14.01.2013 18:30:54
Сегодня продолжается визит в Россию премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта, завтра в его повестке - посещение Московского еврейского общинного центра (МЕОЦ) в Марьиной Роще. Накануне мы встретились и говорили об основных событиях в жизни российских евреев - с главным раввином России господином Берл Лазаром.
- Недавно мы брали комментарий у известного режиссера Алексея Германа, разговор шел о телевидении, и он вспомнил, как в советское время можно было в соседней комнате за закрытой дверью слышать три классических телевизионных тона - сладкий, когда речь шла о "наших" успехах, сердитый, когда об "их" преступлениях, и подозрительный - об Израиле. Если сегодня послушать телевизор из другой комнаты, какая интонация звучит по отношению к Израилю и еврейскому миру?
- Я думаю, что нужно разделить отношение к Израилю и отношение к евреям в России. Израиль как государство руководствуется политическими соображениями. А российские евреи самостоятельны в своих взглядах, позициях, понимании, мы не в положении зависимого ребенка. Что же касается тональности телевизора из соседней комнаты... В России сегодня, по-моему, понимают, что евреи - полноправные граждане страны. Мы связываем с ней свое будущее, нас волнует ситуация в России. А если слышим высказывания, критикующие израильскую политику, не воспринимаем их как обязательно антиеврейские.
- Когда-то в замечательном фильме по рассказам Бабеля герой говорил: "Бог наказал нас жизнью в холодной России..." Насколько холодна-тепла Россия для евреев сегодня?
- Я думаю, что Россия настроена к своим евреям доброжелательно и позитивно. С одной стороны, был этот страшный случай с нападением на синагогу, с другой - к нам подходили обычные русские и говорили: нам стыдно за то, что произошло. И реакция правоохранительных органов, судебных инстанций была очень жесткой, действия Копцева оценили как действительно опасные. Но мы же не только с такими деяниями сталкиваемся, как нападения на синагогу или осквернение надгробий. Последние 16 лет я здесь чувствую себя все лучше и лучше. Может быть, потому что ко мне часто подходят и говорят: "Вы знаете, мы понимаем, что такое евреи в жизни России" или "У меня был друг еврей, я его давно не видел и вот сейчас думаю о нем". А я ведь помню, как в первые годы, когда я здесь бывал, люди верили, что мы убиваем младенцев для приготовления мацы.
- Соцопросы показывают и постоянный градус антисемитизма...
- Я думаю, его приверженцы - маргиналы. Все эти националистические, экстремистские группы с их наглыми выходками, они ведь не только против евреев, но против всего, что символизирует нормальную жизнь. Когда оскверняются еврейские могилы или в синагогу летят камни, маргиналы зарабатывают себе очки внимания, но это сколько же нужно маргиналов, чтобы такие взгляды восторжествовали.
- Большая волна эмиграции в Израиль сменилась пусть не на такую сильную, но все-таки на волну возвращения. Как бы вы сформулировали мысль о необходимости - если хотите, миссии - жить в России?
- Если люди возвращаются в Россию, это тоже, наверное, своего рода оценка: было бы плохо - не возвращались. А миссия у евреев везде и всегда была одна - жить в дружбе с теми, кто тебя окружает, находить общий язык, жить ценной жизнью - со смыслом, с пониманием, что ты должен что-то сделать, а не просто есть-спать. Нам хотелось бы, чтобы и русские жили лучше, держась морали и семейных ценностей. Ибо не бывает случаев, когда в стране всем плохо, а евреям хорошо, или наоборот. Ситуация в холодной России - теплая, нагретая заинтересованностью и дискуссиями. Здесь как раз нет холодноватого: зачем мне вера, мне и так неплохо. Здесь выше уровень понимания жизни.
- Когда ваше имя набираешь в поисковых системах Интернета, первая оценка, которая выпрыгивает, "прокремлевский раввин". Получается, прокремлевские раввины рождаются в Милане и учатся в США. Но если серьезно, вы тот человек, который все-таки задает линию политического поведения ФЕОР...
- Наша организация не политическая. Для нас главная цель - возрождение и развитие еврейской жизни. Иногда, правда, приходится обозначать и свои политические взгляды, но силу и энергию мы стараемся вложить все-таки в развитие еврейской жизни - открытие синагог, школ. Об этом мало пишут, никому это особенно не интересно, как всегда, интереснее скандалы. Но за последние годы у нас открылось более 200 общин, еврейские школы, гимназии, общественные центры, центры для нуждающихся... А по поводу "комплимента" насчет "прокремлевского раввина" - кто бы мне подсказал, как получить от Кремля то, что иногда кажется нужным?
Есть сегодня, к сожалению, еврейские организации в мире и в России, придерживающиеся очень критического взгляда на происходящее в России, это делает их красивыми в глазах Запада. Если мы сегодня начнем говорить, как тут все неправильно, мы тоже сразу заработаем очки, но у нас нет такой цели. Хотя, если, не дай Бог, начнется антисемитская волна от Кремля или от другого какого места, мы будем реагировать. Но просто так нагнетать отношения - зачем? У евреев в России сегодня те же права, что и у всех россиян.
- Как вы думаете, что потеряла бы Россия, не будь в ней еврейской общины, культуры?
- В России много евреев, занятых в искусстве, культуре, медицине, праве, бизнесе, они достигают высоких профессиональных высот. Если бы более миллиона евреев не уехали в Израиль, Европу, Америку, высококачественных врачей, юристов и талантливых людей искусства было бы больше. Тем более что они знали и любили российскую культуру. Если спросить любого из уехавших, кто он больше - еврей или русский, он, как правило, ответит: 50 на 50. Я думаю, это потеря для России.
- Что привносит еврейская культура, каковы ее основные акценты?
- Трудно говорить по пунктам. Знаете, я бы привел в пример еврейскую семью. Если просто посмотреть, как идет в ней жизнь, я думаю, это пример утверждения настоящих ценностей. Отношения между мужем и женой, забота о детях. Недаром понятие "еврейская мама" стало нарицательным - это мама, безгранично вкладывающая в ребенка все и по максимуму - музыку, языки, талант, воспитанность. И если мы сегодня вернем эти традиционные ценности, это будет благом не только для евреев.
- Вы родились в Милане, учились в США, приехали в Россию в начале 1991 года. Как привыкала к жизни в России ваша семья, жена, дети?
- Я приехал сюда впервые в 1987 году еще неженатым по культурно-туристическому обмену. Меня, правда, интересовала еврейская община, жившая тогда еще подпольно. Встреча с нею утвердила меня в мысли, что какие-то ценности в России более велики, чем в других местах. Может, это связано с российской культурой. Я чувствовал, что люди искренни, что они говорят правду, не обманывают. Жизнь была бедной, но люди приглашали друг друга в гости, держались очень теплые чувства. Когда я рассказал об этом своей будущей жене, она решила, что это какой-то рай. А потом мы приехали сюда и столкнулись с большим количеством трудностей - не достать кошерной пищи и вообще с едой трудно, очереди... Но мы сразу заметили, что наши дети, здесь выросшие, намного воспитаннее еврейских зарубежных детей.
Школа здесь, может быть, жесткая, но - правильная. А община живет как одна большая семья. В других странах люди заглядывают в общину два раза в год.
А потом вдруг стало намного легче: евреи перестали скрывать свое еврейство, наоборот, стали говорить: да, я еврей, и хочу знать, участвовать, помогать. Я видел в Италии и в Америке огромные общины, сильные и влиятельные, но это несравнимое чувство "местечковости" там невозможно. Там община, дом, открытый для всех, но там при этом никто не чувствует себя дома.
- О чем обычно разговаривают с раввином? Кто приходит за советом?
- Обо всем. О семейных проблемах. О бизнесе. О том, как себя вести. О религиозных вопросах. О враждебности. Очень часто люди хотят просто разговаривать. И ответ мой содержит всего несколько слов. Часто бывает, что и не евреи приходят.
- Вы недавно поздравляли с днем рождения лауреата Нобелевской премии известного ученого Виталия Гинзбурга...
- Как-то ко мне подошел человек и сказал: почему вы поздравляете таких, как Виталий Гинзбург или Борис Ефимов, они же нерелигиозные люди? Я думаю, это ошибка - делить всех на религиозных и светских евреев. Борис Ефимов, живший при советской власти и воспитанный в атеизме, в 1944 году, в концлагере Майданек, подобрал на полу еврейский молитвенник и передал его матери. А сейчас, в конце жизни - мне, написав, что покойная мать хранила его как святыню. Виталий Гинзбург подчеркивает свою нерелигиозность, но если посмотреть на его биографию или на то, что он пишет о себе, о своих взглядах на жизнь евреев, то он выступает как настоящий раввин.
- Вы включены в Совет при президенте России по взаимоотношениям с религиозными организациями и объединениями, расскажите, о каких проблемах вы говорите с властью?
- То, как чувствуют себя сегодня в России евреи, - если хотите, показательно для ситуации в обществе. Мы постоянно готовим материалы о том, как живет еврейская община, есть вопросы, которые нам может помочь решить только президент.
Я помню, как приходил к нему с Татьяной Сапуновой и рассказал, какие у нее проблемы, видел, как президент среагировал на это.
- Как вы считаете, Россия взяла опыт из прошлого и выставила барьеры антисемитизму, включенному в систему?
- Да не бывает такой страхующей уверенности, что послезавтра все не станет намного хуже, чем было 20 лет назад, когда евреев не пропускали в институты, почти везде для них были закрыты двери. Но я надеюсь, что сегодня выросло понимание, кто такие евреи. И шансов на возрождение мифов "во всем виноваты евреи" становится меньше.
Когда же атмосфера накалена, достаточно одному сумасшедшему бросить спичку, и может подняться огромный огонь. Национальная тема требует высокой меры деликатности. Мы сегодня уже забыли про пятый пункт, давайте стараться, чтобы это не вернулось.
Елена ЯКОВЛЕВА
18 октября 2006 г.
Добавить комментарий