07.03.2021 23:00
Дмитрий Олегович Бабич
Слушать Скачать MP3-архив часа
Богословы признают — у христианства есть женская сторона. Господь именно женщину наполнил важнейшими для христианина качествами: сочувствием (особенно к слабому и беззащитному), деятельной любовью, способностью верить даже тогда, когда, кажется, все против тебя, а оснований для надежды осталось крайне мало. Именно поэтому раннехристианский богослов Тертуллиан (родился около 115 года нашей эры) выступил с этой формулой: «Человеческая душа — всегда христианка».
В России эта формула прижилась. Ее часто цитировал Достоевский, а русскую литературу невозможно представить без «тургеневских девушек» и Наташи Ростовой. Но наш сегодняшний рассказ — не о персонажах, а о прекрасно-реальных женщинах нашей истории.
Судьба великой княгини Елизаветы Федоровны — «белого ангела Москвы» — показывает, что разговоры об отсутствии гражданского общества в императорской России являются неправдой. Вдова убитого террористом генерал-губернатора Москвы, Елизавета Федоровна была деятельна во множестве общественных организаций, спасших тысячи человеческих жизней и миллионы христианских душ. Общество Красного Креста (множество спасенных раненых), императорское Палестинское общество (организация паломнических поездок в Святую Землю, заложившая основу традиции, не умирающей до двадцать первого века) и еще множество других начинаний. В работе этих организаций участвовали десятки тысяч добровольцев. Разве это было не гражданское общество? Отсутствовало гражданское общество только в глазах радикалов-революционеров, видевших истинную «свободу и самодеятельность» только в революционно-террористических организациях декабристов, народовольцев и социалистов-революционеров. Получив мощную поддержку в заблудшей части русской литературы девятнадцатого века, а потом и в советской пропаганде, эта версия (история России — рабство, революционеры — единственные благородные «пятна» на этом темном фоне) распространена и поныне. В новой форме она перекочевала и в западные СМИ с поправкой на современность: там у читателей создают впечатление, что Навальный и «Пусси райот» — единственные благородные люди в современной России. Это впечатление — чудовищная неправда.
Великий князь Сергей Александрович, муж новомученицы, многое сделал для создания музея изобразительных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина). И это позволяет нам перекинуть духовный мост между великой княгиней Елизаветой Федоровной и сестрами Цветаевыми, Мариной и Анастасией. Ведь их отец Иван Владимирович Цветаев — реальный создатель этого музея. По справедливости музей должен бы носить его имя, а не имя любимого нами, но не имевшего к музею отношения Александра Сергеевича Пушкина. В нашем эфире прозвучат стихи Марины Цветаевой и современного поэта Светланы Коппел-Ковтун, пишущей свои произведения в цветаевской традиции.
Анастасия Цветаева прожила потрясающе драматичную, долгую жизнь (99 лет). И мало кто знает, что последние десятилетия своей жизни она была живущей в миру монахиней. Как так случилось, что «дитя серебряного века», модная московская девушка, написавшая в 1915-м году книгу «ницшеанской» прозы, прожила такую жизнь и поднялась до такого духовного подвига? Великие женские истории — в изложении Дмитрия Бабича и Евгения Никифорова.
Добавить комментарий