Перейти к основному содержанию

00:57 23.08.2019

01.11.2014 г. Прямой эфир радио «Радонеж». Протоиерей Дмитрий Смирнов, в студии протоиерей Александр Березовский.

03.12.2014 08:25:23

Добрый вечер, дорогие братья и сестры!

- Преподобный Антоний Великий говорит: «Как исшедший из чрева не помнишь того, что было во чреве, так и исшедший из тела не помнишь того, что было в теле». Отчего тогда страдает душа, если по смерти ничего не помнишь?

   - От страстей. Их, собственно, не надо помнить, потому что они есть и действуют. Страсти – это же со славянского значит «страдания», вот от этого и страдают – от страстей.

 - Т.е. от того, что человек приобрел в своей жизни?

 - Нет, не то, что приобрел, а развил. Они в нас есть, мы должны их изжить благодатью Божией.

 - Т.е. человек рождается со всем набором «семян» греха?

Да, конечно…

 - Какие-то прорастают? Какие-то нет?

-Нет, все прорастают – степень разная, урожай разный, потому что одно семя упало при дороге, а другое семя – на плодородную почву.

-А отчего зависит, что в одном человеке прорастает сильнее, чем в другом?

 - Есть гены, есть семья, есть среда, и есть само стремление человека. Один стремится к книге, а другой -к спиртным напиткам, один стремится, что-либо сделать, а другой  - что-то сломать.

- Но это стремление – оно  тоже в человеке заложено?

- Не то, что оно заложено, Бог не закладывал эти семена – все от дьявола, змий – человеконенавистник искони.

 

 - У нас в храме, когда идет освящение хлебов на большой праздник, выносят подсвечник с тремя свечками, и на нем лежат хлеба, а перед ними с определенного времени стали выносить две большие свечи в человеческий рост. С чем связана эта традиция? Потому что у нас сначала большие свечи не выносили. Это первый вопрос. И второй: как православным реагировать на клевету?

- Про свечки – я не знаю, возможно, в вашем храме их просто купили и теперь используют – самое простое объяснение, вообще надо спросить у настоятеля. Если есть свеченосцы – почему бы не выносить, хотя хлеб и его освящение – это не есть что-то значительное.

По поводу клеветы – если эта клевета не угрожает свободе, потому что можно так оклеветать, что человек сядет в тюрьму, то тогда лучше вообще ее проигнорировать.

- Говорят, есть у человека предрасположенность, например, к винопитию, наркомании, один человек может всю жизнь выпивать и не стать алкоголиком, а другой, начав, уже не может остановиться и скатывается в эту яму. Предрасположение от кого зависит: от Бога, от дьявола или от самого человека?

-Нет, может быть и от естества, потому что многие люди, больные алкоголизмом являются психически больными, они устремляются к алкоголю, как к психотропному средству.  На первых порах очень помогает, снимает это напряжение. Т.к. человек психически больной и ему трудно собой управлять, он на эту удочку и  попадает.

 - А психика и так нарушена? И он на это так реагирует?

 - Да, и там уже возникают дополнительные сложности, алкоголь усугубляет ситуацию.

 - Но такое распознать возможно в человеке, кто предрасположен?

 - Для психиатра – на раз, а для самого человека трудно изнутри себя оценить.

 - Так кто же послушает совета другого? Я сам все знаю…

 - Да, сегодня тоже одна дама пришла, сразу по лицу видно, что она все знает, но приехала, говорит: «Хочу совет». Даю совет – ей этот совет поперек встает, она начинает спорить, говорю: «Поезжай обратно, могу дать денег на обратную дорогу».

 - Т.е. человек не получил того, что хотел?

 - Да, конечно.

- Я переписываюсь с батюшкой с Западной Украины, там громят храмы, батюшкам угрожают, выкидывают из храмов, лишают денег, унижают, чем все это может кончиться? Как разговаривать с раскольниками? Какими словами их можно убеждать?

- Никакими! Это невозможно. Это такое время свидетельства, кто может – кротко, смиренно терпеть, вдохновляясь образом Христа Спасителя, в этом есть некоторая такая неизбежность.

 - Т.е. этому злу нельзя противиться никоим образом?

- Нет, если у тебя есть в распоряжении армия, ты вполне можешь с оружием в руках защитить себя и храм, в этом ничего такого плохого нет. А если нет такой возможности, то свидетельствуешь о своем христианстве своим христианским устроением – умираешь за Христа.

 - Понятно, что батюшка не может взять в руки оружие, чтобы защищать, а прихожане? Должны?

 - Нет, подожди, о. Александр, никто никому ничего не должен. А даже, если бы был должен – всегда может испугаться, не захотеть, или жена скажет: «Куда ты полез?», вариантов много, поэтому насчет должен – это так, условно. Кто-то считает, что он должен – Бог благословит, кто-то считает, что нужно поступить  иначе – мы не будем осуждать.

 - Да, это ситуация, которая решается внутри самого человека?

 - Да, она решается на основании веры и с помощью совести.

 

 - Что лучше: скорбеть о смерти близкого или радоваться его уходу в другой мир, ведь там нет печали, болезней? И как научиться радоваться потери близкого человека?

- Мне не нравится слово «потерял». Сегодня мы, несколько десятков человек, приехали на Ваганьково и помолились о упокоении протоиерея Глеба Каледы. Двадцать лет уже прошло, я даже не заметил, как это прошло. Даже когда меня спрашивали, я думал, что десять лет, а оказывается уже двадцать! Я о нем думаю, как о живом, почему это ты «потерял»? Да никуда не потерял.

 - Человек лишен привычного общения, которое утешает?

Почему лишен? Я всегда могу о нем книгу почитать. Потом, третьего числа будет день воспоминаний о нем, соберется народ в Высоко-Петровском монастыре. Я присутствовал в Зачатьевском монастыре на вечере памяти, очень было интересно. Если получится – и в этот раз схожу. Так что почему? Общения нет, но мы вспоминаем о человеке. У меня вообще зрительная память хорошая, я каждую черточку вокруг его глаз помню, всё помню: и голос помню, всё-всё-всё помню, и его лекции помню, когда он был еще так сказать «потаённым священником», не обнаруживал себя как священник. Это потом уже он пришел к патриарху Алексею, документы показал, сказал: «я –священник», и его легализовали. А так он всегда был профессором. Так что я не считаю, что если человек умер, то он ушел. Или вот мы отпевали нашего прихожанина Андрея - очень хороший человек, просто как родной. Он болел очень тяжело, страдал физически и душевно. Я за него рад, что его подвиг окончился, у меня было такое облегчение, но бывает же по-разному. Конечно, когда человек внезапной смертью умирает - это как в старину говорили: «напрасная смерть» - это, конечно, всегда тяжело, когда не готов человек, а когда поболеет человек, все подготовятся – очень даже, потому что все равно этих врат не миновать…

 - Но это если человек понимает, что такое смерть…

-А если не понимает, тогда что об этом говорить с человеком, который не понимает? Это значит -согрешать.

 -Куда ж ты от нас ушел? На кого ты нас оставил?..

 - Ну, как на кого? Оглянись вокруг – увидишь на кого. А куда? Ясно – в мир иной. Всё давно известно. Что вопрошать, если всё давным-давно известно? Это всё равно, что спросить: «Сколько будет дважды два?». Да четыре, успокойся. Также известно, на кого.

Сегодня ко мне одна раба Божия подходит и говорит: «Я совсем одна осталась», а оказывается, и мать есть, и муж есть, в разводе. Другое дело- разрушены отношения – ну, восстанови, не хочешь с ними – полно  людей, которые нуждаются в общении, им тоже и грустно, и скучно, приди – помоги, подружись. Немножко непонятно.

 - Но ведь человек не того ищет, не готов других утешать, хочет себе утешения…

 - Но так тоже, знаешь, пинать в одни ворота – это, собственно, мало интересно.

 - Подскажите, где находится и как доехать до могилы о.Тавриона, знаю, что Вы у него окормлялись?

- В Елгаве в монастыре, который там существует до сих пор, там он и похоронен, именно в том монастыре, в котором он был духовником в последние годы своей жизни. По-моему, называется Спасо-Преображенская пустынь. В интернете очень легко найти, наверное.

-Скажите, пожалуйста, грешно ли желать скорейшего конца мира ради прекращения всех беззаконий, войн, голода, убийств, издевательств и всего остального, что сейчас творится?

- Это как-то, как говорит наш президент, контрпродуктивно, потому что такие вопросы без нас решат.

-От того, что ты пожелаешь, мало что изменится?

Да, т.е. не мало, а вообще ничего.

- Но вообще, человек, молящийся об этом, он не противится Богу?

-Да вряд ли, потому что мы знаем из Откровения Божия, что это все равно произойдет. Но насколько скоро или отодвинется – это зависит от усердия христиан.

- Пока десять праведников в каждом городе найдутся?

-Может, Господь скидку какую даст, может, восьми хватит.

- Скажите, пожалуйста, Бог продолжает творить или Он уже всё сотворил, и всё продолжает существовать по закону, созданному Им однажды?

- Мне трудно сказать, потому что Божие творение, по наблюдениям ученых, длится сотни миллионов лет, а жизнь человека  столь краткая, что в этой краткости невозможно  это углядеть. Может быть, и продолжает творить, но, во всяком случае, мы такие изменения наблюдаем во вселенной: гаснут и взрываются звезды, это же не без воли Божией.

 - Скажите, пожалуйста, в церкви во время литургии батюшки читают молитвы о  соединении церквей, как это понять? Что и католические, и мусульманские, и православные должны объединиться?

Дело в том, что мусульманская – это не церковь называется, а «умма». Мы не молимся за объединение с мусульманами, с иудеями, с иеговистами, с адвентистами седьмого дня. Имеются в виду Церкви, с которыми мы разделены, молимся об этом единстве.

- Что такое злосетование?

Буквально двухкоренное слово: сетование – это выражение своего недовольства, ропот, а зло – это когда человек с гневом, с раздражением.

- Зачем Бог попускает нам такое состояние, как влюбленность? И может ли оно стать началом настоящей любви?

-Да сколько угодно. Для этого Он и дает нам это чувство, которое является началом. Влюбленность – это заря любви, это еще не свет, еще не тепло, еще утренний холод, но уже она есть. Но если она не развивается в любовь, то приносит страдание.

- А влюбленность – это страсть?

- Конечно. Даже Всемирная организации здравоохранения рассматривает влюбленность как болезнь, у которой есть вполне определенные симптомы: например, потливость ладоней, пропадание аппетита, бессонница, навязчивая идея фикс, целый ряд, по-моему, два десятка симптомов. Т.е. соответствует такому маниакальному состоянию.

 - И вот из этого страстного состояния потом рождается такое прекрасное чувство, как любовь?

Нет, любовь – это не чувство, любовь – это свойство, уже новое качество. Т.е. избранник или избранница занимает в твоем сердце такое место, которое вытесняет отца, мать, братьев, и ты именно с этой избранницей начинаешь строить новую семью.

 - Батюшка, возможно возникновение любви без влюбленности?

Конечно. Еще сто лет назад большинство браков без всякой влюбленности совершались, везде, во всех странах. А в некоторых странах жених вообще не видел невесту, а невеста жениха до того, как уже бракосочетались, когда брак уже реализовался.

 - Знакомятся?

По крайней мере- видят, знают имя, знают из какой семьи, все решают родители. Но само это ожидание уже их готовит к тому, чтобы полюбить. Обычно, как вот мой папа говорил: «каждой девушке лестно замуж выйти», потому что молодые юноши, девушки думают об этом, мечтают об этом, бывает даже без объекта влюбленности. А потом, если та субкультура, в которой они живут, предписывает, что вначале взрослыми совершается сватовство, потом брачный договор, а потом их приглашают в церковь и там венчают, и они уже всеми предыдущими думами, чувствами к этому подготовлены, чтобы жить, любить, вместе строить, рожать детей, и очень всё хорошо получается.

 - А разводов было меньше, чем сейчас?

-Разводов не было вообще. Если и были, то только в высшем свете и то с благословения Государя императора, а не просто так разводы какие-то, вообще этого не понимали.

 - Такая практика возможна сейчас? Может она как-то повлияла бы на ситуацию?

 - Нет, нельзя войти в одну реку дважды, невозможно опять джина в бутылку засунуть, нереально, нужно приспосабливаться к другим реалиям.

 - Часто люди хотят вернуть то, что было 100-200 лет назад, какие-то хорошие практики?

- Даже такие простые вещи, как эполеты или саблю не вернешь как вооружение армии, это только для парадов остается. Да, красиво, но ты можешь представить себе армию, которая одета по полкам: кто в голубом мундире, кто в белом, кто в красном, кто в черном, и так далее, идут в киверах таких, чтобы видно было из окопа? Это просто смешно. Ничего не выйдет.

- Что сказать ребенку 2 лет об Иисусе Христе? Как правильно начать с ним разговор о Боге?

-Надо начать разговор еще тогда, когда он в утробе, придумать слова… А лучше сразу к психиатру обратиться, чтобы вылечить голову, и когда вылечит голову, тогда почитать по возрастной психологии какую-нибудь брошюрку, что в каком возрасте стоит делать. Но только должна быть голова уже более-менее ясная.

 - Как раз желание есть сделать правильно, а опыта нет…

Сам вопрос говорит о том, что человек абсолютно больной на всю голову.

 - А некоторые думают: не опоздал ли я?

 - Смотря с чем? С лекциями – время не наступило, тут человек явно хочет навеки отвратить своего ребенка от Христа и Церкви, поэтому я и говорю, что нужна обязательно помощь доктора.

 

 

- В каком случае отказывают в разрешительной молитве?

Это дело пастырской совести. Священник решает, говорит, например, что ты должен понести епитимью некоторую, дает время, какое-то духовное упражнение этому человеку, проходит время – он смотрит, что-нибудь изменилось?

 - А если человек пришел не к духовнику? Священник впервые его видит?

Ну, вот он пришел вдрызг пьяный, священник предлагает ему прийти трезвым, и тогда мы с тобой пообщаемся. Ты будешь читать вдрызг пьяному разрешительную молитву? Вот ты прочел, а он все равно пьяный.

 - Ох, пьяные плачут, каются..

Плачут – да, но каются ли? Они сожалеют о том, что они пьют, но каждый больной сожалеет о том, что он болен, особенно в момент приступа болезни. Ведь каждый пьяница страдает, как моя мать говорила: «водка – это не свой брат», видя, как люди страдают. Мы жили в таком месте, где все страдали от этого недуга, все 100%.

 - Что это было? Следствие тяжелой жизни? Люди пытались убежать от этого?

Нет, не только. Ведь народ, у которого отняли, выражаясь современным языком, «духовную составляющую его бытия», конечно, будет искать суррогаты. Как если у человека отнять водку – он пьет одеколон, также и здесь: у него нет выхода – и он пьет суррогат, чтобы забыться, такая социальная шизофрения. Слом произошел. У нас, например, с начала 90-х годов пик самоубийств среди мужчин был огромный, потому что люди были полностью потеряны: слом привычного образа жизни, государства, ценностей, ориентиров, никакого нравственного идеала, куда идти? Вот был какой-нибудь градообразующий завод, и вот он закрылся, все окна побиты, что можно украсть – украдено, дальше что? Куда идти? Я здесь прописан. Людям, как правило, очень трудно в такой ситуации. Вот в какой-то привычной ситуации они могут жить, а если нарушить – они страдают.

 - Ситуация может долго ухудшаться, но человек к ней привык, и он будет терпеть…

 - Конечно, это легче, чем вот такой слом. Слом даже в названии государства: вместо царя эта харя лысая. Как? Вместо помещиков с их культурой, литературой – это хамье с красными бантами, которое чуть что, достает маузер и стреляет на глазах у всех. Чтобы не сойти с ума, люди просто начинали пить.

 - Да, конечно, серьезный слом в народе произошел.

 - Конечно, вот мы в 90-х годах это все пережили. И вот сейчас на Украине нечто подобное происходит.

 - Да, у людей полное непонимание, как жить дальше?

 - Ну да, могут только надеяться, что это кончится, а дальше куда? Перспективы-то нет. Это же не месяц, не два. Сломать-то быстро. А как в целой стране восстановить экономику? Мы вот только через двадцать с лишним лет только стали выкарабкиваться более-менее. И то, как только стали – нас тут же на место.

 - Можно ли заниматься физическими упражнениями, взятыми из йоги (не мантры, не медитация), которые больше похожи на гимнастику?

 - Эти упражнения мало что дадут, потому что йога рассчитана на то, что эти упражнения будут эффективны, если мы используем еще и умственные практики. А если просто асаны применять против  давления – не будет эффекта, можете попробовать.

 - Т.е. пробовать – не будет вреда для души?

 - Нет, никакого вреда. Но там обязательно используются такие вещи, как концентрация, все сознание и воля направляются в определенное место: человек разговаривает со своим желудком, со своими глазами. Без этого сама асана не представляет ничего, может быть меняется концентрация крови в отдельных частях, но этого недостаточно. Т.е. это неэффективно в качестве просто физических упражнений. Какой-нибудь массаж гораздо более эффективен, тоже грамотный, конечно. Вообще человеческое тело – очень сложный организм, и нужно, чтобы человек не сам этим занимался, а под руководством такого человека, который этим владеет.

- Могут ли каким-нибудь образом бесы влиять на животных, или они влияют только на людей?

Могут, они могут даже в стадо свиней войти, а свиньи, одержимые бесом, могут даже в озере утонуть.

 - Но какой смысл бесам губить животных?

 - Сколько угодно смыслов. Это, конечно, для бесов суррогат некий, но лишить человека имущества, прибыли-  вот, например, зачем бес ходит вокруг карточного стола? Его цель – не отнять у данного человека деньги, а чтобы человек от потери денег впал в отчаянье и во дворе казино застрелился. А то, что деньги перетекут из одного кармана в другой, от одного жулика к владельцу казино – другому жулику, это беса не волнует. Ему важно погубить душу человека: если человек застрелится или впадет в отчаянье, от этого может семья разрушиться, вот это ему сладость. И еще бес имеет целую группу людей, начиная от крупье, уборщика и до самого владельца, которые живут за счет убийства душ, т.е. исполняют исключительно бесовскую функцию. Ему это сладко, он вербует себе сторонников среди людей. Если Христос улавливает людей для того, чтобы они стали членами Церкви и трудились, совершая дела Христовы, то бес – наоборот стремится завербовать людей, чтобы они делали дела дьявольские.

 - У него это очень неплохо получается.

 - Ну так опыт какой! Начиная с Эдема и кончая сегодняшним днем.

 - Казалось бы, Господь, который есть добро, а каждый человек желает себе добра, остается в меньшинстве. Как сказано: «Узок путь, ведущий в Царство Небесное, и немногие проходят».

Узок путь – это благо, потому что не надо ничего думать, выбирать, рефлексировать, о чем-то задумываться, как витязь на дороге - «направо пойдешь, налево пойдешь», тут только прямо, только в гору, только узенько – замечательно!

 - И широк путь, ведущий в погибель,  многие идут

Пожалуйста, можешь в «очко», можешь на бильярде, можешь в рулеточку – всё сгодится, лишь бы впал в отчаянье, проявил бы азартик.

 - Но азарт рано или поздно приведет к отчаянью.

 - Так всё для этого и делается.

 - Мой жених в армии. Когда он вернется, мы собираемся пожениться. Мы хотели бы сделать это как можно скорее, но наши родители хотят пышной свадьбы, а приготовления к этому займут несколько месяцев. Скажите, можем ли мы повенчаться и жить как муж с женой, а уже потом сыграть пышную свадьбу с регистрацией, как того хотят родители?

 - Нет, надо зарегистрироваться, повенчаться, жить как муж с женой, а свадьбу уже лет через десять-пятнадцать, это уже не играет роли. Свадьба – это вообще ничто, это все равно, что поесть в ресторане или в рабочей столовой – это по деньгам. Если надо к этому готовиться, копить – пожалуйста, пусть родители, что хотят, то и делают, вы договоритесь на определенный день, придете, наденете своё подвенечное платье, какая разница когда?

 - Но родителям не всё равно, это им может быть, действительно, нет разницы, а родители хотят, чтобы «всё было, как у людей».

 - Но лучше не как у людей, потому что у людей всё неправильно, а нужно делать как правильно. А правильно – это зарегистрировать брак, венчаться, жить как муж с женой, и, чтобы родители не нервничали – уступить им и сделать, как они хотят.

 - Т.е. здесь лучше пойти навстречу родителям?

 - В этой части – да, но это не значит, что кто-то их будет венчать в угоду их родителям.

 

 

- Я – православная христианка, мой папа был мусульманин. Шесть лет назад он покончил жизнь самоубийством. Как я могу помочь его душе? Что для этого мне нужно сделать,  и на что я имею право в данном случае?

За папу надо молиться, а потом в память о нём творить милостыню.

 - А как его поминать в молитве, не раб же Божий?

 - Это сложнейшая проблема! Как поминать?! Да какая разница! Что, Господь не знает, о ком человек молится? Прости, Господи, и помилуй моего несчастного папочку, вот и всё.

«Батюшка, а вы иерей или протоиерей? А то не знаю, как Вас в записке писать?» Да какая разница! Только не архиерей пиши, потому что это будет ошибка, а иерей или протоиерей – какая разница – священник и всё.

- В книге «Толковая Библия» автор Лопухин говорит, что праздновать день рождения – есть языческий обычай (глава, посвященная Иоанну Крестителю). Скажите, действительно ли это так? И как лучше проводить этот праздник?

- Каждый праздник лучше проводить так: попостившись, помолившись, прийти в Церковь на литургию и причаститься Святых Христовых Тайн, а потом со вниманием прочесть благодарственные молитвы и этот день причастия хранить целый день в своем сердце до следующего раза. Вот это праздник! Самый лучший.

 - У меня сын работал на кухне в казино, это считается для него грехом?

-А как же! На кого работаешь-то? Но конечно грех греху рознь, одно дело корм давать людям, другое дело- фишки подавать. Но все равно – кормился-то он от этого, ему же зарплату давали от того, что у людей отобрали одним из самых наиподлых способов, а он с этого имел.

- Но зарплату в казино все равно платят из тех денег, которые отняты?

Да, причем всем. Поэтому даже если ты электрик – ты все равно в этом участвуешь. А если ты бесплатно для них делаешь, то, значит, ты жертвуешь для них. Т.е. это никак не обойдешь. Это как, например, содержатель публичного дома говорит: «Но я-то ведь проституцией не занимаюсь, какой же это грех? Это мой бизнес». Но почему же тогда организаторов сажают, а проституток нет? Потому что организатор гораздо хуже делает, чем те, которые занимаются проституцией. Он организовывает возможность такого бизнеса.

 - Молитва «Отче наш» заканчивается словами «но не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», как эти слова понять?

Это значит, что: Господи, дай мне устоять в тех испытаниях, которые у меня бывают ежедневно, и избавь меня от того, чтобы мне в этих искушениях пасть и попасть в лапы дьявола.

- А апостол говорит «радуйтесь, когда впадаете в разные искушения»? А тут мы просим избавить нас от них?

 - Избавить – значит преодолеть их,  чтобы Господь помог нам выйти из этих испытаний.

 - В моей жизни произошла трагедия, распалась семья, в браке прожили четыре года. Супруга говорит, что не любит меня, что я стал ей не нужен. У нас маленькая дочка. Старался сохранить семью, улучшить отношения, купил квартиру, оформил на супругу, свозил в отпуск семью на море, но ничего не помогает! На душе очень тяжело: ни духовных, ни физических сил не осталось, дайте добрый совет, как мне всё это пережить?

Вообще всё пережить, даже термоядерную войну, можно только с помощью Божией. Надо помнить, что Господь всё видит и всё знает, и каждому готов помочь. Сегодня вечером читали Евангелие, как Господь сказал своим ученикам «закиньте туда сети», они закинули и поймали много рыбы. Это говорит о том, что Он даже заботится о нашем пропитании, поэтому нам нечего беспокоиться, нужно просто пойти в храм, покаяться в своих грехах. В каждом браке есть инициатор развода, всегда есть какие-то вины и у другого, подумайте об этом, вспомните, покайтесь в этом, а потом уже когда причастился, когда Христос Своим Телом и Кровью вошел в тебя, можно обратиться к нему и сказать: «Господи, мне очень тяжело. Ты мне помоги пережить эту трагедию, чтобы поступать правильно в этой ситуации, чтобы не по обиде, не по страсти, не по мести, а так, как бы Ты хотел, чтобы я поступил». Если это человек будет постоянно повторять такую процедуру, то он обязательно переживет эту ситуацию. Господь обязательно даст силы, вразумит, при условии, если человек Господу верит, а не просто прошел эту процедуру: пункт один – есть, галочку. Пусть будут галочки, ничего плохого в этом нет, но он должен верить, что Господь ему поможет, а когда почувствовал, что уже такой боли нет – возблагодарить Господа от всей души, опять прийти исповедаться, причаститься и уже причастившись, опять обратиться к Господу и сказать: «Господи, вижу, что ты обо мне заботишься, мне действительно стало легче. Благодарю Тебя» и как высшая форма благодарности Богу – это причащение Святых Христовых Тайн. Это и Богу угодно, и исцеляет нашу душу и тело.

 - А когда видимого улучшения для человека не наступает? Как не потерять эту веру?

 - Если вера есть – ее нельзя потерять, невозможно.

 - Но нет в нас такой веры, как в Иоакиме и Анне, которые 50 лет просили и верили.

Но мы же не знаем, может они тоже сомневались на этом пути. Иначе зачем понадобилось 50 лет? Это было непростое дело, это было борение. Я не думаю, что у них 50 лет всё было гладко. Наверняка были периоды и сомнений, и ропота, и все-таки укрепились, чаша их выбора склонилась к Богу.

 - У нас чаще склоняются в обратную сторону: Бог не слышит, Бог мне не помогает!

- Вот это хула на Бога, я этого слышать не могу, это кощунство какое-то.

- Иногда бывают сны, в которых много похоти и ненависти к кому-то. В обычной жизни стараюсь смиряться, не раздражаться, быть целомудренной в своих мыслях, но такие сны меня удивляют, и стараюсь относиться к ним, как к искушениям. Что можно сделать, чтобы освободиться от такого пленения бесовского?

 - Никого не осуждать, сразу человек освободится.

-  Еще один вечный вопрос: как не осуждать?

 - О! Тут очень просто – не осуждать и всё! Человек спрашивает: как не осуждать? Это все равно, что: как не ездить по встречке. Или как не ломиться на перекресток на красный светофор. Вы знаете, батюшка, как увижу красный – так по газам! Вот как?! Также и здесь. Тут надо понять, что осуждение – в сердце. Как не осуждать? Ну как не воровать, как не пьянствовать, как не сквернословить.

 - Осуждение возникает внутри нас помимо нашей воли. Если воровство предполагает все-таки некое движение?

Некоторые люди говорят, не могу не воровать, люблю блатную жизнь, а воровать боюсь. Вот очередного человека хватают, а потом Следственный комитет выясняет, что миллиард украл, два, да сколько ж вам надо? Ну, десяточек миллионов укради, ну хватит тебе и внукам, ну что это за алчность такая? Удержу не знают: десять отелей, сорок автомобилей, зачем? Номера не запомнишь…

 - Ну, вот мало…

 -Но ведь это же болезнь.

 - Осуждение – это тоже болезнь.

 - Да, но надо дать себе запрет. Вот есть какие-то вещи, которые врач рекомендует, надо – другого пути нет, иначе умрешь. Также и здесь: как не осуждать и все, а то еще как? Человек хочет таблеточку выпить и не осуждать, опять. Чтобы труда не было. Нет – это большой труд души следить за всем, что со мной происходит.

 - Одна бабушка, уже старенькая, под 90 лет, говорит: «Нет, я не могу, как же можно этим не возмущаться, тем, что сейчас происходит?». Я говорю: «Не смотрите телевизор». Она: «Невозможно, не могу». 

Есть радикальный способ – дать по нему молотком, потому что бабушке под 90, и ей снести его в ремонт невозможно.

Всего доброго! До свидания!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+