Перейти к основному содержанию

02:19 21.08.2019

Фестиваль «Радонеж»

ПРИВЕТСТВИЕ ФЕСТИВАЛЮ 
Организаторам, участникам и гостям XIV Международного кинофестиваля "Радонеж" 
Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне в Москве для участия в работе православного кинофорума "Радонеж". 
Вот уже в четырнадцатый раз все, кому дорог кинематограф, исполненный духом нравственной ответственности, собираются вместе для того, чтобы объединить усилия в благом деле его возрождения и развития. 
Сегодня совершенно очевидна важность создания таких фильмов, в которых профессионализм сочетался бы с сознательным следованием высоким христианским принципам. В этом мне видится главное предназначение ежегодно проводимого кинофестиваля "Радонеж". 
Отрадно, что помимо традиционной программы, участники фестиваля смогут увидеть работы в жанре социальной рекламы, который позволяет в рамках сжатого формата рассказать зрителю о важнейших базовых ценностях, побуждает его задуматься над сущностными вопросами бытия. 
Желаю всем участникам фестиваля помощи Божией в предстоящих трудах, взаимообогащающего и полезного общения, вдохновения и дальнейших творческих успехов. 
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ 

О фестивале «Радонеж» 
"Радонеж" - крупнейший форум духовно-нравственного кино, действующий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, объединяет около 200 теле- и кинокомпаний со всего крещеного мира. Фестиваль "Радонеж" проводится регулярно с 1995 года при поддержке Министерства культуры РФ, Федерального агентства по кинематографии, Федерального агентства по печати и средствам массовой коммуникации, Московского правительства, Московской городской думы, Союза кинематографистов России. Фестиваль носит благотворительный характер. Целью фестиваля является повышение качества православной проповеди в средствах массовой информации, возможность обмена опытом журналистов, режиссеров, операторов - всех творческих работников этой области. Главная же цель - участие в конкурсе и получение профессиональной оценки своих работ. Высокое качество оценки обеспечивается высокопрофессиональным составом отборочной комиссии и жюри. К участию в конкурсе принимаются фильмы не только строго церковной тематики, но также размышления художника-христианина о жизни и смерти, о добром и вечном, о войне и мире, о красоте и зле, о нашей истории и любви к Отечеству, о современных проблемах человечества. 

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ЛЮБВИ 
Александр Авдеев, министр культуры Российской Федерации 

Вопросы о смысле жизни, об ответственности перед собой, обществом и Богом всегда были самыми важными для человека, тем более для художника. Не случайно на рубеже веков появились фестивали, представляющее религиозное кино не только в России, Москве, в Татарстане, Краснодарском крае, Калужской и Костромской земле, но и на Украине, в Белоруссии, в странах Европы. Людей волнует не только экономический или политический кризис, но и духов ный. А главное волнует вопрос: как выйти из кризиса? Фильмы, которые представлены в программах фестиваля "Радонеж" помогают ответить на многие вопросы современного человека. Где искать правду? Как жить в кризисные годы и не отчаиваться? Можно ли быть счастливым даже в самой бедственной ситуации? На фестивалях религиозного кино представлены произведения, укрепляющие душу и дух человека, помогающие становлению, созиданию личности, восстанавливающие лучшие традиции отечественной и мировой культуры, укрепляющие историческую память, утверждающие надежду, свидетельствующие о любви. 

ВЕЛИКОЕ ДЕЛО 
Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов России 

Фестиваль православных фильмов и телепрограмм "Радонеж" собирает со всего Православного мира лучшие работы о христианском образе жизни, о великих святынях и людях веры, достигших высот духовной жизни. Они служат нам свидетельством о высоком предназначении человека на Земле, о бессмертии человеческой души. Героями фильмов и телепрограмм стали русские воины, священнослужители, монахи, миряне, старцы Греции, Болгарии, России прошлых веков, включая век двадцатый. Они жизни свои положили за други своя. Размышления о святынях, духовных традициях, которые не разделяют, а объединяют людей, не могут оставить равнодушными даже неверующих зрителей. Великое дело рассказывать с киноэкрана о том, что укрепляет душу, а не растлевает. Благо уметь видеть, находить в современном мире не только грех и падение, но и проявления духовного подвига, верности традициям не на словах, а на деле. Желаю всем участникам, организаторам и зрителям фестиваля "Радонеж" духовных открытий, глубоких впечатлений и радости общения! 

ИЗ ЦЕХОВОГО СОБЫТИЯ – В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ 
Игорь ЕЛЕФЕРЕНКО, президент фестиваля «Радонеж», председатель Комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям. 

История фестиваля "Радонеж" началась не в самое легкое для страны время - в середине девяностых. И это тоже во многом показательно. "Радонеж" регулярно проводится с 1995 года. В нем традиционно участвуют более ста государственных и негосударственных телерадиокомпаний. А главное - в работу фестиваля с самого начала активно включилась Церковь. У нас можно встретить многочисленных представителей поместных православных церквей. Это, конечно, не случайность. Ведь цель фестиваля - повышение качества православной проповеди в средствах массовой информации. Здесь появляется уникальная возможность обмена опытом журналистов, режиссеров, операторов, всех творческих работников, занятых в этой области. Здесь же они получают достоверную, неискаженную информацию о реальной жизни Русской православной церкви. Это очень важно в нынешние времена, когда Церковь остается единственным действительным охранителем русских православных и культурных традиций. Авторитет "Радонежа" является подтверждением все возрастающей роли православия в нашем обществе и государстве. Из "цехового" события "Радонеж" с годами превратился в фестиваль общенационального масштаба, ориентированный на самую широкую публику. Этому не помешал и экономический кризис. Так, на "Радонеже-2009" была собрана уникальная коллекция православных кинофильмов и телепрограмм. Скажу больше: наш фестиваль стал заметным событием во всей современной российской культуре. И касается он не только Москвы, но и всей России. Так, один из фестивалей с успехом прошел в Ярославле - он был посвящен двадцатилетию возрождения Свято-Введенского Толгского монастыря и 250-летию прославления святителя Дмитрия, митрополита Ростовского. И потому "Радонеж" - это не просто конкурс на лучший фильм или телепрограмму, хотя для участников конкурса важна профессиональная оценка их работ. Но это прежде всего смотр достижений отечественной православной культуры, неотъемлемой частью которой остается православное кино. Для сегодняшней возрождающейся России это особенно важно, как важно не растерять в погоне за экономическими показателями духовную составляющую нашей страны Международный статус фестиваля тоже ко многому обязывает: ведь, кроме российских, в нем участвуют и иностранные теле- и радиокомпании, и мы, члены жюри, особенно тщательно следим за тем, чтобы качество представляемых на конкурс фильмов и программ оставалось высоким. Стоит добавить, что в фестивале участвуют не только государственные и коммерческие компании из России и из-за рубежа, но и частные лица, создающие произведения о православии. Впрочем, речь идет об участии в фестивале не только фильмов строго религиозной тематики. Нас интересуют размышления художника-христианина о жизни и смерти, о добре и зле, о преходящем и вечном, о войне и мире, о красоте, о нашей истории, о любви к Отечеству и о современных проблемах, касающихся не только России, но и всего человечества. Тематика здесь самая разнообразная, и мы только приветствуем ее расширение. Хотя, конечно, в основе должно лежать истинно христианское, православное видение мира, понимание происходящих в нем процессов. И тут не так важно деление на большие и малые жанры. Для нас большими остаются все произведения, созданные истинными художниками, для которых вера в Бога и любовь к Отечеству - не пустые слова. Жюри исходит из того, что православные фильмы должны оцениваться несколько иначе, нежели светские. Мы не ограничиваем хронометраж присылаемых нам произведений, дело ведь не в том, сколько минут идет фильм или телевизионная передача, - дело в той нравственной отдаче, которую несет в себе это конкретное произведение искусства. Именно - искусства, я это хотел бы особо подчеркнуть, потому что мы ни в коем случае не должны занижать профессиональную планку произведений, ссылаясь на то, что "тема все спишет". Да, темы здесь затрагиваются действительно святые для всех нас, но именно это и накладывает на истинного художника особую ответственность за профессиональное качество произведения. О святом нельзя писать плохо, здесь видна малейшая фальшь. Становится очевидным, что в последнее время фильмы и телепередачи на православную тему становятся менее пафосными, "привязываются" к реалиям религиозной жизни страны, рассказывают об актуальных для Церкви проблемах. Спасение человека, приход его к церковной ограде, попытка человека осознать свое место и свою роль в созданном Господом мире, путь человека к Богу - вот наши главные темы. Да, это можно показать разными средствами, и мы только радуемся, когда художнику удается использовать современные технические возможности кино и телевидения для передачи этих главных тем, которые мы считаем основополагающими при оценке присланных на конкурс работ. Меня радует, что сейчас стало меньше "слезливых" фильмов, оплакивающих "погибель России". Россия жива, Россия все более осознает себя как великая держава с великой историей и культурой. Потому и образ "умирающей России" во многих работах участников фестиваля сегодня сменяется образом быстро развивающегося государства с великим прошлым и не менее великим будущим. Здесь есть оптимизм, есть вера в Господа и надежда на спасение нашего Отечества от всех зол, с которыми нам приходится сталкиваться в последние десятилетия. 

МЫ СИДЕЛИ В ОБОРОНЕ, А ТЕПЕРЬ НАСТУПАЕМ 
Итоги и перспективы фестиваля «Радонеж» 
Владимир КРУПИН, сопредседатель правления Союза писателей России, академик, член Президиума Академии Российской словесности, член Президиума Всемирного Русского Народного Собора. 

Привычно для нас зрелище многочисленных кинофестивалей. Барабаны и фанфары, шествия «звёзд», богатые награды, интервью. Фильмы-победители, конечно, называются гениальными, выходы их на экраны - событиями. Сколько доходов собирают киноленты, сколько стоит их производство - все нам подробно рассказывают, убеждая в величии киноиндустрии. На самом же деле индустрия эта – давно проституирована и подчинена или политике, или доходам. Побольше состричь шерсти с баранов-зрителей да как следует их оболванить - вот и вся задача «творцов». Да, есть и честные режиссёры, но они вставлены в жёсткость структуры и если не обслуживают интересы закулисных заказчиков, то просто не будут иметь возможности снимать фильмы. Есть же новый фильм Владимира Хотиненко «Поп» по роману Александра Сегеня о православной церкви в условиях фашистской оккупации, фильм «Скоро будет весна» Веры Сторожевой. Они, конечно, в Канны не поедут. Хотя… Хотя мы видим, как свершается медленное, но неуклонное изменение зрительского интереса к фильмам, которые действуют не на нервы, а на душу. В этом всё дело. Да, сильны «сети миродержца», по выражению святителя Игнатия Брянчанинова, но усиливаются и наши прорывы этих сетей. Всё больше фильмов выходит через каналы телевидения к людям. Отмечены на фестивале каналы «Союз», «Спас», «Радость моя», «Доверие», Второй всероссийский. Даже канал «Культура» понял, что развлекаловкой Швыдкого и болтовней Ерофеева внимание не удержишь, и всё чаще транслирует православные документальные фильмы. А они – основа фестиваля «Радонеж». Сделанные в полном смысле этого слова бессребрениками, православными режиссёрами, снимающими, что важно подчеркнуть, по благословению священноначалия, фильмы эти настолько душевно полезны, что теперь уже и представить без них духовную жизнь России невозможно. «Мир на кончиках пальцев» В. Орехова. Столько благодатных, очищающих слез, пролитых в большом зале Центрального дома кино, никогда в нём не бывало за всю его историю. Это о Сергиевопосадском интернате слепых и слепоглухих детей. Слепой мальчик так радостен в своей вере в Бога, в своем стремлении делать добрые дела, что стыдно перед ним. И скульптурки слепого отрока, и стихи слепой девушки. Она не видела солнца, но видела Бога. Нет, не пересказать. А фильм «Форпост» о монастыре на границе с Румынией. В нём такой величайший образ батюшки, что потрясённо думаешь: такие силы на такие великие свершения этому немолодому, больному человеку может дать только Господь. А лента «Дорогою любви» о женской Махрищской обители. Настолько талантливо снято, что полное ощущение, что никаких кинокамер нет, что мы пришли к сёстрам, ходим с ними на послушания, стоим на молитвах, учимся терпению, смирению, радости. А какие цветы, посевы, какие коровки. Всё живо в этом мире, всё! Удивительно высок уровень операторских свершений. В фильмах о Монголии, о Кавказе, о греческих Метеорах это особенно ощутимо. Нужнейшие фильмы о Святейшем Патриархе Алексии, о тайнах заговора против русского царя, о трагедии и победе Южной Осетии, о незаживающей нашей боли – уходе Аляски из состава России, о возвращении праха философа Ильина, полководца Деникина, писателя Шмелёва в Россию (вспомним Пушкина: могила героя – национальное достояние), о казачестве, о судьбе гражданина Отечества Василия Шукшина, о музейных работниках… нет, не берусь всего перечислять. Всё-таки назову те картины, которые были справедливо отмечены на фестивале: «Антитеза Питирима Сорокина», «Кронштадтский пастырь», «Деревенский фотограф», «Перелом», «Убить русского императора (Заговор по-английски)», «Я пришёл дать вам сказку» (Ефим Честняков), «Пропавшая Казанская икона Божией Матери» (Украина), «Повторение пройденного», «Кавказский фронт», «Дорога на Богослов», «Сямжа» (история сельского священника)… Надо упомнить ещё любимые нами коротенькие по метражу «мультяшки», называемы ныне анимациями, надо. И они воюют, и они – противостояние бездуховности западных и восточных создателей всяких монстров и страшилок. Трогателен и православен фильм «Солдатская песня», смешны и поучительны фильмы «Про собаку Розку», «Козья избушка», доступен детскому уму подвиг Василия Блаженного из одноименного мультфильма. Впечатляет «Егорий Храбрый». Но что же будет в так называемой постфестивальной жизни «Радонежа?» Тут много зависит от понимания руководителями каналов важности показа православного кино, от щедрости покровителей и благодетелей для тиражирования фильмов и продажи дисков. По опыту зная, что чаще всего этим занимаются те епархиальные управления, которые помогали в создании фильмов, уверен, что и нынче будет так же. Идёт и обмен дисками. То есть замолчать такое великое событие, как фестиваль «Радонеж», невозможно. А ведь с чего начинали! Рады были обычной хронике церковной жизни. Умиляли зрелища освящения престолов, крестных ходов, начало воскресных школ, деточки на Рождественских ёлках, приход батюшек в больницы. И это надо было - как свидетельство эпохи. И казалось, что это и есть цель экранного документа. А ему оказалось под силу, оставаясь документом, возвыситься до обобщённого портрета эпохи. И то, что сейчас творится в мире кино художественного, помогает кинематографу документальному. Чем более падает первое, тем более возвышается второй. Сказки о Золушке, благородные Робин Гуды, агенты с нулями, постели, экранная кровища, паразитирование на классике и деньги – как цель жизни, и сплетни из жизни знаменитостей… всё это такая ложь, и так вся эта кинятина надоела, что люди в ней разуверились. Да, сейчас явный для всех стремительный рост и количества православных фильмов, и их качества. Нравится это кому-то или нет, но интерес зрителей повернулся на магнитный зов спасения души. Мы всё сидели в обороне, теперь уже и наступаем. Это наступление я вижу в попытках документалистов постигнуть тайну молитвы, покаяния. И остаётся только Бога благодарить в надежде на Его милость к фестивалю и в дальнейшем.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+