Перейти к основному содержанию

10:19 05.12.2021

Что может укрепить в вере человека, который занимаясь естествознанием, привык всё подвергать сомнению и считать гипотезой то, что не получило точного доказательства?

20.06.2016 07:44:29

Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей Радио «Радонеж», в студии протоиерей Александр Березовский.

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/06/04/21-00.html

о. Александр Березовский: Отец Дмитрий, насколько важно человеку найти себе послушание в Церкви? Одна знакомая сказала, что это полезно для спасения души.

о. Дмитрий Смирнов: Это совершенно неважно, чем человек занимается, а главное - во имя чего, кому или чему он этим служит. Само место человека не красит, исключительно человек красит место. Будь то трон императора или палатка продажи мороженого. Можно и то и другое делать во славу Божью или во славу, допустим, греха.

о. Александр Березовский: Но труд, который человек совершает в Церкви, он вкладывает в украшение храма, подготовку к богослужению.

о. Дмитрий Смирнов: Бог не требует от нас украшения храма. Это естественная потребность людей. Если некий человек для того, чтобы прославить Бога, строит храм или его украшает - это и есть дело во славу Божию. Но если человек делает что-то не ради прославления Бога, а ради какой-то пристойной цели, как, например, гонорар или чтобы вообще где-то работать... Человеку нравится в Церкви, и он идет туда и заодно работает. Главное в любой работе - как ты исполняешь своё послушание, а не само послушание.

о. Александр Березовский: То есть, если даже человек работает на светской работе, но выполняет свои обязанности добросовестно и честно...

о. Дмитрий Смирнов: Нет, не добросовестно, этого недостаточно, нужно хорошо. Потому что некоторые люди стараются добросовестно, но ничего хорошего из этого не выходит. Как говорится: «Услужливый дурак опаснее врага». В таком случае лучше уволиться. Потому что есть такие работники, от которых только всё делается хуже. Зачем же? И человек начинает имитировать кипучую деятельность и тем самым всё портит окончательно. Всё равно когда-то вскроется, но зачем? Лучше найти работу попроще. Пусть поменьше платят, но помимо добросовестности, будет ещё хорошее качество.

о. Александр Березовский: Должно быть всё честно.

о. Дмитрий Смирнов: Опять недостаточно. Честно - само собой. Добросовестно - само собой. Нужно хорошо. Есть такие степени качества. Советская градация: первое - для государства. Вторая - как для дяди. Третья - как для самого себя. Четвертая - как для отца родного. Пятая - как для Бога. Все надо делать как для Бога. Тогда это полезно для души. А если для дяди, для отца родного или для себя - это всё низшие степени качества. Это не во славу Божью. Метешь ли улицы, несешь ли телеграмму какому-то жителю, протираешь ли окна, варишь ли трубу, которую прорвало в ЖЭКе, чинишь ли унитаз, который течет - всё делаешь во славу Божию. И тот, кто добросовестно чинит унитаз, который через 20 минут опять не потечет вновь и не вымогает в три конца, и того, что стоит 30 тысяч, не норовит получить за один приход, пользуясь тем, что у людей вода течет на соседей. Делать как для Господа - это совсем не ниже того, что человек в алтаре стоит, записки читает, вот такая важность, такой труд.

- Батюшка, здравствуйте. Василий, Москва. Скажите, пожалуйста, в Евангелии от Матфея глава 5, строка 38 и ниже: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». Здесь показывается не сопротивление злу насилием, а как же Господь говорил, что вы на меня вышли, как на разбойника с мечами и кольями? Т.е. можно выходить с оружием на воров, на разбойников? Так же говорил, если бы подкапывал вор под дом, то хозяин бы принял меры.

Как совместить с Евангелием это противление злу насилием?

о. Дмитрий Смирнов: Нет никакого противления злу насилием. Понимаете, разные бывают обстоятельства, и разные бывают мотивы людских поступков. Одно дело - когда нападают на твою жену, это один вариант. А другой вариант - он нападает на тебя. Один случай, когда нападают на твой храм, другой случай, когда нападают на твоё Отечество. Совершенно разные могут быть поступки человека, нужно обязательно рассуждать. Нельзя тупо следовать букве закона. Иначе вы обязательно попадете впросак. Жизнь предоставит такую ловушечку, где вы обязательно поступите не по-христиански. В каждом случае нужно напрягать мозги. А если тупо просто будете следовать Писанию, пожалуйста, я вам сейчас наизусть приведу: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его». Вот, давайте, начинайте, а когда второй глаз будет вас соблазнять - вырвите второй.

о. Александр Березовский: Человек ещё не имеет церковного опыта, читает Евангелие, и у него действительно возникает недоумение, как это воспринять.

о. Дмитрий Смирнов: Хорошо. Найди человека воцерковленного, умного и спроси.

- Объясните, что такое деятельная любовь?

о. Дмитрий Смирнов: Деятельная любовь - это когда идет некий человек и несет тяжелую сумку. Деятельная любовь - это когда христианин подходит и говорит: давайте, я вам помогу. Но не вырывает сумку, чтобы человека не испугать, а за вторую ручку берет и рядом идет. Человек увидит, что это не какой-то бандит, и будет благодарен за помощь.

- Среди учеников Христа оказался предатель. Господь специально его избрал на эту миссию, или это произошло как-то иначе?

о. Дмитрий Смирнов: Иначе. Он же ходил вместе со всеми, бесов изгонял, прокаженных очищал, проповедовал слово Божие, занимался финансовой деятельностью.

о. Александр Березовский: То есть в этом выборе не было некоего предназначения именно на эту роль?

о. Дмитрий Смирнов: Нет, конечно.

- Можно ли молиться, чтобы Господь открыл нам участь умерших родных, или это для нас неполезно?

о. Дмитрий Смирнов: Неполезно, конечно.

о. Александр Березовский: Очень скорбно порой бывает переживать смерть близкого, и когда знаешь, что его душа упокоена...

о. Дмитрий Смирнов: Эта скорбь - от маловерия.

о. Александр Березовский: Как вообще все наши скорби.

о. Дмитрий Смирнов: Не все, но как бы многовато. Излишняя скорбь по ближнему - это грех. Это восстание на Бога. Получается так, что человек лучше знает, кому жить, кому нет. А Бог вообще не так всё сделал.

о. Александр Березовский: Вопрос в утешении. Вот, человек считает, что это утешило бы его.

о. Дмитрий Смирнов: Хочешь утешиться - молись день и ночь. Церковь специально выработала чтение псалтыри по усопшим, посещение кладбища, уход за могилой, служение на ней панихид, поминовение усопшего в день ангела, в день его рождения, в день кончины. Сколько угодно - и скорбь уходит. Наоборот, возникает радость общения. Придешь на могилку - уходишь как на крыльях.

о. Александр Березовский: Некоторые годами тоскуют о разлуке.

о. Дмитрий Смирнов: Тоскуют - это от безбожия. Утешает человека дух святой, а кто духа Христова не имеет - то и нет ему утешения. Вот, женщина жалуется: он ушел, вся моя жизнь была в нем. Хочешь приговор услышать? Слушай. Очень плохо, что вся жизнь была в нем. Она должна быть не в нем, а в Боге. Или: я всю жизнь отдала детям! - Очень плохо. Всю жизнь нужно отдавать Богу. И детей выращивать - Богу.

- Добрый вечер! Исайя, 34 глава: «И завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения». Вопрос такой. Почему именно эти животные и птицы выбраны? Не случайно это сделано, какое это имеет значение?

о. Дмитрий Смирнов: Понятия не имею. Никогда даже не задавался этим вопросом. Но как у Исайи - недаром его называют Ветхозаветным Евангелистом – такие красивые образы! Это вам надо у орнитологов спросить. Конечно, за этим стоит смысл.

о. Александр Березовский: Тогда уж у библеистов.

о. Дмитрий Смирнов: Пеликанов видел только в зоопарке. Я знаю, что он рыбой питается и в своем мешочке рыбку носит, своим даже деткам. Знаю, что пеликан - это символ помощи сиротам. Потому что в древности люди считали, что он кормит детёнышей внутренностями. А он отрыгивал пищу, которой наполнял желудок и уже из своего мешочка кормил птенцов. И это считалось символом жертвенного служения. В нашем церковном музее есть орден священника Розанова, который возглавлял духовный приют при храме Митрофания Воронежского. И этот орден, который изготовлен на фабрике Фаберже, нашли под полом. Когда пришла родная советская власть - кто-то спрятал. Мы, когда полы меняли - доски совсем истерлись - нашли в коробочке этот орден, его имя нашли и этого священника. Там изображен серебряный пеликан, который кормит детей. Я стал читать, узнал про пеликана. Но, как и что здесь имел в виду пророк - не знаю.

- У царя Ивана III Васильевича была жена, племянница последнего Палеолога. А зовут её то Зоя, то София. Почему?

о. Дмитрий Смирнов: Понятия не имею. Во-первых, у человека в те времена могло быть и два имени, и три, а в некоторых странах и до сегодня. Имен бывает и по 4 и по 8, я имею в виду в западноевропейской нашей части. Вполне может быть, что имя было и такое, и такое. Но я точно про неё не знаю. Это надо спросить у Александра Леонидовича Дворкина. Он специалист по византологи. Я не знаю, есть ли такая незначительная деталь в его трудах. Но и ещё отец Валентин Асмус. Съездите к нему в храм, отстоите литургию, потом у него спросите. Он тоже замечательный знаток. Уж это он точно знает, что касается императорских родов, он вообще специалист.

- Батюшка, добрый вечер! Можно у вас узнать, что такое стыд? Как вы думаете?

о. Дмитрий Смирнов: Да я вообще не думаю. Я просто русский человек и знаю не только слово стыд, а слова: корова, лампа, бумага. Даже несколько английских слов знаю. Поэтому, что такое стыд - знаю, как всякий русский человек. И вам посоветую найти словарь русского языка и почитать. Заодно и другие всякие слова, будет очень интересно. Это исконно старинное русское слово, не какое-то новое, типа: «тренд» или «бренд». В сказках у нас встречается тренд, бренд, гусельки, золотые струночки, слово новое. А стыд - исконно наше русское слово.

о. Александр Березовский: Можно сказать, что оно принадлежит и христианству?

о. Дмитрий Смирнов: Христианству все слова принадлежат, потому что христианство звучит на всех языках мира. Нет такого языка, на который не перевели бы Евангелия, даже на языки небольших народов. Допустим, гагаузы, есть на гагаузском Евангелие. Так что тут ничего особенного нет. А потом в русском это до сих пор слово в употреблении. Люди говорят, как тебе не стыдно?

- Батюшка, как узнать или увидеть, что плоды веры угодны Богу? И почему чем труднее жизнь - тем больше ощущаешь, что Господь ближе?

о. Дмитрий Смирнов: Как узнать? Да нет ничего проще. Обильная благодать Божья посещает сердце человека. Это свидетельство того, что его труды и плоды трудов угодны Богу. Плод духа есть любовь, радость, мир, долготерпение благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Когда у меня появляются такие качества, значит, я достиг плодов святого духа.

- Как научиться отличать свои чувства, например, хорошее настроение от действия Божественной благодати?

о. Дмитрий Смирнов: Очень просто. Как отличать, пою ли я в микрофон караоке - или поет Федор Иванович Шаляпин? Ну, вот как отличить?

о. Александр Березовский: По качеству.

о. Дмитрий Смирнов: Да по всему.

- Добрый вечер, батюшка Дмитрий и батюшка Александр. Недавно была передача, я слышал высказывание из Библии: «Нет пророка в своем отечестве». Как это понимать?

о. Дмитрий Смирнов: «Нет пророка в своем отечестве». Да вот, что это значит, если человеку мама говорит: «Петя, этого делать нельзя». Он отвечает: «Я буду». Почему? Потому что мама живет с ним, он уже привык к её запретам или разрешениям, к тому, что она ворчит, ругается, порой наказывает. А вот если какой-нибудь мальчонка из класса скажет - он будет слушаться беспрекословно. Потому что это не из его Отечества, а со стороны.

о. Александр Березовский: То есть это все в авторитете заложено

о. Дмитрий Смирнов: Нет, авторитет, психология человека падшего так устроена, он слушает, не опираясь на то, истинно это или неистинно, логика или не логика, знает он историю вопроса или не знает. Он просто говорит и всё. И другой человек он гораздо лучше услышит какую-нибудь чушь и её воспримет в своем сердце, чем ему будут говорить самые близкие люди. Даже Христос, уж лучше оратора на земле не было и проповедника. Лучше не было, это номер один. И что же? В собственном отечестве, Капернауме, его никто слушать не хотел.

- Добрый вечер! Меня зовут Мария. У меня такой вопрос по поводу литургии. После евхаристического канона есть ектенья, такое прошение: о честных дарех Господу помолимся. Мне непонятно это прошение.

о. Дмитрий Смирнов: Мы молимся о том, чтоб Господь нас благословил совершить бескровную жертву. И о тех дарах, которыми мы сейчас будем причащаться, мы молимся Богу, благодарим Его.

о. Александр Березовский: Вообще вся литургия - это благодарение.

о. Дмитрий Смирнов: Не все же это знают. Приходится рассказывать, потому что наш советский человек не обучен книжки читать.

о. Александр Березовский: Наверное, всё-таки, центральный возглас божественной службы: «Благодарим Господа!» - в начале евхаристического канона.

о. Дмитрий Смирнов: Да. Сначала сердце возносим к небесам и уже из этого благодарим Господа.

- Что может укрепить в вере человека, который занимаясь естествознанием, привык всё подвергать сомнению и считать гипотезой то, что не получило точного доказательства? Как избавиться от чувства сомнения, когда утверждаешь: «я верю»?

о. Дмитрий Смирнов: Вера - это совершенно другой способ познания. Ученые говорят, что человек осуществляет это в другой части мозга. Я помню, беседу академика Раушенбаха слушал, царство ему небесное, хороший был, очень приятный, в высшей степени верующий человек. Это совсем другое. Одно дело видение, человек, который из лука стреляет на Олимпиаде, это один вид зрения. А другой человек видит движение души человека, который находится от него за тридевять земель. Он видит, что он чувствует. Совсем другое видение. Никакие приборы, ничего не должно помогать. И говорит: а я тебя с познакомницей видел. Здрасьте. Тот говорит, ну всё, вижу, что ты пророк. Потому что нет ни времени, ни расстояния, совершенно другое, и что тут с рулеткой делать - совсем другое. Это же глупо отрицать. Только полный идиот отрицает существование Бога, потому что у всех народов есть понятие о Боге, о божественной и, что характерно - загробной жизни. Даже у Брежнева. Когда хоронили Михаила Александровича Суслова, просто чуть со стула не упал, когда Брежнев с мавзолея говорит, почему- то гроб был наклонен под 30 градусов, говорит: «Прощай, дорогой друг». Друга-то нет, есть труп. Раз он говорит: прощай дорогой друг - значит, к чему он обращается, к душе. Вот тебе генеральный секретарь. Ошибочка вышла, хотя и орденов там много и всяких звезд героев. Вот ошибочка-то вышла, значит, он чувствует присутствие иного мира, при виде души Михаила Александровича, когда душа его отошла от его бренного тела.

о. Александр Березовский: Вот это чувство люди никак не могут уловить и как-то сформулировать.

о. Дмитрий Смирнов: Так наше какое дело, отец Александр? Не могут, да и не надо.

о. Александр Березовский: Хочется развеять сомнения.

о. Дмитрий Смирнов: Ой, да это элементарно. В течение 2-х кварталов ходи в храм на литургии по воскресеньям. Все сомнения улетучатся. Просто столбом стой - и всё. Всё откроется обязательно. Я уже многим так советовал. Он говорит: я бы хотел веровать. Начинаешь ходить в храм, я тебе гарантирую, что через три месяца ты будешь верующим. Пока ещё никто не сказал: нет, отходил - и никакого толку.

о. Александр Березовский: То есть даже без усилия человека, кроме внешнего - пришел...

о. Дмитрий Смирнов: Это большое усилие. Правда, я говорю: не всю службу стой, с начала до «Верую». Когда все «Верую» споют - ты тихонечко уходи. Сначала уходит пару раз, а потом остается. А потом человек присматривается: а чего это там? Это исповедь и т.д. проповедь слушает, начинает к Евангелию прислушиваться, и так идет процесс. Голова работает, душа тоже и сердце.

- Я второй раз в браке. Первый опыт был неудачным, к великой глупости я приняла мусульманство ради любви к первому мужу. После свадьбы всё вылезло наружу, мы развелись. Сейчас замужем второй раз, у нас двое малышей. Муж крещенный, малыши крещенные. Очень хотелось бы венчаться. Но могу ли я и что необходимо сделать? Как подготовиться?

о. Дмитрий Смирнов: Для начала нужно полгода каждое воскресенье ходить в храм. Когда-то ходила же? Подойти к священнику. И он все скажет, что дальше делать.

о.Александр Березовский: То есть никакой человек, решивший вернуться в лоно православия, не будет извергнут.

о. Дмитрий Смирнов: -Зачем? Но за исключением отлученных от Церкви. Если Мишка Денисенко захочет вдруг вернуться, это невозможно. Это надо назад крестить второй раз, а это невозможно.

о. Александр Березовский: То есть отлученному человеку вообще нет никакого пути.

о. Дмитрий Смирнов: Нет, ни дна и ни покрышки.

о. Александр Березовский: Так уж нагрешил, но есть всегда же покаяние, через которое вернутся?

о. Дмитрий Смирнов: Покаяние есть. Он может покаяться, а уж примет ли Господь или нет - это всё на Божью волю. Но раз отлучен от Церкви, это всё. Лишен сана, лишен монашества. Он этого всего лишен последовательно, не сразу. Когда отлучили от Церкви - это уже некрещеный. И всех попов, которых он посвятил - они никакие не попы, а просто мужичье, да ещё и лжецы.

о. Александр Березовский: А те люди, которых они крестят, тоже остаются некрещеными?

о. Дмитрий Смирнов: Конечно.

о. Александр Березовский: Тех, кого венчали?

о. Дмитрий Смирнов: Не венчаны. Тех, кого отпевали, не отпеты.

о. Александр Березовский: Значит, человек может не разбираться во всем этом.

о. Дмитрий Смирнов: Да. Наше какое дело? Если человек не разбирается и вместо этилового спирта пьет метиловый? И у него глаза на лоб вылезают, и дней через 10 он оказывается в морге. И что? Он не разбирается. Так чего ж пьешь, надо разбираться. Написано же: не переходите дорожные пути перед близко идущим поездом. Так чего? Голову отпилили, а кто виноват, машинист, что ль?

о. Александр Березовский: Перед человеком стоит другой человек, в рясе, с крестом, может, Евангелие в руке держит, говорит правильные слова из Евангелия и не доверять ему нет оснований. Батюшка, покрестите - пойдем, покрещу.

о. Дмитрий Смирнов: Очень просто на самом деле. Нет такого человека на Украине, допустим, где Мишка зажигает, чтобы он не знал, что на Украине есть несколько Церквей. Какой мотив, чтобы идти не к владыке Онуфрию, блаженнейшему всеукраинскому пастырю, а идти к Мишке Денисенко? Какой мотив? Мотив исключительно нехристианский. Поэтому это собрание людей совершенно не христианское. А вырядиться - это каждый может. Я сегодня видел на улице цыганку, одетую в черную длинную юбку, в черную рубашечку, в черный платок. Пользуясь неграмотностью советского человека, она притворяется монахиней. Но лицо-то цыганское! Всегда же можно взять интернет, посмотреть, есть люди очень высокодуховные в нашей первой столице Киевской Руси. Всегда можно обратиться: посоветуйте, хочу принять святое крещение. Скажут же люди нормальные: к Мишке не ходите. Вот и всё.

- 30 мая умерла моя бабушка. Я заказала по ней сорокоуст и сама молюсь за неё. Увидимся ли мы с ней в вечности? И могут ли наши усопшие приходить к нам во сне?

о. Дмитрий Смирнов: Такое бывает, особенно если мы о ком-то думаем, скорбим. Это частое явления, когда мы усопшего видим во сне вскоре после его кончины.

о. Александр Березовский: А увидимся ли мы с ней в вечности?

о. Дмитрий Смирнов: Не знаю. Если этот человек и этот угодят к Господу, то конечно, будут в новой земле и в новом мире вместе со Христом и со всеми Его учениками. А если кто-то да, а кто-то нет, тогда поврозь. Если оба в преисподней, то, может, и в преисподней увидятся.

о. Александр Березовский: Там тьма, конечно, ничего не видно.

о. Дмитрий Смирнов: Может, наощупь, как-нибудь. Не хочу даже об этом думать.

- Вы уделяете большое внимание семейному образованию, однако вопрос материального обеспечения всегда остается последним. Но родители, взявшие на себя такую ответственность, чаще всего вынуждены отказаться от профессиональной работы, а государство отказалось полностью поддерживать таких родителей и детей. У таких детей нет социальных, транспортных, никаких других льгот. Для них многое закрыто. Родители остаются без пенсионного обеспечения в будущем, и это страшно. Как можно это изменить? Что нужно сделать для того, чтобы дети семейного образования и их родители-педагоги перестали быть вне государства?

о. Дмитрий Смирнов: Первые люди, которые пошли на домашнее образование, они должны из своей среды вырастить парламентариев, сенаторов. Потом предпринимателей и стать, как становятся в западных странах, элитой общества. И сами устраивайте для своего народа все условия, для того, чтобы это стало всеобщим местом. Россия в этом смысле сейчас в начале пути. Много веков родители учили детей, это естественное, так сказать, устроение. И поэтому та система образования, она не отечественная, она прусская. Там специально готовили людей, которые нужны, как некие винтики в государстве. Поэтому, когда Сталин говорил о винтиках, он вполне конкретно имел в виду, и так, собственно, школа и действовала. Она должна была, по идее, выковать нового советского человека. Во многом, но не полностью, справилась с этой задачей. По крайней мере, Советский союз никто не защитил. Когда вырастет эта элита, они сами будут знать достоинство этого образования.

о. Александр Березовский: То есть на это нужно время.

о. Дмитрий Смирнов: Вот как христианство, с чего началось? Несколько грамотных людей, как Матвей и Лука, а остальные простые рыбаки. Начиная с Иоанна Богослова и заканчивая Петром. Прошло три сотни лет - и самая могущественная империя пала к их ногам. Они победили, и наступило тысячелетнее царство Христа.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+