14.01.2013 18:31:14
Покупка Дворца культуры имени Ленина в Мотовилихе религиозной организацией христиан веры евангельской "Новый завет" вызвала бурную реакцию пермяков. "Что это за организация и откуда у нее такие деньги?" - за последний месяц немало горожан обращались в редакцию с подобными вопросами. И мы попытались найти на них ответы.
ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ
Каждый человек в глубине души верит в чудо. Возможность сделать свою жизнь более счастливой, наполненной, полезной окружающим - естественное стремление, свойственное, думается, всем людям. Мама 35-летнего пермяка Александра не оказалась исключением. Жительница деревеньки, расположенной неподалеку от Перми, она в свои 55 лет оказалась без работы. Но еще полная жизненных сил, женщина активно желала использовать их во благо. Поэтому появившихся в деревне представителей церкви "Новый завет" она встретила с интересом, а вскоре полностью увлеклась их идеями преобразования общества на основе христианских заповедей.
Через некоторое время в деревне возникла своя община, во главе которой встала предприимчивая местная жительница Алевтина. В ее доме и проходили богослужения. Мать активно зазывала Александра посетить их собрания, убеждая, что они помогут ему переосмыслить свою жизнь, добиться успеха и богатства. Он воспринимал это как причуды, но однажды согласился. И был крайне поражен. Своеобразная музыка и слова ведущей вскоре ввели всех присутствующих в особое восторженное состояние, которое перешло в бессвязное бормотанье, непонятные выкрики, людей потрясывало. И выглядели они, вспоминает Александр, "ну прямо как бесноватые".
- На вас сошел святой дух, - вещала ведущая. - Иисус с вами. Просите, что нужно, и он даст вам.
Больше Александр выдержать не мог и бежал из дома.
Нормального разговора с матерью не получилось. Его попытки прояснить ситуацию она встретила агрессивно: "Если ты не с нами, то против нас". Отношения в семье разладились. Мать стала абсолютно чужой для мужа и детей.
Еще раз Александр решил поговорить с ней, когда мать приехала в Пермь на богослужение известного заокеанского проповедника в манеж "Спартак". Действо, проходящее там, удручало еще больше. Толпа, казалось, повиновалась каждому слову проповедника. А рассказ ведущей о том, как религиозная организация и живое общение с Богом заменили ей семью и бывших друзей, вызвал еще больший внутренний протест. И совершенным шоком стал факт "исцеления", когда под музыку и выкрики на сцену выбралась соседка матери Александра - руководительница деревенской общины "Новый завет" Алевтина, неожиданно заявившая, что у нее рак в последней стадии и она умирает. Заокеанский проповедник возложил на "умирающую" руки, и Алевтина радостно вскрикнула: "У меня ничего не болит. Я исцелилась". А под крики "аллилуйя" на сцену уже лез новый "болящий".
Несмотря на веские аргументы, переубедить мать Александру так и не удалось. А через некоторое время он узнал, что в соседней деревне женщина бросила мужа и двоих малолетних детей и ушла проповедовать идеи "Нового завета".
ШОУ ПОД ГИПНОЗОМ
С 6 по 8 декабря 2002 года в Перми в легкоатлетическом манеже "Спартак" Церковь христиан веры евангельской "Новый завет" проводила свою очередную массовую акцию "Сила веры в Иисуса Христа". В преддверии события многочисленные листовки заполонили Пермь. Со стен домов, фонарных столбов, из почтовых ящиков к нам взывали организаторы мероприятия, обещавшие участникам дать "шанс изменить свою жизнь, получить исцеление и узнать Бога". Рекламная кампания была организована широко и профессионально и собрала более тысячи зрителей.
Руководителя пермского социально-психологического центра "Доверие", психолога Людмилу Кочкаеву действо заинтересовало с профессиональной точки зрения, и она решила посетить разрекламированное мероприятие.
- Подход к зданию был запружен машинами, преимущественно дорогими иномарками, - вспоминает Людмила. - В фойе звучала веселенькая музыка. Длинная шеренга людей тянулась в зал. Все стоящие на подходе люди скандировали: "Вас любит Бог. Аллилуйя". Было ощущение, что тебя втягивает в гигантскую "кишку". Шла я туда, настроенная довольно критически, но пройдя сквозь этот строй, почувствовала себя страшно слабой. Было ощущение, что с тебя сняли защитный панцирь. В течение двух минут люди уже попадали в транс. Я села на "камчатке", подальше от сцены, чтобы иметь возможность наблюдать за залом. Вокруг сновали молодые люди, похожие друг на друга, как близнецы: все одного роста, в черных костюмах и белых рубашках с бейджиками "группа порядка". Было их человек 50. Первым на сцену вышел молодой человек с зализанными волосами. Потом хор. Они стояли в разных концах зала и включались в действо поочередно. Приходилось постоянно переключать внимание. А это уже расслабляло и снижало критичность восприятия. Потом на сцене появились девушки в газовых палантинах.
Проповедник и группа поддержки работали профессионально с точки зрения современной психологии. Первый этап - подготовка аудитории. Затем - психологический "разогрев" с помощью песнопения и танцев. Далее - дидактическая фраза, в которой определяется образ Иисуса Христа, который якобы присутствует здесь и сейчас будет производить чудеса. В качестве подтверждения присутствующие приводили личные примеры, а проповедник Дэвид Хасавей, явно в состоянии аффекта, кричал: "Я знаю своего Бога. Я вам его сейчас покажу. Он сильнее вашего Бога. Мой Бог - Иисус Христос! Я возложу руки именем Иисуса Христа на вас, и вы исцелитесь, как это произошло уже со многими!" Действо имело откровенный характер массового сеанса суггестивного внушения. Люди в состоянии аффекта радостно вскакивали с мест, кричали "Аллилуйя" и готовы были принять любое "чудо", в данный момент на них сходившее.
Психологи свидетельствуют: если подобное происходит часто, у людей нарушаются социальные связи и возникает психологическая зависимость от подобных действ. Человек становится "духовным наркоманом". Подтверждение этому - судьбы многих пермяков.
Ольга Губанова, сумевшая найти в себе силы и порвать с этой религиозной организацией, вспоминает.
- Во время молитвы в этой церкви человек впадает в состояние, среднее между экстазом и безумием, у него отключается разум. Я это испытала на себе и видела, как подобное происходит с другими. У меня стали появляться видения и разные необычные ощущения. Когда я начинала молиться "на иных языках", произносила нечленораздельные, непонятные мне самой слова, то была убеждена, что это во мне говорит Дух Святой, охватывало чувство радости и казалось, что в эти минуты меня действительно посещает Бог. У меня изменилось отношение к окружающим. Я пыталась обратить в свою веру родителей, сердилась, осуждала и жалела их за то, что они не верят, как я. Меня волной заливало чувство агрессии к инакомыслящим.
Надежда Россомагина одно время тоже активно посещала церковь "Новый завет", вовлекала знакомых. Однако вскоре почувствовала откровенное неуважение лидеров к традициям, истории и культуре русского народа и преклонение перед западным образом жизни. Отсюда и копирование американского стиля ведения богослужений, экзальтированность проповедников, игра на чувствах людей. Православие вообще объявлялось язычеством. Иконы и православную литературу предлагалось сжигать. В отношениях даже между адептами и лидерами церкви отсутствовала искренность. На каждом лице светилась маска искусственного благополучия "у нас все хорошо". Снимать эту маску и обнажать свою боль было не принято.
ИЗ "ТРЯСУНОВ" В МИССИОНЕРЫ
Несмотря на то, что руководитель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Сергей Ряховский публично заявляет, что они "исконно русские протестанты", это не совсем так. Впервые пятидесятники активно заявили о себе как раз в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века. За свойственные их богослужениям проявления экстаза, глоссолалии (говорение на иных языках), сопровождаемые бессмысленным бормотаньем, стонами, выкриками, доводящими молящихся до патологически-нервного состояния, когда их начинает трясти, они и получили свое неофициальное название - "трясуны". Подобное состояние, как утверждали лидеры церкви, является ничем иным, как сошествием на человека Духа Святого. В те времена организация эта, пришедшая к нам из Америки, называлась попросту сектой и преследовалась законом из-за своей изуверской обрядности.
В архиве мне попалась докладная записка секретарю Пермского обкома КПСС К.И. Галаншину, анализирующая деятельность пятидесятников. В ней были свидетельства о многочисленных фактах помешательства людей во время богослужений. В Чернушинском районе во время молений сошла с ума 39-летняя М. Гаак, в Перми 18-летняя Е. Соловьева потеряла рассудок, 50-летний И. Верхоланцев увезен в больницу с острым психозом. В результате секта была официально запрещена, и большинство общин на территории области оказались вынуждены прекратить свою деятельность.
Новая волна пятидесятников вновь хлынула к нам из Америки в начале 90-х. В эти годы уже появились реальные возможности ее официального распространения на нашей земле. Значительно более организованная, вооруженная новейшими методиками психологической обработки людей, в том числе нейролингвистического программирования, снабженная значительными финансовыми средствами, религиозная организация христиан веры евангельской активно арендовала для своих шоу-богослужений дворцы культуры и спортивные стадионы. В их числе ДК имени Свердлова, ДС "Молот", легкоатлетический манеж "Спартак".
Широкомасштабные, хорошо организованные рекламные кампании привлекали толпы людей, еще не видевших подобных зрелищ. Наряду с заезжими американскими проповедниками появились в Прикамье в те годы и первые миссионеры. Это тоже были молодые американцы, еще говорившие на русском с довольно сильным акцентом, но действующие агрессивно-напористо. Они выделялись в толпе, носили белые рубашки, черные брюки и непременно галстуки, в любую жару. Миссионеры останавливали прохожих на улице и навязчиво совали свою литературу, приходили в квартиры, вели беседы о спасении души и приглашали на богослужения. Двое молодых американцев-евангелистов долго атаковали и нашу семью, пытаясь вовлечь в свою веру старшего сына. Приходили день за днем и требовали вызвать его на беседу. Потребовался достаточно резкий отпор, чтобы посещения прекратились.
В последние годы религиозная организация "Новый завет" все более активизируется. И это несмотря на то, что еще в 2001 году на международной конференции "Тоталитарные секты - угроза 21-го века", прошедшей в Новгороде, было дано четкое определение религиозному течению христиан веры евангельской (неопятидесятников): "Это грубая магическая оккультная система, широко использующая психическое манипулирование и контролирование сознания. Неопятидесятничество ни в коем случае не может быть названо ни христианским, ни библейским учением. Исповедующие неопятидесятничество организации несут в себе заряд серьезной социальной и общественной опасности".
ДВОРЦОВЫЕ ТАЙНЫ
Честно говоря, до нынешнего года население Прикамья к деятельности евангелистов относилось довольно равнодушно. И лишь покупка Мотовилихинского дворца культуры этой религиозной организацией вызвала бурную реакцию пермяков.
Как случилось, что очаг культуры и здание, внесенное в реестр архитектурных памятников региона на основании Распоряжения губернатора Пермской области N 713 от 5 декабря 2000 года без ведома городских и областных властей (они официально заявили, что не были поставлены в известность), стало предметом сделки? И что это за сумма в 47 миллионов 800 тысяч для здания площадью около 10 тысяч квадратных метров?
Однако молчание властей, даже после обнародования сделки, изумляло. Только после проведения митинга у здания дворца и публикации в "Звезде" мэр Перми Аркадий Каменев вышел с заявлением в прокуратуру о проверке законности сделки. Областная администрация продолжала хранить молчание. И лишь после официального обращения к губернатору рабочей группы прошедшей в Перми конференции общественности был получен устный ответ, что областная власть постарается эту проблему решить.
Прошел почти месяц, но официального ответа общественность так и не получила. Удалось узнать, что власти предприняли попытку договориться с евангелистами о передаче дворца в областную собственность за 50 миллионов рублей и участок земли, находящийся рядом с их нынешней резиденцией (зданием бывшего кинотеатра "Победа"). Почему власть предприняла торг с евангелистами, а не попыталась на законных основаниях оспорить сделку в суде? Советник губернатора Николай Яшин, занимающийся этой проблемой, на мой вопрос ответил: "Мы тоже от них (евангелистов) не в восторге. Однако не мы принимали закон о религиозных организациях и не мы их регистрировали. Поэтому теперь приходится искать компромиссы". Мягко говоря, позиция не совсем понятная. Тем более что закон позволяет оспорить ее в суде. Что мы так боимся евангелистов, или есть другие причины?
Правда, городская власть, похоже, проявляет более принципиальную позицию. По нашим данным, мэр Перми Аркадий Каменев готов поддержать обращение в судебную инстанцию руководства Пермского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Однако окончательная судьба Мотовиихинского дворца пока остается тайной за семью печатями.
ПО ЧУЖОМУ СЦЕНАРИЮ
Вопрос, по чьим заветам мы будем жить завтра, уже сегодня стоит достаточно остро. За десять с небольшим лет, благодаря финансовой помощи Запада, церковь христиан веры евангельской "Новый завет" пустила крепкие корни на Прикамской земле. Сегодня существует более 50 отделений, действующих в городах, районных центрах и даже отдельных деревушках.
Главная ставка делается на молодежь. Есть у "Нового завета" свой сайт в Интернете, посещение которого бесплатно. А значит, деньги вкладывает организация, которой это зачем-то нужно. Также бесплатно можно получить и агитационную, религиозную литературу.
А многочисленные шоу-богослужения во дворцах культуры, на которые приглашаются опытные зарубежные проповедники, - на это тоже выделяются огромные средства.
А так называемая социальная помощь? Это и ежегодный летний детский лагерь на 500 человек, который тоже требует серьезных денежных вложений. Кстати, в прошлом году в этом лагере, где основным видом отдыха является пропаганда в игровой форме основ вероучения евангелистов, погиб семилетний мальчик Сережа Соляник. Епископ пермской общины Эдуард Грабовенко постарался дело замять, так как это совсем не красило "социально-значимую" деятельность церкви. Вполне возможно, что здесь тоже не обошлось без денег.
А какие средства затрачиваются на организацию работы с наркоманами, бомжами, осужденными! Этих людей, уже слабых, деморализованных, а зачастую озлобленных, потом можно будет легко использовать в своих целях.
Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский на пресс-конференции в Перми активно "открещивался" от своих американских "отцов", утверждая, что вся деятельность осуществляется на пожертвования местных прихожан. В Прикамье их сегодня по оценкам разных экспертов от 2 до 4 тысяч. Даже если и вносят они обязательную "десятину" (10 процентов от всех видов доходов), то это несоизмеримо с затрачиваемыми суммами. Думается, здесь уважаемый епископ Сергей Ряховский лукавит.
Тем более что в собственном уставе религиозной организации "Пермское епархиальное управление христиан веры евангельской" черным по белому записано, что они обладают правом в установленном порядке "иметь при себе представительства иностранных религиозных организаций, приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в религиозных объединениях, входящих в Пермскую епархию", а также "устанавливать и поддерживать международные связи и контакты". Думается, сегодня представители международной организации христиан веры евангельской активно используют эти возможности для "обработки" россиян, а в особенности молодежи.
В Интернете на самом посещаемом молодежью форуме "Терон" я оставила сообщение о продаже Мотовилихинского дворца культуры и активизации евангелистов в Прикамье, а также попросила принять участие в социологическом опросе по этой проблеме. В результате 11 процентов ответили, что ничего страшного в этом не видят, 27 - не смогли однозначно определить свою позицию, но 50 процентов заявили, что считают подобное крайне опасным явлением. И это пока обнадеживает. Потому что именно от нас зависит, останемся ли мы в дальнейшем россиянами или будем жить по чужим заветам, навязанным нам Западом.
Людмила ФЕДОРОВА
Звезда (Пермь), N97, 17.06.2005, EV
Добавить комментарий