Отойдя от сущностных вопросов бытия - понятия о Боге, душе, бессмертии, совести, Горький пришел к голому материализму. Я думал, что мало любителей этого писателя, что его в школе в советские времена навязывали, и трудно было найти учеников, которым бы нравилось его творчество. Но сейчас к этой фигуре интерес действительно растет. Горький стоял у истоков советской литературы. Его имя и авторитет на международной арене Сталин использовал в области культуры для оправдания насилия советского государства. Можно сказать, что часть вины за это лежит и на Горьком - он был связан с партией большевиков. Он был очень плодовит и когда читаешь все подряд, просто в ужас приходишь, что он себе позволяет и что оправдывает. Почему Горький поехал на Соловки? Ему было это интересно: увидеть «фабрики», где, как он считал, перековывают людей, из отбросов общества делают социально адаптированных.
При этом он многим помогал. Но не был серьезным мыслителем и убежденным борцом, поэтому Сталин его совершенно не опасался. Если писатели Серебряного века занимались богоискательством, то Горький пошел дальше - он занимался «богостроительством». Это все вырастало из теории эволюции Дарвина. И недаром его босяки - главные герои, что так удивляло современников. Горький ненавидел крестьян, считая, что они собственники и носители традиционного консервативного взгляда. А эта консервативность только мешает прогрессу (как, впрочем, думают и нынешние либералы). Человека будущего надо создавать с чистого листа, - считали они, - поэтому они ориентировались на люмпена, босяка, напрочь оторванного от почвы. Достоевского Горький ненавидел лютой ненавистью, потому что тот почвенник. Почва, связь с традицией - тоже были помехой. Большевики говорили: «Мы новый мир построим» - построили, но ненадолго, все рухнуло, потому что в основе лежало безбожие. А ведь русская душа по природе своей - христианка.
Добавить комментарий