20.06.2014 09:05:52
Кульков Сергей Андреевич
- Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Мы начинаем с отцом Александром нашу обычную программу. И напоминаю вам, что началась подписка на второе полугодие журнала «Православная беседа». Так что кто хочет поддержать наш журнал, то спешите. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.
-Добрый вечер, дорогие слушатели, напоминаю, что вы также можете присылать свои вопросы по смс к нам в студию. Ваш вопрос поступит к нам в студию, и мы будем рады на него ответить.
-Батюшка, а пока начну с тех вопросов, которые к нам пришли на форум. Что означают слова: «глас вопиющего в пустыне»?
-Это надо понимать буквально. Это голос, который вопиет в пустыне. Там, где нет ответа, где его никто не слышит. Иоанн Предтеча был послан для того, чтобы найти в той пустыне, которую являл собой древний Израиль, отзвук, эхо. И вот когда он начал проповедовать- собралась группа людей, которые стали задумываться о покаянии, о Боге, о своем жизненном лицемерии, чтобы подготовиться к пришествию Христа Спасителя.
Поэтому, когда Господь, вторя своему Предтече, говорил: покайтесь, приблизилось царствие небесное- то Он уже пришел на более или менее подготовленную почву.
-Но этих людей все равно было немного.
-Да. А сейчас, ты думаешь, их много? Я вот даже сегодня в проповеди сказал, что когда вижу большую очередь освещать куличи, пасхи, то это всегда нас радует. Потому что народ тянется к церкви. А вот если взять микрофон и провести опрос…
-Стоящих в очереди…
-Да. И я даже во время проповеди обратился к нашим прихожанам: кто знает, что такое Пасха? Только треть смогли перевести это слово. То- есть люди повинуются религиозному инстинкту. А вообще-то желательно, чтобы хорошо представляли, в каком русле мы плывем в историческом процессе. Что это проходит. начиная с Адама, потом через Авраама, через исход из Египта ко Христу. Что такое Мессия? Кто такой Мессия?
-Батюшка, ну, а то, что люди не знают? Это говорит о том, что им просто неинтересно? Ведь когда человеку интересно…
-Знаешь, это вот для меня загадка. Ну, с одной стороны интереса недостаточно. Это совершенно очевидно. Вот, некоторые люди по восемь раз в день слушают погоду. Хотя глянь в окно, если не понимаешь, открой форточку. Больше ничего не требуется. Но, тем не менее, все слушают погоду. Вот во Владивостоке такая-то, в Марокко такая-то. Это погода, погода без конца. Значит, это какой-то интерес есть. Но этот интерес удовлетворяется без труда. Кнопочка- и ты уже два-ноль, три-один. Этот победил этого. И ты в курсе дел. Никаких трудов.
А ведь чтобы извлечь истину, все-таки должен быть труд. И желание потрудиться есть не у всех.
-То- есть, люди удовлетворяют свое религиозное чувство тем, что пришли.
- Пришли- и душа как-то навстречу открывается. Действительно, человек испытывает радость, но неосознанно. Он радуется как воробей солнцу. Что они у нас на Митрофана делали? Последние полтора месяца поют вообще потрясающе. Прямо- таки напоминают птичий базар где-нибудь на скалах в Тихом океане. Потрясающе, как же они радуются этому солнышку! Мороз вот немного утихает, потом опять. Какая- то весна в этом году необыкновенная. Что они выделывали!
И человек то же самое. Он тоже стремится. Вот посмотришь, когда не сразу очередь идет, а паузами, то человек, постояв даже меньше часа, уже начинает нервничать, обижаться, почему так долго, и так далее. Такое недовольство! Портим ему праздник. А с другой стороны, как? Я сам обожаю куличи, хотя мне вредно, но все-таки Пасха к куличу не имеет отношения! Все-таки Христос не для того распялся на кресте, чтобы люди потом кушали куличи с изюмом, с глазированной крышкой и со свечкой сверху.
-Ну, что это? У людей не хватает чего-то внутри, или может….?
-Нет. Ну, явно чего-то не хватает. Но чего? Это какая-то тайна.
-Ведь церковь сейчас очень активно проповедует. Но очень похоже на глас вопиющего в пустыне.
-Да. Совершенно верно. Та же пустыня, тот же глас. Потому что голос церкви, Евангелие же ничем не изменилось! Ну, меняется редакция текста. А смысл абсолютно тот же.
-Нынешний народ все-таки более образован, более начитан.
-Да никакой не народ, даже находящийся уже внутри храма! Как-то все это глубоко его не касается. Какая-то косность, остановка на долгие десятилетия на пороге церкви. Ну, вот сейчас препятствий нет. Оглашенных никто не выгоняет их храма. Вот он стоит, отдается своим чувствам. И в основном жизнь протекает в эмоциональной сфере.
Ты не замечал? Приходит женщина- в основном у нас женская церковь, мужчины, как правило, в алтаре. Вот приходит женщина, просит совета. Ты даешь ей совет- она приходит в другой раз: вы меня помните? Ты, конечно, говоришь: помню. Может, ты и помнишь. Я раньше тоже всех помнил. Сейчас- то вижу, лицо знакомое. А когда, что? Это вспомнить уже трудно.
Говорит: вы простите, вы мне посоветовали, вы мне уделили много времени, а я все сделала наоборот. А теперь что делать? Посоветуйте.
Ну, мы и об этом поговорили. Собственно говоря, сделала наоборот, ну и ладно. На мой взгляд, я бы так поступил, а она вот так. И почему она должна что-то делать, так как я сказал? Кто я вообще такой? Каждый человек строит свою жизнь, как ему нравится. Я бы никогда так не сделал, а она всегда так делает. Ну, и что?
-То- есть эта ситуация, которая была и во времена Христа, она продолжается.
-Понимаешь, какое дело? Все пророки Израилевы- это такие народные гении! Когда читаешь, это диву даешься. Как в такой глубокой древности такие огнепальные слова!Как это все душу прямо как цепью хлещет! И вот приходит уже Мессия- и ничего. Все, кроме кучки учеников, которые потом еще и разбегутся, очень недовольны. Совсем не то они ждут, что им предлагают. Вот Он говорит: царство Мое не от мира сего. А от чего? Что Ты нам вообще голову морочишь? Распни Его. Потом говорят: кровь Его на детях наших. Тоже мне! Что это за экстаз такой?
Да, вот такая тайна, не проникает она в людей. Во всяком случае, совсем не во многих. Но еще большая тайна: огромное количество людей убеждены в своей глубокой вере и приверженности Богу. Но эта приверженность оказывается какому-то другому Богу, а лучше сказать -другим богам. Каждый скорее какой-то автопортрет рисует. И лепит Бога по какому-то своему представлению. Какого бы я хотел видеть. И думает, что это вот Он и есть…
-Ну, такому Богу легче поклоняться и доверять…
-Дело не в том, легче или нет. Ну, вот, например каждый человек работает. У него есть начальник на работе. Но ведь не бывает, что мы берем карандаш, бумагу и рисуем себе начальника.
-Многие хотели бы.
-Хотели бы. Но мы ведь подчиняемся начальнику? А тут Господь Бог. Ну хоть как-то надо понимать…Простые вещи: взять куличик и без раздражения отстоять в очереди. А то если немножко превышает, или ветер подул- уже такое раздражение! И оно не преодолевается. Ну, в общем, это какая-то тайна. Я уже ничего не понимаю.
-Казалось бы, все, все, что только человеку можно дать, Бог дал.
-Мне порой кажется, что даже слишком. Можно было и поменьше. Даже если человеку рассказываешь- и человек кивает тебе в ответ. И видно по глазам, что он понял, но результат, скорее всего, будет отрицательный. Поэтому чтобы как-то выучить человека на христианина, я не знаю, что нужно делать. Тем более я постоянно с детьми имею дело. Вот они…
-Батюшка, быть может, причина в том, что нет живого примера?
-Да и примеры есть. Ну, вот я с детьми разговариваю и говорю: вас окружают взрослые люди. Ну кто-нибудь из них дразнится? Сквернословит? На вас кто-нибудь орет? Ну что вы все время орете, дразнитесь, делаете друг другу всякие пакости? Ну, зачем? Что, хороших слов нет? Нет. Все время они в каком-то клубке, в бесконечных обидах. Все время задирают друг друга.
Грамотный человек скажет: это в них грех действует. Ну, это я и без них знаю. А как его приобщить к тому, чтобы он начал какой-то труд, чтобы это в себе преодолеть? Ну, ты должен покаяться, изменить свою жизнь…Глас вопиющего в пустыне.
-Да я каюсь. Вот у меня раз в неделю большим списком…..
-Но исповедь не есть покаяние. Такая наша человеческая ситуация. Очень сложная, для меня, по крайней мере. И что такое глас вопиющего в пустыне, я об этом каждый день вынужден думать.
-Алле. Добрый вечер.
-Добрый вечер. Отец Дмитрий и отец Александр! С глубоким почтением Алексей Кириллович. Позвольте вопрос.
-Позволяю.
-Вот Иисус Христос появился на земле как Бог. И как говорится, Его природа отличается от нашей в этом плане. И воскрес…
-Нет, Алексей Кириллович.
-Одну минуточку, я закончу.
-Нет, нет, нет…Даже и не позволю, Алексей Кириллович, что в нашей такой драгоценной единственной передаче, даже такой уважаемый человек, как Алексей Кириллович, нес всякую ересь. Ну чего вы городите, Алексей Кириллович? Ну, почитайте катехизис, закон божий. Ну что вы…? Природа отличается…Ну, давно уже все формулы высказаны. Он человек был во всем подобный нам, кроме греха. Вы говорите: Он явился как Бог. Ну какой там как Бог, когда в пещере родился вместе с телятами, козлятами, овцами и прочей живностью?
Ну, зачем говорить, да еще с таким нажимом? Это все не так. Алексей Кириллович, откуда у вас такие странные мысли? Христос был богочеловеком, в котором было две природы. За это наши предшественники, когда мы, русские люди, еще по деревьям лазали, сражались на вселенских соборах. Поймите: во Христе две природы, две воли. И вы нам начинаете говорить то, чего не было совсем. В Нем были божественная природа и человеческая. Которые существовали нераздельно, неразлучно, неслиянно и неизменно.
Ну, чего там? Это же задачка для второго класса воскресных школ. Ну, что же вы, Алексей Кириллович? Как же вы меня огорчили!
-В чем проявляется духовность человека?
-Во всем. Но прежде всего в любви, радости. Мир, благость, послушание, воздержание. В плодах Святаго Духа, в кротости, в безгневии, в терпеливости. Поэтому если ты назовешь любую христианскую добродетель или ее оттенок- это все может быть только плодом Святаго Духа.
-То есть духовность- это когда в человеке Дух святой действует.
-Ну да.
-Принося определенные плоды.
-Да.
-А то, что мы называем душевностью- это что? Ведь у нас часто возникает в душе радость.
-Душевность- это эмоциональная сфера. Это зависит не от духовного состояния, а от того, с какой ножки встал. Если встал с ноги, которая больна подагрой, это одно настроение. Если с другой -другое. Если солнышко, то это одно настроение, а если солнышко с ветром- другое настроение.
Потому что артериальное давление меняется, мы метеозависимы. На нас это влияет. Выходишь из подъезда, с четвертого этажа облили помоями- одно настроение, а если после того, как помои вылили, еще и ведро кинули и надели на голову- то это настроение усугубляется. И так далее. Вот такая зависимость душевного настроения от всего.
-Батюшка, а вот…
-Музыку чуть громче повернешь, ты или сосед этажом ниже- уже все меняется. Весь эмоциональный строй. Дневной настрой жизни. Вот это как раз и относится к сфере душевной.
-Можно сказать, что душевный человек мешает родиться духовному человеку.
-Ну, безусловно. Самым наиужаснейшим образом.
-Но ведь эмоциональная сфера нашей жизни тоже нам Богом дана, чтобы ее, жизнь, приукрасить.
-Хорошо. А телесная?
-И телесная тоже.
-Но все же искажено грехом?
-А получается, что мы душевного человека должны заглушить в себе…
-Не заглушить, а душевность должна найти в себе святое место, достичь своего объема. И не позволять ей вылезать на место духовности. Потому что большинство нашей русской интеллигенции, находятся в самом страшном заблуждении. Они думают, что они духовные люди. Потому что играют на духовых инструментах.
Некоторые хвалятся, что они Священное писание читали. Врут, конечно. Может, кто-то одну треть текста попытался прочесть, лежа, вскользь. Если начать экзаменовать любого специалиста, то увидишь, что он ничего не помнит, ничего не знает, все путает, и станет ясно, что если и читал, то какую -то часть и очень поверхностно.
Но уж в том, чтобы понимать, как он понимает текст какой-нибудь. Если он музыкант, то партитуры. Он может наизусть многое играть. А спроси у него что-нибудь из философии- и он не знает. Вообще не знает. Ну, может два-три имени помнит. И то…А что ты его читал? Не читал. Назови хотя бы одно его произведение. Все. Не знает. А апломба сколько угодно.
И вот люди берутся учить. И свое душевное представление о том, как надо, кто должен, кто какой человек-это все транслируется с апломбом, с гордостью, с нажимом. Ну и полное фиаско. Поэтому и получается все время у нас: ну, как же, это же владельцы, властители дум! И завели в помойку. Кто виноват? Все ищут, кто виноват. Да сами и виноваты. Сами горячились, сами пену пущали, сами боролись. Один раз боролись- напоролись, второй раз…. Сейчас вот мы переживаем третье состояние.
С таким восторгом: революция!!! Что, мало что ли? Ну ладно. Сейчас будет еще повторение урока. Кол уже получили?
-Раз в сто лет надо повторять. Ну вот. А почему повторять надо? Потому что ничего не читают, ничего не знают. Темнейшая публика.
-Ну, сейчас по телевизору обо всем говорят.
-Ну, так и что? А человеку не нравится. Он находится в спорах. Когда не согласны с его мнением, он что говорит? А они все врут.
-Обычно говорят: я считаю!
-Ну да. К сожалению, это так. Эта душевность совершенно не дает человеку возможность увидеть черное черным, а белое белым. Ну что с этим сделаешь? Это такой же глас вопиющего в пустыне. Хоть кол на голове теши.
-Батюшка, гордость- это все-таки духовное заболевание или душевное?
-В человеке все связано. Поэтому по гордости человек может в кого-то чайником запустить. Это же все-таки действие телесное. Поэтому это все связано. Но изначально это гордость все-таки духовное заболевание. Все это все страсти духа.
-Но проявляется она более…
-Но проявляется у кого как. Это же зависит от того…ну допустим, пьяный человек. Он находится в состоянии опьянения. Это же и телесное его состояние, и душевное. Стаканчик выпил- и весело. Еще полстаканчика- слезы. Еще полстаканчика- уже берется за нож. То- есть это все зависит от дозы. А меняется душевное состояние- освобождает стихию страстей. Гордости, зависти, гнева.
Не был бы пьяный- не зарезал бы. А пьянство высвобождает энергии зависти, злобы. Освобождает- и человек уже не может удержаться. Он не может даже подумать: а что будет через месяц после того, как ты взялся за нож?
-Что за жало в плоть, которое было дано апостолу Павлу, чтобы он не превозносился? О чем идет речь?
-Ну, этого никто не знает. Но большинство, кто задумывался, говорили, что это у него было какое-то заболевание.
-Которое ему доставляло неудобство…
-Может, и постоянную боль. Ну, потому что само выражение: жало в плоть- это значит- что-то болело. Жалило его все время. Может, та же и подагра.
-«Если не станете как дети, не войдете в царствие небесное». А в чем мы должны уподобляться детям?
-Ну, так в идеале, если взять хорошего мальчика. Это должно быть существо незлобивое, готовое простить, не лукавое. Господь, конечно, это имел в виду.
-То- есть, детская простота.
-Да. Простота, ясность, неиспорченность.
-Искренность…
-Искренность…
-Иногда посмотришь на ребенка и думаешь: как тут быть? Клубок страстей. Ему еще только три года, а в нем уже такое….
-Как научиться видеть в человеке только хорошее?
-Да это какая-то странная задача. Я бы даже сказал -глупая. Надо видеть. Но понимать. Вот к врачу пришел человек. Весь больной. Бронхит, глаукома, кариес, узлы на щитовидной железе, эмфизема легких, язва желудка…
-Вся медицинская энциклопедия.
-Начинают его лечить. Он же врач, отличает состояние здоровья его тела от того, какой этот человек сам по себе. Имеет в виду его душу. Так же и мы должны видеть, даже если это грешник. Ну, во-первых, ты сам такой. И надо видеть то, что есть в человеке оттого, что его Бог создал с теми грехами, которые благоприобретены, и теми, что произошли в результате падения. Видя его страдание, можно постараться ему помочь.
-То –есть, не видеть греха- это не цель?
-Ну да, это есть такое выражение. Но на самом деле не в этом задача.
-Задача не осудить…
-Ну что осуждать? Вот идет человек, хроменький. Ну, что его осуждать? Это же странно. Тем более- кто осуждает? На себя посмотри. Надо раз и навсегда увидеть свои грехи. Тогда как-то будешь стесняться уже других осуждать. Надо познать мерзость своих собственных грехов. Тогда будет уже не до грехов ближнего.
-Мерзость хорошо видна со стороны.
-Нет. Свои…
-А свою- то как увидишь?
-О дереве судят по плодам.
-Обычно как? Ну, я, конечно, грешный человек, но не хуже других.
-Очень рад, что не хуже. Но и другие тоже хороши.
-То- есть, когда человек…
-Ну что толку, некоторые приходят, грубо говоря: сын пьет, дочь гуляет- я все время плачу…Что такому человеку от того, что у другого человека сын пьет, а дочь гуляет? Это же твои дети? Твои. Воспитание твое? Твое. Недостатки воспитания твои? Твои.
-Батюшка, а иногда чужой грех утешает человека в этой собственной скорби.
-Иногда и алкоголь утешает.
-Мой пьет, а у той наркоманит. Но все-таки мой- то полегче.
-Ну, может, и полегче, я не в курсе. Это от стадии зависит.
-То- есть, когда мы видим в человеке его недостаток-что мы должны в этот момент сделать? Он же вот, перед нами.
-Да ничего. Это уже не наше собачье дело. Наше - это когда наши дети. Или когда ты учитель в школе, и это твои ученики. Тогда ты должен попытаться что-то сделать. Хотя, конечно, главная роль -родителей. Но если ты учитель или священник- ты можешь попытаться очень осторожно, готовый, как боксер тут же отпрыгнуть назад, что-то попытаться сделать.
Скорее всего, никто тебя не будет слушать. Ну, если вдруг? Ты можешь сказать, что такая- то страсть лечится так-то. Может, тебе пригодится.
-В каком возрасте лучше всего усыновлять ребенка?
-Лучше всего усыновлять его примерно за восемь месяцев до зачатия. Но еще лучше это примерно за год до замужества. Когда выбираешь супруга или супругу, надо думать о том, какие от него или от нее будут дети.
-Ну, вот уже семья создана. Своих детей нет. И хотят взять на воспитание ребеночка из детского дома. Какого возраста должен быть этот ребеночек? Я так понимаю- об этом вопрос.
-Чем младше ребеночек, тем легче, понятное дело, его воспитать.
-То есть, чем он меньше- тем меньше будет проблем с его адаптацией.
-Мы не знаем, меньше или больше. Просто чем моложе дитя, тем оно более гибко.
-Потому что некоторые считают: годика три или четыре. Вот по вашему опыту к этому возрасту дети уже…
-В четыре года человек уже полностью сформировался.
-То есть, он уже впитал в себя…
-Да. Но с другой стороны, ведь каждый человек- это личность. Ну, очень, конечно, важна среда, в которой живет ребенок. Ну, слава Богу, бывают всякие исключения тоже. И свои родные дети в хороших семьях бывает, такие радости доставляют родителям, что хоть в петлю.
-Это что? Недостаток воспитания?
-Нет. Не всегда. Почему? Это вот может быть результат атмосферы в классе. И то, что ребеночек читает, и какую музыку он слушает, и кто его приятели, и кто классный руководитель, и кто учитель физкультуры. Да все влияет абсолютно. Даже набор учеников в классе.
-Батюшка, а что тогда работающие родители могут противопоставить, чтобы перевесило что-то иное?
-А надо выбирать из возможного. Тут разный арсенал. Вот я знаю одного человека, он собаку купил сыну. И он на два года погрузился в занятие этой собакой. Это перебило все влияние дурной компании. Отличный ход. Просто гениальный.
-В этот период жизни…
-Да. Огромную собаку. Причем такую, которой ни у кого не было. И все его внимание было занято ею. Тут арсенал вплоть до отъезда за границу. Всякие есть варианты. Если кому не по деньгам, то надо искать возможности более бюджетные. Ведь некоторые думают как? Вот, у меня работа…Но если твой сын в результате вырастет уродом, то что тебе твоя работа?
-Можно ли считать, что человек с характером- это охваченный гордыней человек?
-Отнюдь нет. Если человек правильного устроения, то совсем нет. Наоборот эта сила характера послужит тому, что он себя будет лучше обуздывать.
-Нет, ну вот говорят: тяжелый характер.
-Нет. Ну, надо изучить, в чем тяжесть. Тяжесть же разная может быть. Тяжесть слитка золота или тяжесть мешка со змеями. Ну, это разные вещи.
-Алле. Добрый вечер, мы вас слушаем.
- Скажите, пожалуйста, как выходить из злобы? Как вообще преодолеть злобу, ненависть, гнев?
-Да нет ничего проще. Сегодня уже двоим говорил как. Надо купить актимель, выпить, вымыть бутылочку, наполнить крещенской водой. И когда разбирает злоба либо гнев, отпить половину, перекреститься и помолиться: Боже, очисти меня, грешного. Посмотришь в сердце, видишь-прошло. Значит все, победил. Тогда говоришь: слава тебе, Господи. И вторая доза до следующего раза.
Потом, когда все выпито, опять наполняешь святой крещенской водой. Вот и все.
-Это если успеваешь себя поймать на этом.
-Ну, это должно быть оттренировано. Прежде чем взять кирпич, пробить кому-то голову, или выстрелить из пулемета, надо сначала в кармане, в сумочке или там где-то еще близко в шаговой доступности сразу раз -бутылочку и из горлышка попить. Бутылочка легкая, небольшая. Очень удобно.
-В настоящий момент читаю и изучаю Евангелие и не могу понять: что подразумевается под словами: рожденные во грехах? Объясните, пожалуйста.
-Это значит буквально: каждый человек рождается от грешных людей. Грешница - мама и грешник - папа.
-И от них передается человеку…
-Да.
-Вот это состояние греха.
-Да. Состояние первородного греха. Который преодолевается соединением человека с церковью. Когда он решается вступить на путь борьбы с грехом, и входит в церковь через врата святого крещения и начинает жизнь во Христе. Благодатью Христовой побеждать в себе грех.
-То- есть, каждый человек рождается для борьбы с грехом?
-Ну, можно и так сказать.
-То есть, Господь каждому человеку вменяет такую обязанность.
-Нет. Это по желанию. Некоторым людям охота жить в аду.
-Ну нет! Хочется жить в земном раю. В аду неохота.
-Земной рай - это и есть ад.
-Или все-таки ступенька к этому.
-Но, конечно не тот, который ждет человека, когда он завершит свой жизненный путь.
-То есть, если человек не выбирает путь божий, то он снисходит в состояние вечной муки.
-Опять-таки с нашей точки зрения.
-А с точки зрения христианской?
-Ну, вот в 1532 раз говорю, что вот рыбка плавает в пруду, а над прудом летает стриж. И вот если их поменять местами, то оба задохнутся. Поэтому если человека, который не знает Бога, не любит его поместить рядом с Богом, то он будет очень страдать. Для этого существует ад. Ад- это там, где Бога нет. Мне кстати тут недавно пришло письмо. Одна женщина мне пишет, как часто бывает, люди, к сожалению, слышат звон, но не знают где он. Она говорит, что я отрицаю существование ада. Я никогда в жизни не отрицал существование ада. Просто не надо ад понимать так вульгарно, что это комната или помещение, куда человек заходит, и там его мучают.
-Котлы с кипящим маслом…
-Сейчас уже так не говорят. Но страдания. Это не так. Я о не отрицаю, что в Писании написано, она мне приводит там главы, стихи…
-Доказывает…
-Ну, вроде я совсем дурак. Я хотел сначала ответить, но потом не стал. Бесполезно. Потому что я не мог даже в пьяном виде, в котором я вообще и не бываю никогда, заявить, что ада нет. Но человек на основании наших с тобой бесед или еще что-то там смотрит, телевизионные передачи или наш мультиблог, говорит, что я отрицаю ад. И приводит подтверждение моей неправоты: цитирую священное Писание. Что тут сделаешь? Говоришь одно- а люди понимают совсем другое.
-Интересная интерпретация.
-Да чего тут интересного? Все тривиально до боли в ушах.
-Но мы же сталкиваемся с тем, как люди трактуют священное писание? Какие иногда возникают из этого выводы.
-Ну да, к сожалению.
-Батюшка, такой вопрос. В наш храм каждое воскресенье приходит одна прихожанка. Не молиться, а в прямом смысле слова озорничать. Вызывали не один раз милицию, составляли протокол. Она по-прежнему ведет себя, как ей хочется. Выражается нецензурными словами, говорит, что ей в голову взбредет и делает, что хочет.
-Обожди. Это все так делают. Каждый в храме ведет себя так, как ему хочется. И говорит все, что ему захочется. По-моему, все себя так ведут. Другое дело, что это поведение не всегда совпадает с общепринятым в церкви. Это да. Ну, так что дальше?
-Говорили благочинному, но все разводят руками. В храм стало меньше ходить народу, говорят, что мы не можем навести порядок. Подскажите, как в этом случае можно ее убедить или остановить? Ведь мы не можем запретить ей ходить в храм? Так как это дом Господа, все идет по попущению Господа. Но уже сил нет это терпеть.
-Нет, но может быть Богу угодно, чтобы люди и очистили храм от этой женщины?
-То есть просто взять и перестать ее пускать.
-Ну, просто перестать пускать или, как это помягче выразиться, за шкирку - и до остановочки проводить. Я не знаю, какие проблемы? У меня таких никогда не возникало. Женщина, мужчина…Какие-то глупости.
-То есть, прихожане могут сами организовать самооборону?
-Да причем тут оборона? При чем тут милиция вообще? Есть такая хорошая книга, мне очень нравится. Называется Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Там тоже некоторые, правда мужчины, плохо себя в храме вели, и Господь взял веревку, свил из нее кнут и всех их выгнал. А все, чем они там занимались, перевернул.
-Ох, сейчас бы у нас тут все на дыбы встали бы!
-Ну, пускай встают, а что здесь такого? Встали на дыбы и стоят. Представь себе - человек занимается бизнесом. Меняет деньги из одной валюты в другую. И вдруг приходит некий гражданин, бьет его плеткой, а его самое святое – деньги - переворачивает и рассыпает по храму. Попробуй, собери. Только за это нужно распять.
-Да вообще Господь, конечно, порой по нашим меркам…
-Да нет. Господь нам все алгоритмы наших действий нам дал. Просто, как ребенок заорет. Вот - стоят и изображают смирение. А в этом смирения нет. В этом есть наплевательское отношение ко всему. И полная вялость сознания, воли, и так далее. Просто это называется: моя хата с краю. Христианством здесь не пахнет. Милицию вызвать-а милиция что? Зачем ей это все на себя брать? С какой стати? Милиция, даже когда муж с женой ругаются- и то максимум что сделает - это берут бунтовщика забирают, повозят- повозят два квартала, и отпускают. Так что при чем тут милиция? Просто никто не хочет взять на себя ответственность, рисковать.
Вот Христос - Он не побоялся рискнуть. Причем зная заранее, что это кончится распятием. Христианин всегда готов рискнуть ценой собственной жизни. Но так как мы , как вначале говорили, скорее всего -глас вопиющего в пустыне, поэтому что человек? Он оберегает свой мирок, как бы чего не вышло, как бы все было только спокойно, все хорошо, так сказать. Так подальше, подальше.
И главное - так делают не только женщины, которым уже за 86 лет. А мужики двухметровые, ножки в травку, ручки в кармашки. И стоит так, как будто на автобусной остановке задумался. Тут хоть что в храме будут вытворять - и никто не пошевелится. Умрешь со смеху.
-Сами же учим, батюшка, что есть специальные люди.
-Подожди. Вот входишь в храм Митрофания, проходишь в главный придел, поворачиваешь направо - огромная икона на золотом фоне: князь Александр Невский. И зачем она висит?
-Напомнить нам.
-О чем? О том, что брал меч и до седла на две половинки разрубал. И обе половинки - плюх, и в Чудское озеро. Вот почему икона висит Александра Невского. А тут какая-то хулиганка, Господи помилуй!
-Есть вопрос у нас.
-Алле. Добрый вечер.
-Добрый вечер, батюшка. Виктор из Москвы.
-Здравствуйте, Виктор. Христос Воскресе.
-Воистину Воскресе. Вот у меня такой вопрос. Антоний Великий пишет: на согрешающих не должно гневаться. Хотя бы совершаемые ими поступки были достойны наказания. Виновных ради самой правды должно обращать и наказывать, если потребуется. И самим, и через других. А гневаться на них и серчать не следует. Потому что гнев действует только по страсти, а не по суду и правде. Это мы читаем у Антония Великого.
-Истинная правда.
-А в Евангелии от Марка говорится, что Христос предался гневу, скорбя об ожесточении сердец. Так можно ли гневаться или нельзя?
-Иоанн Лествичник по этому поводу говорил. Извините, что уж третьего автора я буду приводить на память, что должно время от времени принимать вид гнева, который может на человека подействовать вразумляюще. Я уже точно не могу цитату привести. Но смысл такой.
-То есть, то, что видели внешне во Христе, принимали за гнев или раздражение.
-Да, да.
-Говорили: он вышел из себя. То есть, многие воспринимали как некое…
-Это невозможно, потому что Он был человеком совершенным. Сердца Его не мог коснуться гнев. Это совершенно исключено. Я даже не могу себе представить. Можно сверкнуть очами, взять за шиворот, поднять над землей, тряхнуть, как следует…
-Сделать бич, выгнать…
-Да. Со спокойным сердцем.
-Ну, у нас так просто не бывает.
-Совсем чисто - это трудно. Антоний пишет как надо. О некоем идеале, к которому мы должны стремиться. Даже на войне. Убивать надо без злобы. А то вот некоторые снайперы, сначала в коленку выстрелят, потом в грудь, потом в голову. Ну что за издевательство! Это нехорошо. Не по- христиански.
-Нам показывают, что уже время вышло.
-Всего вам доброго, дорогие братья и сестры. Христос Воскресе. Спасибо вам за ваше внимание.
Добавить комментарий