Вся человеческая жизнь по-русски – это жизнь души. Народная мудрость этим словом уже давно описала все, что может пережить человек, отлив в устойчивую языковую форму: радостно на душе, муторно на душе, дело не по душе, душа не принимает, за милую душу, душа болит, брать грех на душу, жить душа в душу, души не чаять и так далее. Великодушный человек – хорош, малодушный - плох. Душонка определяет в русском человеке все его существо. Эти представления имеют языческие истоки, и только христианство заговорило с русским человеком о спасении души, о том, что благодаря вере в Бога русский человек может сохранить в себе и в других то, что больше всего на свете любит: бессмертную человеческую душу. Вот, что покорило нас в христианстве, что отвечает глубинным народным представлениям о смысле жизни. Душа в наших песнях страдает и радуется, тревожится и надеется. И это важно! Как дороги останутся для русского человека слова, мелодии, образы, интонации, говорящие о спасительной душе. Это главные архетипы нашего мышления, нашедшие свое отражение и в народном музыкальном творчестве. Сегодня русская народная песня, по сути, вытеснена из радиоэфира и с экранов телевизоров, заполоненных малопрофессиональным, а нередко и малоталантливым пением. Тем более необходимо как можно чаще напоминать нашим соотечественникам о подлинных источниках вдохновения и истинных истоках русской музыки, начало которой определяется особенностью народного музыкального творчества. А оно, что очень важно, напрямую связано с богослужебным песнопением. Именно церковное пение наряду с народным песенным творчеством объективно и исторически считается первоисточником профессионального певческого искусства. Храмовое пение оказало большое влияние на развитие общей певческой культуры, нотной грамоты. Много позже основы вокально-технического умения были изложены Д.В. Разумовским в «Правилах разумного пения», изданных в1867.
Добавить комментарий