Перейти к основному содержанию

17:25 20.05.2019

Эфир от 24.12.2014 22:00. Редактор радиостанции «Радонеж» Илья Сергеев беседует с настоятелем храма во имя свт. Спиридона Тримифунтского в Филях священником Илиёй Кочеровым о христианской вере.

02.04.2015 10:51:10

И.Сергеев:

- Здравствуйте, дорогие братья и сёстры! В студии радио "Радонеж" редактор Илья Сергеев и мой гость священник Илья Кочеров, настоятель храма во имя Спиридона Тримифунтского в Филях. И в прошлый раз мы с отцом Ильёй говорили об очень интересной теме - о свободе. Сейчас мы решили поговорить о теме не менее интересной и, наверное, ещё более важной для всякого христианина - это тема веры.

Отец Илья, что такое вера?

о.Илия:

- Вера - это основа духовной жизни человека.

И.Сергеев:

- Мы знаем, что человек сотворён Богом не как все прочие живые существа.

о.Илия:

- По телу человек принадлежит земле. Он имеет такие же функциональные особенности своего организма, как и животные. Но при всём при этом, в отличие от всех других существ, человек получил при творении от Бога дыхание Божие. Это дыхание Божие является его духовной сущностью, сущностью человека, отличной от обычного его материального бытия. И это нематериальное бытие человека включает в себя несколько важных сторон его жизни. И вера - одна из важнейших основ духовного нематериального бытия человека.

Верой обладают все люди. Только одни обращают внимание на свой духовный мир, другие не обращают или обращают настолько мало внимания, что им кажется, что в них веры нет. Но для того, чтобы нам правильно провести разговор, я обычно всегда предлагаю вначале договориться о терминах. Чтобы мы, подразумевая под словом "вера" одно, не говорили бы совершенно об ином, а наши слушатели, внимая нам, не понимали бы что-то своё третье.

Так вот, что такое вера? Если следовать апостолу Павлу, то вера - это уверенность в вещах невидимых. Мы верим в то, чего своими глазами увидеть не можем. Потому что после того, как мы увидели своими глазами или осязали своими руками, предмет, увиденный нами - уже не предмет веры, а предмет нашего знания. Мы подлинно знаем, что этот предмет существует, потому что мы его запечатлели своими органами чувств. Но существует целый ряд невидимых для нас предметов, которые мы постигаем с помощью веры. И далеко не всегда эти предметы из области религиозного познания. Например, есть множество материальных вещей, которые мы с вами не видели из-за того, что мы не обладаем способностью находиться в самых разных местах. Поэтому, скажем, бо́льшую часть планеты Земля мы не видели. Но мы её постигаем с помощью веры. С помощью доверия словам тех, кто видел. Эти слова могут быть сказаны нам лично, могут быть запечатлены в литературе, нанесены на какие-то специальные носители. И мы, воспринимая слова других людей, описывающих те или иные, скажем,  уголки земли, им верим. Тем самым через нашу веру то, что невидимо для нас, становится предметом нашего знания. Например, мы можем никогда в жизни не увидеть и не услышать, и не узнать о таких местах вселенной, в которые человек просто в силу своей физической ограниченности не может попасть. Скажем, другие планеты, галактики. Но при всём при этом, если существует возможность хотя бы каким-то образом туда заглянуть - с помощью телескопов или с помощью вычислений - опять же таки, это становится для нас предметом веры тем, кто смотрел в телескопы, тем, кто пользовался вычислениями. И вера тем людям, которые сделали эти вычисления, становится нашим знанием.

И.Сергеев:

- Отец Илья, как Вы думаете, почему в подобные вещи верить легко, а в Бога верить сложно?

о.Илия:

- Нам легко верить словам людей, которые повествуют о вещах вполне для нас понятных. Потому что мы что-то подобное видели, скажем, у себя в стране. Какие-то природные явления, явления общественной жизни. Когда нам описывают подобного рода явления, только относящиеся не к нашей, скажем, стране, а к той стране, в которой мы никогда не бывали, нам, конечно, поверить легко. Особенно, когда эти свидетельства являются многочисленными.

Вера же в Бога отстоит от обычной, обыденной человеческой жизни очень далеко. Почему? Потому что то, о чём повествует нам вера в Божественное, мы никогда в этой жизни увидеть не можем. Мы не можем видеть духовную жизнь, мы не можем видеть ангелов, мы не можем видеть душу человеческую. И поэтому то, что мы видели в своём собственном опыте, но перенесённое на опыт других людей, оно воспринимается, конечно, легко и просто. А вот духовную жизнь мы не можем увидеть обычными телесными очами. И поэтому здесь вера является тем мостиком, который проводит нас из обыденного материального бытия человека в бытие, которое невозможно постигнуть с помощью материальных, физических чувств или приборов.

И.Сергеев:

- Отец Илья, как Вы думаете, почему при сотворении мира Бог не дал нам каких-то стопроцентных доказательств своего существования? Допустим, человек просыпается утром, подходит к окну, смотрит на небо и видит там, предположим, ангелов или ещё что-нибудь подобное, чтобы человек уже не сомневался.

о.Илия:

- Я бы не согласился с Вами, что при творении Бог не дал человеку такой возможности. Мы знаем, что с первыми людьми Господь общался непосредственно до их грехопадения. Т.е. в раю у Него было непосредственное общение с людьми, люди видели и могли воспринимать Бога напрямую. Не только духовно, но и телесно. Эти способности были утрачены после грехопадения, когда человеческое материальное тело, поражённое грехом, стало намного более грубым. Оно стало неспособным ко многим духовным устремлениям, которые были открыты человеку до его грехопадения. Мы видим, что Господь даёт людям при изгнании их из рая кожаные ризы. Так вот, по согласному толкованию святых отцов кожаные ризы - это как раз символ  грубости человеческого существа в его материальном бытии.

Однако же Господь не даёт им такого Своего явления не только потому, что люди огрубели. Господь помимо этого ещё и даёт людям возможность осуществить свой выбор, своё стремление к добру добровольно, свободно. Если бы мы, допустим, каждый день видели бы сияние Славы Божией, то мы безусловно были бы словно понуждаемы этим сиянием к стремлению исполнять заповеди Божии, например, боясь адских мук при созерцании ада. И поэтому подобное совершенное открытие сокровенных тайн для человека было бы насилием над его свободой при выборе. Но свобода осуществляется только тогда, когда есть возможность движения как в одну, так и в другую сторону. Если человек не имеет возможности избрать зло в силу, скажем, очевидного лицезрения страшных адских мук, то тогда получается, что он и совершенно не имеет возможности получить награду за избрание добра.

И.Сергеев:

- В конце Евангелия от Марка мы читаем, что Господь обещает спасение верующим и рассказывает, какие знамения будут сопровождать верующих. Они наступят на змей и будут невредимы, и могут выпить смертное и не умрут, они положат руки на больных, и те выздоровеют. Вряд ли сейчас найдётся много людей, которые смогут такие вещи совершить. Значит ли это, что нас нельзя назвать верующими людьми?

о.Илия:

- Первохристианское время - особенно время святых апостолов - это время такого неизреченно великого истечения благодати Святого Духа на Церковь, которое сегодня мы представить даже не можем. Почему Господь именно в то время столь сильно излил Свою благодать? Почему апостолы получили возможность уже в день Пятидесятницы отличиться от всех прочих людей? Хотя бы тем, что они внезапно начали говорить на иностранных языках? И все собравшиеся люди из разных стран, которые пришли в день Пятидесятницы в Иерусалим, услышали свои родные языки в проповеди апостолов? Дело всё в том, что время апостольской проповеди и время первых христианских подвигов - это время, когда христианская церковь должна была сломить, превозмочь то невероятнейшее сопротивление всего языческого и иудейского мира. И Господь показывает, что двенадцать рыбаков, двенадцать неучёных людей вдруг через свою проповедь собирают огромнейшую Церковь Христову. В помощь им Господь и даёт такую величайшую благодать.

Конечно, сегодня время не апостольского века. И сегодня уже мы не настолько несём, сколько пользуемся теми плодами, которые имеет Церковь Христова и накопила за многие и многие века своего существования. Поэтому сегодня Господь уже не даёт христианам таких чрезмерных и обильных даров. Потому что у Бога всё разумно. Господь, когда нужно - даёт, когда не нужно это - отнимает. Но при всём при этом мы не можем сказать, что благодать Божия отсутствует в молитве, прошениях, которые возносят люди верующие ко Господу. Мы знаем, что и сегодня происходит множество исцелений от болезней. Мы знаем, что и чудотворные иконы, и святые мощи часто видимым образом подают людям и облегчение, и отклик, отзыв на их молитвы.

Хотя на самом деле, конечно, любая наша молитва не должна быть испытанием Бога. Т.е. мы не должны молиться с мыслью: вот я сейчас помолюсь, попрошу и посмотрю, даст ли мне Бог или нет, ответит или нет. В таком случае можно быть уверенными, что в этом случае Господь никогда не ответит. Наша молитва должна быть такая, как Господь дал нам её в образце всех - молитве Господней "Отче наш": да будет воля Твоя. Т.е. чего бы мы ни просили, всегда основной мотив нашей молитвы должен быть "да будет воля Твоя". Потому что мы можем даже и не знать, что то, что мы просим, является для нас вредом, и для души, и для тела. А Господь прекрасно знает и может, для нашего же блага, нашу молитву не исполнять.

И.Сергеев:

- В связи с этим ещё один вопрос, тоже по Евангелию. Господь сказал: всё возможно верующему. Как правильно понимать эти слова? Действительно ли всё возможно?

о.Илия:

- Опять же таки, здесь мы должны задуматься над тем, что Господь вкладывает в слово "всё". Конечно, Господь абсолютен по своему существу, и поэтому мы можем предполагать, что когда Господь говорил, что всё, значит, это действительно всё. Но, как говорит апостол Павел, всё мне можно, но не всё на пользу. Вот так и Господь. Он говорит, что всё возможно верующему, но далеко не всё на пользу. И поэтому Господь подаёт только то, что необходимо для спасения человека или, по крайней мере, хотя бы не вредно.

Поэтому, например, если мы будем просить, чтобы Господь низверг молнию на наших обидчиков, как просили Его апостолы Иаков и Иоанн, когда они проходили через самарянские селения, и самаряне не приняли Христа с апостолами, Господь нашу молитву не исполнит. Апостолы предлагали: давай низведём сейчас на самарян молнию, огонь за такое их пренебрежение, но Господь их останавливает, Господь не исполняет их молитву. Хотя, разумеется, это было возможно. Христос их останавливает и говорит: не знаете, какого вы духа. Или в другом случае, когда апостол Пётр выхватывает нож, чтобы защитить Христа в Гефсиманском саду, Господь говорит: неужели ты не понимаешь, что Я мог бы испросить легионы ангелов для Своей защиты? Но Господь не вызывает на Свою защиту легионы ангелов, а Он предаёт Себя в руки мучителей и извергов, потому что это нужно было для спасения человечества.

И.Сергеев:

- Отец Илья, как Вы думаете, как человек может укрепить свою веру?

о.Илия:

- В первую очередь, конечно, укрепление веры человеческой - это духовно-нравственная жизнь. Жизнь, преисполненная участия в благодатных таинствах церковных. В первую очередь это, конечно, таинство исповеди и Причащения Святых Христовых Таин.

Затем, кроме таинств вообще, очень важна молитва внутри Церкви. Потому что, когда мы соприсутствуем на богослужении вместе со всей Церковью, то в этот момент нас особым образом посещает благодать Божия, отлично от того, когда мы просто самостоятельно молимся дома. Потому что в этот момент исполняется обетование Спасителя: где двое или трое собрались во имя Моё, там я посреди них. Поэтому те, кто регулярно посещает богослужения в воскресные, праздничные дни, приобщается Святых Христовых Таин, кто исповедуется - это, как правило, всегда люди крепкой веры.

Кроме общественной молитвы, кроме богослужений, конечно, нужна и частная молитва. Т.е. наша молитва, которая является непосредственным общением с Богом. А с кем ты общаешься, с тем становишься и близок. Поэтому общение с Богом через молитвы - это одно из сильнейших способов укрепления веры.

Но эта беседа не должна быть односторонней. Т.е. мы обращаемся к Богу через молитву, а Господь обращается к нам через Священное Писание. В первую очередь это, конечно, Евангелие, апостольские послания. Чтение Евангелия и Библии в целом - это тоже один из важнейших способов укрепления нашей веры. Причём известно, что очень и очень многие люди брали Библию с глубочайшим намерением всячески её раскритиковать, возможно даже высмеять, найти в ней самые-самые невозможные несуразности и тем самым нанести урон всем, кто верует в Слово Христово. Но после почтения Священного Писания такие люди становились искренне верующими.

Вообще, когда мы говорим о вере, мы не должны забывать одну очень важную вещь. Как говорит апостол, вера должна быть не слепой, но разумной. И тот, кто пытается критиковать христианство со стороны слепоты веры, тот находится в полнейшем неведении. Потому что именно христианство призывает к просвещённой вере, к вере, которая разумна, которая имеет чёткие основания. И именно такая вера, вера разумная, является спасительной для человека.

И это справедливо даже в случае, когда мы говорим, скажем, о бытии Божием. Бытие Божие - это основа основ религиозной веры. Но откуда оно рождается, это ощущение осознания бытия Божия? Здесь целая совокупность фактов, целая совокупность духовных ощущений и свидетельств многих и многих тысяч и тысяч людей. Но даже если человек не знаком со Священным Писанием, если он далёк от проповеди Христовой, он всё равно может даже через обычные вещи, которые он рассматривает в этом мире, через рассматривание природы, например, узреть Бога, при условии, что его сознание не затуманено ложной пропагандой и погоней за обычными материальными человеческими радостями жизни.

Это произошло, например, со святой великомученицей Варварой, которая рассматривала прекрасные сады и долины вокруг башни, в которую посадил её отец, храня её красоту от докучательств многих и многих женихов. Девушка, рассматривая природу, пришла к выводу, что никто, кроме Единого и Всемогущего Бога не мог бы создать такую прекрасную картину.

У одного учёного был малолетний сын. Однажды сын пришёл из учебного заведения, где он учился, и сказал отцу, что им сегодня в школе объясняли, что Бога нет, что это всё придумки. "А как же тогда возникла Земля и наш прекрасный мир?" - спросил у своего якобы умнеющего сына учёный. Тот ответил: "Она произошла сама собой, это случайность." "Что ж, хорошо," - ответил отец и, вскопав около дома клумбу и разрыхлив землю, посыпал семена травы. Причём таким образом, чтобы этими семенами выложилось имя его сына. Затем присыпал землёй, всё это хорошо полил и стал ухаживать за клумбой. Через некоторое время начала всходить трава. И вот однажды прибегает к нему сын и говорит: "Папа! Представляешь, там на клумбе трава выросла в виде букв! А буквы сложены в моё имя! Как это могло произойти?!". Отец посмотрел на него и сказал: "Наверное, случайно". - "Ты что, папа! Как такое могло произойти случайно?! Такого быть просто не может!" На что отец ответил: "Как же ты можешь утверждать, что ещё более прекрасный мир, чем просто травка на газоне, мог произойти вот так, случайно?".

Т.е. рассмотрение этого мира, прекраснейшего, уже даёт человеку путь к Богопознанию. Именно об этом говорит апостол Павел, когда говорит, что и язычники имеют некое ведение о Боге. Но наибольшим, конечно, образом человек получает познание о Боге через сверхъестественные откровения, т.е. через то, что Господь Сам открывает человеку о себе. А Господь открывает о Себе именно то, что мы читаем, во-первых, непосредственно в Священном Писании, во-вторых, узнаём из Предания Святой Христовой Церкви в целом.

И.Сергеев:

- Рече безумец в сердце своем: несть Бог. Эти строчки мы читаем в одном из псалмов, который был написан очень давно, много тысяч лет назад. Но значит ли это, что даже в то время уже были атеисты?

о.Илия:

- Безусловно, такие люди были всегда. Потому что сколько существует человечество, столько именно искушает его враг рода человеческого дьявол. Все эти якобы умные мысли всеваются в голову человеку не кем иным, как именно врагом рода человеческого.

И.Сергеев:

- Отец Илья, мы знаем, что вера - это дар Божий. Как Вы думаете, почему кому-то даётся сильная вера, а кому-то совсем слабая?

о.Илия:

- Вера, как и любое человеческое чувство, должно иметь своё развитие. Если человек не получает достаточного духовного воспитания, если его вера не подкрепляется примером других и если его вера не питается добродетелью, то такая вера, конечно, обречена на угасание. И, может быть, даже на полное атрофирование, если она не возгревается. Здесь, как и вообще в духовной жизни, очень важно не останавливаться. Т.е. вера не может оставаться в статическом состоянии. Она либо укрепляется и развивается, либо начинает двигаться под горку и умирать.

И.Сергеев:

- Что нам делать, чтобы наша вера не умерла?

о.Илия:

- Для этого нам надо жить по Евангелию. Заповеди Божии - это основа основ для сохранения, укрепления и развития нашей веры. Без веры мы не можем получить от Господа тех даров, которые Он, может быть,  и Сам был бы рад и готов нам преподнести. Потому что в силу свободы человеческой воли Господь никогда не навязывает человеку даже доброе благоволение. Недаром всякий, кто приходил ко Христу за помощью, в первую очередь получал вопрос: веруешь ли? Если человек хоть сколько-нибудь веровал, как отец отрока, который от беспомощности возопил: "Верую, Господи, помоги моему неверию!" - Господь сразу же откликался. Как, например, женщина кровоточивая из огромнейшей толпы прикоснулась единственно с верой ко Христу, и тут же получила от Него исцеление.

Причём удивительно то, что многие, даже иногда верующие, люди путают такой интересный факт из медицинской практики, как эффект плацебо, с верой Христовой. Некоторые даже иногда с удивлением говорят: разве между ними есть какая-то разница? То вроде бы совершается по вере, и это совершается по вере. Но здесь мы , опять же таки, возвращаемся к началу нашего разговора: нужно договариваться о значении терминов.

Вера вере рознь. Бывает вера в Бога, а бывает вера в обыденные вещи. При эффекте плацебо человек верит в то, что он принимает таблетку, содержащую целительное средство, лекарство, а при этом таблетка его не содержит. И настолько бывает эта уверенность сильна, что организм сам включается и без всякого целительного средства преодолевает болезнь. На чём основан этот эффект?

На самом деле до сих пор медицина не может дать чёткого ответа, в чём здесь причина, но факт этот очевиден. Мы видим, насколько связаны между собой духовная составляющая человека и телесная, насколько они друг на друга влияют.

Но здесь мы должны вспомнить вот ещё о чём. О том, что далеко не все святые отцы говорили о том, что человек двухсоставен. Некоторые святые отцы настаивают, что он трёхсоставен. Т.е. у человека есть тело, есть дух и есть душа. И душа является как бы частью телесной жизни. Как мы видим, например, при творении животных. Господь говорит: да произведёт земля душу живую. Т.е. у животных тоже есть душа. Но не бессмертная, не та одухотворённая душа, т.е. не тот дух, который присущ человеку. Животные не имеют духа, который вдохнул в человека Господь. Так вот, именно эта самая душа воспринимает внушаемое и духовным образом действует на тело.

Интересно, кстати говоря, что эффект плацебо был замечен и у собак. Группа собак, которым давали таблетки от эпилепсии, и та группа, которой давали таблетки без лечебного эффекта, реагировали похожим образом. Конечно, таблетки, содержащие настоящее действующее вещество, действовали намного лучше и быстрее, но некоторым собакам становилось легче даже тогда, когда им давали плацебо.

Таким образом, мы видим, что в жизни человека духовная составляющая имеет огромное значение. Но всё-таки это не имеет никакого отношения к религиозной вере.

Например, мы знаем, что обычные, нелечебные, казалось бы, вещи, имеют терапевтический эффект. Например, многим больным достаточно просто посещения врача. Врач пришёл - и стало легче. Никакого лечения даже не проводилось. Но вот врач пришёл - и всё, после этого легче.

Я вспоминаю случай, как мы с одним моим другом находились на даче. Он поранил себе палец косой, началось кровотечение. Мы быстро, как смогли, его остановили при помощи пластыря, сели в автомобиль и доехали до ближайшей больницы. Пока мы ехали в больницу, моему другу было очень плохо. Он был бледный-бледный, можно сказать, зелёный. И он практически ничего не говорил и слышать даже ничего не слышал. Когда приехали в травмпункт, врачи пластырь сняли, посмотрели на рану и сказали: "Всё нормально". Обработали антисептическим средством и опять забинтовали. Так вот, когда мы ехали обратно, друг уже был розовый и счастливый, разговаривал о насущных проблемах. Одним словом, ему просто от того, что врач взглянул на рану, сказал, что всё нормально, и снова забинтовал, стало реально легче.

Так вот, такие душевные, психологические явления не являются частью веры. К примеру, существует телесное наслаждение, когда человеку, скажем, приятно, тепло, есть хорошая качественная пища. А есть и душевное наслаждение. Например, человеку приятно посещать театр, смотреть на хорошие, эстетически высокие картины, читать литературу высокого эстетического качества. Но это всё душевные наслаждения, не духовные. А вот вера Христова - это явление уже не душевного плана. Это явление духовного плана. Т.е. вера Христова надстоит и над телесной, и над душевной жизнью. Поэтому апостолы и призывают каждого человека стать человеком духовным, а не душевным, отстраниться от душевного человека и стать духовным.

И.Сергеев:

- Отец Илья, а не примешивается ли иногда и к верующим во Христа людям нечто, подобное эффекту плацебо? Нет ли и у нас некой подобной зависимости от нашей душевности?

о.Илия:

- Безусловно, всё зависит от уровня духовного человека. Если человек находится на высоких ступенях духовного развития, то там, как у пресвятых и преподобных отцов, уже не примешивается ничего, ни душевное, ни телесное. А у людей, ещё находящихся только на самом-самом начале пути, не только примешивается, но даже и не может не примешиваться. Потому что мы, обладая бренным телом, обладая повреждённым духом и душой, мы вынуждены терпеть вот это, как говорит апостол, насильство плоти, мы вынуждены терпеть эту испорченность, поэтому не примешиваться оно просто не может. Как человек, который лежал в грязи или завяз в болоте, выбираясь оттуда, не может не нести на себе остатки той грязи, из которой он только что выбрался. А уже постепенно отрешившись от этой грязи и принимая баню духовного очищения, человек постепенно очищается и от налёта этой душевности.

И.Сергеев:

- Тема действительно всеобъемлющая. Невозможно в рамках одной передачи рассказать обо всём. Я думаю, что те наши радиослушатели, которые захотят услышать нечто большее, чем они услышали сейчас, могут нам позвонить или написать на сайт, на почту. Отец Илья периодически бывает у нас в прямом эфире. Не так давно была передача, где он участвовал. И мы будем приглашать его ещё не только на прямой эфир, но и на беседы, подобные нашей.

о.Илия:

- Спасибо. А я в свою очередь хотел бы пригласить и Вас, и всех радиослушателей на престольный праздник, который скоро состоится, 25 декабря, в память святителя Спиридона Тримифунтского, в честь которого освящён наш храм. Храм находится совсем рядом с метро "Багратионовская". Если сесть в первый вагон и повернуть направо, то потребуется буквально две минуты пешего шага - и Вы в храме. Накануне, 24 декабря, у нас будет Всенощное бдение, как обычно принято в 17:00. А в сам день праздника в 09:00 Торжественная литургия. Мы также каждый четверг чтим святителя Спиридона, совершая молебное пение с акафистом. В 18:00 у нас служится молебен, а потом после молебна всегда остаёмся в нашем храме на беседу и чаепитие, где мы как раз разбираем много интересных вопросов. Сейчас у нас идёт цикл евангельских бесед.

И.Сергеев:

- Благодарю отца Илью.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+