После распада СССР в 1991 году в России началась ревизия всей советской историографии Второй мировой войны, включая советско-японскую войну 1945 года. Определенная часть российских историков, публицистов, общественных деятелей солидаризируется с иностранными авторами, критикующими Советский Союз и пытающимися развенчать его военные победы на западе и востоке.
Одна из проблемных тем советско-японской войны 1945 года – это формальное нарушение пакта о нейтралитете при вступлении СССР в войну с Японией 9 августа 1945 года. Этот факт даже вызывает определенный комплекс вины у части наших соотечественников, мало знакомых с темой и мыслящих шаблонно: мол, СССР первым напал на Японию в нарушение международного права, незаконно захватил часть японской территории (Южный Сахалин и Курилы) и т.д. При таком подходе Япония уже не агрессор, развязавший Вторую мировую войну на Дальнем Востоке и наказанный за это союзниками, а жертва великих держав, напавших на обессиленную, не способную к обороне страну. Однако 9 августа 1945 года СССР вступил в войну с Японией в соответствии с союзническими обязательствами, сформулированными в следующих документах: Московская декларация четырех держав (30 октября 1943 г.), Ялтинское соглашение трех великих держав (4–11 февраля 1945 г.), Потсдамская декларация (26 июля 1945 г.), Устав ООН (26 июня 1945 г.)
СССР не совершил против Японии акт агрессии, то есть преступления согласно международному праву: во-первых, в силу выполнения Советским Союзом международных договоров по наказанию действительного агрессора – самой Японии; во-вторых, потому что советские войска вели боевые действия против японской армии на незаконно оккупированных Японией территориях Китая и Кореи, а не на самой японской метрополии, в-третьих, освобождение от японской армии Южного Сахалина и Курильских островов и их включение в состав СССР было актом приведения в соответствие фактического положения дел с юридическим.
Добавить комментарий