Перейти к основному содержанию

13:16 20.06.2025

ДАЛАЙ-ЛАМА: Я, НАВЕРНОЕ, САМЫЙ БОЛЬШОЙ АТЕИСТ НА ЗЕМЛЕ

14.01.2013 18:31:21

Живущий с 1959 года в изгнании в индийском городе Дхармасала 69-летний духовный глава буддистов мира и религиозный лидер Тибета далайлама XIV Агван Лобсан Тенцзин Гятсо в конце ноября уходящего года, после больших сложностей с получением разрешения на въезд, все же посетил Россию.

Среди сопровождавших почетного гостя - от самого начала визита до его завершения - был человек, не значившийся в официальных списках - Павел СВИРИДОВ, профессиональный астролог, создатель и руководитель Фонда темпоральных исследований, анализа и прогноза. Кроме того - полковник в отставке, специалист в области public relations силовых структур. (Работал в Германии, Китае, США и других странах. Владеет китайским, английским, немецким языками.) Мы попросили Павла Свиридова поделиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

- Павел, вы можете так сказать: "Я был в ближнем круге далай-ламы"?

- Это звучит амбициозно и, наверное, неправильно. Я просто ездил в джипе охраны, фотографировал. То есть постоянно был где-то рядом. Я вместе с ним и его ближним кругом обедал. Но, поскольку расписание визита было очень плотным, далай-лама отвлекаться от протокола на досужие разговоры не мог. Если я находил удобную минуту, то задавал ему вопрос.

Мне показалось, что постепенно далай-лама стал меня выделять среди других. Старался не надоедать. Когда Его Святейшество фотографировался с представителями принимающей стороны, он вдруг усадил меня рядом с собой и взял за руку, что позволял себе далеко не с каждым и что, разумеется, меня очень взволновало...

- Еще бы! Столько людей мечтают о том, чтобы прикоснуться хотя бы к святейшим одеждам. Что вы ощущали?

- Это очень странно, но у меня воспалились глаза. Можно объяснить это работой в сложных погодных условиях, но я верю в биоэнергетику и знаю, что это сигнал о том, что человеку нужно менять мировоззрение. Я провел в обществе далай-ламы довольно много времени и понял, что стал другим.

- Какое впечатление на вас произвел далай-лама?

- Он меня поразил как человек. Невероятно прост в общении, скромен и с величайшим уважением относится к другим людям. В нем ощущается удивительная молодость души. И в то же время он многолик. Когда перед началом службы в главном буддийском храме Калмыкии - Элистинском хурул Сякюсн-сюмэ - он вошел в храм, сразу в нем почувствовалось властное начало. Что-то кому-то сказал, что-то подправил в порядке... И стало ясно, что это не просто добрый дедушка, который учит других, а человек, знающий свое дело.

- А поразило ли вас что-то в далай-ламе с точки зрения мировоззренческой?

- Однажды на одной из встреч он вдруг сказал: "Я, наверное, самый большой атеист на Земле". - "Вы, глава мирового буддизма, религиозный лидер - и атеист?" - переспросил я. Он ответил, что буддизм не предполагает существования на небе кого-то, кто правит миром и контролирует его. Буддизм верит в творческое саморазвитие и самосовершенствование человека. Если человек становится светлым - и в мире становится светлее.

- Значит, для далай-ламы не существует Некто, создавший наш мир, - тот, кого мы называем Богом?

- Я пытался спросить об этом, но натыкался на вежливый уход от ответа. "Читайте мои книги", - вежливо говорил он.

- Говорили ли вы с далай-ламой об астрологии? Ведь вы - профессиональный астролог.

- Я попытался уточнить, когда он родился. Но далай-лама снова мягко ушел от ответа. Понятна его осторожность - сейчас кто только не называет себя астрологом и вторгается на священные территории. И вообще: чтобы понять буддизм, нельзя просто "надкусывать яблоко" - нужно все яблоко съесть. Чтобы получить некое сокровенное знание, ты должен быть к этому готов.

- Но известно, что когда Далай-лама умирает, монахи ищут его воплощение в маленьких мальчиках и отбирают из них претендента в ламы. Обращаются ли в этом случае к его гороскопу?

- Конечно! Далай-ламой может стать только особый человек, у которого в гороскопе существует большое количество аспектов, называемых в астрологии "квинтильной группой". Для того чтобы попасть, так сказать, в "вектор истории" и управлять большими потоками энергии, то есть людьми, информацией, знаниями, эти аспекты просто необходимы. Они складываются в определенную конфигурацию и свидетельствуют о наличии у личности особых творческих данных. Присутствие "квинтильной группы" в натальной карте и ряд других факторов говорят о том, что человек по рождению предрасположен к высокой степени духовного просвещения и допущен к каким-то системам управления миром. Такие люди являются как бы "посвященными по рождению". Они способны учить и благотворно воздействовать на других.

Кстати, хоть далай-лама и не ответил на мой вопрос о точном времени рождения, но дата его известна, он - Рак по рождению. Его нашли в двухлетнем возрасте, когда умер его предшественник - 13-й далай-лама. Он показывал свои пять пальцев и объяснял: "Большой палец - это я, далай-лама, духовный лидер буддистов. Я стал таким, потому что я - посвященный монах (указывал на второй палец). Я стал посвященным монахом, потому что я - буддист (третий палец). Я стал буддистом, потому что я - тибетец (четвертый палец). А до осознания того, что я - тибетец, был просто человеком (пятый палец)".

Потом пояснял: "Вот спросите у ребенка от 2 до 4 лет, который только начинает понимать мир: "Ты русский, немец, еврей, китаец?" Он не может ответить, потому что не знает, не понимает, что это такое. Так вот самый основной, базовый уровень - это просто человек. А те, кто выступает за приоритет какой-либо религии, игнорируют базовый уровень. Те, кто выступает за приоритет какой-то национальности, совершают то же самое. Надо любить просто человека и идти в своих воззрениях от его взглядов, потребностей, благополучия. Такая философия дает успех в любом деле".

- А как далай-лама рассматривает свое пребывание в святейшей "должности" главы буддистов мира?

- Как служение, как полное отсутствие свободы. По сути, далай-лама - духовный узник. Он сказал мне: "Родину я потерял в 9 лет, когда вынужден был бежать из Тибета в период захвата его китайцами, а свободу - в 16 лет, когда стал далай-ламой. Ради высокой цели я перестал принадлежать себе".

Я задал ему провокационный вопрос: "Чем бы вы занимались в жизни, если бы не стали далай-ламой?" Он ответил: "Инженером. У меня на удивление мастеровитые руки, и мне доставляет большое удовольствие починить что-то своими руками - часы, механизм, стол... Однажды ко мне приехал корреспондент, и у него поломалась камера, он был в отчаянии. Но, к моему и его величайшему изумлению, я камеру починил". Я спросил его: "А как вы оцениваете то, что именно вы стали далай-ламой, взошли на вершину пирамиды и стали высшим духовным лицом?" Он улыбнулся и ответил: "Я сам удивляюсь, как простой мальчишка из деревни - и стал далай-ламой!"

- А какие еще вопросы задавали далай-ламе журналисты и люди, его принимавшие?

- Например, о марксизме. Он ответил, что поддерживает марксизм как философское учение и считает, что у него большое будущее. Потом добавил: "Советский Союз имел огромный потенциал, пока его руководители не начали замешивать марксизм на страхе. С этого момента идея начала разрушаться и терять свое прогрессивное значение". Но если идти от человека, от его интересов, марксизм - стройная и разумная философия.

- Много ли сановного народу пыталось пробиться к далай-ламе?

- Разумеется, многие хотели с ним поздороваться лично, прикоснуться: "А вот это наш уважаемый генерал, а это его жена. А можно с вами..." Проявляли себя и депутаты. Например, господин Митрофанов заявил: "Я курирую в Госдуме вопросы, связанные с космонавтикой. Как вы относитесь к идее запустить монаха или вас, далай-ламу, в космос, чтобы над Землей совершить мантру. Это возможно?" Далай-лама ответил: "Теоретически - да, практически - нет. Когда я был маленьким, мне отец рассказывал такую вещь. Однажды он увидел, как высоко на горе лама творит молитву. И тут же он увидел того же ламу, который медитировал на вершине уже другой горы. Для того чтобы творить молитву над миром и общаться с Богом, не надо садиться в космический корабль и подниматься с ревом на орбиту. Молитве не нужна вся эта механика".

- Что вас еще поразило в этом визите?

- Необычайный духовный подъем всех калмыков, вышедших на улицы города. Они терпеливо стояли на холоде, мерзли, но не уходили. Даже в морозе они видели доброе предзнаменование, пели и радовались как дети. А далай-лама настоял на том, чтобы в автомобиле, который вез его по улицам Элисты, были открыты окна, вопреки всем правилам безопасности. Он хотел видеть лица людей. И я с трудом могу представить его на шикарном "Мерседесе" с охраной, летящем на бешеной скорости и распугивающем людей. Он просил, чтобы скорость машины была не более 15 км в час.

- Говорил ли что-нибудь далай-лама про Россию?

- Он сказал, что верит в великое будущее России и с большим вниманием относится к тем переменам, которые происходят у нас. Но был в комментариях чрезвычайно сдержан.

СПРАВКА "ВМ"

Буддийская сангха России признана в качестве одной из четырех традиционных религий РФ. Основными регионами распространения буддизма считаются Бурятия, Калмыкия и Тыва. В настоящий момент в РФ действует около 200 буддийских общин, а число последователей буддизма приближается к 1,5 млн. чел.

 

Людмила Столяренко

Вечерняя Москва, 19.01.2005, с. 3

Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

Другие способы платежа:      

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Простите, это проверка, что вы человек, а не робот.
12 + 4 =
Solve this simple math problem and enter the result. E.g. for 1+3, enter 4.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦКаталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

-
+