Перейти к основному содержанию

08:38 19.08.2019

Есть люди, которые говорят, что церковь уже не та, что при Христе, не та, что при апостолах. Да что там при апостолах, не та, что до революции. Что и священники уже не те. Отвечает архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Елеазар Титов.

19.05.2014 06:40:59

Христос Воскресе! Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В эфире православная радиостанция «Радонеж». Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в городе Иваново архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Елеазар Титов. Вы можете задавать свои вопросы по телефону прямого эфира или присылать их по смс.

 -Батюшка, благословите.

 -Бог благословит.

 -Наши с вами темы всегда являются отражением нашего общения с людьми. И сегодняшняя тема нами выбрана не случайно. Она будет заключаться в следующем. Есть люди, которые говорят, что церковь уже не та, что была раньше, не та, что при Христе, не та, что при апостолах. Да что там при апостолах, не та, что до революции. Что и священники уже не те. И церковь уже не та. И все не то.

И поэтому снимают с себя кресты и объявляют себя безбожными людьми. Говорят, что Бога нет. Что вы из вашего опыта можете ответить на это?

 -Христос Воскресе! Ну что мы на это скажем? Вот я допустим, сегодня слышал, что церковь эта уже устарела, что мы пилим сук, на котором мы сидим, что уже все скоро рухнет. Пастыри такие, да такие, да разэтакие. Это огромная ошибка. Потому что церковь, согласно Священному писанию, это тело Христово. А глава этого тела сам Христос. И церковь всегда свята. И она будет стоять до скончания века. И врата ада ее не одолеют. А то, что, допустим. священнослужители недостойно себя ведут-так это люди. Они находятся вне церкви. А церковь всегда свята. Так что ориентироваться на этих людей нельзя.

Вот для примера. Человек лежит больной. У него приступ. Он ждет- не дождется, когда же приедет врач. Он должен уже быть с минуты на минуту. И когда врач приезжает, он уже еле дышит. Он врача не спрашивает: ты матом ругаешься? Водку пьешь? Ведешь себя не как положено? Его это не интересует. Его интересует только одно. Чтобы врач помог ему дальше жить.

Точно так же, когда человек задыхается в этом безбожном мире, когда кругом одни только страсти, человек приходит в такое состояние, что находится уже на грани смерти. И, допустим, он приходит к священнику, или священник приезжает к нему. Он же его не спрашивает: куришь ли, водку пьешь или, может быть, ругаешься? Его это не должно интересовать. Он должен получить исцеление души, покаяться во всех грехах Богу.

А священник должен примирить его с Богом, прочитать над ним молитву. И когда читают молитву, то Господь через уста священника говорит: прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов. Если человек покаялся искренне. Так что церковь жила, живет и будет жить. Так что она не устарела.

 -У нас первый звонок. Говорите, пожалуйста.

 -Христос Воскресе!

 -Воистину Воскресе!

 -Отец Амвросий, будьте добры, ответьте. Есть такие люди, которые, когда им надо решить свои личные проблемы -например, обмен квартиры или женитьба- не могут принять правильное решение. Все время сомневаются. И поэтому пытаются найти старца, который им указал бы правильный путь. Но старцев мы знаем, сейчас немного в России. И поэтому люди очень долго не решают свои проблемы. Помогите понять: надо ли действительно искать старцев для принятия решений?

 -Я думаю, что не надо искать старцев, чтобы решить свои проблемы. У нас есть рядом Господь, Матерь Божия, множество святых. Они помогут разрешить все эти проблемы. Имеется в виду, что когда мы читаем «Отче наш» и Евангелие- «Да будет воля Твоя святая»- вопросы разрешаются. Если мы к Господу обращаемся и просим его, Бог прежде нашего прошения уже знает, в чем мы имеем нужду. Поэтому Он сказал: ищите, прежде всего, царства божия и правды его. А остальное все приложится. Это же сам Творец вселенной сказал.

И, конечно, когда есть рядом верующий человек, может даже священнослужитель, то сказано в Священном писании: спросите старцев. Это имеется в виду священнослужителей. Когда мы обращаемся к ним, то Господь через них поможет разрешить все вопросы. Если мы помолились усердно, вошли в храм, и со смирением спросили священника: как нам этот вопрос разрешить?

И Господь через священника скажет нам, как этот вопрос решается. Даже священник и сам может не понимать, а Господь через него скажет, что надо человеку для спасения. Потому что Дух святой действует в церкви. И Он будет действовать до скончания века.

Но если нет священнослужителя рядом, то у нас рядом Господь. Если мы будем его просить: Господи, помоги мне этот вопрос разрешить- и Господь разрешит. Каким путем? Господь может через ближнего нам сказать. Я думаю, что Господь не оставил церковь, Он Духом святым действует в нас. Поэтому надо стараться постоянно быть с Богом.

 -Батюшка, ну, вот люди обращаются к старцам с каким вопросами? Вот женщина сказала: квартира, выйти замуж, какой-то бизнес…. Но ведь старцы стяжают благодать Святого духа прежде всего для чего? Чтобы помочь нам избавиться от страстей и пороков. А бывает порой, что приемные старцев, если так можно выразиться, забиты именно теми людьми, которых не интересует, как можно от страстей и пороков избавиться. Их как раз интересует земная жизнь.

 -Ну, я скажу случай. В Оптиной пустыни послушник приходит к преподобному старцу Амвросию и говорит: вот эта бабка постоянно у вас время отнимает. А сколько людей остается без вашего внимания! Она спрашивает у старца: вот индюк умер один, второй…А старец послушнику отвечает: у нее вся жизнь в этих индюках, в гусях. У нее больше нет никаких проблем. Только вот индюки. Так приходится и эти вопросы решать.

 -С индюками…

 -Да. Ее не интересует спасение души, а индюки ее интересуют.

 -Батюшка, может, вернемся к нашей основной теме? Вы говорите, что священнослужители бывают разные, не надо обращать на них внимания. Но ведь священнослужитель –это знамя церкви. На него смотрят.

 - Настоящий православный христианин вполне обращает внимание на недостатки человека. Ведь священник же не ангел, а такой же человек. Только он получил от Бога через рукоположение епископа власть совершать таинства и прощать грехи. Он человек, и как апостол говорит: через мое рукоположение разогревай в себе благодать.

То- есть если человек получил через рукоположение власть духовную, оказывается, нужно еще и развивать ее, увеличивать благодать.

 -А как это?

 -Через молитву, через чистую жизнь, через покаяние, ощущения своей совести эта благодать в нем умножается. А можно так: получить эту власть и не разогревать свое сердце. Погрязнуть в грехах. Как святитель Ефрем Сирин говорит: если священник совершит божественную литургию, то даже если бы он превзошел грехами своими всех, и никого бы не было на свете грешнее его- все равно таинство совершается.

Почему? Потому что священник невидимым образом совершает это таинство, а видит это Сам Христос. Дух святой действует в церкви. Вот, допустим, дьякона взять. Он может благодать в себе развить, как архидьякон Стефан. И ему дарования давались. А можно есть, пить, спать, телевизор смотреть и всякую гадость. И так можно жить. Это конечно неправильно, это погибель души.

Я знаю таких людей, которые получили благодать священства. Они вкушают пищи очень мало. Порой даже картошечки сварят две-три и без масла. Один раз поест в день не досыта, потому что он совершает литургию. И таким путем благодать в нем действует. Господь видит, что он стремится к святости, и Господь его не оставляет. Поэтому благодать божья дается только тем, кто трудится, молится. И вера укрепляется от молитвы. Многие говорят: у меня вера слабая. Она слабая оттого, что слабая молитва. Оттого. Что недуховная жизнь. От этого вера гаснет в человеке, и он снимает крест. Он заявляет: Веру люди придумали, чтобы народ держать в порабощении.

 -Да, батюшка. Я как-то прочитал у святых отцов: они говорят так: невозможно чтобы в человеке, который проводит нечистую жизнь, не поколебалась вера, и он бы не усомнился в бытии Бога. То- есть чистота нашей жизни напрямую связана с чистотой веры. Либо она будет крепкая, либо она будет угасать.

 -У нас еще один звонок. Мы слушаем вас, говорите.

 -Многоуважаемый отче Амвросий! Я грешный раб Николай. У меня такая ситуация, что есть внучка, которая была замужем и развелась. И теперь живет- видно, я сам грешен- с татарином, допустим. И вот у нас такие разногласия… Но ей там хорошо, она говорит. Ей хорошо, потому что там все есть. А тот, который был, он вообще не работал, и она кормила семью. И я говорю: давайте молиться и жить в мире. И пускай Господь Бог даст возможность ей самой решить. Она уже взрослая. Ей 25 лет уже, замужем была. Вот батюшка, скажите, что нам делать?

 -Подождите, скажите еще раз: какой у вас вопрос?

 -То -есть вы не слышали?

 -Нет. Мы все слышали, но не поняли.

 -Прошу прощения. Христос Воскресе.

 -Вопрос мой такой, что моя внучка она была замужем за православным. А теперь она имеет гражданский брак с…

 -С мусульманином…

 -Он не мусульманин, он татарин. Как мне быть? Они уже живут в гражданском браке. Вот мы молимся и просим Господа помочь. Или противостоять? А вдруг что-то произойдет не так? Как вы считает? Что делать?

 -Я не знаю, что сказать.

 -Ну, батюшка, семейные вопросы они всегда сложные. Потому что при всей внешней похожести они всегда разные. И один случай совершенно не похож на другой. Действительно, для православного верующего человека, если он крепко верит в Бога, ходит в церковь, невозможно выходить замуж или жениться на иноверцах.

Но если этот человек околоцерковный или нецерковный? И ему, в общем-то, все равно: ходить в церковь или не ходить. И в таком случает, он женится или выходит замуж за иноверца, тоже большой разницы нет. Я думаю, что в данной ситуации нужно молиться, и отпустить эту жизненную ситуацию на промысел божий. Если мы будем молиться крепко, вы будете молиться о вашей внучке, и в конце молитвы будете добавлять: Господи, да будет на все твоя святая воля, вы увидите рано или поздно, это как Богу будет угодно, будет результат. Хороший результат. Господь приведет ее к вере. А, может быть, придет вместе с супругом.

 -Ну, для того, чтобы молитва дошла до Господа, надо и родственникам покаяться в грехах. Не поверхностно, а глубоко. С таким расчетом: все, что мы делаем, говорим, мыслим- не исчезает. Все запечатлевается в вечность на все времена. Ведь обычно приходят и говорят так: блудила, аборты делала. А ведь когда мытарства будем проходить, за все надо будет ответить. И двадцать мытарств надо пройти:

 1. празднословия и сквернословия,

2. лжи,

3. осуждения и клеветы,

4. объядения и пьянства,

5. лености,

6. воровства,

7. сребролюбия и скупости,

8. лихоимства,

9. неправды и тщеславия,

10. зависти,

11. гордости,

12. гнева,

13. злопамятства,

14. разбойничества,

15. чародеяния, обаяния, отравления наговорными травами, призывания бесов,

16. блуда,

17. прелюбодеяния,

18. содомских грехов,

19. идолослужения и всякия ереси,

20. немилосердия и жестокосердия.

Допустим, первое мытарство: празднословие, всякие анекдоты, смех, пустословие, болтовня, которая не приносит нам пользы. На первом мытарстве задержат. Я уже не говорю о шестнадцатом мытарстве: блуда, семнадцатом- прелюбодеяние и восемнадцатом- содомские грехи. Никуда не денешься. Все должны пройти этот путь.

 -Кстати, батюшка, нужно добавить, что мытарства- они только для…

 -Только для верующих людей.

 -Да, только для верующих.

 -Только для христиан.

 -Да, и только для христиан. Все остальные даже не доходят до них.

 -Они прямо сразу забираются. Как только душа вышла из тела, нераскаянная душа-сразу окружают демоны и эту душу забирают. И уводят в такие места, где ужас и страх. Поэтому люди, те, которые праведно живут, у них в этой жизни и сны бывают хорошие. И Господь хранит этого человека от злых людей, от злых духов. И в душе не бывает уныния, отчаяния, тоски, тревоги. А в душе бывают мир, тишина и покой.

 -Дорогие братья и сестры! Напоминаю вам, что можете задавать свои вопросы по телефону прямого эфира или присылать их по смс.

 -У нас поступил еще один звонок. Мы слушаем вас, говорите.

 -Христос воскресе!

 -Воистину Воскресе!

 

-Скажите, пожалуйста, вот когда я прихожу на исповедь, я говорю свои грехи. И мне священник, не спрашивая мое имя, накрывает меня епитрахилью и все, отпускает грехи. А кому отпускает? Он же не спрашивает у меня имя мое? Правильно это или неправильно?

 -Матушка, Господь же знает, кому отпускаются грехи. Допустим, кто читал книгу митрополита Иосифа, он там рассказывает. Я с ним дважды беседовал. Однажды священнослужителей целую группу вели на этапе с одного поезда на другой, и какая-то женщина бросила булку хлеба этим осужденным, в том числе и он был там. Он говорит: я не знаю ее имя, но вот уже прошло много лет, а я все молюсь за нее. Молюсь за ту женщину, которая бросила булку хлеба. Он даже имя ее не знает. Знает только один Господь. Так что если священник не назвал имя…

 -Не смущайтесь.

 -Да. Да не смутится сердце ваше. Самое главное, что вы Господу покаялись.

 -У нас поступил еще один звонок. Мы слушаем вас, говорите.

 -Христос воскресе!

 -Воистину Воскресе!

 -Батюшка, скажите, пожалуйста, у меня такой вопрос, не знаю, как вы рассудите. Вот принесли мне черенок цветка…..

Думаю -откуда? Ну как сказать украла, мне говорят? То- есть где работал человек, оттуда сорвал цветочек и принес. И я не знаю, что мне делать? Выбросить? Так вроде и создание божие. Ну не могу живое выбросить. А оставить? Так вроде ворованное. Что делать?

 -Это традиция, батюшка, еще с Советского Союза. Там, где работаешь, обязательно что-то унесешь.

 -Мне одна женщина, которая работала на заводе, где выпускали ключи для машины…

 -Гаечные.

 -Да, гаечные. Она говорит: мне он не нужен совсем. Но уже в привычку вошло: надо что-то взять. Вот в карман ключ положишь…У нее уже столько набралось этих ключей за все время работы, не знает просто, куда их девать. Ворованные. Но она покаялась в том, что воровала. Так советская власть приучила. Ограничила деньги. Знала, что люди воруют.

 -Но как этой женщине поступить с этим цветком?

 -Подарить другому, или отнести в храм.

 -А ведь некоторые батюшка люди на полном серьезе, искренне не понимают, почему воровать нельзя. Например, у нас в подворье прибился один человек. Ну, трудится за то, чтобы его покормили и дали ночлег. И вдруг он однажды священнику , который служит на нашем подворье, приносит телевизор. Тот его спрашивает: откуда у тебя телевизор? Так вот я тебе принес. А откуда ты взял? У тебя же денег- то нет?

 -Украл.

 -Украл. Да ты что? Воровать же нельзя!- Ну, я же для церкви, не для себя- То есть если для церкви, то можно и своровать. Вот такая линия у людей.

 -Правильно.

 -Он от чистого сердца украл.

 -Господь сказал: не отбирай, не воруй, не прелюбодействуй. Это нельзя делать.

 -У нас поступил еще один звонок. Мы слушаем вас, говорите.

 -Христос воскресе!

 -Воистину Воскресе!

 -Батюшка, у меня вот такой вопрос. Я 55 лет назад венчалась с мужем. У меня в хорошем состоянии свечи венчальные. Ну, там немножко они сгорели, когда венчались. Муж у меня умер уже семнадцать лет назад. Можно куда-нибудь их применить? Или, может, зажигать их дома?

 -Ну, обычно венчальные свечи зажигают, когда на душе бывает тоскливо или плохо, зажигают эти свечи и к Господу с молитвой обращаются и просят, чтобы Господь простил нам грехи, и чтобы в душе появился мир, тишина и радость. Если появилась в душе радость, то можно свечи погасить. Особенно если у тех, которые повенчались, бывают в жизни всякого рода раздоры- жена или муж могут зажечь венчальные свечи, помолиться.

 -У нас поступил еще один звонок. Мы слушаем вас, говорите.

 -Христос воскресе!

 -Воистину Воскресе!

 -Батюшка, расскажите, пожалуйста, о епитимье. В каких случаях ее накладывают на прихожан? И если, может быть, что-то не выполнено-иногда так бывает, что не получается выполнить-страшно это?

 -Епитимья- это утешение. Допустим, человек совершил какой-то грех, и душа болит. И священник, чтобы утешить этого человека, дает епитимью. Ну для примера: в среду и пятницу не вкушать пищу, допустим, за аборт. Не вкушать мясной пищи до самой смерти. И человек если принял эту епитимью, он должен ее нести. Мясо не вкушать, в среду, пятницу вообще не есть.

Если человек не выполняет эту епитимью, то бывает, когда душа выйдет из тела, бесы напомнят об этом. Скажут: за грех тебе дали эту епитимью, а ты не выполнила. И могут побить. Большая неприятность будет. Поэтому если дали епитимью, надо выполнить. Если священник дал эту епитимью, допустим, сказал: на- ко, я даю тебе эту епитимью, а сам умер, года еще не прошло, то автоматически эта епитимья снимается. Но человек все равно должен за год ее выполнить.

То- есть не надо уже идти к этому священнику и говорить, что я епитимью выполнила. Епитимья- это не наказание, это исправление для утешения дается. Когда человеку за какой-то грех дали сколько то там поклонов, или читать Евангелие несколько глав. Хотя положено каждый день читать по одной главе. Ну, тут священник сам видит, что человеку дать и за какой грех.

 -Давайте послушаем еще один звонок. Мы слушаем вас, говорите.

 -Христос воскресе!

 -Воистину Воскресе!

 -Я вас очень благодарю, отец Амвросий, за то, что вы объяснили по поводу епитимьи. Мне тоже нужно было знать об этом. А у меня такой вопрос Я прошу помолиться за сына моего Григория, ему очень не везет в жизни. И я думаю, что это по моим грехам. Мне уже 80 лет. И я столько написала про свои грехи! Все вспоминала до малейшего, а когда я просила, чтобы меня подвезли к храму, или пригласили ко мне священника, потому что я уже шесть месяцев не причащалась, то не получилось.

И все-таки когда меня подвезли уже, впопыхах я забыла дома все эти листки со списками грехов и подхожу, народу много. Это Чистый четверг. Я до половины батюшке рассказала, и он благословил меня принять причастие, и я приняла. И я сейчас боюсь, волнуюсь и еще хочу сказать, что у меня было два раза также. В Одессе я жила и когда пришла исповедоваться, батюшка глянул на меня, что я стою и держу листочек и говорит: матушка, вы во всех грехах этих каетесь? Я говорю: во всех- Ну, порвите листок. И я порвала. А я так хотела, так была настроена все это выложить! А вы как на это смотрите? Пожалуйста, скажите.

 -Спаси вас Господь. Я исповедовал одну престарелую женщину, которая не может ходить в церковь. И когда она исповедовалась, то сказала: я вот на батюшку обиделась, что он приехал ко мне, а я долго-долго вспоминала, все записала, а он говорит: зачем мне твоя бумажка нужна? Ты должна все по памяти говорить, все вспомнить. Я даже обиделась на него. Почему? Думаю, сам-то когда проповедь говорит, на память не говорит, а по книжке все читает. Вот и осудила я его.

Конечно, если у вас тяжелые грехи какие-то были - имеются в виду смертные. А смертные грехи- это блуд, аборты, убийства, прелюбодеяния, то надо поехать в монастырь и найти такого священника, который принял бы вашу исповедь. Почему священник не принял? Потому что народу очень много бывает, и ему физически невозможно все выслушать. А потом ведь люди многие как пишут?

Я как-то рассказывал, лист написали- а там греха нет, только одни слова. Ну, для примера. Вот, батюшка, вы меня сейчас выслушайте, я вам все расскажу. Ты мне скажи, какой у тебя грех? Ты не торопи меня. А там еще стоят человек пятьдесят. Я тебе сейчас все расскажу. Ну, школу я закончила, ну, училась так средне, потом поступила в институт…Я говорю: мать, ты мне скажи какие у тебя грехи? А сейчас я все скажу.

Когда кончила я институт, меня послали в такой-то город работать, ну приняли меня там…Я говорю: мать, скажи мне, какие у тебя грехи?- А вы меня не торопите. Я сейчас все скажу.

 -А то я разволнуюсь и все забуду.

 -Да. И так может плести минут пять-десять, а то и полчаса. А греха нет. Одни только слова. Я уже ей говорю: ну скажи, что впала в блуд. Она- ну да, впала в блуд. Я говорю: зачем мне вся история твоя…

 -Вот это предисловие все к одному греху.

 -Да. Я говорю: нельзя так. Вот я в Почаевской лавре каждый день по пятьдесят человек исповедовал. Утром и вечером по пятьдесят. Всего сто человек, которые стояли по неделям. Так уж пришлось сжато и кратко все говорить. Спрашиваю: с кем живете? С мужем. Венчались? Да. Аборты делала? Другие мужчины были? Сколько? Вот так, кратко и сжато. Все понятно.

А зачем всю эту историю рассказывать? Все свои похождения? Самое главное- это перемена жизни. Все, покаялся, переменился. -Батюшка, если правильно поняли мы вас, то нужно соблюдать эту золотую середину. И грехи рассказывать с одной стороны. И в то же время не вдаваться в пустословие. То есть кратко, но по сути.

 -По сути.

 -И все грехи рассказывать.

 -Да.

 -Ясно. У нас поступил еще один звонок. Мы слушаем вас, говорите.

 -Христос воскресе!

 -Воистину Воскресе!

 -Батюшка, я бы попросила вас дать конкретный совет по такому случаю. Племянница ушла в монастырь без благословения матери. Ей 23 года, матери 63 года. Живет она вдали от родных, похоронила мужа, сына- по причине несчастного случая на службе. Сейчас она больна, одинока и очень унывает. Она считает, что дочь ее бросила. И ей не на кого опереться в старости. Что вы можете сказать и что посоветовать?

 -Если мать верующая, а то бывает и неверующая, ссылаясь на то, что «я больная, за мной некому будет ухаживать, ты в монастырь не ходи»- это такое у нас бывает. А если мама верующая, то Господь ее не оставит, потому что дочь идет служить Господу. Ну, правильно так. Если она беспомощная, верующая, то дочь должна досмотреть мать. Если она немощная и больная. Это будет правильно.

А то большинство не пускают дочку свою в монастырь. Там, говорят, нечего делать. Живи здесь. И такое бывает.

 -Батюшка, я, кстати, тоже знаю такие случаи. Не пускают в монастырь: «А на кого ты меня оставишь?» Но стоит дочке выйти замуж, то переехать в другой город можно.

 -Это можно.

 -А ведь из другого года то не наездишься ухаживать, тем более, если, допустим, муж- военный. Послали вон на Дальний Восток служить.

 -И все…

 -А родители под Москвой живут.

 -Вот некоторые у нас матушки приходят и говорят: батюшка, у меня бабушка заболела, при смерти. Благословите меня съездить похоронить. Ну, пока жива -увидеться с ней. Я говорю: вот, святые отцы пишут: если монах спрашивает похоронить отца, мать или поухаживать, то ему говорят: ты живешь в монастыре, так молись за родителей- и Господь им даст здоровье.

Если не даст телесное здоровье, то даст духовное здоровье.

 -Да, батюшка…

 -Потому что если человек уехал из монастыря и побыл какое-то время дома- он возвращается уже другим.

 -Вот, кстати, это может быть некоторым непонятно. Многие могут сказать: что это за жестокость такая? Отец или мать умирает, а монаха не отпускают из монастыря! Это не жестокость. Это глубокое понимание того, какие перемены происходят в монахе. Поэтому покинуть монастырь хотя бы на один день…Святые отцы всегда говорили так своим послушникам, которым надо было выйти из кельи: Запомни: не находись долго в миру. Потому что каким ты вышел из кельи, ты уже никогда таким же не вернешься назад. Поэтому здесь свой есть монашеский опыт.

 -У нас поступил еще один звонок. Мы слушаем вас, говорите.

 -Христос воскресе!

 -Воистину Воскресе!

 -Батюшка, скажите, пожалуйста, грех ли заниматься дыхательной гимнастикой?

 -Йога?

 -Не только йога, есть еще другие.

 -А гимнастика не связана с духовностью?

 -Нет. Вот пример: когда голова болит, сильные головные боли, я не пью таблетку, а просто делаю дыхательную гимнастику- и боль проходит.

 -Ну, если она помогает вам, то можно. Вот если, допустим, человек бежал- и вдруг задыхается. Он должен остановиться и постепенно выдыхать воздух. Потихонечку выдыхать. И он быстро восстанавливает свое внутреннее состояние. Чтобы это не было связано с восторгом.

 -То- есть, чтобы не вдаваться в духовность?

 -Да. Помнишь, мы недавно видели человека?

 -Напомните.

 -Он уже тридцать лет занимается на Тибете.

 -А, да-да. Не на Тибете. Он занимался восточными единоборствами, достиг очень больших высот. Соприкоснулся, как он сам сказал, с духовностью. И испугался до такой степени, что тридцатилетний опыт в одночасье бросил и не прикасался больше к этому каратэ. Потому что испугался того, чего коснулся.

 -Батюшка, продолжим нашу основную тему. Вот вы говорите, что священник, чтобы разогревать в себе благодать, должен жить особым образом, как вы сказали. А как жить мирскому человеку в семье, чтобы разогревать в себе благодать? Как он должен жить? Ведь он работает, пересекается с людьми. Люди все разные. И верующие, и безбожные.

 -Ну, лично из своего опыта я могу сказать. Я тоже работал. И те люди, которые со мной работали, они Бога ругали, крест ругали. И разговоры всякие вели, рассказывали анекдоты разные развратные. А я по милости божьей, по благодати читал молитву Иисусову, чтобы они не знали, не видели. Они заставляли курить, и чтобы я матом ругался. Но я сдерживал себя, так что и дыма во рту никогда не держал. И старался водку не пить.

Вот ездили в колхоз работать, хлеб убирать. Человек двадцать молодежи. В поезде едешь, они набирали авоськи по двадцать бутылок и пили всю дорогу. Ну, я сидел с ними, и мне налили стопочку. Я выпил, они вторую наливают. Я говорю: я пью только один раз. Стакан выпью или стопочку. Второй раз не могу пить, она мне противна. Да выпей…А зачем,- говорю,- пить? -Ну, радостней будет.- Да мне и так радостно. И Господь не оставлял. Как только появляется желание выпить, сразу надо бросать.

Так что вот эти все ребята все пропили, всю водку выпили. Какие деньги были- все пропили. Стали покупать одеколон, зубную пасту. В стакане с водой размешают и пьют. То есть страсть такая непреодолимая у них была. Поэтому если есть какая-то страсть к чему-то, то сразу надо бросать, отсекать без всякого промедления. Вот есть, например, страсть курить. Вот когда душа выйдет из тела, ей захочется курить- а тела нет. Начинаются страдания. И так любая страсть начинает мучить человека. Если он ее не отсечет, она вечно его будет мучить.

 Надо во всем себя ограничить. И в питании, и в общении. Если видишь, что по телевизору всякая грязь лезет тебе в душу- отруби и не смотри его. Как многие в правительстве управляют. Я один раз исповедовал и говорю: вы же, наверное, по телевизору видели все. Отвечает: А я и не смотрю. В управлении работает, а телевизор не смотрит.

 -Батюшка, нам тут такой вопрос задали. В своем помяннике можно ли указывать наряду с именами еще и фамилии?

 -Это же не КГБ.

 -У нас поступил еще один звонок. Мы слушаем вас, говорите.

 -Христос воскресе!

 -Воистину Воскресе!

 -Батюшка, скажите, пожалуйста, можно ли к вам приехать в монастырь работать? У нас семья православная венчанная.

 -Сколько вам лет?

 -Сестра у меня работает в детском доме на Брянщине. А я педагог. Ну, в общем-то сельское хозяйство и труд для нас привычен. Мы вообще любим трудиться на земле. Но я уже пенсионерка и муж пенсионер.

 -Вот сейчас есть такая возможность у нас на подворье, мы купили 60 баранов, козлов и маленьких ягнят купили. И вот надо чтобы кто-то там ухаживал за ними, если кто любит. Пасти их. Потому что то помещение, которое мы купили, чтобы другие люди- иноверцы…

 -Мы вынуждены были купить эту ферму, чтобы ее не купили иноверцы и не поселились рядом с нами.

 -Вот, может, у кого есть такая возможность?

 -Приехать поухаживать?

 -Да. У меня спросил этот человек- ну я по ходу сообразил.

 -Вот, похоже, появился.

 -Можно приехать, матушка. Приезжайте. Не обязательно баранов вам поручим. Работы в монастыре с избытком.

 -Да.

 -Убирать в храме и на территории. И картошку чистить.

 -Даже вот знаете, батюшка, мы как-то шутили, что в стране безработица. А в монастыре безработицы не будет никогда.

 -Нет. Не будет. Всегда будет, чем заняться.

 -Батюшка, наша передача скоро подойдет к концу. Давайте попросим помолиться наших радиослушателей, помолимся о здравии и спасении святейшего патриарха Кирилла, архимандрита Амвросия, дьякона Елеазара, наших радиослушателей и всех православных христиан. Помоги им, Господи, и спаси. Так же просим вас помолиться за усопших рабов божиих, православных христиан. Просят помянуть убиенных. Видимо, убитых там, на Украине.

 -Прости им, Господи, все их прегрешения вольные или не вольные. И подари им царство небесное и вечный покой.

 -Братья и сестры, вчера мы вас поблагодарили за ваши пожертвования, которые вы прислали для нуждающихся в нашей помощи на праздник Пасхи. А сегодня мы хотим вас поблагодарить за помощь в строительстве храма Вознесения Господня, который строит батюшка Амвросий в городе Иваново. Если Богу будет угодно, если строительство не остановится. Если все будет и дальше продолжаться так, как идет сейчас, то, скорее всего, в ноябре месяце мы уже закончим строительство. А в декабре поставим купола.

 -Сколько метров уже построено?

 -С первым этажом уже 25-27 метров.

 -Я слышал- 30.

 -Ну, в некоторых местах, может, тридцать. Он строится неравномерно. Где-то больше, где-то меньше. Поэтому благодарим вас. Если будет возможность- можете еще оказывать помощь. А мы за вас будем молиться.

 -А куда присылать?

 -Присылайте вашу помощь по адресу: Город Иваново 153005. Улица Базисная, дом 23. Введенский женский монастырь.

 -А кому?

 -Монахине Иоанне Смирновой. Но указывайте не ее монашеское имя, а мирское: Смирнова Марина Михайловна. А в назначении перевода укажите, что на храм.

 -Батюшка у нас осталось еще несколько минут для слова утешения.

 -А чтобы ты сказал для утешения?

 -А я думал, что вы скажете.

 - Человек начинает жить не тогда, когда он родился, а тогда, когда его душа вышла из тела. Вот это начало жизни. А здесь мы, пока живем на земле- мы учимся, как правильно жить. И, конечно, тот человек, который пришел к Богу и покаялся по –настоящему, каждый день читает Евангелие и святые книги, укрепляется в вере, молится, проводит духовную жизнь, он духовно совершенствуется. Он становится добрым, мирным, скандалов не устраивает, никого не осуждает. Не гневается, не злится, а всем несет одно добро. И делом, и словом, и мыслью.

Надо в жизни избавиться от всех страстей. Потому что страсти- это болезнь нашей души, которая удаляет нас от Бога. На первом месте- спасение души. А остальное Бог все даст. И когда человек находится в Боге, то он постоянно ходит в церковь каждую субботу вечером и в воскресенье утром, соблюдает строго посты, читает утренние и вечерние молитвы. И в течение дня обращается к Богу за помощью. То есть, чтобы с ним ни случилось- он постоянно предает это воле божьей. Господи, да будет воля твоя святая. Не так как я, а так как ты. Ну, вот я говорил, что очень полезно в себе вырабатывать терпение. Потому что Господь сказал: терпением спасайте души ваши. Претерпевший до конца спасется.

Ну, я такой совет даю. Вот забиваешь молотком гвоздь, ударил не по гвоздю, а по пальцу. Не надо бросать молоток и махать рукой. Надо быть спокойным. Перекрестить пальчик, по которому ударили, подуть на него крестообразно и сказать: ну вот, скотина, по грехам твоим тебе так и надо.

Ничего, благодари Бога. Это тебе лишний раз напоминание об адских муках, чтобы ты исправно жил. И смотришь, пока беседуешь сам с собой- и боль проходит. Точно также и на кухне, когда работаем. Обожгли пальчик или порезали, или где-то шли, упали, колено разбили. Или пришли, опоздали на транспорт, автобус показал хвост. Надо сказать: ничего, мы же терпением спасаем души. Ничего, все нормально. Большой разницы нет- ехать на этом поезде или автобусе. Значит, так надо. Слава Богу за все.

Таким путем у нас вырабатываются внутридушевные качества. Если кто-то нас очень сильно ругает, или зло нам кто-то делает, что надо сделать? Надо сделать добро. Потому что добро делается только из зла. Больше его не из чего делать. Я знаю, в одном монастыре монах живет. И игумен его, значит, поругал немножко за доброе дело. Так он что делает? Не обижается на игумена. Он позвонил, прислал трактор с ковшом и машину. И гектар земли в монастыре расчистил.

То- есть из зла сделал добро. Потом его опять поругал игумен. Так он что? Там одна келья холодная. Он прислал туда рабочих, и келью отремонтировали. Она стала тепленькая, хорошая. То есть вот так надо делать. Тебе делают зло, а ты отвечай добром. И это будет хорошо на душе, радость. Кому-то мы делаем добро, мы сами себе делаем добро. Кого-то оскорбили, обидели, сделали зло. Мы сами себе сделали зло. И постоянно надо делать только одно добро.

Господь попускает нам таких людей, которые нам делают зло. С какой целью? Да для того, чтобы мы сделали добро этому человеку. Не надо думать, почему он против меня восстал? А надо подумать: а зачем Господь мне его послал? Для того, чтобы я сделал добро. Потому что это добро идет в мир. И на мытарствах это добро будет особое. Как награда большая от Бога.

 -Дорогие братья и сестры! Наша передача подошла к концу. На ваши вопросы отвечал основатель и духовник Введенского женского монастыря в городе Иваново архимандрит Амвросий Юрасов. Вел передачу иеродиакон Елеазар Титов.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+