Перейти к основному содержанию

01:44 23.05.2019

Что означает средний ангел на иконе Троица преподобного Андрея Рублева? Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж», в студии священник Александр Березовский

14.08.2013 07:47:36

Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Мы начинаем с отцом Александром нашу обычную программу. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

-Добрый вечер, батюшка, добрый вечер, дорогие радиослушатели. Вы также можете присылать свои вопросы по смс. Будем рады на них ответить.

- Батюшка, мы вступили в праздник Святой Троицы, который совершается завтра на пятидесятый день по Пасхе. И у меня такой первый вопрос. Всегда накануне Троицы у нас Троицкая родительская суббота. А поему такая связь? Почему именно накануне Троицы мы поминаем наших усопших? С чем это связано?

-Это вообще-то не у меня надо спрашивать, а у литургистов. Потому что я не являюсь ученым в этом направлении. Но мне представляется так, что наше богослужение устроено симметрично. И вот есть Мясопустная Родительская суббота и симметрично ей Троицкая. Мы поминаем своих усопших, направляясь на поприще Великого поста. После этого идет у нас Пасхальный цикл, связанный с сошествием Святаго Духа, с днем Пятидесятницы. И завершается Пасхальный цикл также поминовением усопших. Что символизирует собой участие всей Церкви? Когда их поминаем, в этот день- тем самым в душе нашей зарождаются такие чувства, что мы отправляемся на поприще Поста, все в Церкви. И Церковь живых, Воинствующая, и Церковь тех людей, которые жили до нас. Мы как бы их приглашаем через молитву об их упокоении, которому единственное участие сначала в Посте, а потом в Пасхе.

 -День Святой Троицы именуется днем рождения Церкви. Когда Дух Святой сошел на первую апостольскую…

 -Дело в том, что это самые древние праздники, Пасха и Троица. Идут еще от Ветхого Завета, когда Ветхозаветная Церковь в этих праздниках переживала еще прообразовательное значение того, что произойдет. А произойдет благодать Святаго Духа и займется новый Закон.

 -Но этот Закон как-то не очень воспринят отдельными людьми.

-Ну, как сказать? Если за 2000 лет посмотреть- есть сонм святых, достигших удивительного совершенства. Вот человек, так сказать, по размышлении, представляет собой существо, весьма неприятное. И что привело, например Будду к размышлению о том, что вообще-то человеку хорошо бы не быть. И вот, достижение Нирваны- это растворение в абсолюте. То –есть, человек как личность уже не существует. И все его желания греховны. То- есть, чтобы избавиться от желаний, нужно избавиться от бытия. Это исходя из того, что он наблюдал и совершенствовал. А во Христе мы видим наоборот. Человек достигает Божественного совершенства. Вот когда видишь поступки людей таких, как, допустим, Василий Великий или преподобный Макарий Великий, то диву даешься…

-Что человеку такое возможно.

 -Человек просто ангел. Или там преподобный Серафим Саровский, из более поздних святых, которые и являют такую любовь, верность долгу, такую необыкновенную скромность, трудолюбие, незлобие. Удивительно просто.

-Но вот интересно, наблюдая такого ангела во плоти, как люди могли оставаться равнодушными? Либо даже озлоблялись на них.

- Ну, разумеется. Потому что зависть принимает разные формы. И давно уже замечено, вот Алексей Константинович Толстой в своей бессмертной поэме, которая заканчивается словами: российская коммуна, прими мой первый опыт. И там есть гениальные слова: сад изгадить надо затем, что он цветочный. И мы наблюдаем такие тенденции даже в детях. Вот насекомое ползет? Надо ножки оторвать. Если жук? То надо его раздавить. Откуда вот маленький двухлетний человек топает ножкой, ему хочется раздавить. Думаешь, уже зло поселилось? Как это вот? А бывает и наоборот. Какие-то в детях бывают такие, иногда очень смешные проявления доброты, которые у взрослых вызывают улыбку. Но, тем не менее, из таких соображений, что травке больно, дети начинают, не подражая взрослым, а сами по себе.

-Ну, это говорит о том, что в человеке образ Божий не совсем затемнен.

-Конечно, нет, конечно.

 -Потому что большинство людей все-таки сохранили сердечную доброту. Хоть и говорят, что зло торжествует.

 -Ну, торжествует, потому что зло заметней. Оно наглее, потом оно само по себе ярче. Поэтому вот взять литературу. Попробуйте сочинить роман о добре. Вот живет хорошая семья, все у них хорошо, вот они любят друг друга. А о чем писать- то? Вдруг какая-то гадость вмешается в эту жизнь. Все разорит, испортит, беды начнут сыпаться. А так что еще? Вся литература на этом построена. Ну, кроме поэзии, которая воспевает природу: Гляжу я на горы, а горы глядят на меня. Как бы всего остального нет. Это еще вот возможность какой-то части, в живописи можно достигать гармонии, красоты. А в литературе, которая несет в себе воспитательные вещи, на самом деле разрушительная вещь.

-А почему батюшка, такой парадокс? Казалось бы, человеку, как творческому существу, дана возможность воспевать в удивительных образах своего Творца. Почему воспевается порой именно зло?

-Сейчас и в искусстве многие направления являются просто злом. Воплощение зла. И людям это тоже привлекательно, разрушительное. А некоторым просто уже изображают из себя некоторые такие со знаком минус сущности на сцене. Вот смотришь: изображают-картинка ада. Ну, пусть она тоже такая примитивная, лубочная. Ну, все- дым, крики, вопли, беснования, крик, всполохи огня.

-И люди пришли это посмотреть.

-И радуются, и рога друг другу показывают. И беснуются. Вот это воспринимается как нечто родное. Ну что ж делать? Конечно, это все заметно, громко. Но невозможно представить, чтобы Эмиль Гилельс с этим звуком был на сцене. Или Рихтер. Это исключено. Там же звук. А здесь нет звука, есть амплитуда.

-Вопли.

-Воздействие такое чисто нервическое. Человека возбудить, обнажить его нервы. Немножко его посводить с ума. Ну и сам ритм. Изначально его роль- действовать возбуждающе именно на нервную систему.. Вот все говорят: слова. Да слова то не при чем. Могут по-английски петь, по-голландски. Главное, чтобы колотилово было.

-Алле, здравствуйте, слушаем вас.

 -Отец Дмитрий, меня интересует ваше мнение. Что означает средний ангел на иконе Троица преподобного Андрея Рублева?

 -Ну, мое мнение полностью соответствует традиционному восприятию: это Господь наш Иисус Христос. Об этом говорит и одежда, и само перечисление: Отец, Сын и Святой Дух. Слева направо. Тут никаких других вариантов быть не может. Есть какие-то другие версии, но это все притянуто за уши. И, как правило, людьми, которые далеки от…

-Я слышал такое толкование, что в центре это Господь- Отец, а Сын и Святой Дух как бы склонили головы к нему.

 -Там никакого склонения головы нет. Там наоборот. С одной стороны это круговая композиция, а с другой стороны –евхаристическая Чаша.

 Но вот как Чаша -да.

-Это же литургический такой образ, а Христос в центре.

-Алле, здравствуйте, слушаем вас.

-Здравствуйте, батюшка. Очень бы хотелось узнать ваше мнение. У меня сейчас такая ситуация в жизни, когда вот как в Евангелии сказано, что если друг просит пройти с ним одно поприще -пройди с ним два. А можно, допустим, чтобы себя в ущербе не оставить, денег за это просить?

 -Вы знаете, мы свободные люди. Можно не только просить денег, а потом можем даже его убить. Но речь же идет о христианстве. Понимаете? Можно жизнь воспринимать как бизнес, можно жизнь воспринимать, как удовлетворение своих желаний. А можно жизнь воспринимать как повод пройти его по-христиански. Если есть задача пройти по-христиански, то, думаю, мы с ним пройдем два поприща. Может быть не буквально. Потому что ясное дело, это же такое плиточное выражение. Поэтому тут все очень понятно, что требуется.

 -Михаил из Ростова-на-Дону. В последнее время часто встречаю выражение: успешный человек, под которым люди обычно понимают успешную карьеру, богатство, власть, возможности.

 -Известность еще.

- Интересно узнать ваше мнение: а кто для вас успешный человек? И что такое успех в христианском понимании?

-О, у нас это очень просто. Это святые апостолы, пророки, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, страстотерпцы, благоверные. Вот это все очень успешные люди. Каждый на своем поприще достиг того, о чем человек только может мечтать. Царствия Небесного. Потому что можно стать миллиардером, но никогда не станешь наследным принцем. А тут наследником самого Бога. И наследуешь не просто там какой-нибудь островок в Средиземном море, или какой-нибудь престол королевский где-нибудь в Париже, а наследуешь Царствие Божие. Ну что такое Франция по сравнению с Царством Божьим? Барахло какое-то. А тут уж извините. Поэтому я считаю, что самое успешное достижение- это святость.

-Алле, здравствуйте, слушаем вас.

-Добрый вечер отец Дмитрий. Спасибо вам за интересные ответы. Владимир, Москва. Подскажите, пожалуйста, если жена выпивает, можно ли с ней развестись?

 -Если выпивает? Это считается недостаточной причиной. А если она настоящий алкоголик, и это разрушительно действует на детей, на семью, тогда это церковью благословляется.

 -Мария из Пензы. Где обитает душа людей, которые находятся в коме? Они в недвижимом состоянии годами лежат, и у них нет возможности исповедоваться и причащаться. И чем можно помочь им?

-Ну, где она обитает? Наверное, в теле. А чем можно помочь? Ну, обычно говорят, что полезно с этими людьми разговаривать, брать их за руку. Такие вещи способствуют такому воскрешению.

-То- есть человек не может отреагировать на прикосновение, но он его чувствует.

-Да. У меня был такой опыт. Я, по-моему, даже рассказывал как-то. Я в два часа ночи приехал к одной нашей прихожанке, она не только была в коме, она была в агонии. То есть умирала. Я несколько раз присутствовал при кончине людей уже агонизирующих. Я с ней поговорил, сказал ей: Лена, если ты меня слышишь, подними руку. Она подняла. Говорю: опусти эту и подними другую. И она тоже все это проделала, находясь в агонии, не просто в коме, а уже предсмертные хрипы. Врачи знают, что такое агония. Современные люди с этим не сталкиваются. Это происходит в реанимации, такие явления, и то их можно снять медикаментозно. И вот, пожалуйста: все слышала, все понимала. Поэтому я ее соборовал и причастил такой маленькой-маленькой частичкой, и к утру она померла.

-Царствие Небесное.

-Алле, добрый вечер.

-Добрый вечер отец Дмитрий. Я сегодня была в храме.

-Вы знаете, я тоже. И отец Александр тоже был.

-Я взяла там листовочку. У них разложены листовочки, рядом с листовочкой, конечно, ящичек для пожертвований. Я, как обычно, положила. А листовочка это к исповеди и причастию. И вот я все это прочитала, и вот десять заповедей, и первая: Я- Господь твой, да не будет у тебя других богов…коммунизм мафия…Вот коммунизм меня смущает.

-Чем же?

-А что, коммунизм- это грех уже стал?

-Всегда был.

-Коммунизм?

-Конечно.

 -Да ну что вы? А демократия?

 -Ну, демократия- это не грех. Это ложь.

 -Да?

 -Да. Это просто обмен населения. Коммунизм тоже обман, но коммунизм приобретает религиозные черты. Коммунизм, он много обезьянничает, берет как-бы из религий настоящих. У коммунистов есть свое учение, свое священное писание. У них есть свои ритуалы. У них есть свои мученики, у них есть свои пророки. У них есть свои герои. Ну и так сказать, у них есть мессианские такие обещания. Ну, вот, например, вы же слышали: коммунизм есть светлое будущее всего человечества. Вот много таких вещей. Такие вот исключительно религиозные вещи. Поэтому коммунизм- это одна из лжерелигий, которых много.

Ну, а демократия она слишком расплывчата. Но если взять сугубо практическую часть, потому что демократия, если речь идет о происхождении этого слова, о власти народа. Но на самом деле, народ нигде и никогда власть не имел. Так вот полностью народ. Были всякие такие вещи, выборы людей, которые наделяются властью. Но более или менее такие вещи происходили в древней Греции. Ну, в современном виде не даром сэр Уинстон Черчилль назвал это мерзостью. Демократия? Хуже вообще ничего нет. Ну, просто ничего другого нет. Он имел в виду другие устройства. Ну, демократия это просто обман. Потому что все люди разные и невозможно, чтобы один человек- один голос. И таким образом, имея технологии манипулирования общественным сознанием, говорить о том, что где-то когда-то существуют честные выборы- это из области ненаучной фантастики. Всегда либо административный ресурс, либо деньги. Больше ничего. Вот возьмите всех президентов США. И вы увидите на 99%, кто больше всех ввалил в предвыборную кампанию- тот и становится президентом. Вот и все. Поэтому решают, как говорится, мешки с деньгами. Или, как на Западе их называют «жирные коты». То- есть кому они решают больше денег дать на предвыборную кампанию, тот спокойно и побеждает. При чем тут народ? А народ поедает ту президентскую кампанию, которую ему предложат. Понимаете?

Это как рейтинги каких-то песен на эстраде. Но вот есть богатый человек, он дает там пяти компаниям радио, чтобы они крутили там песню. Все начинают ее слушать, а им говорят: это хит, это хат. И они кричат УРА! И любую песню можно сделать хитом номер один. Вот и все. А как цена что этой песни, что последней- ровно одна копейка в базарный день до хрущевской денежной реформы. То- есть, вообще коробка спичек не купишь, потому что он тогда стоил десять копеек. А это превозносится как нечто такое…все на разные лады повторяют, и все решают исключительно деньги.

Поэтому переход от монархии к капитализму осуществлен денежными мешками в свою пользу. То раньше есть у тебя деньги, нет у тебя денег, если ты граф, то ты граф. А теперь нет. Ты можешь быть граф, но деньги-то у меня. И я решаю: граф ты или нет. А если мне надо, я покупаю твою дочку, женюсь на ней и тоже буду граф, мне дадут титул графа. Так вот и они становились всякими графами, так если хотят, если тщеславные люди, пожалуйста. А хочешь президентом? Нет проблем. Хочешь политикой заниматься? Это будет стоить столько-то. Хочу победить на конкурсе Евровидение? Плати -и пожалуйста. Хочу быть Мисс Мира? Дала денег- и вот тебе, пожалуйста. Что угодно. Или, например, команда. Покупаем самых лучших игроков- и вот мы чемпионы Мира. Это же все зависит от денег. Это не то, что народ сильный, крепкий, или лучше всех тренируется. А просто покупаем лучших игроков. И они нам делают игру. Так что это все сущий обман.

А коммунизм- это уже элемент веры. Людям ничего не давали, кроме обещаний светлого будущего, что пролетариат и крестьянство будут править миром. Сначала в своей стране, потом глобально во всем мире. Но это тоже ж обман. Ничего ведь не произошло. Они как были нищие, так нищими и остались. И все терпели. И рабочие терпели, и крестьяне терпели. Терпели все издевательства. Но внушалась мысль, что вот вы участники, вы строители коммунизма, вы хозяева. Возник даже вопрос: проявить чувство хозяина. Как вот? Ты ничем не владеешь, у тебя ничего нет, никакой собственности, а прививали чувство хозяина. Вот как? Не имея ничего, даже лошадки, то- есть, еще и чувство хозяина. Хозяин собственных сапог и ватника. Ну, может быть, ушанка еще. А остальное все казенное. Вот. Поэтому коммунизм такая вещь….

-А ведь привили многим, батюшка.

-Да, конечно люди и я понимаю их страдания. Это уже предмет веры. Разрушается их вера, они страдают. Вот. Они не принимают эту жизнь. Ну что делать?

-Алле, добрый вечер. Слушаем вас.

-Алле, я могу говорить?

-Да вроде можете. Я вас слышу.

-Отец Дмитрий, благословите рабу Божию Татьяну.

-Бог благословит.

-Я вот хочу задать вопрос.

-А вы можете выключить радио?

-Да могу.

-Давайте.

-Евангелие от Матфея глава 10-11. Господь сказал Своим ученикам: всякий, кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую Я перед Отцом Моим Небесным. И не думайте, что Я пришел принести мир на землю. Не мир пришел Я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, дочь с матерью ее и невестку со свекровью. Мне не очень это понятно. Хотела бы услышать ваше мнение.

-А вы в Бога веруете?

-Да, конечно.

-А муж ваш?

 -А мужа уже нет.

-Хорошо. А он веровал в Бога?

-Ну, вы знаете, он веровал, но сказать, что он часто ходил в храм, я не могу.

-Ну, зачем же говорить того, чего не было?

-А дети ваши?

-Дочь верующая. Она ходит в храм. Внука я тоже вожу в храм.

-А сын?

-Ну как, он верующий. Муж моей дочери верующий, но в храм, можно сказать, ходит или не ходит совсем.

-Ну, одной ногой ходит, а другой нет. Разве это не разделяет? Понимаете? Вот видите, она пошла в церковь? А он нет. Разве это не разделяет? Если бы она не ходила бы в церковь, они бы не были разделены. Значит, Христос их разделил? Понимаете? Вот даже на таком уровне, в одной семье. Так что видите, как? Поэтому очень много как раз разделяет. Разделяет и разное понимание Евангелия. Вот, например, ваша дочка. У нее неправильный взгляд на семью. Вот для одних людей важнее реализовать свой биологический инстинкт, для других -построить домашнюю церковь. Цели разные. Если человек не верует, не ходит в церковь, как с ним можно устраивать брак? Это уже будет брак нехристианский. Вот опять разделение. И так во всем. Христос объединяет только людей церковных. А все остальные разделены. Дай Бог, чтобы не ненавидели. А то бывает и это очень часто. Я знаю такие случаи, когда мама, кричала дочери: лучше бы ты на панель пошла, чем в церковь. То есть для матери предпочтительней, чтобы дочь стала проституткой. Вот как Христос разделяет. А вот 70 лет назад как это было? Как разделял? Буквально. Папу расстреляли, маму как члена семьи сослали в лагерь, а детей в детский дом. Разве это не разделение? А причина? А причина та, что верующая семья. Вот такое разделение. Всех разметывало в разные стороны. А были бы безбожники, пьяницы- прожили бы вместе. Так бы попивали себе водочку, и все.

-Батюшка, а многие недоумевают, как Бог такое разделение, страдание семьи как бы попускает? Неужели для Бога нужно, чтобы семьи разрушались?

-Конечно, нет. Наоборот, Бог хочет, чтобы мы были счастливы. Но народ, он сам из бездны вызывает в себе погибель. Ну вот например: дочка забеременела во второй раз, а мама говорит ей: сделай аборт, зачем тебе это нужно? Мне с одним-то некогда сидеть, а ты мне второго хочешь навязать. Она не понимает. Ей вот себя жалко. И из этих соображений предлагает убить внучка. А через тридцать лет государства не будет. Потому что этот внучок, он бы защищал государство, был бы офицером. А так придут другие люди, и будут у этой бабушки, уже старенькой, глаза выкалывать. А она будет кричать: а зачем же Бог допустил? А она сама внучка убила. Сама заставила, принудила свою дочь, так теперь давай. Люди часто в безумии делают неизвестно что. Совершенно искренне. И верили в Ленина. Но я вообще не представляю, как можно верить в это существо, верить, что в нем есть что-то положительное, кроме реакции Вассермана. Ну, что там положительного? Ну, какой это вообще? Ну, я не знаю как назвать. Вообще ничего положительного. Только вот одна пропаганда. Это все уже потом выстроили: дедушка Ленин. У нас тоже в детском саду висел вместо иконы. Но ведь они поверили этому.

 -Но поверили в пропаганду, батюшка.

 -Обожди, ну опять. Надо же верить в Пресвятую Троицу, а не в пропаганду. Ну, посмотри на Троцкого, на эту рожу. Разве можно этим рожам верить? Что он хорошего сделал для страны? Это же просто краснобаи. Ну что он сделал? А верили. Это принцип демократии. Поверили, пошли, получили по полной программе. Поэтому не весь народ восстал в защиту державы, монарха, его семьи. Поверили клевете на этих лучших людей. И поверили тому, что они немецкие шпионы, и так далее. И поверили этим- Декрет о земле. Получили землю? Декрет о мире- получили гражданскую войну. И так далее. Декрет об учредительном собрании еще был. Об этом умалчивают. Вообще учебники разогнали учредительное собрание, не дав ему закончиться. Ра-зо-гна-ли. Ну вот. Правда, это все демагогия. Вот поэтому часто люди не понимают почему. Ну, мы все же ответственны. И страдают все. Когда жара, все страдают? И когда Бог наказывает народ, все страдают, и праведники, и грешники.

 -Алле, добрый вечер. Слушаем вас.

 -Батюшка, благословите, я вчера не дозвонилась, но мне очень интересно, может быть, вы ответите, я думаю, что вы ответите на мой вопрос.

 -Да вряд ли.

 -У меня дедушка в войну работал с пленными немцами, он возил еду пленным на нашей территории. И вот я до сих пор, а мне уже 55 лет, не могу понять. Он всегда говорил: их кормили на убой. А вот мы питались их объедками. За счет чего и моя мама…у них 11 детей умерло от голода. Осталось только трое.

 -Я не понял. Вопрос в чем?

 -Вопрос в том, почему это интересно, я до сих пор не пойму, почему их кормили на убой, а мы победители ели их объедки?

 -Все очень просто. Когда я был еще мальчиком, мне рассказали такой случай, который произошел в детском саду. Воспитательница рассказывала детям про дедушку Сталина. Какой           он хороший. И одна девочка встала и сказала: « А мой папа говорит, что дедушка Сталин сволочь». И в этот же вечер пришли, его забрали и расстреляли, а девочку из детского сада- в детский дом. Вот почему. Потому что дедушка Сталин был сволочь. Вот поэтому. Человека, допустим, контузило, он лежит, он попал в плен. И он должен там в плену найти какую-нибудь веревку, чтобы удавиться. Вот такой приказ дедушки Сталина. Потому что он предал каждого русского солдата. Вот безвыходное положение. И так относился к нашим. А потому что знали, что немцев придется возвращать, чтобы они про Сталина говорили, как к ним хорошо относились. А к своему собственному народу как он относился- все знают как. А кто не знает, пусть книжки читает.

-Александр из Белоруссии. Какова официальная позиция по поводу смертной казни? Как объяснить, что во времена святых правителей, таких как Константин Великий смертная казнь существовала, а сейчас Совет Европы требует ее отменить?

-Что руководит Советом Европы? Я думаю, что это связано вот с чем. Что денежные мешки часто бывают способны на ужасающие преступления. И если преступление заканчивается смертной казнью, то ничего уже поправить нельзя. А если денежный мешок оказывается в тюрьме, даже если ему дают пожизненное, у него есть с помощью денег и всяких демократических процедур все-таки выйти на свободу. Я думаю, что именно с этим связано.

 -Подстраховываются.

-Подстраховка такая.

 -Татьяна из Москвы. Мы знаем, что Господь не посылает человеку испытаний не по силам. Почему же большинство современных людей, даже верующих и воцерковленных, посланные испытания выдержать не в состоянии? Это связано с маловерием и с отсутствием благодати в сердце. Так что испытания можно пережить только с благодатью.

 - То –есть, некоторые люди ходят в церковь, но жизнь их безблагодатна?

 -Ну не настолько благодатна, чтобы перенести то, что Господь посылает.

-Батюшка, ну мы все маловерные…

 -Вот поэтому нам представляют наши испытания без возможности их вытерпеть.

-То- есть, здесь вопрос именно в вере?

-Да, да. Теоретически мы знаем, а когда практически надо явить, то начинается малодушие, ропот и уныние. И так далее.

-Ну, тут страх выходит на первое место.

-Страх, да. А что такое страх? Страх -это отсутствие доверия к Отцу Небесному

-Раба Божия Лариса. Кто может заниматься организацией взаимопомощи в приходе? Не хочется соваться не в свои дела. Но и благословения священника нет, и работа не организована. У нас три священника, но им не этого. Любопытство и то, что я пытаюсь поперек них как-то что-то делать. Хорошо ли это? И можно ли проявлять инициативу на приходе?

-Конечно можно.

-Ну, если хватит еще духу довести дело до конца.

-Ну, а чего такого-то? Просто видно, что эта женщина еще и не пробовала. Она уже заранее боится.

-А боится то, что без благословения?

-Подошла бы, да сказала: вот, хочу.

-Давайте я организую.

-Да и все. Что тут такого?

-Кирилл из Астрахани. В книге «Письма Валаамского старца» прочел: молитва или память Божия. Это равносильно. Можно ходить или что-то делать и думать о Боге. И это тоже молитва?

-Ну, разумеется.

-То- есть, сама память?

-А можно и не думать о Боге, а просто стоять перед ним. Или ходить перед ним. Что думать -то? так что это и есть молитва. Это-то и есть молитва. А не это бу-бу-бу, когда мысль где-то в трамвае едет, а человек там бу-бу-бу.

-Батюшка, а что значит стоять перед Богом?

-Ну, вот так. Познается опытным путем.

-Алле, добрый вечер. Слушаем вас.

-Добрый вечер, отец Дмитрий. Раб Божий Сергий. Скажите, пожалуйста, ваше мнение о том, что сейчас происходит в Европе и в мире? Братья вот эти? Ну, вы знаете какие. Ваше мнение, что это?

-Вы знаете, мое мнение целиком совпадает с вашим. Вы знаете, на 100%. Поэтому что тут обсуждать? Вот, полностью. Вот как вы по этому поводу думаете, и я подписываюсь под этим.

-Алексей, Воронежская область. Отец Дмитрий, какой будет грех, если вступить в брак с вдовой? А если нет греха, то после какого времени ей лучше вступать в брак?

-Ну, лучше с утра, когда ЗАГС открыт.

-Какой-то период надо выжидать? Вот, некоторые говорят: в память об усопшем супруге…

-Есть такие супруги, что когда он умирает, у меня несколько раз было в жизни, и я говорил: слава тебе, Господи.

-Наконец-то.

-Наконец-то освободил. Ну не сам он, а по милости Божьей. Ну, просто избавление. Зачем лицемерие, какой-то еще траур? А если есть скорбь, если действительно человек был достойный и был добрым мужем- тогда она уж не будет и замуж спешить. Ей будет не до этого. Она будет переживать именно такого рода расставание с супругом как трагическую часть своей жизни. Это же так происходит. А есть такое, что хоть на следующий день, чтобы хоть на свадьбе забыться от этого кошмара.

-Но люди боятся нарушить правило, традиции. А такой не знаете традиции?

-Нет, ну традиции бывали, но это в основном для таких особ царского происхождения. Там если императрица -мать умирала, то дети в течение года не вступали в брак. А так в народе обычно сорок дней, когда пройдут все заупокойные поминовения.

-Елена. В чем разница между душевнобольными и духовно больными людьми?

-Ну, душевнобольными называют, когда есть какое-то психическое заболевание, а духовно больные -это вообще все. Все не святые люди.

-Нет человека без греха, а грех есть болезнь.

-Нет. Святые тоже грешные, но имеется в виду святые, которых жизнь просвещена Святым Духом. Вот это люди духовно здоровые. А все остальные больноватые в той или иной степени.

-А ведь душевная болезнь -это не только диагноз? Как бы медицинский. Или это такая освидетельствованная болезнь?

-Ну, понятно, что есть, как доктора говорят: здоровых нет, есть необследованные. Поэтому человек живет, никогда ко врачу не обращался, диагноз у него в такой форме, что не представляется каких-то сложностей. Вот сегодня ко мне молодой человек приходил. Я ему говорю: тебе срочно надо к психиатру, родной. Ну, он конечно не слушает, спорит, как всегда. Я говорю: ну чем помочь?

-Батюшка, а вот матерщина? Она свидетельствует о душевном заболевании?

-О духовном. А если он слышит эти слова внутри себя и не может их удержать в себе и изрыгает их, то это уже душевное заболевание. Психическое.

-То- есть, душевное -оно свидетельствует о какой-то силе, живущей внутри человека? Может быть, это…

-Необязательно. Может, это просто расстройство умственной деятельности. Что-то происходит.

-А вот то, что человек иногда слышит голоса? Это свидетельство беснования? Или психического расстройства?

-Психического расстройства.

-А природа тогда этих голосов какова? Если это не бесы?

-Это расстройство деятельности мозга.

-То- есть, сам мозг рождает какие-то такие ассоциации.

-Да, но бывают и духовные, конечно. Когда некие сущности вопиют. Но большинство бесноватых, которые в храмах орут, они просто больные с диагнозом «истерия».

-Если человек действительно бесноватый, как ему помочь?

-Ну, за него надо крепко молиться.

-То- есть, молитва и причастие по возможности, соборование?

-В древности бесноватых не причащали.

-А как? Их просто изолировали от общества?

-Да нет. Специально не изолировали, но в общем предавали сатане для изнеможения плоти.
-То- есть, сейчас как? Если бесноватый, то отчитка нужна.

-Я не видел. Я еще мало пожил, молодой человек, чтобы какого-то бесноватого после отчитки эти сущности покинули. Не встречал такого. Может быть, и есть. Пока мне не довелось. Вот придет человек и скажет: я был бесноватый, меня отчитали там-то и там-то. И я теперь совершенно здоров.

-Батюшка, а есть сейчас люди, ну святой жизни, может быть, вы знаете, которые могли бы, помолясь, действительно изгнать беса из человека?

-Это же все равно по воле Божьей. Это не зависит от того, кто отчитывает.

-То есть Господь попустил такое испытание?

-Да.

-И сам же Господь от него освобождает?

-Да, конечно.

-Павел из Москвы. Всю прошлую жизнь я был вором. Сейчас женился. Сижу с маленькими детьми, занимаюсь их воспитанием, учусь в заочном ВУЗе, работаю. Живем мирно, но бедно. Как мне воздать тем людям, которых я обидел, если у меня нет ни времени, ни денег?

-Ну, помолиться- то всегда можно. Припомнить, составить список и молиться. И просить у Бога: Господи, если ты пошлешь…и по этому списку по одному начнешь возвращать.

-То- есть, должно быть желание воздать?

-Первому…если будет такое желание, Господь может и денег дать.

-Виктор из Астаны. Мне 23 года. Я болен. Дело в том, что разум мой очень сильно развращен. Что мне сделать, чтобы вычистить эту грязь из моего сердца, разума и души? Помогите, пожалуйста, советом.

-Это изгоняется молитвой и постом.

-Обратись к Богу и не давай греху в тебе действовать.

-Обратись к Богу и покайся.

-Вообще развращенность- это такое свойство ума, которое во всем видит для себя пищу.

-Ну, наверное.

-То- есть, человек способен развратить все. Вот абсолютно все, на что падает его взгляд.

-Ну, все-таки надежду вселяет, что человеку 23 года. Каждый молодой человек как всегда немного утрирует. Может ситуация не такая страшная?

-Может все-таки еще…

-Да, я думаю, что так. Очень надеюсь.

-Георгий из Москвы. Существует ли зависимость психического здоровья от моральных, деловых качеств человека, поведения и образа жизни его матери, которая его воспитывала?

-Ну конечно. Все люди связаны. На человека, на его устроение души может влиять и сосед, или какая-нибудь сцена, которую он увидел в трамвае. Может повлиять классный руководитель из параллельного класса. Вроде далеко, а может очень сильно повлиять. Ну а мать- то конечно. Очень сильно влияет.

-Но вот нередко люди видят в себе последствия такого влияния родителей.

-Не только люди. Вот сегодня ко мне одна мама пришла. Говорит: вот, дети выросли, и я в них вижу все свои грехи. Вот, в том, что они выделывают, я вижу вину каждого. Это все я.

-Надо же, мама прозрела.

-Слава тебе Господи. Я очень рад

-А то обычно: неблагодарная свинья…я на тебя жизнь положила…

-Ну, это все натренировали. Видели, как мамочка с папочкой беседует. Деточки улавливают. И воспитываются примером.

-Ну, а потом пожинают родители.

-Естественно.

-Что делать, когда слабеет вера?

-Читать Евангелие и молиться.

-Молиться можно только имея веру. Бессмысленно произносить слова молитвы без веры.

-Речь идет не о потере веры, а ее ослаблении. Речь идет даже об укреплении веры.

-Ну, это еще хорошо, когда человек замечает в чем она ослабевает.

- Ну, хорошо.

-Батюшка! Наше время подошло к концу.

-Ну, всего вам доброго, до свидания. И мы с вами прощаемся. Мы с отцом Александром уходим на каникулы. Когда увидимся в следующий раз- точно сказать не могу. Но нас ждет большая пауза. Всего вам доброго, до свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+