Перейти к основному содержанию

04:37 22.07.2019

Читает ли ангел-хранитель мысли или только то, что я произнесла вслух? У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов и протоиерей Александр Березовский.

09.04.2014 12:49:43

- Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Радио «Радонеж» в прямом эфире. Вы можете звонить по телефону и задавать свои вопросы. Мы начинаем с отцом Александром нашу обычную программу. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

- Отец Дмитрий, растолкуйте, пожалуйста, слова Христа: да будет он тебе как язычник и мытарь. А если согрешивший против тебя -  это твой отец, то как с ним поступить?

- Ну, всякие бывают коллизии. Но иудеи обходили стороной язычников и мытарей и старались с ними не общаться.

- Обходили стороной?

- За три версты. Поэтому Господь так, для наглядности сказал, чтобы с такими людьми просто не общались. А бывает так, что и родной отец может исповедовать античеловеческую жизненную позицию. Поэтому всякие бывают коллизии.

- И в тоже время Господь призывает нас любить врагов наших.

- Любить -  это не значит обниматься и целоваться.

- Люблю, но обхожу за три версты.

- Да. Именно из-за любви. Чтобы не вступать в общение, чтобы не было скандалов. Не дай Бог возникнет драка, поножовщина. Это, по-моему очень разумная мера.

- Добрый вечер. Я хочу задать вам вопрос по поводу причастия. Вот у нас во время причастия, некоторые прихожане, которые уже причастились, отходят в сторонку и начинают читать благодарственные молитвы. А причастие еще идет. И вот те, которые идут после них на причастие думают, что вот, мы не успеем их прочитать, закончится причастие и уже общие начнутся чтения. И какое-то смущение на душе. Как вот быть в такой ситуации? Обращать на это внимание или нет?

- Я вы знаете, даже не понял вопроса. Ну, один читает, другой чешет спину, третий ковыряет в носу, пятый просит еще запивочки шестой стаканчик ему налить. В общем, каждый поступает по размышлению собственного ума. Я не совсем понимаю, какое для нас занятие думать, что он читает-может, он Пушкина читает? Какое наше дело- то вообще?

- Но хочется, чтобы все было по чину.

- Ну, хочется - и замечательно. Вот дома, если муж не против, то по согласованию с ним сделайте все по чину.

- А разве церковь - это не наш родной дом, в котором мы должны тоже принимать участие?

- Ну, хорошо. А если грудные дети начнут в доме хозяйничать? У каждого человека есть свои функции. У настоятеля одна функция, у священника другая, у дьякона третья. Четвертая у псаломщика, у певчего, у регента хора и так далее. У каждого своя функция.

- Функция прихожанина какова?

- Функция участвовать в божественной литургии.

- То есть ты переступил порог храма и должен погрузиться в молитву.

- Нет, ну, если он увидит, что совершается какое-то беззаконие. Ну, например, некий ребенок, оторвавшийся от мамы, творит там не зная что. Надо взять за ручку, может, даже взять на руки, постараться найти его маму. Как-то успокоить. Или кто-то слишком громко говорит. Бывает, человек глуховат, или выпивши.

- Ну, а если прихожанам не нравится, например, чтение? Они могут как-то воздействовать через настоятеля…

- Чтение чье? Если кто-то плохо читает. Надо сказать: отец настоятель, вы обратите внимание, вот этот чтец путает ударения, читает тихо, бормочет себе под нос. Очень просим вас принять меры. Это вполне уместно.

- А когда прихожане пытаются воздействовать через настоятеля на убранство храма, где какие иконы повесить?

- Ну почему, каждый прихожанин может давать свои предложения. Они не так часто, но бывают вполне толковые.

- То- есть такое участие в приходской жизни принять.

- А почему нет?

- Ну- часто говорят: твое дело стоять и молиться. А все остальное не твоя забота.

- Ну, это главное, конечно. Нет, ну, бывает что человеку не нравится, что вот икона, которая видела на каком-то месте, а теперь ее там нет. Он говорит: я привык. Ну а если икона на реставрации? А если вместо этой иконы приобрели другую в пятьсот раз лучше? Вот он привык! Привык - это не аргумент.

- Можно высказать свою просьбу.

- Ну, а почему нет? Все- участники церковной общины. Другое дело, когда человек в первый раз пришел в церковь и начинает там выступать. Ну, это уже слишком дерзко.

- Объясните слова Христа: Мне отмщение и Азъ воздам. Нежели Бог мстит человеку?

- Нет, конечно, Бог не мстит, у него таких чувств даже нет. Ну, у нас же обычно мы прикрываем желание отомстить вразумлением этого человека. Господь говорит: что это Моя прерогатива, а не ваша.

- То- есть, Я его научу.

- Ну, Он сам знает как. В какой форме, с какой силой должно быть это воздействие.

- У меня есть близкий друг, который живет в монастыре. Он сильно пьет. Когда я спрашиваю, почему он так делает- он отвечает, что у него пусто на душе. Как это понять что у человека пусто на душе? Отчего такое может быть? И чем ему можно помочь?

- Ну, помочь всегда можно молитвой. Помолиться за него. А пусто на душе потому что, когда человек напоен благодатью божьей- он в вине не нуждается. Даже бывает, что вино вступает в противоречие. Ему даже и не хочется. Потому что присутствие благодати божьей дает человеку только отрезвление. И если ум хоть чуть-чуть на какую-то сотую долю градуса находится под воздействием вина, благодать божия уже будет отходить.

И те люди, которые об этом заботятся, они предпочитают вина не пить. Ну, у каждого человека есть какие-то продукты, которые ему не полезны, вредны даже, он их не любит. Он же старается их избегать? Так же и здесь.

- Здесь вино как путь убежать от этой пустоты, как-то ее заполнить.

- Но ведь раз человек пришел в монастырь- он должен знать, что в христианстве нет такой тропинки, по которой стоит убежать, на которой написано «вино». Это прямо противоречит вообще учению Христову.

- То- есть здесь человек просто оказался слаб.

- Нет. Он может быть и силен. Но может, он невежественен. Ну, может, у него просто страсть.

- Есть ли что выше дара рассуждения? Какая добродетель может быть поставлена выше?

- Вообще-то дар рассуждения - это в действительности не добродетель. А действительно дар. Сам дар это даже выше, чем любовь. Но это вещь все-таки редкая. А дар любви может постичь любой человек. Ну, как монахом могут быть не все, а спастись могут все, кто пожелает.

- Батюшка, но рассуждение полезно каждому человеку. Почему этот дар дается не всем?

- Ну, имеется в виду дар такой, когда человек может в любой ситуации найти решение. Но обычно это когда не касается самого себя. Здесь всегда есть затруднения, и человеку лучше с кем-то посоветоваться. Как говорится, чужую беду руками разведу.

- Да. В чужой жизни все специалисты.

- Бога правильнее молить о браке с определенным человеком или о создании семьи в целом?

- Это зависит от задачи.

- Ну, вот если человек выбрал объект своего желания. Не будет ли навязывание Богу своего решения, если молить именно о браке с ним?

- Богу вообще нельзя ничего навязать. Если Бог что-то попустит, то это для нашего блага. Если только из этого мы сумеем извлечь урок.

- То есть человек о чем-то настаивает, Бог ему уступает, а потом оказывается, что это совсем не то, что хотелось бы.

- Да.

- И говорит: ну что же Бог меня не остановил?

- Сделать тебя немым? Или чтобы парализовало правую руку? Чтобы ты не смог перекреститься? Или вообще чтобы слег? Чтобы до ЗАГСа не смог дойти? Что ты предпочитаешь?

- Нет. Хочется чтобы без болезней, так тихонечко…

- Ну что значит тихонечко? Если человек упрямо проявляет свою волю: хочу, люблю и прочее. И ничего он слышать не хочет и не может. Ну что ж тут сделаешь?

- Придется уступить.

- Да. Вот что-то зачастило в этом году, просто идут один за другим люди, которые прожили в браке два месяца, три месяца, четыре. Просто косяками идут.

- И что хотят?

- Ну как что? Жалуются. Говорят, как быть? Жить невозможно.

- Просто невмоготу.

- Да. Невмоготу. Спрашиваю: ну и сколько ты его знала до вступления в брак? Месяц. Я представляю, как сильно хотелось замуж. Ну, прямо как из пушки.

- Ну, вот и результат.

- Ну да. Ну, это не каждый месяц. Некоторые и подольше. Я вот теперь, когда подходит пара- сегодня вот еще вечером подошла- я сразу: ну что? Разводимся?

- Есть вопрос, батюшка.

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Добрый вечер. Мне непонятны выражения в 50-м псалме, покаянном: «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы». Вот это мне не понятно немного.

- Отец Александр, помоги человеку.

- Я только первый вопрос успел записать. Человек может оправдаться только словом божьим, когда последует за ним. Как мы сейчас уже рассуждали на эту тему. Хочется, но если он свое хочу превозмогает и идет за словом божьим, то все для него оказывается правильным и благостным. И оказывается, что слово божие как раз человека и оправдывает. Что человек пошел за Богом, и оказался прав. К сожалению, второй вопрос я не успел записать.

-  и да созиждутся стены Иерусалимския.

-  Созиждутся стены Иерусалимския?

- Ну, я могу точно прочесть. Дай мне Писание. Тут есть у нас псалтирь. Прямо русский текст, он, может быть, даст больше.

Вот: Окажи, Господи, благоволение Твое Сиону, воздвигни стены Иерусалимские. Тогда благоволить будешь к жертве правды, возношению и всесожжению; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

- О чем идет речь?

- Стены Иерусалима? Город царя. Город Спасителя.

- А почему нужно воздвигнуть ему стены?

- Для того, чтобы оградить себя от воздействия?

- Нет. Тут царь Давид писал об определенных реалиях. Город был разрушен. Каждый нормальный еврей в то время молился о воздвижении этих стен. И вот он молился о благоволении Твоем Сиону. Под Сионом именуется народ божий, которого нужно облагодетельствовать, вернуть ему утраченное. Царь Давид писал этот покаянный канон, и он плакал в этом псалме о своих грехах. Потому что он как верующий человек понимал: то, что происходит с ним- это за грехи. И вот он молится о том, чтобы вернуться в исходное положение. Чтобы стены воздвиглись и облагодетельствовали.

-  Тогда благоволить будешь к жертве правды, возношению и всесожжению; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

- Да.

- И все сожжения и возношения…

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Добрый вечер.

- Сорвался звонок.

- Почему на литургии в церкви батюшка выходит из алтаря и просит прощения у прихожан? В чем он перед ними виноват?

- А, может, закашлялся во время произнесения ектеньи или возгласа? А, может, у него набедренник съехал на спину…

- Чем-то кого-то смутил.

- Да, кто знает? Может, не сделал замечание тем, кто молитвы сразу начинает читать? А другой возмутился.

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Добрый вечер. Это Виктор из Москвы. У меня такой вопрос. Вот я несколько лет тому назад прочитал книгу в интернете Александр Литвиненко «ЛПГ-Лубянская преступная группировка». Можно ли в пост читать такую книгу? Спаси Господи!

- Понятия не имею.

- Возможна ли ложь, чтобы скрыть свои добрые дела?

- Возможна.

- То есть это такой повод уважительный?

- Ну, конечно. Вообще, людское любопытство это не повод для того, чтобы перед каждым раскрывать свою душу.

- Ну, тогда частенько придется прибегать ко лжи. Люди очень любопытны.

- Это не ложь. Понимаешь? Надо различать. Подходит женщина ко мне и говорит: батюшка, вот мне сегодня приснилось…Я говорю: стоп. Мне сегодня приснился огромный зеленый крокодил. Она говорит: нет, вот постойте. Я говорю: а вчера мне приснился огромный бегемот. Давай сейчас до конца дня будем рассказывать, кому что приснилось. Я здесь вообще-то по другому поводу. Вообще –стою, и у меня другие задачи.

- Может она думает, что вы толкователь снов.

- Да нет. Некоторые сны бывают, ну я прямо не знаю, хоть в какой-то книге пиши пророческой. Вот, недавно пришел ко мне один мусульманин, таджик, и рассказал сон. Я говорю: ну, ничего себе! Это просто такое провидение. Я говорю: быть тебе христианином.

- Вы выслушали батюшка его сон?

- Ну, тут, понимаете…. Во-первых, не так уж часто таджики приходят. Тем более, он отрекомендовался: я мусульманин. Я его спросил, ходит ли он в мечеть? Он говорит: каждую пятницу хожу. То есть религиозный человек.

- А почему же он пришел к вам?

- Сам не знаю. Видимо, вот этот сон. Ну, сон такой действительно необыкновенный. Обычно человеку такие сны не снятся. Это что-то такое вообще…. Я не буду пересказывать. Ну, это вот, я не знаю, может, бывает раз в 15 лет. Кто-то там чего-то. А так обычно….

- А вот как человеку понять, может, действительно это посещение божие?

- Дело в том, что когда мусульманин приходит в православный храм и хочет поговорить с православным священником, это что-то вообще очень серьезное произошло в мире. Это случай экстраординарный. У нас же не приходят косяками практикующие мусульмане, чтобы пообщаться со священником. Поэтому тут понятное дело, это привлекло мое внимание. Он последнего дождался. Вот, воспитанный человек. Дождался последнего, подошел. Вернее- я к нему подошел. Смотрю- стоит. Я говорю: ну что? А я смотрю- стоит и не очень решается.

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Добрый вечер.

- Благословите, отцы. Раб божий Сергий

- Бог благословит.

- Вот поясните мне, пожалуйста, выражение: Бог простил и я прощаю. Тут как бы с одной стороны все понятно, а с другой? Это я что, следуя за Богом- прощаю? После Бога? Или как вообще это понимать?

- Ну, да. Что Господь нам прощает грехи. И мы должны прощать. Это как бы- понимаете, краткое изложение Евангелия. Что если будете прощать своим ближним согрешения, то и Господь простит вам прегрешения ваши.

- Как простить людей, которые не просят прощения, не раскаиваются, а наоборот с каждым разом делают все больше гадостей?

- А что с ними делать? Я не расслышал.

- Простить.

- Вот, большинство людей не понимают, что такое простить. В этом вся проблема.

- Не помнить зла, которое они творили. Но они его творят каждый день.

- Не знаю, я таких не встречал, Вот не знаю, ну не попадались. Мне кажется, что это какая-то фантастика.

- Я такой рассказ однажды слышал, про соседей, которые…

- Нет, ну там уже война. Это другое дело.

- Эти соседи, видно, затеяли такую жизнь, чтобы отравить жизнь своим соседям, чтобы завладеть со временем их квартирой, может быть?

- Ну, возьми, продай свою площадь, и поезжай в другое место. И пусть другие воюют. Господи помилуй! Какие сейчас проблемы- то?

- Проблема в душе. Я- то уеду, но с обидой на них.

- Да нет. Уехал, забыл и простил.

- Забыл…Человек прожил, может, полвека в этой квартире…

- Ну, и полвека в другой проживет. А вечность уже будет в третьей квартире. Там, на кладбище. Маленькая такая, однокомнатная. Будешь жить в каморочке два на полтора.

- Существует ли генетическая склонность к определенным грехам?

- Генетическая не знаю, а наследственность бывает. Конечно не в ста процентах случаев.

- Ну, говорят, что сексуальные извращения генетически передаются.

- Не знаю. Мне об этом не известно. Это надо у специалистов спросить.

- Если такая зависимость есть, то какова вина человека?

- Никакой. Такого не суди, пусть делает, что хочет, и прочее. И ни в чем не виноват. Дайте ему полную свободу. Он ни в чем не виноват.

- То есть все, опускаем этот вопрос.

- Ну, все это какая-то чушь. Вот бенгальский тигр съел человека.

- Кто виноват?

- Его за это убили. Чем бедный тигр виноват? Сейчас порешаем. У нас передача не об этом.

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Добрый вечер, Дмитрий Николаевич и Александр Юрьевич.

- А вас как зовут?

- Виталий.

- Отец Виталий, слушаем вас.

- У меня вот такой вопрос. Почему Бог, например, не сделал одного языка и одну национальность? И сколько живет дьявол от своего рождения? Почему он нам мешает? Ну, питался он бы травой, или еще чем-нибудь. Почему он питается душами? То- есть, почему так вот Господь определил, что…

- Отец Виталий, дорогой, никогда дьявол не питался никаким душами. Ну, что вы сочиняете? Это, может быть такой художественный образ? Может, на фресках изображают, как дьявол проглатывает…но это на основании Священного Писания. Это такой художественный образ. Дьявол ничем не питается. И дьявол- это не млекопитающее, чтобы травой питаться. Если вам Бог не нравится, ну ничего я с этим не могу поделать. Когда Он сочинял наш мир и человека, вас- то на свете не было. Я думаю, отец Виталий, Он бы с вами обязательно посоветовался.

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Добрый вечер. Благословите, раба божия Валентина

- Бог благословит.

- Отец Дмитрий, я хотела узнать ваше мнение по поводу голосования по принятию закона о запрете абортов. Я нашла его на сайте «Милосердие». Но в наших храмах об этой информации никто не знает. А тем не менее сроки установлены четкие: до четвертого апреля будет вестись голосование. То- есть, после четвертого уже будет поздно.

- А что вы у меня хотите спросить?

- Я хотела узнать ваше мнение по этому поводу.

- У меня по этому поводу нет никакого мнения.

- В каком состоянии были души иудеев, когда Христос пришел к ним? Применимо ли здесь: чистые сердцем Бога узрят? Или «Я пришел к неправедным»? Как здесь понять? Почему Христос пришел именно к иудеям?

- Потому что учение Христово могло быть воспринято исключительно людьми из богоизбранного народа. Остальные- вот мы знаем случай с апостолом Павлом- они просто посмеялись над ним и говорили: ну, ладно, об этом послушаем тебя в другой раз.

- То- есть, только тот народ, который имел память…

- Нет, ну они помнили и знали о жертвоприношениях Авраама, о создании народа. Они воспитывались целых полторы тысячи лет в этом Предании, в котором говорилось, что придет Мессия и придет Спаситель. И то в этом народе при жизни Христа нашлось только около пятисот с небольшим человек. А с язычниками об этом говорить- все равно, что метать бисер перед свиньями. Совершенно бесполезно

- То есть даже чудесами их невозможно было как-то обратить…

-  Да, тут чудеса даже были бы вредны. Они сразу бы-

 

 

 

римляне такие практичные люди- кто их знает, они захотели бы бизнес на этом сделать.

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Добрый вечер. Благословите.

- Бог благословит.

- Батюшка, один вопрос. Что такое хула на Духа Святаго?

- Святыми отцами это трактуется как намеренный грех.

- То есть мы практически все грешим хулой на Святаго Духа?

- Конечно.

- И это не простится нам ни в этом веке…

- Ни в этом веке, ни в будущем. Поэтому очень многие люди, ходящие в церковь, когда душа их расстанется с телом, будут очень удивлены, что Господь им скажет: отойдите, Я вас не знаю.

- Ну, если человек оставляет свой грех, раскаивает его и меняет свою жизнь….

- Тогда Господь к нему приходит, а грех может сгладиться. И может сгладиться, когда человек в состоянии благодати. А пока человек в этом состоянии, он не может быть прощен ни в этом веке, ни в следующем.

- То- есть, пока человек не принес покаяние.

- Да. Причем настоящее. Словом, делом, помышлением.

- Батюшка, подскажите, обязательно ли супругам в браке иметь детей? При условии, что супруги не бесплодны? Я, в принципе, не против деторождения. Но можно ли от этого отказаться? Если жить с супругом благочестиво, но бездетно- не будет ли это нарушением заповедей божьих?

- Тогда не очень понятно. зачем было вступать в брак?

- Одной жить трудно. В монастырь идти тоже не могу.

- Ну почему одной? Найди еще человека. Вот у меня одна моя родственница всю жизнь прожила со старшей подругой. И они умерли с разницей в год. Сначала одна умерла, потом через год другая.

- Просто помогали друг другу…

- Да. Жили, опирались друг на друга. Ни у той, ни у другой не было каких-то попыток замужества, они были очень верующие люди. В то время верующего жениха вообще практически невозможно было встретить. Умерли они уже за 80 лет.

- То- есть брак- это именно создание для продолжения рода? Рождения детей?

- Брак- это образ божий. Это создание домашней церкви.

- А если люди не хотят продолжения рода в браке?

- Если не хотят, тогда не надо вступать в брак. Конечно, бывают исключения. Но это особенные люди, такие, как отец Иоанн Кронштадтский. Но вообще это должно быть только по обоюдному согласию, с благословения священника. Чтобы в этом не было молодеческой дури.

- Есть вопрос у нас.

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Добрый вечер.

- Скажите, пожалуйста, вот в псалтыре слово «тяжести»…Господь в тяжестях своих…И еще есть: тяжести слоновые. «Тяжести» переводятся как «храм». Какая здесь ассоциация? Всегда славянское слово как-то ассоциируется с русским. А это? Почему тяжесть? И почему храм?

- Я не знаю. Это надо разбираться. Здесь явно используются два текста: русский и славянский. Который есть перевод с греческого. Поэтому я не могу с ходу сказать.

- Существует толковая псалтирь.

- Ну, конечно, существует.

- Там очень удобно все псалмы разобраны.

- Ну да.

- Лучше к ней обратиться.

- Испытываю некую неприязнь к человеку, но стараюсь это удерживать и не показывать. Стараюсь быть вежливым, жизнерадостным, приветливым. Но не является ли это лицемерием с моей стороны?

- Конечно, это лицемерие. Лучше облить его кислотой, сделать ему какую-то гадость совершенно искренне.

- Ну, чтобы знали, что у нее на душе.

- Да. Чтобы знали. А это есть лицемерие. В котором есть фарисейская закваска. Типичное лицемерие. Надо искренне отравить цианистым калием-  и все. Отсидеть…

- Но зато все по правде будет.

- Да. Искренне.

- А вот кто борется с грехом, сначала виду не показывает, потом молится за того, кто тебе неприятен, желает ему спасения, здравия- это все лицемерие.

- Тогда что такое лицемерие в евангельском понимании?

- Дело в том, что человек не понимает этот вопрос. Какой мотив? Ведь цель человека, который скрывает свое раздражение, неприязнь к человеку- это не огорчить человека. Цельто благая. О то, что он называет лицемерием, в частности и в Евангелии, это говорит о том, что человек устраивает некий театр. Для того, чтобы себя изобразить праведным. То для ближнего человека старается- или для себя. Чтобы о нем говорили: вот он какой!

- То- есть собственная выгода в этой ситуации-  это есть лицемерие.

- Ну, если есть собственная выгода, то тогда это есть лицемерие.

- Теперь понятно, батюшка.

- Ну наконец-то, Господи помилуй!

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Добрый вечер. Благословите.

- Бог благословит.

- Я вот хотела спросить: как объяснить мужу, который…как это объяснить…

- Никак.

- Я причащаюсь, а он нет.

- Никак мужу не объяснишь. Это невозможно. Нужно до свадьбы смотреть, за кого выходишь замуж. Причащается этот человек или нет? А с воспитанием вы уже опоздали. Ну и потом: как это жена будет указывать мужу? Это просто уже анекдот. Поэтому никак не объяснить. И не надо даже пытаться это делать. И раз уж у вас хватило ума выйти замуж за человека, который не причащается, и не желает-  что ж теперь делать?.

- Батюшка, речь идет не о том, чтобы указывать, а просить же ведь она может?

- Должно быть наоборот. Человек должен стоять на коленях в мартовской луже перед храмом и просить: нельзя ли мне зайти, чтобы причаститься? А не упрашивать его, чтобы он причастился.

- Не упрашивать, а объяснить.

- Ну, он слушать не хочет. Как насильно можно человека причащать? Это совершенно богопротивно.

- Ну да, это кощунство.

- Зачем тогда кощунствовать? Я об этом и говорю.

- На что влияет намоленность иконы?

- Намоленность иконы это ничем не замеряемая вещь. Дело в том, что иконы чем дальше вглубь веков- тем они прекраснее. А красота влияет на человека.

- Прекраснее именно оттого, что перед этой иконой много людей возносили молитву Богу. Ведь это может быть не просто художественное изображение. Иконы древние иногда очень просты. Так вот в художественном плане они простые. А в тоже время иногда и не отойдешь от нее. Просто хочется стоять перед ней и молиться.

- Да. Потому что икона, как всякий продукт творчества человека, она отражает и какую-то часть этого человека. А те люди древние христиане, были гораздо выше нас. Поэтому даже повторить это нельзя. Кстати вот женщина, о которой мы говорили, она позвонила еще и прислала записку: он причащается без исповеди. Просто идет и причащается. Пусть идет. Придет время он и исповедуется.

- То есть домашним не надо препятствовать в такой ситуации?

- Надо детей учить.

- Дети должны видеть, а у них пока пример другой.

- Ну, вот он увидит, что все люди идут к исповеди- и сам придет.

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Добрый вечер.

- Отец Дмитрий, у меня вопрос по Евангелию от Иоанна, 3 глава 22 стих: « После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил». Глава 4 стих 2: « Сам Иисус не крестил, а ученики Его». Так как? Крестил сам Христос или нет?

- Не знаю. Я думаю, что с начала крестил. Потому что это тоже входило в обучение учеников. А потом уже и ученики стали крестить.

- Да. В Евангелии некоторые моменты пропущены, и создается впечатление близости событий. А они на самом деле могут отстоять друг от друга.

- Конечно, конечно.

- Достаточно далеко. Многих смущает: как так? Рождество и Крещение подряд? Почему они так близко друг от друга?

- Между ними тридцать лет.

- Я занимаюсь музыкой. И я осознал, что страдаю тщеславием. Скажите, пожалуйста, как бороться с этим грехом?

- Есть два способа. Первый- это молчать, когда тебя не спрашивают. Отвечать на вопрос короче, чем сам вопрос. И есть радикальный способ, который быстро избавляет человека от тщеславия- это полюбить поношения. Если это музыкант, то он должен полюбить, когда в него кидают моченые яблоки, помидоры, тухлые яйца и свистят.

И если он это полюбит эту реакцию публики, то очень скоро избавится от тщеславия.

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Здравствуйте, батюшка. У меня несколько вопросов про ангелов-хранителей. Первый вопрос: единственная ли я у него подопечная? Второй: всегда ли он меня слышит? Или может быть занят чем-то другим? Например, может быть, он улетел на поклонение Богу? В таком случае он тогда меня не слышит? И третий вопрос: читает ли ангел-хранитель мысли или только то, что я произнесла вслух? То есть молиться тогда только про себя или вслух?

- Нет. Вслух не обязательно молиться. Он мысленные молитвы тоже слышит. Одна вы у него в попечении, или вас двое, или трое- это нам не открыто. Перемещение от Бога к вам занимает незначительное время. Так что можете по этому поводу не переживать. Любое обращение к нему он слышит всегда.

- Напрямую ли Бог слышит наши молитвы? Или эти молитвы возносятся ангелами нашими к Богу?

- Для Бога все возможно. Но возносится ангелами.

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Здравствуйте, батюшка. Вот скажите, пожалуйста, в канонах нет второй песни. Ее вообще нет? Или она где-то есть, и ее читают?

- Читают. Вот например когда мы читаем Великий канон Критского, она читается.

- Пришла в церковь через пару лет после свадьбы. Начала с постов. Неверующему мужу приходится со мной поститься. Но вот вскоре он начал говорить о разводе, так как не выдерживает то, что я на себя взяла. Подскажите, как мне себя вести. В чем можно уступить, чтобы сохранить брак?

- Всем можно уступить. Брак важнее, чем пост.

- Даже если неверующий муж требует от жены вообще не поститься?

- Нет, ну можно же поститься, когда его нет. Или сделать ему роскошный обед. Все ему приготовить…

- А он скажет: садись. дорогая. Давай со мной раздели трапезу. Почему ты не ешь?

- Ответить: я занята, я тебя ублажаю. А потом всегда можно договориться. Потому что зачем тебе-то постится? Я буду тебе готовить вкусно. Зачем из-за этого разводиться? Из-за еды? Всегда можно договориться.

- Батюшка, как часто людей раздражает, что кто-то в соседней комнате молится?

- Ну да. Поэтому я сегодня одной посоветовал. Как когда-то отец Дамиан учил в ванне молиться. Пошел в ванну- и молись себе на здоровье. Можно даже душ включить и вслух молиться. И никого это раздражать не будет.

- Удивительно, даже сквозь закрытую дверь как будто чувствуют и раздражает их это?!

- Ну то, что чувствуют, тут не придерешься.

- Ты что это там делаешь?

- Конечно чувствуют, вот я в институте училась, помню, ко мне там обращались как к специалисту. И вот одна женщина ко мне подошла, моя сокурсница, и говорит: вот посоветуйте, принесла икону в дом, завернула и положила ее в письменный стол в ящик. И с этого момента свекровь начала просто бесноваться. Почувствовала.

- О как!

- Да.

- Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.

- Здравствуйте, батюшка.

- Благословите.

- Бог благословит.

- Скажите батюшка, а что нужно больше всего делать во время поста?

- Слушать родителей. Это самое важное.

- Да это, по-моему, не только детям надо. А вообще всем.

- Ну, всем бесполезно говорить. А дети еще что-то способны воспринимать.

- Как правильно читать молитвы Ефрема Сирина? Келейно?

С двенадцатью поклонами?

- Можно сделать и четырнадцать. Ничего страшного. Не убудет.

- Господь Бог мог запросто разделаться с дьяволом. Но почему он этого не делает? Для чего Богу нужен дьявол?

- Для того чтобы испытать веру человека. Не лицемерно ли он верует? То есть Бог попускает нас искушать, чтобы человек явил истинность своих чувств к Богу.

- Да. Совершенно верно.

- Батюшка. Действительно ли Господь принимает активное участие в нашей жизни или нет? Такое ощущение, что каждый человек живет так как хочет, а Бог лишь ждет когда человек в нему обратится.

- Ну в отдельных случаях бывает так. Но я в своей жизни вообще каждый день ощущаю просто отеческую заботу о моем спасении. И не только даже. Ну вот последний случай меня просто поразил. В своей юности я знал такого художника Анатолия Зверева. Ну и сейчас даже общественное мнение считает его гением. Ну, мы тогда тоже это чувствовали, что это особенный человек и вполне гениальный художник. И вот сейчас проходила его выставка. Я поздно о ней узнал. Сегодня был последний день, я успел на нее попасть. И мне подарили каталог с этой выставки.

- Со всеми его работами.

- Ну да. В утешение. Я подумал: вот как Господь заботится обо мне. Все его творчество не собрано. Оно разбросано в разных местах. Он обычно рисовал и тут же дарил тому, кто пришел. У меня тоже есть один его рисунок, висит в рамочке. Ну, вот, даже не то, что я просил у Бога, молил или там пошел купил. А так вот раз, прихожу домой- на кровати лежит каталог.

- Батюшка, а когда человеку кажется, что Бог о нем мало заботится?

- На мой взгляд, тогда этот человек просто нахал. И дурно воспитанный человек. Или вообще невоспитанный.

- У некоторых людей такая тяжелая жизнь. Такая чисто житейская внешне. Ну, за что мне Господь такую жизнь дал?

- Не за что, а почему?

- То- есть здесь как некий воспитательный процесс идет?

- Нет. Бывает как некая компенсация. Ну, человек вот не хочет учиться христианству. Ну, вот как если человек не хочет умственно трудиться, ему придется трудиться физически.

- То- есть, здесь Господь как некую альтернативу дает.

- Да. Потому через тяжелую жизнь, через труды человек тоже может приобрести христианские качества. Но некоторым кажется, что такая жизнь лишь озлобляет человека.

- Ну, кого-то озлобляет. Вот тоже ко мне одна женщина пришла и говорит: вот мой муж некрещеный, но он христианин в тысячу раз лучший, чем я.

- Вот как заметила!

- Да. У него и кротость, и смирение, и трудолюбие, и терпение- ну, в общем все. Но я, говорит, никогда не стану такой как он. Вот у него такая трудная жизнь, но он достиг такого внутреннего качества Вот тебе и раз.

- Вот интересно, человек приобретает христианские качества и не приходит к Спасителю.

- Еще время есть.

- А, то-есть это еще не конец?

- Еще не вечер. Как в песне поется.

- Так что вот, прямо свидетельство. Обычно как о мужьях- то говорят? А тут женщина говорит: какой у меня муж золотой!

- Ну вот, разглядела же.

- Ну, а что уж тут? Если он на самом деле такой. Это же значит-  бесспорно, он такой.

- Спасибо, батюшка, за ваши ответы.

- Всего вам доброго. До свидания.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+