Перейти к основному содержанию

18:44 26.05.2019

Человек долго болеет. Что для его души полезнее читать? Псалтырь? Евангелие? Каноны? Акафисты? Или что-то еще? У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов и протоиерей Александр Березовский.

14.03.2014 13:24:02

-Добрый вечер, дорогие слушатели, добрый вечер, дорогие братья и сестры. Начинаем нашу субботнюю передачу в прямом эфире. У микрофона протоиерей Александр Березовский. Отец Димитрий Смирнов немного задерживается. Поэтому подождем его. Он обещал обязательно быть. Напоминаю, что вы можете нам звонить в студию по телефону прямого эфира. А также присылать свои вопросы по смс. Начну я с тех вопросов, которые к нам пришли на наш сайт.

 -В Евангелии сказано: не судите и не судимы будете. Но чтобы не осуждать, надо видеть свои грехи, а я их не вижу. Как мне быть в этом случае?

 -Для того, чтобы человеку увидеть свой грех, нужна, конечно, помощь божия. Потому что люди часто подменяют евангельские понятия греха своими собственными человеческими. Иногда с человеком беседуешь- и видно, что он совершенно в этом вопросе не разбирается. Все поменялось, все перевернулось с ног на голову. И человеку обязательно нужен какой-то ориентир в жизни. Ориентиром таким является Священное Писание, которое как раз и помогает нам отделить правду от неправды, истину от лжи. Грех от не греха.

Также у нас есть такой инструмент, как совесть, через которую Господь нам помогает отличать добро от зла. Ну и, конечно, очень важно обращаться с молитвой к Богу, чтобы Господь помог нам увидеть наш грех. И Господь чаще всего на такую просьбу откликается тем, что позволяет нам видеть наш собственный грех нашим ближним. То, что мы видим в наших близких и тех людях, которые нас окружают. То, что порой нас раздражает, огорчает, гневит. Это и есть отражение как в зеркале наших собственных грехов. Поэтому если сомневаешься, есть ли в тебе тот или иной грех, то если ты увидел такой грех в другом человеке- значит, он точно есть в тебе. Если немножечко покопаться в себе, в своей жизни повнимательнее посмотреть, то увидишь, что он в тебе тоже присутствует.

 -Как не осуждать?

 -Ну, постоянно напоминать себе, что я человек грешный, Я. Грешен ли перед Богом другой - это не мой вопрос. Это не в моей компетенции. Потому что Бог судья. А судит Он всех по-разному. И за один и тот же проступок Бог по-разному судит двух разных людей. Одно дело проступок совершил, например, ребенок, другое дело- подросток и третье дело- взрослый. И мы даже знаем, что и Уголовный кодекс имеет различные градации наказаний для разных категорий людей.

Поэтому пусть Бог рассудит, кто прав, кто не прав. А может ли он так поступать? Не может ли он так поступать? Это его право. Увидев грех, который нам Господь указал либо через совесть, либо через Священное Писание, либо указав на наших ближних, следует начать с ним бороться. Потому что мало просто увидеть грех. Нужно как-то его из себя изживать. И это задача всей нашей жизни.

Спаситель Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти нас от греха. Но это спасение возможно только при активном участии каждого человека. Вот если человек захочет спасения, то Господь ему его дарует. Очистит от греха. Освободит от этой зависимости. Если человек не захочет, то никакого спасения быть не возможно. Нельзя человека спасти помимо его воли.

Вот это надо очень хорошо нам всем понять и молить Бога, что если в нас отсутствует это желание, если в нас есть какие-то сомнения, чтобы Господь помог нам эти сомнения преодолеть. И даровал нам желания очищения от греха и спасения нашей души.

 -У нас есть первый звонок. Добрый вечер, мы слушаем вас.

 -Отец Александр добрый вечер. Здоровья вам. У меня вопрос такой. У меня была подруга детства. Она, к сожалению, сейчас перешла в иной мир. И я даже не могу сказать: «царство небесное», потому что она не была крещена. У нее осталась дочка, ей около тридцати лет, совершенно христианской души человек, но она тоже не крещеная, и как я ни пытаюсь очень осторожно с ней говорить на эту тему- не получается. Но она очень любила свою мать и говорит: я хочу попасть туда, где моя мама.

И меня приводят в ужас эти ее слова. И я не знаю, можно ли как-нибудь ее переубедить. Ну, вот, собственно, в этом и состоит вопрос. Как относиться к этому? Ну, относиться я знаю как, но что делать?

 -Да. Я понял вас. Часто люди желают того, в чем они потом горько раскаиваются. Но как убедить взрослого человека? Понимаете, ведь желание спасения, желание быть со Христом- это вопрос нашей веры. Во что мы верим. Вот если человек не верит в Пресвятую Троицу, не верит в Бога, не верит в загробную жизнь, то как мы можем убедить человека в необходимости креститься? Ведь крещение возможно только по вере человека. И если человек такой веры не имеет в истинного Бога, то крещение невозможно.

Поэтому потихонечку, хорошо, если она идет на общение с вами, нужно ей как-то открывать моменты истины из Священного Писания. Ну, может быть, как-то заинтересовать ее разговором о вообще человеке. Ну, вот ты хочешь быть там, где мама. Но давай- ка подумаем, а зачем собственно человек на земле? Родился, живет, умирает? В каждом из нас существуют религиозные чувства. В каждом из нас существует чувство вечности. И как оно связано с нашей последующей жизнью? Вообще очень важно человека заинтересовать той темой, которую вы хотите с ним обсуждать.

Если ей станет интересно, то вы потом сможете ей уже и Священное Писание предложить почитать вместе. И растолковать какие-то моменты из Евангелия. И вот когда в ней после этого появится интерес к вере, когда она уверует в Иисуса Христа, Пресвятую Троицу- вот тогда уже можно будет говорить о крещении. А пока надо молиться, чтобы Господь открыл ее сердце для вашего благовествования и царствия небесного. Чтобы и для нее это все было Богом дано, открыто и доступно. Так что помоги вам Господь.

 Вот у нас батюшка приехал. Слава Богу, батюшка. Застряли где-то в пробке?

 -Да не в пробке! Там в меня врезался один гражданин. Пробил колесо в автомобиле. Поэтому ехать было нельзя, поэтому и задержался. Прошу меня извинить.

 -Батюшка, все живы -здоровы? Никто не пострадал?

 -Да нет, в общем, ничего страшного. Потеря колеса, ну и бампер поцарапал.

 -Что значат слова Христа: враги человеку домашние его? Имел ли Господь в виду родителей?

 -Не только. Имеются в виду все те люди, с которыми человек живет вместе. Но могут быть и родители. Во всяком случае- частенько. Вот мне часто пишут беременные женщины. Что я беременна, скоро будет уже заметно, я очень боюсь своих родственников.

 -Их реакции?

 -Нет. Реакция- то она известна. Сейчас на меня все будут наседать, чтобы я его прикончила. И так далее, и так далее. Вот все вокруг. Отец, мать, сестры, братья, свекор, свекровь. Со стороны мужа родственники.

 -То -есть ребенок еще только зачат, а все уже…

 -Ну не только зачат, уже месяца четыре. Когда начинает быть видно.

 -И вся его родня- они ему уже враги.

 -Ну да. И вместе с тем конечно и матери, потому, что женщина в беременности должна слушать только прекрасную музыку, смотреть только на красивые вещи. Дома должен быть покой, порядок, а они ее истязают. У них такая ненависть к своим внукам, племянникам, что во что бы то ни стало хотят ее заставить, чтобы она его убила. И это не одна. Огромная масса людей так настроены. И вот странная вещь, вот к кошке никто не обращается: зачем тебе это нужно?

Помнишь, наша Мурка? Она 80 котят родила. И никто не спрашивал: зачем тебе это надо? Рожает себе и рожает каждый срок. А здесь вот женщина хочет деток, она их любит, муж тоже, а родственники каждый раз устраивают им разнос. Поэтому враги- первое, что мне пришло в голову.

 -А так причин для ненависти может быть много?

 -Да. Именно такая враждебность. Они относятся к своей собственной дочери как к врагу. Ну, вот эта твоя церковь, чем ты будешь кормить ребенка, и так далее. Не хочу это даже повторять этот бред, который обычно говорят.

 -Иисус, отправляя учеников на проповедь, говорил, чтобы они никого на дороге не приветствовали. Почему? В чем состоит опасность?

 -Опасность отвлечься от своего послушания.

 -Идет человек в храм…

 -Это же восток! Просто поприветствовать- это так не пройдет.

 -Не принято…

 -Что, как, чего, почем, где? Слава Богу, тогда газет не было, спешки тоже. Поэтому эта остановка для приветствия, на нее много времени могло уйти. А если приветствовать постоянно, то тогда вообще не дойдешь до места назначения.

 -Как иногда люди идут в храм, встречаются у дверей и могут полслужбы там простоять, общаясь друг с другом. Ну, вроде бы только поздоровались, а уже полслужбы прошло.

 -Как можно молитвой об упокоении повлиять на загробную жизнь усопших? Если он в своей земной жизни не приобрел качеств гражданина царства божьего? И душа его за гробом вынуждена избирать места вне света?

 -Что-то я не понял…

 -Ну, тут человек поселил некую душу в аду…

 -Так-так…это откуда ж него такие прерогативы?

 -И спрашивает…Ну, вот он прозрел, видно…...

 -Так в чем вопрос- то?

 -Как можно молитвой об упокоении повлиять на загробную судьбу усопших?

 -Молитвой повлиять нельзя. Это вопрошающий думает, что молитва -это такой магический прием. На судьбу души человека может повлиять только сам Господь. При условии если ты Его упросишь. А так сама молитва по себе…Ну, молитва- она и есть молитва. Это какое-то неправильное понимание того, что есть молитва.

 -Но это после евангельских слов: что ни попросите в молитве, сделаю…

 -Попросите в молитве!!! Это совсем другое. Это же не молитва. Сама молитва: человек прочел -и все случилось. Так не бывает.

 - Когда мы просим о наших усопших, как меняется их загробная участь? Ведь усердно и родственники, и церковь, и все- все просят.

 -Во-первых, это неизвестно. Вот в древних книгах иногда сообщается о таких вещах, что Господь открыл определенным подвижникам загробную участь того или иного человека. Но во-первых, это было не всегда, это бывает очень редко. И поэтому нет возможности у человека заставить Бога себе служить по его прихоти. Господь сам решает. Поэтому мы можем просить- не просить. Вот сегодня ко мне подошла одна прихожанка, ее родственник попал в нехорошую ситуацию, ему грозит большой срок. И вот кто-то ему говорит, что надо дать полмиллиона рублей, и тогда срок можно скостить до 16 лет. Хотя тоже срок огромный по современным меркам.

И мать готова взять взаймы, собрать, что-то продать…Не зная, что он совершил, но во что бы то ни стало. Поэтому так человек может и в молитве. Вот во что бы то ни стало, а чтобы на свободу вышел и продолжил свое дело. Я сразу спросил: а он первый раз или второй? Второй. Уже вторая ходка. Ну, человек как-то первый раз два года получил, он, как бы, не понял, что такой путь зарабатывания себе на жизнь не годится. Пошел дальше. Наоборот: раньше сядешь, раньше выйдешь. А тут деньги собирать…Мне представляется это совершенно неправильным. Ну, конечно, мать говорит, что это на него наговорили. Это понятно.

 -То есть, таким способом спасать человека от тюрьмы не есть польза для него?

 -Ну, вот как мне представилось из того малого, что я успел услышать, мне кажется что вроде бы нет. Причем сам- то парень, как мне эта женщина сказала, не хочет на себя и крест- то надевать. Вообще ничего не воспринимает. А о покаянии никакие слова там вообще не произносятся. Ну, это ясно, что Господь, жалея его душу, дает ему возможность и отпускает ему такой срок, который его приведет в чувство. Ну, ясно. А эта свое. Так же и здесь. Вот ты говоришь: родственники молятся. Ну, молятся-смотря как, о чем? О ком? Только Бог может быть беспристрастен. А у всех людей- у них какие-то чувства, какие-то привязанности, какие-то представления.

 -В чем разница между обличением и судом в здравом учении? Из послания к Тимофею апостола Павла.

 -В чем разница?

 - Между обличением и судом в здравом учении? Из послания к Тимофею апостола Павла.

 -Ну, короче, о разных вещах идет речь. Как в чем разница? Вот в чем разница между этим печеньем и лимоном? Я затрудняюсь ответить.

 -Цель разная.

 -Да все разное. Другие слова.

 -Ну, вообще когда человек встречает слово «суд», он сразу это воспринимает как нечто негативное.

 -Ну, это русский человек. А так…Во-первых, в духовном смысле- Суд божий. Это не может быть негативно. Каждое предстояние человека перед Богом- это суд.

 -Все время хочется, чтобы все были милостивыми и все простили. И Бог, и люди. И чтобы вообще никакого суда никогда не было.

 -Да. Люди даже придумали такую формулу, которую т всегда употребляют. Ну, с другой стороны наивно и бесхитростно. Говорят: Если бы вы знали, как я сам себя казню! Никто, никакой суд не осудит меня так, как я себя.

 -Добавить к этому нечего.

 -Да. Алле. Добрый вечер. Слушаем вас.

 -Благословите рабу божию Галину.

 -Бог благословит.

 - У нас родился внук. У него синдром Дауна. Ну, я понимаю, я виновата, в чем-то. Ну, а внук? Он- то в чем виноват? За что ему такое дается? Невинному младенцу! Ему восемь месяцев.

 -А это не младенцу. Это всей семье дается. Такой крест. А потом определенный процент людей рожают детей время от времени с синдромом Дауна. Это необходимость для нас. Для людей. Чтобы мы не очерствели.

 -То есть наличие такого болящего младенца…

 -Ну, не только такого, любого другого. Ведь есть же много болезней. Вот, например, при родах детей часто травмируют.

 -Нет, ну вообще, больной младенец…

 -Да. Вот, например, детский церебральный паралич. Это же случается гораздо чаще, чем синдром Дауна.

 -Человек долго болеет. Что для его души полезнее читать? Псалтырь? Евангелие? Каноны? Акафисты? Или что-то еще?

 -Опять речь идет о каком-то механическом лекарстве. Вот я это почитал и выздоровел. А при другой болезни вот это. А дозировка? Два раза прочитать или одного достаточно? То есть, вот чисто механически. А ведь задача-то другая! Жизнью и смертью, и здоровьем распоряжается Господь. Упроси Его. А что ты будешь для этого использовать? Такую книгу или другую…

 -Господи, помилуй меня грешного.

 -Да, это даже много. «Господи, помилуй!» вообще достаточно.

 -Есть вопрос.

 -Допустим, человек не читал Евангелие. Ну, конечно, надо ему с этого начать. Почитать Евангелие. А вдруг поймет?

 -Зачем ему эта болезнь…

 -Да.

 -Здравствуйте. Слушаем вас.

 -Благословите, батюшка. Это раб божий Сергий.

 -Бог благословит.

 -Вот батюшки, рассудите. Значит сейчас, объясняю. Родился человек, и Господь на его первые шаги ответил чудом. Там настоящее чудо, и сейчас он уже лет восемь ждет, и Господь ему новых чудес не творит. А он не понимает, и все время жалуется: ну как же так? А я говорю: проси у Господа всего, чего угодно, кроме чудес. Я не знаю, прав ли я тут. Но чудо произошло в вашем храме, отец Димитрий. Поэтому я у вас и спрашиваю.

 -Ну, я не знаю, в нашем храме все время чудеса происходят. Вот на Крещение у нас был человек, представляете, водопроводная вода, вот помолились- и она стала крещенской. Ну чего ему еще надо? Тонны воды. Десять тонн водопроводной воды стали крещенской. Всего- то получасовой водосвятный молебен.

 -Ну как всегда человек ждет чего-то большего для себя.

 -А я не понимаю. Что может быть больше, чем десять тонн святой воды? Что может быть больше?

 -Ну, двадцать тонн…

 -Вот. Опять механический подход.

 -Просто именно для себя батюшка, человек ждет. Для себя. Видно была для него такая ситуация…

 -Нет. Ну, Господь себя явил? Теперь мячик на стороне человека.

 -Как ты откликнешься на Мое явление….

 -Ну да. Дело ведь не в чудесах. Ну, будет еще чудо. Ну что от этого изменится? Господь же видит, что ничего не меняется.

 -Сколько чудес Он сотворил среди них, и они не веровали в Него.

 -Ну, ясное дело.

 -То есть, чудо здесь не причем.

 -Да. А потом Богу угодно, чтобы человек именно в себе струны разбудил. А вот видение Бога. А так? Чудо это же ведь некоторое, можно сказать, насилие над волей человека. Как Господь сказал: блаженны не видевшие и уверовавшие. Господь хочет дать блаженство человеку. Но Он ждет веры. Это очень важная вещь. Ибо без веры невозможно угодить Богу.

 -Да. Алле. Добрый вечер. Слушаем вас.

 -Благословите рабу божию Валентину.

 -Бог благословит.

 -У меня два вопроса. Первый вопрос такой. Почему Иисус Христос, когда делал доброе дело и вылечил кого-нибудь, то говорил: никому не сказывайте. Это первый вопрос, а второй вопрос такой. Когда Иисус вылечил прокаженного и сказал: вот сейчас иди к священнику и принеси дар, который положено. Какой это дар? Я думаю, что, возможно, нужно обязательно отблагодарить, благодарственный молебен заказать, или как? Будьте добры, скажите. И спаси вас Господь.

 -Начнем с прокаженных. В древности у Израиля не было врачей, не было медицинских карт, не было пенсий. Не было молебнов ни о здравии, ни об упокоении, ни панихид. А что было? Все это выражалось в жертве Богу. И вот человек, который очистился от проказы, он должен был прийти, показаться священнику, раздеться донага. Священник его обследовал, нет ли больше на нем проказы. После этого он приносил жертву Богу за исцеление. Чтобы каждый человек понимал, что это не священник его исцелил, а Господь. А священник только свидетель исцеления. Поэтому он приносил жертву на храм.

 -Эта жертва в чем состояла?

 -Ну, в том, что за исцеление, я просто не помню, но это могла быть небольшая птица, а мог быть денежный эквивалент.

 -И первый вопрос батюшка. Почему Иисус Христос, когда делал доброе дело и вылечил кого-нибудь, то говорил: никому не сказывайте.

 -Дело в том, что настоящие чувства всегда должны оставаться в тайне. Исцеление касается двух существ: самого Бога и человека. Это интимная вещь. И чтобы это не превращалось в какую-то там, допустим, похвальбу, чтобы у человека не было соблазна из этого сделать продукт славы и так далее. Чтобы это все осталось внутри человека. Его прикосновение к благодати божьей.

 -Но вот мы часто прикасаемся к благодати божьей, посещая святые места. И потом- то мы рассказываем об этом! Или это то же самое? Лучше как бы умолчать? О том, как тебя Господь встретил, посетил, что с тобой было?

 -Конечно, лучше не рассказывать.

 -То есть, здесь лучше это благодатное чувство в себе подержать?

 -Да. Чтобы не расплескать.

 -Является ли грехом просить у начальства повышения зарплаты или искать новую работу? Если не устраивает уровень существующей. Или нужно смиренно довольствоваться тем, что имеешь?

 -По -всякому. Это по обстоятельствам.

 -То есть, здесь каждый человек должен сам решить.

 -Да. Исходя из ситуации. Если у него 16 детей, то он поступает так. А если он поступил на работу всего два дня назад, то он поступает по-другому. Ситуация бывает разная. И надо исходить из нее.

 -Алле. Добрый вечер. Слушаем вас.

 -Здравствуйте.

 -Здравствуйте.

 -Храни вас Господь. Спасибо вам за ваши передачи. Я вот по поводу одного из предыдущих вопросов. Вот женщина к вам по поводу внука обратилась. А вот у меня дочь. Ей 19 лет. Она тоже у меня с синдромом Дауна. Я просто ей в утешение хочу сказать, что если Христос дает любовь, то наши дети- а у меня большая уже девочка, ей 19 лет- знаете, я у нее учусь жить. Учусь всех любить, не обманывать. Поэтому этой женщине я хочу сказать, чтобы она не переживала так. Вот я не считаю, что это мой крест.

 -А вы знаете, вы просто научились этот крест нести. А вообще все есть крест. Ну, все. Вот мигрень -это крест, кто-то на тебя чихнул, ты заболел -это тоже крест. Кто-то сплетню пустил, а ты пострадал- это крест, или просто некая неприятность у тебя произошла –и это крест. Все крест. Дополнительные трудности с таким ребеночком. С ним же сложнее, чем с обыкновенным. Поэтому это все равно крест. Другое дело, что вы несете этот крест весело. А она пока еще ребеночек маленький, она вся в ужасе. Но потом это все пройдет.

 -Ну, это как она будет нести этот крест.

 -Человек может себя вогнать в любое состояние.

 -Отец Димитрий, прокомментируйте, пожалуйста, происшествие в московской школе. Как вы думаете, в чем было дело? В семье, в школе или вообще в нашем обществе?

 -Я думаю, что и там, и там, и там. Все виноваты.

 -То есть, это есть некий выплеск той болезни, которой заражено все наше общество.

 -Ну, тут же явно, что мальчишка сам не вполне здоров. Потому, что сейчас модно стало говорить: «неадекватность». Но то, что он сделал- это неадекватная реакция на ту как бы «угрозу» в кавычках, которая предстояла. Если я правильно понял, там ему могло не быть медали. Это же полный неадекват.

 -То есть, именно это его психическое состояние сыграло свою роль?

 -Ну да. Душевное заболевание. Сейчас наверняка экспертизу назначат.

 -Ну, уже назначили.

 -Уже назначили? Ну, этот случай очевиден. Но! Этому предшествовала определенная подготовка. Говорят, он любил компьютерные игры. Это уже сродни наркомании. Тут очень многое. И роль семьи, конечно, и школа- ну все. Да я даже не знаю, что тут выделить. Что тут большую роль могло сыграть. Ну, и в целом. У нас этого парня кто-нибудь учил заповедям? Не убий, например? Уверен, что нет.

 -Людей надо учить заповеди «не убий»!

 -А как же? Иначе они совершают такие дикие звериные поступки. Ну как вот животное- оно же не понимает, что нельзя убивать? Так же и людей надо. А у нас все сопротивляются этому всячески. Вот и результат.

 -Да. Алле. Добрый вечер. Слушаем вас.

 -Я хотела батюшка, вы меня простите Бога ради, я хотела бы у вас спросить.

 -Я вас прощу только в одном случае, если вы выключите звук у телевизора.

 -Я ваше радио слушаю. Сейчас выключу. Я со своим мужем венчанная, но он у меня алкоголик, пьет сильно. А я вышла за него и мне говорят, что я не унаследую рая. То есть если мой муж попадет в ад, то и мне за ним следом?

 -Это никак не связано одно с другим. Вот двое на ложе. Один берется, а другой оставляется. Я вам советую почитать Евангелие раз пятнадцать. Тогда вы усвоите. И не будете пребывать в заблуждениях.

 -Но она, видно, оперирует понятиями: муж и жена- одна плоть.

 -А кто спорит?

 -И что же? Там где муж, там и жена?

 -Нет, ну, нельзя считать, что Господь Бог- это такая гильотина!

 -Только рубит всем.

 -Да. Ага. Виноват, не виноват. Венчана- значит, все. Голову рубим. Но это же дикость! А Евангелие -это такая книга, которая нам передает слова Христа. Эта книга призывает к тому, чтобы люди отвернулись от дикости и прошли путем покаяния к истине. Тогда не будут задавать диких вопросов.

 -Если человек перед смертью отказался от Бога, есть ли надежда его вымолить?

 -Вымолить- это не механическое действие. Повторяю за сегодня уже не знаю, в какой раз. Вот что значит вымолить?

 -Избавить душу от вечных мук.

 -Это может сделать только Господь.

 -Упросить Бога это сделать.

 -Это возможно.

 -Чтобы Господь склонил как-то милость к нему.

 -Да. Конечно. Это возможно. Это было сколько угодно в истории церкви.

 -Прочитала беседу преподобного Серафима с Мотовиловым о стяжании Духа Святаго. Скажите, пожалуйста, а как нам молодым достичь этого? С чего начать?

 -Начать с того, что изучить Евангелие. Без этого невозможно.

 -Как путь к царству божию.

 -Да. Как путь к царству божию. Путь истины и жизни. Надо глубоко уверовать в Евангелие. Что это единственный истинный путь к спасению.

 -И начать по нему идти к этому пути.

 -Отец Димитрий, какое ваше отношение к анонимным алкоголикам? И может ли священнослужитель вести тренинги в этих группах?

 -Ну, если он специалист, то может. А если не специалист, то не может. И священники, их немного у нас. В Москве, по-моему, трое, вот они специалисты. Они этим занимаются.

 -То есть, человек имеет медицинское образование такой направленности? Но трое для Москвы - это маловато. Поэтому многие просто обращаются к батюшкам с просьбой, например…..

 -Ну, если батюшка знает эти технологии, то- пожалуйста. Но там ничего загадочного- то нет. Это не то, что в группу записался- и само собой пошло. Нет. Нужно делать много усилий.

 -То есть, человек должен все время себя подстегивать.

 -Ну, на любом пути, любой человек, достигший чего-то, всегда говорят, что талант это 5%, а 95%- это труд. Хоть это хоккей, хоть поэзия, хоть живопись.

 -Или христианство. Да любая деятельность.

 -Если Господь любит всех одинаково и желает спасения всем своим чадам…

 -А где это написано, что всех одинаково? Что врать- то? Ну, где написано в Священном Писании про это? Сначала придумают…

 -Ну, однозначно нет.

 -Конечно, нет.

 -Любит всех и желает спасения.

 -Но по- разному всех любит. Одних больше, других меньше.

 -И вот вопрос как раз в тему. Почему избранным народом стал именно израильский, еврейский народ?

 -Никакой еврейский народ избранным не стал. А стал избранным Авраам. А уже те из народа, его потомки, кто последовал, те стали избранными.

 -Бог возлюбил Авраама больше других людей.

 -Да. За его веру.

 -То есть можно сказать, что того, кто больше верит в Бога, Бог больше и любит.

 -Разумеется. Так и сказано: Бог праведных любит и грешников милует.

 -Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением насчет кружков раннего развития детей до года. Стоит ли посещать с младенцем эти занятия? Или это еще рановато для них?

 -Нет. Любые развивающие упражнения полезны. Только надо во главу угла ставить не само развитие, а все время следить, приносит ли оно пользу для ребенка. Потому ребенка очень легко переутомить. Потому что некоторые родители они становятся как одержимые. Одни шахматами, другие фигурным катанием. И в итоге лишают детей детства. А здесь обязательно нужно следовать за дитятей. Иначе жизнь его превратится в каторгу.

 -Да. Такие случаи нередки.

 -Да сколько угодно.

 -Когда ребенка к пяти годам во что бы то ни стало хотят научить читать и писать. Тебе уже пять лет, и ты еще не читаешь? Да ты отстаешь!

 -От чего спрашивается?

 -Можно ли православной девушке выйти замуж за старообрядца? Вразумите, как быть?

 -Выйти- то можно. Но замуж - не напасть, как бы замужем не пропасть!

 -А в чем опасность такого брака?

 -Да совершенно различный строй жизни у старообрядцев и у православных. Есть и сходство. Безусловно. Просто нужно эту жизнь понаблюдать. И посмотреть, хочу ли я такой жизни. И потом ведь будут бесконечные споры.

 -Об истине.

 -Да.

 -Но они и среди православных нередки эти споры.

 -Да.

 -У каждого свой взгляд.

 -Ну, все-таки это внутри одной общины, одного понимания. Одни авторитеты.

 -То есть опасно, когда у людей разные авторитеты?

 -Да. Вот тут вот нам приводили слова из беседы с Мотовиловым. А для старообрядцев преподобный Серафим как бы и не существует вовсе. А также и Митрофан Воронежский.

 -Да. Тогда получится жизнь в разных категориях ценности.

 -Ну да. А как детей воспитывать?

 - Делить только, если их несколько.

 -Ну, вот опять. Замуж - то выходят не для того, чтобы делиться, а чтобы созидать нечто общее. Поэтому надо хорошо подумать.

 -Алле. Добрый вечер. Слушаем вас.

 -Благословите батюшка. Это Любовь.

 -Бог благословит.

 -Вы знаете, у меня к вам не совсем обычный вопрос. Вот сейчас подняли тему относительно этого юноши, который стрелял в школе. Кстати сказать, он ведь с пяти лет учится. Но я не к тому. Я сама педагог. И в нашей среде уже начались разговоры: а как вообще ставить оценки? А как вообще обращаться с ребятами? То есть появился какой-то страх. Я, конечно, думаю, что это какое-то ненормальное явление. Но вот что бы вы могли посоветовать?

 -Да ничего не могу посоветовать. Передо мной такая задача не стоит. Если бы стояла, я бы тогда этим занимался. А так вы что думаете, что за две минуты можно вообще рассказать? Если вы педагог, мою педагогическую систему? Это просто невозможно. Я считаю, что вообще в учебном заведении главное- это воспитание. А уж знаниями насыщать- это уже второстепенно.

 -Как некоторые ветхозаветные праведники достигали новозаветных качеств? Таких, как глубокое повиновение волей божьей, смирение перед Его волей, покаяние. Ведь Христос еще ни кого не искупил ценой Своей пречистой Крови, и не дал нам чудных заповедей.

 -Дело в том, что каждая душа по природе своей христианка. Поэтому если человек со смирением устремился к Богу, то Бог ему помогает. Выходит навстречу.

 -То есть эти люди были еще непросвещены, некрещены во имя Святой Троицы. И вот сейчас, если человек некрещен, но со смирением относится…

 -Ну, вот как раз сегодня ко мне подходит один юноша. И говорит: вы можете меня крестить? Я говорю: теоретически могу, если ответишь на вопрос: «зачем?» Ну, он мне ответил. Четко прямо почти по катехизису. Я потом говорю: пойдем со мной. Стоят три женщины, наши сотрудницы храма. Я у одной спросил: зачем креститься? Она не смогла ответить. У второй спрашиваю. Тоже не смогла ответить. Третья ответила. Вот они в храме работают много лет. Не знают, зачем люди крестятся. А этот еще некрещеный уже знает.

 -Выходит ли Бог навстречу такому человеку, хотя вот этот юноша хочет креститься, а иной человек говорит: я креститься не хочу. Или там не готов, или я этого не принимаю. Но при этом живет вполне по христианским заповедям.

 -Это легко проверить. Надо ударить его в правую щеку. И сразу все заповеди он покажет, по каким живет.

 -Батюшка. Если ударить сейчас…

 -Ну не сильно…

 -В правую щеку, ну, скажем так - сто человек, стоящих в храме, то окажется, что среди них всего один христианин.

 -Ну, неплохо для храма-то. Это неплохо. Поэтому вот ты говоришь: он живет по заповедям, вот такой хороший человек, тест есть у нас…

 -Безошибочный…

 -Абсолютно.

 -Апостол Павел говорит, что неверующий муж освещается верующей женой. И наоборот. Как это происходит? Можно ли понять или увидеть?

 -Ну, конечно. Вот в одной книге описывается случай, как одна православная христианка вышла замуж за лютеранина. Он христианин, но не православный. И однажды он ей сказал: «Ты знаешь, я хочу принять православную веру». А она никогда ему слова не говорила. И она спрашивает: а что тебя к этому подвинуло? А каждое воскресенье, когда ты приходишь с литургии, ты вся наполнена светом и любовью. И я хочу так же. Вот что значит освещает- и просвещает. Освещала его, освещала. И вот он прозрел. Увидел свет божий.

 -Ну, вообще таких людей нужно показывать. Потому что в большинстве случаев люди не понимают, как я могу привести своих родных и близких к вере, к церкви.

 -Да очень просто. Вот этот юноша, про которого я говорил, он хотел жениться на одной девушке. А он даже вообще некрещеный и неверующий. Зачем он ей нужен? Как с ним строить домашнюю церковь? Она им занялась. И вот прошло сколько -то месяцев. И вот он уже все знает, так отвечает правильно, и в церковь ходит каждое воскресенье.

 -Ну, батюшка, это уникальный юноша.

 -Это уникальная девушка!

 -Которая сумела так преобразить своего избранника.

 -Ну, вот и все. То есть, она его полюбила. Хочет ему спасения. Ведь нельзя же венчаться с некрещеным человеком. Сегодня вот тоже одна раба божия говорит: я хочу с мужем повенчаться. Я говорю: зачем? А она не знает, что сказать. Ну, я говорю: я не буду венчать. Ты сначала узнай, зачем люди венчаются, а потом приходи. А так чтобы просто венчать…Что я в цирке, что ли, работаю? Это все очень серьезно.

 -Она не спросила у вас…

 -Нет, она спросила, я говорю: а ты возьми книжечки и почитай. Пусть найдет, что за книжечки. И так далее.

 -То есть, человек должен какой-то труд приложить.

 -Нет, просто он должен как-то явить свое желание. А то что? Рот открыл, ты ему все разжуй, положи. А то он все забудет, перепутает.

 -Ну то, что забудет- это на 90%.

 -Ну а тогда зачем? Значит, не усвоил, а если не усвоил, значит это все формальность.

 -Супругам эффективнее исповедоваться у одного духовника? Или чтобы у каждого был свой? Как по вашему опыту лучше?

 -По нашему опыту лишь бы какой-нибудь. И то это благо.

 -Чтобы был какой-то авторитет у человека в жизни. Да? С кем он мог бы поговорить.

 -Ну да. Чтобы один был? Это уж очень редкое явление. Ну, слава Богу, если так случилось. То есть в этой ситуации лучше для семьи, для священника.

 -Нет. Ну, обычно как бывает? Один верующий, другой верующий. Один ходит в свой храм, и другой ходит в свой храм. Ну что ему оттого, что он женился, духовника менять? Тоже как-то странно. Если духовник помер, или уехал в другую губернию, ну тогда можно и перейти к духовнику жены. А может и не срастется. Это же тоже не механическое действо.

 -То есть, специально вот как-то объединяться у одного духовника…

 -Искусственно?

 -Да.

 -Ничего не выйдет.

 -То есть, пользы от этого не будет?

 -Да вообще ничего не будет.

 -Потому что некоторые пытаются. Именно после свадьбы начать ходить к одному духовнику.

 -Ну, дай Бог им на этом пути всяческого успеха.

 -Если достиг царства небесного, что тогда еще нужно делать? Зачем работать и как жить?

 -Нет, конечно, раз уже достиг, то нужно лечь на диван, желательно, чтобы ничего не отвлекало, носом к стене- и спать. Чувствуешь, что просыпаешься - снотворное принял и спишь дальше.

 -Чтобы не потерять.

 -Ну да. И даже лучше памперсы одеть, чтобы уже никуда не ходить.

 -Ну, батюшка, что-то уже не то царство будет.

 -Ну, каков вопрос, таков и ответ.

 -Нам пора прощаться батюшка.

 -Всего вам доброго, до свидания. Спасибо за ваши вопросы.

 -Всего доброго. До следующей встречи.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+