19.08.2014 09:11:02
Сергей Львович Худиев
Преображение Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — одно из тех событий, которые открывают нам, что такое Царство Божие. В Евангелии Господь говорит ученикам: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» Это слово сбывается по прошествии нескольких дней:
«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мар.9:1-9).
Святой Евангелист Лука уточняет, что Моисей и Илия «явившись во славе, говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лук.9:31).
Евангельский текст всегда имеет несколько измерений; прежде всего, это историческое повествование о действительно произошедших событиях. Мы находим свидетельство о преображении и у Апостола Петра, в его втором послании: « Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2Пет.1:16-18)
Апостолы действительно видели все это — белые одежды, Моисея, Илию, Облако, они слышали Глас. Новый Завет много раз подчеркивает, что к нам обращаются очевидцы. Но эти события имеют и символическое значение — если использовать современные аналогии, они пронизаны гиперссылками на другие фрагменты священного Писания.
Белые одежды — символ праведности. В Новом Завете белые одежды упоминаются еще несколько раз, когда речь идет о спасенных. Но их белые одежды — это то, что они получили от Христа, когда верно и до конца последовали за Ним. Белизна одежд Христа — изначально Его. Христос есть источник и податель всякой праведности. Как говорит Апостол, «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1Иоан.2:29).
Илия и Моисей, явившиеся с Иисусом, показывают преемство божественного Откровения — Моисей символизирует собой Закон, а Илия — пророков. Оба они указывают на Господа Иисуса как на осуществление всех чаяний ветхозаветного народа Божия.
Но у нас неизбежно возникает вопрос — откуда они явились? Ведь Моисей умер, а Илия был вознесен столетия назад. Где эти двое мужей были все это время? В том таинственном измерении реальности, которое мы называем «раем», и где люди Божии оказываются после смерти.
Мы мало что знаем об этой небесной реальности; но то, что нам открывает Писание, позволяет понять, что ушедшие от нас праведники живы — где-то там, в небесной радости. Это позволяет нам отклонить одно популярное лжеучение — о переселении душ. Как видим, Моисей не возродился на земле в образе священной коровы или еще кого-нибудь — он пребывает на небесах и оттуда является во время Преображения.
Святой Апостол Петр предлагает сделать три кущи — речь идет о шалашах, которые люди ставили на праздник кущей в воспоминание об исходе из Египта, когда народ покинул тяжкое, но привычное рабство и пошел навстречу свободе и неизвестности, куда их повел Бог.
Мосией и Илия также беседуют с Господом об Исходе, который Он совершит в Иерусалиме. Речь идет о Его смерти и воскресении, через которые Он выведет свою Церковь из рабства греху и смерти, подобно тому, как Моисей вывел ветхозаветный народ Божий из египетского рабства.
Облако — библейский знак Божиего присутствия. Оно скрывает непостижимого, неизобразимого Бога.
Святой Апостол Петр восклицает «хорошо нам здесь быть» - и это невыразимая радость и утешение присутствия Божия была тем, что искали подвижники столетия спустя. Апостолам было явлено Царство — как говорит кондак Праздника, «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние» (На горе преобразился Ты, и насколько могли ученики Твои, славу Твою, Христос Бог, увидели; чтобы, видя Тебя распинаемого, поняли добровольность страдания, миру же проповедали, что Ты воистину сияние Отца).
Перед тем, как ученики увидят Господа оплеванным, избитым, распятым, Он дает им увидеть Царство; а через них — и всем нам, верующим их свидетельству. Мы знаем, что мир полон зла, греха и страдания, этот тот мир, который отверг и распял Господа; но мы еще глубже, еще достовернее знаем, что Господь победил и Его Царство грядет. Этому учит нам праздник Преображения.
Добавить комментарий