13.12.2020 23:30
Дмитрий Олегович Бабич
Слушать Скачать MP3-архив часа
Обозреватель радио "Радонеж" Дмитрий Бабич, опираясь на факты из книги Александра Сегеня «Алексий II», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ), доказывает промыслительный характер судьбы мальчика Алеши Ридигера, родившегося 23 февраля 1929 года в эстонском Таллине. Человека, проведшего большую часть жизни при двух тоталитаризмах – нацистском (на момент изгнания нацистов из Эстонии советскими войсками будущему Патриарху едва исполнилось 16 лет) и коммунистическом (Церковь в СССР была по сути «реабилитирована» в период с 1988 года до момента избрания митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Патриархом всея Руси в мае 1990-го года).
Из-за того, что будущий Патриарх взрослел в условиях независимой Эстонии, многие называли его «несоветским человеком», вкладывая в эти слова положительный смысл. В будущем Патриархе даже в самые трудные времена действительно не было ни бытовой суетливости, ни всегдашнего ожидания очередного унижения, столь характерных для людей этой эпохи русской истории. Но не стоит и идеализировать те условия, в которых взрослел будущий Патриарх. Русское меньшинство, к которому принадлежали отец и мать будущего Патриарха, подвергалось в независимой националистической Эстонии таким же преследованиям и ограничениям, как ныне. Такие же были языковые и бытовые ограничения, как в нынешнем эстонском государстве в составе «ультралиберального» Евросоюза. А когда эстонское правительство при поддержке Патриарха Константинопольского Мелетия инициировало в начале 1920-х создание так называемой Автономной православной церкви Эстонии (АПЦЭ – точный аналог нынешней антиканонической ПЦУ на Украине), ситуация стала и вовсе зеркальным отражением бед нашей Церкви на нынешней Украине, да и в Эстонии тоже. Так что можно сказать, что с будущим тоталитаризмом двадцать первого века («ультралиберализмом») будущий Патриарх познакомился тоже, причем в раннем возрасте.
Как побеждал будущий (а с 1990-го года – действующий) Патриарх эти античеловеческие системы? Он всегда побеждал их особым, неспешным сопротивлением добра. Когда немецкие и эстонские нацисты пригнали в Эстонию оставшихся сиротами советских людей (включая детей) для последующего вывоза их на работы в Германию, юный Алеша Ридигер организовывал для них «православную помощь», а русских детей устраивал для усыновления в местные таллинские семьи. Когда в советское время хотели переделать собор Александра Невского в Таллине в планетарий, уже взрослый и знающий все хитрости советской жизни епископ Алексий нашел документы о том, что этот храм хотели взорвать эстонские националисты, а потом и немецкие нацисты. (И так храм был спасен от уничтожения: даже самые антирелигиозные советские чиновники не хотели уподобляться фашистам.) А когда пришел черед гонений от «дальнего Запада» в 2000-е, и из газет стран ЕС вдруг исчезли любые позитивные статьи о Русской Православной Церкви, Патриарх и это зло побеждал одним своим стоическим миролюбием и миротворчеством (примирение сторон в 1993-м году, молитвы о мире в Чечне, терпение в отношении оскорбителей и хулителей, лишь изредка прерываемое фактическими поправками к статейкам от господ Якова Кротова и Сергея Бычкова).
Вот так все три тоталитаризма пережил и победил великий Предстоятель Алексий Второй. И пусть его пример вдохновляет нас. Тогда никакие хулители не одолеют, а о них в этом выпуске «Русской планеты за неделю» тоже будет сказано несколько слов.
Добавить комментарий