31.03.2017 07:40:34
Протоиерей Олег Стеняев
— Батюшка, как справиться с грехом чревоугодия?
О. Олег Стеняев: — Я не берусь ответить на этот вопрос. При моём весе в 130 кг это было бы крайне неприлично. У меня хроническая форма диабета. Но в любом случае, это, конечно, беда. Надо ограничивать себя насколько возможно. А вообще прошу этот вопрос адресовать священнику, который весит хотя бы меньше 80 кг.
— Василий, Москва. 2-е послание к Тимофею, 2:5: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться». Объясните, пожалуйста, эти слова. Что значит «законно» и «незаконно»? Спасибо.
О. Олег Стеняев: — Если человек подвизается желанием превзойти других людей, то это, конечно же, совершенно беззаконное стремление. А если он берёт на себя совершение какого-то подвига, например, по послушанию от своего духовного отца, то здесь его самостность ослабляется, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. И тот, кто объявляет себя подвижником, уж точно не подвижник. Поэтому мы всегда должны чувствовать себя рабами, ничего не стоящими и ничего не значащими, и особенно в таких вопросах, как совершение каких-то духовных подвигов. Поэтому лучше всего, чтобы отсечь повод для гордыни, делать всё по послушанию, согласовав то или иное решение с духовным наставником. Вот это будет вполне законно и правильно.
Владимир Носов: — Батюшка, т.е. получается, что решение некоторых первую и последнюю недели Поста питаться только хлебом и водой — это не совсем законно, не совсем правильно?
О. Олег Стеняев: — Да, если исходить из того, о чём мы только что говорили, в любом таком случае надо брать благословение на течение Поста. Лучше посоветоваться с духовным наставником, насколько будет полезно вот так строго всё соблюдать. Конечно, кто-то может сказать: «Вот в календаре так написано». Но извините, у нас за основу взят монашеский устав, который, собственно говоря, не всем подходит. И у нас есть категория лиц, для которых такая форма поста просто недопустима. Это беременные женщины, кормящие матери, военнослужащие, заключённые, малые дети, болящие люди. Все, принадлежащие к этим категориям, Пост могут не соблюдать, и более того, строгое соблюдение Поста может граничить в их случае с совершением греха самоубийства, потому что они разрушают своё здоровье. В Писании сказано, что кто разрушит храм - того покарает Бог. Кстати, принято именно в Прощёное воскресенье испрашивать у духовника благословение на Пост. И во всех таких случаях с ним можно советоваться: какую форму Поста будет правильно для себя избрать.
— Добрый вечер. Батюшка, я бы хотела с вашей помощью разобраться в непонятном для меня повествовании. В книге «Бытие», главы 7 и 8 написано, что когда Ной построил ковчег, то лил дождь сорок дней и сорок ночей, потом продолжалось наводнение сорок дней и сорок ночей, и дальше, в самом конце, вода усиливалась на земле сто пятьдесят дней, и по окончании ста пятидесяти дней вода окончилась. Я не могу понять, почему разница в днях получается.
О. Олег Стеняев: — Действительно, дождь лил сорок дней и сорок ночей, но вода усиливалась не только за счёт дождя, а за счёт того, что не только хляби небесные раскрылись, но и все источники вод. На это тоже надо обращать внимание, что когда был потоп, то все источники вод раскрылись. Бытие, 7:11: «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились...» Т.е. здесь мы видим, с одной стороны, источники вод из «великой бездны» — это могло быть движение океана, цунами какое-то; с другой стороны, дождь — это «окна небесные отворились». Когда у вас возникает какой-то вопрос, просто внимательней перечитайте контекст, в котором сомнительный для вас стих, и вы обязательно найдёте ответ на то недоумение, которое может быть.
Владимир Носов: — Батюшка, а вот если всё-таки хочется по отцам свериться и узнать толкование отцов. Кого бы вы порекомендовали по Ветхому Завету, по Бытию, в частности?
О. Олег Стеняев: — В случае с такими непонятными местами лучше всё-таки перечитать контекст. Потом, если говорить о толкованиях, например, на книгу Бытия — во время Поста она как раз читается за службой, — я бы рекомендовал Ефрема Сирина. Его толкования очень краткие, они не такие пространные, как у святителя Иоанна Златоуста. Или просто пользуйтесь «Толковой православной Библией», так называемой Библией Лопухина. Там можно найти то или иное пояснение, и там как раз такие внешние противоречия — в Библии, конечно, нет противоречий — находят разрешение ссылкой на отцов или на других исследователей Писания. Я, кстати, в семинарии преподаю предмет «Трудные места Библии».
— Здравствуйте. Всем христианам — Поста, приятного Богу! Вам, отец Олег — помощи Божией в ваших трудностях со здоровьем! У меня два маленьких вопроса.
Первый — по поводу саморазрушения тела. Вы как-то упомянули, что кто-то сказал, что Пост — это, в какой-то степени, тоже разрушение тела. Во всяком случае, испытание. Как для автомобиля: с одной стороны, может быть, это и нагрузка, и необходимость проехать какой-то путь даже на форсаже, но с другой стороны, ведь это тоже идёт разрушение. Например, когда на колени многие становятся — я про себя, в частности, говорю, у меня проблемы с коленями, — то начинаются сразу болезни, поэтому приходится как-то выкручиваться, подкладывать что-то. Не знаю, хорошо это или плохо.
Вы в одной из предыдущих передач говорили о крестном знамении на храмы внешние и на иконы. Кто-то из ведущих немножко поёрничал, посмеялся над этим. Но ведь если христианин искренне это делает, то это не значит же, что он делает это напоказ.
О. Олег Стеняев: — На самом деле напоказ это делалось тогда, когда за это хвалили. Это как минимум. Именно это запрещает Христос, осуждает, когда говорит, что есть люди, которые молятся на перекрёстках дорог. Т.е. они это делают напоказ, и это неугодно Богу. Но в наше время за это уже не хвалят; надо с этого, наверное, начать. Наоборот, это исповедание веры. Я помню, как в советское время, когда я был подростком, если я проходил мимо храма, то обязательно останавливался и крестился. Во-первых, это было свидетельство о том, что верующие — это не только пожилые люди, это ещё и молодые люди и подростки. Для кого-то это был призыв задуматься. И, конечно, есть люди, которые отрицательно реагируют на любое такое действие. И в «Добротолюбии» действительно есть совет: если ты находишься в окружении людей, которые заведомо настроены антихристиански... Например, если ты хочешь кушать пищу, то, может быть, необязательно осенять её крестным знамением. Имеется в виду то, что эти люди могут начать богохульствовать. Тебе никакого вреда от этого не будет, если ты осенишь себя крестным знамением, перекрестишь стол, то что ты кушаешь. Тебе, наоборот, польза будет даже от поношения. Но ты можешь спровоцировать этих людей на богохульство.
А крещение, когда мы проходим мимо храма — я ничего зазорного в этом не вижу. Мне кажется, что это даже важно — остановиться и перекреститься. И не только потому, что это храм. Прежде всего, потому, что храм — это место, где в Святых Дарах Тела и Крови присутствует Сам Бог. Т.е. храм — это огромная дарохранительница, а на престоле стоит малая дарохранительница, и в ней присутствуют Тело и Кровь Христа. Например, до революции, когда ехали причащать больного, то специальный колокольчик подвешивали к обычной карете, которую вызывали для этой требы, и звонили в этот колокольчик, чтобы проходящие люди понимали, что священник не просто куда-то едет, а перевозит Святые Дары. И благочестивые люди останавливались, осеняли себя крестным знамением и даже становились на колени с осознанием того, что перевозятся Святые Дары, и надо проявить благоговение.
Владимир Носов: — Т.е. некая «мигалка» того времени.
О. Олег Стеняев: — Да, некая «мигалка» того времени. И, кстати, во многих странах запада — я знаю, в Италии, в Португалии, может быть, даже в Польше или где-то ещё — когда священник едет на какую-то требу, у него есть такой знак, он его прикрепляет к машине, и он пользуется правами скорой помощи. Например, он едет к умирающему, напутствовать его Святыми Дарами или только исповедовать, и ему не засчитывается, что он нарушил какое-то правило, если проедет даже на красный свет. Но если он злоупотребляет этой привилегией и едет по своим делам, используя, скажем так, эту «мигалку», то, конечно, он будет наказан.
Владимир Носов: — Относительно вопроса брата про Пост и саморазрушение тела мне почему-то сразу вспомнились наши старцы, которые живут, прожили по девяносто, сто лет и более. Батюшка, как вы бы могли на первый вопрос ответить?
О. Олег Стеняев: — По поводу колен: я не рекомендую брату вообще молиться на коленях, если у него болят колени. Святитель Филарет Дроздов говорил, что лучше молиться сидя, и думать о Боге, чем молиться стоя, и думать о ногах. Тем более, в неудобной позе, на больных коленях молиться. В каждом храме есть скамьи, стулья, вы можете спокойно сидеть там хоть всю службу и совершать молитвы. Это будет считаться полноценной молитвой, потому что недуг — это всегда извинение для человека, который не может выполнять всё так, как оно положено.
— Здравствуйте. Отец Олег, меня зовут Людмила, я звоню из Белоруссии. Может быть, вам этот вопрос уже задавали, но я давно не слушала «Радонеж», наверное, несколько лет. Благословите меня.
О. Олег Стеняев: — Господь благословит вас. Я очень люблю Белоруссию, каждый год стараюсь участвовать в Крестном ходу из Витебска в Смоленск, являюсь проповедником этого Крестного хода.
— Спаси, Господи! Я из Могилёва звоню, и дело в том, что я украинка по национальности, и в связи с этим хочу задать вопрос. Тем более, у меня на западной Украине живут родственники. К сожалению, вот такая трагедия — кто в унии, кто в расколе. Батюшка, а как объяснить с точки зрения Священного Писания, почему Господь попустил войну на Донбассе и Майдан? Дело в том, что я слушаю ваши толкования святых отцов, на Ветхий Завет ещё. Объясните мне, если можно. Ангела-хранителя!
О. Олег Стеняев: — Спаси, Христос! Я не менее люблю Украину, особенно Почаев, Киево-Печерскую лавру. Для меня это дорогие места. Пока на Украине не будет единой Церкви, вся эта ситуация будет продолжаться. Должна быть единая каноническая Церковь Украины. В Евангелии сказано: «Если царство разделится само в себе, оно не устоит». Вот почему в России не происходит то, что происходит на Украине? Это, прежде всего, потому, что наша Церковь смогла сохранить единство в рамках всей нашей Церкви и в рамках отдельно взятых епархий. К сожалению, на Украине этого не произошло. В Церкви обозначились разные разделения, расколы. И пока не будет единой Украинской Церкви, всё это будет продолжаться. Поэтому мы должны молиться о том, чтобы Украинская Церковь обрела абсолютное единство, это обеспечит единство и стране. А пока люди духовно разобщены, они никогда ни о чём не договорятся. Это будут дурные предпосылки, и любое перемирие там будет оборачиваться подготовкой к новому конфликту, к новой войне. Надо молиться за Украину, надо любить Украину, потому что Киев — мать городов русских, откуда пошла русская земля. Днепр — это крещальная купель всей Руси. Мы знаем святых этих земель, это удивительная земля. Удивительный украинский народ — это люди смиренные, простые, религиозные до богобоязненности. Поэтому любая беда, связанная с этой землёй, должна болью отзываться в наших русских сердцах, потому что мы имеем общую историю, у нас общие корни, и мы с надеждой смотрим в будущее, чтобы Господь дал мир Украине. Надо молиться за Украину, чтобы благо церковного единства обернулось благом державным для всех живущих на этой земле.
Владимир Носов: — Батюшка, вы сказали, что причина кровопролития и войны — церковный раскол. Война — это следствие. Но как же донести это до людей?
О. Олег Стеняев: — Пока нет духовного единства... Религиозное единство — это залог духовного единства, без духовного единства не будет культурного единства, не будет единства этического, нравственного, морального, будет раздрай в сердцах людей. Ну, у нас, у русских, своих проблем хватает, и я не хочу как-то обсуждать ситуацию там. Но украинцы сами отлично понимают, что пока у них не будет единой Церкви, ни о каких положительных переменах рассуждать не приходится.
- Это снова Василий, Москва. Пс. 15:7: «Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя». Батюшка, объясните, пожалуйста, как это происходит, что это за внутренность, которая даже и ночью учит Давида? Что это такое?
О. Олег Стеняев: — Вот объяснение Ефимия Зигабена: «Под утробами разумеется желательная сторона человеческой души, так как пожелания именно обитают в утробах, как мы говорили в предыдущих толкованиях; под ночью же должно разуметь смерть Господа. «Мое желание - говорит Он - до самой смерти воспитывало и руководило Меня (Христа), не увлекая Меня ничем земным и располагая к одному божественному». Или же под ночью можно разуметь сокровенные тайны, и Спаситель здесь как бы хочет сказать: пока эти тайны оставались неизвестными остальным людям, Меня воспитывало и руководило мое желание. Это понимание Ефимия Зигабена, учёного монаха, византийца XII века. Эти слова надо воспринимать как пророческие слова, которые влагаются как бы в уста Христа Спасителя, Который даже в ночи собственной смерти, Своими страданиями, остановкой биения сердца, во внутренних процессах тела Он дарует нам спасение, научает нас подлинной жертвенной любви. Во всех таких случаях, если какой-то текст нам непонятен, есть смысл смотреть толкования на эту тему. Например, «Толковая Библия» Лопухина даёт объяснение: «...Он ”был вразумлен”, как ему поступать. — ”Учит меня внутренность” — говорит Давид, ”даже и ночью”, я долгое время поучался, размышлял о данном откровении». Здесь не очень внятно, более внятное толкование всё-таки у Ефимия Зигабена. Кстати, сейчас есть прекрасные программы, которые можно установить на своём смартфоне: вы сразу открываете нужную книгу, нужную главу, нужный стих, находите толкования целой группы отцов, и выбираете наиболее понятные для вас. Это будет ответ на сложный вопрос.
— Добрый вечер. Я также звоню из Белоруссии, Минска. Будьте добры, подскажите, можно ли соборное масло добавлять в еду?
О. Олег Стеняев: — Да, вполне можно, даже принято. Поэтому после Соборования это масло выдаётся людям: происходит разлив этого масла, люди уносят домой и добавляют в пищу. И для Соборования всегда используется масло, которое пригодно именно в пищу, там никакого технического масла нет. Это или оливковое масло, или подсолнечное масло, так чтобы люди, добавляя в пищу, не нанесли себе никакого вреда.
Владимир Носов: — Батюшка, я бы хотел напомнить, в первую очередь, себе, конечно, что идёт Крестопоклонная неделя. Мне интересно, что в теперешних условиях может считаться крестоношением? И что имеет в виду Иисус Христос, когда говорит: «Кто идёт за Мной и не берёт креста, тот недостоин Меня».
О. Олег Стеняев: — Да, действительно, в Евангелии от Матфея, 10:38, мы находим слова: «И кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Получается, что у каждого свой крест. И мы должны его нести в нашем следовании за Христом. Что это значит? Крест — это страдания, переживания, скорби, и нести эти скорби, идя за Христом, означает - посвящать все свои страдания, переживания, скорби Христу. Как мы можем посвятить свои скорби, болезни Христу? Мы должны принимать все эти страдания как из рук Божьих. Например, христианин заболел. А в Писании сказано, что без воли Отца Небесного даже волос не упадёт с нашей головы. Таким образом, мы принимаем как из рук Божиих то или иное переживание, ту или иную беду, трагедию. И мы не спрашиваем Бога: «За что, почему?» — мы спрашиваем: «Для чего?» Потому что Господь никогда никаких испытаний просто так людям не посылает, это очевидная истина, которую каждый должен усвоить.
Владимир Носов: — Батюшка, а может ли Господь дать крест не по силам? Или почему даёт крест тогда, когда знает, что этот крест человека сломает или как-то надломит?
О. Олег Стеняев: — Нет, на самом деле такого не бывает. Это 1-е послание к коринфянам, 10:13: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Т.е. Бог не может послать человеку испытания сверх сил. Я вот, например, по жизни знаю одного человека, который впадает в какие-то преступления, совершает какие-то оплошности и всегда получает по полной программе. И я абсолютно уверен, что Господь видит, что у него есть какой-то внутренний потенциал, что он может реально всё это перенести, всё это пережить. Он просто из тюрем не вылезает. Любая неправда, мошенничество какое-то, что-то ещё — он сразу оказывается в местах лишения свободы. Я знаю много людей, которые значительно хуже этого человека, но никто из них не несёт такого креста.
Владимир Носов: — В таком случае есть надежда, что Господь за это не накажет дважды.
О. Олег Стеняев: — В том-то и дело: Бог за одно дважды не наказует. Это тоже божественный принцип. И если человек получает наказание в этой жизни за какое-то преступление, он никому, нигде, ничего уже не должен. Вот почему в древности Церковь настаивала на необходимости смертной казни, чтобы человек, получая воздаяние в этой жизни, освобождался бы, таким образом, от ответственности за содеянное преступление в будущей жизни. Но другой способ был, более, так сказать, безболезненный, люди говорили: «А давайте отменим смертную казнь, у человека будет время покаяться». Потому что если человека казнят, например, за преступления — да, это как бы облегчает его участь, но он может в полном ожесточении войти в тот мир. А если, предположим, смертную казнь отменят, дадут ему время покаяться - человек, может, действительно обратиться к Богу и вообще стать другим. Поэтому христиане имели обоснование — зачем нужна смертная казнь, зачем нужно наказание, и почему надо освобождать людей от самой строгой системы наказания, например, от той же смертной казни. Поэтому в каждом таком случае мы должны понимать, что испытание соразмерно тем силам, которые потенциально присутствуют в человеке. И если бы Бог послал какое-то испытание, которое человек не может преодолеть, то это означало бы, что этим испытанием Бог уничтожает этого человека. Но наш Бог, Бог христианский не хочет смерти грешника, Он хочет, чтобы грешник был жив и обрёл путь спасения. И Господь хочет, чтобы все люди спаслись — сказано в Писании — и пришли к единству веры в познании Бога. Поэтому крестоношение — это очень важный момент. Когда мы сталкиваемся с какой-то бедой - это может быть связано с нашей физиологией... У меня этот год тяжёлый, начиная с осени — бесконечные операции на ноге. И до сих пор я не могу ходить нормально. Но с другой стороны, когда оборачиваюсь назад - вижу, что у меня было время подумать: «А для чего Господь мне это послал?» У меня было время больше почитать Священное Писание, больше заниматься молитвой. Поэтому в Библии иногда находим такие тексты, где говорится, например, что лучшая пора в жизни человека — труд и болезнь. Или вот другой текст, это 1-е послание Петра - здесь вообще говорится, что в некотором смысле страдания уподобляют нас Христу и, страдая, мы перестаём даже грешить. 1-е послание Петра, 2:21, сказано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». Т.е. христианин не уклоняется от страданий за веру, от переживаний для собственного духовного роста. Ведь если Бог что-то такое посылает, Он это никогда не посылает с целью проэкзаменовать или проверить человека, у Бога всегда одна цель, когда Он нам что-то такое посылает — чтобы усовершенствовать нас. И в этом же послании, 4:1, сказано: «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить». И действительно, как может грешить Стеняев, если он на операционном столе, ему там ногу разрезали, наложили всякие повязки, и т.д.? Как здесь не предаться Богомыслию? Поэтому каждый должен учиться, отталкиваясь от той реальности, в которой он оказывается. Конечно, было бы благом, если бы не было болезней, печали, воздыхания, но такое только за гробом. Там нет болезней, печали, воздыхания, а в этой жизни юдоль плача. Человек рождается в этот мир — плачет; умирает — тоже плачет. Поэтому мы должны просто наполнить смыслом страдания. Религия всё наполняет смыслом: боль, переживания. Мы саму смерть наполняем смыслом. И там, где неверующие видят небытие и мрак, мы видим свет и Христа. Когда сияние этой жизни для нас гаснет, мы верим, что входим в свет Христов.
Владимир Носов: — Святой Антоний Великий сказал: «Без искушений никто бы не спасся».
О. Олег Стеняев: — Да, это именно так. Почему? Потому что он не смог бы усовершенствоваться. А Бог посылает нам всякие искушения с одной целью: нас усовершенствовать. Вот в жизни праведного Авраама было десять таких очень серьёзных испытаний, включая самые страшные, и это всё усовершенствовало этого праведного человека, и мы призываемся быть детьми Авраама по вере, т.е. не убегать от трудностей жизни, а принимать их.
— Здравствуйте, батюшка, я из Владимира. Благословите Нину. Поздравляю вас с Праздником иконы Божией Матери «Споручница грешных»! Дай Бог вам здоровья, крепости сил, крепости духа!
22-го был праздник сорока мучеников Севастийских. В 15-ом году я прочитала в календаре Костромской епархии об их страданиях, и что это было в Армении на озере Севан. Знаете, меня прямо как обухом по голове — я ведь там была. Правда, была давно, в 89-ом году. Как Армянская Церковь почитает их? Это озеро считается как бы святым или нет? Разъясните, пожалуйста.
О. Олег Стеняев: — Я знаю про озеро Севан, что это очень чистое озеро. Я думаю, эта чистота связана с тем подвигом, который совершили эти мученики. Когда небесные венцы спускались с неба на их блаженные головы... Как в Евангелии от Матфея, 5:11, сказано: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». А в Евангелии от Луки, 6:22, мы находим: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого». Вот здесь надо понять, что эти воины были очень мужественными людьми. Они служили в римской армии...
Владимир Носов: — Спецназ того времени.
О. Олег Стеняев: — Да. Они исполняли гражданский долг, и они были верноподданные своих правителей. Это не какие-то мятежники, это не какой-то Майдан в озере. Но когда их поставили перед дилеммой: или они отрекутся от Христа, или погибнут — они избирают для себя смерть. Их казнят за то, что они сохраняют своё верование. На самом деле, с древних времён считалось, что, спасая свою жизнь, человек может как бы идти на некоторые компромиссы, потому что заповеди Божьи даны не для смерти, а для жизни. Но есть такие случаи, когда компромисс невозможен. Ну, какой компромисс возможен? Гонят в одном месте - беги в другое. А если тебя уже схватили, и если тебя ставят перед дилеммой: отречешься ты или погибнешь - здесь уже компромисс невозможен. Но даже в тех случаях, когда некоторые отрекались в древние времена, всегда обращали внимание на то, как они отрекались. Если они отреклись только от угрозы мучения, их долго не принимали в Церковь; если они отреклись во время мучения, их быстрее принимали назад в Церковь, когда они каялись; а если они в мучениях окончили свою жизнь - их объявляли святыми. Никакой канонизации в древней Церкви не было, почитание святого мученика начиналось сразу в день его кончины. Есть описание казни Поликарпа Смирнского, которого сожгли, и там во время сожжения были представители разных церквей, они его останки разобрали, чтобы в каждой общине присутствовали эти святыни.
Владимир Носов: — Мне тоже очень нравится эта икона, и мы в движении «Сорок Сороков» избрали этих святых небесными покровителями, потому что, взирая на икону, почему-то сразу хочется найти себя и, конечно же, фантазируешь, ищешь себя.
О. Олег Стеняев: — А здесь прямая параллель между храмом и человеком. Человек — это и есть храм, об этом нельзя забывать. Человек есть одухотворённый храм. Причём каждый человек — как храм, нуждающийся в реставрации, в очищении. Если человек хотя бы один раз причащался Тела и Крови Иисуса Христа, если человек был крещён, если он был миропомазан — когда-то это был освящённый храм. Но иногда бывает так, что возникает мерзость запустения, и надо очищать храм. Так вот каждый из сорока Севастийских мучеников — это люди Божьи, которые были храмом Божьим, каждый в отдельности. Смотрите, что сказано в 1-ом послании к коринфянам, 3:16: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» Т.е. каждый верующий — храм по определению. Как храм когда освящают, его тоже помазывают, читают молитвы, но и ребёнка крещёного тоже помазывают миром, а до этого ещё елеем. И 1-е к коринфянам, 3:17: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы». И ниже, 1-е к коринфянам, 6:19: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» И вот в житии сорока Севастийских мучеников мы видим, что они до конца оставались этими одушевленными храмами, только один из них отрёкся, он выбежал из этого холодного озера, не вынес этого озноба. Но воин, который был палачом этих мучеников, увидел спускающиеся венцы, как один венец стал возвращаться на небо, сам бросился в эту воду, с возгласом: «И я христианин!» Бросился, исповедуя веру во Христа, чтобы восхитить это достоинство быть одушевленным храмом. Чтобы всё здание нашей христианской жизни, слагаясь, стройно возрастало в святой храм в Господе, — как сказано в послании к ефесянам.
Владимир Носов: — Достаточно поучительно. Когда все видели и считали, что они уже достойны венцов, один всё-таки претерпел кораблекрушение в вере, вышел на берег, пошёл в растопленную баню - и тут же один из охранников вступил в воду. Это нам поможет, наверное, не осуждать тех, кто ещё не в Церкви, и сомневаются, может быть, в себе.
О. Олег Стеняев: — Кстати, очень часто среди палачей христиан появлялись люди, которые становились христианами. Что говорить, сотник Лонгин был палачом Иисуса на Голгофе и одним из первых исповедовал Христа как Сына Божия. Мы почитаем его как святого угодника.
Я всем рекомендую в День сорока Севастийских мучеников обязательно находиться в храме. В моём понимании это, конечно, больше мужской праздник, и наши братья должны с особенным усердием прийти на богослужение в честь сорока Севастийских мучеников, чтобы стяжать подлинное мужество. Не крикливое мужество представителя сильного пола, а мужество мужчины - христианина, мужество христианина - воина, который готов не только с оружием в руках доказывать свою правоту, но и с верой на устах совершать свой апостолат, свидетельство о своей вере. Потому что мученики — это не просто страдающая плоть, это мартириос, это исповедники, свидетели.
— Добрый вечер. Отец Олег, у нас сегодня дискуссия была по поводу того, что сделал для нас Христос на кресте. Если Он взял все грехи на Себя - то мы спасаемся благодатью. Зачем тогда исповедь?
О. Олег Стеняев: —Что Христос сделал для нас на кресте? В послании к колоссянам, 2:14, сказано: «[Он] истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас (т.е. весь бесовский компромат против нас), и Он взял его от среды (бесов-мытников) и пригвоздил ко кресту». Т.е. со Своей стороны Христос сделал всё для того, чтобы мы спаслись. Все мы — и православные, и неправославные, и мусульмане, и иудеи, и верующие, и неверующие. А теперь возникает вопрос: а что мы должны сделать, чтобы войти в это спасение? Мы должны согласиться с тем, что совершил Христос на Голгофе. А как мы можем это сделать? Если мы еще не исповедуем веру христианскую - пойдём креститься. Если уже, будучи крещёными, впали в грех - пойдём на исповедь. Если мы боремся с какой-то греховной склонностью - мы пойдём ко святому Причастию, чтобы попалить саму склонность, т.е. пожечь тернии прегрешения. Поэтому любое наше действие, связанное с таинствами Церкви, прежде всего, демонстрирует наше согласие с тем, что совершил Христос. Ведь Бог создал человека свободным, и Бог не то, чтобы не может спасти нас без нас, Он не хочет спасать нас без нас. Как можно заставить кого-то любить? А Бог взыскует сердца, и об этом надо, конечно, помнить.
Владимир Носов: — Возможно, у сестры, задавшей вопрос, был диспут с протестантами, которые не видят нужды...
О. Олег Стеняев: — Сейчас появилось много таких людей, которые считают, что если Христос - Спаситель, то и в церковь не надо ходить, надо выстраивать личные отношения с Богом. На самом деле, никакого личного спасения нет, в Библии нигде не говорится ни о каком личном спасении. В Библии говорится только о личной ответственности человека перед Богом за содеянные грехи. А то, что мы называем спасением - это всегда некое действие, которое связано не только с нами. Как проповедовать, если не посланы? — сказано. Как уверовать без проповедующего? Например, человек решил креститься. Может ли он крестить сам себя? Нет, ему нужен священнослужитель, который будет его крестить. Христос сказал: «Кто не будет есть Мою плоть и пить Мою кровь, не имеет жизни вечной». А как нам причаститься Его Тела и Крови без священника? А как священник может совершать Литургию без епископа? А как епископ может служить, если его не поставили другие епископы? Поэтому спасение в православном понимании — это такое соборное восхождение. Именно в Церкви, когда мы в союзе друг с другом – мы возрастаем в благодати. А протестанты — это тип ленивого ума, когда человек думает, что сидя на диване, может самостоятельно автономно выстраивать отношения с Богом, с космосом, с Троицей, с ангелами, и т.д. Но это не так всё легко. Царствие Божие усилием берётся, и употребляющий усилие восхищает его. Встреча с Богом ещё ничего не решает. Когда Савл встретился со Христом - он ослеп, и был слепым, пока не встретился с представителем Церкви, с мужем Ананией, который, войдя, возложил на него руки - и тогда он прозрел. Это яркий образ. Если человек из тёмной-тёмной комнаты входит в ярко освещённую, потребуется некоторое время, чтобы его глаза привыкли к свету, и адаптация в свет жизни во Христе и со Христом — это процесс воцерковления, в котором принимают участие наши родители, которые приносят нас в храм на крещение, наши крёстные, которые потом будут наставлять нас в вере, и священник, который преподаёт нам первое Причастие, и священник-духовник, который выслушает нашу первую исповедь, и т.д. Поэтому расслабляться не надо. Кстати, протестанты ставят себе в заслугу то, что они как бы разгрузили всё: и епископат не нужен, и священник не нужен, все сами по себе.
Владимир Носов: — Нужны только песни и чаепития.
О. Олег Стеняев: — Ну да, пришёл, сплясал, спел, на гитаре сыграл - и всё. Как профессор Осипов шутит: «Прямо в рай, прямо в рай, только ножки подымай». Нет, не так всё это просто. Употребляющий усилия восхищается.
Владимир Носов: — А с греческого, если не ошибаюсь, переводится как «берущий бунтом».
О. Олег Стеняев: — Но в любом случае здесь нужно усилие веры, без него человек ничего не сделает. А потом, вера должна быть живая, действующая любовью, т.е. мы должны ещё стремиться исполнять закон Божий. Ведь смысл спасения в православном понимании — это восстановление в человеке того достоинства, в каком он пребывал до грехопадения, но не по образу Адама перстного, а уже по образу Адама Небесного, Господа нашего Иисуса Христа.
— Здравствуйте. Батюшка, что такое нерадение?
О. Олег Стеняев: — Нерадение — это когда человек не употребляет некое усилие. Например, в Евангелии от Матфея, 11:12, сказано: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его...» А тот, кто не радеет о собственном спасении, он и никаких усилий не употребляет. Поэтому нерадивый — это тот, который расслабился, обленился, ничего не делает для того, чтобы как-то усовершенствоваться. Такой человек нуждается во встряске, и Бог посылает нам такие встряски. Это может быть тяжёлая болезнь, страшный тяжёлый диагноз. Ведь когда мы произносим перед Богом самые пламенные молитвы? Когда нам тяжело. А если кто-то хочет жить ровно, спокойно, тогда употребляй максимум усилий, чтобы не вынуждать Бога организовывать ту или иную встряску для нас. Потому что Господь силен любой светильник сдвинуть с места, если это светильник благодушия личности, замкнутой самой на себя, и этот свет под сосудом не светит всем и не поставлен на подсвечник подлинно благочестивой жизни. Поэтому нерадивый — это ленивый, это тот, который именно не хочет ничего делать сам, он расслабился и только ждёт, как пойдёт всё само своим чередом. Всё равно, что на лодке плывёт: одно весло бросил в одну сторону, другое - в другую, куда вынесет?
Владимир Носов: — Но если нерадение лечится понуждением, как принудить себя к этому понуждению?
О. Олег Стеняев: — Так Господь целые страны берёт и встряску там устраивает, чтобы нерадивые проснулись и начали бодрствовать. Господь и так может действовать.
Владимир Носов: — Лучше не ждать.
О. Олег Стеняев: — Да, лучше не ждать, конечно. Лучше употреблять усилия, проявить бодрость. Христос говорит: «Бодрствуйте, бодрствуйте!» И когда мы употребляем усилие веры - это приносит нам неизбежное благословение от Бога. А если мы всё забрасываем, у нас нет никакого движения в жизни, всё атрофировано, совесть молчит - вот здесь Господь может такую встряску устроить персонально каждому из нас и всем нам вместе взятым, что никому мало не покажется. Но при этом всё, что Бог делает, имеет собой только одну цель — усовершенствовать нас, помочь нам, выйти из того ступора, нерадения, в котором мы могли оказаться, может быть, в том числе и по своей собственной вине.
Владимир Носов: — Батюшка, мне больше всего нравятся первые слова Христа по Воскресении, о которых говорит евангелист Матфей: «Не бойтесь!»
О. Олег Стеняев: — Да, Он часто говорит: «не бойтесь». Действительно, мы всего боимся. Мы живём в таком мире, где человек боится остаться без пенсии, боится остаться один, боится заболеть. Мы всего боимся — это реальность, в которой мы живём. Но Христос, проницая эту нашу реальность, говорит: «Не бойтесь!»
И как всегда, мы испрашиваем ваших молитв, братья и сёстры, за то служение слова, которое мы совершаем здесь, в студии радио «Радонеж». Спаси вас всех Христос!
Добавить комментарий