Перейти к основному содержанию

11:53 27.11.2021

20.12.2014. В прямом эфире на вопросы радиослушателей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, ведущий – священник Александр Березовский.

15.01.2015 09:15:33

На вопросы радиослушателей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, ведущий – священник Александр Березовский.

- Отец Димитрий, посмотрела документальный фильм о русских монахах на Афоне. До революции в Афонском Свято - Пантелеймоновом монастыре было около 5000 монахов. Думаю, все они молились за Россию, но смута 1917 года все-таки произошла. Получается, что Богом уготовано -  того молитва изменить не может?

- Понимаете, сначала человек дает посылку, которая не соответствует истине. Например:

«Отец   Димитрий, я вчера шла по улице, и с дуба, который уже давно облетел, вдруг упал лист, а после этого сообщили, что в Индокитае началось землетрясение. Неужели, если не облетевший дубовый лист падает в России, то обязательно будет землетрясение?!». Можно сказать: «Нет, не обязательно», можно сказать, что из 5000 в это время молилось 20 человек, ну, и так далее. Не всегда же, если человек молится, то всё бывает аккуратно, как он хочет в этот момент! Всё, что происходит с народами, с целыми государствами, с человечеством – это следствие плодов человеческих страстей, заблуждений, разных мыслей, а Господь попускает этому быть для того, чтобы опять, не все, а какие-то люди вразумились. Потому что один человек вразумляется оттого, что он открыл Евангелие, почитал и изменил образ своих мыслей. А другой изменяется в результате трудных испытаний. А третий еще больше сердится и злится, и проклинает всех и вся. Так что всё, что происходит с человеком – это и промысел Божий, и плоды духовной, душевной, умственной и телесной деятельности самого человека.

- Т.е. можно сказать, что человек своей жизнью провоцирует те обстоятельства, которые потом приводят к нему?

-Зачастую так. Бывает так: человек ничем не провоцирует, вот, например: Лот праведный ничем не провоцировал, но все жители Содома  делали это, и ему пришлось терпеть со всеми. Он спасся, потому что послушался Бога и вышел вовремя. Но все равно, представь себе -  покинуть свой город, покинуть свой дом!  Он понес большие потери.

- Хотя был ни в чем не виноват…

- Во всяком случае, в том, что явилось причиной гибели города. Да, он еще и жену потерял. Так что бесполезно человеку с его куриным умом постичь замыслы Божии. Потому что некоторые люди пытаются связать все со всем.  Вот, мальчишки часто перебегают дорогу, но не всех же давит машина. Тут нельзя установить строго причинно-следственную связь.

- Часто человек лишь подумал, а Господь уже спешит исполнить его просьбу…

- И так бывает.

- А иногда человек долго, чуть ли не в течение всей жизни молится, а Господь медлит.

- Да.

- Хотя просит-то о добром, хорошем, может быть, даже не себе.

- Это понятно, но ведь человек – не тряпичная кукла. Ты всё делаешь правильно и молишься о добром для того человека, а ему неинтересно. Ему надо самому пройти определенный путь, чтобы убедиться, что путь, о котором говорил его родственник, молившийся за него Богу, был правильным. А сейчас ему уже только на смертном одре останется сказать: «Прости, Господи!» и предать свою душу на суд.

- Но, может быть, ради этого вздоха Господь такую трудную жизнь человеку подает?

И это бывает связано. Но надо каждому человеку глубоко понять – не можем мы постичь замысла Божия! Это выше человеческих возможностей. Самое главное - относиться смиренно.

- Муж хочет развестись со мной из-за моего характера, я его понимаю, но с собой ничего поделать не может. Я подсознательно копирую свою мать, как она общалась с отцом. Я прошу мужа потерпеть, но, похоже, что у него терпение уже кончилось. Батюшка, посоветуйте, как изменить ситуацию?

- Эта женщина сама все знает, что я могу тут советовать? Она все знает, все понимает. Когда человек говорит «не могу», то и Сам Бог не может. А тем более -  другой грешный человек с микрофоном в ухе. Что он-то может?

- Может, есть какой-то рецепт, который Вы знаете из своей пастырской деятельности?

- Да нет, эта женщина сама всё понимает, она ставит правильный диагноз, а это уже половина исцеления.

- Что ей не хватает?

- Веры.

- Т.е. здесь всё упирается в ее маловерие?

- Да, она говорит: «Я не могу». Не можешь – и я не могу, и никто не может. Только если человек говорит: «Господи, помоги» и старается. Ведь изменить свой характер можно в течение получаса, так что муж скажет: «Милая моя, да что с тобой случилось?! Ты ли это?». Взять и стать другой, она же знает, какой нужно стать.  Себя обуздать – многого стоит, тем более женщина понимает, что ее маменька неправильно себя вела по отношению к папе. Тогда была другая жизнь, люди по-другому относились к семье, к браку, а сейчас половина браков разводится.

- У наших храмов стоят мусульманки и очень навязчиво и бесцеремонно просят подаяние, а иногда могут и кинуть проклятье вслед. Я не могу себя пересилить и подать им ввиду их хамского поведения.

- А хамское поведение тут ни при чем. Это узбекские или таджикские цыгане, профессионалы, они как секта.

- Т.е. это такой заработок?

- Им подавать – это все равно, что цыганам подавать. Или, допустим, женщина стоит с ребенком маленьким, глазки домиком – ей подавать. Пока мы будем подавать – они будут эксплуатировать детей. Единственная возможность прекратить этот бизнес –не подавать ни детям, ни взрослым с детьми, тогда дети исчезнут с улицы, может быть, учиться пойдут.  По крайней мере, прекратится этот бизнес с младенцами, которые часами лежат и не плачут, потому что их накачивают наркотиками. А тот, кто дает им деньги -  это поощряет.

- Т.е. практически мы финансируем их такой образ жизни?

- Конечно, они этим и живут.

- Сколько людей жалуется на то, что их обманули цыгане, и все равно продолжают попадаться на ту же удочку.

- Ну и на здоровье. Это естественно.

- Почему?

- «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

А цыгане – профессионалы, представь, что садишься играть в карты, а с тобой играет профессионал-шулер. Какие у тебя шансы?

-Муж неверующий, его раздражают молитвы, материт, хулит Бога. Должно ли мне за него молиться, и как с таким человеком жить?

-Если бы я замуж отдавал, тогда этот вопрос был бы ко мне, но т.к. не я выбрала, с кем живешь -  а то как? Как живешь, так и живешь.

- За человека, который хулит Бога, полезно молиться?

- Всяко бывает.

- А от чего это зависит?

- Молиться можно за любого человека. Можно молиться даже за хомяка, если он заболел. Если хомяк умер, то за упокой не молимся, потому что у него нет бессмертной души, а пока он болеет- можем о здравии хомяка молиться, если он выздоровеет – можем Бога поблагодарить. Что тут такого? Он хулит, он – больной. Но прежде, чем выходить замуж, надо узнать: а как он к Богу относится, полюбопытствовать.

- Это могло произойти лет 30 назад, когда сама была далека от всего…

- Во-первых, ты решаешь. Никто не заставляет жить с богохульником, какие вообще тут проблемы?

-Считается, что грех большой, если сейчас вдруг разрушу…

-Связь с богохульником? А если он наркотиками торгует?

-Говорят: «Видно, у меня крест такой».

-Нет, даже апостол Павел говорит: «Если ты, раб, уверовал, когда ты был рабом и у тебя есть возможность освободиться, то освободись». А что тут такого? Был раб, а стал свободным. «Вот такой у меня крест»… Допустим, я упал, и у меня из ноги течет кровь, взял, перебинтовал- плохо. Раз у меня такой крест -  буду сидеть, пока 5 литров крови из меня не вытечет, вытекло – умер, это вот такой «крест». Всегда неплохо, чтобы голова прикладывалась. Всегда же есть какие-то остатки соображения, надо их обязательно использовать.

-Читаю Псалтырь за детей, родных, родственников и знакомых, но слышала, что можно читать только за детей. Как быть? И вообще за кого можно читать молитвы, а за кого нет?

-Про хомячка мы уже обсудили.

-Давай теперь про ежика. За ежика можно читать?

-Пока жив – точно можно.

-«Можно-нельзя», «можно-нельзя»… если нельзя, то почему, какая причина?

-Бояться некоего вреда для души своей.

-Для души, когда молишься?! Вот ты вдумайся: человек беседует с Богом, беседует на самом высшем существующем поэтическом языке царя Давида, и, беседуя с Богом, получает вред. За такие слова нужно на костре сжигать! Человек хулит Бога. Как от беседы с Богом можно получать вред? Вред можно получать, когда ты к Псалтири относишься как к магии, потому что это тоже кощунство, тогда и возникает «можно-нельзя».

-Вообще люди научились находить вред в странных вещах, например, часто ходить в храм нельзя или, например, часто причащаться вредно.

- Ответят на Страшном Суде. Что мы тут будем спорить, что ли, с этими людьми?

-Можно ли креститься втайне от мамы, с которой мы живем вместе, но которая против моего крещения? И как носить нательный крестик, ведь она увидит?

-Что ж здесь такого? Пусть увидит. Если человек задает такой вопрос, значит, он идет на крещение сознательно.

-Т.е. здесь надо пойти на конфликт с мамой?

-Я не понимаю, в чем конфликт. Ну, мама будет недовольна, а что? Я знаю одну женщину, которую ее мама била ногами, когда узнала, что она приняла Святое Крещение, но она была уже взрослая женщина. Мамы по-разному реагируют. Вообще, сумасшедших полно.

-Но для многих мама – это святой человек, которых нельзя ни оскорбить, ни обидеть, ни даже ослушаться.

-Это тогда надо уже лечиться, пойти к психотерапевту.

И сказать: «Вы знаете, доктор, у меня такое отношение к маме»?

-Да, это, конечно, уже болезнь.

-Т.е. насколько такое почитание оправдано?

Это не почитание, это синдром жертвы. Никакого тут почитания нет. А потом: мама – это замечательно, а Бог? Ему не надо воздавать?

-Я работаю в одном из храмов города Екатеринбурга и хочу попросить Вас поделиться своим опытом по работе с молодежью, с чего начать?

-У меня никакого опыта отдельного по работе с молодежью, стариками, зрелыми людьми нет. Я ничего не разделяю. Подходит человек и, конечно, я учитываю возраст человека – 5 лет или 95 лет ему, исходя из того, что я знаю об этом человеке, провожу свою работу. А чисто молодежные проекты – у нас есть гимназия, детские дома, ребята у нас театр организовали, или недавно прошел у нас бал. Но я только, как настоятель, дал свое благословение, а весь труд взяли на себя другие люди: одни учат детей, другие воспитывают. Человек – это человек, у него есть разные возрастные особенности, их, конечно, нужно знать, потому что если мы с 7-летним ребенком будем разговаривать так же, как с 70-летним старцем, то это будет неправильным, ничего не выйдет.

-На работе коллеги часто обсуждают и высмеивают других людей, я молчу и стараюсь не вступать в дебаты, но иногда начинаются темы, на которые я не могу промолчать, когда касается того, что для меня свято, начинаются споры и вражда, что делать мне в этом случае?

-Надо читать Евангелие, где сказано: «Не мечите бисер перед свиньями». Зачем же со свиньями вступать в полемику? Всегда потерпишь урон: либо покусают они, либо изваляют тебя в грязи. Ни то, ни то – не симпатично. Поэтому если бы мы придерживались Евангелия, то у нас такие вопросы не возникали бы.
-В автобусе возник конфликт между двумя престарелыми людьми из-за места. Я видел, как все происходило и знаю, кто прав. Должен ли я вступиться за обижаемого? Или оставить конфликт без моего вмешательства?

-Это тоже надо оценить. Здесь могут быть разные варианты: может быть, обратиться к другим пассажирам с просьбой уступить место, чтобы спор был разрешен. А может быть тот, кто виноват, он как раз старше? А может, он вообще плохо себя чувствует, и ему уже невмоготу? Это же надо быть врачом, взять его медицинскую карту, успеть провести осмотр до следующей остановки. На самом деле наши такие вот «мнения» - они повиснут в воздухе, если мы столкнемся с реальной действительностью.

-Можно спровоцировать массовый спор…

-Это да, но такой спор может отвлечь их от конфликта.

 

Встретятся ли умершие родные в загробном мире?

Какие-то встретятся, какие-то нет.

- Скажите, пожалуйста, если я не помню грехи, могу ли на исповеди сказать: «Грешна в неисповеданных грехах»?

-Сказать человек может все, что угодно. Подходит женщина на исповеди и говорит: «Я – Наполеон Бонапарт», может? Может. Этот вопрос такого же рода. Очень многие наши христиане думают, что существует какое-то правило исповеди, можно правильно исповедоваться, можно неправильно, эти вопросы от этой неправильной установки. А исповедь – это просто человек в самом общем виде, в каких грехах он хочет прийти к покаянию, он их называет, с целью, чтобы священник мог бы подсказать человеку, чтобы ему такое сделать, чтобы успешнее сражаться против этого греха. А когда человек подходит и говорит: «Был там, не знаю где, я никто и звать меня никак, ничем я не согрешил, ничего не помню и всё забыл», ну и спаси тебя Господи.

-И как такому человеку читать разрешительную молитву?

-А от чего разрешать-то?

-Человек стоит и говорит: «Я же причащаться пришел».

Да, пожалуйста, иди и причащайся. Священник имеет право поинтересоваться: «Не убил ли ты кого-то на той неделе? Не ограбил ли? Не возненавидел?» И уже, исходя из этого, задав свои вопросы, на их основании, может допустить или не допустить к Причастию. Но это опять – дело священника.

-А что человеку говорить или не говорить – на этот счет нет никаких строгих правил?

-Нет, их даже быть не может.

-Но люди, прочитав книжки о подготовке к исповеди…

-Книжки пишут в помощь кающимся, но это не значит, что эта книжка есть обязательный список.

-А ведь не ленятся ее переписать…

-Переписать – это все равно, что четыре раза прочитать, в этом есть определённая польза. Но если человек считает это за обязательное правило – именно так исповедоваться и никак иначе, то это ошибка.

- Батюшка, скажите, что от меня зависит, как я могу помочь спастись очень старой женщине, очень доброй, очень порядочной, очень честной, которая говорит только о своих бедах, о своем детстве? Крещеная, но совершенно невоцерковленная, не идет ни на какие разговоры о Боге.

-А кто Вам дал право заниматься ее спасением? Вы же не Спаситель? Если вы хотите помочь Спасителю, то Вы можете ей наглядно являть образ христианской любви и заботы. Если это ее вдохновит, то и она, может быть, пожелает тоже такой стать, а так… Вам нужно больше думать о своей душе.

-Но когда видишь умирающего человека, хочется же как-то помочь не только в телесных страданиях.

-Отец  Александр, это естественно. Но когда ты видишь умирающего человека, который хочет умереть дома, а ему проводят реанимационную терапию? Он говорит: «Ну, дайте мне умереть, ну, оставьте в покое, не мучайте меня». А как такое зрелище тебе? Человек прожил жизнь, она идет к завершению, имеет он право на покой? Хотя бы от тех людей, которые говорят, что они его любят?

-Часто человек отказывается от госпитализации, а только в больнице ему могут помочь и, действительно, продлить его жизнь.

-Конечно, но имеет право человек решать, отказываться ему от госпитализации или не отказываться? Право такое имеет? Допустим, ты доживешь до 96 лет, и тебе скажут, что только операция может тебе помочь.

- В 96 лет буду мечтать, чтобы меня оставили в покое.

- Ну вот. Так и надо дать возможность набраться такой любви, чтобы дать возможность человеку оставить его в покое. Не агитировать его, разок можно предложить: «Ты вот крещеная, не хотела бы причаститься? Я бы батюшку позвала». - «Нет, не хотела бы». - До свидания. И всё.

-Некоторые потом приходят и каются, что не настояли, не проявили активность…

-Некоторые приходят и говорят: «Надо было убить, а я не убил». Мало ли кто с чем приходит.

-Как помочь ребенку избавиться от страсти чревоугодия? Во время приема пищи бес чревоугодия буквально пожирает, глаза становятся ненасытными, всё, что нравится на столе, сдвигает к себе и начинает потреблять. На просьбе и замечания реагирует очень болезненно.

-Надо поговорить с врачом. Это может быть какое-то психическое отклонение. Во всяком случае, это очень необычное для ребенка поведение. Обычно детей уговаривают поесть. Всякое бывает, и дети по-разному относятся к еде, но тут может быть, что его в течение нескольких лет так воспитывали, а теперь сами ужаснулись. Но все равно надо поговорить с детским психологом или детским психотерапевтом, они подскажут, что делать.

-О воскрешении Лазаря написано только в Евангелии от Иоанна. Почему об этом чудесном событии умалчивают другие евангелисты?

-Не знаю. Если этот человек интересуется, то Евангелие от Иоанна было написано с целью восполнить то, чего нет в остальных Евангелиях. Там не только про Лазаря, там очень много чего не отражено.

 

- Священник в храме порекомендовал за тяжелобольного родственника заказать сорокоуст о здравии в семи церквях. Хотелось бы узнать, откуда появилась такая практика, и где в Писании о ней сказано?

-В Писании не могло об этом быть сказано, потому что когда создавалось Священное Писание, на земле был вообще один только храм – в Иерусалиме, а христиане собирались в домах, никаких храмов тогда не было и быть не могло. В семи храмах – слабо, лучше в восьми, на один же больше. Что лучше 8 рублей или 7?

-8 рублей больше.

 А почему тогда в 7 церквях, а не в 8? А если в городе 6 церквей, то надо в соседнее село ехать?

-Сегодня отказала сестре в денежной помощи, совесть мучает. Деньги есть, но не мои, а мужа. Пока были свои – не сомневалась. Сейчас вся моя зарплата уходит на кредиты и ссуды, большая часть из которых взята для сестры, мамы, брата. Я знаю, что деньги ей очень нужны, правда, история эта не прекращается и помощь моя не впрок. Как же тогда поступить, если сказано: «Не отворачивайся от желающего занять у тебя»?

-Всё надо делать разумно, тем более, если деньги не впрок, это тоже очень интересно. Немало людей желают жить широко, свободно, но не за свой счет, а это для души вредно, поэтому если ты даешь такому человеку деньги – ты способствуешь развитию в нем сребролюбия и мотовства, что тоже совсем нельзя поощрять. А боязнь отказать – это не любовь к сестре, брату, свату, а человекоугодие.

-Т.е. зачастую человеку надо отказать для его же пользы?

 -Гораздо чаще, чем мы думаем. Мы же говорили о просящих цыганах, которые останавливают людей, чтобы погадать, или цыгане из Средней Азии, которые по виду изображают из себя мусульман, но на самом деле они живут не хуже, чем мы с тобой.

-Но как не ошибиться? Ведь можно отказать человеку, который действительно попал в нужду. Не будет ли это заочным осуждением?

-Нет, мы говорим о специфике. Существуют целые народы, которые профессионально этим занимаются. Мы же не против, чтобы цыган становился офицером русской армии или бы открыл собственный цыганский банк, или устроил театр, или торговал макаронами на рынке. Но  мы против, когда занимаются обманом, вымогательством, попрошайничеством, торговлей наркотиками и бандитизмом. И совершенно неважно цыган это или не цыган.

-Отгоняет ли молитва бесов от человека? И что делают бесы, когда человек молится?

Обычно бесы всячески мешают, чтобы отвлечь от молитвы. Даже мне один сведущий человек говорил, что иногда бес может внушить человеку перестать молиться, а начать читать Евангелие, ему это легче.

-Многие говорят: «Как начинаю молиться, прямо крутятся в голове домашние дела или вдруг приходит решение какой-то старой проблемы, и думается, что надо сейчас пойти записать, пока не забыл».

-Да, это может быть вообще бесовское, это всё очень похоже на правду.

-Почему у нас стране не встретишь храма во имя Бога Отца? И существует ли вообще такой храм?

Только в честь Святой Троицы.

-А вот отдельно Богу Отцу не посвящают храмы?

-На самом деле каждый храм посвящен Богу Отцу. Для чего вообще строят храм? Для того, чтобы служить Божественную литургию и всё, что ей сопутствует. А литургия служится в т.ч. и Богу Отцу, первые молитвы к Отцу Небесному.

-Как реагировать на плохие поступки человека?

Без осуждения, отделяя болезнь от болящего. Дурной поступок –тоже заболевание души.

-Как мы можем помочь такому человеку? Указать на его поступок?

-Представь себе: некий человек занес руку с ножом и хочет кого-то пырнуть, берешь его за рукав, делаешь прием, нож отлетает, ты руку заламываешь – всё, помог человеку. Чем ты ему помог? Не сесть в тюрьму. Или, допустим, человек плывет- и вдруг у него судорогой свело ногу, ты ныряешь за ним, он в панике и истерике хочет и тебя утопить, ты кулаком бьешь ему между глаз, он успокаивается, ты подплываешь со стороны головы, берешь его локтем вокруг шеи и таранишь в берегу. От чего ты его спас? От утопления. На вид ты вроде нокаутировал человека, а на самом деле- ты его спас от неминуемой гибели. Так что способы бывают разные. Один раз дал денег – человек эти деньги пропил, а в пьяном виде совершил какое-то преступление. А в другом случае – не дал денег, а оказалось, что ему нужно было опохмелиться или купить лекарство, и он погиб. Каждый раз нужно решать эту проблему индивидуально, нельзя на каждый случай инструкцию написать.

-Здравствуйте! Во время войны моя мама, поднимая нас - четверых детей, гнала самогонку и продавала ее. Жили мы в деревне, после войны нас сожгли, и жили мы очень бедно. Было ли ей это грехом – гнать и продавать самогонку?

-А какое наше с Вами собачье дело? Вот какое? Если Вы у меня спросите: «Батюшка, вот я хочу гнать самогон». Я бы сказал: «Не делайте этого». Если вы меня спрашиваете – это уже наше с Вами дело. А то – мама, это было много лет назад, был ли ей грех – это совершенно не наше дело.

-Разумно ли молиться и просить Бога, чтобы Он не посылал никаких испытаний во время самых важных для нас дел, например, во время беременности или важного экзамена?

Молиться можно о чём угодно.

-Но разумно ли? Или это некое вмешательство?

-Дело в том, что это не страшно. 90% всех наших просьб, конечно, неразумные, потому что мы люди неразумные. Но даже молиться неразумно – это неважно, ценность молитвы так велика, что то, о чем мы молимся, это вообще мало какую роль играет, гораздо важнее само обращение к Богу, этот факт.

-Т.е. содержание просьбы малоинтересно?

-Нет. Оно может быть интересно, но малозначительно. Вот 2,5-летний ребенок что-то просит у дедушки, разумно ли это? Может быть, случайно окажется и разумно, но, как правило, «хочу» - это не аргумент. Так же и взрослый мало чем отличается.

-Но при этом люди часто говорят: «Но в Евангелии написано «просите» и даже приводится пример неотступной просьбы».

-Да, никто не спорит. Потому что Богу угодно, чтобы мы неотступно молились, чтобы мы с ним были в непрестанном общении.

-Как такое непрестанное общение с Богом преображает человека?

-Господь нам отвечает благодатью Своей, а благодать очищает от всякой скверны. Поэтому само общение с Богом умудряет. Если с преподобным преподобен будешь, а если с Богом?

-Святым…

-Нет, но молитва уже делает человека святым.

-С 2012 года работаю на должности бухгалтера, работу знаю и очень люблю, выполняю всегда добросовестно, но не так давно допустила ошибку и директор теперь настаивает на увольнении. Ходила его просить не лишать меня работы в это тяжелое время, но он свое решение не изменил. Очень нуждаюсь в Вашем мудром совете, не могу найти выход из этой ситуации.

-А тут его, собственно, и не надо искать, за нас уже все решили. Увольняться по собственному желанию и искать другое место бухгалтера.

-Человек боится, что не найдет новую работу.

-Выход надо искать, когда человеку предлагают тоже работу бухгалтера, и ближе к дому, и больше жалование – вот это выход: оставаться или уходить? Это понятно. А тут – какой выход?

-Все сейчас очень боятся потерять место работы.

-Очень правильно, значит, надо быть внимательнее. Я уверен, что ущерб, который бухгалтер нанесла предприятию -  не на 15 копеек. Ущерб такой, что человек компенсировать не может, поэтому и увольняют. Где гарантия, что через месяц это не повторится?

-Может, там отношения были натянутые между руководителем и бухгалтером?

- Всё за кадром. Но тут выхода нет, выход только в кассу за расчетом.

-Спасибо, батюшка, за ответы. Пора нам прощаться.

-Всего доброго, до свидания!

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+