27.12.2020 23:30
Дмитрий Олегович Бабич
Слушать Скачать MP3-архив часа
С одной стороны, в новых условиях не истощившаяся во многих кризисах русская деревня, а именно городская интеллигенция дает Церкви и большинство новых священников, и значительную часть прихожан. С другой стороны, и большая часть нападок на Церковь исходит от недовольной интеллигенции. Ведь в последовавшие за крушением застойного СССР годы эстафетная палочка хулителей Церкви перешла от государства к «антиклерикальной» части интеллигенции. Именно она поставляет «альтернативных» пасторов, антицерковных журналистов, часто просто пышущих ненавистью к Православию телевизионных персонажей.
Наш обозреватель обращается к прошлому и выясняет, что на самом деле антицерковная часть интеллигенции в России существует уже целые столетия, о ней как о «детище Петра Первого» писал в сборнике «Вехи» в 1908 году еще отец Сергий (Булгаков). Хуже всего к Церкви относилась та часть интеллигенции, которая считала себя революционной (эсеры, большевики, а до них – сторонники Герцена и Белинского). Плохо относились к Церкви и так называемые либералы, которые, высказываясь для вида за «постепенные» реформы, на деле поддерживали самые крутые эксперименты с нашей страной. Именно интеллигенты (а не пролетариат, составлявший от силы 10% не самого активного населения России) сделали обе революции 1917 года.
Когда христианство в России жило в постоянно разоряемой сельской местности, оно было вынуждено бороться с сохранившимся частично до сих пор магическим крестьянским сознанием. Но, придя в современную городскую интеллигентскую среду, Церковь получила другую паству с другой проблемой. Часть интеллигенции воцерковилась, другая часть сохранила уважение к Церкви. Но выявилась и третья группа – те самые либерально-революционные безбожники-интеллигенты, о которых предупреждали еще авторы сборника «Вехи». Эти безбожники, не имея религиозных знаний, но имея доступ к СМИ, увидели в возродившейся в 1990-е годы Русской Православной Церкви прежде всего политического противника – сборище консерваторов, якобы тянущих страну куда-то в средневековье.
Эти либерально-революционные интеллигенты применили свое старое оружие – клевету. Митрополит Иларион (Алфеев) был вынужден опровергать слухи о том, что Церковь хочет запретить шоппинг по воскресеньям. Председателю Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимиру Легойде пришлось разъяснять, что Церковь не требует повсеместного и срочного запрета абортов. Откуда исходили эти слухи – понятно.
Но все это не должно закрывать от нас и положительную роль другой части нашей интеллигенции в возрождении нашей Церкви. И здесь знаковой видится фигура убитого злодеями отца Александра Меня. «Пастор интеллигенции», он тем не менее остается одним из главных авторитетов в нашем богословии, а память об отце Александре Мене неизменно, каждый год помогает сохранять своими посланиями и выступлениями митрополит Иларион (Алфеев). Как сохранить этот дух соработничества Церкви и интеллигенции – тема для сегодняшнего выступления обозревателя Дмитрия Бабича.
Добавить комментарий