Перейти к основному содержанию

16:37 22.08.2019

Эфир от 02.05.2015 21:00. Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж» в прямом эфире.

24.06.2015 12:54:20

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/05/02/21-00.html

- о.Дмитрий, поясните, пожалуйста, как правильно исполнить заповедь «да любите друг друга»?

- Здесь настолько обширное поле деятельности… Для примера приведу вот такой случай из моей жизни, парадоксальный, но он очень твердо врезался в мою память. Было это давно, 30 лет назад, еду я на автобусе, и вдруг какая-то женщина решила перебежать дорогу перед автобусом, а в это время он тронулся и только тогда водитель ее увидел и дал по тормозам. Что произошло с пассажирами? – Пол-автобуса полетело в кювет, и участники движения, возмущенные таким ее поведением, стали ругать водителя, и еще были такие слова - «ну и давил бы!». Что такое любовь? Любовь – это, как минимум, сдержать эти слова, которые никак не соответствуют тому преступлению, которое она совершила. И задавить ее – это было бы много – раз, невыгодно – два, потому что водитель вынужден был бы остановиться и ждать приезда сотрудников ГАИ, а пассажирам нужно было бы выходить и ждать следующего автобуса. Но такие пожелания свидетельствуют о том, что на том месте, где у людей должна быть христианская любовь, там был вакуум. Так что такое любовь? Любовь – это какая-то степень противоположного, например, промолчать или простить, есть еще следующая стадия – не возмущаться. Вот что такое христианская любовь.

- Вся наша жизнь состоит из того, чтобы эту любовь привлечь…

- Да, ну или хотя бы ей как-то начинать учиться. Что такое христианская любовь? Это когда тебе что-то дают – благодарить. Что такое христианская любовь? Это когда ребенок что-то просит купить, мама говорит «нам это дорого» или «у меня нет денег», а сыночек говорит на это: «Хорошо, мама», а не продолжает просить «ну купи-и-и…».

- Т.е. любовь всегда проявляется в терпении друг ко другу?

- Любви вообще не бывает без терпения, и это есть первая такая ступенечка.

Скажите, пожалуйста, учитывает ли Бог желание человека, когда промышляет о нем, согласует ли Он свои действия с тем, что хочет сам человек? И может ли Он изменить свою волю, видя, что человек очень просит?

- На это ответить можно так: да, да, да. Если человек очень наблюдательный…

- Или если ему очень хочется, чтобы так было…

- Так и есть. Я вот наблюдаю, что вокруг меня творится в моей жизни, и очень часто Господь дает человеку то, что он хочет.

- Даже порой то, что потом оказывается человеку не очень полезно..

- И так бывает, но если человек это все увидит, он извлечет из этого пользу. Я знаю одну такую очень мудрую женщину, она всегда говорит: «Отрицательный результат – это тоже результат». Она очень легко относится к отрицательным результатам, и я всегда ее вспоминаю, и мне легче перенести отрицательный результат.

о.Дмитрий, сталкивались ли Вы лично с таким явлением в своей практике, как фобия, связанная с прививками? Не является ли это антипрививочное движение опасным для здоровья населения?

- Является, есть такая фобия, но я считаю, что человек должен быть информирован. В силу того, что мы жили в государстве, которое относилось к своему населению как к рабам, до сих пор очень многое из этого наследия осталось.

- Батюшка, вот вы говорите о любви, а как любить вот в такой ситуации: моему мужу 70 лет, 50 лет мы прожили так более-менее, и вдруг в 70 лет я узнаю, что он изменяет мне, как тут любить?! Любить или что делать?

 - Ну как? Взять нож, перерезать ему горло… Как любить?.. Мы же говорим совершенно о других вещах, совершенно о других… Если уж на то пошло, мы говорили о ситуации в автобусе, а совершенно не об измене мужа, здесь речь идет совсем о другом. Вы сейчас похожи на человека, которому рассказывали о том, чтобы Великим постом не есть баранину, а Вы звоните и говорите: «А почему же? Булка с маком, она же постная!». Понимаете? Любовь внутри семьи тоже может быть христианской, конечно, безусловно, это ее высшая стадия развития. Мы сейчас говорим о любви христианской, а Вы – о любви, которая внутри семьи. А внутри семьи любовь для всех одинаковая. Конечно, у Вашего мужа не хватило любви для того, чтобы созидать и продолжать свою семейную жизнь, но это еще далеко до христианской любви. Как любить?... «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и добро творите творящим вам напасть» - вот любить надо так, а уж как Вы это будете в своей жизни исполнять… это уж как сможете.

Как познать волю Божию о себе?

- О! Она давно известна – всем человекам спастись и прийти в познание истины – вот воля Божия о всех.

Достаточно ли оставить грех и сказать его на исповеди, или нужно еще что-то, чтобы состоялось покаяние?

- Исповедь и покаяние – разные вещи.

- Но вот здесь – оставить грех, т.е. перестать его совершать, и в нем раскаяться, т.е. его исповедовать.

- Нет, не достаточно, нужен еще и третий компонент – решимость никогда к нему не возвращаться.

Добрый вечер, о.Дмитрий! раб Божий Аркадий. Хочу спросить Ваше мнение. У нас парню уже будет летом 15 лет, и мы после каких-то наделанных ошибок сейчас приобщаем его к жизни в семье. Мы с женой считаем, что он должен соблюдать какой-то порядок в своей комнате, стирать какие-то свои нехитрые вещи. Вот сегодня у него «трудный день», как он считает – он убирает территорию: свою комнату, туалет, ванну и будет доубирать кухню. Он, похоже, уже считает, что родители обрушились на него с какими-то непомерными требованиями. Можно спросить Ваше мнение?

- Мое мнение, что вы делаете всё правильно. Но тут, конечно, раз «обрушились», значит, вы некоторым образом поздновато спохватились. Он должен был быть к этому приучен уже лет с семи. Тогда можно было бы сказать: «Вот тебе было 14, ты делал это и это, сейчас тебе 15 – добавляется вот это и это». А потом пойдем дальше – лестничная клетка, подъезд и т.д. А потом, уже дальше – а там человек живет пожилой, а другому некогда, а третий – балбес, вроде того, каким ты мог бы стать, если бы мы тебя бы не заставляли, и ты будешь за него. А что? Всегда кто-то за него… В любом отделе - начальник отдела пашет, а линейные сотрудники чаек пьют. Это обычное явление. Если хочешь быть начальствующим – умей работать. И так далее… Но всё это надо делать плавно.

- Батюшка, но подростки общаются друг с другом, часто делятся тем, что они имеют в своей семье, и здесь порой авторитет родителей начинает угасать по отношению к авторитету своих сверстников. Как родителям удержать этот авторитет?

- У родителей есть два шикарнейших рычага! Первое - жилище, которое можно изолировать от этого подростка. «Это наш дом, ты как? Часть семьи или нет? Если твои авторитеты там – там и живи, меняем замок, «ауфидерзейн»… А второй – еда. «Ты куда? В холодильник? А что ты туда положил? Ты что-то купил? Тебе 15 лет, да ты должен уже работать! Если ты хочешь заключить договор, что мы тебя кормим и платим за тебя за квартиру, за свет, за тепло, мы не против! НО мы это можем делать только в отношении человека, который наш сын. А теперь расскажи – сын должен быть с родителями вежлив или хамить? Сын должен отца с матерью слушаться или посылать? Сын должен хорошо учиться, не бездельничать? Что, сын должен пить, курить, гулять, приходить когда хочет? Так что ли он должен поступать? Нам такой сын не нужен, мы кормить это не собираемся, это исчадие ада. Поэтому если ты сын, то давай договор, сейчас все пропишем. Мы же тебя не лупим, не издеваемся, не насмешничаем, мы просим  то, что полагается от сына по отношению к отцу и матери, больше ничего. Если ты с каким-то пунктом не согласен – давай обговорим. Дальше - число и подпись, и поехали! А нет – пожалуйста.

- Это заставит его исполнять требования родительские, но родительский авторитет в его глазах не поднимется…

- А родительский авторитет поднимается совсем другими методами. Ребенок же смотрит, кто папа, мама в его обществе, в котором он живет, как папа беседует с мамой, как с друзьями. Если он увидит, что папу-то уважают, папа – серьезный человек, когда папа входит в класс, учитель встает. Поэтому папа воспитывает ребенка с первого момента, когда он принимает его на руки в роддоме из рук мамы, с этого момента. А если вдруг ничего не делали, и вдруг раз  - на него всё. Это называется «обрушилось», так что в этом он прав, тем более, что задающий вопрос сам признает, что было много ошибок. Тем более, что если ты что-то проспал – будешь мучиться, куда с этим деваться?

В чем отличие правды Божией от правды человеческой? И как научиться правде Божией?

- Правде Божией не надо ничего учиться, всё изложено в Священном Писании, и всё восприятие этой правды изложено в «Житиях святых», и в «Деяниях святых апостолов», и в следующих книгах Нового Завета. А правда человеческая – это то, что выгодно человечку. Человечек всё хочет сначала за куст от Бога спрятаться, потом доходит до того, что он начинает молиться перед тем, как идти грабить банк, думают, что Бог будет помогать в этом деле.

Скажите, пожалуйста, Ваша замечательная педагогическая система испробована Вами лично на практике? Вас также воспитывали? И Вы свою дочь тоже также воспитывали?

- Как вам сказать… во всяком случае я никакой педагогической системы не имею. У меня есть такое древнее советское педагогическое образование, которое дало какую-то базу, но потом я занимался с детьми с 20 лет. Я очень люблю детей как таковых, мне вот эти маленькие человечки очень нравятся, начиная с грудных младенцев и далее. Я их достаточно хорошо изучил. Конечно, взращивание дочери тоже помогло, но в то время, когда она возрастала, ей больше занималась мама, чем я, но я смотрел на эти результаты. И потом, когда мы уже основали свою гимназию 25 лет назад, я тоже первые несколько лет был непосредственным участником педагогического процесса, тем более, что меня всегда больше интересовало воспитание, чем образование. Моя задача – вырастить людей хороших, а не обязательно людей умственного труда. Я не вижу никаких преимуществ в людях умственного труда по отношению к людям труда физического. Даже наоборот, потому что есть масса интеллигентных людей, с которыми лучше по одному тротуару не ходить. И это просто такой опыт, который еще накладывается на те христианские книги, включая Новый Завет и Ветхий Завет, которые мне удалось в жизни прочесть. Поэтому это не есть система, но если бы у меня были деньги, я, наверное, попробовал бы создать учебное заведение так, как я его вижу, просто мы исходим из возможного. Это не есть система, просто опыт, нужно любить детей и не обижать. Даже если ты их наказываешь, и они понимают, что это справедливо, то они не обижаются, и наказывать нужно с любовью, тогда никаких обид нет. Я придерживаюсь исключительно индивидуального подхода к личности. И если любить ребенка и не обижать – то вот оно, собственно, и все воспитание. А дальше уже ты стараешься их развивать, опять же, исходя из тех возможностей, которые у тебя есть. Вот у нас есть гимназия, мы пользуемся ей для развития детей. Когда появляется еще какая-то возможность, например, у нас есть возможность отправлять детей на пейнтбол, это дорогая игра, но нам оказывают такую услугу, разрешают нашим мальчикам  бесплатно поиграть, это очень развивает командный дух.

Получилось, что события на Украине и в Крыму  разделили друзей, дружбе которых более 30 лет. Как искать взаимопонимание, когда те, кто остался на Украине, находятся на жестких позициях и практически с ненавистью отзываются о России?

- Ничего страшного, у нас был период в России, когда князья шли войной друг на друга – Москва на Новгород, Тверь на Москву, и ничего, сейчас в Тверь едешь, нормально. Так же и это всё пройдет, я даже нисколько не сомневаюсь, все прозреют. Даже такая вот штука как советская власть или «дедушка Ленин», и то, народ прозревает. Уж сколько вдалбливали! И все равно информация просачивается, всё меньше и меньше людей на позиции, которую Геннадий Андреевич  у нас отстаивает, нормальный процесс. Также и на Украине, прошел всего год  после, так сказать, обостренной ситуации. Ведь очевидны такие простые вещи, как, например, война с георгиевской ленточкой. Какой бы ты ни был патриот, мы все составляли часть общероссийской империи, а эта лента означает орден Георгия Победоносца. Что воевать против георгиевской ленточки, когда у тебя в стране сотни тысяч людей, которые воевали, и за Киев, в том числе? Это же абсурд. Ну не могут в одной шеренге идти ребята, которые воевали в УНА- УНСО, и рядом те, которые с маршалом Ватутиным воевали. Это некоторый абсурд, но если мы строим театр абсурда… В конце концов, даже всякий непросвещенный человек, он придет к этому абсурду. Хотя бы он увидит – вот, Янукович, такой плохой-плохой, и теперь вдруг – хороший. Как мы жили год назад и как мы живем сейчас? А как мы будем жить через год?.. Там что, процветает что ли страна?

- Но нашли же виноватого?

- Виноватый будет всегда, но голод не тетка. Вот сегодня один знакомый мне гражданин говорит: «Я посмотрел, сколько билетов продано Киев-Москва - все проданы, а сколько Москва-Киев – пустые уходят поезда. Там берут пассажиров и везут в Москву, в объятия «кровавому путинскому режиму», в лапы ФСБ, прямо вот сами, полные вагоны, заранее билеты проданы. И вот что вам? Вот цифры. 

Так что, возвращаясь к вопросу, ну да, друзья, но ведь патриотическое чувство, оно очень сильное. Что тут такого? У людей естественный патриотизм, некая обида. Им как бы объяснили, очень толково, причем грамотные люди туда же приезжают, причем и из России там есть журналисты, например, Женька Киселев там работает или Савик Шустер, они же все и у нас работали, и в «дружественных» радиостанциях, таких как «Свобода», всё рассказывают, ну, хлеб-то надо на чем-то зарабатывать. А Владимира Владимировича Познера туда отправить? Там столько не заработаешь, сколько у нас, но я думаю, его там с удовольствием  возьмут, если с Первого канала уволят, он там еще поострее добавит.

То, что друзья расходятся во мнениях, это не так страшно. А ведь расходятся мать с сыном! Отец с сыном! Мне вот рассказывал один генерал, ему звонит отец из Киева и говорит: «Если ты поганую эту армию не бросишь, то ты не приходи на мои похороны!».  Он ему отвечает: «Пап, но это же ты меня благословил, когда мне предложили в Москву переводиться. Я же все сделал, как ты советовал». – «Да мы не знали…». – «Извини, но мне осталось до пенсии совсем чуть-чуть…».

Была напечатана и роздана по всем храмам молитва об Украине. Почему мы, россияне, во всех наших храмах читаем молитву об Украине и молимся о возрождении мира в ней, а нет молитвы о России? Почему мы не читаем в наших храмах молитвы о нас самих?

- Я не знаю, может быть, человек глуховат или недостаточно образован, на каждой литургии сколько угодно слов о нашей стране – «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». А на вечерне, а на утрене?.. А вообще на всех общецерковных уставных молебнах?

- Не хватает, видно, чего-то такого особенного?

- Особенное будет, когда у нас будут особенные обстоятельства – войны, мора. Вот было наводнение – мы молились.  Потом, я вот помню, в 1992 году молились, патриарх Алексий II при мне отменил молитву о властех, мы были в Кремле в этот момент, он подозвал архидьякона и сказал: «О властех сейчас не молимся». Вот были такие обстоятельства, когда непонятно какая власть. Когда начнется война у нас, не дай Бог, конечно, тогда и будем молиться. А сейчас что? Только пока небольшие экономические трудности, но для россиян это уж вообще ничто.

В этом году меня призвали в армию. о.Дмитрий, Вы работали с армией, скажите, как сейчас проходят службу православные? И каково состояние службы в целом?

- Во-первых, практически весь личный состав (кроме наших братьев-мусульман, которые исповедуют ислам) православный, ребят-атеистов практически уже и не осталось, никто из них никогда не был ни комсомольцем, ни пионером, молодые офицеры – тоже самое. Для них идеалы коммунизма – это непонятная вещь, они Маркса от Ленина по портретам на стене отличить не могут. Другое дело, что они основ веры как бы не знают, поэтому каждый верующий должен стать миссионером в этой среде. Вообще, все ребята откликаются очень хорошо.

- А вообще, какое отношение в армии к Церкви?

- Положительное, потому что еще ни один воин от Церкви ничего плохого не видел. А если в гарнизоне еще есть священник, то атмосфера еще больше улучшается.

- А вот такое явление, как священник в гарнизоне, оно станет массовым, как Вы думаете?

- Сейчас еще не выполнена та программа, чтобы заполнить все штатные единицы, которые выделены Министерством обороны, но уже к этому дело идет. Но еще медленно продвигается вопрос и о назначении священников во все учебные заведения Министерства обороны. Когда это будет, тогда все будет вообще хорошо. Но сейчас процесс идет, плавно, целеустремленно, никакого специального саботажа сейчас нет, как было при Анатолии Эдуардовиче.

Как понять, что я простила обиду человеку? И есть ли разница между простить и просто забыть обиду?

- Если забыть, то это уж точно простил. Это хороший критерий. Если вспоминается – так ровно и спокойно, может быть, даже с улыбкой.

В нашем городе на территории православного монастыря установили памятник Иисусу Христу, но ведь это католическая традиция, в православии, насколько мне известно, не принято ставить скульптуры, или я ошибаюсь?

- Нет, у нас есть деревянная скульптура, которая с XV, XVI, XVII века имеет распространение, кстати, не без влияния Западной Церкви. Есть, например, изображение Христа в темнице, есть Годеновский крест – скульптурное изображение  XV века, т.е. все это освященное временем, а так, как отдельностоящую скульптуру… у нас это не принято. Но традиции тоже меняются, если, например, мы возьмем какой-нибудь храм начала XIX века, русский классицизм… в XVIII веке таких не было, каждая эпоха рождает свои стили, поэтому если это все благопристойно, то вполне это может быть. Вообще, лучше всего в таких случаях устраивать конкурс и обсуждение мнений людей, которые, по крайней мере, будут постоянными прихожанами: «Вот как вы, братья и сестры, вот некий скульптор предлагает вот такую модель, как вы к этому отнесетесь?». Тогда будет всё впорядке.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+