Перейти к основному содержанию

06:27 26.05.2019

Что будет, когда нас не будет? Будет ли жизнь после жизни? С вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин).

14.02.2014 10:04:59

Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый день, радиослушатели радио «Радонеж». Сегодня мы работаем в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы, или присылать свои вопросы по смс. И сегодня на связи с вами архимандрит Мельхиседек (Артюхин). Настоятель Оптинского подворья при храме Петра и Павла, что в Ясеневе и строящегося Покровского храма, что также находится в местечке Ясенево.

Сегодня я хотел, дорогие братья и сестры, порассуждать с вами на очень важные темы. Что будет, когда нас не будет? Будет ли жизнь после жизни? Какова будет эта жизнь, о которой мы, как сказал апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. Потому что вижу Христа, как Он есть».

Потому что мы с вами каждый день, читая утренние молитвы, читаем «Символ веры». И в 11 -12 членах последние слова таковы: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». А что значит это церковнославянское слово: «чаю»? Чаю- значит «ожидаю с нетерпением». И таково ли наше отношение к жизни? Так ли мы на самом деле ожидаем будущую жизнь? «Чаю воскресения мертвых…» Это наша уверенность, вера, надежда. Это суть нашей с вами веры. Фундамент, основа нашего существования. Того, что наша человеческая жизнь и душа человека бессмертна. Иногда, когда я бываю в школе, я детям задаю такой вопрос, такую небольшую загадку. Ребята ответьте: взвесить нельзя, измерить нельзя и жить без нее нельзя? И многие, спустя какое-то время, на самом деле вдруг говорят: душа.

 Действительно, мы этим бессмертным упованием живем, движемся и существуем. Потому что через Воскресение Христово человечество получило все ответы на свои вопросы. Потому что смерть теперь не тупик. Смерь и жизнь теперь - не бессмысленное путешествие с бессмысленным концом, а начало совершенно иной, просветленной, блаженной, радостной жизни с Богом. Конечно, кто этого сподобится. В Писании нам говорится: Бог не сотворил смерти. Бог есть Бог не мертвых, а живых. Но грехом человека смерть вошла в жизнь. И цель любящего Бога- в том, чтобы мы все вернулись в рай, откуда ушли, и чтобы бессмертная душа наша вновь соединилась с нашим, именно с нашим личностным телом. И дарован был опять потерянный рай, та блаженная жизнь с Богом, которую когда-то потеряли мы все в Эдеме.

Поэтому жизнь христианина как раз и есть путешествие к вечным райским обителям. И эта жизнь, эта райская жизнь, она начинается уже реально, здесь в нашей с вами жизни. Потому что мы сами своими руками, своими словами, своими мыслями творим или рай, или ад на земле. И все это начинается с нашей собственной души. И поэтому еще на древнем языческом храме было написано: познай себя.

Поэтому действительно всякая счастливая, правильно выстроенная духовная жизнь начинается с воззрения на самого себя. Где я? Для чего я живу, какова моя цель моей жизни? Какова конечная цель моей жизни? Что будет со мною дальше? Одного человека спросили: как ты стал верующим? И он ответил: когда передо мной стал выбор моего жизненного пути, я сам себе задал вопрос: хорошо. А что будет дальше, когда я закончу школу? Поступлю в институт. А дальше? А дальше работа. А дальше? А дальше благочестивая и любящая семья. А дальше? Дети. А дальше? Хорошая работа. А дальше? Уважение и почет. А дальше? Внуки. А дальше? Почетная старость. А дальше? А дальше - как и у всех, два метра под землей.

И вот тогда, говорит этот человек: я задумался, а стоит ли подниматься так высоко, чтобы потом также опускаться, как все? Если в тот момент он не знал о радостях христианской веры, не знал Евангелия, не знал радости бытия, не знал сути христианской православной веры. И тогда эта мысль о конце заставила меня задуматься и искать выход из этой жизни. Как же я был счастлив, когда впервые ко мне в руки попало Евангелие, которое преобразило всю мою жизнь! Потому что я именно там услышал, что всякий верующий человек смерти не увидит вовек. «Всякий верующий в Меня наследует жизнь вечную».

 И вот Писание нам как раз об этом и свидетельствует. Говорит, что да, действительно были эти реальные случаи воскресения из мертвых. Как мы сами исповедуем: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Еще в Ветхом Завете Господь называет себя Богом Авраама, Богом Исаака и говорит: «У меня все живы». И святой праведный Иов, помните, когда были невероятные страдания этого великого праведника, и вдруг в момент отчаяния, когда тело разлагается на части, подверженное страшной болезни, он говорит: «Я верю, что Господь восстановит распадающуюся плоть мою. И мои глаза, не глаза другого, увидят Господа моего». Вот эта вера даже среди ветхозаветных праведников зиждилась на этом реальном чуде воскресения из мертвых.

И Авраам приносит Исаака в жертву надежде. Надежде, когда нам апостол Павел говорит в одном из посланий, что с великой скорбью и великой болью готов был принести Авраам в жертву Исаака в надежде, что Бог способен воскресить его из мертвых. Только эта вера в бессмертие и в воскресение подвигла Авраама исполнить заповедь божию. И поэтому существовала не только вера ветхозаветных праведников, но эта вера направлялась и в Новом Завете. Мы знаем из евангельской истории о трех реальных воскресениях, которые были еще до воскресения самого Христа. Это воскресение дочери Иаира, это воскресение сына наинской вдовы, это воскресение Лазаря Четверодневного, который после своего воскресения прожил еще семнадцать лет. И был епископом на острове Кипр.

Ларнака- это местечко сейчас так называется, а раньше называлось Киттим. И поэтому святой праведный Лазарь поминается как епископ Киттимский, который был священником на острове Кипр после своего четырехдневного нахождения во гробе, а потом произошло его великое воскрешение. К великой радости за неделю до светлого Христова воскрешения. Мы вспоминаем Лазаря Четверодневного как величайшее событие в жизни евангельской, в жизни нашей церкви. И, конечно же, победоносное воскрешение нашего Господа, Который первый проложил путь к бессмертию. Поэтому апостол Павел так и говорил, что первенец -Христос, а потом Христовый. Как мы носили плоть перстного, то есть Адама, так будем носить образ небесный, то есть Христа.

 -У нас первый звонок. Слушаем вас.

 -Батюшка, благословите рабу божию Наталью.

 -Бог благословит.

 -Скажите, пожалуйста, вы сейчас объяснили, что после смерти происходит воссоединение души и тела, воскресение. И что делать, если сейчас многие люди сжигают своих родных? В этом случае что будет?

 -Дело в том, что не только сейчас сжигают родных и близких, так же пострадали и мученики. Вот сейчас, когда мы празднуем рождественские праздники, буквально был день памяти 20 тысяч мучеников Никомидийских, в храме сожженных. Они пострадали за Христа во времена гонений. Такой вопрос задавали Иоанну Златоусту. И он говорил, что если Бог из ничего создал человека, то тем более из этого праха земного эти частицы человеческие соберет всесильной и всемогущей волей и силой. Потому что создать из ничего было гораздо сложнее, чем восстановить уже существующее.

И такой же вопрос, сейчас благодарим за него. Такой же вопрос задали Исааку Ньютону. Задал его неверующий друг -скептик, который говорил: Вы, христиане, утверждаете, что Бог из праха земного вновь восстановит эти умершие и разложившиеся уже тела. Как это может быть?

Действительно, для такого скептического сознания это не область знания, а область веры. Человеку хочется каких-то реальных доказательств. И тогда Исаак проделал следующий опыт. У него была металлическая стружка. Там были какие-то плотницкие работы, стоял ящик с деревянной стружкой. Он эту металлическую стружку высыпал в стружку деревянную и попросил своего друга все это тщательно перемешать. И когда он все перемешал, то поднес к ящику большой магнит, и все металлические частицы пристали к магниту.

Этим примером он как бы сказал, что Господь найдет способ, как воссоздать тело человека, которое сожгли. Или оно разложилось естественным способом: в море утонул, рыбы съели. То есть здесь всесильная божья воля и Его действия, препятствий к действию не будет. Конечно, в православной среде не принято кремировать родных и близких своих. В основном это делается из финансовых соображений. Это все же гораздо дешевле, чем похоронить в наше непростое время. Но, все-таки, надо придерживаться нашей христианской традиции. Потому что мы молимся, чтобы избежать огня вечного. А тут своих родных и близких предаем уже здесь в этой жизни огню временному- и все же хотим избежать огня вечного! Поэтому не надо так поступать, если есть у нас реальный выбор.

 -У нас еще звонок. Слушаем вас.

 -Алле. Здравствуйте, батюшка Мельхиседек.

 -Здравствуйте. Что-то голос очень знакомый.

 -Это Александр.

 -Да. Слушаю вас.

 -Здоровья всем вам и радиослушателям.

 -Спасибо.

 -Батюшка, вот вы разъясните, пожалуйста. Вот Христос сказал, что мертвых нет, что все живы.

 -Да.

 -Пребывают как ангелы на небе. Это понятно, что мы будем как ангелы. На первом, на втором, на третьем там небе. Кому как Бог определит. Обителей много. Но вот дальше- то вопрос не растолковывается нам до конца. Кто больше, чем Иоанн Креститель? И я уразумел от Ветхого и Нового завета, что тот же самый ангел был послан Илии и был послан в Иоанне Крестителе и пострадал. Отсекли голову ему. Значит, он уже там другой чин получит? В царствии божьем? Уже выше будет? Там что, чинов много?

 -Ну, дело в том, что я сам немножко в этом вопросе запутался. Как на него ответить? Потому что здесь немножко сумбурно. Вопрос- то какой? Что Иоанн Креститель и был Иоанн Креститель, а не ангел, посланный во плоти. Что Иоанн Креститель тоже такой же человек, как и мы с вами. И здесь говорится о том, что меньший в царствии небесном больше Иоанна Крестителя. Имеется в виду ангельский чин, самый маленький из ангельских чинов, но больший, чем самый праведный человек на земле. Говорилось при жизни Иоанна Предтечи. Когда Иоанн Предтеча оказался уже в лике святых, то мы видим его там, где наш иконостас увенчивается крестом. И рядом с крестом всегда изображают Иоанна Предтечу и Пресвятую Богородицу. То- есть, честь Иоанна Предтечи очень и очень высока.

Даже наши храмы православные, когда делаются пятикупольными, то в центральном куполе пишется фреска или мозаика Господа, а в боковых приделах- Богородица и Иоанн Предтеча. Такая честь воздается этому великому праведнику, служителю покаяния. Поэтому нам надо не столько задумываться в каком чине он находится, а больше задумываться, чтобы последовать его словам в своей жизни: «Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное».

 -У нас еще звонок. И просьба придерживаться нашей темы. Слушаем вас.

 -Алле. Здравствуйте, батюшка. Благословите.

 -Бог благословит.

 -Батюшка, я вот слышал, что большими скорбями о своих покойных родственниках мы мешаем их душам уйти в небеса, подняться выше. Мы их приземляем.

 -Это наше безверие.

 -То -есть это все от безверия?

 -Ну, конечно. Я, когда читал труды святителя Феофана Затворника, наткнулся на удивительное высказывание. Он часто наблюдал эту картину, потому что был близок к народу, часто служил. Он говорит: я поражаюсь, почему мы, православные христиане, почти ежедневно убиваемся, когда наши родные и близкие переходят в вечность. Да они же отошли от худшего -к лучшему, от временного- к вечному, от тленного- к нетленному. И он говорит: и нам бы покойникам надо не панихиды, а молебны благодарственные заказывать. Не слезы проливать, а умиляться, что Господь избавил их от этого тела смертного.

Потому что милостив Господь, и долготерпелив, и многомилостив. Иоанн Златоуст говорит, что сама смерть есть великая милость божия, потому что этим пресекается грех. Этим пресекается болезнь. Смертью останавливаются страдания. И у Григория Нисского есть удивительные слова: смерть есть избавление от смерти. Потому что эти 70-80 лет, которые мы здесь, мы приносим как бы дань первородному греху. Вот эта наша смертность -это дань за первородный грех. Но после нашей смерти есть два варианта развития. Один путь с Богом, а другой путь без Него. Этот выбор совершается реально в этой жизни. Святитель Василий сказал: то, что не началось здесь, не начнется и там. То, что началось здесь, там во сто крат умножится.

Поэтому, говорит святитель Василий, давайте сейчас сразу делать то, что за нами пойдет в вечность. А за нами пойдет в вечность чистая совесть и добрые дела. Вот поэтому именно этим и надо сейчас озаботиться. Поэтому когда люди чрезмерно убиваются, кстати, святитель Феофан говорит: не поплакать нельзя, но в меру. И наша христианская вера, эти слезы, растворены радостью и радость растворена слезами. Слезами, потому что теперь с нами не будет близкого и любимого нам человека. Не услышим больше его слов, не почувствуем его любви, не увидим его поступков, дел. Люди часто плачут, потому что остаются одни, лишенные какой-то помощи и поддержки и взаимного общения. Но если мы искренне верим в воскресение мертвых, то наша скорбь не должна быть такой убийственной, какой она бывает у людей, совершенно далеких от церкви.

Мне вспоминается рассказа одного нашего иеромонаха, который служил на Оптинском подворье, когда оно еще было на «ВДНХ». Он рассказывает такую историю: привезли покойницу, молодую девушку лет семнадцати. Мать просто внесли в храм практически в бесчувственном состоянии. Я смотрю по одежде, по внешнему виду, что это люди, далекие от церкви. И ясно, что попытаться какое-то слово сказать бесполезно. Никто меня не услышит. Один только крик стоит, стон, ее утешают. Валерьянку, пустырник дают. Все бесполезно. Я совершаю чин отпевания- все такой же стоит рев. Я понимаю, что мои слова будут бесполезны, опять начинаю молиться. Совершаю панихиду, не торопясь, медленно, членораздельно. Смотрю, что вой уже стал поменьше.

Когда я совершил вторую панихиду после отпевания, у нее глаза просветлились, потому что столько слов во время панихиды, во время отпевания: «Где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь и радость бесконечная. Наставь его на лоно Авраама, соотнеси его к лику праведных, со святыми упокой, Христе, души раб Твоих». И мы в нашем простом обиходе, мы говорим: встретимся на том свете. Мы говорим: «новопреставленный», или «новопереставленный»- в записках попадаются такие слова. Новопереставленный. Действительно, был в одном месте, а переставился в другое, но существовать- то не перестал.

И наша христианская надежда должна растворять нашу скорбь. Люди, которые чрезмерно убиваются при потере своих родных и близких, конечно, движимы неверием. Потому что Бог- то зла не сотворил. Как и святитель Феофан, память которого мы с вами совершаем, сказал удивительные слова, дающие всем нам надежду на милосердие божие. Он сказал такие слова: на Страшном суде Бог будет искать не за что бы наказать человека, а за что бы оправдать человека. Лишь бы что-то нашлось доброго и верного за его душой.

 -У нас еще один телефонный звонок.

 -Добрый вечер.

 -Добрый вечер.

 -Это из Электростали вас беспокоят. У меня такой вопрос. Вот я сейчас читаю книжку игумена Александра, валаамского старца.

 -Замечательная книга. Всем ее рекомендую. Чтобы она у всех под подушкой была.

 -У меня она настольная книга. И тут я встретила такие вот слова: в юдоли плачевной. Вот я никак не могу сообразить, что это.

 -Ну, юдолью плачевной называется наша земля. Юдоль- то есть область. Область плачевная. Вот область плачевная- это наша с вами земля. Кто-то из мудрых людей сказал: есть место, где всегда плачут. Есть место, где никогда не плачут. Есть место, где много плачут. Вот место, где много плачут- это наша с вами земля. Есть место, где всегда плачут- это ад. Слово, которое с греческого переводится как место, лишенное света. И есть место, где никогда не плачут. Это рай. С греческого языка его переводят как цветущий сад.

Так вот мы сейчас с вами живем в месте, где много плачут, то есть в юдоли плачевной. Господь хочет, чтобы мы оказались в том месте, где никогда не плачут. И кстати, Иоанн Златоуст так и говорит: Бог нам напоминает о геенне, чтобы мы не оказались в геенне. Дьявол закрывает нам глаза на геенну, чтобы мы оказались в геенне. И у Исаака Сирина есть потрясающие слова. Он говорит, что дьявол дал бы человеку все сокровища мира только за один помысел, чтобы человек никогда не задумывался о своей кончине. Потому что знают все лукавые, что как только спадет помысел такой на сердце человеку, такой человек отстраняется этим помыслом от всякого греха.

Потому что он тогда наделяется и страхом божиим и любовью к Богу. Помысел по конечности существования, помысел о смерти. Кстати, многие святые и подвижники благочестия призывают иметь память о смерти. Многие современные скептики говорят о том, что это мешает жить. Как можно жить с таким помыслом? Это же не праздник жизни, это способность ввести человека в какой-то пессимизм, уныние, апатию, опустить руки. Но оказывается, что действие совершенно противоположное, когда человек ЗНАЕТ-ему лучше от этого. Я много знал людей, которым ставили диагноз рака, и люди понимали, что это финишная прямая. И как же активно, духовно они начинали жить! Я видел людей, которые в последние месяцы болезни имели возможность посещать храм. Они из храма не выходили. Потому что работать они уже не могли по состоянию здоровья. Бегать бесконечно по больницам уже не имело смысла, так результат, как правило, был один и тот же.

У меня отец мой, уже почивший, раб божий Димитрий, в 2001 году я с ним был в больнице, и врач установил диагноз: рак. Мы с ним беседовали, и он говорил: ну вы же разбираетесь немного в медицине, да, говорю, конечно. Вот такие-то анализы. Я говорю: вижу. Ну а какой прогноз? Он говорит: ну, год еще проживет. А если операцию сделать? А если операцию сделать- года два проживет. И так и получилось. Я отцу все рассказал, и он выбрал путь уже немного другой. Если уже невтерпеж будет, тогда сделаем операцию. И он потихоньку угасал. Пришел осознанно к вере. Исповедовался, причащался. В последние дни в течение двух недель я вообще причащал его каждый день. И так и получилось- два года. Только два года не мотания по больницам, не бесконечные операции, химии, пересадки и прочее. И прочее. А человек ухватился за Бога. И так с Богом и остался.

И кстати ко мне вчера вечером приезжал один знакомый человек, он находится в состоянии приближения к вере. И он говорит: батюшка, а почему у нас на православных куполах полумесяц? На наших крестах. Не на куполах, а на крестах. Крест, который венчает купол. Почему там полумесяц? Я говорю, а ты внимательно смотрел? Он говорит: ну, вроде внимательно. Ну, посмотри вот эта нижняя перекладина, которая напоминает, вернее может напоминать полумесяц, она же всегда строго горизонтальна. И не под каким наклоном. Это символ ладьи. А крест- это парус. И когда парус расправлен, тогда дует попутный ветер. И когда человек несет крест, а мы несем крест, а крест несет нас. Он несет нас только в одном случае. Когда мы несем крест.

Это первое толкование этой перекладины. Которая строго горизонтальный полукруг. А второе толкование такого изображения креста: это крест с таким полукругом внизу напоминает собой якорь. И мы крестом, как якорем цепляемся за небо. А если наш якорь брошен на небо, то тогда корабль наш- а церковь и храм напоминают собой корабль, и даже говорится, что церковь -корабль спасения- то ничто не поколеблет нас. Потому что наш якорь находится в надежном месте. И поэтому когда мы движимы этой верой- в бессмертие, в воскресенье- это для нас и является нашим основанием, и нашим якорем.

 

 -У нас еще один телефонный звонок.

 -Добрый вечер.

 -Добрый вечер.

 -Это Валерий.

 -Да. Слушаю вас.

 -Если я правильно понимаю, наше будущее состояние в потустороннем мире зависит от того, насколько мы сможем накопить святого духа вот здесь на земле. И в этой связи вопрос по евангелию о Луки. Это 11 глава 13 стих. Я позволю себе процитировать.

 -Да, слушаю.

 -« Земные отцы, будучи грешны (злы), дают добрую пищу своим детям, а не такую, которая могла бы повредить им. Насколько же больше земных отцов расположен к даяниям благим просящим у Него Отец Небесный, - восклицает Иисус. О Духе Святом, Которого предстоит получить Его ученикам (Деян. 2:1-4), Господь говорит как о лучшем из "благих даяний". Однако Небесный Отец раздает как небесные, так и земные благословения.

Вот здесь основные слова- это «Духа Святаго». То- есть, вопрос заключается в следующем: Как правильно просить Духа Святого?

 -Вы задали интересный, замечательный вопрос. Апостолы подошли и просили у Господа: умножь в нас веру. И вера, и Дух Святой, и наша с вами жизнь- это, конечно, дар милосердия божьего. Поэтому если кто-то думает, что он пришел к вере благодаря каким-то рассуждениям, подвигам. Своими молитвами, молитвами своих родственников. Вот он читал книги, Евангелие, друзья ему об этом рассказали. Бабушка за руку в храм привела, и он думает, что так вот все было, таким естественным путем. Дело в том, что многие берут в руки Евангелие, многих бабушка приводит за руку в церковь. Многим свои друзьям друзья рассказывают о вере. И, тем не менее, единицы принимают веру, и единицам Господь дает такой дар веры. Это дар. Это от нас был только выбор принять этот дар. И просим мы благодати Святого Духа каждый раз, когда мы с вами совершаем молитву утреннюю и вечернюю. Каждый раз, когда мы с вами подходим к таинству исповеди и таинству святого причащения. Потому - что такое благодать Святого Духа? Это милость, это энергия. Это божественная любовь. И к этому с одной стороны должна быть вера, а с другой стороны- это дар, и должно быть расположение принять этот дар.

Понятно, что Писание нам говорит: не мерою Бог дает нам духа. Помните, Валерий, как самарянка приходит к Господу и говорит: вот отцы наши говорят, что надо молиться в Иерусалиме, а мои учителя говорят, что надо молиться на горе Гарезим. Как же: так или так? Тогда Он говорит, что придет время, когда истинные поклонники поклонятся Богу духом и истиною. И не в Иерусалиме, и не на горе Гарезим надо поклоняться Богу, а надо поклоняться Богу в Духе и истине, ибо не мерою Бог дает духа.

И вот это даяние духа, это, конечно, тайна бытия божия. И вот то, что в нашей духовной жизни нет математической строгости, это великая милость божия для каждого из нас, что мы с вами живем не только по закону, но и по благодати. Потому что на день святой Пасхи мы читаем замечательные слова: ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Я когда приходил только к вере, я умилялся вот этой притчей Спасителя о наемнике, вернее о господине, который нанял работников. И каждому дал по динарию. И в первый час, и в третий, и в шестой, и в одиннадцатый час. И я себя ощущал наемником, который пришел в одиннадцатый час. И настолько это было умилительно сознавать, что у Бога не по нашим человеческим меркам и не по нашим человеческим правилам. Один трудился с юности, а другой только под конец жизни пришел к вере. А получает благодать, спасение, милость, получает дар Святого Духа независимо от его трудов, подвига, который успел совершить. Он может вообще ничего не успел совершить, может, был один только душевный порыв. И поэтому мы испрашиваем этой силы, этой благодати помилования.

Поэтому в церкви мы слышим не только: Подай, Господи; но и просим: Господи, помилуй! То- есть даром, бесплатно, за так, вопреки нашей повседневной жизни. Однажды в беседе с отцом Иоанном Крестьянкиным я слышал, как он передал разговор со своим другом архимандритом Клавдианом. Как отец Клавдиан у него однажды спросил: батюшка, вот я читал всю жизнь и очень разные молитвы, и когда-то и «Отче наш» очень часто произносил, было основной молитвой, потом иисусова молитва, потом перемежалось молитвы Богородице, а вот в последнее время какая-то молитва навязалась мне на уста. Вот батюшка, правильно я молюсь или нет? Потому что ее в молитвослове нет. А он говорит: а какая молитва?

Да вот мне как-то во время службы пришла в душу такая молитва, и так прибилась, и я ее сейчас часто произношу. Вот хотел у вас совета спросить, можно ли так молиться. А как ты молишься? Он говорит: Господи, спаси меня за так. За так- то -есть не за что. Поэтому мы и спрашиваем благодати Святого Духа. Когда мы слышим Господа: просите и дастся вам, ищите и обрящете. Господи, умножь в нас веру. С одной стороны есть желание иметь веру. А с другой стороны -понимаешь, что это какой-то непостижимый дар божий. Так же и благодать святого духа- это тоже непостижимый дар божий.

Кстати, то же самое святитель Феофан Затворник писал в своих воспоминаниях. Однажды спросила у него одна раба божия в переписке: отче скажите мне, вот я причащалась в такой-то праздник и готовилась, исповедовалась, но я не ощутила той благодати, которая бывает обычно, когда я причащалась в такие большие праздники. Вроде бы все делала так же. Ну, и перечисляет, что она делала. И вот интересный ответ. Я думаю, - пишет святитель Феофан,- что у вас не было в достаточном количестве духовного напряжения. Чтобы благодать святого духа сподобиться получить, надо подходить с соответствующим сосудом. То- есть от нас должно показать Богу свой подвиг, свое желание, свое расположение.

Чтобы не между делом забежать, не между делом исповедаться, не между делом причаститься. Нет, все должно быть с определенной духовной подготовкой. С определенным духовным напряжением. Апостол Павел так и говорит: "Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" .Сеющий доброе пожнет доброе, а сеющий злое пожнет злое. Поэтому будем испрашивать этой благодати Святого Духа, священного дара милосердия. И будем готовы принять этот дар. И не только принять, но и сохранить, и умножить. Кто в 30, кто в 60, а кто и во сто крат.

Дорогие братья и сестры. Напоминаем, что мы в прямом эфире радио Радонеж, и Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы, или присылать свои вопросы по смс.

 -У нас с вами телефонный звонок.

 -Добрый вечер, дорогой батюшка.

 -Здравствуйте.

 -Спасибо вам огромное за ваши проповеди, за наставления авторитетные. С прошедшими праздниками Рождества и Крещения вас.

 -Спасибо.

 -Владимир, Москва.

 -Да, я вас слушаю.

 -Спасибо огромное. У меня вопрос такой. Батюшка подскажите, пожалуйста. Вот у нас женой был два раза замерший плод. У нас есть ребенок один. Девочка. Ей 9 лет. А два раза вот было, ну не подряд, а с разницей примерно в год. Я ходил к своему духовному батюшке. А он говорил: а тебя Господь- то благословил на детей? Значит, надо решать какие-то проблемы со здоровьем у жены, да? Как батюшка говорит. Вы мне что-нибудь посоветуйте. Я очень доверяю вашим авторитетным ответам.

И второй вопрос по поводу псалтыря. Можно ли его читать не в утренних или после утренних или вечерних, а в течение дня, если у меня есть свободное время?

 -Я понял.

 -Низкий вам поклон, спасибо.

 -Спасибо за доверие. Дело в том, что псалтырь и вообще молитва- это дыхание души. Мы с вами дышим при любых обстоятельствах жизни. Если мы к молитве относимся именно так, то говорим: молитва- дыхание души. У епископа Игнатия вообще есть очень смелое выражение: Молись и делай, что хочешь. Молись и делай, что хочешь, потому что молящийся человек ничего не сделает противного воле божьей. Поэтому, как только есть какая-то возможность, надо ее благодатно использовать. А для этого надо пойти по такому пути, надо некоторые псалмы, которые мы с вами чаще всего употребляем, надо выучить наизусть. Чтобы не только книжка, но и эта молитва была всегда с вами.

Мы очень много времени тратим в транспорте. Когда едем в храм, когда едем на работу. Это огромные просто часы. И когда человек про себя повторяет пятидесятый псалом: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей... Девяностый псалом.: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Сто сорок второй: Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей… Сто сорок пятый: Хвали, душа моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Тридцать третий псалом: Благословлю Господа во всякое время, выну хвала Ему во устех моих. То- есть те псалмы, которые мы церковные люди часто слышим в церкви, часто читаем. Их надо подучить. И они станут достоянием вашего ума и сердца.

А плод, который у вашей супруги дважды перестал развиваться, то что же делать? Это наша жизнь. У нас у всех есть и больные зубы, и гипертония. И это встречается не только у вашей жены. Потому что не всякая беременность стопроцентно заканчивается родами. Это наша жизнь. И к этому надо относиться философски. С одной стороны спокойно: Бог дал, Бог взял. А с другой стороны мы должны делать все от нас зависящее. Что это значит? Какие-то причины есть. Может быть, какой-то перегруз, может, всплеск гипертонии, была какая-то инфекция. От чего-то не удержались, когда не советовали ходить на работу, когда был грипп, и это последствия перенесенного гриппа.

То -есть каждая женщина должна внимательно относиться к своей беременности, особенно в наше непростое время. И тем более людям, живущим в Москве, где сплошная антиэкология, конечно, надо к себе относиться внимательно. Соблюдать режим труда и отдыха. Особенно, когда вообще не было детей. Надо вообще чрезвычайно внимательно и осторожно относиться к вынашиванию. Нет ничего дороже жизни. И если работа чрезмерно утомляет, пусть лучше муж на двух работах устраивается, лишь бы оградить жену от каких-то потрясений, стрессов.

Начальник какой-то наорет, нервы испортит, еще чего-то. Поэтому, особенно когда люди долго детей не имеют, они с каким благоговением, с каким трепетом относятся к этому дару, который получили! Тоже надо от себя попробовать все возможное сделать и создать обстановку и среду для жены, для ее благополучного вынашивания плода.

 -У нас еще поступили по нашей теме интересные звонки. Вопрос был такой.

 -Как же так? Священное Писание говорит о том, что радости вашей никто не отнимет у вас. Но вот, если я православная христианка, хожу в церковь, а муж мой неверующий, пьяница. И если он окажется в аду, а я в раю, то как же я буду иметь полноту радости? Все-таки он для меня дорогой и близкий человек, с которым мы прожили двадцать два года. Он будет в аду, а я в раю. Вот такой вопрос нам пришел по смс.

 -Ответ такой. Вы слишком рано себя отправляете в рай, а мужа отправляете в ад. Даже если он сейчас неверующий и пьет. Да, действительно, об этом есть слова в Священном Писании, но мы не знаем конечных судеб человека. Мы помним слова того же Священного Писания. Всякий, кто назовет имя Господне, спасется. Покаявшемуся разбойнику для того, чтобы войти в рай, ему необходимо было всего лишь несколько часов жизни с Богом, а может быть и нескольких минут после его покаяния и еще мучений на кресте, после этого, покаявшись, разбойник наследует рай.

Поэтому вот мы как раз сегодня и слышали, что мы спасаемся благодатью Святого Духа. Мы спасаемся не по делам, не по заслугам. Мы спасаемся всемилостью божьей и желанием принять этот дар милости божьей. Поэтому Бог в ад никого не отправляет. Люди сами, как апостол Павел говорил в Послании к римлянам: они погибают из-за того, что не приняли любви истинной. Не Бог послал людей туда, а мы сами, люди, себе это место уготовили. Потому что Бог хочет всех-всех спасти и в разум истины прийти.

Вот. И поэтому слишком рано отправлять мужа в ад, а себя в рай. Но есть интересный ответ преподобного Ефрема Сирина на такой вопрос. Потому что многие действительно на самом деле задумываются и переживают, как там будет. И притча и вопрос, заданный саддукеями Спасителю немножко приоткрывает нам, что же будет там в вечности. Ему задали такой каверзный вопрос: вот смотри,- они обращаются к Спасителю. Была одна женщина и семь братьев. И все они по очереди имели ее своей женой. Один умирал, и другой брат брал ее себе в жены. И вот она была женой семерых. Вот когда воскреснут, кого из них она будет женою?

 -И Господь говорит: в царствии небесном не женятся, не посягают, ни замуж не выходят, но пребывают как ангелы на небесах, сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых. И умереть уже не могут, но подобны ангелам будущим, сынам божьими, сынам воскресения.

Так вот сыны божии и сыны воскресения, и жизнь после воскресения, это совершенно какая-то иная, другая, непостижимая для нас жизнь. Она только немного освещена в Священном Писании. А о том, что Бог точно сделает так, что даже если мы окажемся в разных местах, то как Он сам сказал: увижу вас, возрадуется сердце ваше. И радости вашей никто не отнимет у вас. Если Бог обещал это, Он так и сделает. И есть интересные цитаты у святого Ефрема Сирина на ваш вопрос.

«Как чувственным солнцем наслаждается каждый, соразмерно чистоте и приемлемости силы зрения, и как от одного светильника в одном доме освещение бывает различно, хотя свет не делится на многие светения, так в будущем веке все праведные нераздельно водворяются в одной стране, но каждый в своей мере озаряется одним мысленным солнцем и по достоинству своему привлекает к себе радость и веселие, как бы из одного воздуха, от одного места, престола, зрелища и образа. И никто не видит меры друга своего, как высшего, так и низшего, чтобы, если увидит превосходящую благодать друга и свое лишение, не было это для него причиною печали и скорби. Да не будет сего там, где нет ни печали, ни воздыхания! Напротив того, каждый, по данной ему благодати, веселится внутренне в своей мере. Вне же всех одно зрелище и одна страна [3], и кроме сих двух степеней нет иного посредствующего степени, разумею же одну степень горнюю, другую дольнюю, посреди же их разнообразие в разности воздаяний.

Посему прекрасное дело научать людей благости Божией, привлекать их непрерывностию Промысла Божия и от заблуждения приводить к познанию истины. Ибо таков был образ действия у Христа и у апостолов, и он весьма высок. Если же человек, при таковом образе жизни и частом общении с людьми, чувствует в себе, что немощна совесть его при воззрении на существующее, и возмущается тишина его, и помрачается ведение, потому что ум его имеет еще нужду в охранении и в подчинении чувств, и, желая врачевать других, губит он собственное свое здравие, и, оставляя собственную свободу воли своей, приходит в смятение ума».

Вот вам ответ из преподобного Ефрема Силина. Еще когда беседуешь с молодежью, то они часто задают такой вопрос: ну вот вы говорите вечность, вечность. Но это же так скучно! Это же бесконечно длящееся время. Дело в том, что если переносить на наш образ, на тот образ жизни, конечно: вечно и вечно телевизор. Вечно и вечно работа. Вечно и вечно футбол. Вечно и вечно компьютер. Вечно и вечно курение, пьянка и прочее. И прочее пустоделие. И молодым людям уже в этой-то жизни скучно, не говоря уже о том, если они переносят свой образ туда в вечность.

А вот интересно, как же нам, православным людям, взглянуть на вечность и на образ жизни - там? Дело в том, что вечность есть отсутствие протяженности. Вечность это образ существования этого мира, существования моления. Вечность- это бесконечно длящееся время, это какое-то иное состояние. Но все-таки, что же там? Что нам святые отцы говорят о том, чем же душа и тело воскресшего человека, какой образ жизни будет иметь после воскресения?

У блаженного Августина мы находим следующий ответ. Блаженные на небе будут созерцать, любить, хвалить и обладать. В этом будет состоять все их бесконечное занятие. Никогда они не перестанут созерцать, и потому будут всегда восхищены любовью. И пока их сердце исполнено любви, уста их наполняются хвалой, а пока они хвалят Бога, они будут наслаждаться радостью и блаженством, и, таким образом, эти различные занятия будут составлять их блаженство во всю Вечность.

Блаженные на небе будут созерцать, любить, хвалить и обладать. И вот я от всей души, дорогие возлюбленные мои братья и сестры, желаю, чтобы мы, стремящиеся к жизни будущего века, чающие воскресения мертвых, испрашивающие для этого благодати Святого Духа и веры на самом деле когда-нибудь своими глазами увидели все, о чем мы слышим в Священном Писании, то, что составляет предмет и область нашей веры. Чтобы мы вместе с блаженным Иовом могли бы сказать: мои глаза, не глаза другого, увидят Господа Бога моего.

Поэтому вам всем и самому себе от всей души желаю жизни будущего века. Как один из наших замечательных поэтов сказал: Владеем мы всерадостною тайной. Бессильно зло. Мы вечны, с нами Бог. Смерть есть к жизни приближение. К жизни той, где смерти нет. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+