Перейти к основному содержанию

13:00 19.08.2019

Эфир от 01.02.2015 19:00. В прямом эфире радио «Радонеж» протоиерей Олег Стеняев беседует о молитве. Ведущий - Владимир Носов.

10.03.2015 08:39:07

- Братья и сестры! Пока я еще готовлю новый цикл бесед после тех, которые мы проводили на книгу «Исход», возможно, несколько передач посвятим общим темам. Сегодня мы с Владимиром  побеседуем о молитве.  

- Батюшка, я до рассмотрения этой темы еще не дорос.

- Я думаю, что молитвенный опыт каждого человека - это  его  реальный опыт. Я неоднократно объяснял, почему Бог говорит о Себе: «Я - Бог Авраама, Я  - Бог Исаака, Я - Бог Иакова». Почему? Разве у Авраама не тот же Бог, как у Исаака, а у Исаака не тот же Бог как у Иакова? Нет. Просто духовный, молитвенный опыт Авраама - это неповторимый опыт, точно так же, как духовный молитвенный опыт Исаака и Иакова тоже неповторим. И Ваш молитвенный опыт, и мой, и каждого человека по-своему неповторим, потому что Бог ведет диалог со всем Своим творением. И здесь совершенно очевидно, что у Бога не могут быть любимчики, потому что  Он промышляет обо всех живых существах - не только о людях, но и даже о животных.

Но если мы начинаем говорить о молитве, первый тезис, который я предлагаю рассмотреть -  молитва заповедана Господом. То- есть:  почитай отца и мать,  помни день субботний – так же и о молитве. Например, у пророка Исаии [55:6] сказано: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко». То- есть это как бы повеление. Интересно, как понять слова: «призывайте Его, когда Он близко»? Как на Ваш взгляд?

- Мне кажется, Господь близко тогда, когда человеку очень плохо, когда гром  гремит. В виде грома выступает больница, тюрьма, война. Тогда, наверное, Господь становится ближе к человеку.

- Может быть, Вы правы. Потому что когда наши предки сталкивались с  какими-то проблемами, они говорили – «Господь посетил», то- есть как бы приблизился. Но в  действительности в любом случае Бог одинаково близок ко всему творению, Бог ни от кого не удаляется,  ни к кому не приближается в этом смысле.

-То - есть это мы отдаляемся?

- Да, это именно так. Мы можем  своими дурными делами, неправильными поступками удаляться от Бога или приближаться к Нему. И молитва - это один  из  способов приблизиться  к Богу. Я думаю, мы должны это ценить. Вот в книге «Плач Иеремии» [3:41] сказано: «Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах». То - есть нужно осознание дистанции -  Он на небесах, мы на земле. А  у Исаии прочитали - Он может быть и близко. По сути дела мы не можем сказать, что Бог только близко или только далеко, только на небе или только на земле. Бог Вездесущ - это очевидно. Например, если мы посмотрим, что об этом говорится в Псалтыри. Вот 138 псалом, 7 стих и ниже: «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты».  То есть Господь как Вездесущий присутствует в каждой точке пространства и в каждом мгновении времени. И слова Господа из Евангелия от Матфея [7:7-11] – «просите - и дано будет вам, ищите - и найдете, стучите - и отворят вам».  Мне так представляется, что Господь, так как Он создал нас свободными, то Он хочет, чтобы в молитве мы как раз и реализовывали свою свободную волю. Человек в молитве говорит Богу о том, что  наиболее его волнует.

- Батюшка, часто, наверное, приходится слышать такой вопрос: чем  отличается личная молитва от общественной? Часто люди говорят: «А какой смысл идти в храм ни свет,  ни заря, когда  единственный день в неделю можно поспать, отдохнуть?  Так  вы еще и детей туда тащите, когда можно  выспаться нормально, встать, попить кофе, помолиться перед иконами». Объясните,  в   чем различие?

- В Священном Писании неоднократно говорится о том, что  общественная молитва имеет преимущество. Например, в Новом Завете сказано, если двое или трое о чем-то попросят Господа, не сомневаясь, то они это получат. Потом, сама молитва, которую нам дал Сам Господь, она же не начинается словами «Отче мой», она начинается словами «Отче наш». А это как бы призыв именно к соборной молитве. На самом деле соборная молитва может осуществляться и тогда, когда человек изолирован от остальных верующих, но молится теми же словами, по тому же молитвеннику, как и все остальные верующие. Например, человек  в заключении находится, но он знает, что в пять часов в этой  местности начинается богослужение - он читает  в это время вечерние  молитвы. Или он знает, что утром в воскресенье в 9 часов литургия, а он начинает в это время читать утреннее правило.

- Находясь в одиночной камере, он незримо пребывает со всей полнотой Церкви?

-Да. Ведь в молитвах -  на это тоже надо обратить внимание - нечасто встречается личное местоимение. «Помилуй меня», «услышь меня» встречается, конечно. Но  преобладает: «прости нас, Господи», «защити нас, Господи»,  «милостив буди к нам».  Молитва за церковь, за семью, за домашних, молитва за страну,  в которой мы живем, за правительство. То есть молитва не предполагает, что я буду решать только одни лишь свои проблемы.

- Меня поражает молитва за обидящих и ненавидящих нас - молитва о людях, которые нам делают зло. Дословно я не помню.

- «Молитесь за обижающих, благословляйте проклинающих», - так сказано. Сегодня было тезоименитство Патриарха. Расскажите, какие главы Церквей прибыли на совместную молитву по этому событию?

- У меня  просто глаза разбежались  от такого количества архиереев. Такого даже по телевизору не видел. Меня потрясло присутствие митрополита Онуфрия, других епископов Украинской Церкви, которые поздравляли нашего Святейшего Патриарха, молились рядом с нами о благополучии всего нашего мира, всей нашей Православной Церкви.  Это потрясает. Я, честно говоря, смотрел и не представлял, какие вопросы  будет задавать телевидение. Сегодня со всей России, со всех стран СНГ были представители, владыки, митрополиты поместных церквей.

- Я думаю, это очень важно - когда страны находятся в конфликте, Церковь подчеркивает, что этот конфликт  не затрагивает ее. Я помню, когда был конфликт в Абхазии, сюда прилетел очень пожилой патриарх  Грузии Илия и вместе  с   Его Святейшеством  Алексием служили литургию в Москве. И об этом было объявлено везде. То- есть Церковь показывает пример единения. Вы рассказываете, на тезоименитстве был владыка Онуфрий… Как он выглядел? Усталым?

- Его присутствие  меня  удивило и потрясло, в хорошем смысле.  На службе у него  был вид молитвенный. Видел, что  человек реально молится. Конечно, ощущалась усталость. Но вместе с этой усталостью- радость в глазах. Все давало понять, что он чувствует себя  светло и ведет себя  искренне.

- Слава Богу! А теперь вернемся к нашей беседе. Давайте рассмотрим два тезиса:

1) к Богу нужно обращаться с молитвой как к нашему Отцу;

2) Когда мы обращаемся к Богу Отцу, мы это делаем во имя Христово.

В молитве должно обращаться к Богу как к нашему Отцу. Об этом говорится в Евангелии от Матфея [6:9]: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах…». И в Послании к Галатам [4:6] сказано: «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». То есть человек не смог бы обратить к Богу слово «Отче», если бы Дух Христов не усыновил нас Богу Отцу. Вот так мы можем рассмотреть эти  два стиха.

А вот то, что молитва должна быть во имя Христово, об этом сказано: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите  Отца во Имя Моё - даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» [Ин. 16:23-24].  Как вам представляется вот - Бог Отец, Бог Сын, почему  надо  обращаться к Богу Отцу через Бога Сына?  В чем преимущество такой молитвы? Давайте порассуждаем.

- Попробую. Мы же должны понимать, к кому мы обращаемся. И тогда приходят на ум слова Христа, который говорит: «Видевший Меня, видел Отца».

- Да, мы постигаем Отца через Сына, Вы совершенно правы. И мы приходим  к Отцу через Сына. А главное- Сын  совершил наше искупление. Ведь  Бог  действительно грешных не слышит, и молитвы  нечестивых выше потолка могут и не подняться, если, конечно, это не покаянные молитвы. Покаянные молитвы всегда будут услышаны Богом. Но у человека крещеного молитва другая, нежели до крещения или после исповеди, после причастия. Она намного сильнее, потому что это все приближает нас к Богу и, следовательно, мы будем услышаны Богом. То есть контакт возникнет более явственный для нас самих. В глазах Бога мы-то все прозрачные, и Ему все ведомо, любое движение нашей мысли.

- Мы как-то должны, наверное, все-таки иметь в мыслях и Бога Отца, и Бога Сына, и Бога Духа Святого?

- Совершенно верно. Святые отцы говорят, что когда ты обращаешься к Отцу, имей в виду и Сына, и Духа Святого.  Когда обращаешься к Духу Святому, имей в виду и Сына, и Отца.  Наверное, это связано с ипостасными свойствами. Это не разделение. Мы говорим, что Троица Единосущная и Нераздельная, но есть ипостасные свойства.  Лучше не называть это  разделением.  Какие ипостасные свойства? Бог - Отец Безначальный, Сын  предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца. Поэтому  неизбежно молитва, обращенная к одному из лиц Святой Троицы, оказывается молитвой, обращенной и к двум другим лицам. Но молитва во имя Христа - это все-таки молитва, когда грешник как бы говорит перед Богом: «Я  искуплен кровью Иисуса Христа, мои грехи Он взял на себя. Я благодарю Тебя Боже, что Ты послал Сына Своего в этот мир нас ради человек и нашего ради спасения».

- Батюшка, что ответить человеку, который долго молится, просит - и не получает просимое от Бога?

- Я думаю, что таких людей много, которые  долго о чем-то просят. Я думаю, каждый  о чем-то просит, и достаточно долго. Прежде всего, мы просим о том, чтобы произошло наше собственное исправление. Также  часто люди просят за тех, кого они любят. Например, родители за детей, дети за родителей, супруги друг за друга, и не всегда  мы видим исполнение того, о чем просим. И если взять, например, молитву, когда мы просим Бога, чтобы Он избавил нас от каких-то дурных наклонностей -  мы устали от этого и не хотим с этим жить, но почему-то не происходит ничего - это внешнее впечатление. На самом деле, я часто говорю себе и другим верующим, что чем чаще мы исповедуемся и  причащаемся (чтобы была правильная подготовка к причастию, чтобы  вычитывать правило целиком - это очень важно) - ситуация меняется. Не так заметно, но меняется. И если говорить о наших молитвах, об исправлении, об очищении, об освящении, то эту перемену мы наблюдаем в том, как меняется отношение к греху. В молодости для кого-то это чуть ли не приключение - грех.  А с годами становится такой нравственной проблемой, которая сшибает с ног. Апостол Павел пишет о людях, которые  претерпели кораблекрушение в вере. Не просто споткнулись по дороге. Кораблекрушение в вере - как будто  не просто  человек согрешил, а целый корабль  врезался в какие-то каменные  глыбы и его захлестывают волны. То есть трагизм греха возрастает, это значит - изменилось отношение к греху. Это значит, грех становится недопустимым, неприемлемым в нашей жизни. Но почему мы не получаем сразу  то, что  мы просим? Святые Отцы на это тоже отвечают.  Они говорят: если бы мы получали сразу, то мы не ценили бы то, что получаем. Поэтому  должен быть труд. Может быть, многолетний. А как я объяснял, почему многие святые люди рождались от пожилых родителей. Таких детей  родители вымаливали в течение многих лет. И эти дети рождались как плод молитвы. Поэтому если мы просим и мы  не получаем сразу то, что просим -  не надо думать, что  Бог нас не слышит.

- И я слышал такое: что, не получая просимое, мы уже получаем. Потому что мы иногда просим себе во вред.  Греха таить не будем -  часто люди просят помимо как о своих близких и родных, такие вещи, которые мы тоже, к сожалению, очень любим – квартиры, дачи, богатства и большую зарплату.

- Посмотрите, что сказано в Библии: Бог знает настоящие наши нужды. Например, в Евангелии от Матфея [6:8,32] говорится:  «Не уподобляйтесь им (то есть язычникам), ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него… Отец  ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». То - есть Бог  действительно лучше нас знает, в чем мы нуждаемся, и что может послужить нам во вред. И поэтому человек должен в конце каждой такой молитвы, когда  он сердечно о чем-то просит, говорить, как Христос говорил: «Впрочем, не Моя, но Твоя воля да будет».

А то, что  Бог слышит наши молитвы… Вот, например,  псалом 64:3. Сказано: «Ты слышишь молитву». То - есть наш Бог - это есть Бог, который слышит молитву.  Любую молитву, любого отдельно взятого человека. И также псалом 65:19: «Но Бог услышал, внял гласу моления моего». То - есть Бог услышит! И Он когда слышит – Он внимает, то - есть со вниманием глубоким Он прислушивается к нашему гласу.

- Бог слышит все молитвы, но не все хочет слушать, наверное.  Когда мы просим себе во вред. Вот то, что говорят часто – Бог не слышит моих молитв.

- Да. Как дети. Дети все время все просят.  И если бы родители давали детям все, что они просят, они искалечили бы своих детей, и здоровье их повредили бы, и вред бы им нанесли. Ребенок может что угодно попросить. И, наверное,  Бог смотрит на таких людей, которые просят то, что им не нужно, как взрослый человек смотрит на ребенка, который просит то, что ему точно не нужно. Все взрослые это знают, а ребенок никак не может этого понять.

И следующий тезис: Бог находится близко к тем, которые призывают Его. Это псалом 144, 18 стих: «Близок Господь ко всем призывающим Его,  ко всем призывающим Его в истине». Мы уже рассмотрели тезис, что когда человек молится -  он приближается к Богу.  А здесь говорится о том, что когда человек молится, Бог приближается к нему. Это очень напоминает притчу о блудном сыне. Помните? Как раз будет в следующее воскресенье Евангелие о блудном сыне. Там сын возвращается к отцу и думает: примет меня отец или не примет? Хотя бы стать его пастухом….. И сказано, что отец  увидел, что  сын идет и побежал навстречу, и обнял его. И когда человек в грехах с трудом идет к Богу, думает: примет меня - не примет, простит - не простит. И когда Бог слышит молитву-то  бежит навстречу. Бог не может равнодушно относиться к нашему желанию исправиться. Близок Господь ко всем призывающим Его!  Ко всем призывающим Его в истине. Я думаю, нам надо порассуждать над этим вопросом. Что значит «призывающий в истине»?

- Мы вспоминаем притчу о блудном сыне, и у меня появился вопрос. Когда  именно блудный сын вспомнил о своем родстве, о своем положении? Когда он начал нуждаться? Когда он все потерял? Питался свиными рожками? У него было падшее состояние. И вот тут мы и начинаем искать. В истине начинаем призывать. А что значит «в истине»? На мой взгляд, через призму покаяния, осознав  все свое недостоинство, все свои греховные дела, жизнь свою, мы начинаем взывать.

- Главное, надо осознать, что молитву надо совершать с верой. Например, в Евангелии от Матфея [21:22] сказано: «И все, чего не попросите в молитве с верою, получите».  И в Послании Иакова брата Господня [1:6]: «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой». То есть молитва должна предполагать веру молящегося человека. Хотя в Евангелии мы знаем пример, когда неверующий человек, у которого была серьезная проблема с молитвой, обратился к Иисусу Христу и Господь ему сразу помог. Когда он воскликнул: «В неверии моем услышь меня!». Все-таки Господь смотрит на состояние сердца того или иного человека.

- Батюшка, как правильно молиться? Произносишь слова -  а слова рождают образы.  Будь то молитва Господу Иисусу Христу, или молитва Божий Матери. Как быть в этом случае? Ведь святые отцы говорят, что не надо воображать?

- Именно для того, чтобы отсекать субъективные образы, особенно на молитве, у нас существуют иконы. Икона написана святым человеком, и он руководил иконописцем, а все последующие делали только списки. Поэтому икона дает нам бесстрастное видение духовной реальности. Поэтому мы  молимся перед иконами. Но это должна быть настоящая православная икона. Мы не можем молиться перед картинами. Их можно рассматривать, изучать сюжет с библейско-исторической точки зрения, но иконы и картины - это разные вещи. Человек, который будет молиться перед картинами, может повредиться духовно. Мы знаем, что итальянские, испанские художники писали своих мадонн с уличных женщин,  а апостолов- с душевнобольных, с бесноватых. Поэтому перед картинами мы не молимся. Но вот вопрос ваш очень важный. Православный  человек молится именно перед иконой, настоящей иконой. И вы можете  в интернете набрать «древние иконы XV, XIV, XIII века», потом посмотреть, какие современные иконы делают и продают. Если видите, что они соответствуют -  то все в порядке, можете приобретать и молиться.

- Хотел бы расширить вопрос - молитва, икона, свеча. Даже я, имея небольшой опыт, понимаю, что совсем другое ощущение молитвы и вообще  присутствия духовного мира, когда  просто  тушишь свет и зажигаешь свечу. И в храмах тоже…

- Вы совершенно правы. Когда  появилось электричество, в храмах оно вводилось с трудом, потому что многие священники говорили, что пользоваться электричеством, это все равно, что икону украшать искусственными цветами. И слава Богу, что у нас сохраняются лампады, где налито масло, горит фитилек. И в домашней молитве мы тоже должны заботиться о том, что когда мы становимся на молитву, и человек зажигает лампаду… Конечно, когда человек покидает жилище лучше затушить все, потому что мало ли что. Правда, есть такие лампады, которые защищены, чтобы не было проблем с живым огнем. Но живой огонь, трепет огненного язычка – это как бы трепет, который должен передаваться нам, как мы трепещем перед Богом, когда обращаемся к Нему.

- Я знаю такие благочестивые семьи, которые тот пасхальный огонь, который привозят к нам в Москву из Иерусалима, уносят домой  и хранят его весь год. То есть у них лампадка не тушится, они ставят лампадку в кастрюлю, когда уходят, чтобы обезопасить.

- Обезопасить, прежде всего, что? Лампадки и свечки мы зажигаем перед святынями и надо следить, чтобы святыни не воспламенились от огня.

- Домашние молитвы нужно обязательно читать вслух или можно про себя?

- Вы знаете, молитвы рекомендуется именно читать. Что значит «читать»? То есть читать по книге, и не по памяти молиться, а по книге. Вот даже мы,  священники, когда совершаем службы, многие из нас знают наизусть литургии, но нам запрещается по памяти ектеньи читать, священнические молитвы. Очень важно  иметь  молитвослов  удобной формы. Лучше всего читать молитву так, чтобы слышать свой голос. Это значит, что не очень громко, т.е. мы проговариваем слова той или иной молитвы, тогда получается, что мы прославляем Бога не только в душах наших, но и в телесах наших, не только сердцем молимся, но и устами. А в Писании прямо сказано – «прославляйте Бога в душах и в телесах ваших».

- Господь говорит же, что от слов твоих оправдаешься и от слов своих осудишься. Мы, молясь вслух, даже делаем полезное -  всегда лучше больше перед Богом наговорить именно в молитве. Такая мысль у меня.

 - Мне такая мысль не приходила в голову, но в этом что-то есть. Потому что, на самом деле, чем больше человек молится - тем больше молитвенные фразы проникают в его сознание. И он начинает думать уже молитвенными фразами. Например, покаянные молитвы, молитвы перед причастием - отдельные фразы уже  живут в сознании. Это очень важно, когда происходит такое молитвенное насыщение. А человек, действительно, от слов всех своих молитв, начиная с детских до предсмертных, может оправдаться, вы правы.  Как от немоления может быть осужден. А противоположность молитве – богохульство, пустые слова, мат, что совершенно недопустимо. Кстати, русский мат является частью языческого оккультизма. А русский мат -  тюркского происхождения: когда татаро-монголы нападали на наши города, они выкрикивали имена своих языческих богов, а славянам казалось, что они ругаются, и потом славяне предали другой смысл каждому слову. А по сути дела произносят имена этих тюркских богов. А в книге Исход прямо сказано, что имена языческих богов даже произносить нельзя.

-То есть можно сказать смело, что ругающиеся люди в этот момент молятся бесам?

-Да, как бесовская мантра. Человек  может этого не понимать, но это мантра.

- Вот вы только что сказали, что молиться нужно по книжке. А я - человек слепой, молюсь только  по диску. У меня есть диск с молитвами утренними и вечерними, я не могу их запомнить.

- Дорогая сестра, «ради нужды бывает применение закона», как сказано в Священном Писании. Поэтому, если Вы не можете читать, у Вас нет зрения -  вы слушайте. Все эти аудио-молитвы даются по благословению Церкви, с разрешения Церкви, и, как правило, эти молитвы читают сами священнослужители. Для Вас это единственная возможность соблюдать правила, поэтому никак не смущайтесь.  И больным людям Церковь всегда оказывает особое внимание. По тому,  как общество относится к больным людям, к инвалидам, можно оценить нравственное состояние общества. И не только общества светского, но и религиозного. Те религиозные общины, которые не участвуют в помощи больным, у них плохое нравственно-духовное состояние. А те, которые заботятся… Например, в храме, где я служу, у нас специально стоят лавки вдоль стен для людей, которым трудно стоять, по возрасту у них болят ноги. Во всех случаях для людей болящих существуют послабления. И это никак не мешает им  духовно возвышаться.

- Я,  к примеру, знаю, что Бог слышит не то, что произносим мы молитву устами, а то что на душе, и мы  взываем к Нему от души. Он читает все, что в нашей душе. И если я своими словами к Нему  обращаюсь со своей болью, неужели Он не услышит?

- Бог не только слышит Вашу молитву, Он ощущает Вашу боль. Господь сострадателен и человеколюбив. Я понял, о чем Вы говорите - у Вас нет возможности читать по молитвослову, и Вы своими личными словами обращаетесь к Богу. В такой ситуации для человека, у которого боль, страдания, переживания - это вполне допустимо. Молиться своими словами запрещено, когда речь идет об общественной молитве. Вот тогда мы только молимся по молитвослову, по служебнику.

- Апостол четко говорит – «непрестанно молитесь».

-Да. А молитва личная она предполагает, что человек может начать молиться своими словами. Может просто начать разговаривать с Богом.  Может сказать: «Господи, Ты видишь мое состояние, мою скорбь, как мне тяжело. Я уже устал от такой жизни, устал от болезни, от грехов, я прошу Тебя, Боже, помоги мне, приди ко мне, прикоснись ко мне, дай мне облегчение, дай мне прощение, дай мне радость искупления от скорби душевной и телесной». Бог услышит любую молитву, когда она произносится искренне, из глубины сердца человека, особенно страдающего человека. О нашем Господе сказано: «Он сострадает нам, потому что Он подобен нам во всем, и был искушен во всем, кроме греха. Он понес всю боль, какую можно понести. Взял на себя не только наши грехи». Пророк Исаия пишет, что Он взял на себя наши болезни, наши недуги, поэтому  Он не только слышит, но и чувствует. Взял на Себя наше отчаянье, скорбь, наше уныние, нашу тоску, наши болезни, чтобы мы преодолевали это уныние, чтобы мы избавились от власти греха и жили бы в Боге и с Богом.

- Когда мы обращаемся к Богу и просим что-то, и ждем сразу же ответа. Но ответ мы должны находить в Библии, в Новом Завете, Ветхом завете. Я читаю утром главу из Ветхого Завета и главу из Нового Завета, и ответы мне приходят. Получается диалог с Богом - ты к Нему обращаешься, Он отвечает. Это правильно?

 - Это совершенно верно.  Я часто говорю, что необходимо соединять молитву с чтением  Священного Писания. Очень важно, чтобы это присутствовало в нашей жизни. Например, мы молимся. Когда мы молимся? День и ночь мы молимся. Вообще сказано о непрестанной молитве,  например, в Евангелии от Луки [21:36]: «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, и сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и  предстать пред Сына Человеческого». Это о непрестанной молитве. И о чтении Писания то же самое сказано, что днем и ночью надо читать. Это книга Иисуса Навина [1:8]: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять то, что в ней написано, тогда ты будешь успешен в делах твоих и будешь поступать благоразумно». Когда мы только молимся и с молитвой не соединяем чтение слова Божия - это монолог. Выше потолка он может не подниматься. Но когда мы с молитвой соединяем чтение Слова Божия -  а Библия  призывает и к непрестанной молитве, и к постоянному изучению Писанию день и ночь - то возникает диалог. В молитве мы обращаемся к Богу, а через Его слово получаем  ответы на те наши вопрошания, с которыми мы обращались, читая те или иные молитвы.

-Я больной человек, инвалид II группы. У меня плохое зрение и больное сердце. Читать молитвы не могу, но все время чувствую и помню, что на меня смотрит Господь. Я все время Его чувствую. Можно ли это приравнивать к молитве? Чувствую, знаю, что ты с Богом, что Господь рядом…

- Такое состояние, конечно, молитвенное - жить в присутствии Бога. Были  некоторые люди, которые так именно и жили в присутствии Бога. Собственно говоря, этот призыв «непрестанно молитесь» означает:  мы всегда должны помнить, что над нами есть Око Видящее, Ухо Слышащее и книга, в которую записываются наши деяния. И мы знаем, что были люди, которые ходили пред Богом. Так и сказано: Ной ходил пред Богом, Енох ходил пред Богом. Это тот Енох, который живьем был взят на небо и придет обличать антихриста. Авраам ходил пред Богом… Это действительно такое молитвенное состояние, которое может стать непрерывным. Когда человек не просто произносит слова, а он живет с ощущением, что его жизнь протекает с присутствием Бога.  Однажды к преподобному Ефрему (он был очень красив в молодости) пришла блудница. Она выследила, где он остановился, и пришла   в  гостиницу. И  сказала: «Давай с тобой ляжем. Ты мне очень понравился». Он  ей говорит: «Если ты захочешь, я с тобой лягу, только не здесь».  Она говорит: «Где угодно». Он взял, привел ее на городскую площадь, где было много людей, и говорит: «Давай здесь ляжем». Она говорит: «Как? Здесь же люди! Столько народа ходит!». А он говорит: «А я живу в присутствии Бога…». То - есть осознание того, что мы живем  в присутствии Бога, оберегает нашу чистоту.

- Батюшка, Вы назвали таких великих праведников... Но мне кажется,  каждый верующий человек в той или иной степени переживал присутствие Бога и какое-то время жил в этом состоянии. Каждого из нас, наверное, это касается.

- Один верующий мальчик мне рассказывал. Ему было лет 15-16, а у него  мать пьянствовала.  И она повесилась. Они вышибли дверь с отчимом -  она висела. Отчим говорит -  «Беги!». В каждом доме тогда был такой пункт, где  сидел домоуправ. И он побежал, чтобы звонить, звать Скорую помощь. А  когда прибежал, сказал, а там  была одна женщина - ярая коммунистка.  Увидела, что он молится, и  решила воспользоваться трагедией ребенка. И она начала на него кричать: «Где же твой Бог? Отрекись от своего Бога, твоя мать погибла, Он ее не сохранил! Ты любишь свою мать?!». Ребенок отвечает: «Да, люблю». – «Ты видишь, что она покончила жизнь самоубийством, никто ее не защитил - ни ангелы, никто! Отрекись, перестань верить». И этот ребенок   восклицает: «Я верю, и я буду верить!». И в этот момент он ощутил себя в руках Бога. Он рассказывал, что он ощутил такое спокойствие, как будто выйдя из рук матери, он оказался  в руках  Бога. О Котором сказано: «Если матерь оставит тебя, Бог не оставит тебя». Так же сказано в Писании, что Бог любит человека больше, чем любит его собственная мать.

- И страшно подумать, в чьих руках почувствовала себя  та женщина, которая такое могла сказать.

- Но она была, как он рассказывал, в каком-то бесовском воспламенении. Она вначале побежала, увидела эту страшную картину, это самоубийство. Там бесы были, конечно же, это страшно, ужас. И она вдруг решила воспользоваться, переломить грубо, как через колено ломают позвоночник. Стакан воды, валерьянки могла бы дать, а она начала орать: «перестань молиться!».  И действительно Господь близок к людям, которые страдают. Которые оказались в безвыходной ситуации. Например, приговоренные к смертной казни. Это человек, который ответит за все, и всегда  было принято, чтобы священник приходил к такому человеку. И такие люди, как правило, каялись очень долго. С одной  стороны, как говорят, перед смертью не надышишься, сам факт, что ты еще жив, как-то утешает.  А с другой, как они говорили, появляется  желание освободиться, чтобы уйти.

- Как-то мы в формате движения «Сорок сороков» посещали колонию строгого режима, ездили на престольный праздник храма святителя Николая чудотворца, общались с жителями этой колонии, с прихожанами этого храма, которые были на службе и причастились. Своими  глазами увидели ту неподдельную веру, ту молитву людей, которые там находятся. Это никакие не молитвенники, но они оказались в этих условиях с достаточно серьезным наказанием. У некоторых из них 25 лет заключения строгого режима. Такие наказания не дают за хулиганство. Это люди,  как правило,  убийцы. И я знаю, что и в этих местах происходят чудеса, и мироточат иконы, и исцеления Господь являет.  Вы рассказали про этого   мальчика. Вот я знаю множество историй, когда такое происходило с людьми, отверженными всеми. Эти люди, которые признаны  падшими, которым нет места в обществе -  Господь их там на руках носил, Он давал им все, что нужно.

- А помните, как сказано – «если пойдешь долиной темной тени, то мой жезл, мой посох будет с тобой».  Господь не оставляет человека жезлом Своим, посохом Своим .

- Я знаю случаи, когда люди освободившись из этих мест,  когда они уже  вливались в церковную жизнь уже здесь, на свободе, испытывали недовольство  собой. Потому что они говорили, что что-то происходит не то, что-то я не так делаю, потому что не испытываю радости от таинств, от причастия, как это было, когда был в заключении.

- То есть там и молитвы были более пламенные? И причастие переживалось более конкретно? Это действительно так. И я с этим сталкивался на войне. Когда я посещал и Приднестровье, потом была  Чеченская  война, я  пять раз туда ездил по благословению покойного Патриарха. И таких пламенных исповедей я нигде не слышал, таких молитв,  таких удивительных обращений. Когда люди  буквально требовали, чтобы они крестились. И я  одного спросил – почему? Он был татарин. Он сказал: «Я тут воюю за Россию, и ребята гибнут, и они будут в христианском раю, я хочу  быть с ними. Это мои товарищи по оружию. Я хочу, если я погибну, чтобы я был с ними».

Итак, сегодня мы говорим о молитве, и я хочу  прочитать Евангелие от Луки [11:9-13]: «И Я скажу: просите- и дано будет вам; ищите и найдете; стучите- и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, если сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или  если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго, просящим у Него».

Дух Святой - имеется в виду «сокровище благих и жизни подателю» с Духом Святым приходит  в жизнь каждого человека. Вот здесь интересное  сравнение. Христос говорит, если вы даже очень злые, но ребенок ваш попросит что-то, неужели вы ему какой-то суррогат подсунете? То есть мы в молитвах не должны сомневаться в том, что Бог желает нам только блага. Даже если отец злой, как здесь сказано, он проявит благо к сыну, то тем более Отец Небесный. Неужели Он отвернется от  человека, который нуждается в Его помощи, в Его поддержке, в Его защите? Молитва, как мы говорили в самом начале, это именно проявление свободной воли человека. Это  устное свидетельство о том, к чему он стремится, что он ищет, от чего хочет уйти, отречься, удалиться. И это, наверное, очень важно осознавать всем нам. В древние времена молились с поднятием рук, молились, преклоняя колени, даже повергались во время молитвы. Сказано, например, «Моисей в тот час пал на землю и поклонился падением лицом на землю», «и пал Авраам на лице свое, и Бог продолжал говорить с ним». То есть молитва многоразлична, многообразна, но главное, конечно, в молитве - это вера, это глубокое упование на Создателя и любовь к Нему.

Наша передача подошла к концу, Спаси вас всех Христос!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+