На это муж ответил: «Глупая баба. Куда он мог деваться? - зажги свет». Оказалось, что ребенка в люльке нет, на кровати тоже, и когда стали осматривать все углы в комнате, то заметили вдруг, что под лавкой торчат ножки, а голова ребенка просунута в подполье через скважину шириною в 2,5 вершка. Стали супруги доставать ребенка, но не могли. Они позвали соседей, которые вынули половицу. Только после этого они смогли вытащить ребеночка, личико которого уже почернело, но было еще с признаками жизни. С большим трудом он был приведен в сознание. Благочинный официально донес об этом случае митрополиту московскому Филарету Дроздову. Митрополит в своей резолюции на донесении просил, чтобы священники внушали своим прихожанам быть осторожными в выражениях, обращенных к детям. Особенно матерям предписывалось резолюцией помнить слово Божие, в котором говорится, что матери дан суд над своими детьми, поэтому каждое слово матери имеет особую действенную силу и непременно сбывается. Если мать своего ребенка благословит, то и Божье благословение будет почивать на нем во все дни его жизни. Если же мать проклянет его, никакая сила не сможет спасти его от бедствия, пока сама мать не покается в своем безумном слове и не спросит у Господа Бога благословения своему чаду.
Итак, Христос, благословляя детей, как бы усыновляет их Себе и сообщает им особый благодатный статус. Возможно, Он употреблял в данном случае каноническую форму, известную ветхозаветной церкви: «Бог да сотворит тебя как Ефрема и Манассию» или другую, тоже имевшую литургический статус, приведенную в книге Чисел (6, 22-23 ): «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя. Да призрит на тебя Господь светлым лицем своим и помилует тебя. Да обратит лице Свое на тебя и даст тебе мир».
Теперь мы переходим ко второй теме нашего сегодняшнего евангельского урока «Господь Иисус Христос и богатый юноша». И далее мы читаем: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16) Блаженный Иероним Стридонский пишет: тот, который спрашивал, каким образом он унаследует жизнь вечную, был и юн, и богат, и горд, а согласно словам других евангелистов, он спрашивал не с целью научиться, а с целью испытать. Блаженный Феофилакт иначе оценивает личность подошедшего и его мотивы, он пишет: этот человек подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставления, так как жаждал жизни вечной. Святитель Иоанн Златоуст пишет: некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и с намерением искусить его. Но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен, небезопасно быть судьею того, чего мы не знаем и особенно судьею - обличителем. Да и Марк отдалил такое подозрение, когда сказал о нем: подбежал некто, пал пред ним на колени и спросил его. Еще ниже: Иисус взглянул на него, полюбил его.
Все складывалось для юноши более, чем хорошо, но некая двойственность души погубила его. Сказано: боязливых же участь в озере огненном, горящим огнем и серою - это смерть вторая (Откр. 21, 8) То есть страх человеческий, который иногда сковывает нас, может способствовать нашей духовной деградации. С другой стороны, страх Божий изгоняет любой человеческий страх и делает верующего совершенно бесстрашным. При императоре Юлиане отступнике христианские храмы были закрыты, и потому христиане для совершения богослужений стали собираться в поле. Юлиан узнал об этом и велел одному из военачальников всех собиравшихся там умертвить. Начальник был человек добрый и, щадя христиан, предупредил их о царском повелении. Между тем, рано утром, увидел он одну женщину, которая с ребенком на руках быстро вышла из дома и так же быстро прошла мимо солдат императора. Начальник велел взять ее и привести к себе. Когда ее привели, он спросил: «Убогая женщина, куда ты рано спешишь?»
Она отвечала: «В поле, где христиане собираются».
Начальник сказал: «Разве ты не слышала, туда придет посланный от царя и всех, кого застанет там, убьет?»
«Слышала, - отвечала женщина, - потому и спешу, чтобы умереть за Христа».
«Да зачем же, если так, младенца несешь с собой?»
«Затем и несу, - отвечала она, - чтобы и он мучения сподобился».
Услышав это, начальник отпустил своих воинов, пошел к царю и сказал: «Если велишь мне умереть - я готов, но исполнить твоего приказания относительно христиан я не могу» - и рассказал о своей встрече с женщиной.
Святитель Василий Великий учит: «Кто Бога боится, тот людей не боится, а кто людей боится - тот Бога не боится». Но юноша, пришедший к Сыну Божию, именно людей боялся, и боялся их больше, чем Бога. И далее мы читаем: Он же сказал ему: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог». (Мф. 19, 17) Возможно, что юноша догадывался, Кто перед ним, поэтому и обращается к Господу Иисусу со словами «Учитель Благий», но не называет Его Господом, опасаясь стоящих рядом иудеев. И Христос обличает его, как бы говорит ему: назвал меня благим - назови и Господом, никто не благ, как только один Бог. Но скованный собственными страхами и сомнениями юноша оказался неспособным возвыситься над собственною трусостью и объективно оценить реальность. Святитель Иоанн Златоуст. истолковывая слова Христа «никто не благ как только один Бог», пишет: итак, когда Он сказал: -никто не благ, то этим и хотел показать, что Он не благ. Да не будет этого, ведь Он не сказал - почему ты называешь Меня благим, Я не благ, но никто не благ. То есть никто из людей, впрочем, Он этими словами не лишает благости людей, но только отличает последнюю от благости Божьей. Отвечая на его вопрос «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?», Христос говорит: если же хочешь войти в жизнь вечную, то соблюди заповеди (Мф. 19 , 17) Здесь Христос не просто указывает на закон Божий, Он как мы увидим далее, указывает на практические аспекты Божественного закона. Молодости свойственно абстрагироваться, дистанцироваться от реальности. Молодых более привлекают абстрактные умозаключения, чем заземленные реалии настоящей жизни. Молодой человек может часами рассуждать об этических аспектах закона Божия и при этом даже пальцем не двинуть в сторону исполнения конкретной заповеди. Это связано, прежде всего, с тем, что молодым верующим не свойственно ощущать остроту и опасность греха. Грех для молодых хоть и опасное, пугающее, но все - таки приключение. Они хотят пережить, поэкспериментировать и проверить все на самих себе, даже не догадываясь, как потом, в зрелые годы и даже в преддверии могилы грехи юности могут настичь их и нанести предательский удар в спину. Сказано: ибо ты пишешь на меня горькое, и вменяешь мне грехи юности моей (Иов 13, 26). И еще: Кости его напоены грехами юности и с ним лягут они в прах (Иов 20, 11), Если Иов боится последствий греховной юности, которыми напоены кости его, то Давид умоляет Бога не вспоминать дней юности его: грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай. По милости Твоей вспомни меня Ты ради благости Твоей, Господи (Пс. 24, 7).
Что происходит далее, когда Христос, отвечая на вопрос: что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную, указывает на закон Бога, на Его святые заповеди? Юноша спрашивает, какие (Мф. 19, 1). А действительно, какие заповеди, прежде всего, надо соблюдать? Если, отвечая на этот вопрос, предложить молодому человеку нечто общее, то он даже не поймет, о чем идет речь. Поэтому юноша получает более чем конкретный ответ. Иисус же сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего как самого себя (Мф. 19, 18). Возможно, что услышав подробный, более чем конкретный ответ, юноша обиделся или даже оскорбился. И действительно, если священник на исповеди даст совет кому - либо из нас не убивать людей и не насиловать женщин, то, возможно, подобное оскорбит и выведет из равновесия того, кто это услышит, разве это все не самоочевидно? Но в действительности многим людям необходима именно такая конкретика, она необходима и каждому из нас, ибо что пользы для христианина рассуждать о нетварных, божественных энергиях и при этом блудить, воровать, поносить ближних последними словами, курить и пьянствовать? Если дело с богатым юношей обстоит именно так, то он просто - напросто грешник, который не понял этого до конца. Но в «Толковой Библии» Лопухина предлагается и несколько иное истолкование. Там сказано: нельзя предполагать также, что указание Христом таких - то, а не других заповедей было просто делом случайным, то - есть, иначе говоря, простым набором слов. Таком образом, остается только предположить, что, наоборот, юноша заботился о исполнении тех именно заповедей, на какие указывал ему Христос. Ответ юноши был прямо рассчитан на то, чтобы не сказать ничего нового сравнительно с тем, что уже было хорошо известно из ветхозаветного закона. Это толкование, во всяком случае, хорошо подтверждается дальнейшим заявлением юноши, что все это он сохранил, чего еще не достает ему? Самые заповеди, перечисленные Христом, есть сокращенное изложение десятисловия и других мест ветхозаветного закона. Если следовать за толкованием преемников Лопухина, то получается, что Христос ищет для юноши не просто спасения на положении меньшего в Царствии Небесном, но предлагает ему нечто несравненно большее. И действительно, далее мы читаем: «Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне?» (Мф. 19, 20) Такой ответ юноши нельзя воспринимать как что - то безусловное. Конечно, он мог исполнить внешнюю сторону закона, но если бы он постиг и внутренний смысл каждой заповеди, то, без сомнения, почел бы себя грешником. Апостол Павел писал о себе: «Если же ищу оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками» (Гал. 17, 17). То - есть Павел посмотрел на закон Божий через призму Нового Завета и увидел себя грешным и оскверненным. Сказано: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф. 5, 21 - 22, 27 - 28) Иными словами, иногда грешник не совершает грех только потому, что обстоятельства, не зависящие от него, не позволяют ему это сделать. Неужели его только за это надо считать праведным? Конечно, нет. Грех, живущий в нашей душе, как некий закон действующего в нас греха, сам по себе делает нас грешными. О чем и пишет апостол Павел: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем, но в членах моих вижу иной закон - противоборствующий закон ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих - бедный я человек. Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7, 22 - 24 ) Юноша не видел в себе живущего греха и поэтому заблуждался. Юноша искал для себя спасения, и поэтому Христос возлюбил его. И далее мы читаем: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Этим призывом Сын Божий помогает юноше оценить свое собственное состояние как грешное и лишенное надежды на спасение вне Божественного милосердия, да и на что он мог надеяться? Сказано: «Итак, что же имеем мы преимущество и сколько, ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и эллины - все под грехом. Как написано - нет праведного ни одного, нет разумевающего. Никто не ищет Бога, все совратилися с пути, до одного негодны. Нет делающего добро, нет ни одного». (Рим. 3, 9 - 12) То есть, братья и сестры, эллины грешили, не зная закона, а иудеи грешили, находясь под законом, и нет праведного ни одного. Но теперь это становится понятным и для самого юноши. Он не может стяжать совершенство - жадность душит его, а где жадность там и гнев, и злоба, и убийство. И далее мы читаем: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф.19, 22) Здесь не очень понятно - с печалью о чем он отходит от Христа? То ли с печалью о большом имении - как бы его не потерять. То ли с печалью за самого себя, так и не сумевшего преодолеть собственный эгоизм и стяжание. Святитель Иоанн Златоуст говорит: Если бы юноша подошел к Иисусу с намерением искусить его, то не отошел бы с печалью о том, что услышал. Никто из фарисеев никогда не испытал в себе такое состояние. Напротив, все они, будучи опровергаемы Иисусом, еще более ожесточались против него. Не так поступает юноша-он уходит с печалью. Близко подошел богатый юноша ко спасению в лице Спасителя, но и быстро, хотя и с печалью, покинул его. И далее мы читаем: Иисус сказал же ученикам своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 23 - 24 ). Вот эти слова Иисуса Христа были вызовом ветхозаветному представлению о том, что должно сопутствовать праведности и святости. Иудеи были уверены, что богатство-это особое Божие благословение. И в их понимании скорее нищий эмхарэц - это «черная кость», крестьяне, неучи, грешники и враги праведности. Подобное новшество озадачило и апостола, когда Христос все меняет местами. Наоборот, нищие ближе к Богу, крестьяне – эмхарец - люди земли ближе к Богу чем нежели богатые. Подобное новшество озадачило апостола, и мы далее читаем: услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? (Мф. 19, 25) В их вопросе так и сквозит: если богатые не спасаются, то кто тогда может спастись? Чтобы окончательно отвести их сознание от подобного заблуждения, Господь Иисус Христос, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Блаженный Иероним так истолковал эти слова: этими словами уже показывается, что не только трудно, но и невозможно войти в Царство Небесное богатому. Действительно, верблюд не может пройти сквозь игольное ушко. И если, подобно этому, богач не может войти в Царство Небесное, то никакой из богачей не спасется. Блаженный Феофилакт как бы уточняет резкий тон Иеронима, он пишет: если кто - либо станет избегать корыстолюбия, то он, при помощи Божьей, сперва успеет в том, что отсечет излишнее, а потом дойдет до того, что истратит на бедных и необходимое. Так помощь Божия добрым путем приведет его к Царству Небесному. То есть богатый спасается только через добровольное обнищание, и никак иначе. И далее мы читаем: тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле Славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 27-28). Апостол Петр продолжает мыслить по ветхозаветной парадигме, ведь Дух Святой еще не сходил на них, он как бы спрашивает: если богатые погибнут и не войдут в Царство Небесное, то куда попадем мы, обнищавшие ради тебя? И Христос отвечает: и всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф.19, 29-30) Таким образом, рушились обветшавшие парадигмы ветхозаветного мира и созидались в сердцах апостолов новые представления о новозаветном Царстве Бога, о котором и сам Сын Божий некогда изречет: Царство Мое не от мира сего (Ин.18, 36). Таким образом Христос провозглашал теократические принципы новозаветного царства церкви, о котором еще пророк Даниил сказал: и во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу. Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2, 44) Здесь я бы хотел рассмотреть вопрос о крещении младенцев. Прежде всего, мы, православные исходим из того, что крещение несет в себе избавление от грехов, в котором нуждается, в том числе, и каждый ребенок. Сказано: крестил я так же Стефана в дом, а крестил ли еще кого - не знаю (1 Кор. 1, 16 ). Понятие «дом» было достаточно широким и вмещало в себя всех домочадцев, слуг и рабов с их семьями, как взрослых так и детей. Как вы думаете, дети находятся под грехом? Если кто - то возразит, что детям незачем креститься, так как они безгрешны, он будет неправ. Дети все же имеют на себе грехи. Писание говорит: Господь Бог твой-Бог ревнитель, наказывающий детей и за вину отцов до 3 и 4 рода ненавидящих меня. (Исх. 20 , 5). Давид восклицает: вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50, 7). Очень часто в Библии говорится о том, что Господь наказывал детей наряду со взрослыми. Например: И взяли в то время все города его и предали заклятию все города мужчин и женщин, и детей- не оставили никого живых. (Втор. 2, 34) Поэтому выделять детей из проблемного поля взрослых, и рассматривать их отдельно было бы легкомысленно. Сказано о равной ответственности перед законом и взрослых, и детей: ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя (Втор. 5, 14). Кстати, о поколении потопа сказано: конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями, и вот я истреблю их земли (Быт. 6-13). Никто из взрослых и детей, кроме семейства Ноя, не спасся. Опасность Божьего гнева нависает над каждым человеком, независимо от его возраста. Не заботиться о спасении детей - это значит проявлять верх беспечности и неблагоразумия. А о том, что именно в крещении мы приобщаемся искупительному действию крови Христа, в Писании сказано достаточно много: Итак, что ты медлишь, встань, крестись и омой грехи твои (Деян. 22 , 16 ). И еще: Петр же сказал им: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян.2 2 , 38 ). А то, что кровь Христова была пролита во оставление грехов, мы знаем и верим в это, как и сказано: Ибо сие есть кровь моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28). И не только в таинстве причастия, но и в таинстве крещения мы можем приобщиться к спасительному действию-о чем и прочитали выше. Я хочу спросить вас, дорогие братья и сестры, какое время было более спасительным и благодатным? Ветхозаветное или Новозаветное? Конечно Новозаветное, как и сказано: ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. Как вы думаете, где легче войти в народ Божий - во дни Ветхого Завета, когда весть о спасении была открыта только одному народу, или во дни Нового Завета, когда правда Божия открывается всякому? Конечно, братья и сестры, наше время более благоприятное для спасения. Но кто то спросит, какое это отношение имеет к рассматриваему вопросу? Прямое. Ведь и с точки зрения, не принимающей детокрещение следует, что с приходом в мир Христа Спасителя, положение детей усугубилось. Действительно, давайте ответим на следующий вопрос. Через какой обряд пройдя в Новозаветные времена человек может войти в народ Божий? Крещение, ну хорошо. А в Ветхозаветные времена через какой обряд пройдя, народ входил в общину Израиля - становился иудеем? –Обрезание - отлично. А в каком возрасте человек мог быть обрезанным? В восьмидневном - это действительно так. Сказано: восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт. 17, 12). Итак, у нас получается, что в Ветхозаветное общение Бога человек мог войти в сообщество Израиля, будучи ребенком, младенцем. А в Новозаветное время положение детей разве усугубляется, и они не могут быть членами христианской церкви? Кто - то спросит: а как обрезание соотносится с крещением? Само Писание проводит эти параллели, когда говорит: «В нем вы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением духовного тела плоти - обрезанием Христовым, быв погребены с ним в крещении (Гал. 2, 11-12 ). Итак, обрезание, которое можно было совершать над восьмидневным ребенком, прообразовало собой крещение. Да в Писании ясно сказано о крещении: Кто будет веровать и креститься - спасен будет, а кто не будет веровать- осужден будет (Мк. 16-16). Возникает вопрос - как ребенок может веровать? Ответ очевиден - за него веруют его крестные родители. А разве один человек может веровать за другого? Может, и тому есть множество примеров из Писания. Например, случай со слугою сотника. Он был исцелен не своей личной верой, а верой самого сотника, как и сказано: И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8, 13 ). Кстати то слово, которое у нас переведено как слуга в греческом оригинале читается как ребенок-мальчик. Получается, что взрослый сотник верует за своего слугу-ребенка, и последний получает по его вере исцеление. Так же примером может быть для нас случай с расслабленным, положенным на постели, где говорится о его друзьях. Видя их веру, Иисус сказал расслабленному: дерзай чадо, прощаются тебе грехи твои (Мф. 9-2). Здесь, как в других случаях, Иисус не обращает внимания на своего больного, который, похоже, был расслабленным не только телом, но и душой, а смотрит на веру его друзей, и по их вере исцеляет его. Теперь давайте внимательно прочитаем следующий текст: Услышав это, они умилилися сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: Что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа (Деян. 2, 37-38). Обратим внимание на то, что когда апостол Петр говорит: покайтесь, он не говорит: - покайтесь все, как в случае когда он говорит о крещении. Это значит, что он имеет в виду только тех, которые могут покаяться - взрослых, дети не могут каяться. Но в случае, когда он говорит о крещении, он говорит: да крестится каждый из вас, имея в виду и взрослых, и детей. Ведь как мы установили, и дети, и взрослые находятся под грехом. И он, Петр, именно это имеет в виду, когда добавляет - о крещении, во имя Иисуса Христа для прощения грехов. Далее он говорит еще более определенно: И получите дар Святаго Духа, ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь- Бог ваш (Деян. 2, 38-39). А то, что Господь призывает не только взрослых, но и детей, Он сам засвидетельствовал, сказав: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие».
Спаси вас Христос!
Добавить комментарий