Перейти к основному содержанию

12:59 28.03.2024

Архимандрит Амвросий (Юрасов) отвечает слушателям радио «Радонеж».

17.04.2015 07:58:57

-Батюшка, часто приходится слышать от пессимистично настроенных людей, что Россия погибла, США нападает, весь Запад восстал против нас, все рисуют в мрачных красках. Так ли это? Разве все так мрачно?

-(смеется) Да нет. Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Самое сильное  оружие у дьявола - это страх. Все, мол, конец!

Но мы забываем о Боге – что Он наш Отец, а мы Его дети. Конечно, если дети убегают от родителей, не слушаются, безобразничают, плохо ведут себя - Отцу жалко. Могут случиться искушения, чтобы детей привести к  Отцу, спасти, чтобы они не погибли. Еще до революции 1917 года святые отцы предсказали о России, что она как корабль будет разбита в море, и от нее останутся одни щепки. Но Бог совершит чудо, из щепок создастся корабль, и Россия не погибнет. И даже говорилось, что от России республики отойдут, и Россия останется как при Иоанне Грозном, по Урал. Но Господь Россию не оставит. Придут такие времена, когда Господь изберет молодые силы, и всё восстановят, что было разрушено. Будут открываться монастыри, храмы, учебные заведения, будут говорить о Боге, будет возрождение России. Это предсказали святые отцы. Россия не будет материально богата, она будет богата духовно. А это самое главное. Все знают, что у нас есть душа. Душа нематериальна. Она духовна. Тело нуждается в пище, и душа нуждается в духовной пище. Бывает боль телесная и боль душевная. Господь всем желает спасения. Многие думают, что вся жизнь только здесь.  Нет. Я когда беседовал с человеком и говорил, что трудно поверить человеку, когда он родился и в лесу жил один. И вдруг его нашли и объясняют ему, спрашивают:  Вы знаете, откуда вы? – Нет. Я никого не знаю. Вы когда- то были в утробе матери – Да, серьезно, что ли?! – Да, были. Вы тогда даже не знали, что существует наш мир, что здесь 7 миллиардов населения, что есть солнце, луна, планеты, миллиарды животных. Это второй мир. Вы находились вниз головой, вас окружала вода, питались через пуповину. А когда родились в этот мир, уже все по-другому, вы уже встали на ноги, стали  питаться через уста и дышать. Уже вода нас не окружает. То есть совсем другие законы. Все по-другому. Но есть еще один духовный мир, который нам Господь приготовил. Это новое небо и новая земля. И,  конечно, тот человек, который еще не пришел к Богу, он держится за все земное. Оказывается, человеку много не нужно. Человеку нужно что? Чтобы душа была живая. Чтоб человек всегда ходил пред Богом, пребывал в молитве и делал добро. Вот таким путем, добрые дела делая, он начинает жить духовно. Все люди, которые еще не пришли к Богу, думают,   что вся жизнь в компьютере, или телевизоре, или  в пьянке и наркотиках. Почему? Потому что молитвы нет, духовной жизни нет, и человек впадает в уныние, в отчаяние, в тревогу. Апостол Павел, что говорит? «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все Бога благодарите». А когда человек еще не пришел к Богу - он в страшной тревоге, в унынии, в отчаянии. И самое главное – надо не забыть, когда человек находится в раздражении – Дух Святой выходит из человека, ЗАПОМНИТЕ ЭТО,  и в это время дух злой входит в человека. Он как бы принимает личину. Знаете, как бывает на маскараде: надевают маски других людей, зверей. А здесь  человек становится маской для диавола.  И  тогда уже человека этого не узнаешь. Он был хороший, добрый, но такой  злой становится. Почему? А потому, что он добровольно впустил в себя злого духа. И вот, чтобы наша Россия не погибла – нужно покаяние. Нужно, чтобы люди делали добро, духовно ожили – тогда Русь не погибнет. Старец Силуан говорил: малый грех влияет на судьбу мира. Даже крыло мухи имеет вес. Вот сейчас такое время идет, что перетянет добро или зло? Поскольку люцифер, диавол был свергнут с неба, он лишился рая, а как же  ему дальше быть? Он решил на земле устроить «рай». Поэтому 70 лет стремились к коммунизму. А пришли без Бога к алкоголизму и наркомании. Это работа люцифера. И Достоевский говорит, что сатана ведет борьбу с Богом. А местом сражения избрал сердце человека. А как узнать, что он ведет борьбу? Очень просто. Церковь – это тело Христово. А глава этого тела Христос. Так вот все верующие люди, крещеные – они составляют тело Христово. И диавол ведет борьбу с Богом, уничтожая православных людей. А во главу кто входит? Сатанисты, инаковерующие. Делают зло, проливают кровь. Конечно, те  люди, которые знают, что Господь нам приготовил новое небо, новую землю – они стараются здесь украсить душу добрыми делами, молитвой, наипаче смирением, любовью к человеку. Это будет нормальное состояние. И этому человеку здесь на земле живется радостно. Как-то один человек пришел ко мне, он помог церкви. Раньше он приходил – и я не видел такого радостного лица. А здесь после этого у него такое радостное сияющее лицо! Сколько беседовали –  у него постоянно улыбка. Он говорит: да,  я здесь помогаю, мне радостно. Человек этим живет. А когда он денежку копит, как вот по телевизору показывали, одного американского миллиардера – 4, 5 миллиарда у него. А в магазине он украл бутерброд, и его забрали. Голодный человек. А когда стали расследовать – у него жена без вести  пропала, много убил людей. Конечно, у него на душе тяжело. Вот, приезжают порой и к нам многие люди покаяться. Те люди, которые в уныние, в отчаянии, в тревоге. А когда покаются, дают обещание исправиться  - сразу с себя сваливают тяжелый мешок греховный. Конечно, мы ведь не помним, что какой мерой меришь - такой тебе отмерится. Многие говорят: вот, я покаялся, а почему мне беды идут, беда за бедой?  Я говорю: да очень просто, ты покаялся, а теперь  все то, что ты делал в своей жизни, возвращается к тебе, чтобы стереть все вот эти грехи, то есть принести плоды покаяния. А, понял - говорит. Вот я и говорю, что поэтому надо стерпеть все. Вот, когда человек терпит, Бога благодарит за все – тогда Господь греха не помянет. То есть, когда грешник покается – Господь не помнит этих грехов. Точно вот как дети у родителей. Если они что-то натворили, а потом попросили прощения, то родители прощают все. У меня знакомый алтарник, а у него малыш, ему четыре года, Саша. Ходит в детский сад. Он там что-то нашкодничает, а старшая воспитательница говорит: Саша, что ты сделал? А он сразу: простите меня, простите меня. Она говорит: я уже и наказать его не могу, он сразу прощения просит. То есть, он привык дома просить прощения. Конечно,  воспитание – это самое главное. Надо в каждом ребенке заложить фундамент на всю жизнь. Какой фундамент? А вот какой. Вот, когда приходят ко мне на исповедь в   50 – 60 лет. Я спрашиваю: молитвы какие-то знаете? – Нет. А в церковь ходили? – Нет. Но меня в детстве бабушка учила молитве. Я знаю «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», знаю даже «Сон Богородицы». Я говорю: это не молитва, это прибаутка, нельзя читать. Даже взрослые помнят, что им бабушка что-то говорила, приучала к добру. А уже в старости приходят к Богу. Ну, конечно, Господь говорит: никто ко Мне не придет, если Отец Мой не призовет.

Как-то два рыбака пришли на речку рыбу ловить. Метрах в пятидесяти друг от друга  устроились. Один наловил два ведра рыбы, а второй вообще не поймал.  Подходит и говорит: какое-то искушение, ни одной рыбы не поймал. И спрашивает: а как ты ловил, что аж два ведра? – Да, говорит, очень просто, я забросил удочку и говорю: Господи, прости меня, если можно – хоть одну рыбку мне дай. Поймаю рыбку и говорю: Господи, это Тебе. И в правое ведро кладу. Ну, если можно – мне дай. Забросил, вытащил. Это себе. И так каждый раз. Я наловил одно Господу ведро, одно себе. Но Господу – имеется в виду бедным людям. Ну и тот пошел: Господи, дай мне рыбку. И поймал рыбу. И забыл, и в свое ведро положил. Пока поправлял крючок, эта рыба бултыхнулась, выскочила и уплыла. Он  говорит: ну вот, даже пошутить нельзя.

Так вот, возвращаясь к первому вопросу – Россия не погибла. Сейчас что самое главное? Господь ждет от народа покаяния, исправления. Даже если  один человек покается, придет к Богу –  все небо радуется о едином кающемся грешнике. И чем больше людей покается – тем сильнее становится Россия. И чем больше храмов мы откроем, монастырей, и чем больше будет молитвенников – тем лучше. Значит, Россия крепнет. Ведь монастыри  – это как своего рода улей пчел.  Каждая матушка является пчелкой. А пчелы несут разные послушания. Некоторые летят в разведку, ищут мед, другие собирают, третьи обрабатывают, сторожат … но все выполняют одну и ту же работу. Так и в монастыре: одни готовят пищу, другие убирают, третьи поют. Но самое главное –  все творят молитву. И самое основное.  Все народы, которые не знают Бога  - живут за счет православия, Православной Церкви. Потому что мы  правильно славим  Бога. И Бог не оставляет нас. Когда люди каются –  Бог принимает  их   в свои объятия.

-Откуда взялись плевелы- либералы? Дети вельзевула? Ведь они теснят хорошую пшеницу. К вере веельзевуловой принадлежат, а нас теснят.

-Ну, вы сами ответили на свой вопрос.

- Мне сегодня одна женщина говорит: почему нам Господь посылает испытания, искушения и нехороших людей?  Я взял руку ее так нежно  и спрашиваю, больно или нет? Говорит – нет. А если бы на этом месте была бы рана, и я провел  рукой, было бы больно? Да, говорит.  Я говорю, когда мы достигнем такого состояния, когда нас со всех  сторон будут бить, искушать, пойдут  вражда, клевета и сплетни,   нас будут обижать со всех сторон –  у нас на душе будет только радость, если душа здорова. А если она у нас больная, чуть - чуток ее тронул – все, вони не оберешься. Ведь вся жизнь – это школа, все случаи – это уроки. Господь попускает их   для чего?  Чтобы мы были духовно крепкими. Чтобы нас ничего не раздражало. Всегда чтобы радовались. Ведь пример нам Сам Господь показал. Его распяли на кресте, Он взял грехи всего мира, каждого человека. Это невыносимые муки. И Он все-таки молился на кресте: «Отче, не поставь им во грех, ибо не знают, что творят». А тут у нас бывает такая болезнь душевная, кто-то что-то сказал, даже порой не сказал, а подумал – и сразу: а-а-а, почему ты мне встретился с цветами, почему ты не улыбнулся мне? Это болезнь души. А Господу надо что? Чтобы мы внутренне были здоровы. Так что плевелы всегда есть и будут. И доброе семя есть и будет. Так что надо творить добро. А когда добро делаем кому-то – мы сами себе делаем. Все это возвратится к нам. Вот прочитайте 7-ю главу от Матфея. Там сказано: какой мерой меришь – такой тебе отмерится.

 – Почему человек во время Поста становится более восприимчивый к врагу?

 – Да порой мы сами делаем, а на врага все сваливаем. Как-то один алтарник взял яйцо, налил в ложку воды и на свечке сварил яйцо. Священник увидел, возмутился: что это такое он делает в алтаре? А тот: простите, бес искусил. Бес является и говорит: наоборот, я сам у тебя учусь, что ты на меня всю вину валишь? Нам Господь дал свободную волю, так что в нашей воле сказать слово доброе или злое, от нас все зависит. Если мы перейдем на сторону Заповедей Божьих, то мы будем говорить и делать всегда только хорошее. А если мы на стороне дьявола, то извините, постоянно будут скандалы и с детьми и с мужем. Вот я встречал такого человека, он никогда в жизни с родителями не ругался, ни с братьями, ни с сестрами, ни с друзьями. Просто взял себя в руки и  решил  ни с кем не ругаться. А вот когда мы допустим в себя злого духа, то беда.

Как быть, если себя простить не можешь, хоть и каешься?

– Апостол Павел говорит: никто ж себя не возненавидит, но всякий питает и греет.

Однако же бывают такие случаи, когда человек не может себя простить за какой-то поступок?

– Ну, тогда должен принести какие-то добрые плоды покаяния – и от души этот камень отвалится.

То есть, все равно все зависит от нас?

– Все зависит от нас. Я вот советую как. Если соседка нам делает зло, мы не должны думать: за что она делает, ведь я же хорошо себя веду. Это дьявол через соседку действует на нас, а чтобы приобрести ближнего – надо позвать на чай или пирогов,  или блинов испечь, или торт подарить. Что-то надо сделать. Если даже она не возьмет – надо через другого человека передать. Бесы же знают, что доброе дело делается. Или мы молимся за этого человека, поклончики делаем. Свечку в храме поставили. Бес это увидит и отойдет от человека.

Зачем «Лествица»,  не усложняет ли она все, и кому нужны эти знания?

– В Ветхом Завете закон был один. Более грубые законы. А уже в Новом Завете законы другие.

-Батюшка, здесь еще вот что надо сказать. Правильный вопрос – кому это все надо? Это нужно монахам. Это монашеская книга Иоанна Лествичника.

-Подожди, а что только у монахов открыт ад?

-Нет, дело не в этом. Он же все-таки монах, и писал он это для монахов. Нет, мирянину это полезно читать, если есть рассуждение. А ведь можно споткнуться.

– Есть и миряне лучше монахов.

Не спорю. Но это исключение из правил. А все-таки это книга монашеская. И если ее читать то хотя бы с благословения своего духовного отца. Потому что можно на таких вещах споткнуться, действительно, зачем все это? Просто,  братья и сестры, Евангелие написано для нас для всех, это откровение Божие. Но мы дожили до такого состояния, что мы уже Евангелие не понимаем, нам нужно толкование. Вот книга «Лествица» одна из книг толкования. Поэтому она ничего нового не говорит. Она только более подробно раскрывает Евангельскую суть. Но все-таки она написана для монахов. Поэтому ее читать можно, но осторожно.

– И еще вопрос про пророчества о Китае.

-Это Серафим Вырицкий. Ну, один наш президент сказал так: если Китай придет к нам, надо обращать их в нашу веру, крестить. Ничего страшного нет. Если будем православно жить, то все хорошо. Допустим, первые три века шло страшное гонение на христиан. 50 миллионов людей было уничтожено. А IV век – это век  золотой. Очень много появилось святых. Так вот, повторяется это. Израильский народ ходил 400 лет в египетском плену, 70 лет в вавилонском плену. Наша Россия, повторяется. Монгольский плен был у нас больше 300 лет, и 70 лет у нас был коммунистический гнет. И появилось много новомучеников. Значит, кровь мучеников не пропала. Как в первые века было много крови пролито, земля была заполнена телами святых мучеников и принесла огромный плод. После 70-летней тирании много появилось новомучеников, так  сейчас они являются молитвенниками за народ, за Россию.

-Я послушница в одном монастыре. Отношения с сестрами не складываются. Те, кто там давно, стараются принизить новоприбывших. И терпеть уже нет сил, и находиться там противно. Это надо терпеть, или как?

– Отвечу. Тем, кто идет в монастырь, надо иметь терпения не воз, а целый обоз. Вы перешли в разряд святых воинов, будете  вести борьбу с демоническими силами. А демон будет искушать через людей, через внутренних, внешних. Везде будут только одни искушения, но среди искушений человек вырабатывает в себе добрые качества. Так что Бога надо благодарить да радоваться. Так один послушник пришел к старцу и говорит: хочу быть монахом. Тот  снял головной убор скуфейку, истоптал ее и говорит: если ты не будешь  истоптан, как эта скуфейка – ты никогда монахом не будешь. А если мы чувствуем, что нас кто-то оскорбляет, плохо говорит, и мы чувствуем боль – значит, мы больные. А ведь монастыри – своего рода духовные лечебницы. Прекрасные возможности. Там собраны люди разных образований, разных возрастов, разных характеров. И надо суметь, как на море камни тебя обтешут, смотришь - через некоторое время будешь гладким. Только надо научиться Бога благодарить. Искушения будут. Потому что без искушений человек пришел не спасаться, а жить. И не надо никого обвинять, никого осуждать. А только  Бога благодарить и радоваться. Потому что демонические силы против воинов Христовых  обязательно будут вести борьбу. Вот взять на Афоне. Осел имеет место стоянки, его поят, кормят, ухаживают за ним. И он несет послушание безропотно. Но он никакой пользы не получает для души. Так и монах, или послушник, если живет в монастыре и духовно не растет. Послушание несет безропотно, его кормят, келья есть, поят. А духовного роста нет. Это беда. Я бы хотел вот что напомнить. Раньше в Риме были философские школы. Там были старцы. И они принимали туда студентов особого духа. Но туда попасть было не так-то просто. Нужно было иметь какие-то средства платить или по блату. И вот над студентами там издевались. Что делали? Выгоняли из-за стола, помои выливали на голову, закрывали в погреб дня на три, оскорбляли, обижали,  порой даже стригли половину головы или кусками вырывали волосы, заставляли ходить по городу в рваной одежде, все смеялись над ними. Это были уроки. И когда они кончали свои школы эти философские – то они были выше на три головы тех, кто кончал мирские школы. Они видели, когда человек раздражался, обижался,  впадал в уныние, в отчаяние. Они просто смеялись над этими не воспитанными людьми. А  тут прекрасная возможность есть, пусть все тебя колотят, бьют. А ты Бога благодари. Зашла в келлию, несколько поклончиков сделала за ту сестру, которая тебя обидела – и возрадовалась, и доброе дело сделала. Как я прочитал,  сейчас рассказы новые вышли. О.Герман Чесноков отчитывает в Лавре, он рассказывает о себе, как он остался там. Когда заканчивал Академию, то местный Епископ, который его послал, сделал запрос, чтобы он вернулся в ту область, где он живет. А он перешел и стал послушником. Наместник говорит: давай, решай вопрос сегодня до обеда –  уезжаешь или остаешься в Лавре? И он рассказывает: а я не знал, куда. И помолился Господу. Говорю: Господи, ведь Ты же все можешь, если сейчас кто-то ко мне придет и что-то попросит, то, значит, воля Божия остаться здесь. Только подумал – слышу шаги, стук в дверь. Открываю – иеромонах: слушай, Саша, а у тебя не будет соли? Ну, я с радостью отдал ему соль, обнял его. Пришел на обед и говорю наместнику, что я хочу принять монашество. Он говорит: сегодня постриг будет. Постригли. А надо три  дня быть в храме. Молиться день и ночь. Это был Успенский пост. Выхожу на улицу, солнце светит, и вижу – идет этот иеромонах. Я ему говорю: ты знаешь, какое великое событие ты в моей жизни совершил? Попросил соли. Он удивился, какой соли? У меня  своя соль есть. Я у тебя не был и не просил. Ну, отцы объяснили ему, что это преподобный Сергий принял образ иеромонаха и попросил соли.

-Помогите понять псалом 109, первый стих. Кого  имел в виду Давид, когда говорил: сказал Господь Господу Моему - сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Я почему- то думаю - может, он имел в  виду Иисуса Христа? Но как в то время он уже мог знать об этом?

– Знаете, когда я в семинарии учился на втором курсе,  у нас был профессор. И он задал этот вопрос всем. И всех спрашивал. И очередь дошла до меня.  А я накануне читал об этом. И он мне  поставил  пятерку. Вот эти слова он и  спрашивал. Почему израильский народ не принял Христа? Потому что верил только в Единого Бога. А Христос говорит: Я исшел от Отца. Я и Отец одно. А израильский народ не знал. В Библии написаны первые слова: создадим человека по Образу Нашему и подобию. Там не сказано: создам человека. Там множественное число. Поэтому и Давид говорит: сказал Господь Господу. То - есть Отец сказал Сыну. Аврааму  явилась Святая Троица в виде трех ангелов. И  ангелы поют: Свят, Свят, Свят Господь. Везде Троица.

-То есть, это было о Христе сказано. Но откуда Господь знает? Так это же Господь. Для Него времени не существует.

-Это мы ограничены, мы ничего не знаем, ничего  не понимаем.

-То, что для нас еще не совершилось, в Очах Божьих уже все видно.

-Ну, точнее сказать, еще не было вселенной, неба, ангелов, земли, а в разуме Бога радиостанция «Радонеж» уже была зафиксирована. И сегодняшняя передача она тоже не без воли Божьей. Потому что случаев больших и малых да мелочей не бывает. Значит, Бог действует везде во всем.

ПРОШУ  ОСОБО ПОМОЛИТЬСЯ О ПРЕЗИДЕНТЕ ВЛАДИМИРЕ, ЧТОБЫ ГОСПОДЬ ПОМОГ ЕМУ  УПРАВЛЯТЬ РОССИЕЙ. ПОТОМУ ЧТО МОЛИТВА МНОГО ЧТО ЗНАЧИТ.

Слово утешения:

-Я, наверное, рассказывал, что из Германии немец приехал на Синай и увидел одного мальчика бедуина, и говорит: ты очень хороший мальчик, способный. Вот тебе надо выучиться, будешь инженером. Тот говорит: а дальше что? Ну, будешь инженером, сделаешь салон, будешь машины ремонтировать. Он : а дальше что? – ну, соберешь рабочих, коллектив будет. А дальше что? – деньги пойдут. А дальше что?

Он говорит – и все. Тогда мальчик  ему: зачем мне эта головная боль? У меня и так есть один верблюд, я живу свободно. Вот так понаберем много работы, для спасения ничего нет, а Господь что сказал – прежде всего ищите Царствия Божьего и правды Его, остальное все будет. Квартира будет, питание будет, мир душевный будет, радость будет и покой будет.  Мы должны стремиться, чтобы здесь на земле жить свободно. Чтобы любить ближних.  Но как любить ближнего?  А вот как! Он наш враг, а мы должны ему  сделать добро. Расскажи про яблоки.

- Жили два соседа. Один был добрый христианин, а другой  завистливый. У доброго христианина дом был хороший. Он купил и дом, и сад. А у завистливого и дом плохой, и в огороде ничего нет. И он постоянно всякие пакости делал соседу. Кошку дохлую подбросит, собаку. А сосед никак не гневался. И вот злой решил взять ведро помоев, поставить ему на крыльцо - и он тогда точно разозлится и придет ругаться. Взял  так и сделал. Сосед выходит на крыльцо и видит ведро помоев. Сразу все понял. Вылил помои, вычистил ведро, пошел  в сад набрал самых лучших яблок и идет к соседу. Сосед увидел в окошко и думает: ну, вот, наконец, я его достал, сейчас он будет ругаться, пусть у него на душе будет скверно. Открывает дверь. А сосед протягивает ему ведро с яблоками и говорит: кто чем богат тот тем и делится.

-Ну, вот поделился.

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
1 + 1 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+