Перейти к основному содержанию

21:41 23.07.2021

Чем католики отличаются от русских православных людей? Отвечает протоиерей Артемий Владимиров.

20.03.2013 11:20:30

Сегодня мы будем беседовать с протоиереем Артемием Владимировым настоятелем московского храма Всех Святых что в Красном селе. Этот морозный зимний вечер, батюшка, благословите, пожалуйста, всех.

-С праздником вас, дорогие друзья, и пусть благословит нас Господь. Не болеть, но радоваться и набираться здоровья в эти морозные крепкие денечки.

Поговорить мы сегодня хотели на интересную, нужную тему, о том, что такое переходный возраст и почему иногда его называют ослиным возрастом. Кто из педагогов, родителей не наблюдают разительных перемен, которые совершаются в жизни ребенка, как только он расстается с детством и переходит в стадию возраста подросткового? Телесное становление ведет за собою неизбежно изменения в мыслях, чувствах, душевных расположениях. Тот, кто еще вчера был ангелом-почти-что Серафимом шестикрылым, сегодня теряет веселость, радость, простоту а вместе с ними послушание, покладистость, кротость. Становится малоуправляемым, повторяя как будто бы болезни полуторалетнего возраста. Бывает, что младенцы проходят эту фазу, когда у них на все уже готов ответ: нет не буду. Написаны целые книги, объемные сочинения относительно становления юных. Совсем не простой возраст, как кажется, и нужно в первую очередь родителям, во вторую воспитателям, в третью педагогам хорошо понимать детей и чувствовать их состояние. Это возраст 5-6 класса когда дети наименее являются хозяевами самих себя. Не знает куда себя деть, когда нужно плакать-смеется. Когда кажется нет достаточных и основательных причин - плачут. Но главное -  отличаются неустанным стремлением двигаться, не могут сосредоточиться, их реакции бывают не вполне адекватными. Сами они не могут дать отчет о своем состоянии и поведении. Вот, ребенок нашалил. Спрашиваешь:

-Почему ты это сделал?

-Не знаю.

-Тебе это что-доставило удовольствие?

-Не знаю.

-Ты понимаешь, что так нельзя себя вести?

-Кажется, понимаю, а может быть и нет.

-Иногда я как священник, педагог сам задаю себе вопрос. Неужели эта сбивчивость понятий, эта рассредоточенность движений, эта неуемность является чем - то неизбежным? Тем что нельзя предотвратить по крайней мере смягчить? Неужели всегда и во все эпохи дети вели себя так раскованно, как ныне? Кажется, что нет. Ибо чем строже окружающие, чем более они требуют от детей, добиваясь от них ответственности, чем тщательнее взыскивают с них за провинности -  тем дети спокойнее и сдержаннее. Во многом мне кажется троянским конем, подводным камнем для душ наших детей является сама эпоха, делающая установку на удовольствии, расслабленности, потакающую капризам и страстям. Неумеющая вводить детей и само воспитание детей в русло законности порядка. Нужного, а не того, что приятно и доставляет удовольствие. Конечно во многом виновата система, эпоха, атмосфера, но нам то- родителям, от этого не легче, а детям от этого совсем не лучше. Безусловно, многие проблемы переходного возраста снимаются занятостью подростка, ибо отдыхом является перемена занятий, а не слоняние из угла в угол. Там, где хорошо организовано учение, там, где с детей бывает спрос, где им некогда продохнуть -  там, повторяю, снимаются многие проблемы. Предоставьте ребенка самому себе, организуйте общение с ним в духе американской или казацкой вольницы - ждите беды. Между прочим, Святая Библия в притчах царя Соломона много доставляет нам, дорогие родители и дети, назидательного, хотя эти изречения нужно понимать правильно и не трактовать их строго по букве. Что же там сказано?

«Если ты не хочешь, что бы сыновья огорчили тебя, то будь с ними строг. Не улыбайся ребенку, дабы он в последствии не возгосподствовал над тобой». Разумеется, здесь речь идет не о доброй и мягкой улыбке как таковой, но речь идет об отпущении вожжей. Речь идет о потакании детским капризам, когда дитя, привыкшее чувствовать себя властелином, мещанином во дворянстве, вьет из взрослых веревки, а они уж и не знают, улыбаться им или плакать, потому что не могут заставить ребенка делать самое необходимое. Сегодня родители как будто бы потеряли ключи к сердцам детей, а те тому и рады, будучи существами проницательными, интуитивно схватывающими многое, дети прекрасно чувствуют разность потенциала в семье. Если папа мягкий, а мама строгая то дети умело перебегают с одного полюса на другой-там показывают услужливость, здесь добиваются всего, чего желают. Так важно нам-взрослым не пререкаться между собою, особенно когда дети рядом смотрят на нас. Но вы, милые подростки-переростки, верьте, что терпение и труд-все перетрут. И как часто вовлеченность в занятие, хорошо организованный досуг а главное -  правила приличия, знания что сказать, как поступить в общении со взрослыми выручают в сложных ситуациях! К сожалению, сейчас редко кто детьми занимается правилами хорошего тона, воспитывают их, а те, кто все таки имеют счастье принимать уроки от справедливых, хотя и строгих взрослых действительно отделываются легким испугом. И мало по-- малу преодолевая издержки пресловутого переходного возраста входят уже в пристань юности-более осмысленного, спокойного и разумного жития-бытия.

-Батюшка вы говорили о том, что в наше время детям труднее преодолеть трудности переходного возраста. Наверное, это еще связано с тем, что сегодня так много говорят о так называемых правах ребенка, и детям, слыша эти разговоры, наверное тоже трудно определить, где же правда. Как взрослым помочь преодолеть эту ситуацию детям, когда им внушают, что они должны защищать свои права? Как им объяснить, в чем их права и в чем обязанности?

-Это разговор для бедных. Я имею ввиду пресловутую компанию-качание детских прав, очевидно, затеянная только для того, чтобы ввести у нас европейскую полицию, которая добьет семью России, отняв у родителей последние права по взращиванию детей в разумном духе. Нет, нам нужно говорить не о правах, а о взаимных обязанностях. Родителя обязаны дать ребенку счастливое детство. Дети обязаны, слушаясь родителей, трудиться, не покладая рук, дабы мало -  по малу взрастить в себе личность и быть готовыми служить отечеству словом и делом. Я не большой сторонник этих самых прав человека, постольку, поскольку за ними скрывается зачастую анархия, имеющая целью разрушить последние остатки здоровой государственности, лишить нас тех устоев и традиций, верность которым, образует личность гражданина.

Теперь у меня вопрос. Знакомы ли вы с сериалом «Школа» о подростках? Сравнивая сериал и свое учениев школе 30 лет назад, я в общем не нашел разницы между этой школой и той школой, в которой учился я в СССР. Возник вопрос у меня-почему нет изменений? И я ответил на него для себя: потому что нет до сих пор преподавания в московской школе основ православной религии. Мне даже вспомнилось, что 4-8 лет назад преподавались основы православной религии в Смоленской и в других епархиях России, но правитель верховный, уходя со своего поста, отменил преподавание основ православной культуры в этих регионах России. До сих пор и в Москве их нет. Как бы могло повлиять введение основ православной культуры в школах. Я думаю, что положительно.

-Думаю, вы догадываетесь, что батюшка является патриотом этой дисциплины, и, конечно, она нужна, как воздух, подросткам, дабы они увидели свет правды и любви, хотя проблема не только в этом а в низком нравственном уровне педагогов. Сами педагоги, к сожалению, зачастую не могут дать детям путевку в жизнь. Что касается упомянутого вами сериала  «Школа», то мой коллега, замечательныйкандидат педагогических наук Алексей Мороз считает этот сериал неполезным для детей. Не показывая никаких положительных ценностей ребенку, представляя мир взрослых

крайне убогим, по существу провоцирует школьников на пороки, пьянство, курение, на распутство, так что подростки видят, собственно, взрослость в том, что бы делать безнаказанно все, что они хотят. Примечательно, что режиссер сериала «Школа» в недалеком прошлом занималась жесткой порнографией, т. е. особо развратным искусством и очевидно, что все наработки прошлого эта дама перенесла в область школы, конечно не давая их в ярком виде, но, тем не менее, сальные сцены в этом сериале присутствуют. Многие считают, что сериал «Школа» -это оскорбление русского учителя, потому что сейчас огромное число учителей которые любят детей, болеют за них душой, отдают свое сердце детям, но подобных светлых образов в сериале вовсе не показано. И по этому мой совет -  вообще отвращать очи от подобной провокационной работы и, конечно, привлекать внимание общественности к этой подмене. По существу-это кусок пакли уже возженной,  которую недобрые люди бросают во внутренний мир подростка, желая раздуть мировой пожар сексуальной революции здесь у нас в России. Что мы можем этому противопоставить? Личный подвиг учителя.

Сейчас, вы знаете, в Москве идут Рождественские образовательные чтения. Хороши они хотя бы тем, что мы имеем возможность, съехавшись со всех уголков нашей родины и из за рубежа, увидеть друг друга, поделиться с друг с другом и высказать наше общее суждение - поддержать друг друга в борьбе с этим морем растления и развращения школы.

-Здравствуйте. Завтра празднуется день Святителя Саввы. Мы хотели бы от имени радио Радонеж поздравить всех сербских детей, потому что Святитель Савва  - это покровитель сербской школы, а не только Церкви. И вот в связи с этим хотелось бы сообщить нашим детям, что есть такая книга «Письма из анклавов». Это письма, которые написали сербские дети в Косово и Метохии, она издана на двух языках-русском и сербском. Дети там тоже изучают русский язык, и они очень бы хотели вступить в переписку с друзьями из России и других стран. И это была бы им лучшая помощь и поздравление наше и взаимная поддержка наших народов, тем более что они сейчас в тяжелой ситуации.

-Благодарим вас. Есть ли какой - нибудь сайт, по которому можно поближе познакомиться?

-Ну, вообще есть, где опубликована рецензия. Эта книга в 2008 году завоевала диплом от Русской Православной Церкви как лучшее духовно-патриотическое издание для молодежи. Был же конкурс-«Просвещение через книгу».

-Мы знаем эту книгу, уже дважды мы в «Радонеже» представляли на наших передачах. Действительно, очень бы хотелось, чтобы русские и сербские дети, подростки вступили в живое и непосредственное общение, ибо такие узы дружбы и любви весьма важны для взращивания семян веры и благочестия, для единения славянского мира.

А теперь мы вернемся к нашей теме, и я напомню, что мы сегодня в «Детском часе» беседуем о трудностях и о преодолении переходного возраста. Батюшка, хотелось бы вас спросить. Некоторые родители считают, что детям не нужно делать замечания, а особенно они не любят когда другие люди делают замечания-вот, в частности в храме, когда дети себя ведут не очень благоговейно. А что вы можете сказать об этом?

-А у меня к вам такой вопрос. Чем католики отличаются от русских православных людей?

-Они отличаются от нас тем, что преимущественно живя там в западной Европе, к сожалению, давно потеряли чистоту веры православной. Я сейчас разбираю не их личные качества, а само учение веры. И, к сожалению, тот Символ веры, который ты, наверное ,знаешь наизусть они исказили и неправильно исповедуют веру в Отца, Сына и Святого Духа. Отличаются еще тем, что считают , что их Римский Папа самый главный, сильный и всем может указывать в отношении предметов веры. А мы русские православные, не только русские, но и грузины, сербы и греки, да и всякий человек независимо от национальности если только он православный верует, что не папа здесь на земле управляет церковью, но сам Господь Иисус Христос через равных по чести и правам епископов. Патриарх Кирилл в России, Патриарх Илья в Грузии. Поэтому будем радоваться тому, что нам в наследство от наших пращуров досталась евангельская вера беспримесная. Истина сияющая в ее ослепительной чистоте, что делает нас ответственными за усвоение, исповедование истины и проповедования ее среди народов. Будем верить что юные слушатели «Радонежа», укрепившись в вере и благочестии через воспитание в духе веры, а может быть отчасти и через наши передачи смогут, когда станут взрослыми, внести и свою лепту в сокровищницу родного православия.

О замечаниях. Дитя будет строптиво дико, страшно, неуправляемо, если его будут только похваливать и не останавливать, не одергивать в иных случаях, не указывать ему, куда ступить, что молвить. Я отказываюсь понимать тех родителей, которые ревниво осекают взрослых пытающихся урезонить детей. При том, что сами родители могут находясь в храме совершенно не обращать внимания на своих детей. Их не интересует, что мальчики 13 лет во время литургии, готовясь причащаться Святых Христовых Таин сидят в углах храма и в наихристическом каноне, когда поет хор: «Тебе поем, Тебе благодарим и молимтися Господи» режутся в морской бой, проявляя таким образом почти что безверие не думая о том что они совершенно не готовы приступить к заветной святыне. Вот почему мы взрослые не должны различать детей на своих и на чужих. Каждый ребенок наш и каждый ребенок должен быть предметом нашего внимания. Другое дело, что замечания нужно делать с любовью, не теряя теплоты сердечной, памятуя, что мы не дядьки черноморы и не бабы ежки, а те кто должен самой светлостью лица, серьезностью слова давать пример детям, урезонивая их.

Завтра на одной из секций в Доме Учителя на Пушкинской улице меня как священника попросили выступить о творческом начале в призвании педагога. Педагог это не оператор-правда же? Педагог  - это не функционер, не компетентный профессионал-узколобый специалист, который узнав методику получил все необходимое и достаточное для того что бы соответствующую информацию передавать ее будущим носителям-детям. Никакие компьютеры, ультрасовременные программы и инновации никогда не в состоянии заменить живого общения педагога мыслящего, знающего, того, кто дышит любовью к своему предмету а главное  - к ребенку так, что бы от сердца к сердцу, от уст к устам передавать накопленное, выношенное, притворенное жизненным опытом знание. Где готовят педагогов? Педагог сам должен к этому готовится и готовится всю жизнь всегда оставаясь учеником, уча мы учимся сами. Сегодня Слава Богу светские педагоги имеют возможность обменяться своим опытом и сами кое что получить в образовательных учебных учреждениях русской православной церкви. Есть у нас учительская семинария в Москве на улице Никольской, бывшей 25 октября, 25-летия октября храм Святителя Алексея. Есть у нас замечательная педагогическая академия Николая Маслова и проводятся соответствующие чтения, в Сергиевом Посаде собирающие педагогов со всей России - Глинские чтения. В Институте повышения квалификации учителей сегодня действует отделение православной педагогики. В провинции высоких успехов достигли отдельные высшие учебные заведения, например, в Курске, Рязани - очень сильные кафедры педагогические куются кадры и пополняется педагогическая кузница. Назову педагогический университет в Рязани где помимо кафедры теологии-передовой в стране как некоторые считают, очень сильные кафедры истории и литературы заквашенной христианской культурой. И поэтому сегодня через сокровища интернета, дорогие друзья, кто им умеет пользоваться вы можете найти для себя, если действительно интересуетесь подобными школами, курсами, семинарами  - найти для себя и даже выбрать то что вам будет удобнее, что будет вам импонировать для того, чтобы обогатить свою кладовую сердечную умением и прежде всего знанием, христианским переосмыслением той дисциплины, гуманитарной, естественной которой вы владеете и таким образом сможете послужить современному школьнику в обычной государственной школе.

-Батюшка вы сейчас затронули тему еще интернета и православных страниц в интернете. Вот я хочу продолжить эту тему и сказать что в частности на «Русской линии» есть ваша статья, не только ваша, но в частности статья  - интервью «беседы о подростковом возрасте» и можно найти много интересных там материалов на тему воспитания и православия.

-Первый раз вижу эту статью, очень интересно благодарю вас. Нужно будет ее изучить. Не знаю, соглашусь ли я с автором этого интервью. Так кто вы говорите? протоиерей Артемий Владимиров? Ну, наверное, все таки рациональное зерно здесь есть. Все таки он у нас, если я не ошибаюсь, с 83 года трудится в педагогике. Недавно мне сообщили что есть какой то форум где некий ученый уже обсуждает преступления вашего покорного слуги в области педагогики говоря, что и близко его нельзя к детям подпускать. Какое -  то общество атеистов-такое имеется в Москве.В университете базируется. Меня это радует, потому что там, где скрещиваются копья, там, где звучит критика здоровая или не здоровая, всегда можно, наверное, подвести определенную черту или знаменатель и разобраться о чем же там говорят и в интересах кого говорят. Будем надеяться что история а прежде всего наши дети оправдают православное священство от педагогики .Вы знаете, мне было так радостно вчера послужить в Успенском Соборе Кремля на Татьянин день и увидеть более 40 священников, закончивших Московский Университет при том, что это не одни гуманитарии, как я, а представители точных наук, и большинство этих батюшек, конечно, же любят трудится в сфере образования и воспитания. Нас мало, но нас будет больше. Дай Господи, что бы священство наших городов было солью земли и светом мира и не дожидаясь милости от природы, точнее от минобраза мы бы искали возможности воздействовать на умы и сердца и наших милых детей, которых видимо сегодня несколько подморозила погода. Я напоминаю вам дорогие друзья, что у нас все таки не педагогический форум, мы не призваны обсуждать со взрослыми эти проблемы, но уж если дозваниваются-милости просим. Алло, алло, детишки-ребятишки вроде бы каникулы уже кончились, вроде бы уже давно началось второе полугодие. Ребята, где вы, где косички, где реснички, где наши постоянные радио-прихожане? Давно видимо мы не брали в руки шашек, и дети не были настроены на сегодняшнюю встречу. Я бы хотел бы объявить детям со взрослыми опять таки. Вы знаете с детьми ведь надо говорить по взрослому, не в том смысле, что бы посвящать их в запретные темы, а в том смысле, что бы приобщать их к доброму, высокому миру взрослых, через что дети как молодой бамбук сами вытягиваются, выпрямляются и чувствуют, что жизнь это серьезные вещи. Нужно уметь отвечать уже в подростковом возрасте за каждое произнесенное нами слово. Еще один вопрос. Добрый вечер!

- Это Димитрий из Московской области. Батюшка у меня к вам вопрос, который меня беспокоит очень давно. Вот музыка групп Ледзеппелин, Дип пепл и прочее-она является сатанинской или это все сказки?

-Какие то вы уж совсем доисторические группы воскресили пред нами -это же времена нашей юности, и вообще прошлое тысячелетие. Я думаю что вам самому легко будет разобраться в этом вопросе. Каким образом? Очень просто. Помните в Евангелии сказано «по плодам их узнаете их». Во первых внимательно посмотрите на их фотографии. В интернете я думаю, сейчас можно найти не только портреты этих властителей дум молодежи 70-х годов но в можете найти рассказ, вам могут показать и рассказать об этом. Рассказ об их жизненных судьбах: о том как они начинали, чем кончили. Если вы узнаете что кто то погиб от наркотиков, кто то вступив в 8-й брак пожелал расторгнуть его ради 9-го -  сразу вы сделаете определенный вывод потому, что по образу жизни нужно судить о самом деятеле культуры, искусства, политики. Второе  - это собственно содержание произведений музыкальных. Можете с помощью ваших друзей найти расшифровки их песен, что бы не просто очаровываться ритмом, но узнать о чем собственно он поет этот самый Цеппелин или Перпл, что они воспевают, что они прославляют-шила в мешке не утаишь, не правда ли. Если вы слышите как Битлз-кумир молодежи 60-х поет песню «Люся в бриллиантовом небе» потом узнаете что это есть пропаганда наркотика ЛСД, то совершенно очевидно, что сама мелодичность исполняемого произведения ничего не стоит по сравнению с губительной пропагандой этого наркотика, погружающего в галлюцинации и делающего человека сумасшедшим при открытых глазах и бодрствующем состоянии. Если вы глубоко знаете эти истории движения рок музыки, то вы заметите что известного лиризма Битлз, а их музыка еще строится на началах гармонии, в последствии при усилении шумов, ритмов группы тяжелого рока деградировали и по существу добиваются своего эффекта крайним примитивизмом слов и мелодий буквально забивая и загоняя за Можай свою огалтелую и ошалелую аудиторию. Я был бы рад, дорогой мой, если бы помимо изучения наследия западных рок-групп, вы бы почаще включали радио Орфей работающее чуть ли не круглосуточно. Действительно мы имеем уникальную возможность вот так по радио, как в старину, приобщиться к миру высокого классического искусства. Узнать имена и произведения классиков музыки как отечественной, так и зарубежной, и сформировать свой эстетический вкус, повысить свою культуру в свете которой вам будет уже так легко разобраться в упомянутых вами группах и тех которых вы не упомянули-Кисс, Нирвана и т. д. вплоть до ДДТ. Благодарю вас за ваш вопрос, дай вам Бог здоровья.

А мы, дорогие дети, приглашаем вас в следующий раз не хлопать ушами, но больше задавать вопросов, тем паче что и тема была сегодня весьма интересная-ослиный возраст. Чем похож иной мальчик на ослика, который упирается 4-мя копытами, и несмотря на понукание хозяина, не хочет сделать ни одного шага вперед. Будем надеяться, однако что кротость послушания, усидчивость и работоспособность станут главными характеристиками нашей молодежи. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+