Перейти к основному содержанию

15:13 10.08.2020

 
 

Связь с эфиром

СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать.
Звонок в студию во время прямого эфира:
8 495 959-59-39.
Звонок в студию: 8 495 950-63-56.
Написать письмо: [email protected]

play_arrow

ПрограммаАрхив РубрикиГородаСпутник

FM 72,92 МГц

Сейчас в эфире 15:00. Спасите наши души: в эфире программа "Приходящее и преходящее - в свете Вечности".

Далее 16:00. Сергей Нилус: "Святыня под спудом". Тайны православного монашеского духа. Передача 25.

"Идея Третьего Рима во второй половине XVI века". Кандидат философских наук И.С. Вевюрко, передача 4.

30.07.2019 20:03

Слушать Скачать MP3-архив часа

После старца Филофея идея Третьего Рима постепенно все больше проникает в самосознание Руси; вместе с тем постепенно же раскрывается ее сложность и драматичность. Идея оказывается действующей сразу в двух рядах: церковном и государственном, что можно проследить на памятниках истории. В обоих этих рядах (которые, конечно, не были непроницаемыми друг для друга) возникает язык символов, который уместно было бы назвать "римским символическим кодом" древнерусской культуры. Один из самых красноречивых образцов этого кода -- "Мономахов трон" в Успенском соборе Московского Кремля, представляющий собой воплощенную в дереве историософию. Не менее примечательна панорамная икона "Благословенно воинство Небесного Царя", написанная для той же части храмового пространства. Эта икона показывает, что Третий Рим и Новый Иерусалим были не двумя разными, но единой идеей. Поскольку оба названных памятника принадлежат к казанскому циклу, нужно упомянуть здесь же и самое монументальное произведение этого цикла -- Покровский собор на рву, известный как Храм Василия Блаженного. Могла ли Русь в действительности соответствовать тому высокому предназначению, которое она за собой осознала? Чтобы не входить в дискуссии о конкретных исторических лицах и событиях, мы обозначим их горизонт лишь в общих чертах (покорение остатков Золотой Орды, поражение в Ливонской войне, возникновение предпосылок Смутного времени) и сосредоточимся не на самих событиях, а на их восприятии нашими предками. Здесь нужно будет подчеркнуть, что и Церковь, и государство воспринимались ими не как организации, структуры, а как живые, органические данности. Только исходя из этого можно понять, как соотносились идеал и реальность. В конечном итоге, вся история представала перед ними в виде диалога человека с Богом, или воспитания христианского рода Отцом Небесным. Это и придавало древнерусскому историческому сознанию удивительную жизнестойкость во всех катаклизмах.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+