20.12.2020 23:30
Дмитрий Олегович Бабич
Слушать Скачать MP3-архив часа
Философа Платона называли «христианином до Христа». Айтматова можно назвать «христианином после временного искоренения христианства». Самые продуктивные годы его творчества пришлись на период, когда христианские мысли озвучивать было опасно, по крайней мере – озвучивать их со ссылкой на библейский источник. Но Айтматов, мусульманин по рождению и советский писатель по судьбе, с начала 1970-х годов, по собственному признанию, вступил в библейский период своего творчества.
Это почувствовал и оценил недавно отошедший ко Господу протоиерей Димитрий Смирнов. Вот что он говорил о великом советском писателе:
«Вот у меня был знакомый писатель Чингиз Айтматов. Он был некрещеный человек, но по душе христианин. Вы думаете, я не имею права за него помолиться? Понятно, я его не поминаю на Проскомидии. Проскомидия, на который выкладываются частички из просфор – это образ Церкви. Он к Церкви не принадлежал. Но, с другой стороны, этот человек столько сделал добра, что оно по своему объему несравнимо с теми какими-то потугами творить добро, которые совершаю я. А Господь будет нас судить по делам. Поэтому Господь, думаю, мне Чингиза поставит в укор. Скажет: смотри, он человек некрещеный, а сделал гораздо больше чем ты. Ты крещеный и священник, представляешь, какой с тебя должен быть спрос? Поэтому мы молиться можем за кого угодно и на молитве поминать».
Какие же пророчества из книг Айтматова осуществляются сегодня? Не мешает вспомнить и подзабытый у нас образ манкурта – человека без памяти из романа Айтматова «И дольше века длится день». Ведь манкурт, если внимательно вчитаться в роман, - это не просто человек, забывший свое прошлое (включая родителей). Это еще и человек, не имеющий в своей жизни никаких интересов и стимулов, кроме еды, ради которой он готов делать самую бессмысленную работу.
А разве сейчас нет людей, ради материального благополучия готовых пойти против своей страны, ее истории, а то и против собственных родителей?
Добавить комментарий