Перейти к основному содержанию

11:36 28.11.2021

«Что такое монархия? Это устроение общества на основе идеи служения». Протоиерей Андрей Ткачёв отвечает на вопросы слушателей Радио «Радонеж»

14.08.2014 15:05:00

Вопрос. Здравствуйте, батюшка! Такой вопрос. Сейчас тяжелая ситуация, я посмотрела историю призвания на престол первого нашего царя из рода Романовых, нам то же самое было, смутное время. И сейчас так складывается ситуация, совершенно трагически, от нас оторваны наши святыни. По идее наши светские власти должны охранять наши святыни, но не получается, нам перекрыли доступ и в Киев, и в Почаев. У меня вопрос такой. Сейчас можно ли мудрым мужам как-то начать вопрос о том, что Россия – органично монархия, и только монархия нас спасет от всех бед? Наш царь, православный, который радеет за народ, сакральный смысл самодержавия в этом, именно он воссоединит все земли и поставит всё на свои места. Спаси Господи.

О. Андрей. Попытаюсь в кратких словах дать ответ на Ваш серьезный, объемный вопрос. Монархия заключается не в царе только. Не в том, кто владеет. Не в первом лице, обладающем державой. Монархия заключается в союзе между обладающим и послушными. Огромная масса людей, находящихся под скипетром и державой православного монарха, должны быть заквашены идеей послушания, молитвы и веры. Без наличия послушников нет старцев. Без солдат нет генералов. Без православного народа нет православного царя.

Что такое монархия? Это устроение общества на основе идеи служения. Ты доктор – служи, не зарабатывай на болезнях, а служи. Ты учитель – служи, не зарабатывай на родителях, на бедных детях, не нагружай их чрезмерно, а служи Богу через них, образовывай их. Ты священник, ты воин, ты укладываешь асфальт, ты помогаешь кому-либо, еще что-то делаешь полезное, должна быть идея служения, не потребления, не удовольствия, не освоения чужих ресурсов, не зарабатывания, а служения. Если мы вложим это в сознание поколения, сегодняшнего и будущего, тогда возможно всё остальное. Без народа, ясно понимающего жизнь как служение и жизнь как исповедание православной веры, царь невозможен. Это будет не народ, а банда избирателей – бюллетени, урны, права, разврат, удовольствие. Гляньте, где сейчас молодежь и чем она занимается. Миллионы красивых сильных умных молодых людей не знают, куда себя деть. И прожигают родительские деньги и бесценное время в кафешках за пустыми разговорами. Им некуда деть себя, они не нашли себя. Наша задача – совершить подготовительную работу к тому, чтобы люди нашли себя в служении, в работе, в учебе, в молитве, в труде, в созидании. Это и есть послание православной церкви современному человечеству, русскому миру. Вот тогда всё будет. Мы трудимся над созиданием основ.

 

Вопрос. Добрый вечер, батюшка! Разрешите, я несколько слов скажу о событиях на Украине. В прошлой передаче звонила одна слушательница и предлагала молиться за то, чтобы там ситуация разрешилась, нормализовалась. Вот я предлагаю в 10 часов вечера, кто пожелает, молиться Богородице, например, Державной. Может быть, завтра тоже кто-то напомнит, подхватит эстафету, чтобы нам такую молитву организовать.

О. Андрей. Давайте. Все, кто услышит Вас, давайте молиться. Это очень важно, собранные вместе, в духе, в одно и то же время на колени становитесь, просите Царицу Небесную, чтобы она, многократно проявлявшая свою силу, ослеплявшая одних и дававшая зрение другим, возвращавшая стрелы, пущенные в одну сторону, в другую, чтобы она опять помогла нам. Она же никуда не ушла, Она не стала слабее, и Сын Ее правит миром. Давайте в 10 часов вечера, пожалуйста, начинайте любую молитву, Державной Богородице, Казанской – оттуда придет нам спасение.

 

Я напомню на всякий случай, как требуется регламентом, телефон прямого эфира 8-495-959-5939.

 

Вопрос. Добрый вечер, отец Андрей! Можно ли мне несколько слов сказать об условиях существования монархии в нашем мире. Я напомню слова:

Без Бога нация — толпа,

Объединенная пороком, 

Или слепа, или глупа, 

Иль что еще страшней, жестока. 

И пусть на трон взойдет любой, 

Глаголющий высоким слогом. 

Толпа останется толпой, 

Пока не обратится к Богу!

О. Андрей. Аминь. Это иеромонах Роман Матюшин. Спасибо, очень верные слова. Вопрос не в том – приди и возглавь. Вопрос – а ты-то готов слушаться возглавляющего? Ты готов вступить в эту рать миллионных послушников, которые будут трудиться на своем месте? Трудиться можно и сегодня, ведь труд православного человека не зависит от организации общества, ведь можно и сейчас трудиться по-православному, и умножая число тружеников, готовить почву для каких-то серьезных перемен в сознании людей и в соответственно в общественной жизни. Да, я согласен. Мы должны обращать внимание на такую «червячную» работу, как червяки перепахивают землю, тысячи тонн чернозема, под землей роясь, никто их не видит, они свою работу делают. Вроде червяк, такой противный, но он свое дело делает, и если бы не было этого червяка, не было бы и хлеба на земле. Поэтому давайте делать незаметную невидимую внутреннюю работу, она непременно даст плоды в виде живого хлеба. Только так нужно подходить к ситуации. Мне в Париж по делу срочно – дайте мне сегодня монархию, нет, не будет ее сегодня, и завтра ее не будет. Народ не готов. А мы должны его готовить. И готовиться к тому, что нужно служить, служить нужно Богу. Служение – это и есть иерархия, выстроенная согласно Евангелия.

 

Вопрос. Здравствуйте, батюшка! Спасибо большое за Ваши слова о служении, потому что это действительно самое главное. И мы, православные, должны сами учиться, мы не всегда правильно воспринимаем служение Богу и ближнему. Я хотела бы спросить по поводу ситуации на Украине. Как вы видите развитие ситуации? Не кажется ли вам, что все эти события произошли потому, что мы, православные, смотрим на раскол в православной церкви и унию, римо-католиков, как бы сквозь пальцы. И что это Господь послал фашистский режим. Что делать нам, что делать вам на территории Украины? Как с этим мириться?

О. Андрей. Как тут мириться? Там бомбы летают… О том, что мириться, поздно  говорить. Об этом говорил не самый яркий образец верующего человека, но довольно яркий образец успешного государственного менеджера, – господин Лукашенко. Он говорил в своей официальной речи, что раскол в православной церкви на Украине спровоцировал кровопролитие – там есть разлом цивилизаций, разлом религиозный, там трудно удержаться от братоубийства. Он не есть образец веры, но он есть некий образец государственного менеджмента. И он говорил, что нам нужно иметь единую церковь, один народ по мировоззрению. Уния – это была евроинтеграция 16 века, то есть евроинтеграторы 16 века делали всё через церковную унию, и эта евроинтеграция сейчас гниет, она воняет уже четыре с лишним столетия, и догнила уже до страшных кровопролитий. Потом от нее отпочковался спровоцированный ею автокефалийский раскол, он разделил на части украинский народ, сознание, тело, жизнь, душу, поделил семьи. Люди говорят, что у меня больше друзей, все мои друзья сошли с ума, это интересно и страшно одновременно, что тут делать, мириться, не мириться, уже не те слова, наступило огненное посещение, которое будет выжигать и вымывать то, что Богу не угодно, с тех мест, что Богу любимы. А нам с вами везде и всюду необходимо беречь единство веры в союзе мира, бояться, как заразы всякой ереси и всякого неправославия. Всё это, допущенное вглубь сознания, в конце концов, потом прорвется наружу кровопролитием. Мы это видим сейчас на примере цветущей, красивой, вишнями засаженной, а сейчас уже бомбами перепаханной, Украины. Внимательнее надо быть, побольше образования, побольше знаний, побольше серьезной аналитики, больше серьезного осмысления процессов. И больше внутреннего миссионерства. Есть два вида миссионерства. Внутренняя миссия – это когда мы проповедуем своим же, а внешняя миссия – когда мы проповедуем чужим. Так вот нужно начинать с внутренней миссии. Нужно начинать проповедовать тем, кто уже твой. Он уже здесь. Ему сначала расскажи то, что он не знает. И нужно умножать число учеников, то есть нужно расширяться вглубь и вширь для того чтобы быть сильными, сильных не тронут. А слабых всегда кусают.

 

Вопрос. Здравствуйте, батюшка! У меня такой вопрос по поводу монархии. Вот в житии Григория Акритского указывается, как избирается монарх. Народ обращается к прозорливому старцу, и он указывает на царя, а у нас на Руси два раза избирали монарха, первый раз когда Рюрика выбирали, тогда были язычники, а когда Романова выбирали, то его выбирал Земский собор. Тоже, на мой взгляд, демократическая форма избрания. Считаете ли вы эту форму правильной? И второй вопрос. В Откровении Иоанна Богослова есть такой образ – вавилонская блудница, сидящая на звере багряном с энным количеством рогов и голов. Не считаете ли вы, что наиболее точно этот образ подходит Соединенным Штатам Америки? А зверь – это Евросоюз.

О. Андрей. Я думаю, что при условии адекватности избирающих демократические формы избирания хороши. Демократия ведь чем сильна? Не процедурой, а качеством избирателей.

Кто такой колонизатор Америки – это белый человек с Библией в руках, шесть-семь-восемь душ детей, одна жена, в руках винтовка и лопата. Он осваивает свою территорию, работать не боится, вообще никого не боится. Библию читает, детей рожает, осваивает новую территорию. Вот такие люди могут создавать свои округи, штаты, то есть государства, затем конгломерат штатов, затем государств, систему образовательную, избирательную и т. д. Но когда начинается размывание генотипа, исчезает родовой освоитель Америки, возникает новый тип человека. Тогда демократия работает уже вхолостую или работает в минус. Любая демократическая процедура хороша, когда у человека, участвующего в процедуре, есть царь в голове, когда это не гомосексуалист, не наркоман, не купленная-проданная шваль, которая уже не человек, а замена человека. Когда есть серьезный участник процесса, смелый, твердый, сильный, носитель определенной идеологии, рожденной Библией, христианством, тогда демократия прекрасна. Когда шваль участвует в демократическом процессе, тогда два хороших человека будут задушены заживо тысячами негодяев, которые победят по количеству голосов. Я за демократию, в случае если участники демократического процесса – здоровые душой и ведут свою генеалогию из христианства.

Что касается зверя багряного, блудницы, сидящей на водах, которая символизирует множество народов, то очень похоже на Евросоюз и на Штаты. Видите ли, каждая эпоха, читая Апокалипсис, усматривает в нем нечто свое. Поэтому нужно избежать соблазна точных толкований. Помните, Пьер Безухов читал Апокалипсис и нашел Наполеона в Антихристе. Или Антихриста в Наполеоне. Петра Первого считали Антихристом, вычитывали что хочешь. Адвентисты седьмого дня на 100 % уверены, что Папа Римский – это Антихрист. Каждая эпоха имеет соблазн вычитать себя в Апокалипсисе. Но Апокалипсис такой интересный, он позволяет всем себя читать, всем себя в себе узнавать, но не позволяет всем себя приватизировать. Поэтому, конечно, Евросоюз, как новое политическое образование старых стран Европы, похож на эти мерзкие образы. В этом я согласен. Но исчерпывает он собою эти мерзкие образы? Я не думаю. Я думаю, что возможны другие формы и образы, которые более точно соответствовали бы тому, что изображено в Откровении Иоанна Богослова. Апокалипсис не терпит детального и буквального толкования. Поэтому он и не читается на богослужении.

 

У нас есть еще звонок.

Вопрос. Здравствуйте. Возможно, у меня вопрос трудный. Скажите, пожалуйста, как должен себя вести прихожанин, если он твердо убежден, что в московском храме, куда он ходит, священник – униат?

О. Андрей. Я не знаю, по каким критериям вы определяете униатство, но если вы точно знаете, что священник, служащий в одном из московских храмов, – униат, не ходите в этот храм. Здесь двух мнений быть не может. Сместить его вы не сможете, да и не должны, потому что не вы его туда ставили. Поднимать вопрос о его униатстве и, соответственно, необходимости его смещения, тоже трудно, потому что на пресвитера по Апостольским правилам надо принимать слово поношения не менее чем от двух-трех человек – нужно найти свидетелей, которые имеют доказательную базу его униатства. Это очень сложный процесс.

Раз вам это не по сердцу – прах отряхиваете с ног своих и идите в другой храм. И пусть мучаются с униатом другие, которые не замечают его униатства. Или замечают, но им это нравится. Уходите оттуда, где вы не чувствуете себя на своем месте. Если вы будете мир менять под себя, чтобы всё в мире было так, как вам нравится, мне кажется, не только вы, мы все кости себе переломаем раньше времени. Ничего не получится. Лучше уходить от того или от тех или от той ситуации, где мы чувствуем себя страдающими и не находим чего-то нужного. Ищите то, что даст вам мир в вашей душе. Это будет самая правильная модель поведения в данной ситуации.

 

Дополнение к вопросу про Украину.

Батюшка, простите, пожалуйста, я ранее задавала про Украину. Сейчас выбрали такую власть, которая несет не только раскол в обществе, а страшную агрессию. Сейчас подавят сопротивление Малороссии, а что дальше-то делать?

О. Андрей. Да всё плохо. Болезнь прорвалась наружу изнутри, это же болезнь не сегодняшнего дня, это столетиями накопленная нечисть. Можно спорить, когда она начала накапливаться, в XIX веке, XV или XVIII, но это накопленное сегодня прорвалось наружу, как магма из земли при землетрясении, при извержении вулкана, ее сейчас не остановишь, она должна извергаться, опустошать свои недра. Как Везувий – он так сильно извергался, что раскололся. Настолько разошелся, что рогатым стал. Была одна гора, стало две. Здесь то же самое – это нельзя остановить. Дрянь накопилась столетиями, ненависть к православию, ненависть к русским. Эта примитивная гордыня годами накапливалась, это всё подогревалось западными «друзьями», которые имеют свой гешефт в этих процессах, это всё нельзя в секунду остановить. Нужно делать свое, когда человек, горшечник, лепит какой-нибудь горшок, на гончарном круге делает кувшин или вазу, а ему говорят, всё бросай, война началась, ему нужно доделать свою работу, потом только встать от гончарного круга. Нужно, чтобы каждый делал свою работу. Нельзя, чтобы доктор бросал свой инструмент и убегал от операционного стола. Нельзя, чтобы водитель бросал свой руль и убегал из автобуса. Нельзя, чтобы начальник администрации бросал свои документы, бумаги, печати и бежал на войну. Нужно чтобы каждый делал свое дело, делал его хорошо. Православный человек обязан делать хорошо своё дело. Там, где это дело хорошо не делается, возникают революции и войны. Не надо дергаться, дергаться поздно – пришла катастрофа. Украина будет умываться кровью, она уже умывается ею. Она будет дрожать, трещать и разваливаться. В прах рассыпаться будет. Не нужно думать, что мы сейчас помолимся и всё будет хорошо. Не будет хорошо. Там хорошо не будет. Когда будет хорошо, никому не известно, только Господу Богу. Только спокойствие. Нужно дать умереть тому, что умрет. Нужно делать своё дело и продолжать свою историческую миссию. Всё остальное – дело Божье.

В 18-м году Киев переходил из рук в руки 16 раз. Пилсудский, поляки, Грушевский, Петлюра, немцы, красные, белые, желтые, кто хочешь, как продажную женщину таскали Киев из рук в руки, буквально по два раза в месяц. Киев – он никакой. Ему и тогда, и сейчас плевать на всё. Он никакой, его оккупировали, по сути. Поэтому вы успокойтесь. У России свои задачи. А у Украины свои задачи. Она сейчас, бедняжка, выблевывает с кровью ту дрянь, что в себя впитала. Это очень длинный процесс, очень длинный.

 

Вопрос. Добрый вечер. Хочется вернуться к началу передачи, когда вы говорили о Евангелии. Знали Господа, ходили с Ним, и вдруг они Его не узнают. Мы Его не знаем. Как же нам Его познать? Нам-то труднее. Мы читаем Евангелие, мы молимся, но люди, видевшие Его, не узнавали. Как нам узнавать?

О. Андрей. Хороший вопрос. Память. Размышление. Открытый ум. Где ты, Господи? У Иеремии есть такие слова: народ будет наказан за то, что люди с утра до вечера не спрашивали, где ты, Господи, где ты? Люди были уверены, вот храм Господень, всё будет хорошо. Но им говорили, что всё равно накажет Господь, потому что нечестивцы все. Нужно спрашивать с утра до вечера, Господи, где ты? Нужно искать Господа. «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша» (Пс.69-33). Помните прокимен Великого поста? Бога нужно искать с раннего утра до позднего вечера. И в ночи надо воздыхать на ложе своем, где Ты, Господи? Этот труд награждается узнаванием. А если этого труда на будет, то человек ошибется. Придет к нему Христос, например, без бороды, не с длинными волосами, а подстриженный в скобку, тот и скажет, да это и не Христос, Христос вообще с бородой должен быть, и волосы у него должны быть длинные, он по внешности оценит Христа – и ошибется. Христос меняет лик свой, он хочет являться ко всем по-разному, чтобы его узнавали не по чертам лица, не по описанию, как преступников ищут, не по приметам Христа узнавать нужно, а по любящему сердцу.

Вспомните, как взыграл во чреве своей матери Иоанн Креститель, когда к ней пришла Мария поделиться вестью, что принес ей ангел? Иоанн Предтеча был еще во чреве матери, нерожденный младенец шести месяцев, а он почувствовал Христа! В темноте материнской утробы, во мраке, в этом неестественном положении Предтеча узнал Господа, который был только зачат от Духа Святого во чреве Девы Марии. Он обрадовался, он взыграл во чреве своей матери Елизаветы, и она Святого Духа исполнилась. Вот что значит Христа узнать! Это значит, ничего глазами не видеть, а обрадоваться, духом возвеселиться, узнав, что Христос рядом. Вот это узнавание Христа, безошибочное, беспримесное, чистейшее узнавание Господа, когда глаза ничего не видят, у младенцев во чреве глаза вообще закрыты, и уши не слышат ничего, а человек весь трепещет от радости, потому что Господь пришел, и я чувствую это.

Самая главная наша задача – узнать Христа. Не узнаешь Христа, обознаешься – очень пожалеешь. Подумаешь не о том, пойдешь не туда, подумаешь о чем-то ненужном и сделаешь что-то ненужное, потом будет очень горько.

Хорошо, что мы вернулись к евангельской тематике в нашем разговоре. Наш призыв – Христа искать, Христа любить, Христа ждать, Христа звать, где Ты, Господи? Иисусе, не отступай от нас! Молитву приносить ему, и всяким добрым делом славить его имя. Не свою гордыню славить, а его святое имя.

Там где Евангелие не проповедуется, там будет литься кровь. Там, где нет духовной жизни, там дьявол сядет вам на плечи, а уж если он сядет вам на плечи, он захочет крови, дьявол кровожаден. Он не хочет добра и счастья, он не хочет, чтобы детки рождались, чтобы нивы колосились, чтобы дома строились. Он хочет разрушать дома, сжигать нивы, убивать детей.

Хватит говорить о кровопролитиях, начинайте духовную жизнь. Не начнется духовная жизнь – будет кровопролитие везде, по всему миру. В том числе и в любимом городе, из которого я не так давно уехал, потому что он обрушился. Его больше нет. Киева больше нет. Есть от него скелет. Киева больше нет, есть от него шамкающий пустыми челюстями скелет.

 

Вопрос. Здравствуйте! Я разговариваю по поручению человека, который не может слышать ваше радио, из Тверской области. Он мне написал письмо, и просит разъяснения одного вопроса, который его мучает. На службе у них, на пассии, во время чтения Евангелия о Страстях Христовых «…наши местные папарацци с клироса принялись ходить по храму и фотографировать весь процесс. Я спросил у настоятеля на следующий день о совместимости этих действий, ответ получил обескураживающий – сейчас принято даже во время евхаристического канона снимать Патриарха, владыку за совершением таинства. Кем принято, когда? Прошу ваших разъяснений. У нас нет связи с Радио «Радонеж».

О. Андрей. Я думаю, что эта увлеченность фотографированием должна уйти в небытие как излишество. Раньше всё было закрыто от глаз человеческих, а теперь стало открыто, стали всё фотографировать. Нужна некая мера. Конечно, нельзя совсем ничего не фотографировать, так как нужны некоторые иллюстрации к статьям в печатные издания, в интернет-издания. Но нельзя и всё подряд фотографировать. Поэтому я понимаю удивление вашего знакомого, который вопрос задает. Нет таких документов, официальных бумаг, которые разрешали бы фотографировать всё и всюду. Вообще нужна некая мера, пусть он скрепит своё сердце, потерпит эту ситуацию. Видимо, батюшка решил какую-нибудь статью написать или дать репортаж или информацию какому-то местному изданию, пришли журналисты, стали фотографировать на Пассии, и наверно, с его точки зрения это правильно, но кого-то из верующих оскорбило. Это совершенно понятная ситуация, проблема в том, что он должен был более корректно объяснить вопрошающему суть ситуации, а он просто отмахнулся, сказав, что сейчас все снимают, почему мне нельзя.

Но вообще нужно во всем искать меру, есть такое латинское выражение «Est modus in rebus» – «Есть мера в вещах». Там, где меры нет, там начинается грех. Нужно кушать – нельзя объедаться. Нужно спать – но нельзя спать с утра до вечера всю жизнь. Можно фотографировать – но нельзя фотографировать всё, всюду и всегда, нельзя превращать жизнь в фотоплощадку. Мне кажется, что особенно богослужение нужно умеренно фотографировать, только по мере необходимости, по благословению служащего священника, для конкретной нужды. Успокойте своего знакомого, скажите ему, что никаких официальных распоряжений в Церкви по этому поводу нет, всё отдается на решение служащих настоятелей, епископов, архимандритов и т.д. Всё, что хорошее – должно быть в меру. Всё, что без меры, даже если оно хорошее, оно превращается в нехорошее. Это касается и фотографии и всего остального. Мир вам, мир ему, мир приходу, в котором это было, дай Бог чтобы всё расставилось по своим местам и не превращалось в конфликты.

 

Вопрос. Здравствуйте, отец Андрей! Пожалуйста, объясните, что значит: «А кто нарушит одну из заповедей сих, наименьшим наречется в Царствии Небесном. А кто исполнит, наибольшим». Что значит нарушит?

(Матф. 5:19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.)

О. Андрей. Под нарушением имеется в виду не просто переступание через заповедь, например, есть заповедь «не укради», а ты украли, нарушил заповедь, но ты знаешь, что красть нехорошо, ты не разорил ее и тебя совесть обличает, заповедь есть, она никуда не исчезла, ты просто переступил через нее, но она осталась. Иное дело – разорить заповедь, уничтожить саму заповедь. Например, есть заповедь «не прелюбодействуй». Человек впал в блуд, спать не может, жить не может, ему стыдно жить на свете, ему стыдно людям в глаза смотреть. Заповедь живет и она его мучает. Совесть его мучает. Разорить заповедь – значит, сказать, нет никакого блуда, есть желание, делай, что хочешь, – нет греха, живи, как хочешь. Вот это значит разорить заповедь. Я думаю, что здесь идет речь об уничтожении заповеди. Когда мы совершаем грехи, мы мучаемся, мы чувствуем это, мы пытаемся исправиться, выносим свои грехи на покаяние. Другое дело уничтожить саму заповедь, разорить ее, чтобы она не мешала тебе жить. Нужно детальнее вчитаться в толкования Святых Отцов, что значит «наименьшим наречется в Царствии Небесном», не означает ли это «лишен будет Царствия Небесного». Вопрос ваш выходит за рамки сегодняшней беседы, он требует серьезной библейской подготовки, я постараюсь поискать толкования экзегетов, Святых Отцов, и детальнее сказать об этом, в ближайшую субботу, если получится.

 

 

Вопрос. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, отец Андрей, будете ли вы продолжать работу на телевидении?

О. Андрей. Может быть и буду, это пока в процессе решения. Это зависит от многих факторов. В принципе, я готов к продолжению. Не знаю, насколько у меня хватит сил. Работа на телевидении – это тяжелая работа, отнимающая у человека много времени и сил. Я понимаю, насколько это необходимо, и охват аудитории у телевидения более широкий. Я готов, но многое зависит не от меня, а от обстоятельств жизни.

 

Час наш пролетел незаметно. Желаю вам доброй ночи, мирных помыслов, радости сердца, крепкой молитвы, мира с окружающими, благодати в семье каждого человека, завтрашнего хорошего дня, воскресной литургии. Христос воскресе! До следующей встречи. Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+