20.03.2013 11:20:33
Протоиерей Дмитрий Смирнов
- Людмила из Москвы говорит. Расскажите, пожалуйста, о такой душевной болезни как гордость и тщеславие. И как ее в себе распознать, и как с ней бороться.
- А зачем тщеславие распознавать, оно и так очевидно. Как всякая болезнь, это проявляется в симптомах, если человек хвалится, говорит «я» часто, если он стремится рассказать про какие-то свои достижения. Или не свои, бывает, таких нет, то, допустим своих детей, или своих родственников. Тщеславие проявляется в том, что человек следует за модой, излишнее внимание уделяет одежде. Тщеславие мы видим на каждом шагу. «Тще» - «славие», то есть чья-то, бывает слава настоящая, это слава, которую прославляет Бог человека. А бывает слава мнимая, и вот это и есть тщеславие. А гордость - с ней сложнее, потому что она для человека не видна. И мы можем гордость в себе узнать только через тщеславие, честолюбие, через обидчивость. Вот если человек обидчивый, то значит он гордый. Или допустим, я гневливый, но отходчивый. Ну и что, что ты отходчивый? А все равно гордость, потому что гнев от гордости. Это корень всех преступлений. От гордости человек и курить начинает: «ну чье ты, маленький что ли, ну закури!» И человек из гордости не может отказать своим сверстникам, и давится папиросным дымом. Из гордости человек начинает пьянствовать, он не может отказать, когда ему наливают. Почему? Он стесняется показаться не таким, как все. И так далее, и так далее.
- Вот батюшка, Ирина из Москвы. Посоветуйте, как вести себя с человеком, который хамит, упиваясь этим, старается унизить своих коллег. Спускать ей все, или как-то поставить на место, но в тоже время и не обидеть?
- Ну, дело в том, что хама обычно, обидеть нельзя, хамская натура толстокожая. Обязательно нужно поставить на место, мне кажется. Очень даже хорошо, для других, это благо. Облить водой, взять ведро воды на голову вылить - и все. Шоковое действие.
- С любовью.
- С любовью. Потом взять полотенчико махровое и сказать: «Еще будешь хамить - еще вылью». И человек поймет, ну что, ему все время мокрым ходить- а к начальнику вызовут? Очень хорошее действие. А в драку - милицию вызвать. А опять хамить - во-первых, если такой хам профессионал, то его не перехамишь, даже если захочешь. А потом, это тоже на душу воздействует. А водой облить, потом извиниться - очень эффективно.
- Но, апостол говорит, чтобы никто из вас не воздавал злом за зло.
- А облить водой - какое же это зло? На крещение сейчас: «ой батюшка, и меня покропите». На улице люди стоят, что здесь такого, просто остудить. Это один из методов, конечно, не универсальный, некоторым это и не поможет. Но для женщины, которая хамит, это очень эффективно.
- Еще бы - оказаться среди коллег мокрой!
- Главное, чтобы это последовательно, так сказать, беззлобно, без крика. Можно сначала предупредить, что твое поведение меня не устраивает, если ты не изменишься, то я приму некоторые меры.
- Ирина из Белоруссии. Батюшка, что мне делать, долгое время не могу заставить себя молиться и ходить в храм, в душе пустота, а ноги не идут.
- Ну и не надо, это же дело добровольное.
- Умом - то понимаю, а вот никак.
- Ну, никак и никак, сиди дома.
- Добрый вечер! Батюшка, вот скажите, пожалуйста, могли бы вы охарактеризовать, благо это или не благо. Общаясь с людьми церковными, замечаю, что они на какие-то твои достижения реагируют не совсем адекватно, завидуют, например. И я закрываюсь, стараюсь не рассказывать о себе, о своих детях, чтобы не вызывать у них, с моей точки зрения, негативные реакции. И таким образом, я как бы отдаляюсь от людей, и не интересуюсь их жизнью. И мне иногда кажется, это неправильно врать во Христе. Вот хотела услышать вашу оценку.
- Четыре с плюсом оценка. Когда мы бываем откровенны, чего-то рассказываем, то всегда это на 100 % урон. Поэтому очень разумно, что удаляетесь, очень хорошо, и Господь сказал одному подвижнику: «Бегай людей и спасешься». Потому что люди немощны, церковные - не церковные, все мы окаянные грешники. Поэтому у нас, на все адекватная реакция: либо гнев, либо зависть, либо злоба, либо осуждение. Вот так мы на все реагируем, поэтому, чем дальше от этого держишься на благоразумном расстоянии - тем лучше. А почему четыре с плюсом, а не пять, потому что в ваших рассуждениях, я услышал осуждение, поэтому, если бы было благодушие, тогда пятерку бы поставил.
- Здравствуйте. Недавно, на одном православном интернет-портале «Москва - Третий Рим» прошла информация, что митрополит Иларион, председатель ОВЦС, молился вместе с армянскими еретиками во время своей поездки в Армению. Вы как это можете прокомментировать?
- Ну, молился, ну и что? Понимаете, он молился с еретиками, а вы бессовестный врун, потому что отцу Михаилу задали вопрос, как избавиться от сквернословия, а в эфир пошел совсем другой текст. То, что поздравляю вас совравши, вот это гораздо хуже, чем молиться с нашими армянами. Вы же не понимаете ни причину канонов, ни их историю - а лезете в вопросы, которые вам ни по уму, ни по образованию недоступны. А еще, с точки зрения нравственности, потому что вы жалкий врунишка, а дерзаете судить о делах митрополита. Вспомните басню Крылова, про одно такое большое животное и одно маленькое, и как - то утешьте себя.
- Почему дьявол так легко прельщает нас?
- Потому что мы люди грешные, наша природа повреждена. Поэтому чтобы нам противостоять дьяволу, нужно очень большое мужество, и часто его не хватает. Потом, мы очень маловерны. Мы даже хотим достичь благочестия собственными усилиями, несмотря на то, что Господь говорит: «Без меня не можете творить ничего».
- Мы постоянно сползаем в самость.
- Как вот этот паренек, который звонил, он считает, что лучше понимает, что надо делать, чем митрополит Илларион. Осуждает, с собственного бугорка рассуждает, хотя, судя по самому вопросу, по своему развитию церковному, я думаю, он не дотянется даже до шнурка ботинка митрополита Иллариона. А что с этим сделаешь? Ничего, просто факт такой смешной.
- Как понять, простите за небуквальное цитирование, у кого много есть - умножится, у кого мало, и то, что имеет – отымется?
- Это речь идет о благодати Божьей. Человек познает Бога в общении с ним через благодать уже здесь, на земле. И если он это получает, то во Царствии Божьем он это имеет во всей полноте. А тот, кто не имеет благодати Божьей – у того отымется все, что он имеет. Жизнь, родственники, имущество, все отнимается, даже тело. Вот что это значит.
- Казалось бы, вот оно мое…
- Сейчас, разбежались, «твое»! Дали попользоваться - и благодари Бога.
- Вам звонит Александр. Скажите, пожалуйста, в Европе пошла сейчас такая волна - и немцы, и англичане, и французы, и итальянцы отказываются от мультикультурности. Вот не хлынут ли, не побегут ли они все сюда, в Россию? Французы хотят быть французами, итальянцы - итальянцами.?
- А что здесь делать - то у нас? Здесь холодно, потом там пособия гораздо больше, понимаете. У нас пенсия такая, на которую прожить нельзя, а там пособие по безработице такое, что можно вполне жить, и на машине ездить. И наши бы многие, если бы имели такую возможность, то побежали туда, да кто же пустит нас? Почему до сих пор визовый режим? Если отменить визы, - пешком пойдут в Европу, и сметут все. Поэтому нет, нам это не грозит. При нашей бюрократии, достигнуть уровня Европы нереально. Потому что у нас, конечно, страна побогаче, но воруют больше, поэтому и расходов больше. Нам нужно больше денег на одежду, на отопление, на освещение, и так далее. Больше денег на переезды, на все - все. Поэтому нам нужно больше средств, чем европейцам. Поэтому никто сюда не приедет. Вот для тех, кто живет в Азии, наша страна очень привлекательна. Приезжает народ, готов на любую работу, готов жить в нечеловеческих условиях.
- Но там-то еще хуже!
- Да, у них вообще кошмар. Слушаем вас.
- Батюшка, мне взрослая дочка нахамила, а муж, не разобравшись, ее поддержал. И мы две недели не разговариваем друг с другом, и я не знаю, как в этой ситуации поступить.
- Наоборот. Надо поговорить, чтобы если муж не разобрался - довести ему до ума, и вместе, единым фронтом, выступить против хамства дочери. А иначе кого же мы тогда вырастим? Хамство нельзя спускать никак, особенно детям. С самого начала нужно пресекать, самым твердым способом.
- Ну, а если муж не захочет признать свою неправоту и будет настаивать? Отступиться?
- Тогда придется отступиться, но нужно тогда этот эпизод записать. Чтобы потом, если это дальше будет развиваться, сказать: вот такого числа было вот это. И ты поддержал, вот развитие, ты несешь ответственность. Можно, например, очень просто: ты хамишь мне, а дети должны родителей почитать, раз ты меня не почитаешь, значит я тебе не мать. Раз я тебе не мать, я забываю о тебе. Я смотрю сквозь тебя, я тебе не говорю «здравствуй», не стираю, я тебя не кормлю, я не интересуюсь тобою, я тебя забываю до тех пор, пока ты не покаешься. Не просто «прости, не буду», а именно серьезно раскаешься. Можно и без папы действовать: тебе мама нужна, войди в берега, относись тогда, как надо. А если мне хамишь - ты меня ставишь на уровень со своей подружкой, а я с тобой не хочу дружить, не хочу искать друзей среди хамов. Вот и все. Если эта позиция будет выдержана, то можно будет хотя бы иметь некий шанс на то, что что-то измениться. А если спустить на тормоза, то нужно ожидать следующей вспышки хамства.
- Добрый вечер! Вы знаете, я хотела бы ответит на вопрос, вот сейчас очень распространен этот термин «имяславие». И второй у меня такой вопрос, почему вы всех оскорбляете и считаете нас за тупых?
- Потому что термин «имяславие» знаком, во-первых, очень небольшому кругу людей. Вот не знаю, тупые мы или нет, это дело не мое рассуждать кто тупой, кто не тупой. «Имяславие» было такое движение в начале XX века, локальное, о нем сейчас знают только специалисты. Поэтому я не знаю, откуда вы взяли, что это широко распространено. Не знаю, тут мои товарищи сидят, готовы свидетельствовать, что я никого не хочу оскорбить. Другое дело, я может, что-то говорю, что вам не нравится, так это проще всего - взял, нажал на кнопочку, и в доме стало тихо. Великое изобретение радио, Попов изобрел, как удобно. Поэтому не хочу никого оскорблять, просто, извините, приходится называть вещи своими именами. Я не произношу грубых слов.
- Ольга из Санкт-Петербурга. На работе один человек публично обвинял меня в том, чего я не совершала. Я готова простить, если бы человек попросил прощения, но, похоже, он убежден в своей правоте, и не делает никаких попыток к примирению. Как правильно поступить в такой ситуации?
- Я бы это оставил, как несуществующее. Если он так уверен, то пускай.
- Обида гложет.
- Ну, видите, женщина тоже обижается, хотя, я первый раз с ней общаюсь, и никогда не хотел, и чего-то она решила, что я всех оскорбляю? Кого всех? Не знаю. Бывает так, что человеку чего-то кажется. Что с этим сделаешь, приходиться оставлять, нельзя же быть для всех хорошим. Кто-то вознегодует, позавидует или озлобится, это вещь неизбежная.
- Особенно, если у человека собственное мнение по заданному вопросу.
- Надежда из Москвы. Могут ли души умерших людей, влиять на живых, хорошим или плохим образом, в зависимости от того, какие они? Если участие святых людей в нашей жизни хорошо известно, если такая возможность у проклятых душ?
- Ну, насчет проклятых душ - такого термина у нас нет. Поэтому я не знаю, какую душу можно назвать проклятой, трудно сказать. А влияние, есть, конечно. Непосредственное. Когда память о человеке на земле существует, его отрицательное влияние сохраняется. Например, есть такая басня у Крылова, про одного писателя и одного разбойника. Оба умерли и попали в ад. И вот под разбойником большой костер, а под писателем маленький. Потом проходит много-много времени, под разбойником костер погас, а под писателем вырос огромный пламень. И тот завопил, и говорит: «это несправедливо!». А ему в ответ: « Те, кого разбойник обидел, давно умерли, а твои книжки еще читают». Так что, вот так может быть.
Добавить комментарий