Перейти к основному содержанию

18:16 20.05.2019

Есть ли Бог?

13.03.2015 07:07:44

Видио: http://radonezh.ru/radio/2015/02/18/21-00.html

о.Амвросий:

- Да, некоторые говорят, что Бога нет. Я говорю: «Откуда вы знаете, что Бога нет? Много тысяч лет был, и вдруг не стало Его». Мальчик ко мне пришел 13-ти лет и говорит: «Я вот сомневаюсь, есть Бог или нет. Может, его и нет»? Я ему говорю: «Я, когда маленьким был, лет 7-8, на праздник Рождества Христова забрался на хоры, на ступеньках там сидел, потому что народа было  много. И мне Господь дал такую благодать, какой  я прежде никогда не знал. Тогда я решил: «Что бы со мной ни было в жизни, я должен всегда верить в Бога, ходить в церковь и молиться». И вот я уже 77-й год хожу в церковь и молюсь. Это надо было донести до этого мальчика. Я сказал, что неверующих людей на земле нет: одни верят, что Бог есть, другие верят, что Его нет.  Спрашиваю мальчика:

- «Скажи, во что проще поверить: что миллиарды людей, животных, птиц и рыб, весь растительный мир и  вся Вселенная сами по себе появились или кто-то создал?».

Он говорит: «Проще поверить, что кто-то создал».

-«Возьми такой пример: в семье есть хозяин - отец, в  любом государстве есть царь или президент, на любом заводе или фабрике есть хозяин, даже хор поет, и должен быть регент, в школе - директор школы. Обязательно кто-то должен быть старшим. Еще раз говорю, запомни, что неверующих людей на земле нет. Все основано на вере.

Посмотри: сколько людей в мире, сейчас 7 миллиардов,  сколько было до нас и сколько будет после нас - ни одного человека нет, чтобы были одинаковые. У всех разные лица, разные характеры, разные отпечатки пальцев. Разве это не премудрость Божия? У человека самый нежный орган - это глаза. А как они мудро устроены! Человек  находится на севере, там температура  минус 70 градусов, он тепло одет, все закрыто, только одни глаза открыты. Оказывается, глаза не боятся холода. В сауну зайдешь, там плюс 130-140 градусов, тело не выдерживает, а глаза выдерживают. Мудро же глаза созданы? Тот нам глаза дал, Кто всех видит. Тот нам дал ухо, Кто всех слышит. Сами по себе они не могли появиться. Вот, брови для чего? Когда пот  идет, они - преграда, чтобы в глаза не попадало,  ресницы - от пыли, от мошки глаза сохраняют. А зубы как мудро устроены, а язык! Кто-то все это продумал. И все, что ни возьми: у человека или у животного устроено разумно. А разумное строится разумом. Этим разумом является Господь.

О Боге нельзя думать, что это где-то дедушка с бородой летает и управляет миром. Господь - это чистейший Дух. Бог это Любовь». Я ему говорю: «Ты когда-нибудь любовь видел?». Он – «Нет».  - «Но она же есть?» – «Есть». -  «Мы и радиоволны не видим, и музыку не видим, хорошо, если слух здоровый, мы ее слышим, а если слух у нас больной, то так и не услышим». Так что человек, если имеет веру, он Бога чувствует, он к Нему обращается. И Бог его слышит, даже исполняет его желания, которые нужны для спасения.

И рассказал этому мальчику такую историю: меня пригласили  в школу в 4-й класс, собрались преподаватели и детей 40 человек. Спрашиваю: «Сколько времени даете?». – «40 минут, урок». Думаю кратко, сжато надо что-то сказать. И спрашиваю детей: «Что такое природа?».  Девочка на первой парте подняла руку и говорит: «Природа - это все то, что нас окружает». Я говорю: «Правильно. А что нас окружает?» – «Солнце, луна, планеты, звезды, земля, все на ней, вода - все в ней. Вот это и есть природа». Я говорю: «Запомните, солнце, луна, планеты, звезды  одушевленные?». – «Нет». – «А разум имеют?» - «Нет».  Я говорю: «В эту природу еще входят одушевленные – человек,  животные, птицы. Скажите, кто из окружающей природы имеет творческий разум?». Все говорят: «Человек». «Правильно, - говорю. – А вот когда летят птицы и самолет, они в полете похожи друг на друга?». – «Да, похожи. Потому что академик Жуковский модель самолета взял от птицы». –«Птицу мы можем убить, разобрать по косточкам. Так же и самолет. А что легче собрать самолет или птицу, чтобы  опять полетели?». И все дети понимают – только самолет. Я спрашиваю: «Кто конструктор самолета?». Все - «Человек». – «А конструктор птицы?». – «Природа». - «А кто из окружающей природы имеет творческий разум?».  – «Человек». Я говорю: «А как же природа неразумная, неодушевленная, так мудро создала птицу? Она летит и знает куда, без компаса и карты». Все молчат. Я говорю: «Представьте себе, если в морге человек 10 мертвецов  посадить за стол, ну, что они могут создать? Они не мыслят, не разговаривают, от них уже смердит, они мертвые. Так и природа - она неодушевленная, неразумная, но создана разумно. Значит, создал ее Тот, Кто имеет разум».  – «А нам в школе говорили, что  природа сама по себе появилась...». «Природа появилась сама по себе» -  это тоже вера. Во что легче поверить: что природу создал Господь или она сама по себе появилась и все так разумно устроила? Естественнее признать, что ее Бог создал. Посмотрите: какая красота в природе: удивительные животные, красивые рыбки,  птицы! Кто-то их так украсил!

Представь себе: человек пошел в лес за грибами и в тайге заблудился. Пошел туда, сюда, ходил, ходил и всё - не знает куда идти, и на него напал страх, потому что день уже клонился к вечеру. И вдруг такое чудо - появились два человека. Он говорит им: «Ребята, я заблудился, не скажите ли, как выйти отсюда?». Один свысока посмотрел и говорит: «Это же тайга, выхода здесь нет. Строй себе шалаш и питайся тем, что здесь есть. Тебя ждет только смерть». И грибник испугался. А второй утешил: «Не волнуйся, выход есть. Если ты пойдешь прямо, увидишь озеро, пройдешь по правой  стороне, там береза повалена, прямо по ходу этой березы пойдешь и попадешь на дорогу». Заблудившийся человек не знает, то ли это честные ребята, то ли мошенники, но психологически кому он больше поверит - первому или второму? Конечно, второму, который указывает путь к жизни. Атеизм говорит: «Бога нет, потустороннего мира нет, ни ангелов, ни бесов, ни рая, ни ада нет, души тоже нет, человек - это продукт материи. Умер, рассыпался в прах земли и все, тебя ждет только смерть». А Церковь говорит: «Ничего подобного, смерти нет. Человек  начинает жить не тогда, когда он родился, а когда душа вышла из тела, это и есть начало жизни». Здесь мы учимся, как надо жить, над собой работаем, искореняем пороки, страсти, очищаем душу от грязи, чтобы войти в обители рая. Церковь призывает нас исполнять заповеди Божии, которые нам Господь дал.  А для чего Он их нам дал?  Чтобы нам было хорошо. Он дал нам наказ - не наказание, а наказ: не убивай, не прелюбодействуй, не гордись, не воруй, не раздражайся, не обижайся, не ревнуй…  Для чего это Он сказал? Для того  чтобы мы были свободны от всего этого. И живя здесь, на земле, радовались о Боге. Потому что можно и здесь радость получить. Даже если будут болезни, скорби, неприятности, а на душе будет радость. Ее дает нам Христос. Особенно тогда, когда душа выздоровеет.

Говорят, ученые доказали, что Бога нет. Какие ученые? Вот поднимись километра на два и посмотри на этого ученого сверху - он по дороге идет, махонький такой, мошка. Что он может доказать? Абсолютно ничего! Даже, если ученые изучают Вселенную, их знания будут с  чайную ложечку.  Представьте себе: человек подошел к океану и зачерпнул полную столовую ложку воды, и перед  всеми заявил: «Ха-ха, говорят, что здесь и киты водятся, а никаких китов и нет!». Ему говорят: «Ну и умник, доказал. Как же можно по одной ложке говорить о содержании океана?». Так ученые почерпнули чуток знаний, но что они могут сказать о всей Вселенной и ее Создателе?

Спрашиваю: «Как мир появился?».  – «Был взрыв во Вселенной и от этого появился весь мир». Говорю: «Давай рассудим с тобой. Прежде чем  взорваться чему-то,  это что-то надо создать. Потом надо, чтобы кто-то взорвал эту Вселенную и новый порядок установил. Смотри, какой порядок во Вселенной? Есть ученые верующие, искренне верующие, а есть и  такие, у которых веры нет, потому что жизнь нечистая, нераскаянная.

- Батюшка, у меня вопрос. При  всей очевидности, что есть Господь, почему некоторым так трудно поверить, что Он есть?

- Если человек с детства воспитан в православном Духе, в нем заложен фундамент веры, хотя бы  в его жизни и были колебания, он все равно держится веры, кается и старается исправиться. А некоторые теряют веру.

Как-то  ко мне подошла  женщина, лет 60-ти и говорит: «Батюшка, я потеряла веру. Когда  мне было 13 лет, я у Бога просила, чтобы Он мне дал велосипед. Он мне не дал, и я не стала в церковь ходить». Вот, такая несерьезность.

- А если бы дал два? Стала бы монахиней?

- Да (улыбается).

Допустим, ребенок у родителей просит бритву или ножницы поиграть. Родители знают, что это вредно ему, может себя поранить. А когда придет возраст полноценный, тогда он себе приобретет не один нож.

Вера, когда человек исповедуется, кается, особенно в таких грехах, которые стыдно сказать, укрепляется. А исповедоваться так, как если бы я сегодня исповедовался последний раз. И самый постыдный грех  сказать  в первую очередь . А то некоторые  быстро все грехи перечислят: гордость, тщеславие, ты-ты-ты.., а потом также быстро проговорят блудные страсти. А надо себя укорить, по гордыни своей пройтись. Те люди, которые в церковь ходят, но не работают над собой, над своим характером, теряют веру. А когда  по-настоящему исповедовался человек, сразу чувствует, что душа освободилась, совесть чиста. И он чувствует: да, Господь есть. Бывает такое  в жизни подвижников. Поначалу появляется крепкая вера, потом колебания, бес приступает, и вообще вера теряется.  Так было на святой горе Афон в Греции. Бес неверия приступил к одному подвижнику. Подвижник знает, что Бог есть, но веры в нем нет. Лишь перед смертью, за несколько дней Господь открылся, и  такая вера появилась!

Звонок:

- Как  правильно отучить мужа сквернословить, чтобы он не впал в гнев? И нужно ли вообще это делать?

- Когда появилось сквернословие? Когда наша Россия находилась под монгольским игом, самое драгоценное, что у нас было - вера в Бога, вера в Матерь Божию, вера в свою мать, почитание  родины – матери-земли. И вот придумали оскорбительные слова, произнося их, мы в это время оскорбляем и Матерь Божию, и свою мать, и родину – свою землю. И мать-земля не приносит плодов. Язык нам дан не для того, чтобы ругаться и  сквернословить, а Бога славить. Все то, что мы говорим, все, что мы делаем, мыслим, ничего не исчезает, все запечатлеется в вечность на все времена. И, когда душа выйдет из тела, будем проходить мытарства. Первое мытарство – празднословие, откроется,  сколько мы говорили слов худых, нечистых, грязных.

- А как этой женщине помочь мужу?

- Рассказать, что нельзя ругаться.

-Если она скажет «нельзя», он ее не послушает. Может быть еще как-то?

- Знаешь, ребенку порой говорят даже тысячу раз «нельзя», а потом в какой-то момент он понимает и дурных слов не говорит. А говорить надо. Вот, допустим, у человека страсть курить. Как-то  молодой паренек пришел ко мне, 28 лет, в спортивной форме. Говорит: «Не могу бросить курить». Я говорю: «Разве ты такой слабак? Не можешь с какой-то папироской справиться?». – «Нет, не могу». Я говорю: «Вот скажи, что легче  -  палец ножовкой отпилить или топором отсечь?». Он говорит: «Топором легче. Сразу отсек и всё. А я вот так каждый день, по одной папиросочке…». Я говорю: «Нельзя. Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: « Тот, кто курит и постоянно ест, как походная кухня - из уст дым идет, а в желудке варится». Как помочь мужу? Молиться за него. С Божией помощью все возможно.

- Батюшка, хорошо, человек уверовал в Бога. Вера - это дар. Как не потерять этот дар? От чего он теряется и как его не только не потерять, но еще и усилить?

-Если мы своим чувствам, своим страстям дадим волю, свободу, то вера теряется. Происходит помрачение ума, человек падает. Допустим, женщина, православная христианка в церковь ходит, молится, посты соблюдает, все правила читает, книги духовные. И вдруг дьявол искусил - впала в блуд. Потом и второй, и третий раз, и пошла вразнос. Вера теряется. И только какая-то скорбь ее может остановить. Она понимает, знает, а ничего не может сделать до тех пор, пока не пойдет и не покается, и даст обещание Богу больше не грешить. В это время Господь прощает грех. Если она блудница была, то она  становится целомудренной, потому что Бог прощает все грехи. И нет такого греха, чтобы Бог не простил. И нет такой болезни, чтобы Бог не исцелил. А если человек дает свободу всем своим страстям, то беда - бесы так опутают по ногам и рукам, что можно и не вырваться. Бесы все устраивают  так тонко, все потихонечку, начиная с мыслей, потом дальше и дальше, а потом уже приводят к смертным блудным грехам. Вот об этом надо тоже знать всем.

Звонок:

- Может ли Господь болезнью очистит грехи или же обязательно надо придти к таинству исповеди?

- В болезни, если человек благодарит Господа, он очищается. Если человек не кается, он находится в состоянии ходячего трупа, он мертвец. И Господь, порой, через болезнь призывает человека. Не Господь не дает нам болезни, а мы сами их приобретаем на почве своих страстей. А каяться всегда надо. Ведь каждую неделю человек моет свое тело, и каждый день мы умываемся, а почему душу не моем? Главное же не тело, а душа. Тело – это только одежда нашей души. Душа - невеста Христова, она всегда должна быть чистой.

Звонок:

- Как освободиться от лишних слов? Иногда скажешь  что-нибудь, и так тяжело становится от своих слов, и очень переживаешь за это.

-Преп. Иоанн Лествичник говорит: «Бей врагов именем Христовым». Если человек утром встал, помолился, раз 200-300-400 прочитал молитву Иисусову - уже заряд есть на весь день, постоянно эта молитва будет в уме. Есть такие люди, как услышат хорошую музыку или хорошие песнопения, эти слова у них весь день в голове крутятся, и других мыслей не бывает.  Опытные отцы говорят: «Утром на  мельнице что засеяли, то будем молоть весь день». И тогда помыслов других не будет. Мы должны себя научить ходить постоянно пред Богом. Господь знает все наши мысли, и Господь к нам так близок, ближе, чем нательная рубашка. Бог все пронизывает, все наши мысли знает, и тайны сердца знает,  от Него ничего не может скрыться.

- Можно ли в пост делать плановую операцию?

-Если это острая нужда, надо делать.

- Ксения в отчаянии - ей грозит дом инвалидов. Она не вопрос задала, а просто крик души. Чем ее можно утешить?

-Утешить тем, что Бог ее не оставил. Господь к ней проявил особую милость: лучше здесь временно пострадать за свои грехи  и получить вечную блаженную жизнь и радость. Просто человек недопонимает, зачем он здесь живет. Мы говорили, что даже святые люди  лежа в кровати, больные, и исцеляют людей. Многие  святые говорили так: «Господи, дай мне перед кончиною пострадать, высохнуть, примириться со всеми людьми».  Надо раздать весь хлам,  который дома имеем, чтоб ничего не тянуло в этот мир и нас не задержали бесы. А ведь  многие, бывает, накопили деньжат, и   зажали их, умерли, а это все осталось кому? И так же вещи, дом, квартира. Еще человека не похоронили, а уже между родственниками вражда. Уже не разговаривают. Обида. Надо при жизни все это своими руками раздать и не роптать. Хотя бы и в дом инвалидов. Слава Богу! И там люди, и там Господь. Он никого не оставит. Сейчас прекрасное время, когда можно и священника вызвать, и исповедоваться, собороваться, причаститься – то есть соединиться с Богом. Выше этого ничего нет.

Звонок:

- Мытарь пришел в храм, поплакал о своих грехах и пошел  опять грешить, а фарисей, конечно, неправильно, что себя хвалит, но тем не менее он какую-то пользу церкви приносит. Вот разъясните мне, почему?

- В Евангелии не написано, что он пошел опять грешить.

- Ну, батюшка, если даже предположить, что да,  действительно пошел дальше грешить. Но! Он видит свой грех и кается. А тот не видит, гордится, превозносится над ближним.

- Мытарь оправдан вышел из храма, а фарисей нет.

- Потом, под образом мытаря подразумеваются все грешники. Это же не конкретно. Это же притча, метафора. То есть у нее  иной смысл, не прямой. Какой у  нее смысл? – Мы все пред Богом мытари. Только одни мытари считают себя фарисеями, когда они не видят грехов, гордятся, превозносятся. А другие мытари приносят о своих грехах покаяние. И Господь нас прощает.

- Поэтому апостол Павел говорит: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом». Каким?

-Греха.

-Поэтому вся жизнь - это борьба, борьба с грехом. И вот в этой борьбе человек пред Богом становится святым. Если человек попадет в больницу или в дом престарелых, и будет благодарить Бога - это для человека  будет спасительно, это будет в радость. А если будет роптать, это Господу не угодно, потому что без воли Божьей ни один волос с головы не падает. Если туда направляют, значит, такова воля Божия. Это стартовая площадка, выход  в тот мир.

Звонок:

- По правилам за смертные грехи, например, за блуд  положено 7 лет отлучения, за прелюбодеяние - 15. Наши батюшки не  назначают таких епитимий, а правила же никто не отменял…Просто ходишь, исповедуешься, причащаешься, не получится ли, что в осуждение причащаешься?

- Правила никто не отменял. Это на Вселенских Соборах установлено, Духом Святым. Человек впал в блуд, 7 лет да не причастится. Правило есть и такое: если этот человек не будет есть мясо, в среду и пятницу не будет ничего вкушать и не пить воды, эта епитимья сокращается. Человек совершил этот грех, он лишается благодати на 7 лет, то есть он 7 лет не может придти в то состояние, которое до этого было. Он был в благодати, потом впал в блуд, и 7 лет не имеет права причащаться. Но если будет совершать какие-то добрые дела, подавать милостыню, дары в церковь приносить - муку, масло, свечи, все то, что надо для совершения литургии, то на усмотрение духовника этот срок  сокращается,  при этом оступившийся дает обещание, что больше не будет грешить.

- Как правильно соблюдать пост на первой неделе Великого поста?

- В Типиконе написано так, для монашествующих: «Кто, если  может, первый день - понедельник и второй не вкушают и ничего не пьют. В среду можно что-то приготовить без масла.  В четверг также не едят и не пьют. В пятницу - как в среду. А в субботу уже можно вареную пищу с растительным маслом и в  воскресенье». Так человек входит в пост. Это для тех людей, которые могут понести, для здоровых. А больной  итак несет  епитимью.  Если больной начнет  строго  поститься, не сможет и в храм придти на богослужение, на канон преподобного Андрея Критского. Ведь в понедельник, вторник, среду, четверг - канон Андрея Критского читается.

Звонок:

- Я слепая, читаю по четкам Иисусову молитву. А вот как молиться за детей?

- Спаси Господи, матушка. Читай так - прочитала 100 раз молитву Иисусову, скажи «Господи, спаси и помилуй моих детей» и поименно назови. Еще  прочитала 100 молитв, опять  помяни их. А можно поминать так - прочитала 500 раз, помянуть их. Незрячим  можно с утра читать 1000, 2000, 3000, 4000, не торопясь, по четочкам. Только, чтобы никто не видел, не знал. А то некоторые  хвалятся: вот я читаю 3-4 тысячи молитвы Иисусовой. А Господь говорит : «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Никогда нельзя хвалиться, самим без Бога нам этот труд не по силам.  Как читаем в молитвах: «Боже очисти меня грешного, яко николиже  сотворих благое пред Тобою»... То есть я ничего хорошего не сделал. И апостол Павел говорил: «Я больше всех  из апостолов потрудился, не я, впрочем, а благодать Божия живущая во мне».

Звонок:

-Психически больные должны исповедоваться или нет?

-Насколько они могут, насколько они понимают.

В завершении передачи:

Надо помолиться за нашего президента Владимира. Потому что молитва народа очень сильная. Одна капля воды ничего не стоит, а если соберется тысяча капель, даже  утопающий может выплыть. Поскольку сейчас он нуждается в молитве, чтобы Господь его сохранил от всех врагов видимых и невидимых. Потому что вранья со  стороны Европы  тьма тьмущая, клевета и сплетни! Молитесь!

Что  сказать в завершении передачи?

Ученый Паскаль говорит: «Те люди, которые верят в Бога, в этой жизни ничего не теряют. А выходя в тот  мир, они  все приобретают». Тот человек, который верит, что нет Бога, он  в  этой жизни ничего не приобретает, а в  духовной жизни все теряет. У Бога надо  просить веру: «Господи, даждь нам веру!». Когда апостолы спросили: «Почему мы не можем изгнать бесов?», Господь им говорит, что если бы вы имели веру с горчичное зерно (а это самое маленькое зернышко из всех зерен, из которого  потом вырастает такое растение, что под ним  укрываются птицы),  вы могли бы горы переставлять. Конечно, были такие люди, пустынники, которые  имели такую веру, что могли и горы переставлять. А нам, православным, не надо горы переставлять, научитесь любую скорбь, любое горе, которое пришло в дом, с радостью переносить. Это ценность большая, нежели горы  переставлять. Пришли горе, беды, сказать: «Господь дал - Господь взял, слава  Богу за все». Как Иов многострадальный. Пришли в дом беда, болезни, скорби, предстоит операция, а мы в  это время говорим: «Господи, благодарю Тебя за милость, которую Ты ко мне проявил». Можно в это время и молитву Иисусову, а это сокращенное Евангелие, читать. А благодарить Бога - это во много  раз лучше, чем читать молитву Иисусову,  - так  говорят святые отцы.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам …»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+