Перейти к основному содержанию

09:06 21.06.2025

Если на твою могилу никто не ходит, ни слезы не прольет, ни свечу не зажжет? ( Прот. Дмитрий Смирнов)

20.03.2013 11:20:23

- Мне приходится убеждать родственников, что надо ухаживать за могилами предков. А они отвечают: мы записки подаем, это главное. Но меня так воспитали родители. Важно это или нет?

- То, о чем вы говорите, есть выражение нашей любви, нашей памяти об усопших. И вообще всякое разорение, хаос, помойка на том месте, где погребен наш любимый человек -  это, конечно,  плохо. Что говорить? А оправдание всегда можно найти. Вспомните, как в Евангелии? Звали на пир, а один отвечал: не могу, что купил пару волов. Другой - потому что женился. Третий -  гости пришли. Просто людям не хочется куда-то ехать, чем-то заниматься. И находят всякие оправдания. Вы неужели думаете, что какими-то уговорами сможете их заставить? Это бессмысленно. Так что пока вы есть, могилки будут в порядке.

Да, есть такой обычай ухаживать за могилами. Памятники ставить. Это забвение, небрежение - от безбожия. Вот представь, ты в гробу лежишь, а на твоих поминках люди беснуются. Как, тебе приятно? Или -  на твою могилу никто не ходит, ни слезу не прольет, ни свечу не зажжет и не помолится. Ну и как? Это все происходит оттого, что сердце человека не может на себя примерить чужую боль и представить свою ответственность. Ничего не поделаешь.

- Здравствуйте батюшка. Мама моя ходит и в католический храм, и в православный. Я не знаю, можно ли за нее подавать записки о здравии.

- А кто запретит? Интересно, осуждать людей можно? Нельзя. А мы осуждаем. Можно не почитать старших? Нельзя. А мы не почитаем. И так во всем. Поэтому, если  хотите за маму помолиться -  она останется для вас родным человеком. Если есть любовь, то вы не будете спрашивать. А если у вас мамины поступки вызывают раздражение, и вы хотите найти какую-то инстанцию, с помощью которой ее можно «прижучить» -  то я в этом участвовать не буду. Ходит человек туда и сюда -  пусть ходит. Захочет  разобраться - разберется. А запретить, насильно просвещать -  дело неблагодарное и бессмысленное. Ведь Бог-то не требует от нас: «заставь своего родственника ходить только в один католический храм». Нет такой заповеди. А вот, почитай отца и мать, да благо тебе будет, долголетен будешь на земле - это есть. Все-таки  надо в корень смотреть.

- Я в одной книге современного священника прочитал такие слова, что в любом решении настоящем, тем  более в будущем, нужно всегда оставлять место для воли Божией. А если у тебя получается не так, как ты задумал? И это вызывает боль?

- Критерий истинности не есть наше чувство  боли или даже радости. Радость может быть и греховного происхождения. Нельзя делать критерием самого себя и свои ощущения. Это путь неправильный. Часто можно слышать, особенно от женщин:  «Ой, какая же тут благодать!» Интересно, это что, благодатометр, что ли, есть такой специальный? Человеку хорошо на душе, но прямо так заявлять, что здесь присутствует благодать Божья, очень опрометчиво. Женщины - вообще существа эмоциональные. Поэтому не играет никакой роли, испытываете вы боль в какой-то ситуации или нет. Вот, например, когда Господа нашего Иисуса Христа распинали, он испытывал боль. Но эта боль была им испытуема ради спасения вас и меня, и вообще всех остальных. В этом был большой смысл. Если бы он пользовался критерием собственной боли,  он бы прекратил Свои страдания. Ему же предлагали: если ты Сын Божий, сойди с Креста! Но Он не сошел, а продолжал испытывать боль. И не только физическую, но и душевную тоже. Потому что нравственное состояние человека, которого оплевали, избили, оболгали и казнили ни за что, очень морально тяжелое, именно для человека Иисуса Христа. А Он все претерпел. Так что вы  неправильно избираете критерий. А что же должно  быть критерием? Священное писание, наша церковная  практика, труды Святых отцов,  то  есть церковный благодатный опыт. У вас есть любовь к чтению книг духовного содержания. Это со временем вас обязательно сориентирует в правильном направлении.

- В вечерней молитве Святого Макария Великого есть такие слова: «Да благословлю имя Твое святое и прославлю». Как мы можем благословлять имя Господа? Мы же грешники. Мы сами просим благословения и у священников, и у Господа?

- А как вы думаете, Макарий, которого церковь именует Великим, ошибся?  Вы вдумайтесь в слово "благословлю". Это значит, «скажу благое слово о твоем имени». И больше ничего. Мы можем об имени Божьем сказать добрые слова? Конечно! Никакого запрета нет. Слово "благословение» имеет многогранное значение. Поэтому в данном случае, оно вполне уместно.

- Я являюсь уже много лет прихожанкой храма Архангела Михаила в Тропареве. У нас большой приход, служит много батюшек. Как среди них выбрать духовника?

- Обычно, это бывает так: понравился или не понравился. Одни люди любят, чтобы духовник был построже, более твердо их пас. А другие, наоборот, чуть что, очень серьезно обижаются. Поэтому нужно себе по нраву выбирать. Другого пути нет. Когда большой приход, это сделать проще. Поэтому вам повезло.

- Здравствуйте. Меня зовут Марина. Батюшка, есть известная книга, где рассказывается о мытарствах души после смерти. А что учение Церкви говорит по этому поводу?

- Церковь признает учение о мытарствах, о загробной участи души. Но мы не можем сказать, что те мытарства, которые описывает блаженная Феодора, ожидают всех именно в такой форме. Это ей было такое откровение, которое для нас очень поучительно. Но ожидать, что каждый человек именно так будет проходить мытарства, не стоит. Именно поэтому церковь не включает это в свои пастырские учебники, а говорит, в общем, о том, что душа будет проходить некие загробные испытания. Все зависит от самой души, от степени ее развития. Поэтому то, что описано у Федоры, не есть некий универсальный принцип.

- У меня плохие отношения со свекровью. Я недовольна, что она мало мне помогает с детьми. Считаю, что бабушка не должна оставлять внуков без помощи.

- Часто человек от другого требует  то, что он не может дать. Невестка, как правило, более снисходительна к собственной матери, чем к свекрови. Прожив всю жизнь с матерью, она прекрасно знает, что можно от нее ожидать, что нельзя. И заранее проявляет снисхождение. А со свекровью срок совместной жизни незначительный, а ожидания могут быть весьма серьезными. Идеальная ситуация -  это когда семья живет отдельно, и супруги сами строят свою домашнюю церковь. Но это не у всех средства позволяют. Поэтому приходится мириться.  Надо только помнить, что война внутри семьи самым пагубным образом сказывается на детях. Поэтому взрослые люди должны вести разумную внутрисемейную политику. Даже если в нас все кипит, и наше сердце  распаляется не против самого человека, а против его поступка. Но ради общего блага, общего мира надо сдерживаться. Самый простой путь - это удалиться на расстояние. Бабушка пришла, с внуками поиграла и уехала. Или, наоборот, раз в месяц или в квартал приехать к ней.   Детки поиграли - и назад. А дома уже свой порядок. Бывают ситуации, когда родители отправляют детей к бабушке на лето на два месяца. Дети приезжают - их не узнать. Все, чему их учили в течение года, выветрилось. То, что было дома нельзя, у бабушки можно, и наоборот. В таких случаях, конечно, к бабушке ездить нельзя, потому что это расшатывает детскую психику. И потом, чтобы детей привести в норму потребуется месяца два. Бабушки всегда считают себя правыми. Я еще не встречал ни одну, которая считала бы себя неправой. Поэтому с ними очень трудно заниматься совместным воспитанием. Даже, когда бабушка  разумная, хорошая, в силу ее  тотальной правоты в семье возникают трудные ситуации. Лучше всего развестись. Самое милое дело.

- Мы с женой ходим в храм. И старший сын с нами, и дочка маленькая, ей три с половиной года. Приходим в храм, и дочка во время службы подойдет к иконам и начинает громко молиться. Перебивает батюшку в алтаре. Я ей: дочка, тише. А жена говорит: не запрещай, пусть молится. Мы с женой по этому поспорили.

- Вообще педагогическим процессом в семье должен управлять мужчина. Когда папа  говорит "нет", а мама  говорит "да", она совершает грубейшую педагогическую ошибку. Этим своим "пусть молится" она приносит ребенку огромный вред и впоследствии неисчислимые страдания. Именно от этого бывают нервные дети. Это закон педагогики.  Если папа "да" -  то и мама "да". Если папа «нет» -  то и мама "нет". За исключением тех случаев, когда папа сумасшедший, и все знают, что он сумасшедший. Разумеется, люди приходят в храм не для того, чтобы слушать маленьких детей, как они орут, кричат и бегают. Поэтому, когда ребенок  вразрез общему строю начинает громко читать молитву, он согрешает. И в грехе поддерживать ребенка ни в коем случае нельзя. Цель христианской жизни - научиться любить. А здесь, какая же любовь, когда ребенок мешает? Когда ребенок начинает таким образом выступать -  это не молитва. Это спектакль, рассчитанный на поощрение мамы. Вот, дескать, я сейчас будут молиться, а мама будет довольна. И ради этого благожелательного взгляда мамочки ребеночек устраивает такой цирк, который зажигает огни. Хуже, чем такая педагогика, вряд ли  можно что-либо придумать. Мама поощряет ребенка в безобразии. Ребенок ведется себя безобразно, не смиренно, вразрез всем и против воли своего отца.

Как тут действовать? Тут же  ребеночка вывести на улицу, сделать внушение. А если заартачиться, чуть-чуть наподдать и отвести домой. А в следующий раз сказать: ты в храм хочешь? Помнишь, как надо себя вести?  Никому не мешать, молиться только вместе со всеми и молча. Если помнишь - тогда ехать. Как только опять начнет выступать -  тут же пресечь. Тогда, по крайней мере, на третий раз, разовьется навык. Но, если мама на четвертый раз поведет ребенка в храм одна, и все позволит, как было в первый раз, то, конечно, все насмарку. И в голове ребенка образуется ниша. Когда ему нужно чего-то добиться,  он будет всегда выбирать того из родителей, который выполнит  его просьбу. И ребенок вырастает закоренелым лицемером и фарисеем, будет манипулировать и папой и мамой.  Лучше такого ребенка сдать в детский дом, потому что, если так воспитывать  -  вырастет моральный урод. А то, что детки производят какие-то действия, желая поощрения от родителей  -  это нормально. Дети ведь учатся через подражание. Поэтому такое поведение  девочки закономерно. Но всему свое время и место.

- В молитве Кресту мы произносим"Да воскреснет Бог». А на Пасху говорим «Христос Воскресе!» Почему?

- Потому что эта молитва была создана задолго до Воскресения Христа и даже появления Его на земле. Это псалом, написанный ветхозаветным царем Давидом.

- Я читал у святых отцов о таком случае. Некий инок, побыв вне монастыря, возвращался в келью. Тут на него напали бесы. Тебе, говорят, нет спасения, возвратись в мир. Брат понял, что они хотят его погибели его, и отвечал: я не согрешил. Повторяю вам: я не согрешил. Старцу было открыто это. И старец спросил его, не случилось ли с тобой на этих  днях чего неприятного? Ничего, отвечал брат. Тогда  старец сказал о бывшем откровении. Брат рассказал ему случившееся. Старец отвечал: «Поистине, рассуждение твое сокрушило всю силу вражью». Что меня здесь смутило? Что у инока никакого раскаяния не было. То, что он бесам сказал: я не согрешил, это понятно. А старца-то он обманул?

- Опять вернусь к своей излюбленной теме. Те, кто составлял  жития -  дураки? Из вашего рассуждения такой вывод, что вы умнее составителя. И того, кто записал этот рассказ в назидание в течение тысячи пятисот лет всем православным христианам - он кто? Нельзя так подходить к творениям подвижников благочестия! Надо со смирением. Если человек не понимает -  встать на коленочки и месяца четыре-пять молиться  Богу о вразумлении.  А не так, как вы: он не покаялся! Во-первых, мы сами не знаем, что такое покаяние, и никогда его не видели и не слышали,  и сами никогда и не каялись. Если хотите  узнать, что это такое - почитайте Иоанна Лествичника. Тогда мы сравним, что с нами происходит, и что с теми людьми, которые находятся в состоянии покаяния. Это, во-первых. Теперь второе. Ведь ключ к этому рассказу находится в слове «рассуждение». Вам, к сожалению, это не знакомо. А добродетель рассуждения выше любви, и встречается гораздо реже. Многие люди, сподобившись достичь любви Божией, которая есть совокупность всех совершенств, тем не менее, не достигли рассуждения. Потому что рассуждение дается совсем не всем. Очень часто человек бывает святой, но не рассудительный. И поэтому святые отцы говорили: не ищи себе святого, а ищи рассудительного. Я имею в виду в руководителе. Вот здесь такой же и случай произошел. Вот, напали бесы. Что нужно сделать человеку? Отразить атаку. Этот человек отразил ее самым оригинальным и немыслимым способом, практически никогда не употребляемым. Если вы попробуете  таким же образом отражать, может быть, вы впадете и в худшую ситуацию. Но этот отразил. Раз он отразил, значит, одержал победу над дьяволом. И когда старец остановил его внимание на этой ситуации, он с радостью все ему рассказал, ничего не утаивая. И старец, которому было о нем откровение,  похвалил инока за рассудительность, что он таким оригинальным способом  отразил бесов. Полностью разоружил своей  духовной военной дерзостью.

- Мы, двадцать человек, читаем Псалтырь. Как нам быть в Пасхальные дни? Поминаем мы там 100 человек о здравии, 150 о упокоении.

- А кто вас благословил?

- Отец Таврион из Рижской пустыни. Но его давно уже нет. Теперь я не знаю, к кому обратиться. Мы читаем уже 32 года.

- Вы делайте так же, как в прошлом году. Как читали эти 32 года? Так и читайте. Келейная молитва - дело свободное. Это в церкви есть Устав. Мы не можем, например, Литургию вечером служить. Или еще какие-то вводить новшества. Мы вот про девочку говорили, которая вдруг поперек всем начинает Богородицу читать перед иконой. Это неправильно. В церкви должно быть все благовидно и чинно. А в келье - как договоритесь, так и читайте. Бог вам в помощь.

 - Что такое "венец безбрачия"? Откуда это берется?

- Это суеверие. Выдумывается людьми, которые на людской мнительности делают себе деньги. По этому поводу мне тут анекдот рассказали. Я его вам расскажу. Вот звонок. « Але, это ясновидящая госпожа Клава?» - « Да, Петр Иванович». «Это не Петр Иванович», -  «А я знаю».

Каждой женщине хочется выйти замуж. Но не у всех  получается. Ей говорят: у тебя "венец безбрачия". Я, мол, тебе его сниму, давай денег. Начинает колдовать, а иногда просто спит спокойно. Говорит: приходи через две недели. В итоге ничего не получается, а денежки истратили зря. Так что спите спокойно, не обращайте внимания.

 - В сегодняшнем Евангелии Иисус сказал ученикам: «Чашу, которую Я пью, будете пить и крещение, которым Я крещусь, будете креститься». Но ведь к  тому времени уже сам Иисус и ученики были крещены. О каком крещении здесь идет речь? И второй вопрос, по Апостолу. Написано, что «По пришествии же веры, мы уже не под руководством закона». А как же тогда заповеди Ветхого Завета и те, которые дал Иисус в Новом? Они как бы в дополнение идут?

- Они в не дополнение,  они в раскрытие идут. Заповеди Ветхого Завета придается духовный смысл. Потому что Заповеди Ветхого Завета даны для озверевшего человека, который вообще ничего не понимает. Только дикому можно человеку сказать, чти отца и мать. Или сказать «не убей». То, что ворона знает и носорог,  почему  нужно говорить человеку? Значит, этот человек впал в состояние хуже озверения. Новый же Завет требует от человека внутреннего качества. Ветхий Завет держал границу между человеком и зверем. Человек, который исполняет заповеди Ветхого завета, остается человеком. А Новый завет - это граница уже совершенно другая: между человеком и ангелом. Повинуясь Новому завету, человек может вести равноангельский образ жизни. Это задача духовная. В Ветхом Завете духовного нет. Есть только заря духовной жизни, то есть отблески, но не само солнце.

Теперь по поводу крещения. Если вы читаете этот текст, то совершенно понятно, что Господь говорит не о Своем крещении. Речь идет о другом. Откройте словарь на слове "крещение". Вы увидите, что крещение в переводе со славянского на русский значит «погружение». Это может быть как таинство погружения в воду. А в данном случае «погружение в страдание». Именно это имел в виду Господь. И каждый из апостолов свою чашу страданий испил.  Вот что это значит.

- Моего мужа крестили на дому в 1943 г., бабушка вызывала священника. Теперь сказали, что это недействительно, надо перекрещиваться. А он ходит причащается! Как же, действительно или нет?

- Если его крестил священник, все действительно. Если его какая-то бабушка, то это не полное крещение, нужно пройти таинство миропомазания. К сожалению, очень  многие люди сейчас вновь как бы приходят к Богу и не знают, крещены они или нет. Часто мы крестим человека, а потом узнается, что он был крещен. Как быть? Да никак. Просто если Крещение второе, значит оно ничтожно.

- Известно, что две природы в Иисусе Христе - Божественная и человеческая. Они неслиянны. На Голгофе умер человек. А Божественная природа пошла  в ад? Что вы можете пояснить по этому поводу?

- Душа человека Господа Иисуса Христа, соединенная нераздельно, неслиянно, неразлучно, неизменно с Божеством Господа нашего Иисуса Христа, сходила в ад и вывела души праведников - Адама и  Еву, Авраама и Сарру и многих других пророков. Вы по этому поводу рассуждаете правильно. Действительно, это  вопрос сложный. У нас нет подобного опыта. Мы только можем как бы созерцать тексты или иконы, где это обозначено, и удивляться этому. Наши рассуждения не могут дальше проникнуть.

 - Жена подает на развод из-за неверности мужа. А благодать Божия тогда на супруге как будет? То есть, она грех совершит этим действием.

- Нет. Это действие тут ни при чем. Благодать Божия отходит во время совершения им измены.  Вот в чем дело. А тут как бы не ваша забота. Благодать Божия дается на совершение брака. А если брак разрушается, виноват в этом не тот, кто подает на развод, а кто совершил измену.

 - У меня сыну шесть лет. Как мне подготовить его к исповеди? 

- Шесть лет - это еще рано. Нашим современным деткам первую исповедь отложить на попозже, пока, пока они не дозреют. Но вы, как отец, конечно, с семи лет можете начать подготовку. Когда он совершает какой-то поступок, в котором ясно есть состав греха, вы должны начать действовать этим словом. Сказать ему: то, что ты сделал -  грех, потому что  ты не только меня огорчил, но твои действия противоположны заповеди Божьей. А то, что человек совершает против Бога, то грех не только против меня и нашей семьи, но и против самого Отца Небесного. Ты должен обязательно исправиться. И, указывая на грех и останавливая внимание ребенка на этой проблеме, на ответственности его лично перед Богом, таким образом готовить его к исповеди.

 - Я каждый день читаю Псалом 50. Что означают эти слова: «Научу беззаконные путем твоим, и нечестивые к тебе обратятся»? А я знаю, что не способна научить никого. И чувствую, что я читаю, но не исполню. Как быть в этом случае?

- Учить человек может не только словами, но и примером. Поэтому, если вы будете сами настоящей христианкой и делать все в своей жизни согласно Священному Писанию, то такой пример, обычно бывает так прекрасен и заразителен, что многие беззаконные пойдут путем Господним. И тем самым научатся. Не всех, конечно, но кто-то  обязательно обратит внимание на ваше благочестие. Его надо делать не напоказ. Если на показ, то это, конечно, всегда отвратительно и, как поступок, требует своего осуждения. А если человек внутри таков,  то это  - сокрушительная сила. Поэтому без всяких с лов можно научить беззаконные именно примером. В нашей жизни не хватает примеров. Очень часто апостолы рассказывают, что сделал Иисус. Но не говорят, что Он при этом говорил, потому что Господь больше действовал примером, нежели словом. Притча -  это тоже образ примера. Он в красочной форме рисовал какую-то картину в воображении слушателей. Вот, например, вышел сеятель сеять. Он описывал события,  имея в виду воспитательную цель.

- Когда люди попадают в больницу, в реанимацию в тяжелом состоянии, у них снимают крестик. Как же, если человек умрет, будет ли душа за это отвечать? Ведь сняли не по его  вине. 

- А почему он должен отвечать? Кто сказал?

- Сказали, что якобы крещеный человек должен быть с крестом, тем более, когда он болеет, в тяжелом состоянии.

- А как же апостол Павел без креста ходил?

- Все понятно.

- Апостол Павел, наверное, там отвечает. Его спрашивают: ты почему крест не носил? Не знаю, у нас не принято было. Нет, почему? Вот, мне одна бабушка в Рязанской губернии, шестая остановка от вокзала,  она мне сказала. Как на это отвечать? Какие-то у вас понятия странные.

- Моему ребенку почти годик, он что-то понимает, но когда начинают запрещать, делает вид, что не понял. Как его правильно наказывать? И второй вопрос. Мы с мужем спорим, можно такого маленького шлепнуть или как-то по-другому?

- Нет, в годик не надо шлепать, еще рано. Он будет пугаться. И потом, вы не всегда  можете сообразить, хитрит он или просто отвлекся. Нужно проявлять терпение. Я понимаю, первый ребеночек, вам все интересно, хочется сразу и пошлепать, и в угол поставить, и накричать. Но, это арсенал для старших. Вообще, надо понимать, что не только каждый месяц жизни ребеночка, а каждый день играет огромную роль. И поэтому ребеночек должен находиться в атмосфере любви, тишины, благополучия, мягкости, красоты. Ведь у ребеночка главное -  душа. Поэтому вы должны доставлять ему как можно больше радости, удовольствия и устранять всякие для него неприятности - мокрые памперсы и прочее, мгновенно. И не надо спорить. Потому что сам дух раздражения, который между вами будет витать, пагубно будет отражаться на душе ребенка. Об этом надо всегда помнить.

 - Какая добродетель самая высокая? Мы рассуждали на эту тему. Я говорю, что любовь, другая говорит - смирение. Как на ваш взгляд?

- А при чем тут мой взгляд? Тут есть взгляд самого великого апостола Павла, который назвал любовь совокупностью всех совершенств. А смирение - это первая ступень. Если у человека нет смирения, то вообще вся его христианская жизнь не возможна. Святые отцы сравнивали смирение с цементом, а добродетель с кирпичами. Если все добродетели есть, но нет цемента, то это стена развалится. Но крыша здания, которую строит христианин в течение своей жизни - это любовь.  Мы сегодня еще упоминали добродетель рассуждение. Но это, можно сказать, труба над крышей. Все-таки рассуждение - это удел очень немногих людей. А любви достичь может каждый. Рассуждение - это как бы сверхдобродетель. А так вершина, конечно, любовь. Это конец развития христианской жизни.

 - Как понять житие Алексея - человека Божия, когда он принес такие страдания своим родителям? Понятно, что он сам страдал, но он жил у них и не открылся.

- Очень это трудно понять. Как Бориса и Глеба, которые не стали со Святополком Окаянным сражаться, а дали себя убить. Как понять отца Иоанна Кронштадского, который с самого начала жил со своей женой как брат с сестрой. Она даже начальству на него жаловалась. Как понять Марию Египетскую, которая с двумя краюхами хлеба ушла в пустыню и там взяла такую жестокую жизнь, и, не имея одежды, провела там десятки лет. Это не поддается пониманию. Это  тайное дело отношений человека и Бога. Что руководило святых праведным Алексием - человеком Божьим в этот момент, почему он это избрал, чем руководствовался, это есть некая тайна. Поэтому впрямую этому подражать нам никак нельзя.

 

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
2 + 7 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+