Перейти к основному содержанию

17:17 27.07.2021

 Грех ли рассказывать детям выдуманные истории?

01.03.2021 15:13:23

Слушать: https://radonezh.ru/radio/2021/02/16/21-00

о. Фёдор: - Добрый день. У микрофона протоиерей Федор Бородин. Поздравляю всех с праздником Сретения Господня и памятью старца Симеона и Анны пророчицы. Интересно, что в этом году Сретение на следующий день после Недели о Закхее. Сопоставляя два Евангельских текста, мы сможем многое для себя почерпнуть. Закхей - один из Евангельских образов великой радости человека, который испытывает ее сердцем, обретая веру в истинного Бога. Это встреча, сретение души с Господом.

Закхей - человек знатный, занимающий существенное положение, но презираемый как служитель оккупантов-римлян, собирающий для них подати. Ведь обычно в те места, где нечестным образом можно собирать деньги, идут люди, одержимые страстью сребролюбия. И вдруг он осознает себя грешником при встрече со Христом! Жизнь его наполняется смыслом.

Закхей был ростом мал, и в этом тоже видны узлы, которыми гордыня завязывает человека: ему всем надо доказать, что хоть он и мал ростом, но сможет больше чем остальные, он силен. И этот человек решает отдать половину имения нищим: «Если кого чем обидел - возвращу вчетверо». Это же признание себя вором! По Ветхому закону, если человек попадался, например, украл корову -то он должен был вернуть больше. Закхей и готов раздавать, как обидевший. А его профессия и предполагала, что он все время людей обижает. Для него это неважно, потому что сокровище, которое он обрел при встрече со Христом, перевешивает все. Эта радость от того, что Господь заметил именно его - самого большого грешника в этой толпе, презираемого, ненавидимого, в смешном положении: он залез на дерево. Он уже тогда готов был попрать свое положение, стать объектом насмешек. Это удивительный символ. Неслучайно именно это Евангелие читается при освящении дома. «Спасение дому сему бысть, Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». И эту радость переживали многие из нас. Те, кто не с детства в Церкви, помнят, как вдруг открывается огромный мир, который оказывается прекрасным, наполненным смыслами, опытом вхождения в обладание этого сокровища.

Опыт этот записан в житиях святых, в их пути. Глубина самого человека. Глубина Бога. И ты познаешь любовь Божию. Святой блаженный Августин, обращаясь к Господу, говорит: «Ты ранишь человека любовью к Себе». И он уже не может успокоиться. Рана эта - живая боль. И человек этой глубины уже нигде не может найти. Оказывается, что можно купаться не в речке, а в океане. И все остальное тоже меняет масштаб.

 Радость эта обычно становится началом времени неофитства, времени, когда еще человек весь в страстях, еще не начал с ними бороться, но Господь это покрывает и авансом дает ему ощутить Свое присутствие в жизни, Свой промысел. Когда он откликается почти на все молитвы внутренним благодатным чувством. Когда легко каяться, легко преодолевать грехи. Это с Божией помощью все легко совершается.

 Символом этой радости, которую мы когда-то пережили, во многом может стать Закхей. Однако потом начинается длинный путь. Святой праведный Симеон для нас всех символ того, как этот путь благозавершить, исполнить, не растерять.

 Есть предание, что когда-то давно Симеону было открыто Духом Святым, что он не узнает смерти, доколе не увидит Христа. Из тех поколений, которые были ему современниками, большинство людей уже умерли, выросли внуки и правнуки, все поменялось. Стремительно меняется культура, история. А эта радость должна остаться.

 Как ее сохранить? Почему мы поем: «веселися и ты, старче праведный». Он умирает: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Он идет домой, чтобы умереть. Смысл жизни исполнился. На иконах и на картинах это отображается с трепетом, радостью. Симеон берет на руки Богомладенца. Как ему удалось это сохранить? Почему и для нас этот вопрос становится только острее?

Мы видим, что многие люди, кто 15-30 лет назад пришли в храм, ходить перестали. Таких людей становится все больше. Мы знаем, что и монахи разочаровываются и попирают постригальные обеты, которые давали Господу. Как? Почему? Почему человек теряет эту радость? Что нужно сделать, чтобы ее удержать?

Господь промышляет о человеке. Бывают времена, когда духовная жизнь - как вешние воды, а бывает, что как пустыня. Если мы понимаем, что духовная жизнь – это, прежде всего, присутствие Духа Святого в человеке - это значит, что теперь он стал недоступен, он ушел. Как перетерпеть? Как перейти? Если ты помнишь, как это было в начале твоего пути. Наверное, надо молиться об этом Симеону и Анне пророчице. Удивительные о ней слова говорит апостол Лука: «постом и молитвой служа Богу». То есть, когда мы постимся и молимся - мы совершаем богослужение. Мы часто говорим, что пост нужен не Богу, а нам. Но человек, который укрепился в вере и молитве с помощью инструментария поста, внутри своего сердца, в храме сердца совершает службу Богу. Святой Симеон приходил в храм, храма он не оставлял, участвовал в Богослужении - это важно. А что это для нас значит? Мы сегодня пришли в храм и, может быть, ничего не почувствовали, как это было раньше. Раньше у аналоя мы исповедовались и плакали, чувствовали, как тепло прожигает нашу душу - а теперь мы не чувствуем ничего. Отстояли всенощную, Литургию, приготовились, помолились, причастились - ничего не откликнулось. Бывает и такое. И мы должны проявить верность. Это Господь нас испытывает.

 Легко молиться, когда с тобой молится Ангел-хранитель, как говорят святые отцы. А вот молитва из сухого сердца для Господа особенно близка и драгоценна, потому что она свидетельствует о том, что человек верен, крепок. Иоанн Лествичник предупреждал никогда не говорить, что ты долго молился - и ничего не приобрел. Само время, когда ты совершал молитву, есть великое приобретение. Удивительные слова. Бог видит твою преданность, твое время, и Он обязательно откликнется на твою молитву. Она снова станет из монолога диалогом. Первое время человек у всех учится. Так и должно быть. Сохраняя христианство как ученичество на протяжении всей жизни, обязательно надо помнить, что христианин - это ученик, Церковь его учит. Всегда найдется кто-то даже младше летами, но через него Господь даст нужное наставление, если человек обращается к Богу. Нужно молиться, совершать молитвенный труд, потому что нельзя встретиться с Господом - и расстаться. А молитва и есть возрождение встречи с Господом.

Давайте обратим внимание, что так часто бывает - мы напряженно готовимся к Святому Причастию, постимся, во многом себе отказываем, читаем увеличенное правило, ходим на Богослужения, причащаемся, готовимся к приходу Господа. И Он пришел. Мы читаем благодарственные молитвы, доехали до дома и расслабились. Начинаем много говорить, развлекаться. Вот этого быть не должно.

Вопрос: - Какая польза от безответной любви? Где граница между любовью и человекоугодием?

о. Фёдор: - Разница между любовью и человекоугодием хорошо видна в том, как Господь наш Иисус Христос обращается со Своими учениками-апостолами. Он нигде не потакает их грехам. Он иногда достаточно суров. Он не Пилату сказал: «Отойди от меня, сатана», но ближайшему ученику Петру. «Берегитесь закваски иродовой и фарисейской» - Он их отчитывает, ругает. Человекоугодия нет совсем. Мы человекоугодничаем, когда помогаем человеку разогреть его страсти. Можно сыну подарить блок сигарет в его 15 лет, если почувствуете от него запах. Он, конечно, будет рад и удивлен: «Какой продвинутый папа!» Но это будет угождение страстям в человеке.

И здесь надо четко различать человекоугодие и снисхождение. Думаю, что формулы вывести невозможно, нужна мудрость и любовь к человеку. Ребенок если плачет и говорит, что не может идти в школу, он устал, и надо понять, что это так и есть, и надо оставить его дома. А в другой день он просто ленится. Нужна любовь, молитва и мудрость, чтобы это различать. Страстям в человеке потакать нельзя. Если вы разрешаете ребенку вам хамить - это не просто человекоугодие, это преступление.

Вопрос: - Внук не хочет ходить в храм. Говорит, что был у разных батюшек, и они ему говорят все разное. Это повод не ходить вообще в храм. Я молюсь за него, но что делать?

о. Фёдор: - Заставить Вы его не можете. Молитесь дальше, продолжайте, в любой ситуации. Нас, священников, иногда упрекают, что у нас для всех и всегда один совет - молитесь. Но если рассматривать каждую ситуацию как урок от Бога, испытание, сложность, задачу, которые надо преодолеть, то если ты молишься, то сделаешь это быстрее и правильнее. Поэтому же мы перед любым делом должны помолиться и просить Бога о помощи.

Что касается разных мнений, то я не присутствовал при этих беседах. Но вопрос можно поставить тоже по-разному. Есть вещи существенные, по которым все священники отвечают одинаково, а есть вопросы второстепенные вопросы. Мы можем вспомнить слова апостола Павла: «и разномыслия должны быть между вами, дабы явились искуснейшие». Это нормально. Мы знаем некоторые богословские вопросы, но не первостепенные, на которые у разных святых отцов были разные ответы. Иногда диаметрально противоположные.

Был, например, публичный спор, который выразился в вежливой и учтивой переписке между святителем Игнатием Брянчаниновым и Феофаном Затворником. Были и другие споры. Если почитать письма Григория Богослова, Василия Великого, Григория Нисского- увидим, что они не соглашались и спорили, это нормально. Поэтому надо спросить внука, который задавал вопрос. Может вопрос был не о вере, а о политике или медицине, литературе, искусстве? Тут разные мнения, разная подготовка священников. В городе, где много храмов - ситуация прекрасна тем, что можно выбрать себе собеседника и духовника, который будет полезен именно вам.

Но если вопросы второстепенные - почему же ты не причащаешься? Что-то тебя отлучило от Причастия. Человек в глубине души принимает решение перестать ходить в храм и участвовать в Таинствах, а повод для этого он уже находит. Вот беда в чем! «А вот попы на Мерседесах, а вот я поэтому, оказывается, не хожу». Да не поэтому! Потому, что ему, к несчастью, сейчас Таинства Христовы - не драгоценность.

Еще задавали вопрос о пользе безответной любви. Любовь лечит душу человека. Любовь правильная, жертвенная во образ любви Бога к человеку, часто безответная - Господь ведь любит всех. Атеистов, гностиков, сатанистов даже, тяжких и средних грешников - всех нас он любит и пошел для этого на Крест ради всех людей. А человек говорит, что Господь ему не интересен.

Представляете, что сын отворачивается от отца и говорит, что отец ему не нужен, не интересен. Что испытывает отец? Бесполезно говорить. «Я вкалывал, чтобы у тебя была еда и одежда, я занимался тобою, моя вся жизнь была посвящена тебе, близким, а тут ты отворачиваешься и занимаешься другим». Отцу плакать хочется. Так и Господь. Подходит к человеку, а тот Ему говорит, что нет, Ты мне не интересен. Или Ты мне дай то и то, ах, не даешь, а я столько молился... У Господа о каждом промысел, что полезно, а что бесполезно. Господь часто не выполняет наших молитв и просьб, потому что просим на беду себе. Самое страшное, если когда мы подойдем к последним мгновениям мира, станем на Суд, Господь скажет: «Если Я тебе был не интересен - живи без Меня». Вот тебе житие без Бога. Это и есть кромешный ад, от славянского «кроме» - вне. Ад кромешный – место, из которого человек по своей свободной воле изгнал Бога. Это предельный край безответной Божией любви к человеку. В практическом жизненном приложении это очень тяжело. Ты хочешь быть с человеком, а он не хочет. Это рана, мука, испытание, боль, которые посылаются Господом со смыслом, с целью. Надо в том испытании, смысл которого нам не открыт, молиться, чтобы Господь дал понять, для чего это нам дано. Мне хотелось бы сегодня прочитать слова апостола Павла, которые он сказал о себе незадолго до своей смерти, до усечения мечом в 67 году в Риме. Второе послание к апостолу Тимофею, который был оставлен епископом в Ефесе. Господом апостол уже извещен о том, что скоро он примет смерть. И он подводит итог своей жизни. В своем роде и Симеон на Сретении подводит итог жизни своей. «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Всем - это всем, кто возлюбил явление в мир Христа. Еще одно название того, кто мы такие: христиане, те, кто возлюбили явление Христа в мир. Апостол говорит не о чудесах, не о воскресении мертвых, которое его руками совершалось (отрок упал из окна, апостол его воскресил), не об исцелении тысяч больных, не о написанных посланиях. Венец готовится апостолу не за чудеса, не за труды, а за то, что веру сохранил. Веру Закхея, веру как радость, как обретение главного сокровища в жизни. Так и Симеон - сохранил веру в то, что было ему обетовано много лет тому назад. Здесь эту радость даже не с кем уже разделить, кроме тех, кого он видит первый раз: Иосифа, Марии, Богомладенца. Мы себя должны на такую веру проверять. Я иногда себя вспоминаю уверовавшего, и на этом фоне я сегодняшний себе очень не нравлюсь. Рутина, все привычно, какие-то вещи на автомате, а тогда все в руках горело. Многие по себе это знают. И смотришь на себя того, может быть наивного, глупого, мало знающего, но крепко верующего. В «Апокалипсисе», мне казалось, именно об этом Господь говорит одной из Церквей: за то что ты оставил первую любовь свою. Какая наша первая любовь к Господу? Это когда ты все готов отдать, для тебя это самое главное. Неважно, что будет, важно, что с тобою Христос. И ты готов Ему служить, это честь и радость, которые не ты Ему даришь, а Он тебе оказывает. Ты можешь проповедовать, причащаться - вдруг ты оказался Ему нужен. Нужно проверять себя этим и восстанавливать в себе это. На самом деле Господь вчера и сегодня Тот же по отношению к каждому на протяжении десятилетий. Он не меняется. Он источник радости. А радости вашей никто у вас не отнимет - слова Господа. «Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи. Благоде́теля ро́ждши до́брых вино́внаго, благодея́ния бога́тство всем источи́, вся бо мо́жеши, я́ко си́льнаго в кре́пости Христа́ ро́ждши, Богоблаже́нная».

Христос - источник радости. Его пришествие в мир- то чему мы радуемся. Почему с годами надо не тускнеть в вере, а больше радоваться, как у святых мы это видим. С годами каждый из нас все больше знает гадостей о себе. Это одна из черт неофитства: нам кажется, что завтра мы станем преподобными, а послезавтра - равноапостольными. Мы все можем. Нет, жизнь христианина - это путь с факелом в подвал собственной души, о которой ты никогда и не знал. Спускаешься и видишь - такие там твари, такая грязь, страсти - это ты познаешь немощь свою, всю жизнь, спускаясь вниз. При этом на фоне того, что ты о себе узнаешь, ты понимаешь, что тебя любить вообще не за что. А тебя при этом любят - и об этом радость. Радость о Господе не потому, что Он тебе помогает в быту или продлил тебе годы, сберег детей, вылечил тебя. Это вторичное. А главная радость от того, что нас любят. Иоанн Богослов сказал: Он нас возлюбил, когда мы были еще грешниками, а мы ими и остаемся. Только хуже и хуже в собственных глазах. Привкус новизны - чтобы Завет всегда оставался Новым, чтобы Евангелие оставалось таким, будто вчера было прочитано первый раз. Это то, что надо беречь в себе. Думаю, Симеон - образец именно такой веры.

Вопрос: - Хочу ответить на вопрос о безответной любви. Во-первых, мы неправильно любим. Есть заповедь: «Не сотвори себе кумира». Мы любим человека вместо Бога. А во-вторых, когда человек настрадается от безответной любви - то понимает, что любить в самую первую очередь можно только Бога, а человек, которого любят- всегда может тебя подвести по несовершенству своему. Иногда человек из-за любви может и на преступление пойти. И вот Бог так оберегает.

о. Фёдор: - Спасибо. Я согласен с Вами. Но это несколько прямолинейно. А бывает, что глубокий христианин, любящий Бога, уязвлен нераздельной любовью, бывает, что он хочет создать семью, а нет ответа. Это необязательно всегда как Вы описали. Господь ревнитель - сказано через пророка в Ветхом Завете. Он ревнует, разбивает, сокрушает идолов, не дает нам ими увлечься, даже если это выглядит благочестиво. Может, это чрезмерная любовь. Но бывает страдание, которое надо принять и жить с этим. Осмыслить страдание как соучастие в страданиях Христовых. Об этом в посланиях апостола Павла много сказано. Ты неси страдания, прими их.

Вопрос: - Какую молитву надо читать в конце Акафиста «Слава Богу за всё»?

о. Фёдор: - Если не нашли молитвы, то можно своими словами помолиться. «Слава Богу» - это благочестивый клич благодарности Богу. Благодарю Бога, что я жив, не голоден, есть люди, которые меня любят. За то, что Ты взошел на Крест, меня спас. Спасение нам даровано, надо его только не потерять. Недавно мне попалось удивительное определение того, что такое Церковь. «Церковь - это люди, объединенные вокруг Христа, которые уже спасены, но еще могут погибнуть». Так что просто благодарите Бога. Можно вспомнить, что молитва - это не только слова. Молитва - это и безмолвная хвала Богу, созерцание в тишине, благодарное сердце и слезы на глазах. Не искусственные слезы. Обратите внимание, как начинается Всенощное бдение: с каждения в тишине. У нас сейчас только алтарь кадится, а в древности по уставу медленно совершалось долгое каждение, весь храм стоял и молчал. Молчание должно присутствовать в нашей молитве. Не знаю, что владыка Трифон, создатель этого акафиста, подразумевал там. Интересно, что Владыка в 1931 году служил последнюю свою службу перед арестом именно в нашем храме Косьмы и Дамиана на Маросейке. Именно там он был грамотой возведен в митрополита.

Вопрос: - Видел на иконе: Христос вывел из ада всех пророков, святых и праведников. А как же мы - грешники?

о. Фёдор: - Икона говорит символическим языком. Христос выводит, прежде всего, Адама - первого согрешившего на земле человека. Он берет его за руку, иногда рука безвольно висит, и на ранних фресках, например, видно, что Он будто выдергивает из гроба Адама. В лице Адама каждого из нас, который пал и нуждается в спасении, Господь спасает нас всех и каждого. Есть размышления у преподобного Макария Великого о таком понимании Адама. Говоря о последнем дне истории, он произносит: Когда предстанут на Суд пред Престолом Божиим все народы - полный Адам (для святых отцов это имя всего человечества, поэтому и Вы есть на этой иконе, не расстраивайтесь. Главное, чтобы Господь за руку держал и вывел оттуда, а Вы не сопротивлялись).

Вопрос: - К вопросу о безответной любви. Любовью оскорбить нельзя. Любовь - дающая. Человек, когда любит - отдает себя. И можно любить безответно, это очень красиво.

Я недавно пересмотрела фильм «Журавушка», всем его рекомендую. Сколько там десятилетий герой любит героиню! Это высокие отношения, высокое чувство. Пусть тот человек несет это чувство, как благодать Божию.

о. Фёдор: - Любовь действует исцеляюще на любящего, это действительно так. Если мы вернемся ко 2-му Посланию апостола Павла - то там будут и такие слова: «Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое». Переноси скорби - это часть пути христианина, потому что мы неизбежно повторяем путь Христов. Мы идем Его путем. Если мы осмысливаем те скорби, которые нам в жизни посылаются Господом как соучастие в Его скорбях, то они нам спасительны. А если мы сопротивляемся, не признаем, ропщем, даже не пытаемся их осмыслить... что непросто, потому что скорби бывают очень тяжелыми - в том числе и безответная любовь - то они нам и не пользу. Но все равно они и не уходят - Господь-то нам их посылает с какой-то целью.

Вопрос: - Как пережить скорби - невнимание единственной дочки? Не позвонит, не спросит: «Что помочь?»

о. Фёдор: - Если бы был еще ребенок или другие родственники, то надо, чтобы ей они просто тихонечко передали: «Что же ты не звонишь? Мамочка переживает». Мы вырастаем, но нам кажется, что наши мамы и папы такие же железные, какими были. Мы не понимаем, что все иначе. Нам кажется, что мама есть и будет всегда, будет основой, как это было всегда. И человеку надо перестроиться. Вы задали вопрос - сейчас выйду и позвоню маме. Пристыдили Вы и меня тоже.

Вопрос: - Грех ли рассказывать детям выдуманные истории?

о. Фёдор: - Конечно, нет. Дети любят сказки, обязательно их надо рассказывать. Я всегда это делаю. Они будут помнить и благодарить.

 Берите книгу, сериал, вводите детей в эпоху, помещайте туда героев их возраста или на год-полтора постарше - и пусть они там прячутся в сундуке от Ивана Грозного, попадают на Варфоломеевскую ночь или на пиратский корабль, в пирамиду к ацтекам. Самое главное - чтобы это было незаметно нравоучительно, интересно. Чтобы настоящее приключение. Сюжеты берите из книг. Увидите, как будет созидаться сердечная связь с ними. Главная задача педагогики. Через эту связь вы сможете дать им опыт любви. Отогреть сердца на всю жизнь. Надо чтобы работал механизм связи. Значит, общаться так, чтобы им было радостно и интересно. Возьмите «Одиссею капитана Блада». Посадите на корабль к пиратам одного случайно попавшего туда паренька, или лучше -двух. И пусть они будут участниками этих приключений. Два-три раза в неделю после молитвы выключайте свет и рассказывайте. Дети никогда этого не забудут.

Вопрос: - Как выбрать школу для ребенка?

о. Фёдор: - Сейчас, мне кажется, важнее выбрать педагога, особенно в начальной школе. Надо послушать, кого хвалят в той или иной школе. У нас одна школа для всех детей, но задача - попасть к педагогу, хорошему и сердечному человеку.

Вопрос: - Отчим дочери был деспот. После нашего развода она в депрессии, обиде. Что делать?

о. Фёдор: - Надо принести Богу покаяние в Ваших грехах, которые привели к тому, что вы живете в семье не вместе с папой Вашей дочери. Ваша вина - что распалась первая семья, в этом надо покаяться. Вы привели в дом чужого мужчину, который не является ее отцом, - это уже катастрофа для ребенка. А если он был жесток, а Вы ее не защищали, потому что боялись его потерять - то она воспринимает Вас как предателя.

Как сейчас это вылечить? Отогреть ее. Надо поехать, пойти куда-то. Да хоть вечером вместе посмотреть какой-нибудь сериал. Нарезать сыра, заварить чая, включить сериал, который ей интересен и обсудить. Не навязывать мнение, а восстановить сердечную связь. Она и от Вас сейчас отвернулась. Когда ребенок младшего возраста, то все это лечится через то, что называется «обнимашки».

 Поразительно! Родился второй ребенок в семье, первый начал ревновать, капризничать. Родители, которые первый раз с этим сталкиваются, начинают его укорять: «Как тебе не стыдно?» Тем более, что он сразу кажется таким большим по сравнению с крошкой. Его надо не наказывать, а поймать и затискать, посадить на колени, зацеловать. Отогреется, все это вылечится. Это многое лечится родительским теплом. Покажите, что мама вернулась, теперь не отчим у нее центр вселенной, а ребенок, который важен и нужен.

Вопрос: - Не приучила дочь к труду. Она сможет работать?

о. Фёдор: - Ей будет тяжелее, чем другим, но Господь приучит - куда денешься? Родители если не содержат - то больше делать нечего. Но я советую все же детей приучать к труду. Мы не умеем это делать. Бытовые вопросы решаем за них. Кажется, что они как можно больше времени должны посвящать учебе, а это неправильно. Ребенок помимо кровати и письменного стола, что-то обязательно должен делать по дому из общих дел. Он должен понять, что жизнь надо обеспечивать, как машину. Еще и оплачивать надо. Чтобы ужин был на столе - его надо приготовить. Это не должны делать постоянно бабушка и мама. Когда вы говорите ребенку, что он вам не помогает - он начинает переживать, но к труду не приучается. Ребенку надо дать некий участок труда и требовать с него. Ребенку важно знать, что есть систематический труд. Год, два, три вы с него не слезаете. Не вытер со стола, лег спать? -Нет, встань, вытри. Он ропщет, злится, обижается.

Но когда он поймет, что никто за него это не сделает - то он начинает это делать сам. Может пройти большое время. И когда это происходит - и вы и он победили. В нем завелся механизм ответственного восприятия небольшого участка. Этот участок потом развернется. Важно, что он не пройдет мимо проблемы. Комплекс вратаря: полузащитник или защитник может пропустить мяч, а если пропустит вратарь - это гол.

Нельзя просто взять и не вытереть со стола. Если болен, попроси кого-то, но организуй, чтобы это случилось. Потом, когда вырастет человек, ему будет проще. Так делала моя мама, воспитывая нас с сестрой, я очень ей благодарен за это.

Вопрос: - Можно ли православным читать Гоголя, там написано о черте?

о. Фёдор: - Гоголя читать надо. Это удивительный, глубоко православный человек. Но для полноты картины надо обязательно прочитать «Выбранные места из переписки с друзьями», где вы увидите Гоголя как человека Церкви, как того, кто любит Господа и предан Ему. Это как раз то в переписке, что Белинского привело в бешенство. Он от этого как черт от ладана шарахнулся. То, что Гоголь заигрывает с этими личностями, как с фольклором - да, это немножко опасно. Но как предмет литературы, как памятник – конечно, надо читать!

Вопрос: - Живем у мамы, она учит, как воспитывать детей, что делать?

о. Фёдор: - Проблема нас всех в том, что мы все подстраиваем под себя. С одной стороны - мы не можем ссориться с мамами, не можем никуда деваться от заповеди чтить родителей, но при этом мы сами родители. Мамы иногда же советуют неполезное, откровенно вредное.

Например, она может находиться в конфронтации с зятем, говорить об этом. Надо, глубоко помолясь, сказать маме отдельно, что вот этого и этого не надо. А то, что мама советует правильного - надо выполнять. Часто в нас вскипает гордость не по существу совета, а по факту. И часто мы хотим сделать наоборот, чтобы доказать, что-то кому-то. Так действует наша гордыня. Не нужно этого.

Вопрос: - Рассталась беременной. Сообщать ли когда роды?

о. Фёдор: - Что скажешь? Беда. Судя по всему, мужем человек не был. Теперь плод блуда. Горе. Думаю, что сообщить надо, может, в нем проснется что-то отцовское?

Молитесь о семье, чтобы этот человек стал мужем Вам, чтобы он нашел радость в общении с собственным ребенком, потому что рождение ребенка - великое счастье.

Комментарии

03.03.2021 - 11:18 :

Добрый день, батюшка. Спасибо за ответы. Кроме меня, думаю, они будут полезны моей знакомой, которая, как она говорит семимильными шагами пошла к Богу. Храни Вас Господь

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+