Перейти к основному содержанию

06:03 26.05.2019

Что значит грех к смерти и грех не к смерти?

18.01.2016 14:32:23

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/01/11/21-00.html

о.Елеазар: Все, наверное, смотрели фильм «Остров».  Там была замечательная сцена, когда отец  Анатолий в  своей кочегарке принял игумена монастыря, у которого сгорела келлия. Желая испытать игумена, он закрыл дверь изнутри на замок, открыл дымоходы внутрь, и дым из котлов повалил в помещение. Бедный игумен перепугался, что  сейчас он уморит его этим дымом. Еле-еле вырвался из кочегарки, сел, не может отдышаться. К нему подсел отец Анатолий и  сказал: «Вот не знаю, за что меня считают святым, меня за мои грехи удавить мало. Какой я святой, мира нет в душе…». Это центр нашего сегодняшнего эфира – душевный мир. Действительно, можно иметь миллиарды долларов, владеть островами, иметь автомобили, яхты,  деньги, власть над людьми. Можно иметь в этом мире всё, что только душа пожелает. Но если нет мира в душе, ты ничем не сможешь насладиться. И порой богатые люди завидуют обычным беднякам, которые просто радуются солнцу -  что оно светит, небу - что оно голубое, дождю – что он проливается на землю. У них в душе спокойно, мирно. Вы, батюшка,  как православный пастырь с большим опытом, откройте нашим радиослушателям, где взять мир душевный, как его добиться?

о.Амвросий: Для того чтобы приобрести душевный мир и покой -  надо потрудиться. Просто так ничего не дается. Как потрудиться? Я приведу пример.  Допустим, человек живет в селе, у него  маленькая хижина, кружка воды, краюшка хлеба. Поел, Бога поблагодарил. В душе у него радость, ликование. Он Бога благодарит и всем доволен. Другой - на берегу океана построил огромный коттедж, у него много слуг, миллиарды долларов. А на душе уныние, отчаянье, тревога. Он на грани самоубийства. Вот два человека, и кто из них  лучше живет?  Конечно тот, который имеет душевный мир. Я некоторых спрашиваю, особенно тех, кто в духовном плане – сырой, необработанный материал. Спрашиваю: «Что самое главное у человека - тело или душа?».  Он говорит: «Душа». Я говорю: «У нас для тела вся  благая, а для души -  ничего нет. Молитв не знаем,  не молимся и во славу Божию не трудимся для своей души. Вот это плохо».

Как приобретать душевный мир? В жизни все бывает. Человек богато живет, во всем имеет достаток, довольствие. И вдруг все теряет и становится  бедным. И что надо делать? Надо говорить, как Иов Многострадальный: « Господь дал, Господь взял, слава Богу за все!». То есть Господа возблагодарить. Было прекрасное здоровье, а потом вдруг человек стал больной. Не надо роптать, не надо никого обвинять, надо  сказать: «Слава Богу за  все! Господь дал здоровье, Господь взял. Значит так  Господу угодно». Была слава у человека - и вдруг всё потерял. И здесь надо за все Бога благодарить. Почему? Потому что все от Бога! Господь говорит: «без Меня ничего не можете делать». Что-то сделать хорошее только с помощью Божьей. А так просто - ничего не дается. И вот, чтобы с нами  не случилось, за все надо Бога благодарить. Этому надо научиться, само по себе ничего не придет.

Как-то я приводил такой пример. Однажды москвичи меня спросили: «Как нам спастись?».  Я говорю: «Представьте себе, когда вы научитесь Бога благодарить за всё и жить по воле Божьей, всё будет хорошо.  Для примера -  приехали вы в Москву, к своему дому, и вдруг  видите - много машин, пожар, скорая помощь, и вы на 100% убедились, что ваша квартира и все в ней сгорело. Не надо поднимать панику, шуметь, кричать, это не поможет. А просто перекреститься и сказать: «Господь дал -  Господь взял, слава Богу за все!». Значит так Ему угодно, значит, Он лучше меня знает, что мне полезно. Сели в свою машину, поехали к своим друзьям, и вдруг машину занесло, и в столб. Вышли, а машина всмятку. Что надо сказать? – «Слава Богу! Значит так надо». Без воли Божьей ничего не бывает. Ни один волос с головы человека  не падает. Если бы не билось, не ломалось, то куда бы все девалось? Слава Богу, что жив остался. Сели в транспорт, доехали до своих друзей. Сели за стол чай попить  - и вдруг приступ. Скорая помощь. И оказались на операционном столе. Так и здесь надо сказать: «Слава Богу за все, значит так Господу угодно». Если мы так  научимся во всем  - то у нас на душе всегда будет мир и покой. Господь таких любит. Даже вышли из дома, поскользнулись, упали, может, головой ударились или какую-то другую часть тела повредили, надо сказать: «Слава Богу за все!». Потому что случаев, больших и малых, да мелочей не бывает. Значит,  так Господу угодно, значит,  так надо Ему.

Допустим, забивали гвоздь в стену, а ударили не по гвоздю, а по пальцу больно. Или обожгли руку или порезали. Надо сказать: «Вот так тебе и надо, скотина, это тебе весточка из потустороннего мира, за твои грехи надо потерпеть». Кто-то нас оскорбил, обидел – слава Богу за всё! Господь попустил - значит, так надо.

Еще раз говорю, если мы не научимся говорить «слава Богу за все!» -  то всегда будем впадать в уныние, в отчаяние, в тоску.

Возьмем маленький пример. Преподобный Ефрем Сирин однажды, когда был молодым, пошел в один город. На пути он встретил овчарню. У человека, который пас стадо овец, он спросил дорогу в город. Тот ему указал, но сказал, что время-то позднее, может лучше остановиться у меня, мало ли что будет дорогой?  И звери, и люди нехорошие. Ну, поговорили, чайку попили. Утром проснулись -  а стада нет. Кто-то угнал. И он обиделся на  Ефрема Сирина, говорит: «Это все ты сделал, подстроил, что стадо мое угнали».  Так что Преподобному пришлось попасть в темницу. И вот он, находясь  там, стал молиться: «Господи, Ты же видишь, что я не  виноват». Оказалось, что и другие люди там тоже ни в чем не виноватые. И так он молился - и вдруг ангел является и говорит: «Ефрем, вот ты говоришь, что  не чувствуешь за собой греха, а Господь попустил тебе это. А за что? Когда ты был подростком,  у одной вдовы открыл ворота и выпустил корову, а ее заели звери, вот тебе за этот грех. Так что не считай, что ты  ни в чем не виноват. Виноват».

Как-то император Николай II пришел в тюрьму, начальник водит его по камерам, и царь спрашивает одного, другого, третьего: «За что вы здесь?». И почти  все говорили: меня подставили, меня оклеветали, на меня наговорили, что я виноват. И не одного не нашел, кто назвал бы виноватым себя. Дальше прошел, там еще камера: «А здесь кто?». – «Да какой-то служка». Обратились к нему: «А ты за что здесь?». Он упал в  ноги и говорит: «Я такой скотина, я такой великий грешник, я украл, меня надо упечь в каторгу на всю жизнь. Недостоин я свободы, я великий грешник». Император  говорит начальнику: «Как ты смел такого нечестивого, грязного человека держать среди святых?! Ну-ка,  вон отсюда его!». И его освободили. Это очень хороший пример. Часто подходим на исповедь, себя оправдываем, а кого-то обвиняем. Господь любит тех, которые искренне каются и дают  обещание исправиться. Это Господу угодно. Оправдание  Господу неугодно. Мало ли что бывает. Бывает, что жена мужа оставила или муж оставил жену. Она в панике, начинает рыдать, плакать, жаловаться, искать. А надо сказать: «Так Господу угодно, так надо. За мои грехи меня оставил, лишь бы Господь меня не оставил».  Так мне звонит одна женщина в прямом эфире и говорит: «Вот муж меня оставил, и у меня двое детей. Не платит мне, детям, а я в большой скорби. И что мне делать, и как мне быть?».  Без воли Божьей ни один волос с головы не падает.  И случаев больших и малых, и мелочей не бывает. Если Господь это попустил -  надо сохранить душевный мир.

И вот когда  со всех сторон у нас беды идут, только с одной разделался, тут же другая прилетает - мы должны принимать их как дорогих друзей. Не пускать в себя их. А просто встретить и проводить. И сказать: «Слава  Богу! Значит, так надо». Господь помилует. Чтобы мы научились предаваться воле Божьей и жить по воле Божьей. Ну, маленький пример.  Собрались девушки в отпуск, а одну с собой не взяли, сказали: «Ты пока здесь будь». Она расстроилась, психанула, слез много пролила. А какой толк? - Никакого. Значит,  человек живет по своей воле, а не по воле Божией. А как надо  по-православному? Значит, так надо, так Господу угодно. Что Бог ни делает - все к лучшему. Я ей потом сказал: «Знаешь, почему так случилось? Когда ребенок невоспитанный, и какую-то игрушку ему не дали -  он истерику закатывает, на пол падает. Орет и кричит, смотрит, что родители будут делать. Обычно те родители, которые не любят своих детей, говорят: «Да дай ты ему эту игрушку,  чтобы он не орал». Вот это самое страшное. Очень плохо. Значит, он и в следующий раз будет требовать и такой по жизни будет. Все будет требовать, и везде будет орать и обижаться, что не дают. А вот если не дать и отучить от этого - это будет хорошо».

 

 - Когда нужно и можно читать пяточисленные молитвы?

о.Амвросий: У Бога, матушка, 24 часа. В любое время читайте.  К начальнику если придти - там у него прием с 2 до 4 или с 10 до 11, у Бога можно просить и молиться круглосуточно.

о.Елеазар: Батюшка, вот наша тема - мир душевный. Однажды я разговаривал с человеком, он говорит: «Я долго не мог понять, для чего должно быть беспрекословное послушание? Зачем мне Господь дал волю, если я ей не могу пользоваться? Я ее должен покорить другому человеку. Зачем она мне тогда нужна? Ну, родился бы я тогда без воли - и никаких проблем». И говорит, такое у него сильное искушение было от этого вопроса, что даже не мог уснуть. И думал: «Господи, ну ты знаешь ответ на этот вопрос». И тут же  ему пришла в голову мысль как озарение, почему  нужно свою волю отдать - да потому что ты не умеешь ей пользоваться. А вот когда ты отдашь свою волю другому, наставнику, и будешь жить уже не по своей воле, а по послушанию, тогда ты научишься пользоваться своей волей. Тогда ее можно будет тебе  спокойно назад вернуть, и ты уже не злоупотребишь ею. Я о чем хочу здесь сказать? Мы говорим о  мире душевном. А путь к душевному миру лежит через скорби. Соответственно, если человек бежит от скорбей -  значит, он в итоге бежит от душевного мира. Вот, мы умом понимаем, но все же боимся скорбей. Как себя настроить таким образом, как вы говорите: на все воля Божия? Ведь легко сказать, а реально  положиться на волю Божию могут редкие люди. Как себя настроить, чтобы во всем полагаться на волю Божию? Какой помысел надо иметь?

о.Амвросий:  Надо предаться воле Божьей. Потому что если мы не будем Бога благодарить за все, а жить по своей воле- то  все будет греховно.

о.Елеазар: Любое дело начинается с начала и с каких-то мелочей.  С каких мелочей начинается предание себя воле Божьей?

о.Амвросий: Я сейчас только говорил. Допустим, мама говорит дочке: убери со стола, подмети.  Она: не хочу, не буду. А когда дочка или сын не слушают -  то родители настаивают, и происходит скандал, раздражение, гнев.

о.Елеазар:  А я вот слышал, что начинать нужно даже с того, что идешь по улице, вдруг раз- захотелось посмотреть на какую-то рекламу. Это нужно отсечь. Правильно ли это?

о.Амвросий: - Это святые отцы учат так, что если даже кто-то свистнул или крикнул сзади -  не надо оборачиваться, иди спокойно, это тебя не касается. Или, допустим, пришел, билет у тебя на самолет или на поезд, и смотришь -транспорт тебе показал хвост, не надо панику создавать. Надо сказать: «значит, так Богу угодно, значит, все к лучшему. Мне надо не опаздывать, а пораньше придти».

Вот у нас сестра есть, когда едут на подворье -  все ждут ее, когда она соберется. А когда с подворья уезжают, сказали, что в пять часов автобус уходит – а  она все собирается. Привычка такая нехорошая. Ну, и водитель мудрый. В пять часов ее нет, 5 минут подождал и уехал. Приучили.

о.Елеазар: Я знаю такую игуменью.

о.Амвросий: Я этой игуменье говорил: «Ты сумку готовую собери и поставь. Как сказали ехать -  сумку схватила и пошла». А то начнет собирать и собирать. Каждая вещь должна иметь свое место.

-  Мне уже 70 лет. Сколько себя помню, вокруг моей семьи всегда колдуны. Но, слава Богу, жива…

о.Амвросий:  Опять же не без воли Божьей. Значит, мы по своей  жизни очень много сделали грехов. Может, в чем-то мы покаялись, но не во всем. И вот заболели. Или нам плохо. Мы ищем, кто же в этом виноват. Наверное, вот соседка  колдунья надо мной живет. Кто-то мне сделал плохое. Скажем так: «Без воли Божьей  ничего не бывает». Колдун над нами никакой власти не имеет. Над нами власть имеет только один Господь. И если  соберутся все колдуны мира, все чародеи и маги против одного человека, если Господь не попустит, даже ни один волос не упадет с его головы. Вот в этих случаях надо всегда обвинять себя, но не ближнего. Считайте, что колдунов нет, это будет легко. Почему Господь попускает таких людей? Когда человек живет нечестиво, неправильно, может Господь попустить колдуна, чтобы нам что-то сделали, чтобы мы проснулись. Вот  когда человек в доме спит, потом видит - дом горит. Так как человека  разбудить? Быстро залететь, крикнуть: «Быстро вставай, убегай!». Так и здесь, Господь попускает, что эти люди будят человека от смертного страшного сна. И вот когда мы проснемся, тогда только сможем бежать. Так вот, надо Бога благодарить за все!

Но еще скажем, что особенно людям в Москве,  в больших городах  по квартирам живет много людей. Они  страдают, обвиняют друг друга. И вот эти люди, которые  покаялись, они приходят в храм и там тоже боятся колдунов. Свечку кто-то передает – ты меня не касайся, не трогай. Или кто-то нам дал  какую-то вещь, просто по доброте. Мы это не принимаем как от доброго человека, а как от колдуна. Можем сжечь. Еще раз напоминаем, что без воли Божьей ни один волос с головы не падает. Если что-то Господь попустил, значит, надо потерпеть за свои грехи и сказать – «значит так надо». Лучше временно здесь на земле все перенести, все страдания, все беды, все то, что нас посещает, нежели вечно мучиться!

Допустим, все прекрасно в доме. И вдруг  арестовали человека. Вроде бы не в чем не повинный. Но он оказался в следственных камерах. Если хорошо припомнить -  значит так Господу угодно, значит, так надо. Господь, что ни делает - все к лучшему. Он - наш Отец. Он все делает по любви к нам, для нашего спасения. А мы всегда дергаемся, обвиняем кого-то, а порой и Бога, и не хотим смириться.  Вот когда человек научиться смирению и послушанию, вот тогда будет хорошо. И на душе легко будет. Только таким путем человек может придти к душевному спокойствию. И на душе будет радостно и мирно, и спокойно. И начнется совсем жизнь другая. Потому что  наша жизнь начинается не тогда, когда мы родились, а тогда когда душа вышла из тела. Здесь мы только учимся, как правильно жить. Учимся, как правильно жить человеком. Господь порой попускает встретиться и с богатыми людьми, и с бедными, с учеными и неучеными, которые люди во славе находятся или бомжи, пьяницы, то есть много всякого рода людей, но со всеми надо научиться жить мирно. Свысока ни на кого не смотреть.

Допустим, в школе . Если учится отличник, он не должен свысока смотреть на  ближнего. Потому что каждому Господь дает таланты, кому-то пять, кому-то десять. Но за 10 спросит. А кому один, так надо Бога благодарить. Вот таким  путем мы научимся правильно жить.  И в душе  будет мир, не будет раздражения. Никого не будем обвинять, никого не будем осуждать. Надо лишь предаться воле Божьей.

о.Елеазар: А вот вы, отче,  жили и в Свято-Троицкой, и в Почаевской Лавре, и видели еще братию, которая много потерпела от  гонений за Христа. Как они вырабатывали душевный мир? Это же на ваших глазах было. Дайте какой-нибудь пример.

о.Амвросий: Ну вот, допустим, взять монаха Нестора в Почаевской Лавре. Он с детства пришел в монастырь. Регентом был. А потом в 60х гг. начались гонения. Просто в машину их посадили, за 75 км вывезли на станцию, говорят: «Берите билеты, езжайте домой». Некоторые уехали, а вот он приехал опять в Лавру. И многие братья собрались там.  Милиция уже вся разъехалась. И опять они начали службу. Ну, я помню, что спрашиваю его: «Почему ты лысый?».  – «А нас, - говорит, - постригли всех наголо, когда там были». Очень много было всего. Но это воля Божья. И ведь пострадать за Христа - это великое дело. Как оптинский  старец Никон. Там было так, что забрали его. Он в камере сидит с бандитами, постригли его и он прислал письмо своим знакомым: «Радости моей нет предела». Какой радости? А то, что за Христа его арестовали, и он сидит среди бандитов и Бога благодарит. Еще радость, что многие знали, что это оптинский старец, может, покаялись, слово Божие услышали. Ведь без воли Божьей ничего не бывает. Вот взять, допустим, после 1917 года ведь 3 миллиона эмигрантов, в их числе -  34 епископа уехали из  России. И создали Зарубежную Церковь. А если  бы этого не было, то и православия не было бы в Европе. Не так ли?

о.Елеазар : Ну, был в этом промысел Божий, конечно.

- Я по работе общаюсь с человеком, он вначале мне очень помог.  Но как только заходит разговор о церковных вопросах, он говорит: «Наша религия хорошая, но я никогда не пойду к священнику, потому что…», и очень плохо говорит о  духовенстве. Я ему говорю, что это неправда. А он не слышит. Как мне с ним разговаривать, прекратить разговоры или пытаться что-то объяснить?

о.Амвросий: Объясните так, матушка.  Вот с человеком приступ, вызвали скорую помощь, приехал врач. Мы же ему не говорим: «А ты куришь, пьешь, матом ругаешься?». Нас это не интересует. Нам самое главное -  чтобы он оказал помощь, поставил уколы, давление померил. Так и  священник - это же человек,  не ангел с неба Богом посланный. Если бы был ангел, то мы могли бы придираться к нему: «Ты же на Небе у Бога был, почему ты такой?!». А священники - это люди. А в храм мы приходим не к людям, а к Богу. И когда мы подходим на исповедь каяться в грехах, мы каемся не священнику, а Богу. Священник является только посредником между Богом и нашей совестью. Это все так любят говорить…

Так и ко мне вчера  из Краснодара приехали три человека. Один говорит: «Я в свою церковь ходить не хочу, там священника я не понимаю. А в другую деревню я поехал и там я получил  духовное утешение». Я говорю: «Ну, так Христос-то не разделился. Это Вы просто сырой материал». А как я это узнал? Они приехали втроем, стоят: «Здравствуйте, батюшка, мы к вам приехали», но руки не складывают, молитв не знают, а говорят «мы верим». Я  отвечаю: «Так и бесы веруют и трепещут, но в огонь пойдут. Ну, представьте себе, вот у вас поле, вы хлеб сеете, убираете. Вы же когда сеете, вы же верите, что осенью соберете хлеб? А если бы не веровали, то и не сеяли бы. А если вы веруете, вы начинаете трудиться. Так, если ты уверовал в Бога -  ты не должен сидеть дома, а ты должен трудиться, ходить в храм, читать утренние и вечерние молитвы. Посты соблюдать, с Богом общаться. А каким путем? Ну, вот идешь на работу – «Господи, благослови, помоги мне! Чтобы все было хорошо». Когда хлеб сеете или убираете, говори: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй меня грешного». Вот весь день ходи и читай, и читай, работа в руках, а молитва в устах. И все будет благословенное.  Так и когда хозяйка готовит обед, она тоже должна молиться: «Господи, благослови». И  тогда пища будет вкусная. А когда с руганью, со скандалами, то эту пищу и есть нельзя.  Особенно такая есть привычка у мужа с женой, как утром встали - так сразу скандалы, крик, шум,  и так пищу готовят. От такой  пищи много болезней будет. Она зараженная».

 - А что значит грех к смерти и грех не к смерти?

о.Амвросий: Ну, грех не к смерти, допустим, сели кушать и вдруг лишнее съели, или помысел  пришел какой-то, во время молитвы отвлеклись, надо сказать – «Господи,  прости». Это не к смерти.

А если совершили блуд - это грех к смерти.  То - есть человек лишается благодати, покрова Божьего лишается. Это называется смертный грех. Гордыня - смертный грех.  Когда убил человека - тоже. То есть, когда человек лишается благодати -  это смертный грех.

Слово утешения:

Мы говорили, что надо всецело отдаться в руки Божии. Допустим, собака укусила – значит, Бог попустил.  Значит, надо    Бога благодарить.  Мне один рассказывал: я, говорит, залез в сад, где яблоки  растут, слышу: собака бежит и сзади как ухватит  за ногу! Но это уже не воля Божья, а наша. Мы согрешили. Нарушили заповедь Божию – «не укради».  Здесь Бога обвинять не надо.

Если, допустим, говорят: «Бог меня наказал». Поскольку Бог - это Любовь, наш Отец, Он никогда никого не наказывает! Он просто  дал наказ: не гордись, не раздражайся, не убивай, не осуждай, не воруй, не  прелюбодействуй, чти отца и мать и будешь долго жить на земле.  То есть Бог дал нам наказ. А когда мы этот наказ не исполняем, мы сами себя наказываем, и от этого страдаем, мучаемся, и от этого обвиняем всех подряд. Нельзя. Обвинять никогда никого и нигде нельзя. Но, чтобы научиться этому, надо, когда случилась, допустим, беда - сказать: «Значит, так Господу угодно, значит -  так надо. Слава Богу за все!».

Маленький пример. У мужа злая жена. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Это Бог попустил мужу кнут и горькие травы для его исцеления». Если на работе какой-то начальник нас оскорбляет и обижает, значит, за грехи надо потерпеть. Этих начальников  много. Значит, Господь посылает нам кнут и горькие травы. Потерпеть надо. Лучше  здесь на земле все перетерпеть, нежели вечно мучиться. Этому надо научиться. Само по себе ничего не придет. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+