Перейти к основному содержанию

12:14 27.11.2021

Если зададут вопрос о вере, о крещении, можно промолчать, или нужно обязательно исповедовать? Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

20.03.2013 11:20:31

В студии священник Александр Березовский.

 - Отчего в пост непозволительно вкушать пищу именно животного происхождения? С чем это связано?

-С тем, что она биологически очень активна. А между тем постом мы утесняем свое тело для того, чтобы освободить дух. И потом, пища животного происхождения больше свойственна хищникам, а человек  - существо всеядное. Чтобы умерить в себе всякие хищные страсти, мы  и ограничиваемся в пище. Это совсем не связано, как некоторые думают, с тем, что якобы есть животную пищу -  это грех, это противоречит церковным канонам.

-У нее такое воздействие на наш организм?

-Да. Скоромное воздействие на организм. Вот, например водка - она делается из табуретки! И называется «табуретовка».

-Постная?

-Постная, не животного происхождения, а все равно нельзя пить постом.

- Скажите, пожалуйста, где граница между отстаиванием веры христианской и метанием бисера?

-А как можно веру отстоять в спорах? Сказано, что немощного в вере нужно принимать без споров о мнениях. Так что любой спор и как бы отстаивание истины- это есть всегда метание бисера, просто по определению.

-То- есть, любые споры о вопросах веры- это всегда метание бисера?

-Абсолютно. Если человек спрашивает, и ты видишь, что он интересуется, тогда мы, опять же по слову апостола, должны дать отчет о нашем уповании-во что верим, на что надеемся. А если человек что-то то свое говорит  - то тут совершенно бесполезно. Поэтому всегда это метать бисер.

- Человек, если признается в своей вере и крещении, может быть гоним, и очень серьезно, своими родственниками. Если зададут вопрос о вере, о крещении, можно промолчать, или нужно обязательно исповедовать?

-Ну что значит можно?! Аще исповедуйте меня в роде сем прелюбодейном и грешном. Если не исповедуете....понятно, что это чревато. Так, в России полвека назад за это можно было в тюрьму загреметь. В какой - нибудь мусульманской стране можно лишиться головы. Это все очень серьезные вещи.

-То есть каждому человеку выбирать самому?

-Ну а что же, конечно. Укрепи, Господи! Даже разные мнения существовали -вступать в пионерию или нет. В одних случаях верующие люди стояли на своем и детей укрепляли, а другие шли на компромисс. Потому что одно дело  - взрослый человек, другое дело -  ребенок. Нельзя его нагружать таким противостоянием всей системе, это не каждый может выдержать. Поэтому тут всегда полезно рассуждение. Каких то рекомендаций: вот поступай так и так, мы не можем. Мы знаем, что есть у нас пример святых мучениц Веры Надежды, Любови, когда мать их София укрепляла дочерей в вере, чтобы они не отказались от Христа- но это же величайший подвиг всех времен и народов! Тут все по вере. Как, по-вашему, Серафим Саровский, имея в руках топор, мог защититься от разбойников?

-Легко

-Он был огромной физической силы, всю жизнь трудился. Но он предпочел страдания, и мы его за это прославляем. Хотя если бы он их рубанул - кто бы его за это осудил?! Но есть путь лучший перед Богом. Поэтому можно ли, нельзя ли- это не мне, окаянному, решать.

-Сказано: «Кому простишь  - тому простится, кому не простишь -  на том останется». То- есть, допускается возможность непрощения?

-Разумеется. Пришел человек и говорит: знаете, дорогой батюшка, я вот тут киллером работаю. Дайте мне епитимью, я акафист почитаю недельку, а потом, ну, сами понимаете, работа такая, постараюсь пореже - нормально? А такая работа есть - людей то убивают! Никогда же заказчик сам не возьмет и не убьет, а всегда нанимает кого - то более или менее удачно.

-«Да хвалится брат униженный высотой своей, а богатый унижением своим»  -что имеется в виду?

-Это очень емко. Речь идет о том, что в очах Божьих больше? И, конечно, богатство перед Богом- это вообще ничто, поэтому обратить свое богатство на пользу ближнему  - это значит служить самому Богу. Вот такое могу предложить толкование.

-Как следует понимать слова Христа-«Не нарушить пришел я закон, но исполнить» -  что значит исполнить?

-Исполнить значит наполнить до верха. Вот как исполнение пророчества- все, о чем говорилось, все произошло - полнота. Поэтому исполнить значит: Христос пришел, чтобы закон наполнить духовным содержанием.

-По закону блудница должна была быть предана смерти - Он ее прощает, нарушая закон.

-Он дает ему новое содержание.

-То есть наполняет новым смыслом.

-Да. Новое вино наливает в мехи, потому что такое жестокое в древности наказание предохраняло от греха. То – есть, на людей наводили этим законом страх, и, благодаря этому страху, народ сохранился. Ведь народу, еще дикому, трудно преподавать учение о любви – он его  просто не понимает по своей дикости. Понимает -ты мне  - я тебе, око за око- вот это понимают. То есть тебе выбили глаз -  и ты глаз, а два уже не имеешь права. Надо было ограничить мщение, потому что люди были полны страстей. Это как бы детство человечества. Нельзя же маленькому трехлетнему ребенку, когда его обидели в песочнице, и он бьет лопаткой по голове соперника, внушать чувства справедливости. Ему  говорят - бить нельзя, но ему трудно это воспринять, у детей свои понятия. Вот он и сердится. Потому что внушать ему, что надо прощать-это еще рано.

-Ему просто говорят-нельзя бить.

-Нельзя бить, потому что тот на его куличик ногой наступил. Это, конечно, преступление, но не столь тяжкое, как бить лопатой по голове. Просто говорить о прощении грехов ближнему нельзя, потому что ребенок это усвоить не может.

-Батюшка, эпохи меняются, народы меняются, и правила церковные тоже, а многие ратуют за то, чтобы мы возвращались к древним церковным правилам. Насколько это реально и возможно, и полезно?

-Да это просто невозможно- пусть ратуют. Вот, ваххабиты хотят чистого ислама, как они считают. У нас тоже есть такие ревнители закона, которые сами ничего не делают, только говорят, и осуждают всех тех, кто отступает от закона. Это такое странное чувство человека - мне оно тоже непонятно. Мне, вообще-то, две вещи не понятны: почему человек так склонен к магизму- даже молитвы церковные многие воспринимают как магическое заклинание! А второе-это совершенно непонятно после всего того, что Господь сказал о фарисействе, такая любовь к форме, к закону. Не к духу закона. Вот вам пример: некий гражданин разбил мне задний фонарь автомобиля сегодня и прочертил заднее крыло. У меня сработала сигнализация, я вышел поглядеть -  а он уехал. Ну, я и отогнал машину в более безопасное место. Приезжает ГАИ и говорит: а почему вы уехали с места аварии?

Вот я и спрашиваю:  вы-то понимаете, в чем суть закона, почему нельзя уезжать с места аварии? Если бы я совершил ДТП, то я бы не уезжал с места аварии, чтобы было зафиксировано. Здесь случай элементарный, и я пострадавшая сторона. Почему я должен оставаться на месте ДТП, с какой стати? Я отъехал на 50 метров. Если вы не верите -  то пойдите найдите остатки фонаря моего разбитого, вон  лежат. Нельзя тупо твердить: вот, ты должен оставаться во чтобы то ни стало на месте ДТП. Это тот, кто совершил наезд на человека, или машины сшиблись и т. д. Сколько раз такая история бывала - подъезжает сотрудник ГАИ: а, ну, все понятно, поехали со мной, и уже разборки бывают совершенно в другом месте, на посту ГАИ. Почему? Но  ведь глупо перегораживать МКАД из - за пустяковой аварии. Ну,  помяли крыло. Какой смысл сдерживать из-за этого дорожное движение в Москве? Так же и здесь, и все таки он внял, хоть и милиционер. Я говорю – закон- то для чего? Закон описывает некоторую ситуацию, но за ней всегда стоит смысл. Дело в том, что уложить все ситуации в одну чеканную форму-это чрезвычайно трудно. Но почему - то у людей возникает какая -  то сладость от самой буквы, хотя любой закон имеет определенный дух.

-Может быть, эта буква освобождает человека от ответственности,  и просто не хочется брать ее на себя?

-Ну да, вот тупое исполнение закона, оно может вызвать многие беды. Ну, во первых, часто ловкие юристы используют закон, чтобы отнять у человека собственность, даже президент возмущался, как у нас в стране рейдерство распространено. Вот даже совсем не давно к нам приходил человек. Говорит: я из Казахстана приехал. Батюшка, что посоветуете-у меня там отняли бизнес, завели на меня уголовное дело. Я говорю-у нас тоже так делают, но у нас обычно сажают в тюрьму, а потом у тебя все отбирают, и пока ты денег не дашь, тебя еще и не выпустят. Вот такая система. Он говорит: стоит ли мне возвращаться в Казахстан?

Я говорю - в том случае если ваша жена сообщит, что  ваше дело закрыто, тогда имеет смысл. А нет -  забирайте семью и перебирайтесь сюда. Ну а что - все отняли, понятно- незаконно, понятно-с органами правопорядка все делается. И что ты против системы, бедный человечек, сделаешь? Если это в Москве творится, я представляю, что там, в Алма  - Ате делается или в Астане-абсолютно полный произвол. И поэтому, конечно, ноги в руки  - и бежать. А что тут сделаешь?

-И после этого- благослови, Господи, помилуй и подаждь здравия тем, кто у меня все отнял?

-Дело в том, что он у меня об этом не спрашивал. Но сказано, если ты будешь за него молиться -  то соберешь ему на голову горящие угли. Есть такое образное выражение. Что за этим стоит - умолчим. А что ты тут сделаешь? Можно обидчика убить, но от этого ничего не изменится. Ведь это говорит о качестве нашего народа, больше ни о чем. Что люди способны отнять у другого, присвоить себе и использовать для этого силовые структуры. Потому что без силовых структур это вообще невозможно сделать, и вот у кого ресурс больше – тот и победил. Вот такие сражения в области собственности происходят с помощью закона. Формально  все правильно. Судебные решения, за этим стоят судьи, приставы, органы милиции. Или не знаю, как в Казахстане называется, может быть, полиция.

-Батюшка, но вот мы наблюдаем ситуацию, что чем больше всяких беззаконий - тем озлобленней народ, тем больше мести, злобы, тем меньше добра и желания творить добро. В чем причина такого Божьего попущения?

-А у человека так повелось со времен Адама. Ну, можно об Адаме не говорить- это может быть сложно. Вот Каин и Авель. Каин позавидовал Авелю и его убил. То  - есть, та лопата в песочнице оказалась очень тяжела. И вот он его убил из зависти. Что ему Авель сделал? - Ничего. Это страсти человеческие, и противостоять им можно только со Христом. Когда человек уверует во Христа и полюбит его, и захочет жить иначе.

-То есть когда человек переместит свои ценности с земли на небо?!

-Да, только таким способом лучше и не скажешь. Тогда ему все равно; есть коррупция- нет коррупции, есть ядерная война- нет ее, исчезло государство, в котором ты родился- не исчезло -ты все равно живешь по - христиански. Ты ни у кого ничего не отбираешь, ты с места аварии не убегаешь, если кому - то принес ущерб-спокойно его выплачиваешь, все происходит по человечески.

- В чем причина ослабления христианской веры у мужчин России? Это видно по отношению  к семье, к женщинам.

-Вообще все находится в своем закате, потому что все наши беды начинаются с семьи. Семьи однодетные, мужчина воспитывается как не - мужчина. Ну, взять, допустим, систему нашего государства-она же не воспитывает мужчин или женщин. Вот школьный класс, а в классе мальчики, девочки – у них совершенно одинаковые предметы. Вопросы пола никак не отражены, кроме особых программ по развращению детей. Им там показывают, как использовать свою природу. А каким должен быть мужчина? Хорошо, если в семье каким  - то образом об этом говорится, а так обычно приходит женщина 50 лет и говорит: мой ребенок, мой ребенок. А можно поинтересоваться, сколько ребенку лет, спрашиваю?-32. Вот и ребенок. Он, когда женится, от жены ждет что она станет его мамой, все будет за него делать- кашку жевать, потом на ложечку, и с ложечки ему. Вот сегодня одна женщина пришла, плачет и за своего ребенка переживает. Я говорю: ну, а как муж? Ну а что муж, он 5 лет уже не работает, это в Москве!! То есть таджик работает, а он не работает- интересно да?! Он работу не может найти - поэтому чего ждать? Тут не только не по-христиански, а даже в биологическом плане это нелепость, просто катастрофа. Мужчина - то сильнее женщины, и если он не работает, его это не волнует, ему все удобно…. Я, когда узнал, что у нас только 10% мужчин платят алименты, до сих пор успокоиться не могу.

 - Батюшка, я  хотела спросить, как мне помочь брату? В том году у него умерла жена 38 лет, и он остался с детьми. Он сильно переживает, работает, конечно, но пьет. С детьми общий язык не может найти - они, подростки, балуются, не слушаются. Я просто в отчаянии. Евангелие читаю, но не каждый день. Я слышала вашу передачу, что каждый день нужно читать. Акафист Николаю Угоднику читаю, но не знаю, что с ним делать.

-Понимаете,  это две разные вещи- помочь и читать акафист. Помолиться за человека хорошо, но он все равно должен своим сердцем, своей головой думать, и не только он, а вообще все мы. С каждым человеком каждый день может случиться что угодно. Я только не понимаю, зачем вам впадать в отчаяние. Может быть лучше какую -  нибудь помощь ему предложить. Трудно так заочно, не зная человека, что я буду учить- он взрослый, я взрослый. Как  - то стыдно немного взрослого человека учить, тем более, он не спрашивает никаких советов. Пришел бы, спросил, ну, подумали бы вместе, что тут можно сделать. Один ум хорошо, а полтора лучше, но точно знаю, что в отчаяние впадать бессмысленно, поэтому со спокойной головой нужно придти потолковать с ним. Подумать, может быть какую  - нибудь помощь предложить, с ребятами поговорить.

-Батюшка как бороться с унынием? Уныние от маловерия и как его преодолеть?

-Любая страсть преодолевается только благодатью Божьей. У нас есть 4 источника благодати Божьей: чтение Священного писания, молитва, церковные таинства, добрые дела. Больше никаким способом благодать Божью нельзя привлечь. Поэтому если ты унываешь, не можешь молиться-хорошо, читай Писание как вот эта женщина. Может, и Священное писание подскажет ей, как поступить в этой ситуации. Но не просто автоматически прочитал-как некое магическое заклинание. Если и это не помогает-вот читаю, и ничего в голову не лезет, ну тогда причащаться нужно. Некоторые говорят-вот я причащаюсь, и ничего хорошего. Тогда делай добрые дела. Какие? Ну, вымой свой подъезд или купи 8 банок краски и покрась его, или возьми лед поколи, чтобы быстрее растаял-все люди будут только радоваться, и дворник спасибо скажет. Ну, что- нибудь доброе сделай -всегда есть возможность и повод, и масса есть нуждающихся людей. Или взять и дать объявление - посижу с ребеночком.

-Бесплатно.

-Ну, допустим-50 рублей в час, это гораздо дешевле, чем обычная рыночная цена, и вот уже будет благодеяние и для этого ребеночка, и, может, папы у него нет. Именно ради Христа- вот, Господи, для тебя делаю, и Господь поможет.

Многие люди, пошедшие этим путем, свидетельствуют, что очень быстро уходит и отчаяние, и уныние, и возвращается интерес к жизни. Очень еще помогает уборка квартиры-шкафы разгрести, антресоли, выкинуть ненужные вещи, старую обувь. Если жалко выкидывать  - то на дачу отвезти, пусть там валяется. Вот что - то такое по дому, что -  то конструктивное, потому что был кавардак,  а стал порядок-это же доброе дело. Пусть это не направлено на население города, где ты живешь, а направлено только на твою семью -  все равно благо.

-Возможно ли следовать по ступеням лествицы святого Иоанна Лествичника современному мирянину, или это руководство для монахов?

-Нет. Это руководство для всех. Ну, просто там рассказывается о большой высоте. Есть такая поговорка, которую часто наш педагог в институте повторял: умный и у дурака может чему -  то научиться. Иоанн Лествичник очень умный человек, поэтому любой мирянин может для себя очень много у него почерпнуть. Поэтому не надо эту книгу откладывать -  мол, это для монахов. Никакой принципиально особой разницы нету- духовная жизнь одинакова, ее принципы одни и те же. Просто это образы жизни разные - один ангельский, а другой семейный. Кому что удобней для спасения  - тот то и избирает.

-То есть это книгу полезно читать и монахам, и мирянам.

-Разумеется.

-А как разумно выбирать то, что тебе полезно, если нет опыта?

-Вся наша жизнь-это опыт.

-Ребенок в школе защитил мальчика, который не смог за себя постоять, ударил обидчика, и его за это наказали. Не вырастет ли тогда ребенок равнодушным, если поймет, что такое заступничество чревато наказанием?

-Нет. Наоборот, надо его похвалить - и впредь так делай и знай, что будет наказание. Добро  - оно часто наказуемо, но это не значит, что не надо делать добра. Надо его поощрить: хочешь, пойдем в «Детский мир», я тебе куплю что -  нибудь? А хочешь, я тебе покажу, как надо делать? А если будет ябедничать -  еще добавить. Ну, а как на месте учителя поступать-поощрять драки, что ли?

Нет, он должен наказывать. Нормальная жизнь-этот защитил, этот наказал за драку.

-С одной стороны детей учим-уступай, прощай, не обижай.

-Прощать-это когда против тебя, а когда ты за ближнего ввязываешься, тут можно рискнуть, и даже нужно. Если мы хотим мужчину воспитать, то он так поступать и должен, а то вырастет алиментщик.

 - Как на уровне духовности жизни человека отражается его участие в общественной жизни? Вот мы знаем: молитва, пост, милостыня. А вот участие в социальных акциях - это как- то влияет на уровень духовной жизни?

-Я не совсем понимаю, что такое уровень духовной жизни. У нее шкалы такой нету. Только Бог знает этот уровень. А вообще, на человека все влияет- и приливы, и отливы, и зарплата, и насморк. Вот, бывает насморк и так все раздражает. Для христианина важен мотив. Если мы хотим защитить ближнего, если мы хотим помочь восстановлению справедливости, если мы хотим привлечь внимание к очень важной общественной проблеме, и причем тратя свои силы, энергию, деньги и время, то если мы делаем ради Христа -  то это же подвиг христианский, очень утешительный и благодатный. Пост- хорошо, а добрые дела могут быть совершенно разнообразны. Например, защита справедливости в суде. Не лениться, а пойти поучаствовать, если тебя к этому призывают. Ко мне многие прихожане обращаются. Меня избрали присяжным заседателем- так обязательно иди. Посмотришь на это дело с христианской точки зрения. Иногда в суде очень очевидны все недостатки нашего правосудия, а ты можешь свое слово сказать, и оно может очень серьезно отразиться на том, что происходит. Даже если у нас есть проблема в отношении к нашей милиции, но если произошло преступление -  нужно обязательно заявить. Многие говорят: бесполезно. Ну и что? Во – первых, не всегда бесполезно, а во вторых, оно хотя бы будет зафиксировано. Будут знать, что в такой зоне действия карманник или сумки отбирают. Не сейчас поймают вора, так потом. Поэтому всяческое общественное дело полезно. Ну, представляете, мы бы имели корпус депутатов, которые работали бы не на карман, а работали бы как слуги народа!? Не отрабатывали такие гранты, которые из за рубежа приходят, как с ювенальной юстицией или с Законом о репродуктивных правах. Скоро будут права пищеварения. Есть у нас право переваривать пищу? - Будет закон, все будем по закону переваривать. Человек сколько тысяч лет живет без всяких прав, а тут им права понадобились. Ясно, что там зарыта собачка такая противная . Как права -  так жди какую  - нибудь гадость. Женщины боролись за свои права- ну и чего они получили в результате победы в этих правах? Сейчас права детей?  - Посмотрим, что получат дети в результате защиты прав детей. У ребенка есть права- видали?! Потом будут права гомосексуалистов,  и в результате человечество погибнет. А вроде права от слова правда-право, как красиво все звучит. Это же все чистый обман, поэтому общественная позиция-выявление всяческой истины, служения и пусть в каких -  то общественных проявлениях -ничего в этом дурного нет.

-Отец Дмитрий! Я недавно вас видела на передаче Малахова «Пусть говорят». И там был вопрос, когда там троих детей отняли у молодой семьи. Я хотела спросить-не пожалели вы, что пришли на эту передачу? Там Малахов в конце передачи претензии выдвинул- вам вопрос задал и ответить вам не дал. Может, вы хотели сказать на эту тему?

-Да зачем? Ну, есть протоиерей Димитрий Смирнов, есть Андрюха Малахов, ну и все же знают, что такое Андрюша и протоиерей Дмитрий Смирнов. Его, Малахова,  какие  - то смешные потуги. Вообще, когда я туда попал, я очень жалел. Во -  первых, мне эта передача откровенно не нравится. Просто тот дяденька, который там участвовал, он меня очень просил придти, там защитить некому и надо обязательно сказать. И я пошел именно ради этого. Потому что во всей стране идет какая  - то страшная волна- отбирают детей. Я даже стал размышлять, думаю- почему такое происходит ну и потом как то догадался- может, потому что усыновлять детей из детского дома-это сокращать бюджет. А если отбирать детей у семей и их потом продавать-то тогда сохраняешь бюджет детских домов и бизнес на детях. Может в этом? Ну странно-огромное количество людей занято отбиранием детей. Если у них эту зарплату отнять и отдать этим семьям - то им можно помочь. Ну, поставить им определенные условия. Вы должны а) зарегистрировать брак, б) вы должны сделать то -то и то- то. Конечно, какая это семья, которая юридически не является семьей? Ну, все равно, каждому ребеночку нужна мама, ему нужен папа. Даже если суровое воспитание было - все равно ребенок не хочет к чужой тете. У нас какая возможность? Ну забрать ребенка в детский дом. Питание лучше, гигиена лучше, медицинское обслуживание лучше -формально да. Но почему же 90% потом оказываются в тюрьме? Нынче была передача по НТВ, сюжет про детей. Одни делаются бомжами, другие уголовниками. Какая бы семья ни была у ребенка, но все же шансов стать уголовником меньше, чем после государственного детского дома. Спрашивается- а на кой отбирают- то, формировать уголовный мир что ли? Задача государства не выполняется- неужели это не видно? Это видно только тем, кто смотрит, поэтому надо эту проблему обязательно решать. Раз в обществе началась такая полемика-началось дело Агеевых, и шире, шире. Борьба против ювенальных технологий разрастается, а проблема -то все одна- наши дети. У нас, к сожалению, наши структуры, которые о детях должны печься, они свою функцию не выполняют. Вот меня как налогоплательщика совершенно не устраивает тот результат, который я имею после миллиардных трат на наших сирот, что 90% потом в тюрьме-извините. Где качество? За такую работу надо всех увольнять.

- У нас возник такой вопрос по Евангелию в воскресной школе. Мы задали этот вопрос батюшке, месяц ждем ответ. В Евангелии есть много мест, где, искушая Иисуса Христа, фарисеи хотели Его побить камнями, услышав Его ответ, или хотели Его сбросить со скалы. Но они боялись народа, потому что народ почитал его пророком, то -  есть власть боялась народа. По - моему, в таких Евангельских текстах очень много ключевых моментов для понимания сегодняшнего дня. Вот, нас боятся, значит, нами должны манипулировать, нас должны зомбировать таким образом, чтобы мы ситуацию не понимали.

-Знаете, я не совсем понял, в чем заключается ваш вопрос.

-Чего они боялись?

-Как чего они боялись- по шее получить! Народ еврейский был очень горячий - часто происходили восстания. Народ полюбил Христа Спасителя, за ним ходили десятки тысяч людей, и как вдруг против него выступить?

-А как же они возбудили народ, и народ сказал: распни?

-А как? Очень по – хитренькому, с помощью вот этих самых технологий, с помощью которых вот против Агеевых возбудили ненависть. Все показывали обожженного ребеночка, а сейчас ребеночек просится к маме  - а его не пускают. Он же ее воспринимает как маму! Он же сам говорил, что он сам упал, а их обвиняют, что  его чуть ли не сбросили - это же все определенного рода технологии! А потом, знаете вот, собралась толпа. Достаточно 20 человек разместить в шахматном порядке, как в театре, какой -нибудь бездарный актер нанимает клакеров, и они кричат- бис, браво, и зал заводится. С цветами выбегают, которые купил этот самый человек, и возникает ощущение праздника. Или вот эти бесконечные передачи, где кукушка хвалит петуха, выступают артисты-вот этот гений, это потрясающе-потому что большинство людей своего мнения не имеют, и в искусстве не разбираются. Людям легко поверить, что кто - то там гений, а на самом деле пошлейшее явление, которое  даже нельзя назвать культурой. Просто был человек, отошел ко Господу, но превозносить его выше Эвереста. На людей это все влияет. Это специально умные люди решали, и тогда эти умные люди были. А власть  - она всегда исследует, что в народе происходит и старается не допустить до открытого возмущения разными способами. При Сталине-это репрессии. Это говорит о том, что кто он есть- поганый трус, потому что так народ изувечить, нелигитимным путем захватить власть! Понятно, кто его выбирал, очень важно и каждый правитель за своим рейтингом следит. И сейчас в основном демократические формы правления- это все таки влияет.  Вот представьте себе приходит на выборы 2% населения. Поэтому все это используется, но я не понимаю, в чем ваш вопрос: как их могли науськать-? Господи, помилуй! Людям внушают, какой пастой зубы чистить, а уж такие простые вещи, как возбудить ненависть....Фарисеев было много-целая партия была, серьезное дело.

-Бог не просто отдал землю обетованную 12 коленам Израилевым, а они завоевали ее,  убивая местные народы- зачем же так?

-Ну, как зачем? Местные народы погрязли в такой тьме язычества, в такой мерзости, что если бы мы оказались этому свидетелями  - то мы бы возрадовались. Поближе к нам так называемая цивилизация инков- они приносили в жертву людей сотнями тысяч, у живых вырезали сердца. И что какой - то другой народ, испанцы-католики, уничтожили эти так называемые цивилизации - да слава Богу потому что эта цивилизация чудовищна! Эти народы, служа своим богам, создавали чудовищные культуры, где сжигали заживо младенцев- это, кстати, сравнимо с нашей так называемой цивилизацией, где младенцев пожирает государство. Это по бессовестности и лицемерию только мы можем сравниться-когда ветеранов прославляют, а сами детей убивают. Другой возможности не было у Бога.

-То -  есть если наше государство будет развиваться в этом направлении, нас ждет участь тех народов?!

-Так уже. Это просто самый вопиющий пример. Вот права ребенка, а право жить есть у него. Вот его зачали- его спрашивали? Нет, надо убивать.

Но права родиться нету. Не дают родиться, а начинают какие  - то права качать. Это же такое лицемерие, просто кошмар какой -  то, и делают вид, что этого ничего нет. Вся правовая, правозащитная, система муссирует какие то права человека, когда не дают родиться ребенку- его разрывают на куски, и потом еще говорят о каких то правах!

-Сформировавшегося ребенка...

-Ну, даже не сформировавшегося -какая разница? Кто мне скажет, в какую секунду ребенок уже не ребенок-нет такой секунды. Человек зачат-это уже человек, остальное уже не ваше дело. А сейчас все фашистские технологии в ходу.

-Как девочке в 12 лет объяснить о целомудрии, при том, что родители не церковные?

-Никак.

-То  - есть она будет воспитываться примером своих родителей?

-Нет. Ксенией Собчак, Анфисой Чеховой, Лолитой Милявской, и еще Людмилой Зыкиной, которая говорила: у меня 4 мужа,  и я со всеми в хороших отношениях- вот они будут воспитывать. Потому что, чтобы у человека что- нибудь появилось, нужна вера, а если родители далеки от церкви....У нас главная воспитательница нашего народа- это эстрада.

-Равнозначна ли пасхальная служба ночная и утренняя?

-Абсолютно. Более того, любая Божественная литургия абсолютно тождественна любой другой службе. Но надо пояснить, что ночью мы еще служим утреню пасхальную, а утром нет. Ну, так немного покороче, а так сердце Богослужения- это Божественная литургия.

-А многие вообще спрашивают- вечером ходить не могу, можно ли нельзя ли…

- Существует такое благочестивое правило, что человек, прежде чем причаститься, должен выслушать, как говорили в 19 веке, весь круг Богослужения. Такой обычай идет из монастырей. Но понятно, что эта монастырская практика неприемлема для очень многих людей- по возрасту, по здоровью, по занятости, по многодетности и т. д. Поэтому священник неправомочен выдвигать требования быть обязательно на вечерне.

Когда приходит старый, измученный болезнью человек, когда он говорит: батюшка, простите, я вчера вечером не был, то у меня просто слезы наворачиваются. Одно то уже должно быть для нас праздником, что он утром пришел. Пусть он опоздал на целый час-человек пришел в таком состоянии.

Дай Бог нам научиться быть милосердными к окружающим нас людям.

Всего доброго.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+