Перейти к основному содержанию

10:00 26.05.2019

Батюшка, вот, говорят: «Колдуны приходят в храм, заряжаются от икон», я не понимаю, как они заряжаются Божественной энергией. У микрофона протоиерей Валериан Кречетов.

22.08.2014 09:23:50

                 - Здравствуйте, говорит радиостанция «Радонеж». У микрофона протоиерей Валериан Кречетов.

  Прежде всего, поздравляю всех вас, братья и сестры,  с праздником Петра и Февронии.   Теперь у нас, слава Богу, появился семейный праздник, ибо вопрос семьи -  это вопрос всемирный.

  Семья, как говорят у нас, это основа государства, семья, которая имеет свое продолжение в своих потомках, является родом, а род рождает народ.

  Род на род, получается народ. Так наш могучий славянский язык четко показывает нам сущность нашей жизни, потому что люди в течение тысячелетий из рода в род передают то, что Господь им открывает. Тем, кто стремится жить ради Бога и ради ближнего своего. Рождаясь в этот мир, человек понимает, что он пришел в мир, уготованный для него, это был первозданный рай, и он здесь ничего сам не создавал, все для него уже готово, поэтому у человека должна быть естественная внутренняя благодарность Тому, Кто все это сотворил.

Человек рождается от своих родителей, первые, кого он видит -  это мать и отец. Они всю жизнь ему помогают. Потому что, являясь в этот мир, он не понимает, что ему делать, к чему стремиться, каково его предназначение.

  Проходят тысячелетия, люди ставят вопросы: в чем  смысл жизни? Жизнь, действительно, дается. А если дается, то кем?

  Даже уйдя от мысли о Боге и зациклившись только на окружающем видимом мире, некоторые все равно вынуждены говорить о Творце. Так называемые материалисты, в своем основании имеют такую формулу: материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях.

  Если данная, то кем? Это естественный вопрос.

  Есть такой пример. Когда ребенок смотрел на красоту наступившей лунной ночи, он вбежал в комнату, где сидели взрослые, рассуждая о всяких философских проблемах. «Пойдите, посмотрите, - указывая пальчиком на луну, сказал он,  - а кто ее там повесил?»

  Первые люди, появившись в этом мире, не были рождены, как мы рождаемся. Поэтому, первый, Кого они увидели, и Кто им дал эту жизнь, был Бог, давший им жизнь. Он был Отец небесный. Почему и все мы обращаемся в молитве: Отче наш, то есть отец наш. Далее уже идет отец, через которого Отец дает бытие, и мать, которая рождает. Муж и жена - это одно начало, поэтому Господь так сказал: «От начала Бог сотворил  мужа и жену, и так было и так должно быть до конца». Поэтому   существование людей в мире и их жизнь здесь, в этом мире, естественно приводит к мысли: первое, что они видят, как я уже сказал, своих родителей, отца и мать. А что и как было от самого начала?

  Вот, это самое начало и есть Творец, давший бытие людям, почему Господь прежде готовил мир, сотворил этот мир прекрасным и все премудро в нем устроил, а потом и вселил в него человека. Мы смотрим на родителей своих, мы воспринимаем от них земную мудрость, и другое разумение и поэтому имеем первообраз, на который мы должны взирать. Но человек, к несчастью, увлекаясь земными вещами, забывает  о своей обязанности, о своем долге, потому что, как говорит апостол: «Мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас». Любовь к Богу -  это, прежде всего, долг, который мы должны отдать, возвратившись к своему Творцу. Этот долг как раз и выражается в нашей православной вере, служении Богу. Когда мы говорим: «Литургия -  это благодарение, то есть служение, Божественное, к чему призван человек и чем он должен отвечать Богу». Следующим стоит почитание своих родителей, потому что через их бытие состоялось бытие наше. Еще в Ветхом Завете обязанность почитать Бога, любить Бога была первейшей. Удивительно, что говоря о любви к ближним своим, Господь не поставил потом: «Возлюби отца своего и матерь свою» Он сказал: «Чти отца твоего и матерь твою». Этот момент непростой, потому что на самом деле мы их почитать должны, потому что через них мы получили бытие. Но после грехопадения человек удаляется от Бога,  здесь участвует его свободная воля, он часто не являлся таким, кому нужно было во всем уподобляться, поэтому сказано: «Чтить ты должен, а  подвиг любви относится не только к родителям, но и вообще ко всем, потому что человек рождается в мир, окруженный людьми».  Человек не только связан с родителями, но и родители связаны друг с другом, Кстати, интересный пример есть, когда задается вопрос: «Сколько людей участвовало в нашем появлении?»

  Арифметика очень интересная: родились, у каждого мама и папа, у мамы и папы тоже мама и папа и так далее, та, вот, десять поколений,  - это тысяча людей, кто участвовали, а двадцать поколений -  миллион. То есть мы все между собой связаны, почему мы должны проявлять любовь к ближнему, потому что в разной степени все участвовали в том, что мы есть и точнее в том, чем мы пользуемся и в чем мы живем. Потому что не мы создавали одежду свою, орудия все возможные для жизни, быт устраиваемся себе, то есть мы пользуемся всем. И как мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас и дал нам этот прекрасный мир, так мы и должны любить ближних своих, потому что через них мы имеем то, что имеем, и в том числе, прежде всего, стоят родители.

  Это  момент очень важный. Любовь к Богу, к ближнему обнимает все заповеди. На этих двух заповедях этих, как сказал Господь, весь закон и пророки, и первое проявление любви, которое мы должны получить, живя в любви Божией пользуясь любовью своих родителей должны проявлять к своим родителям, к своим семье, к своим близким.
  Возлюби ближнего твоего: ближний -  это, тот, который близко с тобой общается, с тобой живет. С каждым ребенком живет, прежде всего, его семья, но ближний -  это может любой быть человек, с которым мы оказались вместе. Это друзья наши, родственники, и поэтому обязанность любви к Богу и к ближнему -  это наша обязанность, мы не можем так рассуждать: «я хочу - люблю, хочу - не люблю» Мы должны. Да, мы так поступаем, но тогда мы отсекаем себя от всех своих ближних, от всех своих близких, прежде всего от родителей.

  То есть своеволие, которое отделило  человека от Бога, когда человек стал жить так, как ему подсказали, он не хотел этого, а ему подсказали. Когда он от всех отделился от Бога, как отделился прежде тот, кто и подсказал ему это, проявив свободную волю, желая жить, как сказал: «Престол мой за звездах поставлю, буду подобен всевышнему», но был низвержен в бездну. Человек, отпав от Бога, падает в бездну греха, но Господь, как сказано: "… так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную"

  Вот, именно по этой любви Божией Господь послал сына своего для того, чтобы спасти человека. Почему? Потому что тот ведь не сам захотел этого, его подучили, но, Господь сказал: «Тебя же подучили человекоубийцы, дьявол тебя научил, ты покайся, то есть проси прощения, обратись к Богу». Когда Адам отпал от Бога, по науке, как его научили, Господь спросил: «Адам, зачем ты это сделал?» Он к несчастью не решился сразу просить прощения, он сказал: «Это не я, меня жена подучила. Я послушался ее»,

  Когда же Господь спросил: «Ева, а ты зачем тогда подучила его?» Она сказала: «Это не я, меня змей подучил»

  Вот, если бы они оба сказали бы: «Прости нас, Господи, что мы не тебя послушались, а послушали дьявола», Господь бы простил им, но это не произошло, и человек отпал от Бога и был изгнан из рая. Но здесь Господь попустил это для того, чтобы человек, как и первые люди, имел свободу выбора. Когда мы говорим о свободе, то свобода предполагает выбор, а, если только одно -  то выбора - то нет. Почему часто в жизни люди, уходя от Бога и даже не зная Бога, уходя, они уже делают выбор к несчастью. Они поступают как Иуда, как предатель, когда же они не знают Бога, то им более простительно. Но все равно в душу человека вложен закон совести от Бога. Если он прислушается к этому голосу, это голос Божий в человеке, тогда он задумается, что это не совсем так, даже совсем не так получается.

  Господь и в жизни начинает показывать, что не туда вы идете, не тем вы занимаетесь. Так было во все времена, еще, когда у Каина возникла мысль зависти к своему брату, Господь сказал ему: «Грех у порога лежит, будь внимателен, ты уже на грани падения».

  Так было с первенцем любви, так происходит с каждым человеком, так происходит с целым человечеством, но к несчастью человек часто не слушает Бога, не слушает своей совести, поэтому получается то, что получается. Причем мало того, он часто в этом своем заблуждении упорствует и соблазняет других, поэтому это обычная жизнь, истина себя защищает, это то, что есть в обычной жизни, когда человек отпадает от истины, отпадает от правильной жизни, то он старается совратить на это других своих товарищей, чтобы ему не одному быть.

  «С преподобным преподобен будешь, со святым освятишься, с избранным избран будешь, с неповинным неповинен будешь, со строптивым  развратишься». Но это очень сложно,  не всякий запомнит эти изречения, народ упростил это изречение: «С кем поведешься, от того и наберешься»

  К несчастью набираются – то часто плохого, потому что, как говорится под горку катиться проще, чем подниматься в гору, горе имеем сердца, как нас призывает церковь.

  Господь, когда преобразился, то вошел на гору  высоку, сказано, и с Ним апостолы, то есть духовное совершенство требует труда. Вот, этого труда, к несчастью, первые люди пытались избежать, то есть они хотели стать, как боги. На чем их поймал дьявол? Вот, преступите эту заповедь, отступите от Бога, вкусите от этого древа, будете, как Боги, без труда. Проходит столетие, тысячелетие, но люди продолжают опять стремиться к этому, вот, и помните, у нас было одно время, учились во сне и, чтобы ничего не делать: поспал, полежал, включил магнитофон, потом стал на разных языках говорить. Это один из тех примеров, которые показывают нам, к чему человек идет, когда он уходит от Бога и занимается всевозможными совершенствованиями.   Прогресс имеет свою положительную сторону, но он теряет эту положительную сторону, если не связан с нравственностью. Кто – то сказал, что двигатель прогресса - лень, но и результат прогресса  - лень, поэтому стараются избежать и

получить, что – то не без труда, а если им не дают, то ограбить и отнять, украсть, вот, и происходит то, что происходит  в мире. Поэтому все очень просто: нужно возвращаться к творцу, к заповедям любви к ближнему  и к Богу -  тогда все станет на свои места. не требовать, а стараться самому потрудиться и других к этому призывать. Тема – то очень насущная, то, что происходит в мире -  с этим связано.   Тут кто – то хочет вопросы задать, но хочется закончить мысль: смысл прост, говорят - не живи, как все, живи, как Бог велит. Михаил Васильевич Ломоносов сказал, что Господь дал человеку две книги: одну -  видимый мир, в которой он нам  показал Свою премудрость, другую – Библию, но Библия включает Ветхий и Новый завет, в котором Он показал свою волю. Вот, мы имеем то, что там написано и что нужно делать - трудиться над собой.  Нас раздражает, когда не по -  нашему, это уже связано со своеволием, а сдерживающий гнев больше берущего приступом город, это говорит еще Ветхий завет: «гневаясь - не согрешайте», «солнце не зайдет в гневе вашем», говорит слово Божие. Вот, с этим нужно бороться.

  Александр Васильевич Суворов, который много одержал побед в своей жизни, говорил: «Себя победишь, будешь воистину непобедим». Да, еще и древний мудрец Сократ говорил, что мужество заключается именно в борьбе со своими страстями и прихотями, а у нас все вокруг себя стараются подделать под себя, а не самому над собой потрудиться. Ну, простите, можно этот вопрос разбирать дальше, но вот, кто – то что – то хочет сказать. Может я, что – то не так сказал или что – то… слушаю:

           - Здравствуйте.

           - Здравствуйте.

         - Будьте добры, у меня такой вопрос, я родилась в шестидесятых годах и тогда про церковь мы ничего не знали, я крестилась поздно.  Но у меня такое ощущение, что потихоньку жизнь  налаживалась, было все лучше  и лучше, а сейчас, вроде бы, церкви открылись, и литургии есть, и люди молятся, и что – то знают о Боге. А такое ощущение, что жизнь рассыпается. Вот, я Вас слушала  - и получается, что в то время люди жили лучше, как Бог велит, а сейчас получается, что ли, хуже, чем Бог велит? Будьте добры, объясните, пожалуйста.

           - Но, Вы уже все сказали: жили, как Бог велит, действительно было лучше. Когда стали жить, как хотят, то каждый не только хочет жить, он хочет, чтобы другие жили, как он хочет. Если раньше сравнивалось - жили  - не жили, как хочет, как Бог велит, то теперь живи, говорит, как я хочу, и это и есть наглядный пример того, что происходит в мире. Потому что, вот, кто – то хочет и так, как он хочет, должны все жить. На это когда – то очень хорошо сказал Николай Сербский: уже первые люди не стали жить, как Бог велел, а как им подсказали, даже это не они хотели, а они захотели, ведь беда вся в том, что, когда человек говорит: «Я хочу…», к несчастью, не он хочет, а за него хотят, а он соглашается с этим. Поэтому, строго говоря, вот, люди стали все больше и больше жить, как «Я хочу». Почему рассыпаются семьи? - Потому что говорят: «Я хочу, и вы должны так, как я хочу», вот, но согласно ли это с волей Божией -  другое дело.

  При венчании ведь сказано: «Не муж собою распоряжается, но жена, не жена собою распоряжается, но муж»

  Но, как же тогда, каждый в свою сторону, тогда кто же?

  Но, да поживут по воле твоей, по воле Божией. Тот, чья воля согласна с волей Божией, вот, потому – то по – настоящему и должны жить в семье, а не как хочу. Стали, как хочу: я хочу по – своему веровать, я хочу,  я хочу, я хочу -  и так и началось с веры, как сказал святитель Феофан: «Под конец, что ни голова, то своя вера будет». Вот, ну, и соответственно, каждый будет по - своему. Это, знаете, просить броуновское движение, каждая молекула в какую сторону хочет  - туда она и лезет, вот, а если бы это было во всем мире, то все бы перемешалось: нога закачалась, я хочу быть над головой. Что тогда получилось бы?

  Рука правая хотела бы стать головой, или еще что – нибудь такое.

   У нас все органы так командуют: некоторые члены нашего тела командуют головой, но правда, к несчастью, голова их слушается, но тогда что получается? Скотская жизнь, потому что люди живут низменными инстинктами. Действительно, все перевернулось кверху ногами.

  Кто – то еще, что – то хочет спросить?

              - Здравствуйте, батюшка…

             - Здравствуйте.   

- Вот, именно, когда жизнь перевернулась  вверх ногами, и происходит скотство, скажите, пожалуйста: на что же можно уповать? Вы сказали, что ты должен начать с себя, но ведь, как говорится, если человек уже скотской жизни - он вряд ли может начать с себя. Когда шел на проповедь апостол Павел, то Господь ему говорил: «Вот, Павел, иди сейчас также смело проповедуй в Риме, как ты проповедовал в Иерусалиме, - говорит, - Не бойся иудеев, обличай»,  и на этом пути с Павлом случилось чудо, ради проповеди. Сегодня у нас никто не мешает проповеди, и, в общем – то, и не нужно, чтобы происходило чудо ради проповеди. Вот, скажите, пожалуйста, а почему мы сегодня уповаем на чудо? Спасибо.

            - Я не понял вопроса немножко. Если результат проповеди апостола Павла был чудо, почему мы уповаем на чудо? Потому что апостол Павел на него уповал. А в отношении того, что изменилось, вы хотите сказать  - апостол Павел уповал, и он делал, а мы, мол, уповаем и не делаем, но это зависит от каждого. Вот, вы сказали, что храмы открылись, это разве не чудо?

  Простите, сорок лет назад, когда я служил еще с отцом Сергием Орловым, старцем, который 1890 года рождения был, ему бы сейчас было бы сто двадцать с лишним лет. Он сказал, что, я говорю: «Может конец скоро?», он говорит: «Да, кто его знает, может еще сто лет …» Вот, так повернет, заснем при одной власти -  проснемся при другой, так это же чудо произошло! Да, но здесь речь идет не о том, что  он видел чудо - и сам изменился, и стал других менять. Так, вот, тот, кто задавал вопрос - каждому нужно самому измениться, а тогда  от тебя спасутся тысячи.
  Апостол Павел так и сказал: «Подражайте мне, как я  Христу».

  Вот, вы, задавший вопрос любому, есть возможность начинать с себя, и дальше все вокруг будет перестраиваться, согласно тому чуду, которое совершилось. Но мы в нем мало принимаем участия, это правильно.

           - Слушаю.

           - Батюшка, а  человеческая свобода воли, которой Господь Бог ни у кого не отобрал, как она контролируется? Он же не может это самое безобразие - то благословить, вот, интересно, как Господь останавливает -  а мы что, этого не видим, не чувствуем?

      - Что не видим, не чувствуем -  это уже зависит от нас. Одним из признаков сумасшествия является отсутствие реакции на боль.  Человек часто не воспринимает боль, поэтому действительно, ну, Господь во – первых остановил человека, для становления человека поставил смерть. И, вот, мы говорили сейчас о чуде,  а чудеса совершаются. Вот, я только, что выступал сегодня по «Народному радио», и, вот, там вопрос в зале: «Почему там не предпринимаете никаких действий?»  Ну, эти действия предпринимают, во – первых, но во – вторых дело все в том, что чудеса – то были!  Кто – то сказал там, где сейчас идут эти печальные события: «только через мой труп сюда приедет Патриарх!» -  Патриарх приехал, но перед этим молния убила того, кто это говорил, вот. Я просто знаю конкретный пример, когда директор одного музея, который был сделан из монастыря, сказал: «Только через мой труп сюда придут». На следующий день он оказался в реанимации -  Господь остановил. Свобода воли, конечно, есть, но ей положены пределы. Еще в Ветхом завете мы имеем классический пример, даже свобода воли есть у дьявола, и Он, Господь сказал:  он тебя почитает, потому что ты его облагодетельствовал, коснись всего, но самого не трогай, он потерял все, остался же, потом и дальше везде Господь полагает предел.

Где эти пределы? Это Божия воля, Божии пути, промыслы Божии, но они есть. Мы же знаем, была у нас одна война 1812 года, положены были и ей пределы. Она дошла до Москвы, даже захватила Москву и кончилась потом в Париже. Была другая война, подошли к Москве, правда не захватили, она кончилась в Берлине. Вот, получается, что мы, как будто, не видим даже истории, но одна война началась и кончилась после захвата Москвы, а другая до Москвы кончилась, ну, а дальше будет кончаться, видимо, еще дальше от Москвы. Ну, уж как она кончится -  это воля божия.

            - Я слушаю.

           - Батюшка, а, вот, говорят: «Колдуны приходят в храм, заряжаются от икон», я не понимаю, как они заряжаются Божественной энергией.

           - Это все вранье.

          - Это вранье?

          - Конечно.  Божественную благодать никто не может похитить, это разговоры такие. Очень просто, что они приходят в храм, и бесы тоже там бывают. Знаете, в Киево – Печерской лавре было такие видения, когда бес ходит среди молящихся и к каждому пристает, так что их там полно. Но насчет того, чтобы им зарядиться энергией -  никакой энергией не заряжаются, это они просто врут.

Они, богохульствуя, присваивают себе божественную энергию, или, как они говорят, божественную благодать, которая им неподвластна. Они говорят, что это чуть ли не от Бога там все. На самом деле это совсем не так. Когда, например, человек приходит и, как некоторые, живых за упокой поминают -  ну, во – первых для Бога все живы, но человек, поступающий так, в своей злобе начинает призывать Бога в помощь, чтобы отомстить. Бог в этом не участвует, человек же совершает тяжкие прегрешения.  Дьявол в уплату за  этот дьявольский поступок начинает направлять этого человека. Но ему положены пределы. Я знаю такой предел, одному человеку  сделали, как говорят теперь, на смерть, он старался, призывал  дьявола для того, чтобы он причинил зло, но погиб тот, кто сделал, а этот остался жив. Эти примеры –просто о них  мало знают.

  Бог поругаем не бывает, нужно помнить, что, если кто – то говорит, то это еще ничего не значит, у нас много говорящих, что у них истина, что они с Богом. Но о  них Господь сказал: Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие». Это уже сказано и это происходит.

           - Батюшка, добрый вечер. Это раб Божий Константин из Подмосковья звонит, с праздником вас Петра и Февронии. Я узнал об иконе Божией матери Песчанской. Вы что – нибудь слышали о ней?

           - Я, конечно, слышал, но сейчас подробно не могу, в данный момент вспомнить всю ее  историю. Просто есть некоторые иконы: Державная, и другие, ну, Казанская само собой много раз, которые, особенно участвовали в судьбах нашего народа.  Но дело все в том, что это действует одна и та же Матерь Божия через все иконы, вот. Просто Она многообразием своих икон, посредством которых Она проявляет свою помощь, показывает, как Она заботится о каждом из нас.   В одной области нужно напомнить, что у них есть святыня, на которую нужно уповать, в другой области появился другой пример- и так везде, поэтому и Песчанская икона Божией матери, она тоже связана с именно с благом для нашей Родины.

  Я слушаю.

           - С праздником Петра и Февронии поздравляю Вас…

          -  Спаси Господи.

         - Говоря о первородном грехе, вот, первый вопрос. Адам и Ева, у них  же есть праздник в один из воскресных дней, где они отмечаются как святые. Второй вопрос: как я слышал, первородный грех, который часто упоминается священством, смывается таинством святого крещения.  Правильно ли это, что первородный грех утрачивает свое значение и свое влияние после крещения?

           - В том – то и дело, что не только первородный, а любой грех прощается покаянием. А то, когда только бы крещением снималось -  а дальше что делать? Дальше человек не начинает же жить как ангел, святой жизнью, поэтому дано покаяние, эта милость Божия к человеку. Когда он начинает осознавать, что он что – то не то делал. Мне очень нравится такой, царство ему небесное, поэт Анатолий Владимирович Жигулин. Он, пройдя суровую жизнь, побывав на Колыме написал:

 «Но не могу переупрямить
Ту боль, что сердце мне свела, -
Моя измученная память
Гудит во все колокола.

Гудит во мне глухим набатом
О днях ошибок и потерь,
О том, что сделано когда-то
Не так, как сделал бы теперь...»

Еще: «Скажи, кукушка, сколько дней
Еще мне жить,
Еще мне спорить
С жестокой памятью моей?»

  Он так, как бы шутливо обращается к кукушке. Дело все в том, что грех очищается, больше того, Бог очищает и даже грехи, про которые  Давид Псалмопевец правильно сказал: «Се об в беззакониях зачат семь, и во грёзе роди  мы мате моя», - эти грехи очищаются, человек от них освобождается, когда, чтобы снять с матери этот грех, то читается молитва сорокового дня. В ней просится, чтобы простился  грех зачатия. Поскольку дитя не всегда зачинается благочестиво, в святом устроении души, иногда другие состояния бывают при зачатии. Поэтому чтобы очистить  эту скверну, читается молитва матери.

    Да, слушаю.

           - Отец Валериан, а скажите, пожалуйста, какие чувства может испытывать благочестивый и неблагочестивый христианин после причастия? Спасибо.

           - Вы знаете, вопрос сверх моих сил, потому что описать чувства другого человека я просто не могу. После причастия человек испытывает разные чувства, это то, что подается промыслом Божиим, потому что иногда, если он, особенно подавлен, Господь посылает ему радость, иногда, наоборот, сознание своей греховности. Вот, какие чувства испытывал Закхей, когда Господь посетил его? Сам же Господь пришел!  Какие испытывал чувства, когда Господь дал на рыбной ловле апостолу Петру столько улова, что два корабля погружались от рыбы?  Он сказал: «Изыди от меня, Господи, яко муж грешен есмь»,

  Это бывает состояние благодарности, бывает осознание своей греховности, это зависит от того, кому что более потребно. А вообще все измерить, а сказать, что чувство это очень сложно, потому что, где уж там я? Вот преподобному Серафиму сказали: «Батюшка, вам всякое сердце открыто».   Он говорит: «Что ты говоришь? Одному Богу всякое сердце открыто. Человек приступит - а сердце глубоко».

  Если преподобный Серафим так говорил, мне тоже нужно молчать.

  Слушаю.         

           - Раба Божия Нина. В одной из ваших книг я прочитала, вы описываете случай, как старец перед смертью причащал свое духовное чадо. Она очень переживала и боялась, что не выдержит операцию, а старец ее спросил: «А ты готова к смерти?», а она ему ответила: «Нет». «Ну, тогда ты, - говорит, - долго проживешь». Она действительно прожила долго, а потом он к вам обратился с тем же вопросом. Вы тоже сказали, да, пожалуй, нет.  Пожалуйста, а  что такое быть готовой к смерти?   Спаси  вас Господи, батюшка.

             - Вас спаси Господи, просто вы немножечко напутали. Я - то помню, что это такое: первое -  это был отец Михаил Веселицкий. Он причащал рабу Божию, которую отправляли в больницу, она говорит: «Я, наверное, умру», а он спокойно и спрашивает тогда: «Ты готова?»
 -  «Да, нет, не готова»

  «Не умрешь, неготовых не берут».

  А в отношении себя, это отец Николай Гурьянов сказал мне. Я приезжаю к нему, он говорит: «Теперь можно и умереть. Пойдешь в  рай»

  Я думаю: «Батюшка, наверное, молил за меня грешника и действительно, по его молитвам Господь, может, сподобит меня царства небесного.   Когда просто уходишь надолго -  нужно все прибрать, чтобы не выставлять себя неразберихой, поэтому нужно все в порядок привести»

  Я промолчал. Ну, он и спрашивает меня: «Ты боишься умирать?»

  Я говорю: «Батюшка, да, ведь никуда не денешься, все равно умирать, но все кажется, что - то не устроено еще, нужно устроить»

  Он говорит: «Правильно. Долго жить будешь» Это слова батюшки, отца Николая.

  Слушаю.

           - Благословите

           - Бог благословит.

           - …рабу Божию. Татьяна, с праздником Вас.

           - С праздником.

           - Простите ради Христа, помогите разобраться: мне шестьдесят семь лет, сестре семьдесят три.   Она, слава тебе Господи, замужем, двое детей, двое внуков. Я так случилось, что одна и я все время помогала и материально, и руками, когда была возможность, а тепла в ответ нет. Вот, сколько прошу, говорю: «Слушай, я одна живу, может быть, хотя бы звонить будешь?» Я говорю: «Почему  только я делаю первые шаги, а с ее стороны ничего этого нет?» Человек, слава Богу, в здравом уме, в силах, а муж – труженик. Они оба кинематографисты, православная семья, дочь окончила Свято-Тихоновский университет, миссионерское отделение,  старшая хорошо зарабатывает. Слава Богу, все хорошо, младшей уже тридцать семь лет, не замужем, она все время опекает вторую дочь. Хотя она, в общем, взрослый человек, слава Богу, в Израиле, а тепла у нас нет. И как я ни  пытаюсь отогреть ее, всячески всю жизнь поддерживаю ее в глазах мужа -  а в ответ ничего, не могу теплого, православного человеческого отношения добиться от нее.

  Батюшка, помогите, пожалуйста, может, я не права в чем – то?

           - Ну, во – первых, есть такое выражение: «Если хочешь с кем поссориться, то начни ему делать добро» или: «Не сделаешь добра -  не получишь зла». Это неправильное выражение в своей сущности, но во внешней форме это так получается. Почему? Потому что если человек делает добро, то дьявол -  завистник и враг всякого добра старается, чтобы это доброе дело разрушить. Он часто нападает на того, кто делает добро, чтобы он был неблагодарным, чтобы другой потом расстроился и  сказал: «Зря я делал добро». И дело в том, что есть сила раскаяния, и она, если человек раскаивается в грехах, то она изглаживает грехи, а если раскаяться в добре, то, увы, пропадают и добрые дела. Вот этого - то дьявол и хочет. И нужно помнить, что добро, которое делается ради Бога -  оно будет от Бога и дано. И если здесь мы не получим, то получим все там. Господь прямо говорит: «Любите врагов ваших», а тем более, понимаешь, ближних.

   То - есть здесь, как одна сказала раба Божия, очень интересно. Она пожаловалась старцу, а тот говорит: «Фу ты, не почитает».  Он говорит: «Конечно, это печально, что он так относится к доброму к нему отношению, а кто требует к себе этого, тот, пожалуй, не лучше поступает»,

  То  - есть, дело в том, что, когда мы получаем здесь благодарность, то там уже не так будем получать, а о добре сказано: если добрым будешь к себе ближним твоим,  а если зол будешь среди зла  - и проснешься».

  Человек, который неблагодарен - отвержен Богом, даже в общем, а уж какая любовь к нам разливается! Поэтому, когда к нам Господь изливает любовь, а мы не благодарим Его и не относимся с такой любовью, то часто Господь показывает нам: вот, видите, вы Меня не благодарите -  вас тоже ближние ваши не благодарят», поэтому с большей любовью и благодарностью нужно относиться к Богу. Есть такое изречение: «Не забывай даже в трудные моменты твоей жизни благодарить Бога, он ждет   этого и пошлет тебе еще большие блага».

  «Человек, благодарный сердцем никогда ни в чем не нуждается»

Есть такое изречение еще: «Эту истину знали древние, они это чувствовали, как данный им от Бога дар милости вот, и говорили: «Если ты сделал кому – то добро, забудь это, а тебе, кто делал добро  - запомни это»,

  Вот, есть совет: лучше сделал добро и забудь об этом и молись, а это, что же, ну, от Бога тогда больше получишь, чем от человека. Мне кажется, получить от Бога лучше, чем от человека. Это, как у нас иногда жалуются, что у нас здравоохранение плохое, у нас врачи плохие, да чего жаловаться, вы же просили Господа: «Дай мне здоровья» -  тогда не нужны ни врачи, ни здравоохранение. Мне кажется, это и дешевле, и проще, и лучше. Правда, что тогда будут делать врачи?  Тогда они пожалеют, что не относились так, как подобает, ну, а нам - то что? Нам главное – здоровье.

  Так что нужно благодарить Бога за все и полагаться на промысел Божий, потому что, если мы в своей жизни пытаемся что – то постигнуть, что совершается, то мы не больше апостола Петра. Нам Господь сказал: «Что делаю сегодня -  не значит, что разумеешь после, поэтому неудивительно, что что – то непонятно в этой жизни, так и должно быть». Отец Василий Серебренников, царство ему небесное, настоятель Иерусалимского подворья когда – то был, он мне очень хорошо сказал: «Мне больше всего нравится духовный пример, когда ничего не поймешь», а мы все пытаемся понять, объяснить все -  да зачем понимать, здесь главное, чтобы была польза. Как один студент приводит своего друга к старцу и говорит: «Вот, он не верует», тот ему: «Что же, милый, ты не веруешь?», а тот: «Я не понимаю, как же я могу веровать?»  Старец говорит: «Ты понимаешь, что у тебя в жизни, как в желудке пища переваривается». Тот: «Ну, не понимаю», а старец ему: «Ну, не ешь, пока не поймешь».

  Поэтому все - таки мы едим, хотя и не понимаем, так что лучше есть и не понимать, чем есть и не понимать.  Да, слушаю.

           - С духовной точки зрения, что происходит на Украине?

           - С духовной точки зрения? Ну, происходит то, что, я уже сегодня говорил.  Люди хотят жить по – своему и чтобы другие тоже жили по – своему, вот, по -  ихнему это и происходит. Значит кто – то захотел жить так, как хочет, и других хочет заставить так, как он хочет. Духовная причина - в самости, я хочу -  все должны делать, как я хочу. Я это в начале говорил: не хочешь -  как хочешь, как Бог велит. А они, как видите, хотят жить по – своему: по – своему веровать, иметь свою нравственность, свою мораль, свой распорядок жизни, свои вкусы. Хотя, говорят, о вкусах не спорят, вот, это очень просто, ведь жили, жили спокойно, потом вдруг кто – то начал говорить: «Нет, нужно по -  другому жить, начал кричать: «Это вы не так живете, все плохо», Но что плохо?

Как говорит святитель Николай Сербский, это не мои слова, тогда возмутились несправедливостью, что несправедливость появилась еще больше. Это было во время французской революции. Когда стали возмущаться тем, что появилось вопиющее неравенство, это свидетельство святителя Николая, это было все просто: начинается за здравие, кончается за упокой. То, что еще сказано такими словами: «Суть пути мнящиеся благи, конец их во дно адово».

  Да, я слушаю.

            - В воскресенье я пришла в храм на «Соколе», на раннюю, и мне отказали в причастии, выставили.

           - Не понял. Что значит «выставили»?

            - А, в исповеди и причастии отказали?

            - Да.

              - Ну, вы  пришли уже в конце службы?

             - Ну, что Вы?

             - Ну, они чем – то мотивировали или сказали просто: пошли вон? Так сказали?

            - Народу было много, мне некогда.

            - А - а- а, такая причина, может быть. Может, человек Вас знает, может, Вы часто причащаетесь, и он скажет: «Опять пришли! вот, задержитесь». Как вы исповедуетесь? Потому что иногда мне подают, я читаю там по нескольку листов, мелким почерком исписаны. Тогда, действительно, если я буду читать эти исповеди, то вся церковь будет стоять, пока я буду читать. Я не знаю в подробностях причин этого, но думаю, что тут можно  смириться.

  Ведь дело все в том, что человек должен считать себя недостойным.  Вот,  три человека шли поклониться Святой земле, Гробу Господню, и, вот, когда вышли -  увидели Иерусалим, один взял три камушка и сказал: «Мне достаточно, я не достоин там быть», вот, а остальные прошли и обошли все эти святыни. Потом патриарх Иерусалимский, когда они стали к нему подходить за благословением перед отъездом, спросил: «А где третий?», а они говорит: «Вот, он не пошел с нами».

  «Скажите, чтобы он вернул хоть два камушка, потому что с этими тремя камешками он унес всю благодать Святой земли. Через смирение».  Поэтому, если смириться - ведь вы же не умираете -  а если священник что – то не делает….Я вам скажу, были такие примеры, когда священник в чем -  то медлил, а потом пришел и увидел ангела, причащающего этого человека, если человек со смирением воспринимает -  то Господь воздаст ему сторицей. А если будет осуждать -  то это уже страшно.

  Ну, тут время истекает, я не очень ориентируюсь, но здесь поступили просьбы о молитве,  как апостол сказал: «Молитесь друг за друга, да исцелите». Спаси вас всех Господь.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+