Перейти к основному содержанию

01:17 23.08.2019

Эфир от 17.05.2015 23:00. Беседа журналиста Е.Смирновой с иеромонахом Стефаном (Игумновым) о современной христианофобии.

15.06.2015 09:00:12

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/05/17/23-00.html

Е.Смирнова: - Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Сегодня у нас гость, который только что вернулся из Армении, и он сам себя представит.

иером. Стефан: Здравствуйте, Елена, здравствуйте, уважаемая аудитория радио «Радонеж»! Меня зовут иеромонах Стефан Игумнов, я являюсь секретарем по межхристианским отношениям Отдела внешнецерковных связей Московского Патриархата. Недавно я вернулся из Армении, где в составе делегации РПЦ принимал участие в мероприятиях, посвященных памяти 100-летия геноцида армянского народа.

Е.С.: - Вы не могли бы рассказать нам об этом поподробнее?

и.С.: - Мероприятия были очень масштабны, потому что дата, которой они были посвящены, имеет глобальное значение не только для Армении, но и для всего мира сегодня. В этих памятных датах принимали участие главы государств, в том числе президент РФ, главы многих христианских церквей, и очень многие общественные деятели. В рамках мероприятий состоялась церемония прославления 1 500 000 мучеников Армянской апостольской церкви – тех людей, которые пострадали 100 лет назад в годы гонений на христианское население Османской империей.

Е.С.: - 1,5 миллиона! И 100 лет пришлось ждать для того, чтобы их прославить…

и.С.: - пришлось ждать 100 лет Армянской апостольской церкви, чтобы прославить своих новомучеников, но, наверное, та трагическая страница истории, еще не перевернута. Потому что на этих мероприятиях с особой силой ощущается, что история, к сожалению, повторяется. И мы с вами знаем, что сегодня происходит на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в некоторых других регионах мира. К сожалению, всё это напоминает события 100-летней давности, когда от Османской империи пострадало, кстати, не только армянское население, но пострадали и понтийские греки, пострадал ассирийский народ, изиды, которые практически были истреблены в основной своей массе на той территории, которая на сегодня составляет территорию современной Турции. Все об этих событиях знают, но наблюдая сегодня, что происходит на том же самом Ближнем Востоке, мы видим, что уроки истории, наверное, не всем идут впрок, потому что на наших глазах разворачивается страшная трагедия – на глазах всего мира происходит не только геноцид христианского народа, но события, которые напоминают нам эпоху первых христианских мучеников. И нельзя сказать, чтобы мир обращал должное внимание на эти происшествия, на эти события.

Е.С.: - А почему? Как Вам кажется?

и.С.: - Причины разные. Наверное, в первую очередь, потому что христианский мир изменился за прошедшие века, за те века и тысячелетия, которые произошли с эпохи зарождения христианской Церкви, с эпохи первых христианских мучеников, но и, наверное, за прошедшие 100 лет что-то изменилось в христианском мире, потому что когда начиналась вот эта резня христиан Османской империей в 1915 году, Европа, христианский мир, наверное, более активно реагировали на эти события, потому что достаточно быстро была принята декларация, осуждающая эти действия, эту декларацию инициировала Россия, к ней присоединились Франция, Великобритания. И это несмотря на то, что шла война. Но, между прочим, несмотря на то, что такая декларация была принята, очень многие общественные деятели в Европе возвышали свой голос в защиту христиан, гонимых в то время, даже несмотря на это, спустя два десятилетия, Адольф Гитлер нашел основание произнести фразу, которую многие повторяют сегодня, что «поскольку никто не помнит о геноциде армян, то никто не вспомнит и о геноциде евреев», это он произнес уже ближе к 40-м годам.

Е.С.: - о.Стефан, хотелось бы чтобы вы подробно рассказали о том, как прославляли новомучеников в Армении.

и.С.: - В рамках масштабных мероприятий, посвященных 100-летию геноцида, 23 апреля 2015 года состоялась церемония прославления новомучеников Армянской апостольской церкви. Ее возглавили глава ААЦ верховный католикос всех армян Гарегин II и глава Великого Дома Киликийского, который тоже относится к Армянской церкви, патриарх Арам I. Церемония была очень духовно содержательной, произносились молитвы и в рамках этой церемонии состоялось освящение икон новомучеников ААЦ, были достаточно трогательные моменты во время этого чина – когда дети выпускали белых голубей в небо, которые символизировали души убиенных мучеников. Нужно сказать, что церемония проходила не только в Армении, но и во многих других местах по всему миру, велась прямая трансляция в ряд городов мира в Европе, в Америке, на Ближний Восток, и в Москву. Армяне, живущие в рассеянии тоже могли принять участие в этой церемонии, потому что во многих приходах ААЦ по всему миру люди собрались, чтобы наблюдать эту церемонию в прямом эфире. И московская армянская община не осталась безучастной к этому событию, конечно, было включение из московского армянского храма, была картинка, изображающая Храм Христа Спасителя, который отметил это событие тоже колокольным звоном. А колокольный звон был установлен очень интересным образом – поскольку отмечалось 100-летие геноцида армян, который начался в 1915 году, так вот, ровно в 19:15, в качестве некоего символа во всех храмах ААЦ по всему миру был осуществлен колокольный звон, и в каждом храме колокол прозвучал 100 раз, в том числе и в храмах ААЦ в России и в ХХС. Это символизировало единство наших народов, единство, духовное братство наших церквей, нашу близость историческую.

Е.С.: - Кто был представителем от нашей Церкви там?

и.С.: - Делегацию РПЦ возглавлял управляющий делами МП митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Торжество было очень светлым, и как сказал святейший патриарх Гариген, с этого дня церковь уже возносит поминальные молитвы о мучениках, а торжествует о том, что они прославлены и возносит к ним молитвы с прошением укрепить уже церковь, оставшуюся здесь на земле, поскольку мученики пребывают уже во славе перед Господом.

Е.С.: - Тогда, наверное, нужно нам уже перейти к современным событиям, к событиям христианофобии, которая сейчас так трагически затронула и Ближний Восток, и Африку, христиан совершенно разных христианских конфессий. Пожалуйста, расскажите нам об этом.

и.С.: -  У всех у нас на слуху и на виду то, что происходит сегодня в Сирии и в Ираке, а может быть меньше известно о том, что произошло не так давно в Ливии. Те, кто совершили эти злодеяния – массовые убийства коптских христиан, христиан Эфиопской церкви… Такое впечатление, что они ставили главной своей задачей показать всему миру вот этот процесс, показать всему миру то, что они совершили. Это транслировалось по всем каналам, очень активно представлено в интернете – совершенно чудовищное злодеяние, когда массово выводят христиан на берег моря и лишают жизни только за то, что они исповедуют веру во Христа.

Е.С.: - И еще заявляют, что вот так они дойдут и до Рима и т.

и.С.: - Да, но на самом деле это все постановочные публичные казни. Но то, что происходит в Сирии, Ираке и некоторых других местах нашей планеты – это может быть не столь широко известно, не столь ярко представлено в СМИ, но это не менее трагично, а даже более, потому что в результате этих событий, которые мы называем «арабской весной», практически всё христианское население Ирака оказалось подвержено гонениям. Т.е. не осталось почти ни одной христианской семьи, в которой кто-нибудь не погиб от рук этих экстремистов, или такой семьи, которая вынуждена была бы оставить свой дом, свои родные места и фактически стать беженцами. То же самое фактически происходит и в Сирии. В Ираке до того момента, когда произошла дестабилизация политической жизни, это было начало 2000-х годов, по разным подсчетам проживало около 1,5 миллионов христиан. Сегодня, как сами христиане говорят, их осталось там не более 300 тысяч. В Сирии приблизительно такое же соотношение: до событий «арабской весны» проживало тоже около 1,5 миллионов христиан, на сегодня осталось чуть больше, однако практически все они стали беженцами или прибывают в состоянии постоянного страха, проживают в деревнях или в городах, которые со всех сторон окружены разными террористическими группировками, и существует постоянная угроза, что эти селения будут захвачены. Захватывая христианские поселки, экстремисты уничтожают практически всё их население. Мы это видим по примеру тех ассирийских деревень, которые располагаются в долине реки Хабур - это северо-восток Сирии, некогда цветущий оазис посреди Сирийской пустыни, очень древняя земля с древними христианскими памятниками. Так вот, не так давно боевики группировки «Исламское государство» захватили около 32 ассирийских деревень, и больше там христианского населения не осталось. Кто-то до сих пор остается в плену, кому-то удалось бежать, кто-то был казнен.

Е.С.: - Сирия должна быть для нас очень дорогой страной… Кроме того, как оттуда вышли такие значимые для нас святые Ефрем Сирин, Исаак Сирин, оттуда вышел и Михаил Сирин, который был у нас первым митрополитом на Руси, присланным сюда после крещения Руси.

и.С.: - Совершенно верно, Сирия, как и весь Ближний Восток, имеет особое значение и для нашей Церкви, и для нашего православного народа, поскольку эта земля является вообще колыбелью христианской церкви, и сердце русского человека всегда тяготело к той земле, которую мы называем Святой землей, в того самого момента, как мы приняли христианскую веру, т.е. уже более тысячи лет. И для нас, наверное, не было никогда разделения – Святая земля в том понимании, как сейчас мы называем Израиль, или Сирия, или Ливан, тогда этих границ не существовало, они появились не так давно. И всё это, в широком смысле, и весь Ближний Восток, и Турция в том числе, Ирак – всё это для нас было Святой землей. И русские люди, с очень давних пор любыми путями старались хотя бы раз в жизни посетить Святую землю, посетить Гроб Господень и другие места, где ступала нога Господа нашего Иисуса Христа, те места, которые были связаны с жизнью христианских мучеников, со временем становления христианской церкви, а говоря об этом времени, мы никак не можем забыть Сирию, потому что все мы помним апостола Павла, который направил свои стопы в Дамаск, именно по дороге в Дамаск произошло его чудесное обращение ко Христу, а Дамаск – это столица Сирии до сих пор. И следует сказать, что с тех самых пор, как наша Церковь возникла, христианство на Руси утвердилось, не только на уровне простых людей стало происходить вот это тяготение к Святой земле, но и сразу же установились у нас очень прочные контакты на уровне церквей – между РПЦ и древними православными патриархатами – Иерусалимским, Антиохийским, Константинопольским, Александрийским.

Е.С.: - По-моему, ведь благодаря Антиохийскому патриархату у нас и возникло патриаршество?

и.С.: - История с патриаршеством была чуть более сложной…

Е.С.: - По крайней мере, они первыми приехали в тот момент, и обращение было именно к ним…

и.С.: - Совершенно верно, антиохийский патриарх был первым из предстоятелей православных церквей, кто посетил Россию. Но опять же говорю, что для нас нет принципиального различия – Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский патриархат… судьба христианства на Ближнем Востоке, его судьба, его будущее, его история, для нас, конечно, одинаково важны и дороги, поэтому РПЦ и сегодня не может смотреть безучастно на то, что там происходит.

Е.С.: - А как мы можем помочь? И что мы делаем в этом направлении?

и.С.: - Во-первых, развивается давняя многовековая традиция оказания материальной помощи тем нашим братьям-христианам, которые страдают на Ближнем Востоке. К сожалению, в истории было очень много поводов для того, чтобы такую помощь оказывать. Сегодня, наверное, многие из наших слушателей имели возможность побывать на Святой земле и, может быть, видели в некоторых храмах, арабских, греческих, те иконы, паникадила, облачения и другие предметы, подаренные русскими людьми много-много лет назад. Все это происходило, потому что в разные времена христиане на Ближнем Востоке действительно нуждались в помощи и поддержке. И поэтому сегодня, когда наши братья вновь испытывают такую беду, очень серьезную беду, Русская Церковь помогает им. Конечно, наибольшие страдания испытывают верующие Антиохийского патриархата, те христиане, которые проживают в Сирии, Ливане. И поэтому, по благословению святейшего патриарха Кирилла, уже неоднократно проводился сбор помощи во всех храмах РПЦ для наших братьев из Антиохийской Церкви. Оказывает помощь народу Сирии и российское государство, уже более 20 партий гуманитарного груза было направлено в Сирию. Активное участие в этой работе принимают и некоторые общественные организации, самое известное, самое крупное в этом смысле – русское Императорское Православное Палестинское Общество, которое ведет очень большую работу в этом направлении. Но нужно обязательно отметить еще один момент – оказание гуманитарной помощи – это очень важное дело, это то, что нужно делать, не откладывая, потому что страдают реальные люди, порой людям нечего есть, у людей нет медикаментов, людям негде спать, негде укрыть своих детей, поэтому те продукты, одеяла, медикаменты, которые туда передаются, они крайне нужны.

Но есть и еще один аспект этой проблемы, и РПЦ тоже занимается этим вопросом - очень важно сегодня говорить о том, что происходит в этих странах, что происходит с христианами, говорить не просто между собой, а говорить во всеуслышание, так, чтобы весь мир услышал и обратил внимание на судьбу христиан на Ближнем Востоке. К сожалению, сегодня эта тема актуальна.

Е.С.: - Кто является гонителями христиан на Ближнем Востоке?

и.С.: - Гонителями христиан являются вооруженные группировки террористической направленности. Сражу же хотел бы подчеркнуть, у нас порой говорят о некоем религиозном экстремизме, употребляют этот термин, я бы хотел сказать, что этот термин не вполне корректный, скорее, совершенно некорректный, потому что религиозного экстремизма, наверное, не может быть в принципе. Экстремизм бывает политический или обусловленный какими-то другими мотивами. Если внимательно смотреть сегодня на то, что происходит на Ближнем Востоке, в Северной Африке, то мы увидим, что люди, которые осуществляют вот эти страшные, отвратительные деяния, они весьма далеки от того, что принято считать исламом, от того, что является исламской религией. Есть информация о том, что они не только совершают вот такие казни, но и некоторые другие аморальные действия, поэтому называть всё это религиозным экстремизмом, конечно, не стоит.

Е.С.: - Это какой-то извращенный вариант мусульманства?

и.С.: - Я бы это вообще не называл мусульманством или тем, что имеет отношение к исламу. Это всё инспирировано чисто политическим мотивами. Это огромная, глобальная политическая игра, в которой пытаются использовать религиозные лозунги для того, чтобы разжечь межрелигиозную, межэтническую вражду в глобальном масштабе.

Е.С.: - А для чего?

и.С.: - Вот я просто проиллюстрирую свои слова: посмотрите, для чего этим террористам, этим мародерам и убийцам вот так вот выкладывать в интернет то, что они совершают. Для чего надо снимать казнь десятков людей и выкладывать в публичный доступ? Наверное, для того, чтобы все увидели эту картинку… А какое может быть следствие того, что эту картинку увидят люди? – В сердцах людей, конечно, будет отвращение и ненависть. Ненависть к кому? – У христиан к мусульманам, у мусульман ненависть к христианам, потому что все это подается как некая межрелигиозная борьба, туда привносится некий религиозный фактор, ведь те люди, которые это совершают, выдают себя за мусульман, а те, кого они казнят, являются христианами.

Е.С.: - Для чего нужна вот эта межрелигиозная рознь?

и.С.: - Видимо сегодня в мире происходят такие процессы, которые нацелены может быть на некий пересмотр существующего порядка, мирового устройства, кому-то, наверное, неугодно то положение, которое существовало в течение последних десятилетий, мы можем даже говорить о том порядке, который сложился после Второй Мировой войны…

Е.С.: - Т.е. как бы половить рыбку в мутной воде… устроить такую межрелигиозную рознь, в глобальном даже масштабе, для того, чтобы провести перераспределение ресурсов или чего-то еще?

и.С.: - Я думаю, что речь идет не столько о ловле рыбы в мутной воде, сколько о том, что коль скоро есть силы, заинтересованные в неком глобальном пересмотре мировых границ, может быть, в переделе мировых ресурсов, т.е. в глобальном изменении мирового порядка, а целью изменения мирового порядка является, конечно, дестабилизация обстановки, то для этой дестабилизации проще всего использовать межрелигиозную и межнациональную рознь. Всегда в истории провокации на этой почве были очень действенны и очень эффективны, и всё это вспыхивало как костер. История с геноцидом христианского населения в Османской империи об этом очень ярко свидетельствует.

Е.С.: - Т.е. результатом вот этого геноцида что явилось?

и.С.: - Результатом этого геноцида явилось практически полное исчезновение христианского населения на той территории, которая сегодня является Турцией. Нельзя сказать, что там совсем нет христиан, но до событий 100-летней давности христиан там было огромное количество и они там присутствовали исторически. При этом нельзя сказать, что простые турки ненавидели простых христиан, потому что они веками жили бок о бок, мусульмане и христиане в Турции. Конечно, никакой ненависти не было, это были соседи и близкие люди. Но нашлись провокаторы в то время, которые преследовали политические цели, и удалось им разжечь вот этот огонь межрелигиозной розни, удалось поднять на флаг лозунги, которые призывали к истреблению христиан, которые говорили о том, что христиане – это люди, которые не являются патриотами Турции, которые являются врагами, и очень легко вспыхнул этот костер.

Е.С.: - Что это было? Борьба за власть? Какой там был передел? Чем это все завершилось?

и.С.: - Если мы вспомним то, что происходило в 1915 году, а начались эти события чуть раньше, в 1914 году, Первая мировая война, которая не случайно назвалась «мировой», в нее была вовлечена вся Европа, Россия, Турция, весь Ближний Восток, поэтому то, что случилось в Турции в этот период, нужно рассматривать в контексте событий Первой мировой войны.

Е.С.: - Т.е. это был тот же самый передел мира, передел власти, только под прикрытием религиозной розни, религиозных войн. Вот чем это и страшно. А скажите, пожалуйста, вот те события христианофобии, которые происходят сейчас в Африке, они тоже имеют такую же подоплеку? Может быть, на самом деле, это какая-то межплеменная война, а не религиозное истребление христиан?

и.С.: - Если рассматривать не Северную Африку, которая по существу относится к арабскому миру, и события, происходящие там, рассматриваются в контексте так называемой «арабской весны», к сожалению, гонения на христиан происходят и в других африканских странах, в так называемой «черной Африке». Наибольший размах они приобрели в такой стране как Нигерия. Это уникальная страна. Она, во-первых, является самой многонаселенной на Африканском континенте, она очень богата природными ресурсами, в частности, нефтью. И по своему этно-конфессиональному составу она тоже очень интересна, там практически поровну проживает и христиан, и мусульман, но христиане проживают в основном на юге Нигерии, а ближе к побережью, там, где как раз значительная часть природных ресурсов сосредоточена, мусульмане проживают в основном на севере, но есть районы со смешанным составом населения, и некоторые из них расположены как раз на севере Нигерии. И картина выглядит таким образом: существует христианская деревня, существует мусульманская деревня, эти населенные пункты чередуются, люди соседствуют бок о бок. Но в чем особенность еще Нигерии – там существует разделение не только по религиозному признаку, а там конфессиональный состав населения связан еще и с этническим составом. Т.е. так исторически сложилось, что некоторые племена приняли христианство, некоторые племена приняли ислам, некоторые остались верны традиционным языческим верованиям.

Е.С.: - А к каким христианским конфессиям принадлежат эти племена?

и.С.: - В Нигерии распространен в основном протестантизм, и значительный процент христиан исповедует католичество, но в основном это протестанты. Вот такой смешанный состав населения, смешанный по этническому и по религиозному признаку. И в определенный момент привносится туда идея, искусственно создается некая группировка «Боко Харам», которая сразу же своим лозунгом избирает противодействие европейским ценностям, которые, конечно, для африканца ассоциируются с христианством, прежде всего, хотя, наверное, это не совсем так. Само название это группировки «Боко Харам» переводится как «европейское образование является грехом». Как в Сирии, так и в Ираке, и в Нигерии членами подобного рода группировок являются далеко не всегда местные жители, как правило, в такие банды собираются люди соответствующего склада со всего мира. И вот как раз в Нигерии, может быть, в большей степени местные, радикально настроенные граждане влились в ряды «Боко Харам», потому что в Нигерии присутствует еще такой фактор как межплеменная борьба (люди, исповедающие разную веру, как правило, относятся к разным племенам). И истребление христиан в Нигерии происходит, конечно, с особой жестокостью. Эта группировка «Боко Харам» захватывает деревни и не оставляет совершенно никакого выбора.

Е.С.: - А куда деваться этим людям? Куда они бегут?

и.С.: - Их уничтожают.

Е.С.: - Даже не дают бежать?

и.С.: - Если «Боко Харам» захватывает какой-нибудь населенный пункт, то все жители этого населенного пункта сгоняются в какое-то помещение, очень часто это бывает церковь, и просто сжигаются. Спастись удается тому, кто заранее узнал о приближении бандитов и просто успел убежать. И сегодня таких беженцев в Нигерии около 800 тысяч человек (!). И очень многие люди, в том числе дети, находятся в плену у боевиков. Конечно, страшные события происходят в этой стране. Недавно произошли политические перемены в Нигерии, бывший глава государства президент Гудлак Джонатан не был переизбран на новый срок, сегодня Нигерией управляет уже другой человек, может быть, будут приняты какие-то меры для того, чтобы эту ситуацию стабилизировать, по крайней мере, чтобы остановить эту группировку, но до сих пор армия Нигерии, которая в общем-то ведет открытую борьбу против «Боко Харам», успеха не имела.

Е.С.: - Т.е. у них нет помощи от других государств, помощи изнутри? Почему это так? Почему «Боко Харам» имеет такую силу, а государственные власти нет?

и.С.: - к сожалению, сегодня не секрет, наверное, ни для кого, что такие террористические группировки как «Боко Харам», как т.н. «Исламское государство», «Джабхад ан-Нусра» в Сирии и прочие, получают серьезную финансовую и военную помощь извне. На днях я встречался с делегацией христиан Ближнего Востока, там были представители Ирака, Сирии, Ливана, очень интересно было пообщаться, и они, в том числе, отмечали и этот факт. И об этом христиане Ближнего Востока говорят постоянно: если будет прекращено финансирование и поддержка этих группировок, то, может быть, и не будет у них достаточно сил, чтобы совершать такие атаки.

Е.С.: - Те силы, которые как Вы сказали «извне», ведь они борются и с христианством тоже? Ведь они же не избрали мусульман, допустим, или какую-то другую религию?

и.С.: - Еще раз хотел бы подчеркнуть, что религиозные лозунги используются просто как средство, чтобы разжечь пожар вражды. Это наиболее удобный способ. Христиане просто являются наименее защищенным населением на Ближнем Востоке. Их, во-первых, меньше по численности, и если говорить о Нигерии, то христиане на севере страны, это как правило самое бедное, самое беззащитное население.

Е.С.: - о.Стефан, но ведь это тоже новомученики нашего времени, эти христиане?

и.С.: - Да, я склонен с этим согласиться, потому что если мы даже посмотрим вот на эти казни в Ливии, ведь удивительно – людям предлагается единственное условие – отречься от Христа и тогда им будет сохранена жизнь, и ни один из казненных такого решения не принимает. Все стойко, кротко и с подлинно христианским смирением принимают вот эту казнь от рук палача с именем Христовым на устах. То же самое происходит в Сирии и в Ираке. Мне не известны случаи какого-то отречения, когда христианин отрекся бы, сказал, что он мусульманин, и ему сохранили бы жизнь. А случаи вот таких мученических смертей многочисленны. Вот это является очередным предметом удивления, изумления, потому что происходят эти события на глазах всего мира.

Е.С.: - И даже преклонения! Потому что, смотрите, ведь в Африке у них нет достаточного количества книг для изучения христианства, у них нет такого количества храмом, как у нас, и при всем при том они вдруг вот так сердцем уверовали во Христа, что просто спокойно отдают свою жизнь за Него! Как это произошло? Ведь миссионерство там не так широко развито…

и.С.: - В Африке христианство уже тоже не первое десятилетие существует. Вы правы. Что для Африки христианство – это молодая религия, одна вера Христова она хранится в сердце человека, не в книгах, не в храмах, и поэтому, если человек отдал свое сердце Христу, то он сохраняет ему верность.

Но удивляет не подвиг христиан, который сегодня совершают христиане на Ближнем Востоке, в Африке, в других регионах мира, а удивляет реакция на этот подвиг нашей человеческой цивилизации, и в том числе христианской ее части, потому что люди открыто исповедают Христа перед лицом смерти, перед лицом мучительной казни, являя тем самым силу христианской веры на весь мир, и мир не замечает этого свидетельства. Потому что мы знаем, что происходит сегодня в Европе, что происходит сегодня в т.н. «цивилизованной части человечества» - отказ от христианских ценностей, духовная деградация, отказ от христианства как такового очень прогрессирует. И вот этот подвиг мучеников христианских самых разных конфессий, он ведь не останавливает этот процесс. Те люди, для которых Христос стал чужим, для которых вера Христова уже более не близка и не рассматривают ее как веру своих отцов и дедов, те люди, которые по сути отреклись от Христа в своей жизни, на них этот подвиг не действует. Это мощнейшее свидетельство не касается их сердец. Вот это удивительно.

Е.С.: - Но ведь это соответствует и словам Христа: «Когда я приду на землю, найду ли я здесь веру?». Может мы уже подходим к такому моменту?

и.С.: - Поэтому мы живем в такое удивительное время, когда какая-то часть христианской цивилизации отходит от Христа все дальше и дальше, а какая-то ее часть совершает вот такие подвиги за имя Христово. Потому что несмотря на всю вот эту подоплеку трагических событий, о которых мы с вами говорим, несмотря на то, что это подоплека политическая и совсем не межрелигиозная, но когда конкретный человек встает перед вопросом – или ты отрекаешься от Христа, или ты будешь убит, и принимает решение остаться со Христом, это, конечно, религиозный подвиг.

Е.С.: - Действительно. Скажите, а что может сделать Россия в таком случае? Кроме воззваний, кроме каких-то обращений…

и.С.: - На самом деле, воззвания - не такая уж бесполезная вещь сегодня, потому что в той ситуации, когда многие хотят закрыть глаза на то, что происходит с христианами на Востоке, говорить об этих событиях, привлекать внимание – это очень-очень важно, и об этом постоянно говорит Святейший патриарх Кирилл, Священный Синод нашей Церкви принимал соответствующие заявления, соответствующую работу ведет и Отдел внешнецерковных связей, его председатель – митрополит Волоколамский Илларион уделяет этой теме первостепенное внимание.

Е.С.: - Да, я читала много его выступлений. Но, может быть, надо это как-то расширить по планете, может быть создавать какие-то конференции везде?

и.С.: - Конференции проводятся, но недавно состоялось событие, наверное, более важное, чем все конференции – в  Женеве, на площадке ООН было принято заявление, в котором впервые на таком высоком уровне была озвучена проблематика гонения на христиан на Ближнем Востоке и в других регионах мира. И принятие этого заявления, его инициировало Российское государство, к нему присоеденился Святой Престол – государство Ватикан, и Ливан. Вот эти три страны разработали проект этого заявления, стали инициаторами его принятия, и затем десятки государств подписали эту декларацию, которая впервые прямо и открыто на весь мир заявляет, что христиане на Востоке, и не только христиане, но и некоторые другие этнические религиозные меньшинства, терпят настоящее бедствие, настоящий геноцид, настоящие преследования по религиозному и этническому признаку. Вот это было очень важно. Сегодня, после этого заявления, наверное, ни у кого не хватит решимости сказать, что ничего подобного там не происходит, что всё это просто какие-то столкновения, что страдают все, что ИГИЛ тоже имеет право на выражение своей политической воли и т.д., что экстремизм и терроризм имеет право рассматриваться в качестве одного из субъектов в политическом поле.

Е.С.: - А США подписали эту декларацию?

и.С.: - Я не помню точно, подписали или нет, но, по-моему, подписали.

Е.С.: - А Израиль?

и.С.: - Израиль подписал, насколько я помню.

Е.С.: - Т.е. европейские страны, страны Ближнего Востока, Америка все-таки подписывают этот документ?

и.С.: - Да, я думаю, мы можем уточнить эту информацию, потому что я не помню весь список.

Е.С.: - Хорошо, подписали, сказали… А что дальше?

и.С.: - Понимаете, принципиален и важен сам вот этот шаг, потому что буквально два месяца назад ситуация была совершенно иной, о преследовании христиан не говорили нигде на столь высоком уровне – на уровне государств, на уровне глав государств, на площадке ООН об этом не говорили. И это уже само по себе являлось проблемой. Сейчас эта проблема постепенно начала разрешаться.

Е.С.: - В конце концов это может дойти и сюда, между прочим…

и.С.: - То, что происходит сегодня в этих странах, носит очень опасный характер и представляет угрозу для всего человечества. Об этом говорят и эксперты, говорит и руководство нашей Церкви. Вчера состоялась встреча митрополита Волоколамского Иллариона с общиной изидов, проживающих в России, есть такой древний народ, который существовал веками на Ближнем Востоке, но вот неоднократно уже подвергался преследованиям, он исповедует совершенно особую свою религию, она не христианская и не мусульманская, это такая изидская вера, но тем не менее, они подвергались преследованию и вынуждены были бежать в другие страны. И вот их значительная община проживает и в России в том числе. Владыка встречался вчера с лидерами этой общины и в своем разговоре с ними как раз подчеркнул, что проблема, касающаяся христиан на Ближнем Востоке, в Северной Африке, она имеет прямую угрозу для всего мира.

Е.С.: - Так как Вы сказали, что это касается мирового передела и господства, и ресурсов, то, да, это конечно, но на эту тему, наверное, не шла речь, когда подписывалась эта декларация, наверное, все-таки имелась ввиду христианофобия?

и.С.: - Имелся в виду геноцид преследования конфессиональных и этнических меньшинств, потому что страдают не только христиане. Вот мы с Вами говорим о христианах, они конечно страдают в большинстве. Но есть и другие народы, которые совсем небольшие по численности, например, в том же Ираке, но они точно так же лишаются сегодня своих домов, лишаются жизни, крова, страдают от болезней, страдают от нехватки еды и вынуждены скитаться по чужим городам.

Е.С.: - Я думаю, что такое прославление 1,5 миллионов мучеников-христиан Армении – это тоже как бы вызов вот этому миру, и показывает, что на самом деле, паралелльно христианофобии идет и слава христиан. И то, что это происходит одновременно, это все-таки говорит о том, что все равно идет вот эта духовная борьба на духовном уровне, а не только на каком-то политическом, потому что Господь все-таки дал возможность прославить, несмотря на то, что на протяжении 100 лет об этом никто не говорил, пытались замолчать вот этот факт.

и.С.: - Духовная борьба, конечно, идет всегда, и в истории, и в каждом человеческом сердце. Но это ни в коем случае не борьба между христианами и мусульманами, или между арабами и не арабами, это борьба между добром и злом. И линия этой борьбы может пролегать где угодно. И зло, которое существует в мире, может приобретать любые формы, как мы знаем. И маскироваться под любые одеяния, под любые личины, в том числе - под религиозные. Еще раз подчеркну, что война на Ближнем Востоке  не является межрелигиозной, она носит исключительно политический характер.

Е.С.: - Вот бегут беженцы, бегут христиане… и бегут к христианам, но получается так, что, не взирая ни на какую-то гуманитарную помощь, не взирая на какую-то декларацию, получается так, что они не всегда получают у христиан эту помощь, христиане не могут их принять, как это было в древности…

и.С.: - Вы затронули очень важную тему, которая может нас подвести к одному вопросу, который мы не можем обойти. На самом деле, те христиане, которые сегодня бегут из Ирака и Сирии, Ливии, и им удается добраться до Европы, до Америки или каких-то соседних ближневосточных стран, они получают помощь. Более того, Европа и Америка сегодня активно приглашает христиан Ближнего Востока приезжать, если им тяжело, спасаться, приезжать в европейские страны. Те христиане, которые имели возможность спастись экстренно из тех районов, где происходит сегодня война, они это сделали, и европейские страны их принимают. Но проблема не только в этом. Проблема в том, чтобы сохранить христианское присутствие на Ближнем Востоке, потому что там зародилась христианская церковь. Там помимо людей, находятся еще великие святыни христианства. Вы посмотрите, что сегодня делается в той же Ниневийской долине в Ираке и в той же долине реки Хабур – террористы, захватывающие христианские поселения и города, они уничтожают памятники 1000-летней давности, уничтожают храмы, монастыри, уничтожают до основания – закладывают взрывчатку в фундамент и строения уничтожаются полностью. И вот это очень опасно. Конечно, все мы сопереживаем живым людям, которые терпят страдания, но и эту проблему мы никак не можем обходить стороной.

Е.С.: - Это и проблема памяти…

и.С.: - А для чего уничтожается память? – Для того, чтобы через много лет не было оснований сказать. Что вообще христиане когда-то жили на этих землях. И вместе с тем, эти памятники, которые находятся на землях Ближнего Востока, важны и для нас, важны для каждого христианина. Будем ли мы изучать Священное Писание, текст Священного Писания, ведь какие-то рукописи, какие-то манускрипты, которые хранят древнейшие отрывки Священного Писания, комментарии к ним, они хранятся именно там, хранились до сих пор (многие из них уже уничтожены), какие-то исторические комментарии, жития святых, богатейшая христианская литература. Если мы будем заниматься христианской археологией для того, чтобы глубже узнать историю церкви, памятники тоже находятся на Ближнем Востоке. Если они будут уничтожены, для нас очень многие моменты истории христианской церкви навсегда останутся белой страницей, и т.д. Т.е. вырубается некий корень христианства, и это не может не сказаться на будущем христианства в нашем мире. Поэтому конечно нужно об этом говорить, конечно, нужно привлекать внимание всех, кто может оказать хоть какое-то влияние на ситуацию. Но, слава Богу, вот эти бесчеловечные деяния сегодня уже пробудили многих людей, в том числе и на Западе, но, наверное, делается далеко недостаточно для того, чтобы остановить вот это страшное насилие.

Нам важно иметь ясный взгляд на эти события, нам важно говорить правильные слова по отношению к таким событиям, те слова, которые говорит, в частности, наш Святейший патриарх, обозначая истинную суть того, что происходит сегодня в этих странах, для того, чтобы понимать, что враг не тот или иной человек, а врагом нашим является зло, которое разжигается и которое сеется в нашем мире, и, может быть, врагами являются те провокаторы, которые пытаются это зло посеять.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+